Контрольная работа Ранние отечественные земледельческо-скотоводческие цивилизации
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
РАННИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКО-СКОТОВОДЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Содержание
Введение
Становление отечественных цивилизаций Древнего мира. Неолитическая революция
Основные черты развития ранних отечественных цивилизационных центров Древнего мира
Особенности охраны памятников истории ранних отечественных земледельческо-скотоводческих цивилизаций
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Первой, древнейшей социально-экономической формацией был первобытнообщинный строй. Он продолжался со времени становления человека до перехода к классовому обществу и, следовательно, был наиболее длительной в истории человечества эпохой, что обусловлено медленным темпом развития общества на его первых этапах. Все стадии первобытнообщинного строя объединяет коллективный характер производства и потребления, вызванный тем, что производительные силы были еще весьма неразвиты. Именно поэтому дальнейшее развитие производительных сил, переход от типично первобытного потребляющего хозяйства к хозяйству производящему, разделение труда (прежде всего выделение скотоводческих и земледельческих народов) усложнило всю систему общественных отношений и в конечном итоге привело к переходу к иным типам общественного развития.
Общепринято разделение первобытного общества на периоды по основным материалам, которые использовались для изготовления орудий труда: каменный век, энеолит (меднокаменный век) - переходный от каменных орудий к металлическим, бронзовый век и ранний железный век. Эта периодизация, естественно, не означает, что в каменном веке не изготавливали орудия из дерева и кости, а в эпоху бронзы - из камня. Речь идет о преобладании того или иного материала.
Таблица 1. СОВРЕМЕННАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ПО МАТЕРИАЛУ ОРУДИЙ ТРУДА
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭПОХИ | ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ | |
I. Каменный век |
| |
1. Палеолит | нижний | 1500–100 тыс. лет назад |
| средний | 100–40 |
| верхний | 40–14 |
2. Мезолит |
| 12–8 тыс. лет до н.э. |
3. Неолит* |
| 8-5 |
II.Медный век* |
| 5–3 |
III. Бронзовый век* |
| 3–1 |
IV. Железный век* |
| с 1 тыс. до н.э. до наших дней |
* В Европе и Азии |
1 Становление отечественных цивилизаций Древнего мира. Неолитическая революция
Расселение первобытного человека на территории Российской Федерации происходило в эпоху древнего каменного века (палеолит), характеризовавшегося преимущественным использованием камня для изготовления орудий труда и оружия. Применялись также дерево, кость и другие материалы. Основными занятиями небольших человеческих групп были охота и собирательство. Следы обитания древнего человека, пришедшего из Закавказья, обнаружены на Северном Кавказе и в Прикубанье. Стоянки мустьерской культуры палеолита (100-35 тыс. лет назад) обнаружены археологами в среднем Поволжье и других регионах. Открытия погребений, по мнению учёных, свидетельствуют о развитии религиозных верований. В верхнем или позднем палеолите (40-35 - 10 тыс. лет назад) люди современного типа (кроманьонцы) жили в отдельных районах Восточной Европы и Сибири (Приуралье, Печора, Западно-Сибирская низменность, Забайкалье, долина средней Лены). Им принадлежат многочисленные археологические памятники (Авдеевская стоянка, Сунгирь, Костенки, Мальта, Буреть и др.). Коллективы кровных родственников по материнской или отцовской линиям (род) жили в условиях последнего (валдайского) оледенения. Приспосабливаясь к суровым природным условиям, они совершенствовали технику обработки камня, кости и др., осваивали строительство жилищ; вводили специализацию в охоту и другие промыслы. В этот период преобладала охота на крупных млекопитающих: мамонтов, пещерных медведей и др. Осмысление окружающего мира отразилось в памятниках скульптуры и в пещерной живописи (Капова пещера).
В период среднего каменного века (мезолит) люди адаптировались к изменявшимся природным условиям, связанным с отступлением ледника и формированием современного рельефа, климата, растительного и животного мира. Небольшие группы охотников и рыболовов продвигались в районы, освободившиеся от оледенения. С изобретением лука и стрел в охоте большое место приобрела добыча средних и мелких млекопитающих, водоплавающей птицы; значительные площади внутренних водоёмов способствовали развитию рыболовства. К этому периоду исследователи относят возникновение групповых могильников (Оленеостровский могильник и др.).
На последней стадии каменного века (неолит) началось складывание отраслей производящего хозяйства: земледелия и скотоводства. В изготовлении каменных орудий применялись шлифовка и полировка, а также пиление и сверление. Возникли гончарное производство, прядение и ткачество. Для передвижения использовались челны, лыжи, сани. К концу неолита появились отдельные изделия из меди. В ходе усложнения родового общества появились объединения отдельных родов - племена. При этом группы племён вели однотипное хозяйство, что подтверждается раскопками и исследованиями ямочно-гребенчатых и других археологических культур неолита (льяловская, балахнинская и др.).
В эпоху медного века (энеолит) земледелие, скотоводство и металлургия меди развивались первоначально в южных районах Евразии. В 4-2-м тыс. до н. э. поселения оседлых земледельцев и скотоводов существовали на Северном Кавказе; Украине, Молдавии (трипольская культура); степях Юга России (ямная культура) и др.
Согласно новейшим данным археологии, древнейшие следы обитания человека на территории России относятся ко дошелльскому времени (3 — 2 млн лет назад) и обнаружены в Сибири, на Северном Кавказе и в Прикубанье. В частности, стоянки Богатыри и Родники на Тамани возрастом 1,5 млн лет. Стоянки следующего этапа, шелльского (730—350 тыс. лет назад) обнаружены в Воронежской, Калужской , Тульской, Волгоградской областях. Примерно 150 тыс. лет назад ашельские культуры сменились мустьерскими. Стоянки этого типа широко распространены по европейской части России. На протяжении указанных культур развивался и физический тип человека — местные виды австралопитеков, позже — архантропы, палеоантропы (включая свои виды «неандертальцев»), которых сменил человек современного типа неоантроп.
В России находится древнейшая в мире стоянка неоантропов — Костёнки в Воронежской области (50 тыс. лет назад). Расселяясь, неоантропы сформировали первую археологическую культуру неоантропов — костёнковско-стрелецкую культуру (50 — 30 тыс. лет назад, стоянки: Маркина Гора, 44 — 34 тыс. лет до н. э., Воронежская область; Елисеевичи, 35 — 25 тыс. до н. э., Брянская область; Сунгирь, 28 — 20 тыс. до н. э., Владимирская область и др.). Её генетическим наследником является костёнковско-авдеевская культура, досуществовавшая до эпохи мезолита. К этой культуре относятся стоянки: Гагарино, 22 — 21 тыс. до н. э., Липецкая область; Зарайск, 22 — 21 тыс. до н. э., Московская область; Авдеево, 22 — 21 тыс. до н. э., Курская область; Юдиново, 14 — 13 тыс. до н. э., Брянская область и др. Антропологический тип человека — европеоиды.
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (neolitic revolution) – произошедший в позднепервобытном обществе революционный переворот в производстве, связанный, как правило, с переходом от присваивающего к производящему хозяйству и создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества.
Термин «неолитическая революция» ввел в 1949 английский археолог Гордон Чайлд, близкий по своим концептуальным предпочтениям к марксизму и предложивший термин по аналогии с марксистским понятием «промышленная революция». Эта революция, по Чайлду, «трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом продовольствия», создав тем самым условия возникновения цивилизации. Поскольку понятие «промышленная революция» к середине 20 в. уже стало общепринятым, то и термин «неолитическая революция» быстро завоевал популярность. Другие варианты названий этого исторического события (например, «революция в производстве пищи», «земледельческая революция») не получили поддержки специалистов.
В настоящее время неолитическая революция считается одним из трех главных революционных изменений в экономике – наряду с промышленной и научно-технической революциями.
Изучение археологических материалов (особенно, по Америке) и быта сохранившихся отсталых народов показало, однако, что жесткая связь между социальной стратификацией и переходом к производящему хозяйству встречается отнюдь не везде. Известны народы, которые продолжали заниматься присваивающим хозяйством, но уже далеко ушли от первобытного равенства. Например, индейцы Аляски 18–19 вв. занимались в основном рыболовством и охотой, однако ко времени прихода европейцев у них уже существовали такие институты как вождества, войны между племенами, патриархальное рабство.
Для объяснения этого противоречия следует обратить внимание на самые общие признаки производящего хозяйства, выделенные советским историком В.М. Бахтой:
оседлость;
создание и хранение запаса;
интервал в последовательность работ;
цикличность труда;
расширение спектра деятельности.
Из этих пяти признаков для развития социальной стратификации достаточно лишь трех – 1-ого, 2-ого и 5-ого. Наиболее важным является признак (2): именно накопление редких материальных благ (прежде всего, пищи) дает начало делению на богатых и бедных. Поэтому советский историк В.А. Башилов еще в 1980-е предложил понимать под неолитической революцией переход от производства прожиточного минимума к стабильному производству прибавочного продукта независимо от того, при каких именно формах хозяйства происходит данный переход.
Логика концепции В.А. Башилова такова. До неолитической революции производство избыточного продукта происходило случайно и неустойчиво, поскольку не было технологий длительного сохранения дефицитной пищи. Когда же открывают способы длительного хранения запасов пищи (копчение, соление и т.д.), то сразу возникает мощный стимул не поедать немедленно всю добычу, как это происходило в раннепервобытном обществе, а накапливать ее на «черный день». Владельцы большего запаса могут гарантировать стабильный уровень жизни не только самим себе, но и своим близким. Поэтому они приобретают более высокий социальный статус. Накопление богатства стимулирует грабительские набеги на соседние племена, чтобы отнять их накопления. Таким образом, для формирования социального расслоения могут возникнуть достаточные условия даже при сохранении присваивающего хозяйства.
Тезис о стабильном производстве прибавочного продукта может быть воспринят как указание на повышение в процессе неолитической революции уровня и качества жизни: до нее люди жили-де на грани голодной смерти, а после этого в результате перехода к более прогрессивным технологиям жизнь стала более изобильной. Такое понимание было широко распространено до 1970-х, когда американский антрополог Маршалл Салинз доказал его ошибочность.
В своей монографии Экономика каменного века (1973) М. Салинз, обобщая этнографическую и историческую информацию, сформулировал парадоксальный вывод: ранние земледельцы трудились больше, но имели уровень жизни ниже, чем позднепервобытные охотники и собиратели. Известные в истории раннеземледельческие народы работали, как правило, гораздо большее число дней, чем тратили на добывание пищи дожившие до 20 в. первобытные охотники и собиратели. Представление о голодной жизни отсталых народов также оказалось очень сильно преувеличенным – у земледельцев голодовки носили более тяжелый и регулярный характер. Дело в том, что при присваивающем хозяйстве люди забирали у природы далеко не все, что она могла им дать. Причина тому – не мнимая лень отсталых народов, а специфика их образа жизни, не придающая значения накоплению материального богатства (которое к тому же часто и невозможно накапливать из-за отсутствия технологий длительного хранения пищи).
Возникает парадоксальный вывод, который называют «парадоксом Салинза»: в ходе неолитической революции совершенствование аграрного производства ведет к ухудшению уровня жизни. Можно ли в таком случае считать неолитическую революцию прогрессивным явлением, если она понижает уровень жизни? Оказывается, можно, если рассматривать критерии прогресса более широко, не сводя их только к среднедушевому потреблению.
В чем именно заключалась прогрессивность неолитической революции, можно объяснить по модели, которую предложили американские экономисты-историки Дуглас Норт и Роберт Томас (см. рис.).
В раннепервобытном обществе господствовала общая собственность: из-за немногочисленности населения доступ к охотничьим угодьям и местам рыбной ловли был открыт всем без исключения. Это означало, что существовало общее право на использование ресурса до его захвата (захватит тот, кто будет первым) и индивидуальное право на использование ресурса после захвата. В результате каждое племя, собирающее добычу с очередного участка, куда оно перекочевало, было заинтересован в хищническом потреблении ресурсов общего доступа «здесь и сейчас», без заботы о воспроизводстве. Когда ресурсы территории истощались, ее покидали и уходили на новое место.
Такая ситуация, когда каждый пользователь озабочен максимизацией личной сиюминутной выгоды без заботы о завтрашнем дне, экономисты называют трагедией общей собственности. Пока природные ресурсы были изобильны, проблем не возникало. Однако их истощение из-за роста населения привело примерно 10 тыс. лет назад к первой в истории революции в производстве и в социальной организации общества.
Согласно парадоксу Салинза, охота и иные виды присваивающего хозяйства обеспечивали куда более высокую производительность труда, чем земледелие. Поэтому пока демографическая нагрузка на природу не превышала некоторого порогового значения (на рис. – величина qd), первобытные племена не занимались производящим хозяйством, даже если для этого были подходящие условия (скажем, пригодные для культивирования растения). Когда же из-за истощения природных ресурсов производительность труда охотников начала падать, то рост населения требовал перехода с охоты на земледелие (на графике – с первоначально более высокого уровня VMPh на траекторию более низкого VMPa), либо вымирания охотников от голода. В принципе возможен и третий выход - остановить демографическое давление у критического предела. Однако первобытные люди редко прибегали к нему из-за непонимания экологических закономерностей.
Чтобы перейти от охоты к земледелию, необходимы коренные изменения отношений собственности. Земледелие – принципиально оседлый вид деятельности: в течение многих лет или постоянно земледельцы эксплуатируют один и тот же участок земли, урожай с которого зависит не только от погоды, но и от действий людей. Плодородная земля становится редким ресурсом, требующим защиты. Возникает необходимость защищать обрабатываемые земли от попыток их захвата чужаками и разрешать поземельные конфликты между соплеменниками. В результате начинает складываться государство как институт, главной экономической функцией которого является защита прав собственности.
Д. Норт и Р. Томас предложили считать главным содержанием Первой экономической революции (так они назвали неолитическую революцию) появление прав собственности, закрепляющих исключительные права индивида, семьи, рода или племени на землю. Преодоление трагедии общей собственности позволило остановить падение предельного продукта труда, стабилизировало его.
Таблица 2. ПОВЫШЕНИЕ ПЛОТНОСТИ И МАССЫ НАСЕЛЕНИЯ В ХОДЕ НЕОЛИТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Типы хозяйства | Плотность населения, чел. на 100 км2 | Численность населения земного шара, млн. чел. (по Э.Диваю) |
Охота и собирательство | Австралийцы, бушмены – 1; индейцы доколумбовой Северной Америки – 5–7 | Ок. 10 тыс. лет до н.э. (до неолитической революции) – 5,3 |
Раннее земледелие | 1 тыс. (на Ближнем Востоке) | Ок. 6 тыс. лет до н.э. (после неолитической революции в Старом Свете) – 86,5 |
Прогресс развития общества в ходе неолитической революции проявляется, таким образом, не непосредственно в росте среднедушевого уровня жизни, а в повышении плотности и численности населения (Табл. 3). Согласно оценкам, переход от охоты и собирательства к земледелию позволил повысить плотность населения в сотни раз. Поскольку этот переход происходил далеко не во всех регионах планеты, то рост общей численности населения планеты происходил более медленно – не в сотни, а только в десятки раз.
Следует учитывать, что в разных регионах планеты неолитическая революция происходила асинхронно и с различной региональной спецификой. Выделяют три древнейших первичных очага:
Передняя Азия (территория современных Ирана, Ирака, Турции, Иордании), где к 7-6 тыс. до н.э. сложилось земледельческо-скотоводческое хозяйство (выращивание пшеницы, ячменя и гороха, разведение коз) и появились первые города планеты (Чатал-Гуюк, Джармо, Иерихон);
Мезоамерика (территория Мексики), где к концу 3 – началу 2 тыс. до н.э. сложилась земледельческая экономика, основанная на выращивании маиса; территория Перу, где ко второй половине 2 тыс. до н.э. формируется экономика оседлого земледелия (культивирование маиса) при сохранении большого значения рыболовства.
Неолитическая революция в каждом из первичных центров протекала долго, в течение 2–4 тысячелетий. Когда же новая производящая экономика начала распространяться из этих центров в окрестные регионы, то перенимание уже накопленного производственного и социального опыта резко сокращало время перехода. В современном мире отсталые народы, не пережившие неолитической революции, сохранились лишь в глухих уголках планеты с особыми природно-климатическими условиями.
Основные черты развития ранних отечественных цивилизационных центров Древнего мира
В 1-й половине 1-го тыс. до н. э. на значительной территории России (кроме северных и северо-восточных районов) распространилась металлургия железа, в связи с чем ускорилось разложение первобытно-общинных отношений. При этом на Севере - в тайге и тундре, в суровых природных условиях, сохранялся архаический первобытный уклад. На Северном Кавказе орудия из железа создавались с 9-6 вв. до н. э. под влиянием железоделательного и кузнечного производства Закавказья. Переход к производству железа прослежен на материале кобанской, срубной, абашевской и других культур. Становление железного века в причерноморских степях совпало с пребыванием там киммерийцев, а затем скифов. Образовалось 2 хозяйственных уклада: скотоводческо-кочевой в степях и оседло-земледельческий в лесостепях. Появление ремесленных центров, перераставших в городские, при значительном военном потенциале способствовало возникновению у скифов государства. Скифская и скифообразные культуры 7-4 вв. до н. э. на территории Юго-Восточной Европы составляли западную часть большой культурно-исторической общности, сформировавшейся в основном в среде кочевых скотоводческих племён Евразии (т. н. скифо-сибирская культурно-историческая общность).
В 6-5 вв. до н. э. на северном и восточном побережье Чёрного моря возникли античные города, объединившиеся в 5 в. до н. э. в Боспорском государстве, в которое вошли также синды, меоты и др. племена. Греческие рабовладельческие города были очагами высокой античной культуры, они устанавливали тесные экономические, политические и культурные связи со скифами и другими народами. В 4 в. до н. э. началось передвижение из Приуралья в Поволжье сарматских племён. Сарматы разгромили скифов и в 3 в. до н. э. расселились в степях Северного Причерноморья и на Северном Кавказе. В степной зоне к рубежу 2-1 вв. до н. э. стала господствующей сарматская культура. Скифское государство, существовавшее со 2 в. до н. э. в основном на территории Крыма и по берегам нижнего Днепра, испытывало влияние античных городов и сарматской культуры.
Железоделательное производство развивалось в лесостепной и лесной зонах бассейна Днепра. Население зарубинецкой культуры (2 в. до н. э.-2 в. н. э.) в верхней и средней частях Северного Поднепровья и Подесенья соотносится одними учёными с племенами балтов, другими - с праславянами. В лесной территории Восточной Европы с 8 в. до н. э. по 6-7 вв. н. э. существовали культуры, связанные с различными этносами. На территории Волго-Окского междуречья обнаружены памятники дьяковской культуры, к Югу и Востоку от среднего течения Оки и до Волги (бассейны рек Цна, Мокша, Сура) распространялась Городецкая культура. Носителями этих культур были угро-финские племена, предки мери, веси, мещеры, муромы и мордвы. Представители ананьинской культуры (8-3 вв. до н.э.) занимали левобережье Средней Волги и Прикамье. Их считают предками удмуртов и коми. С 8-5 вв. до н. э. шло освоение железа на Дальнем Востоке. Здесь формировались очаги чёрной металлургии.
В процессе великого переселения народов в Северное Причерноморье в 3 в. н. э. пришли готы, в 375 - гунны. Античные города прекратили своё существование. Во 2-й половине 3 в. в степи и лесостепи от левых притоков Днепра до Дуная распространилась полеэтничная черняховская культура. Её носителями были даки, геты, сармато-аланы, поздние скифы, готы, славяне. С середины 1-го тыс. н. э. происходило разложение первобытно-общинных отношений у многих земледельческих и скотоводческих народов, живших на территории Восточной Европы и Сибири. В 550-562 союз кочевых племён аваров переселился из Приуралья и Поволжья на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье. В середине 6 в. в Центральной Азии племенным союзом тюрков было создано государство - Тюркский каганат, сыгравший важную роль в консолидации тюркоязычного населения Евразии. В 60-х гг. 6 в. тюрки разгромили государство эфталитов в Средней Азии. На рубеже 6-7 вв. возникли Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский каганаты. В 638-926 в Южном Приморье существовало государство племени мохэ и другое -Бохай, успешно боровшееся с императорами танского Китая. Во 2-й половине 6 в. из Зауралья на Северный Кавказ переселились тюркоязычные болгарские племена баланджар. В 1-й трети 7 в. в Приазовье возникло государственное образование Великая Болгария. В середине 7 в. кочевые и полукочевые племена Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Приазовья и донских степей были включены в Хазарский каганат. Финно-угорские племена Среднего Поволжья и выходцы из Великой Болгарии создали в 10 в. государство - Волжско-Камскую Булгарию. На рубеже 9-10 вв. происходил процесс образования государства у аланов на Северном Кавказе.
3 Особенности охраны памятников истории ранних отечественных земледельческо-скотоводческих цивилизаций
Археологические памятники бронзового века обнаружены почти на всей территории Евразии. К 1-й половине 3-го тыс. до н. э. относятся памятники бронзового века на Кавказе, в Северном Причерноморье и др. В конце 3-го -1-й четверти 2-го тыс. до н. э. технологию выплавки бронзы освоили племена лесостепной и лесной зон Восточной Европы, Западной Сибири, Алтайско-Саянского региона. Сохранялась в основном первобытно-общинная форма социальной организации. Учёные установили существование в бронзовом веке самостоятельных обособленных территориально групп населения со своеобразными особенностями духовной и материальной культуры (культурные группы, археологические культуры, культурно-исторические общности). В южной зоне (Кавказ, Средняя Азия, отчасти Южная Сибирь) возникали земледельческо-скотоводческие комплексы с развитым ремесленным производством. В степной, лесостепной и отчасти в лесной зонах преобладал скотоводческий тип хозяйства со вспомогательной ролью земледелия. В лесной (таёжной) зоне скотоводство сочеталось с охотой и рыболовством. Существовали долговременные поселения, где развивалось ремесленное производство. В раннем бронзовом веке в Закавказье и на Северо-Восточном Кавказе существовала куро-аракская земледельческо-скотоводческая культура. Поддерживались связи с цивилизациями Ближнего Востока. В позднем бронзовом веке в центральных районах Кавказа распространилась кобанская культура. На территории степей Восточной Европы жили скотоводческие племена ямной культурно-исторической общности, возникшей ещё в медном веке. В конце 3-го - середине 2-го тыс. до н. э. в Верхнем и Среднем Поволжье и междуречье Оки и Волги жили носители фатьяновской и балановской культур. В лесостепной зоне Подонья, Среднего Поволжья и на Южном Урале в середине 2-го тыс. до н. э. обитали племена абашевской культурно-исторической общности, для которых характерен высокий уровень развития металлургии, базировавшейся на уральских и поволжских месторождениях меди. Во 2-й половине 2-го - начале 1-го тыс. до н. э. на территории от Приуралья до Левобережья Днепра размещались скотоводческо-земледельческие племена срубной культурно-исторической общности. Сейминско-турбинский культурный комплекс, зародившийся в районе Саяно-Алтая, распространился на тысячи километров к Западу. В Сибири к энеолиту - раннему этапу бронзового века относилась афанасьевская культура в верховьях Енисея и алтайских степях, к раннему бронзовому веку - глазковская культура в Прибайкалье и ымыяхтахская культура в бассейне средней Лены. Распространение металлургии в Восточной Сибири связано с влиянием окуневской культуры, предположительно, сформировавшейся в Минусинской котловине и вытесненной на Восток племенами андроновской культурно-исторической общности. Андроновские племена занимали во 2-й половине 2-го - начале 1-го тыс. до н. э. территорию от Урала до Енисея и от таёжной зоны до северных районов Средней Азии (Алексеевское поселение и др.). Карасукская культура (13-8 вв. до н. э.) обнаружена в верховьях Енисея, Оби, в Саяно-Алтайском регионе. На Юге Дальнего Востока во 2-й половине 2-го - начале 1-го тыс. до н. э. существовали синегайская, лидовская, эворонская и другие культуры. В бронзовом веке усилился процесс общественного разделения труда, возрос обмен между племенами. Ремесло стало самостоятельной сферой производства. Главы крупных патриархальных семей обладали значительными богатствами; усилилась имущественная дифференциация, участились столкновения между племенами. В бронзовом веке возникли союзы племён, описанные позднее античными историками и географами.
В окрестностях горного Прикраснодарья, северо-западной части Причерноморья, республике Адыгее получили распространение дольмены — мегалитические ритуальные и погребальные сооружения. В основном они располагаются в горно-лесной зоне. Дольмены появились на западном Кавказе около 5 000 лет назад в эпоху ранней бронзы. В последние годы достаточно литературы по этим загадочным представителям дольменной культуры, памятникам археологии мирового значения. Наиболее известными массовыми дольменными поселениями в пределах маршрутов выходного дня являются Новосвободненское (более 400 шт.), Детуакско-Даховское (около 120 шт.); в районе г. Собер-Баш некоторые исследователи подсчитали около 40 дольменов. В дол. р. Абин найдено до трех десятков гробниц, а невдалеке от пос. Пшада водят экскурсии к 9 дольменам.
В этом районе скифская культура ( VII — IV вв. до н.э.) представлена памятниками, получившими мировое признание — Воронежские, Елизаветинские курганы, которые дали эталонные образцы древнего искусства звериного стиля. Эти находки хранятся в Золотой кладовой Государственного Эрмитажа, государственном музее Востока.
В эпоху раннего железного века ( VIII — IV вв. до н.э.) в бассейне р. Кубани и Приазовье складывается яркая культура меотов — племен земледельцев и скотоводов, рыбаков и ремесленников. Они оставили после себя многочисленные укрепленные городища — Елизаветинское, Васюринско-Воронежские, Старокорсунское на правом берегу Кубани, Тенгинские на р. Лабе, Степные I — III в Приазовье и др.
Богатейшие каменные гробницы синдо-меотской знати были найдены в Елизаветинских, Семибратних, Карагодеуаших курганах.
Западная часть Краснодарского края — единственное место в Российской Федерации, где расположены памятники античности: городища Фанагория (столица Азиатского Боспора) и Гермонасса (Тамань), город Горгиппия (г. Анапа), Таманский Толос и резиденция Хрисалиска (пос. «За Родину» Темрюкского района), древнейшие корабельные стоянки у мысов Тузла и Панагия.
Заключение
Итак, на основании проведенного теоретического анализа в контрольной работе сформированы следующие выводы.
Периодизация истории Древнего мира представляет сложную и еще не решенную до конца научную проблему. Существует множество подходов к периодизации истории. В данной работе рассмотрена следующая схема:
I. Древнейший этап, длившийся примерно 1,5 – 2 миллиона лет, охватывает начальные фазы антропогенеза. Низшая ступень дикости, время предыстории хозяйства и материальной культуры;
II. Этап охватывал значительную часть каменного века (ранний палеолит) и продолжался более 1 млн. лет. Примитивно-присваивающий этап, соответствовал средней ступени дикости;
III. Появление человека современного вида и ранние этапы его истории (поздний палеолит, мезолит, в некоторых областях земли весь неолит). Время развитого присваивающего хозяйства, ступень высшей дикости;
IV. Накопление опыта воспроизводства жизненных благ, начало одомашнения растений и животных, при сохранении в целом присваивающего типа хозяйства (поздний мезолит – ранний неолит). Низшая ступень варварства;
V. VIII–V тыс. до н. э. – начало эпохи производящего хозяйства, соответствующей средней и высшей ступеням варварства;
VI. В IV–III тыс. до н. э. на основе развития производительных сил и производственных отношений при ирригационном земледельческом хозяйстве возникают первые цивилизации, знаменующие собой окончательное разложение первобытного и становление классового общества.
VII. На рубежах эпохи бронзы и раннего железа началось развитие кочевничества, что представляло собой очередной крупный этап в разделении труда.
В контрольной работе рассмотрены основные земледельческо-скотоводческие центры Древнего мира.
В Российской Федерации, как и в других странах, действует законодательство, регламентирующее защиту памятников истории, в том числе истории Древнего мира.
Западная часть Краснодарского края — единственное место в Российской Федерации, где расположены памятники античности
Список использованной литературы
Массон В.М. Проблема неолитической революции в свете новых данных археологии. – Вопросы истории. 1970. № 6
Башилов В.А. Темпы исторического процесса в важнейших центрах «неолитической революции». – В кн.: Исторические судьбы американских индейцев. Проблемы индеанистики. М., 1985
Салинз М. Экономика каменного века. М., 1999
Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М., 2003
Беда А.М. Культурно-исторические ритмы (таблицы). М., 1995.
История России / Под общ. ред. В.В. Рыбникова. Саратов, 1997
Михайлова Н.В., Беда А.М., Журов А.Н. Памятники прошлого: Охрана исторического наследия. М., 1997.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. М., 1994.
Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 2004.