Контрольная работа

Контрольная работа Особенности духовной культуры европейского Средневековья

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024


Федеральное агенство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

Кафедра гуманитарных и социальных наук

Контрольная работа

по курсу “Культурология”

на тему:

«Особенности духовной культуры европейского Средневековья»

Выполнил:

Ганжа Антон Аскерович

2008 год

Содержание

  1. Периодизация и истоки средневековой культуры

  2. Христианство – фундамент духовной культуры Средневековья

  3. Рыцарская культура

  4. Фольклор Западноевропейского Средневековья

  5. Городская культура и карнавал

  6. Создание школьной системы

  7. Первые университеты

  8. Роль латинского языка

  9. Романика и готика – великие художественные стили средневековой европейской культуры. Храмовая культура

  10. Словарь понятий и персоналий

  11. Тест

Список использованной литературы

1. Периодизация и истоки средневековой культуры

Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на «темные века». Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского обществ была не столь однозначна.

Термин «средние века» ввели в науку итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Он означает тысячелетие, хронологическими рамками которого являются V – XV вв., т. е. начало связано со временем исторического завершения античной культуры, а конец – с её возрождением в Новое время. Культурологи подразделяют данную эпоху на три периода:

- раннее Средневековье V – X вв.;

- зрелое Средневековье X – XIII вв.;

- позднее Средневековье XIV – XV вв.

За этот небольшой исторический промежуток времени образовались все языки, народы и государства Европы, сложилась её неповторимая христианская культура. В её основу легли два истока:

- традиции угасающей Греко-римской античной культуры с её достижениями в области государственного устройства, политики, права, религии, искусства, философии и пр.

- влияние культуры «варварских» племён и народов самой Западной Европы (франков, саксов, готов, норманнов и др.), которым были чужды идеалы и ценности античного мира.

2. Христианство – фундамент духовной культуры Средневековья

Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения – символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу.

В столкновении с умирающей античной цивилизацией и первобытной культурой, Греко-римским многобожием и варварским язычеством христианству удалось одержать верх и занять главенствующее положение в европейской культуре. Духовная культура Среденевековья формировалась под мощным влиянием христианской религии и Церкви, которые отвергали античное миропонимание с его идеей вечности мира и существования человека как его же органической части. Христианство отрицало незыблемость мира и признавало Бога как творца природы и самого человека. В христианском вероучении подчёркивается двуединое начало человека: тело и душа. Но Церковь требовала от верующих в первую очередь заботы о душе, стимулировала культ аскетизма, который стал характерной чертой средневековой культуры.

Христианство учило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, хотя и неодинаковым в различных странах.

На Востоке, в Византии, христианская церковь существенно зависела от сильной императорской власти. Византийские императоры уже с V в. Играли важную роль в собственно церковной жизни: даже право созыва церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только не подчинялась в такой мере государству, но, напротив, заняла особое положение. Римские епископы, с IV в. Именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции.

Между Западной и Восточной церковью существовали и с течением времени углубились противоречия, принимая всё более принципиальный характер. В середине IX в. Это был спор о филиокве, т. е. о том, исходит ли Дух Святой только от Бога-отца (позиция Восточной церкви) или от Бога-отца и от Бога-сына (позиция Западной церкви). Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга. После разрыва обе церкви продолжали претендовать на роль Вселенской церкви – «католической» (в западной транскрипции) или «кафолической» (в транскрипции восточной). С этого времени Западная церковь называет себя римско-католической, а Восточная – греко-кафолической, т. е. Православной (ортодоксальной, правоверной).

Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей. Так, сторонники еретического учения несторианства отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Другое еретическое учение – монофизитство, напротив, видело в Христе только Бога и отрицало в нём человеческую природу. Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция, которая с XIII в. Действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками карались вольнодумство, ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Церковь учила, что дьявол вселяется в людей, прежде всего в женщин, и заставляет их творить зло. Обвинения в пособничестве дьяволу было достаточно для вынесения смертного приговора. Несчастных, как правило, сжигали на кострах. Такие процессы были почти массовыми в Западной Европе. В Испании, например, на кострах инквизиции погибли 30000 человек.

Огромную роль как на Западе, так и на Востоке играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, а также отказа от имущества. Однако уже к VI в. Монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры. Так, в Англии в конце VII – начале VIII вв. в одном из монастырей на Северо-Востоке жил Беда Достопочтенный, один из наиболее образованных людей своего времени, автор первого крупного сочинения по английской истории. К Доминиканскому ордену принадлежал другой выдающийся философ Средневековья Фома Аквинский (1225 или 1226 – 1274 гг.), сформулировавший пять доказательств бытия Бога. В конце XIX в. Католическая церковь объявила Фому Аквинского вечным «авторитетом» в области религии, философии, истории, политики и права.

В начале XIII в. Возникли так называемые «нищие монашествующие ордены», монахи которых бродили по городам и селам и жили подаяниями, завоевывая «личной бедностью» сочувствие у народа, оказывая при этом большое влияние на народную культуру.

В XII – XIII вв. значительно расширилось влияние католической церкви и папства на жизнь общества. Наиболее могущественным папой этого периода был Иннокентий III. Только императорам разрешалось целовать его руку, все прочие должны были довольствоваться целованием креста на папской туфле. Римская католическая церковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупнейшим финансовым центром мира, активно вела коммерческую и общеэкономическую деятельность. Примером может служить продажа индульгенций – грамот об отпущении грехов, как уже совершённых, так и будущих. Цена индульгенции зависела от тяжести преступления.

Многочисленное духовенство занимает свое особое место рядом с двумя другими социальными слоями средневекового общества – народом и воинами-рыцарями.

3. Рыцарская культура

Рыцарство (благородное дворянство) – это особое социальное сословие, особый социальный институт Средневековья. Оно сформировало свою уникальную культуру, состоящую из особого этикета, поединков, турниров, экстравагантных рыцарских обетов, умения играть на музыкальных инструментах и, наконец, соблюдения всех правил куртуазии (т. е. светскости). Вершиной культуры данного сословия стали рыцарский роман и рыцарская поэзия, которые с XII по XIV вв. являлись популярными жанрами европейской литературы. Повествуя о становлении рыцаря в борьбе с препятствиями и искушениями, данные литературные тексты вызывали у читателя интерес к индивидуальной судьбе, к человеческим чувствам и переживаниям. Героический рыцарский эпос представлен в мировой культуре представлен в мировой культуре такими литературными памятниками, как «Песнь о Роланде», в которой воспеваются военные подвиги графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию; «Повесть о короле Артуре» - стихотворный роман о британском короле Артуре; «Повесть о нибелунгах» - важный памятник германской народной литературы XII – XIII вв, повествующий о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в., в основе которого лежат древние германские сказания; роман немца Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда», повествующий о пылкой любви двух молодых людей; романы Кретьена де Труа «Клижес» (1176) и «Ланселот, или Рыцарь телеги» (1176 – 1181 гг.). Рыцарскую поэзию олицетворяло творчество французских трубадуров и труверов, немецких миннезингеров, итальянских поэтов «нового сладостного стиля», возникшего в середине XIII в. и представленного в основном лирической поэзией – песнями, балладами, сонетами, написанными на итальянском языке. Основатель этого стиля – болонский поэт Гвидо Гвиницелли, а крупнейшие представители – флорентийцы Брунетто Латини и Гвидо Кавальканти. Главной тематикой их куртуазной поэзии являлся «культ дамы». Они воспевали идеальную любовь и преданное служение даме сердца, ради которой рыцари подвергались опасностям. Наиболее известные авторы – Бетран де Борн, Джауфре Рюдель, Арно Даниэль. Значительным явлением в литературе Франции XII – XIII вв. были ваганты и их поэзия. Вагантами называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь в свою очередь преследовала и осуждала вагантов.

4. Фольклор Западноевропейского Средневековья

Литература была важнейшим элементом средневековой культуры. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Певцы-музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англо-саксов большим уважением. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса – поэма «Беовульф», написанная около 700 г. Однако специалисты считают, что во всей западноевропейской литературе этого периода эпическая народная поэзия Скандинавии не имеет себе равных по своему содержанию и силе. Важнейшим памятником скандинавского поэтического эпоса считается «Старшая Эдда» - сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях. Записана «Эдда» была в XII в., с появлением в этих странах латинской письменности, но создана была значительно раньше. Особое место в литературе скандинавских народов занимают исландские саги. Одна из наиболее известных – это «Сага об Эрике Рыжем», рассказывающая об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки.

Важнейший памятник английской литературы XIII в. – знаменитые баллады о Робин Гуде, который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы. Выдающимся событием этого периода можно считать активное развитие литературы на английском языке.

В конце XIII в. появляется первое прозаическое произведение на итальянском языке. Это было собрание новелл, сюжеты которых впоследствии использовал знаменитый Боккаччо при создании «Декамерона».

В этот период быстро развивается городская литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоёв городского населения, а также появление сатирических произвелдений. Представителями городской литературы были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди (конец XIII в.).

5. Городская культура и карнавал

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества – городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Городская культура зародилась во Франции в XI – XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглёров, которые выступали на городских площадях как актёры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Жонглёры выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и пользовались большой популярностью в народе. Даже литургическая драма, т. е. инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которая разыгрывалась в помещении церкви её служителями, по мере развития городов становится все более светской. Примерно с середины XII в. театральные действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, роли всё чаще исполняли горожане, а пьесы всё более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни.

Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке. Одновременно здесь начинает развиваться и особый драматический жанр – моралите, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества, - Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счёт платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идёт быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Пётр Абеляр, философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Да и нет», в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, а они пользовались у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знания над верой.

На протяжении всего Средневековья в культуре простого народа (крестьян и жителей западноевропейских городов) сохраняются элементы архаической языческой культуры: идолопоклонство, жертвоприношения, ритуальные праздники, связанные с проводами зимы, встречей весны. Особое значение принадлежит карнавалу – народному празднику под открытым небом, который сопровождался уличными шествиями, маскарадами, театрализованными играми и пр. Карнавал был характерен именно для городской культуры, так как в нем были задействованы большие группы людей. Средневековая эпоха изобилует праздниками и зрелищами. Традиционные городские шествия, религиозные и цеховые процессии объединяют социально-противоположные слои. Низшие через праздничное зрелище приобщаются к политике, богатству, которые они создают своими руками, но от которых отстранены. Представителями высшего сословия демонстрируют идею общественного служения, одновременно являясь воплощением государственного имущества.

В то же время культура проявляла себя в виде профессионального артельно-цехового способов творчества. По типу торговых и ремесленных цеховых городских организаций создавались союзы и гильдии врачей, художников, юристов и др. Постепенно цехи и гильдии превращались в закрытые монопольные организации – корпорации. Они вырабатывали трудовую дисциплину, нормы публичного и бытового поведения, обеспечивали защиту своих членов против произвола властей.

6. Создание школьной системы

Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки – юриспруденция, естествознание, философия, логика – все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.

Средневековье – это время организации системы западноевропейского образования, включающего в себя школу и университет. Школы, в основном существовавшие при монастырях и готовившие священнослужителей, предлагали «семь свободных искусств» две ступени образования:

trivium – грамматика, риторика и диалектика;

quadrivium – арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

В V – IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник. Кроме монашеских школ, существовали также «внешние» школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Много светских школ было открыто во второй половине IX в. в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподаватели учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочинения античных авторов.

Уровень преподавания в разных школах в разные периоды Средневековья был неодинаков, соответственно, менялся и уровень образования людей. После определённого подъёма в VIII – IX вв. развитие умственной жизни в X – начале XI вв. заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Так, полагали, что Земля похожа на колесо, которое со всех сторон обтекает океан; в центре Земли находится город Иерусалим. Античная идея о шарообразности Земли отвергались: считалось невозможным, что люди на противоположной стороне ходят на головах. Пришли в упадок скриптории – мастерские, существовавшие при церквах и монастырях, в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки. Книг было мало и стоили они чрезвычайно дорого. Например, в начале XI в. «Грамматика» стоила столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так, в X – XI вв. в высших школах Испании преподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, право, мусульманское богословие. Сюда приезжали учиться из всех стран Западной Европы, а также из стран Передней и Средней Азии.

7. Первые университеты

В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088 г.). Он способствовал возрождению норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В XII в. университеты возникают и в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), затем – университет в Кембридже (1209). Виднейшим университетским учёным Англии XIII в. был Роджер Бэкон, который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт. Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160). Он объединял четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран. Средневековая университетская наука называлась схоластикой, т. е. школьной наукой. Её наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам. Влияние церкви на средневековые университеты было огромным.

Для Византии периода раннего Средневековья также присуще было усиление позиций христианской церкви в области образования, что выразилось, например, в гонениях на античную философию. В VI в. была закрыта знаменитая Афинская школа, основанная Платоном и просуществовавшая почти 1000 лет. Античную философию сменило богословие. Однако в середине IX в. в Константинополе была создана высшая школа, где преподавание строилось по античному образцу. Виднейшим представителем византийской культуры этого времени был патриарх Фотий – составитель «Мириобиблиона» - сборника отзывов на 280 произведений преимущественно античных авторов, автор богословских сочинений.

В IX – X вв. отмечен подъём в области естественнонаучных знаний. Созданы энциклопедии по различным отраслям знаний, содержащие разнообразные сведения о византийском обществе и соседних народах, в том числе и о восточных славянах – русаках. Составлены руководство по хирургии, учебники по математике. Наряду с точными науками широкое распространение получили науки оккультные: алхимия, астрология, магия.

8. Роль латинского языка

Преподавание во всех университетах шло на латинском языке, и знание латыни было синонимом грамотности. Единый для всех образованных европейцев латинский язык способствовал формированию общеевропейского сообщества интеллектуалов: мыслителей, учёных, государственных деятелей, священников, придерживавшихся определённого образа жизни и связанных между собой разнообразными контактами, для которых не существовало ни государственных границ, ни расстояний.

9. Романика и готика – великие художественные стили средневековой европейской культуры

Храмовая культура.

Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур; это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнаментах, сочетаниях цветовой гаммы и пр.

В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольного храма, стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности и все большей стилизацией. Великолепный образец архитектуры Византии – Храм Святой Софии в Константинополе, стены которого были украшены замечательной разноцветной мозаикой, а крышу завершал огромный купол.

Средневековая культура оказала влияние на формирование двух европейских художественных стилей того времени: романского и готического. Следует заметить, что стиль искусства – представляет собой фундаментальное определение организующих принципов и форм художественного мышления и творчества, характерных для определённого исторического периода развития культуры.

Романский стиль (от латинского romanus – римский) Средневековья – это первое единое стилевое направление в западноевропейской художественной культуре X – XII вв. Его появление было вызвано желанием государственной власти и Церкви Средневековой Европы опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Возникновение же термина «романский» связано прежде всего со стремлением найти единство в развитии европейской культуры XI – XII вв. Общие черты романского стиля во Франции, Испании, Италии, Германии, Англии не столько объясняются римским влиянием или сходством социальных условий феодального строя, сколько являются результатом единого религиозного мировоззрения. Единство в многообразии – так можно охарактеризовать сущность романского стиля: единый язык культуры, но оттенки разные.

Романский стиль Средневековья – это время возникновения и функционирования общеевропейского монументального стиля в архитектуре, скульптуре и живописи в эпоху наивысшего рассвета феодализма. Монумент выступает как главная составляющая прежде всего архитектуры, подчиняя себе все другие виды искусства. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Мощные конструкции архитектурных сооружений сочетались с многофигурными скульптурными композициями, в которых господствовали библейские темы и евангельские сюжеты о страданиях и неизбежной гибели человечества и торжества христианства над тёмными силами мироздания. В свою очередь, в проповедях Церкви и в сознании народа сформировалась идея греховности мира, полного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных таинственных сил. Данные сюжеты иносказательно отражали характерные стороны современной жизни людей. Именно на этой основе в романском искусстве Западной Европы сложился эстетический идеал, противоположный античному. В период романики был создан и доведен до высочайшей выразительности синтез искусств. Никогда прежде все виды искусства, включая литературу, не объединялись столь целостно, полно и соразмерно. Цель такого объединения – «строительство» души человеческой и подчинение поведения индивидуума идеям упорядоченного иерархического моровоззрения. Памятники романского стиля рассеяны по всей Западной Европе. Среди них – церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (Франция XI – XIIвв.), собор в Вормсе (Германия XI – XII вв.), собор в Шартре (Франция XII в.), цикл фресок церкви Сен Северен сюр Гартан в Пуату (Франция XI – XII вв.).

Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись – плоскостная, отрицающая трёхмерность фигур и перспективу. От византийской живописи были заимствованы большие глаза на лицах изображаемых, полное отсутствие портретного сходства, искусственность поз. Живопись отражала сословно-иерархические представления о мире: святые изображались боле крупными по размеру, чем король, а король – боле крупным, чем его вассалы и слуги.

Готика, готический стиль происходит от названия германского племени готов – второе общеевропейское стилевое художественное направление, а также устойчивая система художественно – образных средств и приемов, сложившихся в западноевропейском искусстве XII – XVI вв. Характерной чертой готического стиля является единство и целостность художественных проявлений, заявивших о себе во всех видах искусства под эгидой архитектуры. Готическая архитектура, ведущим типом которой стал городской собор, отличается:

- динамизмом устремлённых вверх форм храма;

- устойчивой каркасной системой остроконечных диагональных «рёбер», перехваченных на вершине замочным ремнём;

- огромными прорезными окнами, многоцветностью витражей и гобеленов.

Цветные витражи – главный жанр готической живописи. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадов готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня статуй, аллегорических фигур, олицетворявших догматы и верования Католической церкви. Продуманная архитектурная композиция соборного комплекса создавала у верующих иллюзию его Божественного происхождения и оторванности от земли. Следует заметить, что храм выполнял не только богослужебную функцию, он был местом проведения театральных спектаклей и собраний горожан. В готическом стиле строились и здания, в которых размещались местные советы самоуправления – ратуши, являвшиеся символом независимости города. В истории культуры принято выделять три крупнейшие школы готики:

- французскую («пламенеющую»), которая отличалась напоминающим языки пламени узором оконных переплетов в храмах (собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211-1311);

- немецкую («кирпичную»), характеризующуюся наличием церквей с узорной кладкой из глазурованного и фигурного кирпича (монастырь Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-1340);

- английскую («перпендикулярную»), отличительной чертой которой явились вытянутые в длину соборы с упрощенной архитектурой (собор в Эксетере, 1275-1375).

Особый характер стиля носит готическая архитектура Италии. Общественные здания и городские дворцы масштабны и объёмны, включают в себя элементы, связанные с исполнением оборонительных функций (палаццо Веккио во Флоренции XIV в., дворец Дожей в Венеции XIV в.). Эпоха готики – это и время расцвета книжной миниатюры, резьбы по камню, дереву и кости, обработки металла, сочетавшегося с камнями и эмалью, художественного ткачества. Шедевром готического стиля является Вестминстерское аббатство в Лондоне.

Культурно-историческое значение готики состояло, с одной стороны, в укреплении религиозного мировоззрения, с другой – в вытеснении рационального расчета свободным полетом творческой мысли. Не случайно готика предваряла и сопровождала культуру Возрождения. До середины XVIII в. готический стиль в эстетическом сознании отождествлялся с явным нарушением художественного вкуса, с «варварством». Переосмысление значения готики для европейской культуры произошло в начале XIX в. в период предромантизма и оказало существенное влияние на становление европейского и американского романтизма.

10. Словарь понятий и персоналий

Богословие – учение, сменившее в VI в. Античную философию.

Ваганты (от латинского vagantes – бродячие), в средневековой Западной Европе бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры – исполнители пародийных, любовных, застольных песен. XII – XIII в. – время расцвета вольнодумной, антиаскетической, антицерковной литературы вагантов, в основном песенной. Преследовались официальной церковью.

Витражи – огромные окна, украшенные яркими разноцветными стёклами.

Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура), культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров.

Готический стиль (готика) (от итальянского gotico, буквально – готский, от названия германского племени готов), художественный стиль (между серединой XII и XV – XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе.

Греко-кафолическая, или Православная церковь (Восточная церковь – ортодоксальная, правоверная) (от греческого katholikos – вселенский), официальное название православной церкви как особой ветви христианской церкви.

Ересь (от греческого hairesis – отход, особое вероучение), в христианстве – течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа.

Жонглер – люди, выступающие на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы.

Индульгенция (от латинского indulgentia – милость) – грамота об отпущении грехов, как уже совершённых, так и будущих.

Инквизиция (от латинского inquisition – розыск), в католической церкви в XIII – XIX вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти.

Кирпичная готика – новый архитектурный стиль, основанный на использовании для возведения различных строительных конструкций кирпича.

Минизингеры (от немецкого minnesinger – певец любви), немецкие рыцарские поэты-певцы, авторы произведений куртуазной любовной лирики.

Монашество (от греческого monachos – отшельник, монах), социальная религиозная группа, члены которой берут на себя обязательства: «уход из мира»; как правило, отказ от имущества; воздержание (обязательно безбрачие); разрыв старых родственных и социальных связей; прикрепление к монастырю, подчинение его уставу.

Монофизитство – еретическое учение, видевшее в Христе только Бога и отрицавшее в нём человеческую природу.

Моралите (от французского moralite или от латинского moralis – нравственный), жанр западноевропейского театра XV – XVI вв, назидательная драма на поучительные, религиозные и философские темы.

Несторианство – еретическое учение, отрицавшее догмат о божественной сущности Христа.

«Новый сладостный стиль» - стиль в поэзии, возникший в Италии в середине XIII в., прославляющий любовь к женщине.

Папа Римский – римские епископы, присвоившие себе важные политические функции.

Папство – духовное сообщество, возникшее в VIII в., активно сопротивляющееся распространению ереси.

«Пламенеющая готика» - стиль в архитектуре, в котором здания украшали тончайшей резьбой по камню – каменным кружевом.

Римско-католическая церковь – Западная церковь.

Романский стиль, стиль средневекового западноевропейского искусства X – XII вв. (в ряде стран также XIII в.).

Сага (от скандинавского saga), оригинальное или переводное прозаическое произведение, особенно развившееся в Ирландии и Исландии в VIII – XIII вв., жанр европейского средневекового героического эпоса.

Символ веры – ряд ведущих положений христианского вероучения.

Скрипторий – мастерские, существовавшие при церквах и монастырях, в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки.

Схоластика (от греческого scolastikos – школьный, учёный) – средневековая университетская наука, школьная наука.

Трубадуры (от французского troubadour – находить, слагать стихи), провансальские поэты-певцы XI – XIII вв., слагающие и сами исполняющие лирические стихи, аккомпанируя себе на скрипке или другом инструменте.

Филиоква – спор о том, исходит ли Дух Святой только от Бога-отца (позиция Восточной церкви) или от Бога-отца и от Бога-сына (позиция Западной церкви).

Христианство – одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), признающая единого Бога - Христа.

Арно Даниэль – известный автор-трубадур европейского средневековья.

Беда Достопочтенный – один из наиболее образованных людей своего времени, живший в Англии в конце VII - начале VIII вв. в одном из монастырей на Северо - Востоке, автор первого крупного сочинения по английской истории.

Бетран де Борн – наиболее известный автор-миннезингер европейского средневековья.

Брунетто Латини – флорентиец, крупнейший представитель «нового сладостного стиля» в поэзии (2-я половина XIII в.).

Гвидо Гвиницелли – болонский поэт, основатель «нового сладостного стиля» в поэзии (ок. 1230 – 1276).

Гвидо Кавальканти – флорентиец, один из крупнейших представителей «нового сладостного стиля» в поэзии (ок. 1259 -1300).

Гвидо Орланди – наиболее яркий представитель городской литературы (конец XIII в.).

Готфрид Страсбургский – немецкий поэт, написавший знаменитый роман «Тристан и Изольда» (умер около 1220 г.).

Джауфре Рюдель – один из наиболее известных авторов-трубадуров европейского средневековья (около 1140 – 1170).

Иннокентий III – наиболее могущественный папа периода XII – XIII вв. (1160 или 1161 – 1216 гг.).

Петр Абеляр – выдающийся магистр Франции XII в., философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ (1079 – 1142).

Роджер Бэкон – виднейший университетский учёный Англии XIII в., который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт (ок. 1214 – 1292).

Фома Аквинский – выдающийся философ, принадлежавший к Доминиканскому ордену, сформулировавший пять доказательств бытия Бога (1225 или 1226 – 1274 гг.).

Фотий – патриарх, виднейший представитель византийской культуры, составитель «Мириобиблиона», автор богословских сочинений (ок. 810 или 820 – 890-е гг.).

Чеко Анджольери – один из наиболее ярких представителей городской литературы.

11. Тест

а) Укажите одну из существенных черт духовной культуры Средневековья:

  1. преобладание в религиозной культуре элементов светской культуры;

  2. духовная культура Средневековья – это элитарная культура отцов церкви;

  3. психологическая самоуглубленность, поиск спасения души в исповеди и очищении;

  4. смесь языческих верований, мистицизма и религии?

Ответ: Одна из существенных черт духовной культуры Средневековья – преобладание в религиозной культуре элементов светской культуры.

б) Как называется элемент смеховой культуры, преувеличенно смешное, искаженное подобие чего-либо:

    1. скетч;

    2. эпиграмма;

    3. басня;

    4. гротеск?

Ответ: гротеск.

в) Укажите на одну из основных черт духовной культуры Средневековья:

1) духовная культура Средневековья – это добродетели рыцарской

культуры;

2) духовная культура Средневековья основана на разъяснении Библии;

3) главное в духовной культуре Средневековья – борьба с язычеством;

4) духовной культуре Средневековья присущ дух аристократизма и

элитарности.

Ответ: Главное в духовной культуре Средневековья – борьба с язычеством.

г) Амбивалентность как специфическая особенность художественных образов народной смеховой культуры Средневековья нашла отражение в работах отечественного культуролога…

1) Н.Бердяев;

2) М.Бахтин;

3) Э.Ильенков;

4) С.Булгаков

Ответ: Н. Бердяев.

д) Назовите направление в западноевропейском искусстве ХII-XIY веков, являющееся по своей сути культовым; характеризуется господством линии, вертикальным построением композиции, а также тесной связью скульптуры и архитектуры:

1) ампир;

2) романтизм;

3) барокко;

4) готика.

Ответ: готика.

Список использованной литературы

1. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. М.: Центр, 2001, 334 с.

2. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. М.: Юнити, 1995, 223 с.

3. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М.: Академический Проект, 2001, 672 с.

4. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. С.-Пб.: Союз, 1998, 560 с.

5. Миркин З., Померанец Г. Великие религии мира. М., 1995, 534 с.

6. Иванов К.А. Многоликое средневековье. М., 1996, 431 с.

7. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990, 174 с.

8. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. М., 1997, 285 с.

9. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 2001, 230 с.

10. Поликарпов В.С. Лекции по культурологи. М., 1997, 588 с.


1. Курсовая на тему Социально экономическая модель развития США
2. Реферат Проблемы борьбы с организованной преступностью
3. Реферат на тему Is Anarchism The Only Morally Defensible Political
4. Контрольная работа по Менеджменту 22
5. Реферат Отчет о прохождении производственной практике в ООО Розница Н-1
6. Сочинение Поэзия любви
7. Доклад Аквариум тропического леса
8. Курсовая Проект модернизации одноковшового экскаватора с целью повышения производительности и экономической Разработка выемок
9. Реферат на тему EBusinessKmartIncl Biblio Essay Research Paper Marketing
10. Реферат на тему Wolf Predation Essay Research Paper This paper