Контрольная работа Характеристика эпохи Возрождения
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Факультет заочного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Тема: "Характеристика эпохи Возрождения"
Выполнил студент
ПАВЛОВ П.Н.
Шифр Э – 02 – 76 - М
Специальность 0060800 «Экономика и управление на предприятии»
НОВОСИБИРСК
2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Эпоха Возрождения-социокультурный переворот в Европе XIII-XVI вв
Гуманизм и рационализм в культуре Возрождения
3 Периодизация и национальный характер Возрождения
Заключение
Используемая литература
ВВЕДЕНИЕ
В развитии мировой культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Это время ( XIV-XVIвв) является переходным от феодального Средневековья к Новому времени – эпохе капитализма.
В эту эпоху бурно развивается международная торговля, все большее значения приобретают города. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Наступает период первоначального накопления капитала, развивается банковское дело. Наряду с классом феодалов активную роль начинает играть нарождающаяся буржуазия. На первый план выдвигается человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям.
Некогда могущественнейшие силы средневекового мира – империя и папство – переживают глубокий кризис. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Это эпоха Великих географических открытий.
Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем, еще неразвитость капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культур и эстетической мысли того времени. В этих условиях складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир.
Главным в новом - гуманистическом- мировоззрении стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Идеалом стала гармоничная, сильная, свободная, духовно богатая личность – « универсальный человек».
Образцы нравственного, прекрасного, языческую любовь ко всему земному гуманисты (прежде всего в Италии) находили в наследии античности – памятниках культуры, искусства, литературы, философии, возрожденнных в это время. Отсюда и название культуры эпохи – Возрождение или Ренессанс (от фр.renaissanse – возрождение)
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ – СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЕВРОПЕ В XIII - XVI веках
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры – расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны.
В области философии новое наполнение и развитие получили античные течения, согласно которым Бог отождествлялся с природой («пантеизм» Кампанелла,Бруно); все люди равноправны перед лицом мирового закона («стоицизм» Петрарка) Бог не вмешивается в жизнь людей, провозглашение здоровья тела и духа, отсутствие страданий («эпикуреизм» Валла); строение бытия – сверхсущее, единое и иерархичное («неоплатонизм», Фичино, Мирандола). Возрождена была и древнегреческая идея торжества микрокосма (человека) и макрокосма ( природы).
Новую, в духе гуманизма, педагогическую систему разработал в начале XV в. Леонардо Бруни. Он настаивал на развитии не только духа, но и тела; отводил важное место эстетическому воспитанию, изучению основных видов искусства. Бруни первым заговорил об индивидуальном подходе педагога к учащимся и о необходимости женского образования.
В 1436 году произошло событие, значение которого в истории человечества трудно переоценить – Иоганном Гуттенбергом был изобретен печатный станок. Это сразу же сыграло огромную роль в распространении античного наследия, новых идей и научных достижений.
В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки: нерасчлененность, характерная для древних времен, сменяется выделением обособленных отраслей знаний, складывается наука в современном ее понимании.
Особенно больших успехов достигает астрономия, география, анатомия, математика. Важнейших успехов достигло судостроение. Появились каравеллы – быстроходные и маневренные суда с удобной парусной оснасткой, позже – вместительные и хорошо вооруженные галионы. Астролябия, другие приборы и специальные астрономические таблицы позволяли довольно точно определять географическую широту места. Моряки научились пользоваться компасом и составлять карты.
Путешествия Христофора Колумба (открытие Америки в 1492 г.), Васко да Гамы (открытие морского пути в Индию в 1498 г.), Америго Веспучи (1499-1504гг.), Фернанда Магелана (1519-1522гг.) и др. мореплавателей доказали шарообразность земли, привели к установлению очертаний большей части суши, расширили знания о Земле. В 1492 году был создан первый глобус (Бехайм) и составлена первая карта Европы и мира «Атлас» (Меркатор,1569г.)
Настоящей научной революцией стала гелиоцентрическая система Николая Коперника (опубликована в 1543 г.). Разрабатывая свою систему почти 30 лет, он превратил философскую догадку в строгую математическую теорию. Его учения развил в дальнейшем Джордано Бруно.
Иоганн Кеплер открыл законы движения планет (1609г.). Галилео Галилей – законы механики(1632г.). Ученые дали математическую трактовку этих законов, благодаря чему впервые в истории развития человеческого понятия – понятие «закон природы» сделалось строго научным. Галилей изобрел телескоп (1609г.), совершил астрономические открытия, ставшие первыми неопровержимыми доказательствами правильности теории Коперника, первым стал систематически применять эксперимент в своих исследованиях.
В области математики также были достигнуты большие успехи. Было дано полное теоретическое толкование перспективы (Альберти,1435г.), заложены основы начертательной геометрии (Дюрер,1525г.), усовершенствована алгебра (Виет,1591г.).
Идеи древней медицины были подвергнуты критическому пересмотру врачом Теофастом Парацельсом, он один из первых способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Андреас Везалий изложил принципиально новое понимание анатомии человека (1543г.). Мигель Сервет высказал идею о малом круге кровообращения (1553г.). В 1590 году был изобретен микроскоп (Янсен).
Эпоха Возрождения, провозгласившая высокие гуманистические идеалы, давшая великие научные достижения и великое искусство, в действительности была эпохой резких контрастов и противоречий. Бурный, переломный характер этого времени рождал напряженные классовые битвы. Жестокость реальной общественной жизни породила стремление выработать представление об идеальном государственном устройстве, где царят справедливость, всеобщее благоденствие и счастье. Так возник утопический социализм, первым представителем которого стал Томас Мор. Представитель «утопического социализма» Ф.Бэкон утверждал, что основой будущей счастливой жизни людей будет прогресс науки и техники. Идеи, близкие к утопическим, есть в произведениях Рабле, Сервантеса, Шекспира.
Социально-экономические перемены находят свое отражение в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, скульптуре, театре.
Энгельс писал об эпохе Возрождения: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».
2 ГУМАНИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха Возрождения открывает новый этап в осмыслении культуры. В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи рационализма (от лат. Rationlis - разумный) и гуманизма ( от лат. Humanus – человечный)
Заимствованный у Цицерона ( Iв.до н.э.),который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV – XVI вв. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в религиозные сферы, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей.
Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек – только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, особенно церковной, формирует человека предприимчивого, активного, инициативного.
Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр – могучая и прекрасная личность.
Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигъери (1265-1324) – «последний поэт Средневековья и вместе с тем и вместе с тем первый поэт Нового Времени» ( Ф.Энгельс ). Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение, в его способность собственными силами совершить земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него – «величайшее чудо».
Эта позиция была развита Франческо Петраркой(1304-1374),философом,блестящим поэтом – лириком, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии.
Преклонением перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джаноццо Манетти (1396-1439) «О достоинстве и превосходстве человека». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Валла (1407-1457) утверждает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении « О достоинстве человека» проводит мысль о том, что человек – творец своей судьбы, себя самого: « мы становимся тем, чем мы желаем быть».
Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.
Обращение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление прекрасного, гармонически развитого человека были особенно близки европейскому гуманизму. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и истории, древнегреческий и латинский языки.
Однако средневековая культура с её многолетней историей, прочными традициями не могла исчезнуть бесследно. Она оказывала влияние на культуру Возрождения, даже когда это не осознавалось. Ренессанс - эпоха переходная, в которой были сложнейшие переплетения, взаимодействия старого и нового, богатство и разнообразие культурных элементов. Много произведений было написано на библейские и религиозные сюжеты. Можно сказать, что искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности.
Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности, «идеальный человек» должен быть художником. Почти не было людей равнодушных к искусству. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал гармонически организованного мира и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.
Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в период раннего, Высокого и позднего Возрождения. Для литературы раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая (Бокаччо), и антифеодальной направленностью, прославляющей предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено рассветом героической поэмы: в Италии – Л. Пульчи, Ф.Берни, в Испании – Л.Камоэнса, авантюрно-рыцарская сюжетика, в которой поэтизируется представление Возрождения о человеке, рожденным для великих дел. Самобытным эпосом Высокого Возрождения, всесторонней картиной общества и его героических идеалов в народной сказочной и философски-комической форме явилось произведение Рабле «Гарантюа и Пантагрюэль». Высший взлет позднего Возрождения – драмы Шекспира и романы Сервантеса, основанные на трагических и трагикомических конфликтах между героической личностью и, недостойной человека, системой общественной жизни.
Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получило яркое выражение в театральном искусстве, испытавшем значительное воздействие античной драматургии. Отличительными особенностями театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагического и комического. Таков театр Италии, затем Испании и Англии. Высшим достижением итальянского театра стала импровизационная комедия дель арте, комедия масок (XVI в.). Спектакли этого театра представляли собой актерские импровизации на основе очень краткого, схематично набросанного сценария, с музыкальными и танцевальными номерами. Однако глубоко понять свою эпоху, выразить ее идеалы и ее противоречие комедии масок было не по силам. Театр, способный к этому, смог появится лишь тогда, когда новое гуманистическое мировоззрение проникло в широкие слои народа, ибо по самой своей природе театр – искусство массовое и демократическое. Наибольшего расцвета театр Возрождения достиг в творчестве Уильяма Шекспира (1564-1616).
В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым гуманистическим мироощущениям. Появляются различные жанры светского музыкального искусства – фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсеместное распространение. Светские гуманистические устремления проникают и культовую музыку. Складываются новые жанры инструментальной музыки; появляются сольные песни, оратории, оперы.
Однако наиболее полно эстетико-художественный идеал Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись. В системе искусств происходит перемещение акцентов. Архитектура перестала быть «дирижером» оркестра искусств, На первый план выходит живопись. Жажда познания, которая так отличала личность эпохи Возрождения, раньше всего вылилась в форму художественного познания. Стремясь наиболее полно отразить природные формы, художник обращается к научному знанию. Тесная связь науки и искусства – характерная черта ренессансной культуры. Занимаясь художественным творчеством, художники выходили через перспективу – в область оптики и физики, через проблемы пропорций в анатомию и математику. Это приводило мастеров Ренессанса даже к отождествлению науки и искусства.
Например, Леонардо да Винчи считал искусство самой важной наукой, поскольку искусство дает самое точное и безупречное изображение жизни.
Художники Возрождения разрабатываются принципы, открывают законы прямой линейной перспективы. Создатели этой теории были Брунуллески, Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир. Пространство развивается в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного плана в другой.
Мастеров Возрождения часто называют «титанами», имея ввиду их универсальность.
Леонардо да Винчи (1452-1519) был живописцем, математиком, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, анатомом и ботаником. Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время и не помышляли.
Микеланджело Буонарроти (1475-15641) другой великий мастер Эпохи, человек разносторонний, универсальный; скульптор, архетектор, поэт, художник; много размышлявший о свободной и гармоничной жизни людей.
Рафаэль Санти ( 1483-1520) – не только талантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и декора.
Альберт Дюрер (1471-1528) – основатель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», создал несколько десятков картин, гравюр, акварелей и рисунков, был теоретиком искусства, написал четыре книги о пропорциях.
Эти примеры можно было продолжить. Таким образом, универсальность, рациональность, разносторонность, творческая одаренность была характерной чертой мастеров Ренессанса.
3 ПЕРИОДИЗАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ВОЗРОЖДЕНИЯ
Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на четыре этапа: Проторенессанс ( Предвозрождение – II пол.XIII-XIV вв.), раннее Возрождение – XVв., Высокое Возрождение – конец XV – первая треть XVI в., позднее Возрождение – конец XVI в..
Проторенессанс является подготовкой Возрождения, он был тесно связан со Средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями. И даже в творчестве художников – новаторов нелегко провести четкую границу, определяющую старое от нового. Начало новой эпохи связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266-1337). Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: нарастание реалистических моментов, наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоских изображений к объемным и рельефным.
Крупнейшие мастера раннего Возрождения – это прежде всего «отцы Возрождения»: архитектор Ф.Брунеллески (1377-1446), скульптор Донателло(1386-1466), живописец Мазаччо (1401-1428). Вопреки учению церкви они утверждали право людей на свободу и счастье, говорили о том, что человек силой разума может и должен познать законы мира. За ними последовал блестящий ряд замечательных художников, работающих на протяжении столетия в разных областях Италии: это П. Уччелло (1397-1475 ), А.Кастаньо (1421-1457),
Ф. Липпи (1406-1469), С Боттичелли (1445-1510), А.Верроккьо(1435-1488),А.Мантенья(1431-1506). Живопись этого периода производит скульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи и это не случайно. Мастера Раннего Ренессанса стремились восстановить предметность мира, подчеркивали объемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на второй план. Художники XV в. открывают законы перспективы и сложные многофигурные композиции. Однако они ограничиваются, главным образом, линейной перспективой и почти не замечают воздушной среды, архитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж.
В Высоком Ренессансе геометризм углубляется, но к нему прибавляется одухотворенность, психологизм, стремление к передаче внутреннего мира человека, его чувств, настроений, характера, темперамента. Разрабатывается воздушная перспектива, материальность форм достигается светотенью. Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают гениальные мастера – Браманте( 1444-1514), Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они олицетворяют главные ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.
Самое знаменитое произведение Леонардо да Винчи так называемая «Джоконда". Портрет завораживает и восхищает тем, что в нем, при внешней неподвижности модели, передана жизнь ее души, неуловимо сменяющиеся оттенки мыслей, чувств, ощущений. « Портрет Моны Лизы «- это принципиально новый портрет, с ним связано зарождение в европейском искусстве психологического портрета.
Среди лучших работ архитектора Донато Браманте – грандиозные Ватиканские сооружения.
Наиболее прославленным творением Рафаэля является «Сикстинская мадонна". В этой работе художник соединил высокую религиозность с высокой человечностью, создав самое глубокое и прекрасное воплощение темы материнства.
Микеланджело Буонарроти при жизни получил титул « божественный». Его работы – роспись потолка Сикстинской капеллы (около 600 м2) , мраморная статуя Давида (более 5м), гробницы семьи Медичи и папы Юлия II поражают своей грандиозностью, величественностью, прославляющие красоту и силу свободного человека. « Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей» - писал о себе Микеланджело.
Понятие поздний Ренессанс обычно применяется к венецианскому Возрождению. Возрождение в Венеции имело свои особенности. Она мало интересовалась учеными изысканиями и раскопками античных древностей. Ее Ренессанс имел другие истоки. Венеция издавна поддерживала тесные торговые связи с Византией, арабским Востоком, торговала с Индией. Переработав готику и восточные традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая живопись. У венецианцев на первый план выходят проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрождения – это Джорджоне (1477-1510), Тициан(1477-1576), Веронезе(1528-1588), Тинторетто(1518-1594), Палладио (1508-1580).
Своеобразный характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие. В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо и античностью. Философской основой северного Ренессанса был пантеизм, который не отрицал прямо существование Бога, а наделял природу божественными атрибутами, такими как вечность, бесконечность. Пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога. Такие представления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие художники мастера А.Дюрер (1471-1528), Л. Кранах(1472-1553), А.Альтдорфер изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали одухотворенность.
Второй жанр, который получил развитие в искусстве северного Возрождения – это портрет. Самостоятельный портрет возник в Германии. Эпоха Дюрера стала временем его расцвета. Немецкий портрет отличался от портретной живописи итальянского Возрождения. Итальянские художники в своем преклонении перед человеком создавали идеал красоты. Немецкие художники были безразличны к красоте, для них главное – характер, эмоциональная выразительность, иногда в ущерб красоте. Крупнейшие мастера портретной живописи в Германии – А.Дюрер, Г.Гольбейн – младший (1497-1543), в Нидерланды – Ян ван Эйк (1390-1441), Рогир ван дер Вейден (1400-1464), во Франции – Ж.Фуке (1420-1481), Ж.Клуэ(1475-1540), Ф. Клуэ (1505-1572).
Третий жанр, который возник и получил свое развитие прежде всего в Нидерландах – это бытовая картина. Крупнейшие мастера жанровой живописи – Питер Брейгель-старший(1525-1569). Он писал достоверные сцены из крестьянской жизни и даже библейские сюжеты помещал в деревенскую обстановку. Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с крайней тщательностью.
Сравнивая итальянское и северное Возрождение, следует отметить, что итальянскому Возрождению присуще стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестанству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, эпоху Возрождения человечество сделало крупный шаг вперед в развитии общества, науки и культуры. Реализм искусства Возрождения – отличительная особенность времени по сравнению с символическим, условным искусством Средневековья. Идеи гуманизма – духовная основа расцвета искусства эпохи Ренессанса. Живой интерес к человеку, его переживаниям, мыслям, поступкам породил в живописи, скульптуре, графике – яркий и сложный образ человека, прежде всего деятеля, мыслителя, героя. Гуманизм культуры Возрождения неотделим от всего хода исторического развития, политической идеологии, философии, науки и других форм общественного сознания
Возрожденные на античной основе гуманистические знания, включавшие этику, риторику, философию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе.
Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями.
Многие проблемы, разрабатывающиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию.
Гуманистическое мировозрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим колоссальное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
История мировой культуры. Возрождение. С-Петербург, 1993г.
Брагина Л.М. Итальянский гуманизм : этические учения XIV-XV веков.,-М., 1977г.
История зарубежного искусства., -М., 1983г.
К.Маркс,Ф.Энгельс Сочинения, 2-ое изд., Том 20.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.,-М.,1989г.
Любимов Л.Д.. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии.,-М.,1976г.
Введение в культорологию.,-М.,1996г.
Радугин А.А. Культорология. ,-М.,2001г.
50 биографий мастеров западно-европейского исскуства.,-Л.,1965г.