Контрольная работа Философское миропонимание исходные принципы и категориальные основания
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ
ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Контрольная работа
по философии
Тема: “ФИЛОСОФСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ”
Вариант 2
Студентки 2 курса ТФЛП
Специальность 260902
Филипповой Веры Валерьевны
Шифр 105168
Москва 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема происхождения и сущности сознания | 3 |
Уровни и формы сознания | 3 |
Сознание и бессознательное | 6 |
Сознание и язык. Проблема идеального. Самосознание | 7 |
Список литературы | 10 |
ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ СОЗНАНИЯ.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
В принципиальном споре между основными лагерями философии вокруг сущности сознания, его отношения к бытию, материи наиболее острым и трудным для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания из материи. Для идеализма, отстаивавшего субстанциональный характер духа, сознания, и для дуализма, допускавшего параллельное существование параллельное существование материальной и духовной субстанции, этого вопроса, естественно, не возникало. Напротив, всякий материализм, претендующий на принципиальную последовательность, с неизбежностью должен был взять на себя задачу объяснить существование материи, обладающей свойствами ощущения и сознания, не нарушая принципы подхода к материи как к причине "самой себя", со всеми своими свойствами.
Основоположники диалектического материализма (Спиноза, Ф. Энгельс) всегда подчеркивали мировоззренческое значение вопроса о сущности сознания, его роли и месте в системе мироздания для последовательного проведения принципа материалистического монизма, т.е. учения о материальном единства мира.
Диалектико-материалистическая философия формирует исходные предпосылки для понимания генезиса ощущений, психики, человеческого сознания. Энгельс подходит к вопросу об атрибутивности сознания с позиции диалектики развития материи, рассматривает дух, сознание как необходимое следствие развертывания содержащихся в самом основании материи возможностей.
Эта концепция развития сознания является предпосылкой решения вопроса о природе сознания.
УРОВНИ И ФОРМЫ СОЗНАНИЯ
Все миры и формы в высшем разуме существуют всегда на разных его уровнях (это видно по окружающему нас миру - все, что мы пока познали). Человек рождается не в пустом мире, все существует до него, он познает то, что есть и открывает новое. Человечество планеты зарождается не в пустой вселенной, все миры существуют до него, оно познает свою планету и открывает новое. И именно на этом уровне, сейчас, в форме человека, сознание начинает осознавать себя разумом, именно сейчас, на этом уровне в форме человека, его сознанию открываются тайны мироздания. Именно с этого уровня, с формы человека движение сознания по пути к совершенству становится осознанным. Путь к совершенству бесконечен, совершенствуется не только сознание, но и формы и миры.
Дэвид Хаукинс (David R. Hawkins) в своей книге “Сила против Насилия” (Power vs. Force) описал иерархию уровней человеческого сознания. Это очень интересный подход. Вот эти уровни, снизу вверх: позор, вина, апатия, горе, страх, желание, гнев, гордость, храбрость, нейтралитет, готовность, принятие, интеллект, любовь, радость, мир, просветление.
Позор (shame) - один шаг до смерти. Вероятно здесь человек обдумывает самоубийство. Или человек - серийный убийца. Другими словами - это ненависть, направленная на себя.
Вина (guilt) - на уровень выше позора, но могут быть мысли о самоубийстве. Человек думает о себе как о грешнике, и не может простить себе прошлые поступки.
Апатия (apathy) - ощущение безнадёжности или мучение себя. Полная убеждённость в своей беспомощности. Многие бездомные застряли на этом уровне.
Горе (grief) - уровень бесконечной грусти и потерь. Сюда можно попасть после потери любимого человека.
Страх (fear) - мир кажется опасным и ненадёжным. Паранойя. Обычно нужна помощь, чтобы подняться над этим уровнем.
Желание (desire) - ещё не обременённый постановкой и достижением целей, это уровень стремления, вредных привычек и страсти - к деньгам, одобрению, силе, славе и т.д.
Гнев (anger) - уровень разочарований, часто из-за не возможности исполнить желания, рождённых на предыдущем уровне.
Гордость (pride) - первый уровень, когда человек начинает чувствовать себя хорошо, но это ложное чувство. Оно зависит от внешней среды (деньги, престиж) и поэтому уязвимо. Гордость может привести к национализму, расизму и религиозным войнам.
Храбрость (courage) - первый уровень настоящий силы. Здесь человек начинает видеть, что жизнь полна испытаний и совсем не подавляет. Намёк на интерес к личному развитию.
Нейтралитет (neutrality) - его можно описать фразой “живи сам и дай жить другому”. Гибкая, расслабленная и необременённая жизнь. Человек чувствует себя безопасно и хорошо уживается с людьми. Это уровень удовлетворённости и лени. Человек заботится о своих нуждах, но не напрягается.
Готовность (willingness) - человек чувствует себя безопасно и комфортно, начинает использовать свою энергию более эффективно. Это - уровень развития воли и дисциплины.
Принятие (acceptance) - уровень постановки и достижения целей. Человек начинает принимать (брать на себя) ответственность за свою роль в этом мире, более чётко видит полную картину своей жизни.
Интеллект (reason) - на этом уровне человек переступает эмоциональные аспекты низших уровней и начинает мыслить ясно и рационально, уровень медицины и науки. Человек смотрит вокруг и начинает заниматься значительными для мира делами. В своём пределе это уровень Эйнштейна и Фрейда. Очевидно, что большинство людей никогда не достигают его за свою жизнь.
Любовь (love) - это безусловная любовь, постоянное понимания своей связи со всем что существует. Это уровень пробуждения для своего истинного предназначения, пожизненного служения человечеству.
Радость (joy) - чувство проникающего и непоколебимого счастья. На этом уровне человек чувствует себя потрясающе, просто находясь среди людей. Здесь жизнь полностью управляется интуицией и совпадениями. События, близкие к смерти, могут временно поднять на этот уровень.
Мир (peace) - полная трансцендентность. Этого уровня достигает один из 10 миллионов.
Просветление (enlightenment) - высший уровень человеческого сознания, где человечество сочетается с божественностью. Это уровень Кришны, Будды и Иисуса. Даже мысли о людях с этого уровня могут повысить твоё сознание.
Эта модель кажется стоящей того, чтобы о ней задуматься. Не только людей, но и объекты, события и даже целые сообщества можно оценить по этим уровням. Переход на каждый следующий уровень может быть чрезвычайно сложным; с большинством людей это не происходит за всю их жизнь. Перемена всего лишь на один уровень может в корне поменять всё в жизни.
Сознание существует в 2 формах - общественное и индивидуальное. Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Оно порождается общественным бытием, но может обратно влиять на него. Формируется оно с учетом вида материального производства, которое придаёт цельность, связь и непрерывность мировой истории.
Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности:
1)Политическое - совокупность политических доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на другие формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику.
2)Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством.
3)Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством (традиции, общественное мнение, авторитет всего общества)
4)Художественное - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.)
5)Религиозное - религиозные верования в духовной жизни общества.
6)Наука - научные представления.
СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека. Характеризуется тем, что в качестве промежуточного фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник практики — это совместно осуществляемый труд.
Бессознательное — психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Еще И.Ф. Гербарт (1776–1841), немецкий философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии, выделял в сознании три области: ясного сознания, „просто“ сознания и бессознательного, между которыми существуют переходы („пороги“). С его точки зрения, возможен переход представлений из бессознательного в сознание за счет силы самого представления и количества связей данного представления с прошлым опытом, а также — обратный переход представления в область бессознательного, получивший название „вытеснения“.
Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом (1856–1939), австрийским психологом, психиатром и невропатологом, создателем психоанализа, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. На основе материала, полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного, создал трехчленную энергетическую структуру личности (сознание, предсознательное и бессознательное).
На этой основе Ш. Ференци ввел очень важное понятие интроекции. Это — включение (через идентификацию) в структуру Я элементов внешнего мира (взглядов, установок, мотивов) для перенесения на них эмоциональных переживаний.
В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено.
Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:
— неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;
— поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;
— подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается.
Подпороговое восприятие — форма предметного восприятия, которая осуществляется без контроля сознания. В работах В.Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители.
СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО. САМОСОЗНАНИЕ
Одной из предпосылок возникновения языка на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.
Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения.
Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль, значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.
Наконец, язык выполняет роль инструмента накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.
Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.
Сознание — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности
Идеальное – это
1) нечто существующее не в действительности, а только в сознании; способ бытия предмета, отражённого в сознании; в этом плане И. обычно противопоставляется реальному;
2) результат процесса идеализации — абстрактный объект, который не может быть дан в опыте, например идеальный газ, точка, абсолютно чёрное тело;
3) нечто совершенное, соответствующее идеалу.
Многообразные концепции идеального тяготеют к двум полюсам: материализму и идеализму. Идеализм трактует идеальное как самодовлеющее начало, которое находится вне материального мира, и не может быть выведено из материи и объяснено с её помощью. В различных системах идеалистического мировоззрения идеальное истолковывается в виде изначальных нематериальных сущностей — «идей» как прообразов всех вещей (объективный идеализм платоновского типа), в виде деятельности абсолютного духа или мирового разума (объективный идеализм гегелевского типа), в виде особой субстанции наряду с материальной (дуализм картезианского типа), в виде непосредственных данностей индивидуального сознания, превращенных в нечто первичное и исходное (субъективный идеализм), в виде особого мира ценностей и значений (современный критический реализм и феноменология).
Домарксовский материализм, критикуя представления об идеальном как особой субстанции, противостоящей материальному миру, истолковывал идеальное как функцию особым образом организованной материи. Слабая сторона домарксовского материализма в трактовке заключалась в том, что он рассматривал идеальное как продукт пассивного созерцания, а не как результат и способ человеческой деятельности.
По характеристике К. Маркса «... идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 21). Диалектический материализм исходит из понимания идеального, как явления общественно-исторического по своей природе и происхождению и рассматривает его прежде всего как отражение предметного, материального мира в сознании человека, как субъективный образ объективной действительности, опосредствованный социальной практикой. Оно представляет собой, таким образом, определённый аспект человеческого сознания, характеризующий специфический способ его бытия, несводимость его к каким-либо материальным процессам и явлениям (физическим, физиологическим и т.п.)
Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.
Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем.
Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность, как контроля своих действий, так и их самооценки. Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми.
Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.
В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.
В заключение рассмотрения темы необходимо резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:
Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
“Ядром” сознания, способом его существования является знание.
Формирование сознания связано с возникновением труда.
Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.
Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Шорохова Е. В., Проблема сознания в философии и естествознании, М., 1961;
Басеин Ф. В., Проблема бессознательного, М., 1968;
Сеченов И. М., Избранные философские и психологические произведения, М., 1947;
Фрейд З., Психология бессознательного, изд. М., 1990
Пономарев Я. А., Проблема идеального, «ВФ», 1964, № 8;
Меграбян А. А., О природе индивидуального С, Ереван, 1959;
Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Н. Лавриненко – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004