Контрольная работа на тему Особенности креативного обучения
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-11-08Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание
Введение
1. Развитие креативных способностей учащихся
2. Особенности креативного обучения
3. Методы работы в синектических группах
Заключение
Список использованных источников
Введение
По современным представлениям, развитие креативных способностей у детей - одна из принципиальных целей образования. Школа формирует и развивает общие способности ребенка. В течение длительного времени усилия педагогической науки, и системы образования в целом преимущественно были сконцентрированы на точных науках: математике, физике, что в значительной мере диктовалось запросами ВПК. В этот период времени появились многочисленные публикации и методики, посвященные развитию физико-математических способностей у детей. Данное направление, конечно, не утратило своей значимости и по сей день.
Вместе с тем, развитие у детей творческих способностей, проявляющихся в естественных дисциплинах, оказалось явно недооценено. И сегодня в педагогической практике разговор о способностях к химии, биологии, географии, вызывает недоумение, тогда как, например математические способности отмечаются и поощряются.
Таким образом, насущной задачей сейчас является воспитание такой личности, которая была бы способна принимать самостоятельные умные решения, находить выход из разных ситуаций, личности, способной к творчеству. Формирование и развитие креативных способностей у детей очень важно, и формирование это должно быть основано на современных подходах к организации процесса обучения в свете модернизации образования в целом.
Элементы творчества можно наблюдать и в обычном школьном учебном процессе. Творчество школьника по самой природе - деятельность кооперативная, которая осуществляется при непосредственном участии учителя. Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему и взрослым. Школьник видит, как серьезно оценивают его работу и серьезно относится к ней. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний, эти знания он должен получить на уроке. Учитель обязан научить навыкам и приемам работы, которые нужны ему для создания запроектированных изделий. От учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать, не допустить отказа от творчества по "неумению". Желание творить приходит к ребенку рано. Не следует ждать, когда ученик получит большие знания и прочные навыки - это дело наживное. Для достижения результата первично творческое усилие, оно доступно всем.
Также создаются специальные группу, в которых собираются творческие люди, для решения определенных проблем – синектические группы.
.
2. Развитие креативных способностей учащихся
Важнейшей задачей в развитии творческих способностей учащихся является создание комфортной социально-гуманной среды. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация благожелательности классного воспитателя к своим воспитанникам, знаки внимания, интерьер классной комнаты, разнообразные формы работы воспитателя на классных часах, во внеурочное время, речевые, пластические, мимические средства и многое другое.
Создатели теории развивающего обучения выделяют несколько наиболее устойчивых позиций, которые будут способствовать созданию на уроке атмосферы творчества и развития:
Во-первых, учитель должен научиться демонстрировать детям живое мышление. Он выступает не как носитель некоторой готовой информации, а как человек, который знает, как возникают знания.
Во-вторых, знания на уроках не предъявляются в готовом виде, они выводятся, формулируются путем коллективного рассуждения, на основе уже имеющихся знаний, из прошлого опыта детей.
В-третьих, основной целью урока является не поиск и решение определенной суммы учебных задач, не погоня за все более высокими показателями, а создание таких педагогических ситуаций, такой атмосферы, в которой должна состояться мысль, где постоянно работает детская интуиция, догадка.
Главной задачей учителя является — не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Такие условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к ответу.
Одним из важных моментов, который нужно учитывать при организации обучения, направленного на развитие творческих способностей, является учебно-развивающая среда. В качестве ее критерия рассматривается способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития. При этом возможность понимается как особое единство свойств образовательной среды и самого субъекта, являясь в равной мере как фактором общеобразовательной среды, так и поведенческим фактором субъекта. Для того, чтобы использовать возможности среды, и возможности, отвечающие потребностям учащегося, и таким образом, мотивирующие его деятельность, ребенок проявляет соответствующую активность.
Однако не любая деятельность развивает творческие способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Познавательная потребность характеризуется чувством удовлетворения от умственной работы. Экспериментально зарегистрировано, что умственная работа, выполняемая потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций. [6; 36]
Что касается учащихся младших классов, то их творческая (изобретательская) деятельность должна быть направлена не столько на решение технических учебных задач, сколько на решение и изобретение того, что реальнее и ближе к ним: придумывание примеров, задач, загадок; высказывание оригинальной гипотезы, сочинение сказки, метафоры, пословицы, задачи «да-нетки»; изобретение подвижной или дидактической игры, придумывание нового свойства объекта и его практическое применение, обсуждение вариантов выполнения задания; генерирование способов решения как технической, так и социальной проблем; изготовление игрушек, поделок, наглядностей и т.д.
При организации работы по формированию креативности следует учитывать, что «детям с опережающим развитием интеллекта и творческими устремлениями необходима не только соответствующая умственная нагрузка, но и не меньше, чем любому другому, своевременное руководство учителя. Очень много для детей с высокими умственными возможностями может дать и обычная школа, только если там есть Учитель с большой буквы». [4; 72]
К сожалению, до сих пор в традиционной школе сохраняется представление об «идеале учителя» — как о «человеке, который очень много знает». В основе методики начального обучения заложен так называемый «принцип подражания», который заключается в том, что дети учатся по заранее подготовленным образцам, учитель выступает как человек, который все знает и должен всему этому научить ребенка. Ребенку нужно быть очень послушным и аккуратным исполнителем — и в этом залог его успеха.
Однако мир вокруг стремительно изменяется, и учитель оказался в довольно сложной ситуации: знания, информация, а вместе с ними и технология ее добычи меняются со стремительной скоростью, образование с трудом успевает отслеживать эти перемены. Именно такая стремительная динамика происходящих в обществе на современной ступени развития социальных и культурных перемен, высочайший уровень развития науки вызывает необходимость переноса внимания педагогов с процесса передачи готовых знаний на процесс добывания знаний, то есть на развитие мышления и творческих способностей.
Понятно, что немаловажным условием для решения обозначенной проблемы является воспитание педагогом собственной креативности. Чтобы развивать творческие способности учеников, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в преподавании.
Статистика свидетельствует: если создать для детей надлежащие условия, не менее 30% из них достигают в жизни вершин. Чем активнее учитель включится в проблемы интеллектуальной одаренности, тем быстрее общество получит профессионально ориентированных и психологически устойчивых молодых людей, способных плодотворно трудиться, сумевших реализовать свой творческий потенциал.
Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:
1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
2. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера.
5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. [1; 4]
Психолог В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:
- отсутствие образца регламентированного поведения;
- наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
- создание условий для подражания творческому поведению;
- социальное подкрепление творческого поведения. [5; 25]
Таким образом, по мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный и младший школьный возраст являются таковыми.
Крупнейшие дидакты И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин обратили внимание на то, что, несмотря на данную от природы способность к творчеству, каждый человек может реализовать ее на разном уровне. Только целенаправленное обучение даст возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей.
При этом подчеркивается, что традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять креативные способности. Это зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения. Задачи «закрытого» типа с единственно правильным ответом не формируют таких важных качеств креативного мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить только задачи «открытого» типа, предполагающие полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов.
Исключительно важно для развития креативности возможна ли многовариантность решения, а не один заданный стереотип ответа и устоявшийся алгоритм решения, пусть даже и самый экономный, по мнению учителя. Естественно, что смелость учеников в предложении разных и оригинальных идей зависит от эмоционального комфорта процесса обучения.
Выводы ученых свидетельствуют о существенных преимуществах демократического типа преподавания по сравнению с авторитарным в отношении проявлений детской любознательности. В условиях демократического типа общения дети больше спрашивают учителя, чем в условиях авторитарного типа, их вопросы отличаются большей содержательностью.
Немаловажно, что создание благоприятного климата для творческих детей приводит к изменению социального статуса как самого ученика, так и позволяет изменить «ценностную ориентацию» всех учеников в классе, повысить престиж творческого мышления, что, в свою очередь, влияет на развитие творческих способностей всех учащихся.
Представляется несомненным, что развитие креативности учащихся в процессе обучения неразрывно связано с содержанием учебного материала.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что развитие творческой активности учащихся будет осуществляться более эффективно, в сравнении с имеющейся практикой, если выполняется ряд педагогических условий:
- совершенствование содержания образования осуществляется по многим направлениям, в том числе предполагает включение в учебный план факультативов и спецкурсов, способствующих развитию познавательных потребностей и творческой активности учащихся;
- реализуются идеи профильного обучения, посредством вариативных учебных планов, учитывающих познавательные возможности и потребности учащихся;
- организовано сотворчество учителей и учащихся путем включения учителей и учащихся в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность.
2. Особенности креативного обучения
Креативное обучение базируется на следующих принципах:
принцип соответствия внешнего образовательного продукта учащегося его внутренним потребностям;
принцип индивидуальной образовательной траектории учащегося в образовательном пространстве;
принцип интерактивности занятий, осуществляемый при помощи телекоммуникаций;
принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой учащимся образовательной продукции.
Креативное обучение предполагает развитие творческого мышления, воображения, интуиции.
Для развития креативных способностей необходимы специальные условия: благоприятная атмосфера, знающие свою работу преподаватели, вовремя замеченные особенности развития ребенка и т.д.
При обучении креативных детей необходимо учитывать личностные особенности каждого ребенка, учитывать особенности их развития, относиться к ним как творческим детям, делать упор на те предметы, к которым у ребенка определенный «дар». Также необходимо проводить различные работы с родителями таких детей: просвещение, беседа и т.д.
Особенностью креативного обучения является то, что педагог должен проводить не стандартное занятие. Он должен «подогнать» программу под особенности детей.
Среди условий, препятствующих развитию креативности, выделяют следующее:
- конформизм – желание быть похожим на других, не отличаться от них в своих суждениях и поступках;
- цензура – неодобрение со стороны окружающих;
- ригидность – стремление пользоваться старыми знаниями; затруднённость (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки; недостаточная подвижность, переключаемость мышления по отношению к меняющимся требованиям среды;
- желание найти ответ незамедлительно; чрезмерно высокая мотивация, часто способствующая принятию непродуманных решений;
- стремление к успеху, во что бы то ни стало. [3; 30]
Для развития творческой активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации. Из анализа научно-педагогической литературы следует, что одной из наиболее используемых форм в организации самостоятельной работы учащихся, начиная с девятнадцатого столетия, была и до сих пор есть учебно-научная и научно-исследовательская работа.
3. Методы работы в синектических группах
Синектические группы — группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов. [2; 11]
Впервые о таких группах заговорил У. Гордон в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения».
Важным критерием для отбора членов группы является учет эмоционального типа. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме.
Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около?
Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха?
Когда он не прав, связывает это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне?
Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент?
Критерии конечного выбора следующие:
1.Способность к метафорам,
2. Отношение к помощи,
3. Координация движений,
4. Риск,
5. Эмоциональное совершенство,
6. Способность к обобщению,
7. Самоограничение,
8. Не ориентирование на общественное положение,
9. Аспект укомплектованности.
Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года.
Оптимальная численность группы - 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решения проблемы. Реализуется она на сессии синекторов.
В синектических группах роль лидера выполняют все члены группы поочередно в зависимости от особенностей ситуации.
В образовательных учреждениях при создании синектической группы процесс может быть построен следующим образом. Вначале преподаватель дает определенную проблему. Затем процесс проходит как и в обычных синектических группах.
Структура современного синектического процесса:
1. Формулирование проблемы в общем виде. Особенностью этого этапа является то, что в ряде случаев никого из сннекторов, кроме руководителя сессии, не посвящают в конкретные условия изобретательской задачи (считается, что преждевременное четкое формулирование задачи затрудняет абстрагирование, уход от привычного хода мышления). Сессия начинается с обсуждения некоторых признаков задачи, например с рассмотрения физического принципа процесса. Оно охватывает широкий диапазон общих проблем и постепенно сужается под влиянием вопросов руководителя сессии, который должен направлять обсуждение в желаемое русло. На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию. Эксперт должен быть подготовлен к обсуждению и знаком с основами синектики. Он является помощником руководителя, может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта — выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний. В начальной стадии обсуждения участники стремятся немедленно, без соблюдения синектических процедур, найти решение проблемы. Путем анализа первых решений эксперт обязан показать их слабые стороны (первые идеи зачастую тормозят творческое мышление участников) и разъяснить сущность действительной проблемы. Сннекторы называют этот этап формулировкой «проблемы как она дана».
2. Начинают анализ проблемы. Этот этап синекторы проводят совместно с экспертом. Изыскиваются возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в некоторые привычные. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цель решения. После объяснения сути проблемы и ее целей членам сннектической группы дается возможность сформулировать ее так, как они ее понимают, или как она им представляется. Здесь выявляются привычные направления (концепции), по которым можно было бы осуществить поиск решения задачи. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпроблемы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирает эксперт или руководитель. Этот этап синекторы называют формулировкой «проблемы как ее понимают».
3. Ведут генерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор. Для этого начинают экскурсию по различным областям техники, живой природы, политики, психологии, религии и т. п. с целью выявления того, как подобные (аналогичные) проблемы могли бы быть решены в этих далеких от данной областях. Основная цель экскурсии — найти новую точку зрения на рассматриваемую проблему. Такой подход позволяет мысли уйти далеко в сторону от обсуждаемой темы и, по мнению синекторов, способствует активизации творческого мышления. Экскурсия начинается с того, что руководитель просит привести примеры-прецеденты, в которых имела бы место ситуация, аналогичная обсуждаемой, задает вопросы, вызывающие аналогии. Для этого в синектике используют четыре вида аналогий.
Прямая аналогия — рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники или с объектом из живой природы. Например, если мы хотим усовершенствовать процесс окраски мебели, то применение прямой аналогии будет состоять в том, чтобы рассмотреть, как окрашиваются минералы, цветы, птицы и т. д. Или — как окрашивают бумагу, как «окрашивают» телеизображение.
Личная аналогия — ее называют также эмпатией: решающий задачу человек вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения. Например, в предыдущем случае можно представить себя белой вороной, которая хочет как-то окраситься.
Символическая аналогия — обобщенная, абстрактная аналогия. Например, для шлифовального круга символическая аналогия будет «точная шероховатость».
Фантастическая аналогия — в задачу вводятся какие-нибудь фантастические существа, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Или какие-нибудь фантастические средства (шапка-невидимка, сапоги-скороходы и т. п.). [2; 68]
В образовательных учреждениях можно использовать частично синектический метод. Такой метод можно использовать при работе, например, с командой клуба «Что? Где? Когда?». Работа направлена на развитие мышления, воображения.
Заключение
Важнейшей задачей в развитии творческих способностей учащихся является создание комфортной социально-гуманной среды. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация благожелательности классного воспитателя к своим воспитанникам, знаки внимания, интерьер классной комнаты, разнообразные формы работы воспитателя на классных часах, во внеурочное время, речевые, пластические, мимические средства и многое другое.
С целью формирования креативных способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию креативных способностей учащихся. В постановке проблем, выдвижении гипотез решения и их исследований проявляется такая характеристика креативного мышления, как самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями.
Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:
7. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
8. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
9. Поощрение высказывания оригинальных идей.
10. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера.
11. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
12. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Креативное обучение базируется на следующих принципах:
· принцип соответствия внешнего образовательного продукта учащегося его внутренним потребностям;
· принцип индивидуальной образовательной траектории учащегося в образовательном пространстве;
· принцип интерактивности занятий, осуществляемый при помощи телекоммуникаций;
· принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой учащимся образовательной продукции.
Среди условий, препятствующих развитию креативности, выделяют следующее:
- конформизм – желание быть похожим на других, не отличаться от них в своих суждениях и поступках;
- цензура – неодобрение со стороны окружающих;
- ригидность – стремление пользоваться старыми знаниями; затруднённость (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки; недостаточная подвижность, переключаемость мышления по отношению к меняющимся требованиям среды;
- желание найти ответ незамедлительно; чрезмерно высокая мотивация, часто способствующая принятию непродуманных решений;
- стремление к успеху, во что бы то ни стало.
Для развития творческой активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации. Из анализа научно-педагогической литературы следует, что одной из наиболее используемых форм в организации самостоятельной работы учащихся, начиная с девятнадцатого столетия, была и до сих пор есть учебно-научная и научно-исследовательская работа.
Синектические группы — группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов.
Впервые о таких группах заговорил У. Гордон в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения».
Оптимальная численность группы - 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решения проблемы.
Структура современного синектического процесса:
1. Формулирование проблемы в общем виде.
2. Анализ проблемы.
3. Генерирование идей решения проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор.
В синектике используют четыре вида аналогий: прямая аналогия; личная аналогия; символическая аналогия; фантастическая аналогия.
В образовательных учреждениях можно использовать частично синектический метод. Такой метод можно использовать при подборе например, команды в клуб «Что? Где? Когда?».
Список использованной литературы
1. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). — СПб: ГП «Иматон», 1996. - 84 с.
2. Гордон У. Синектика: развитие творческого воображения. - М., 1961.
3. Клышев Н.Ю. Креативность: научный конструкт или жизненная необходимость// Праблемы выхавання. - 2004. - №6(41). - С.30.
4. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. — М., 1984. - 96 с.
5. Понасенкова С.В. Одаренные дети: формирование и развитие способностей (психологический аспект) // Праблемы выхавання. — 2003. — №2. — С.21-35.
6. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. — М.: Знание, 1990. - 122 с.
Введение
1. Развитие креативных способностей учащихся
2. Особенности креативного обучения
3. Методы работы в синектических группах
Заключение
Список использованных источников
Введение
По современным представлениям, развитие креативных способностей у детей - одна из принципиальных целей образования. Школа формирует и развивает общие способности ребенка. В течение длительного времени усилия педагогической науки, и системы образования в целом преимущественно были сконцентрированы на точных науках: математике, физике, что в значительной мере диктовалось запросами ВПК. В этот период времени появились многочисленные публикации и методики, посвященные развитию физико-математических способностей у детей. Данное направление, конечно, не утратило своей значимости и по сей день.
Вместе с тем, развитие у детей творческих способностей, проявляющихся в естественных дисциплинах, оказалось явно недооценено. И сегодня в педагогической практике разговор о способностях к химии, биологии, географии, вызывает недоумение, тогда как, например математические способности отмечаются и поощряются.
Таким образом, насущной задачей сейчас является воспитание такой личности, которая была бы способна принимать самостоятельные умные решения, находить выход из разных ситуаций, личности, способной к творчеству. Формирование и развитие креативных способностей у детей очень важно, и формирование это должно быть основано на современных подходах к организации процесса обучения в свете модернизации образования в целом.
Элементы творчества можно наблюдать и в обычном школьном учебном процессе. Творчество школьника по самой природе - деятельность кооперативная, которая осуществляется при непосредственном участии учителя. Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему и взрослым. Школьник видит, как серьезно оценивают его работу и серьезно относится к ней. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний, эти знания он должен получить на уроке. Учитель обязан научить навыкам и приемам работы, которые нужны ему для создания запроектированных изделий. От учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать, не допустить отказа от творчества по "неумению". Желание творить приходит к ребенку рано. Не следует ждать, когда ученик получит большие знания и прочные навыки - это дело наживное. Для достижения результата первично творческое усилие, оно доступно всем.
Также создаются специальные группу, в которых собираются творческие люди, для решения определенных проблем – синектические группы.
.
2. Развитие креативных способностей учащихся
Важнейшей задачей в развитии творческих способностей учащихся является создание комфортной социально-гуманной среды. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация благожелательности классного воспитателя к своим воспитанникам, знаки внимания, интерьер классной комнаты, разнообразные формы работы воспитателя на классных часах, во внеурочное время, речевые, пластические, мимические средства и многое другое.
Создатели теории развивающего обучения выделяют несколько наиболее устойчивых позиций, которые будут способствовать созданию на уроке атмосферы творчества и развития:
Во-первых, учитель должен научиться демонстрировать детям живое мышление. Он выступает не как носитель некоторой готовой информации, а как человек, который знает, как возникают знания.
Во-вторых, знания на уроках не предъявляются в готовом виде, они выводятся, формулируются путем коллективного рассуждения, на основе уже имеющихся знаний, из прошлого опыта детей.
В-третьих, основной целью урока является не поиск и решение определенной суммы учебных задач, не погоня за все более высокими показателями, а создание таких педагогических ситуаций, такой атмосферы, в которой должна состояться мысль, где постоянно работает детская интуиция, догадка.
Главной задачей учителя является — не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Такие условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к ответу.
Одним из важных моментов, который нужно учитывать при организации обучения, направленного на развитие творческих способностей, является учебно-развивающая среда. В качестве ее критерия рассматривается способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития. При этом возможность понимается как особое единство свойств образовательной среды и самого субъекта, являясь в равной мере как фактором общеобразовательной среды, так и поведенческим фактором субъекта. Для того, чтобы использовать возможности среды, и возможности, отвечающие потребностям учащегося, и таким образом, мотивирующие его деятельность, ребенок проявляет соответствующую активность.
Однако не любая деятельность развивает творческие способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Познавательная потребность характеризуется чувством удовлетворения от умственной работы. Экспериментально зарегистрировано, что умственная работа, выполняемая потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций. [6; 36]
Что касается учащихся младших классов, то их творческая (изобретательская) деятельность должна быть направлена не столько на решение технических учебных задач, сколько на решение и изобретение того, что реальнее и ближе к ним: придумывание примеров, задач, загадок; высказывание оригинальной гипотезы, сочинение сказки, метафоры, пословицы, задачи «да-нетки»; изобретение подвижной или дидактической игры, придумывание нового свойства объекта и его практическое применение, обсуждение вариантов выполнения задания; генерирование способов решения как технической, так и социальной проблем; изготовление игрушек, поделок, наглядностей и т.д.
При организации работы по формированию креативности следует учитывать, что «детям с опережающим развитием интеллекта и творческими устремлениями необходима не только соответствующая умственная нагрузка, но и не меньше, чем любому другому, своевременное руководство учителя. Очень много для детей с высокими умственными возможностями может дать и обычная школа, только если там есть Учитель с большой буквы». [4; 72]
К сожалению, до сих пор в традиционной школе сохраняется представление об «идеале учителя» — как о «человеке, который очень много знает». В основе методики начального обучения заложен так называемый «принцип подражания», который заключается в том, что дети учатся по заранее подготовленным образцам, учитель выступает как человек, который все знает и должен всему этому научить ребенка. Ребенку нужно быть очень послушным и аккуратным исполнителем — и в этом залог его успеха.
Однако мир вокруг стремительно изменяется, и учитель оказался в довольно сложной ситуации: знания, информация, а вместе с ними и технология ее добычи меняются со стремительной скоростью, образование с трудом успевает отслеживать эти перемены. Именно такая стремительная динамика происходящих в обществе на современной ступени развития социальных и культурных перемен, высочайший уровень развития науки вызывает необходимость переноса внимания педагогов с процесса передачи готовых знаний на процесс добывания знаний, то есть на развитие мышления и творческих способностей.
Понятно, что немаловажным условием для решения обозначенной проблемы является воспитание педагогом собственной креативности. Чтобы развивать творческие способности учеников, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в преподавании.
Статистика свидетельствует: если создать для детей надлежащие условия, не менее 30% из них достигают в жизни вершин. Чем активнее учитель включится в проблемы интеллектуальной одаренности, тем быстрее общество получит профессионально ориентированных и психологически устойчивых молодых людей, способных плодотворно трудиться, сумевших реализовать свой творческий потенциал.
Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:
1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
2. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера.
5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. [1; 4]
Психолог В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:
- отсутствие образца регламентированного поведения;
- наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
- создание условий для подражания творческому поведению;
- социальное подкрепление творческого поведения. [5; 25]
Таким образом, по мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный и младший школьный возраст являются таковыми.
Крупнейшие дидакты И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин обратили внимание на то, что, несмотря на данную от природы способность к творчеству, каждый человек может реализовать ее на разном уровне. Только целенаправленное обучение даст возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей.
При этом подчеркивается, что традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять креативные способности. Это зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения. Задачи «закрытого» типа с единственно правильным ответом не формируют таких важных качеств креативного мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить только задачи «открытого» типа, предполагающие полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов.
Исключительно важно для развития креативности возможна ли многовариантность решения, а не один заданный стереотип ответа и устоявшийся алгоритм решения, пусть даже и самый экономный, по мнению учителя. Естественно, что смелость учеников в предложении разных и оригинальных идей зависит от эмоционального комфорта процесса обучения.
Выводы ученых свидетельствуют о существенных преимуществах демократического типа преподавания по сравнению с авторитарным в отношении проявлений детской любознательности. В условиях демократического типа общения дети больше спрашивают учителя, чем в условиях авторитарного типа, их вопросы отличаются большей содержательностью.
Немаловажно, что создание благоприятного климата для творческих детей приводит к изменению социального статуса как самого ученика, так и позволяет изменить «ценностную ориентацию» всех учеников в классе, повысить престиж творческого мышления, что, в свою очередь, влияет на развитие творческих способностей всех учащихся.
Представляется несомненным, что развитие креативности учащихся в процессе обучения неразрывно связано с содержанием учебного материала.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что развитие творческой активности учащихся будет осуществляться более эффективно, в сравнении с имеющейся практикой, если выполняется ряд педагогических условий:
- совершенствование содержания образования осуществляется по многим направлениям, в том числе предполагает включение в учебный план факультативов и спецкурсов, способствующих развитию познавательных потребностей и творческой активности учащихся;
- реализуются идеи профильного обучения, посредством вариативных учебных планов, учитывающих познавательные возможности и потребности учащихся;
- организовано сотворчество учителей и учащихся путем включения учителей и учащихся в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность.
2. Особенности креативного обучения
Креативное обучение базируется на следующих принципах:
принцип соответствия внешнего образовательного продукта учащегося его внутренним потребностям;
принцип индивидуальной образовательной траектории учащегося в образовательном пространстве;
принцип интерактивности занятий, осуществляемый при помощи телекоммуникаций;
принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой учащимся образовательной продукции.
Креативное обучение предполагает развитие творческого мышления, воображения, интуиции.
Для развития креативных способностей необходимы специальные условия: благоприятная атмосфера, знающие свою работу преподаватели, вовремя замеченные особенности развития ребенка и т.д.
При обучении креативных детей необходимо учитывать личностные особенности каждого ребенка, учитывать особенности их развития, относиться к ним как творческим детям, делать упор на те предметы, к которым у ребенка определенный «дар». Также необходимо проводить различные работы с родителями таких детей: просвещение, беседа и т.д.
Особенностью креативного обучения является то, что педагог должен проводить не стандартное занятие. Он должен «подогнать» программу под особенности детей.
Среди условий, препятствующих развитию креативности, выделяют следующее:
- конформизм – желание быть похожим на других, не отличаться от них в своих суждениях и поступках;
- цензура – неодобрение со стороны окружающих;
- ригидность – стремление пользоваться старыми знаниями; затруднённость (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки; недостаточная подвижность, переключаемость мышления по отношению к меняющимся требованиям среды;
- желание найти ответ незамедлительно; чрезмерно высокая мотивация, часто способствующая принятию непродуманных решений;
- стремление к успеху, во что бы то ни стало. [3; 30]
Для развития творческой активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации. Из анализа научно-педагогической литературы следует, что одной из наиболее используемых форм в организации самостоятельной работы учащихся, начиная с девятнадцатого столетия, была и до сих пор есть учебно-научная и научно-исследовательская работа.
3. Методы работы в синектических группах
Синектические группы — группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов. [2; 11]
Впервые о таких группах заговорил У. Гордон в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения».
Важным критерием для отбора членов группы является учет эмоционального типа. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме.
Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около?
Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха?
Когда он не прав, связывает это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне?
Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент?
Критерии конечного выбора следующие:
1.Способность к метафорам,
2. Отношение к помощи,
3. Координация движений,
4. Риск,
5. Эмоциональное совершенство,
6. Способность к обобщению,
7. Самоограничение,
8. Не ориентирование на общественное положение,
9. Аспект укомплектованности.
Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года.
Оптимальная численность группы - 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решения проблемы. Реализуется она на сессии синекторов.
В синектических группах роль лидера выполняют все члены группы поочередно в зависимости от особенностей ситуации.
В образовательных учреждениях при создании синектической группы процесс может быть построен следующим образом. Вначале преподаватель дает определенную проблему. Затем процесс проходит как и в обычных синектических группах.
Структура современного синектического процесса:
1. Формулирование проблемы в общем виде. Особенностью этого этапа является то, что в ряде случаев никого из сннекторов, кроме руководителя сессии, не посвящают в конкретные условия изобретательской задачи (считается, что преждевременное четкое формулирование задачи затрудняет абстрагирование, уход от привычного хода мышления). Сессия начинается с обсуждения некоторых признаков задачи, например с рассмотрения физического принципа процесса. Оно охватывает широкий диапазон общих проблем и постепенно сужается под влиянием вопросов руководителя сессии, который должен направлять обсуждение в желаемое русло. На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию. Эксперт должен быть подготовлен к обсуждению и знаком с основами синектики. Он является помощником руководителя, может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта — выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний. В начальной стадии обсуждения участники стремятся немедленно, без соблюдения синектических процедур, найти решение проблемы. Путем анализа первых решений эксперт обязан показать их слабые стороны (первые идеи зачастую тормозят творческое мышление участников) и разъяснить сущность действительной проблемы. Сннекторы называют этот этап формулировкой «проблемы как она дана».
2. Начинают анализ проблемы. Этот этап синекторы проводят совместно с экспертом. Изыскиваются возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в некоторые привычные. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цель решения. После объяснения сути проблемы и ее целей членам сннектической группы дается возможность сформулировать ее так, как они ее понимают, или как она им представляется. Здесь выявляются привычные направления (концепции), по которым можно было бы осуществить поиск решения задачи. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпроблемы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирает эксперт или руководитель. Этот этап синекторы называют формулировкой «проблемы как ее понимают».
3. Ведут генерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор. Для этого начинают экскурсию по различным областям техники, живой природы, политики, психологии, религии и т. п. с целью выявления того, как подобные (аналогичные) проблемы могли бы быть решены в этих далеких от данной областях. Основная цель экскурсии — найти новую точку зрения на рассматриваемую проблему. Такой подход позволяет мысли уйти далеко в сторону от обсуждаемой темы и, по мнению синекторов, способствует активизации творческого мышления. Экскурсия начинается с того, что руководитель просит привести примеры-прецеденты, в которых имела бы место ситуация, аналогичная обсуждаемой, задает вопросы, вызывающие аналогии. Для этого в синектике используют четыре вида аналогий.
Прямая аналогия — рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники или с объектом из живой природы. Например, если мы хотим усовершенствовать процесс окраски мебели, то применение прямой аналогии будет состоять в том, чтобы рассмотреть, как окрашиваются минералы, цветы, птицы и т. д. Или — как окрашивают бумагу, как «окрашивают» телеизображение.
Личная аналогия — ее называют также эмпатией: решающий задачу человек вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения. Например, в предыдущем случае можно представить себя белой вороной, которая хочет как-то окраситься.
Символическая аналогия — обобщенная, абстрактная аналогия. Например, для шлифовального круга символическая аналогия будет «точная шероховатость».
Фантастическая аналогия — в задачу вводятся какие-нибудь фантастические существа, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Или какие-нибудь фантастические средства (шапка-невидимка, сапоги-скороходы и т. п.). [2; 68]
В образовательных учреждениях можно использовать частично синектический метод. Такой метод можно использовать при работе, например, с командой клуба «Что? Где? Когда?». Работа направлена на развитие мышления, воображения.
Заключение
Важнейшей задачей в развитии творческих способностей учащихся является создание комфортной социально-гуманной среды. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация благожелательности классного воспитателя к своим воспитанникам, знаки внимания, интерьер классной комнаты, разнообразные формы работы воспитателя на классных часах, во внеурочное время, речевые, пластические, мимические средства и многое другое.
С целью формирования креативных способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию креативных способностей учащихся. В постановке проблем, выдвижении гипотез решения и их исследований проявляется такая характеристика креативного мышления, как самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями.
Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:
7. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
8. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
9. Поощрение высказывания оригинальных идей.
10. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера.
11. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
12. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Креативное обучение базируется на следующих принципах:
· принцип соответствия внешнего образовательного продукта учащегося его внутренним потребностям;
· принцип индивидуальной образовательной траектории учащегося в образовательном пространстве;
· принцип интерактивности занятий, осуществляемый при помощи телекоммуникаций;
· принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой учащимся образовательной продукции.
Среди условий, препятствующих развитию креативности, выделяют следующее:
- конформизм – желание быть похожим на других, не отличаться от них в своих суждениях и поступках;
- цензура – неодобрение со стороны окружающих;
- ригидность – стремление пользоваться старыми знаниями; затруднённость (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки; недостаточная подвижность, переключаемость мышления по отношению к меняющимся требованиям среды;
- желание найти ответ незамедлительно; чрезмерно высокая мотивация, часто способствующая принятию непродуманных решений;
- стремление к успеху, во что бы то ни стало.
Для развития творческой активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации. Из анализа научно-педагогической литературы следует, что одной из наиболее используемых форм в организации самостоятельной работы учащихся, начиная с девятнадцатого столетия, была и до сих пор есть учебно-научная и научно-исследовательская работа.
Синектические группы — группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов.
Впервые о таких группах заговорил У. Гордон в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения».
Оптимальная численность группы - 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решения проблемы.
Структура современного синектического процесса:
1. Формулирование проблемы в общем виде.
2. Анализ проблемы.
3. Генерирование идей решения проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор.
В синектике используют четыре вида аналогий: прямая аналогия; личная аналогия; символическая аналогия; фантастическая аналогия.
В образовательных учреждениях можно использовать частично синектический метод. Такой метод можно использовать при подборе например, команды в клуб «Что? Где? Когда?».
Список использованной литературы
1. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). — СПб: ГП «Иматон», 1996. - 84 с.
2. Гордон У. Синектика: развитие творческого воображения. - М., 1961.
3. Клышев Н.Ю. Креативность: научный конструкт или жизненная необходимость// Праблемы выхавання. - 2004. - №6(41). - С.30.
4. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. — М., 1984. - 96 с.
5. Понасенкова С.В. Одаренные дети: формирование и развитие способностей (психологический аспект) // Праблемы выхавання. — 2003. — №2. — С.21-35.
6. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. — М.: Знание, 1990. - 122 с.