Контрольная работа на тему История государства и права Башкортостана
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-11-10Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «История государства и права Башкортостана»
Тема № 1
Выполнил: студент 2-го курса заочного
отделения группа №
Проверил: проф. Искужин Т.С.
Уфа - 2008г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства (политико-правовая характеристика)
2. Правовое положение население Башкортостана.
Политика царского правительства в крае
3. Система царской колониальной администрации и местное башкирское самоуправление
4. Система права
5. Судоустройство и судопроизводство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Рассматриваемая мною тема очень актуальна, так как она затрагивает истоки и начало формирования многовековой дружбы и сотрудничества между великой Россией и суверенным Башкортостаном.
Изучая данную тему, раскрывая сущность поставленных вопросов я, попытаюсь понять, как, каким образом, Россия сумела привлечь на свою сторону башкирский народ и объединить в своем государстве великое множество и других народов.
Данная тема позволит ещё лучше понять, как проходило объединение двух совершенно разных культурных систем христианской и мусульманской.
А также я постараюсь раскрыть сущность объединения европейской России и восточной по сути Башкирии.
Путь объединения был не легким, слишком разные культурные и правовые системы столкнулись в процессе интеграции.
Необходимо проследить, с чем пришли стороны к объединению, являлось ли оно прогрессивным и какую роль оно сыграло для обоих народов.
Рассматриваемый период в истории двух народов русского и башкирского являлся переломным и результат хода истории, его итоги, позволили двум народам культурно и экономически обогатиться.
Башкирский народ сделал правильный и мудрый выбор, избрав добровольное вхождение в состав Русского государства, так как, Башкирия, являясь в то время пограничной, буферной зоной, как для России, так и для соседних государств, всегда виделась жирным куском своих притязаний.
Только интеграция Башкирии с Россией позволила нашему краю стать в настоящее время одной из самой сильной экономически и культурно развитым регионом.
Знать, как проходило это историческое объединение, какие вопросы приходилось решать нашим предкам, позволит новому поколению россиян строить свои взаимоотношения, опираясь на исторический опыт наших предков.
1. Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства
Присоединение Башкирии к России имело важное историческое значение как для народов, проживавших на территории современного Башкортостана, так и для Русского государства, получившей надежный форпост на восточной границе державы.
До середины XVI века территория Башкортостана была расчленена между Казанским (северо-западные районы), Сибирским (северо-восточные районы) ханствами и Ногайской Ордой (центральные и южные районы) и была ареной между усобных феодальных войн и набегов.
С завоеванием в 1552 году Русским государством Казанского ханства часть башкир, подвластная последнему стала свободной. Ногайские и сибирские ханы не собирались отказываться от власти над башкирами, которые не смогли в этих условиях объединиться и создать самостоятельное государство. После падения Казани Иван IV обратился к башкирскому народу с призывом добровольно войти в состав Русского государства.
Первыми в Казань к царскому наместнику в 1554 году ездили послы западных и северо-западных башкирских племен во главе с биями для предварительных договорных условиях вхождения. В 1554-55 в Казань ездили представители центральных, южных и юго-восточных башкир (племена: юрматы, бурзян, кыпсак, усерган, тамьян). В 1556-57 башкирские послы ездили в Москву, где получили царские жалованные грамоты с изложением условий их вхождения в состав Русского государства. В 80-90-е гг. XVI в. - нач. 20-х гг. XVII в., в результате разгрома Сибирского ханства, русское подданство приняли зауральские башкиры.
Присоединение Башкирии к Русскому государству гарантировало:
- защиту башкир от притязаний ногайских и сибирских ханов, от вторжения внешних врагов;
- сохранило за башкирским народом занимаемые ими земли на условиях вотчинного права;
- обещало не посягать на религию башкир и не переводить их в другую веру;
- обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского общества, оставив власть на местах в руках башкирских биев и князей.
Башкиры, признав себя подданными русского царя, обязались за свой счет нести военную службу и вносить в казну поземельную подать (ясак) медом и пушниной.
Присоединение Башкирии к Русскому государству и принятие башкирами русского подданства закреплялось на основе соглашения с царским правительством и выдачей жалованных грамот.
Жалованная грамота - документ о предоставлении определенных прав или привилегий отдельным лицам, группам населения, выдававшийся правительством царской России.
В Башкортостане первые Жалованные грамоты были получены в ходе присоединения Башкирии к Русскому государству. В 1557 году основная часть башкирских племен и родов получили Жалованные грамоты, ставшие юридической основой вотчинного права башкир на землю.
Жалованная грамота выдавалась "на имя лица пожалованного", иногда принимала форму предписания "дать во владение башкирам". Получение Жалованной грамоты на владение землей на вотчинных правах каждым племенем или родовой группой, разделение всех угодий между ними в письменной форме позволили упорядочить вопрос о землевладении в Башкортостане.
Подлинники Жалованных грамот не сохранились, их копии и переводы содержатся в шежере и архивах.
В результате вхождения Башкортостана в состав Русского государства в крае прекратилась феодальная между усобица, что положительно сказалось на развитие хозяйства и росте численности населения. В Башкирию стали переселяться русские крестьяне и ремесленники. Между ними и башкирами устанавливаются хозяйственные и культурные связи. В свою очередь, Русское государство расширило свою территорию, отодвинув государственные границы от Волги до середины течения Тобола на Востоке и Яика (Урала) на Юго-Востоке. Однако усилился феодальный и национальный гнет населения края. С XVII в. правительство стало нарушать условия присоединения: начались захват башкирских земель, рост налогов и повинностей, насильственная христианизация мусульман. В этих условиях недовольные башкиры поднимали многочисленные восстания. В историографии нет единого мнения о характере присоединения Башкирии к Русскому государству, западные и некоторые российские историки писали о завоевании Башкирии Русским государством, а А.З.Асфандияров, В.Н.Татищев, А.Н.Усманов, и др. – о добровольном вхождении. Я полагаю, всё же, что присоединение Башкирии к Русскому государству носило в большей степени добровольный характер, так как в основном присоединение к России поддержало авторитетная среди населения феодальная родовая верхуш- ка, что не исключало в некоторых случаях и принуждения.
2. Правовое положение населения Башкортостана. Политика царского правительства в крае
Правовое положение населения Башкортостана было различным, это видно из социального положения населения, проживавшего в то время.
В целях упрочения своих позиций правительство строило на территории Башкирии военные поселения и развивало тесные экономические отношения с местным населением.
Первыми жителями крепостей Башкирии и города Уфы были в основном русские служилые люди. Гражданское население складывалось постепенно и оставалось малочисленным. Основная часть гарнизонного войска уезда состояла из детей боярских и служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, воротники и другие). Первые стрелецкие сотни с детьми боярскими прибыли в Уфу с воеводой в 1586 г.1.
Военное население проживало на территории Башкирии вместе с семьями. В 80-х гг. формируется Уфимское городовое казачье войско.
Постепенно формировалось крестьянское население Башкирии. Сюда стихийно шли переселенцы из центральных, средневолжских и прикамских районов, из Западной Сибири. Уход их с мест прежнего жительства был связан с малоземельем и усилением феодальной эксплуатации.
В связи с пожалованиями монастырям и дворянам земельных угодий в крае появились монастырские и помещичьи крестьяне. Если дворцовые, оброчные, ясачные, государственные крестьяне и бобыли прибывали в Башкирию самовольно, то монастыри и помещики переселяли своих крестьян принудительно.
Состав пришлого крестьянского населения был многонациональным. Помещичьи, монастырские, дворцовые и государственные крестьяне состояли в основном из русского населения, ясачные и оброчные крестьяне и бобыли — из татар, мишарей, марийцев, чувашей, удмуртов, русских, мордвы.
1 Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I.; Разрядная книга. 1475—1598. С. 390.
В результате самовольного и принудительного переселения в течение XVII — первой трети XVIII вв. в Башкирии сложились все основные слои феодального населения Российского государства: мелкопоместные дворяне, представители православного духовенства, мелкие служилые люди, белопоместные казаки, посадские жители, помещичьи, дворцовые, монастырские, ясачные и государственные крестьяне, бобыли и другие. В количественном отношении преобладало крестьянское и бобыльское население. В течение указанного времени пришлое население заселило в основном крайний восток, север и северо-запад края.
Приток небашкирского населения имело важное значение для развития экономики и культуры края. Ускорился процесс перехода башкир к оседлому земледелию. Башкиры заимствовали у русских и нерусских пришлых земледельцев сельскохозяйственные орудия, учились у них приемам обработки почвы, посевам хлеба, уборке урожая и переработке продуктов зернового хозяйства1.
После присоединения к Русскому государству продолжалась феодализация башкирского общества. Являясь монопольным собственником всей земли в крае, Русское государство передало во владение башкирским племенам и родам занимаемые ими земли и закрепило это грамотами.
Земли закреплялись за всеми жителями башкирского рода, племени, либо их подразделений в общее владение всех жителей общины. Правительство не подразделяло их на привилегированную верхушку — биев, тарханов, мурз, князей и т. д. — и на повинностную ясачную часть населения, как это осуществлялось, например, в отношении народов Среднего Поволжья.
Владельцем волостной земли являлась башкирская община. Наряду с владениями отдельных волостей имели место владения общие для двух, трех и более башкирских волостей (охотничьи и прочие угодья)2.
Каждый член общины имел право на пользование волостной землей.
1Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I. С. 97.
2Демидова Н. Ф. Социально-экономические отношения в Башкирии в первой четверти XVIII в. С. 42
Общинная собственность на землю не препятствовала развитию феодальных отношений. Фактически волостными землями распоряжалась башкирская феодально - патриархальная верхушка. Феодальная собственность на землю при господстве кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства выступала не открыто, а сильно завуалированная пережитками патриархально-родового быта1. Отсутствие юридически оформленной частной земельной собственности не мешало существованию у башкир феодальной земельной собственности2.
В полукочевом обществе феодальная собственность на землю осуществлялась в форме права распоряжения кочевьями. Право собственности на землю получало реализацию посредством владения скотом3. Скот у башкир находился в частной собственности. На этой почве в полукочевом обществе обозначилось достаточно глубокое имущественное неравенство. Патриархально-феодальная башкирская знать владела большими стадами скота. Применяя открытое насилие и используя патриархально-родовые обычаи, она захватывала лучшие пастбища, присваивала себе право отводить районы для кочевок другим членам общины. Так складывалась феодальная собственность на землю, которая приобрела форму распоряжения кочевьями4. Рядовые общинники попадали в зависимое положение, в обществе возникали элементы и внеэкономического принуждения. Общественные отношения у башкир во второй половине XVI — XVII вв. были патриархально-феодальными5.
Верхний слой башкирского общества состоял из биев, князей, тарханов, старост и других «лучших людей», а также представителей мусульманского духовенства. После присоединения Башкирии к России правительство жаловало биев в князья и мурзы. Они несли военную службу государю и не числились в разряде ясачных людей6.
1 Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч.I. С. 91.
2 Демидова Н. Ф. Указ. соч. С. 41.
3 Устюгов Н. В. О характере башкирских восстаний XVII — первой половины XVIII вв. //400-летие присоединения Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1958. С. 96—97.
4 Демидова Н. Ф. Землевладение и землепользование в Уфимском уезде в XVI—XVIII вв. //Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1962. Минск, 1964. С. 266, 269.
5 Демидова Н. Ф. Социально-экономические отношения в Башкирии в первой четверти XVIII в. С. 40;
6 Акманов И. Г. Социально-экономическое развитие Башкирии во второй половине XVI — первой половине XVIII вв. С. 47—48.
Со временем князья слились с тарханами, составлявшими основную часть башкирской феодально-патриархальной верхушки. Звание тархана получали и старосты, а также «лучшие люди» за военные заслуги (охрана границ Башкирии, участие в дальних походах).
Тарханы имели большие привилегии, которые предоставлялись им наследственно или лично. Они могли занять и пользоваться любыми участками волостной земли, кроме бортных угодий и бобровых гонов, находившихся во владении отдельных семей. Рядовые общинники не смели сопротивляться действиям тарханов по распоряжению волостными землями1.
Тарханы были освобождены от налогов, ясака и подводной повинности. На них лежала обязанность нести военную службу, которую они воспринимали как почетную повинность. Их включали в состав дипломатических миссий правительства, направлявшихся в Казахстан и Среднюю Азию.
К разряду феодальной верхушки общества относились старосты и сотники, наделенные административно-управленческой и судебной властью в волостях. Во главе небольших воинских формирований башкир стояли сотники. На должности старост и сотников попадали, как правило, наиболее влиятельные и богатые башкиры, в т. ч. бии, тарханы, батыры. Следовательно, богатство и власть оказывались сосредоточенными в одних и тех же руках. Это обстоятельство усиливало господствующее положение старост и сотников в обществе и открывало для них возможность наживаться за счет общины.
Развитие феодальных отношений среди башкир имело свои особенности. В рассматриваемое время рядовые башкиры и феодально - патриархальная верхушка общества пребывали в составе одной и той же общины, были связаны общинными отношениями. Формально представители башкирских господствующих слоев считались членами общины, но фактически они стояли над общиной .
1Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I. С. 128, 129
Рядовые общинники, ведя самостоятельное хозяйство, подчинялись воле тарханов и старост, которым принадлежало право распоряжения волостными землями. Из-за всевозможных поборов и других причин они зачастую теряли скот и попадали в долговую кабалу к собственным и пришлым богачам.
Обнищавшие башкиры выталкивались из общины и становились туснахами. Положение туснаков в башкирском обществе было близко к положению рабов. Туснаки принудительно работали на богатых башкир, их продавали и покупали. В 30-х годах XVIII в. начальник Оренбургской экспедиции И. К. Кирилов писал о туснаках, что «множество таких иноверцов у башкирцов и других иноверцов же живут», и башкиры и «другие иноверцы» «работою их богатятся и усиливаются»1. Правительство запрещало старостам, тарханам, богатым башкирам брать людей в заклад и иметь крепостных людей. Тем самым оно стремилось ослабить позиции башкирской феодализирующейся верхушки.
Башкирское общество знало и рабов-ясыров, ими становились в основном пленные. Богатые башкиры принуждали их работать в своем хозяйстве или сбывали в Казахстан и Среднюю Азию. Несмотря на существование работорговли, ясыры не представляли устойчивой социальной группы среди башкир.
По мере притока земледельческого населения из центральных районов страны и Среднего Поволжья возникали новые формы земельных отношений в крае. Значительная часть пришлого населения Уфимского уезда вела хозяйство на землях башкирских волостей. К их числу относились ясачные татары, чуваши, мари, мордва, удмурты, служилые татары и мишари. Последние имели право, в силу своей сословной принадлежности, получать земельные наделы от казны, но угодья, необходимые для ведения земледельческого и скотоводческого хозяйства, служилые татары и мишари предпочитали брать у башкир в долгосрочную аренду (припуск) и поселяться на территории башкирской волости.
1Материалы по истории Башкирской АССР. Т. III. С. 491.
Переселенцев, устроившихся на башкирских волостных землях, независимо от их этнической и сословной принадлежности, стали называть припущенниками. Припущенники оседали на башкирских землях по договору с вотчинниками, т. е. припуску, представлявшему разновидность арендного соглашения. Договор о припуске составлялся как в устной, так и письменной форме. Припуск позволял крестьянам без ведома уездной и дворцовой администрации, помещичьих и монастырских управителей завести в Башкирии свое хозяйство. Припущенниками становились и башкиры, по разным причинам потерявшие вотчинное право на землю, покинувшие свои волости (участие в восстаниях, захват земель казной и заводами и т. д.)1.
Плата за припуск и за последующее пользование волостными землями, устанавливаемая между вотчинниками и припущенниками, была намного легче феодальных повинностей, лежавших на помещичьих, монастырских и других феодально зависимых крестьянах. Поэтому к припуску прибегала значительная часть переселенцев.
В состав башкирских припущенников входили представители различных феодально-зависимых сословий. Наиболее многочисленную часть переселенцев составляли бобыли. Основная масса их прибыла в Башкирию со своим бобыльским ясаком, т. е. будучи бобылями в местах выхода. Незначительная часть бобылей попала в это сословие в Уфимском уезде из числа «гулящих людей» и других категорий крестьян.
Бобыли вели крестьянское хозяйство на арендованных башкирских землях, платили казне бобыльский ясак и несли другие повинности. Они обязаны были поставлять в Уфу строительные материалы, давать подводы и провожатых, работать на строительстве и ремонте казенных мельниц, Табынского солеварного городка2. Кроме государственных бобылей в Башкирии встречалось небольшое количество помещичьих, монастырских и дворцовых бобылей. Они не были припущенниками башкир, пользовались землями своих феодалов и несли повинности в их пользу.
1Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I. С. 131.
2Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. I. С. 128.
Из среды припущенников постепенно образовалось сословие тептярей, известных только в Башкирии. По мнению ряда авторов, возникновение слова «тептярь» связано с персидским словом «дэфтэр», что означает «запись», «договор»1. Тептяри заключали с башкирами-вотчинниками письменные условия, в которых определялось количество полученных в аренду угодий и размер повинностей2. Тептяри обосновывались не только на башкирских вотчинных землях, но и на казенных и собственных, причем без припускных записей3. Возможно, словом «дэфтэр» назывались воеводские «окладные ясачные книги», куда включалась часть башкирских припущенников, которые, очевидно, и получили название тептяри.
По другой версии, термин тептярь произошел от слова тибеу, тибелеу, тип-тереу, типтер. Башкир, не имевший возможности нести феодальные повинности за свое сословие, выходил сам или насильно выталкивался (тибелэ) из общины. Он терял вотчинное право на землю, свою сословную принадлежность и становился тептяром. Со временем, особенно в XVIII в., в состав тептярей влились переселенцы из татар, мари, чувашей, удмуртов, вышедших из своих общин и порвавших связь со своими прежними сословиями4 (ясачным, служилым, бобыльским).
В первое время феодальные повинности тептярей были сравнительно легкими. Они платили казне тептярский окладной ясак. В отличие от бобылей-припущенников, тептяри были свободны от выполнения каких-либо натуральных повинностей в пользу государства.
Несмотря на пользование башкирскими землями, тептяри, как и бобыли, являлись казенными людьми и несли феодальные повинности в пользу государства.
1Ахмаров Г. Н, Тептяри и их происхождение. Казань, 1907. С. 9—10, 26.
2Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I. С. 97.
3 Асфандияров А. 3. Семья и брак у башкир в XVIII — первой половине XIX в. Уфа, 1989. С. 33—34.
4 Там же.
Сохранившиеся источники не позволяют определить численность мишарей и служилых татар. Живя на башкирских волостных землях в качестве припущенников, они также находились в личной зависимости от государства, несли военную службу, составляя особое феодальное сословие.
Итак, в пределах башкирской волости вели хозяйство представители не только разных народов, но и разных сословий: башкиры-вотчинники, бобыли, тептяри, мишари, служилые татары.
Таким образом, в Башкирии сосуществовали различные формы феодальных отношений. Несмотря на заметные социальные сдвиги, в башкирском обществе по - прежнему господствовали присущие кочевым и полукочевым народам патриархально - феодальные отношения, сильны были пережитки родового строя. Отношения же между башкирским обществом и государством были феодальными.
Феодалы состояли из башкирской, татарской и мишарской знати, русских помещиков, монастырей, дворца и самого феодального государства.
К эксплуатируемой части населения относились рядовые башкиры, мишари, служилые татары, мелкие служилые люди, ясачные крестьяне, тептярское и бобыльское население, помещичьи, монастырские, дворцовые и государственные крестьяне.
Из всего сказанного можно сделать определенный вывод, что политика царского правительства в Башкирии носило чисто колониальный характер и это отчетливо видно из предпринимаемых действий центральной власти в отношении, вновь присоединенных земель.
Во-первых, создаются местные колониальные администрации во вновь созданных военных поселениях для надзора и управления территориями;
Во-вторых, идет активное заселение новых территорий подданными русского государства из центральных районов России;
В-третьих, осваиваются природные ресурсы края для поддержания и увеличения экономической мощи русского государства;
В-четвертых, на фоне успехов освоения Башкирии местное население в большей части оставалось на уровне феодально-патриархальных отношений и до определенного времени экономически развивалось слабо.
Продолжение на сайте: WWW.vzfeii.web-box.ru
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «История государства и права Башкортостана»
Тема № 1
Выполнил: студент 2-го курса заочного
отделения группа №
Проверил: проф. Искужин Т.С.
Уфа - 2008г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства (политико-правовая характеристика)
2. Правовое положение население Башкортостана.
Политика царского правительства в крае
3. Система царской колониальной администрации и местное башкирское самоуправление
4. Система права
5. Судоустройство и судопроизводство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Рассматриваемая мною тема очень актуальна, так как она затрагивает истоки и начало формирования многовековой дружбы и сотрудничества между великой Россией и суверенным Башкортостаном.
Изучая данную тему, раскрывая сущность поставленных вопросов я, попытаюсь понять, как, каким образом, Россия сумела привлечь на свою сторону башкирский народ и объединить в своем государстве великое множество и других народов.
Данная тема позволит ещё лучше понять, как проходило объединение двух совершенно разных культурных систем христианской и мусульманской.
А также я постараюсь раскрыть сущность объединения европейской России и восточной по сути Башкирии.
Путь объединения был не легким, слишком разные культурные и правовые системы столкнулись в процессе интеграции.
Необходимо проследить, с чем пришли стороны к объединению, являлось ли оно прогрессивным и какую роль оно сыграло для обоих народов.
Рассматриваемый период в истории двух народов русского и башкирского являлся переломным и результат хода истории, его итоги, позволили двум народам культурно и экономически обогатиться.
Башкирский народ сделал правильный и мудрый выбор, избрав добровольное вхождение в состав Русского государства, так как, Башкирия, являясь в то время пограничной, буферной зоной, как для России, так и для соседних государств, всегда виделась жирным куском своих притязаний.
Только интеграция Башкирии с Россией позволила нашему краю стать в настоящее время одной из самой сильной экономически и культурно развитым регионом.
Знать, как проходило это историческое объединение, какие вопросы приходилось решать нашим предкам, позволит новому поколению россиян строить свои взаимоотношения, опираясь на исторический опыт наших предков.
1. Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства
Присоединение Башкирии к России имело важное историческое значение как для народов, проживавших на территории современного Башкортостана, так и для Русского государства, получившей надежный форпост на восточной границе державы.
До середины XVI века территория Башкортостана была расчленена между Казанским (северо-западные районы), Сибирским (северо-восточные районы) ханствами и Ногайской Ордой (центральные и южные районы) и была ареной между усобных феодальных войн и набегов.
С завоеванием в 1552 году Русским государством Казанского ханства часть башкир, подвластная последнему стала свободной. Ногайские и сибирские ханы не собирались отказываться от власти над башкирами, которые не смогли в этих условиях объединиться и создать самостоятельное государство. После падения Казани Иван IV обратился к башкирскому народу с призывом добровольно войти в состав Русского государства.
Первыми в Казань к царскому наместнику в 1554 году ездили послы западных и северо-западных башкирских племен во главе с биями для предварительных договорных условиях вхождения. В 1554-55 в Казань ездили представители центральных, южных и юго-восточных башкир (племена: юрматы, бурзян, кыпсак, усерган, тамьян). В 1556-57 башкирские послы ездили в Москву, где получили царские жалованные грамоты с изложением условий их вхождения в состав Русского государства. В 80-90-е гг. XVI в. - нач. 20-х гг. XVII в., в результате разгрома Сибирского ханства, русское подданство приняли зауральские башкиры.
Присоединение Башкирии к Русскому государству гарантировало:
- защиту башкир от притязаний ногайских и сибирских ханов, от вторжения внешних врагов;
- сохранило за башкирским народом занимаемые ими земли на условиях вотчинного права;
- обещало не посягать на религию башкир и не переводить их в другую веру;
- обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского общества, оставив власть на местах в руках башкирских биев и князей.
Башкиры, признав себя подданными русского царя, обязались за свой счет нести военную службу и вносить в казну поземельную подать (ясак) медом и пушниной.
Присоединение Башкирии к Русскому государству и принятие башкирами русского подданства закреплялось на основе соглашения с царским правительством и выдачей жалованных грамот.
Жалованная грамота - документ о предоставлении определенных прав или привилегий отдельным лицам, группам населения, выдававшийся правительством царской России.
В Башкортостане первые Жалованные грамоты были получены в ходе присоединения Башкирии к Русскому государству. В 1557 году основная часть башкирских племен и родов получили Жалованные грамоты, ставшие юридической основой вотчинного права башкир на землю.
Жалованная грамота выдавалась "на имя лица пожалованного", иногда принимала форму предписания "дать во владение башкирам". Получение Жалованной грамоты на владение землей на вотчинных правах каждым племенем или родовой группой, разделение всех угодий между ними в письменной форме позволили упорядочить вопрос о землевладении в Башкортостане.
Подлинники Жалованных грамот не сохранились, их копии и переводы содержатся в шежере и архивах.
В результате вхождения Башкортостана в состав Русского государства в крае прекратилась феодальная между усобица, что положительно сказалось на развитие хозяйства и росте численности населения. В Башкирию стали переселяться русские крестьяне и ремесленники. Между ними и башкирами устанавливаются хозяйственные и культурные связи. В свою очередь, Русское государство расширило свою территорию, отодвинув государственные границы от Волги до середины течения Тобола на Востоке и Яика (Урала) на Юго-Востоке. Однако усилился феодальный и национальный гнет населения края. С XVII в. правительство стало нарушать условия присоединения: начались захват башкирских земель, рост налогов и повинностей, насильственная христианизация мусульман. В этих условиях недовольные башкиры поднимали многочисленные восстания. В историографии нет единого мнения о характере присоединения Башкирии к Русскому государству, западные и некоторые российские историки писали о завоевании Башкирии Русским государством, а А.З.Асфандияров, В.Н.Татищев, А.Н.Усманов, и др. – о добровольном вхождении. Я полагаю, всё же, что присоединение Башкирии к Русскому государству носило в большей степени добровольный характер, так как в основном присоединение к России поддержало авторитетная среди населения феодальная родовая верхуш- ка, что не исключало в некоторых случаях и принуждения.
2. Правовое положение населения Башкортостана. Политика царского правительства в крае
Правовое положение населения Башкортостана было различным, это видно из социального положения населения, проживавшего в то время.
В целях упрочения своих позиций правительство строило на территории Башкирии военные поселения и развивало тесные экономические отношения с местным населением.
Первыми жителями крепостей Башкирии и города Уфы были в основном русские служилые люди. Гражданское население складывалось постепенно и оставалось малочисленным. Основная часть гарнизонного войска уезда состояла из детей боярских и служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, воротники и другие). Первые стрелецкие сотни с детьми боярскими прибыли в Уфу с воеводой в 1586 г.1.
Военное население проживало на территории Башкирии вместе с семьями. В 80-х гг. формируется Уфимское городовое казачье войско.
Постепенно формировалось крестьянское население Башкирии. Сюда стихийно шли переселенцы из центральных, средневолжских и прикамских районов, из Западной Сибири. Уход их с мест прежнего жительства был связан с малоземельем и усилением феодальной эксплуатации.
В связи с пожалованиями монастырям и дворянам земельных угодий в крае появились монастырские и помещичьи крестьяне. Если дворцовые, оброчные, ясачные, государственные крестьяне и бобыли прибывали в Башкирию самовольно, то монастыри и помещики переселяли своих крестьян принудительно.
Состав пришлого крестьянского населения был многонациональным. Помещичьи, монастырские, дворцовые и государственные крестьяне состояли в основном из русского населения, ясачные и оброчные крестьяне и бобыли — из татар, мишарей, марийцев, чувашей, удмуртов, русских, мордвы.
1 Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I.; Разрядная книга. 1475—1598. С. 390.
В результате самовольного и принудительного переселения в течение XVII — первой трети XVIII вв. в Башкирии сложились все основные слои феодального населения Российского государства: мелкопоместные дворяне, представители православного духовенства, мелкие служилые люди, белопоместные казаки, посадские жители, помещичьи, дворцовые, монастырские, ясачные и государственные крестьяне, бобыли и другие. В количественном отношении преобладало крестьянское и бобыльское население. В течение указанного времени пришлое население заселило в основном крайний восток, север и северо-запад края.
Приток небашкирского населения имело важное значение для развития экономики и культуры края. Ускорился процесс перехода башкир к оседлому земледелию. Башкиры заимствовали у русских и нерусских пришлых земледельцев сельскохозяйственные орудия, учились у них приемам обработки почвы, посевам хлеба, уборке урожая и переработке продуктов зернового хозяйства1.
После присоединения к Русскому государству продолжалась феодализация башкирского общества. Являясь монопольным собственником всей земли в крае, Русское государство передало во владение башкирским племенам и родам занимаемые ими земли и закрепило это грамотами.
Земли закреплялись за всеми жителями башкирского рода, племени, либо их подразделений в общее владение всех жителей общины. Правительство не подразделяло их на привилегированную верхушку — биев, тарханов, мурз, князей и т. д. — и на повинностную ясачную часть населения, как это осуществлялось, например, в отношении народов Среднего Поволжья.
Владельцем волостной земли являлась башкирская община. Наряду с владениями отдельных волостей имели место владения общие для двух, трех и более башкирских волостей (охотничьи и прочие угодья)2.
Каждый член общины имел право на пользование волостной землей.
1Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I. С. 97.
2Демидова Н. Ф. Социально-экономические отношения в Башкирии в первой четверти XVIII в. С. 42
Общинная собственность на землю не препятствовала развитию феодальных отношений. Фактически волостными землями распоряжалась башкирская феодально - патриархальная верхушка. Феодальная собственность на землю при господстве кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства выступала не открыто, а сильно завуалированная пережитками патриархально-родового быта1. Отсутствие юридически оформленной частной земельной собственности не мешало существованию у башкир феодальной земельной собственности2.
В полукочевом обществе феодальная собственность на землю осуществлялась в форме права распоряжения кочевьями. Право собственности на землю получало реализацию посредством владения скотом3. Скот у башкир находился в частной собственности. На этой почве в полукочевом обществе обозначилось достаточно глубокое имущественное неравенство. Патриархально-феодальная башкирская знать владела большими стадами скота. Применяя открытое насилие и используя патриархально-родовые обычаи, она захватывала лучшие пастбища, присваивала себе право отводить районы для кочевок другим членам общины. Так складывалась феодальная собственность на землю, которая приобрела форму распоряжения кочевьями4. Рядовые общинники попадали в зависимое положение, в обществе возникали элементы и внеэкономического принуждения. Общественные отношения у башкир во второй половине XVI — XVII вв. были патриархально-феодальными5.
Верхний слой башкирского общества состоял из биев, князей, тарханов, старост и других «лучших людей», а также представителей мусульманского духовенства. После присоединения Башкирии к России правительство жаловало биев в князья и мурзы. Они несли военную службу государю и не числились в разряде ясачных людей6.
1 Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч.I. С. 91.
2 Демидова Н. Ф. Указ. соч. С. 41.
3 Устюгов Н. В. О характере башкирских восстаний XVII — первой половины XVIII вв. //400-летие присоединения Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1958. С. 96—97.
4 Демидова Н. Ф. Землевладение и землепользование в Уфимском уезде в XVI—XVIII вв. //Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1962. Минск, 1964. С. 266, 269.
5 Демидова Н. Ф. Социально-экономические отношения в Башкирии в первой четверти XVIII в. С. 40;
6 Акманов И. Г. Социально-экономическое развитие Башкирии во второй половине XVI — первой половине XVIII вв. С. 47—48.
Со временем князья слились с тарханами, составлявшими основную часть башкирской феодально-патриархальной верхушки. Звание тархана получали и старосты, а также «лучшие люди» за военные заслуги (охрана границ Башкирии, участие в дальних походах).
Тарханы имели большие привилегии, которые предоставлялись им наследственно или лично. Они могли занять и пользоваться любыми участками волостной земли, кроме бортных угодий и бобровых гонов, находившихся во владении отдельных семей. Рядовые общинники не смели сопротивляться действиям тарханов по распоряжению волостными землями1.
Тарханы были освобождены от налогов, ясака и подводной повинности. На них лежала обязанность нести военную службу, которую они воспринимали как почетную повинность. Их включали в состав дипломатических миссий правительства, направлявшихся в Казахстан и Среднюю Азию.
К разряду феодальной верхушки общества относились старосты и сотники, наделенные административно-управленческой и судебной властью в волостях. Во главе небольших воинских формирований башкир стояли сотники. На должности старост и сотников попадали, как правило, наиболее влиятельные и богатые башкиры, в т. ч. бии, тарханы, батыры. Следовательно, богатство и власть оказывались сосредоточенными в одних и тех же руках. Это обстоятельство усиливало господствующее положение старост и сотников в обществе и открывало для них возможность наживаться за счет общины.
Развитие феодальных отношений среди башкир имело свои особенности. В рассматриваемое время рядовые башкиры и феодально - патриархальная верхушка общества пребывали в составе одной и той же общины, были связаны общинными отношениями. Формально представители башкирских господствующих слоев считались членами общины, но фактически они стояли над общиной .
1Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I. С. 128, 129
Рядовые общинники, ведя самостоятельное хозяйство, подчинялись воле тарханов и старост, которым принадлежало право распоряжения волостными землями. Из-за всевозможных поборов и других причин они зачастую теряли скот и попадали в долговую кабалу к собственным и пришлым богачам.
Обнищавшие башкиры выталкивались из общины и становились туснахами. Положение туснаков в башкирском обществе было близко к положению рабов. Туснаки принудительно работали на богатых башкир, их продавали и покупали. В 30-х годах XVIII в. начальник Оренбургской экспедиции И. К. Кирилов писал о туснаках, что «множество таких иноверцов у башкирцов и других иноверцов же живут», и башкиры и «другие иноверцы» «работою их богатятся и усиливаются»1. Правительство запрещало старостам, тарханам, богатым башкирам брать людей в заклад и иметь крепостных людей. Тем самым оно стремилось ослабить позиции башкирской феодализирующейся верхушки.
Башкирское общество знало и рабов-ясыров, ими становились в основном пленные. Богатые башкиры принуждали их работать в своем хозяйстве или сбывали в Казахстан и Среднюю Азию. Несмотря на существование работорговли, ясыры не представляли устойчивой социальной группы среди башкир.
По мере притока земледельческого населения из центральных районов страны и Среднего Поволжья возникали новые формы земельных отношений в крае. Значительная часть пришлого населения Уфимского уезда вела хозяйство на землях башкирских волостей. К их числу относились ясачные татары, чуваши, мари, мордва, удмурты, служилые татары и мишари. Последние имели право, в силу своей сословной принадлежности, получать земельные наделы от казны, но угодья, необходимые для ведения земледельческого и скотоводческого хозяйства, служилые татары и мишари предпочитали брать у башкир в долгосрочную аренду (припуск) и поселяться на территории башкирской волости.
1Материалы по истории Башкирской АССР. Т. III. С. 491.
Переселенцев, устроившихся на башкирских волостных землях, независимо от их этнической и сословной принадлежности, стали называть припущенниками. Припущенники оседали на башкирских землях по договору с вотчинниками, т. е. припуску, представлявшему разновидность арендного соглашения. Договор о припуске составлялся как в устной, так и письменной форме. Припуск позволял крестьянам без ведома уездной и дворцовой администрации, помещичьих и монастырских управителей завести в Башкирии свое хозяйство. Припущенниками становились и башкиры, по разным причинам потерявшие вотчинное право на землю, покинувшие свои волости (участие в восстаниях, захват земель казной и заводами и т. д.)1.
Плата за припуск и за последующее пользование волостными землями, устанавливаемая между вотчинниками и припущенниками, была намного легче феодальных повинностей, лежавших на помещичьих, монастырских и других феодально зависимых крестьянах. Поэтому к припуску прибегала значительная часть переселенцев.
В состав башкирских припущенников входили представители различных феодально-зависимых сословий. Наиболее многочисленную часть переселенцев составляли бобыли. Основная масса их прибыла в Башкирию со своим бобыльским ясаком, т. е. будучи бобылями в местах выхода. Незначительная часть бобылей попала в это сословие в Уфимском уезде из числа «гулящих людей» и других категорий крестьян.
Бобыли вели крестьянское хозяйство на арендованных башкирских землях, платили казне бобыльский ясак и несли другие повинности. Они обязаны были поставлять в Уфу строительные материалы, давать подводы и провожатых, работать на строительстве и ремонте казенных мельниц, Табынского солеварного городка2. Кроме государственных бобылей в Башкирии встречалось небольшое количество помещичьих, монастырских и дворцовых бобылей. Они не были припущенниками башкир, пользовались землями своих феодалов и несли повинности в их пользу.
1Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I. С. 131.
2Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. I. С. 128.
Из среды припущенников постепенно образовалось сословие тептярей, известных только в Башкирии. По мнению ряда авторов, возникновение слова «тептярь» связано с персидским словом «дэфтэр», что означает «запись», «договор»1. Тептяри заключали с башкирами-вотчинниками письменные условия, в которых определялось количество полученных в аренду угодий и размер повинностей2. Тептяри обосновывались не только на башкирских вотчинных землях, но и на казенных и собственных, причем без припускных записей3. Возможно, словом «дэфтэр» назывались воеводские «окладные ясачные книги», куда включалась часть башкирских припущенников, которые, очевидно, и получили название тептяри.
По другой версии, термин тептярь произошел от слова тибеу, тибелеу, тип-тереу, типтер. Башкир, не имевший возможности нести феодальные повинности за свое сословие, выходил сам или насильно выталкивался (тибелэ) из общины. Он терял вотчинное право на землю, свою сословную принадлежность и становился тептяром. Со временем, особенно в XVIII в., в состав тептярей влились переселенцы из татар, мари, чувашей, удмуртов, вышедших из своих общин и порвавших связь со своими прежними сословиями4 (ясачным, служилым, бобыльским).
В первое время феодальные повинности тептярей были сравнительно легкими. Они платили казне тептярский окладной ясак. В отличие от бобылей-припущенников, тептяри были свободны от выполнения каких-либо натуральных повинностей в пользу государства.
Несмотря на пользование башкирскими землями, тептяри, как и бобыли, являлись казенными людьми и несли феодальные повинности в пользу государства.
1Ахмаров Г. Н, Тептяри и их происхождение. Казань, 1907. С. 9—10, 26.
2Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I. С. 97.
3 Асфандияров А. 3. Семья и брак у башкир в XVIII — первой половине XIX в. Уфа, 1989. С. 33—34.
4 Там же.
Сохранившиеся источники не позволяют определить численность мишарей и служилых татар. Живя на башкирских волостных землях в качестве припущенников, они также находились в личной зависимости от государства, несли военную службу, составляя особое феодальное сословие.
Итак, в пределах башкирской волости вели хозяйство представители не только разных народов, но и разных сословий: башкиры-вотчинники, бобыли, тептяри, мишари, служилые татары.
Таким образом, в Башкирии сосуществовали различные формы феодальных отношений. Несмотря на заметные социальные сдвиги, в башкирском обществе по - прежнему господствовали присущие кочевым и полукочевым народам патриархально - феодальные отношения, сильны были пережитки родового строя. Отношения же между башкирским обществом и государством были феодальными.
Феодалы состояли из башкирской, татарской и мишарской знати, русских помещиков, монастырей, дворца и самого феодального государства.
К эксплуатируемой части населения относились рядовые башкиры, мишари, служилые татары, мелкие служилые люди, ясачные крестьяне, тептярское и бобыльское население, помещичьи, монастырские, дворцовые и государственные крестьяне.
Из всего сказанного можно сделать определенный вывод, что политика царского правительства в Башкирии носило чисто колониальный характер и это отчетливо видно из предпринимаемых действий центральной власти в отношении, вновь присоединенных земель.
Во-первых, создаются местные колониальные администрации во вновь созданных военных поселениях для надзора и управления территориями;
Во-вторых, идет активное заселение новых территорий подданными русского государства из центральных районов России;
В-третьих, осваиваются природные ресурсы края для поддержания и увеличения экономической мощи русского государства;
В-четвертых, на фоне успехов освоения Башкирии местное население в большей части оставалось на уровне феодально-патриархальных отношений и до определенного времени экономически развивалось слабо.
Продолжение на сайте: WWW.vzfeii.web-box.ru