Контрольная работа на тему Живопись Северного Возрождения ее отличие от итальянского ведущие п
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-11-12Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Кафедра маркетинга и рекламы
ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА
Вариант 4
Живопись северного Возрождения, ее отличие от итальянского, ведущие представители нидерландской школы
Хабаровск 2009
ПЛАН
1. Общая характеристика живописи Северного Возрождения
2 Периодизация и основные течения в живописи Северного Возрождения
Заключение
Список использованных источников
1. Общая характеристика живописи Северного Возрождения
С XIV века на этих территориях происходили перемены культурно-социологического характера: на смену церкви в качестве главного заказчика произведений искусства пришли светские меценаты. Нидерланды как центр искусства стали оттеснять искусство поздней готики при французском дворе.
В XV веке при дворах герцогов бургундских в Дижоне, Брюгге и Турне появилась собственная художественная школа, сочетавшая готику и Ренессанс. Некоторые историки искусства видят её корни во французско-фламандской книжной миниатюре, например, в творчестве Жана Пюселя или братьев Лимбург.
Эти произведения живописи резко отличаются от своих готических предшественников почти фотографическим реализмом. Импульс, полученный от раннего и зрелого итальянского Возрождения, в соединении с местными традициями привёл к формированию самостоятельного, абсолютно нового художественного языка. Нидерландское внимание к природе выразилось в пейзажной живописи. Сначала золотой фон средневековых картин сменили реалистичные ландшафты, а затем пейзаж стал самостоятельным жанром в искусстве.
Точность в наблюдении явлений природы распространилась и на изображение человеческого тела. Изображение обнажённых Адама и Евы на Гентском алтаре Яна ван Эйка отличает естественность, невиданная с античных времён. В отличие от итальянских художников, увлекавшихся в своих изображениях обнажённой натуры анатомическими деталями, Ян ван Эйк изучал поверхность и движение человеческого тела и отражал до мельчайших подробностей в своих работах.
Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в детализированном описании поверхностей предметов, а с другой стороны, в пластичности, достигаемой за счёт точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов. В основу нового стиля легла новая живописная техника — масло.
До ван Эйков и Робера Кампена нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Даже самые крупные мастер ещё долгое время не могли полностью освободиться от этого влияния, вытянутые фигуры и богатые складками одеяния явно свидетельствуют о более древних живописных традициях. В общем ранней нидерландской живописи до XV века в настоящее время достаётся мало внимания. Картины считаются провинциальными и второразрядными, во многих публикациях по истории искусства ранняя нидерландская живопись рассматривается только начиная с Флемальского мастера.
У истоков ранней нидерландской живописи, понимаемой в узком смысле, стоит Ян ван Эйк, который в 1432 году закончил работу над своим главным шедевром — Гентским алтарём. Ещё современники считали работы Яна ван Эйка и других фламандских художников «новым искусством», чем-то совершенно новым. Хронологически старонидерландская живопись развивалась приблизительно в одно время с итальянским Ренессансом.
С появлением портрета светская, индивидуализированная тема стала впервые главным мотивом живописи. Жанровые картины и натюрморты совершили свой прорыв в искусстве лишь в период нидерландского барокко XVII века. Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени. Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. Человек на картинах больше не идеализировался. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Морщины, мешки под глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан.
Одним из самых первых представителей новых художественных взглядов наряду с Яном ван Эйком считается Флемальский мастер, которого в настоящее время идентифицируют как Робера Кампена. Его главная работа — триптих Мероде (около 1425), хранящийся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Уже долгое время подвергается сомнению сам факт существования у Яна ван Эйка брата Хуберта. Новейшие исследования показали, что упоминаемый лишь в нескольких источниках Хуберт ван Эйк был всего лишь посредственным художником гентской школы, который не имел ни родственного, ни какого-либо иного отношения к Яну ван Эйку.
Учеником Кампена считается Рогир ван дер Вейден, который, вероятно, принимал участие в работе над триптихом Мероде. В свою очередь он оказал влияние на Дирка Боутса и Ганса Мемлинга. Современником Мемлинга был Хуго ван дер Гус, впервые упоминаемый в 1465 году.
Из этого ряда выделяется самый загадочный художник этого времени Иероним Босх, чьё творчество до сих пор не получило однозначного толкования.
Рядом с этими великими мастерами заслуживают упоминания такие ранние нидерландские художники, как Петрус Кристус, Колин де Котер, Альберт Боутс, Госвин ван дер Вейден и Квентин Массейс.
До настоящего времени сохранилась лишь малая толика работ ранних нидерландских художников. Бесчётное количество картин и рисунков пали жертвой иконоборчества во времена реформации и войн. Кроме того многие работы получили серьёзные повреждения и нуждаются в дорогостоящей реставрации. Некоторые произведения сохранились лишь в копиях, большинство же утеряно навсегда.
Творчество ранних нидерландцев и фламандцев представлено в крупнейших художественных музеях мира. Но некоторые алтари и картины по-прежнему находятся на своих старых местах — в церквях, соборах и замках, как, например, Гентский алтарь в соборе Святого Бавона в Генте. Однако посмотреть на него теперь можно только через толстое бронированное стекло.
При наличии в каждой из названных стран, ярко выраженной национальной специфики, художественное развитие Нидерландов, Германии и Франции в момент перехода от средневековья к Новому времени обладает чертами общности, особенно отчетливо выступающими при сопоставлении их с Италией. Средневековая готическая традиция была здесь устойчивее; ее влияние заметно сказывалось вплоть до первой трети 16 века, а в некоторых сферах творчества (архитектура, скульптура) оставалось даже преобладающим. Сами процессы обновления культуры в странах, расположенных севернее Альп отличались той последовательностью, которую можно наблюдать в Италии, они протекали неравномерно — быстрее в живописи, медленнее в других видах искусства — и, как правило, на сопровождались синхронным теоретическим осмыслением. Изучение линейной перспективы, анатомии, поиск идеальных пропорций человеческого тела шли в североевропейских странах, главным образом, по линии накопления эмпирических наблюдений, не становясь предметом систематического научного изучения. Контакт с искусством классической древности также не был здесь столь прямым и непосредственным как в Италии. Столь характерная для Италии ориентация на античные образцы в изобразительном искусстве и архитектуре Северной Европы дает о себе знать не раньше 16 века и зачастую выступает в причудливых "готизированных" формах.
Названные отличия от классической итальянской модели Возрождения имеют в своей основе причины глубинного мировоззренческого порядка. Ренессансный "гуманизм" — рационалистическая антропоцентрическая философия, аппелирующая к примеру древних — сравнительно поздно, лишь в 16 веке, обрел приверженцев в североевропейских странах. Подлинным духовным стержнем перемен происходивших в культуре этих земель, средоточием интеллектуальной жизни, главным пунктом споров и полемики были идеи религиозного обновления. Процессы становления новой этики, новой системы взглядов на роль в обществе, новых представлений о свободе и ответственности человека были связаны с борьбой за реформу церкви и оказывали решающее воздействие на художественное развитие. Вне контекста глубоких духовных перемен привнесенных в европейскую культуру реформацией не может быть правильно понята сущность искусства Северного Возрождения.
ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XV в.
Проблема изучения нидерландской живописи. Основной источник ее изучения — "Книга о художниках" (1604 г.) Карела ван Мандера.
Творчество братьев Губерта и Яна ван Эйков. Связь с традицией фламандской и бургундской миниатюры. "Гентский алтарь" (ок. 1432г.) Его место в истории нидерландской школы. Другие живописные работы Яна ван Эйка.
Робер Кампен ("Флемальский мастер") как один из основоположников нидерландской школы.
Нидерландская живопись после Яна ван Эйка. Рогир ван дер Вейден — крупнейший нидерландский художник середины 15 века. Его связь с готической традицией; влияние на последующее развитие нидерландского искусства. Другие мастера середины века — Петрус Кристус, Дирк Баутс.
Творчество Гуго ван дер Гуса. Экспрессивный и драматический характер его искусства. "Алтарь Портинари" — шедевр художника; влияние этого памятника на современное ему нидерландское и итальянское искусство.
различные течения и местные школы в нидерландской живописи конца 15 века. "Школа Брюгге"; Ханс Мемлинг и Герард Давид как важнейшие представители. Развитие живописи в Северных Нидерландах; Гертген тот Синт Янс и его роль в истории пейзажной живописи.
Творчество Иеронима Босха. Переплетение в его искусстве элементов средневековой фантастики и натурального наблюдения.
ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVI в.
Различные направления в нидерландской живописи первой половины 16 века. Позднеготический стиль "антиверпенских маньеристов". Квентин Массейс и Трансформация традиции 15 века в его творчестве. Зарождение пейзажного жанра в творчестве Иоахима Патинира. Распространение "романтизма" — направления, связанного с использованием опыта итальянских художников Высокого Возрождения.
"Романисты" первого поколения. Творчество Яна Госсарта и Барента ван Орлея. Итальянизирующее течение в искусстве Северных Нидерландов — Ян Скорель и Мартин ван Хемскерк.
Лукас ван Лейден — крупнейший нидерландский живописец и гравер первой трети 16 века. Его отношение к "романизму", контакты с Альбрехтом Дюрером, влияние на последующее развитие национальной школы.
"Романизм" в Южных Нидерландах в середине 16 века: творчество Питера Кука ван Альста, Ламберта Ломбарда, Франса Флориса.
Развитие портретного жанра. Антонис Мор и его влияние на последующее развитие европейского парадного портрета. Сложение жанра группового портрета. Бытовой жанр и натюрморт: Питер Артсен, Иоахим Бейкелар.
Питер Брейгель ст. — величайший нидерландский художник 16 века. Эволюция его творчества. Основные живописные произведения. Создание образцов для гравюр. Новизна философской и социальной тематики его искусства. Влияние Брейгеля на развитиек нидерландского искусства второй половины 16 века.
Основные тенденции в искусстве Нидерландов на исходе 16 века. Вклад художников в развитие "национального маньеризма": творчество Бартоломеуса Спрангера, Фредерика Сустриса. Пейзажный жанр в нидерландской живописи и графике: Рулант Саверей, Гиллис ван Конникслоо.
Зарождение национальной голландской школы живописи. Художники "Харлемской академии"; сочетание в их творчестве черт маньеризма с кассицизирующими тенденциями. Хендрик Гольциус — крупнейший европейский гравер и рисовальщик второй половины 16 века.
ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ
Германия в XV в. Стойкость системы, раздробленность страны и связанное с этим развитие обособленных местных школ в искусстве. Живучесть готики в искусстве Германии.
Живопись северонемецких городов в начале 15 века, связь с традициями позднеготической миниатюры. Мастер Франке (работал в первой трети XV в.). "Поклонение младенцу" из алтаря Фомы Бекета (1424, Гамбург, Кунстхалле).
Южноамериканская живопись начала 15 в. Картина неизвестного мастера верхнерейнской школы "Райский сад" (ок.1410, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт).
Искусство Германии в 30-40 годах XV в. Ведущая роль южнонемецких областей. Швабия. Новое осмысление религиозной темы. Новые приемы изображения.
Лукая Мозер (первая четверть XV в). Алтарь Магдалины из Тифенбронна 1431г.
Кондрад Виц (ок.1400-1446). Его алтари. Включение жанровых мотивов в религиозные композиции.
Ганс Мульчер (ок.1400-1467). Алтарь с изображением "страстей Христа". (1437, Берлин-Далем, Картинная галерея Государственного музея). Усиление драматического начала.
Стефан Лохнер (ок.1410-1451) — крупный художник Северной Германии. Сочетание в его искусстве элементов южнонемецкой живописи со старой традицией кельнской школы. Триптих "Поклонение волхвов" (1440, Кельн, собор) и др.
Мастер жизни Марии (упоминается в Кельне в 1465-1490 годах) и влияние на него нидерландской живописи.
ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.
Усиление готических традиций в живописи. Начало книгопечатания и развития графики в Германии, распространение гравюры как самостоятельного вида искусства.
Мартин Шонгауэр (ок. 1435-1491) — крупнейший художник Германии XV в. Его живописные работы ("Мадонна в беседке из роз", 1473, Кольмар, Музей Унтер-Линден), гравюры из меди.
Творчество Михаеля Пахера (ок. 1435-1498) и его связь с искусством северной Италии. Живописные скульптурные работы Пахера. Алтарь св. Вольфгана (1471-1481, алтарь в паломнической церкви в местечке Санкт-Вольфганг близ Зальцбурга) и др.
НЕМЕЦКОЕ ИСКУССТВО XVI в.
Германия в XVI в., ее культура и искусство. Реформация; влияние идей религиозного обновления на немецкую культуру первой четверти 16 века. Немецкий гуманизм. Преобразование в изобразительном искусстве. Сближение с итальянской традицией при ярко выраженном своеобразии. Преобладание экспрессии над гармонией, конкретных индивидуальных черт над возвышенными и идеальными.
Изобразительное искусство:
Ведущие виды искусства Германии — живопись и гравюра. Альбрехт Дюрер — величайший художник Немецкого Возрождения. Ранние живописные произведения Дюрера, графические сери "Апокалипсис", "Большие страсти". Поездка в Италию, интерес к перспективе и пропорциям человеческого тела. Живописные и графические произведения Дюрера его зрелого периода, во время и после второй поездки в Италию. Поздние работы, путешествие в Нидерланды. Дюрер как теоретик искусства. Влияние Дюрера на современное ему искусство. Творчество Ганса Бальдунга Грина и Ганса Бургмайера.
Другие направления в немецком искусстве XVI в. Творчество Маттиаса Грюневальда; экспрессия и трагизм его образов. "Изенгеймский алтарь" — центральное произведение художника. Лукас Кранх старший, характер и эволюция его творчества.
"Дунайская школа" и развитие пейзажа в немецком искусстве. Живопись и графика Альбрехта Альтдорфера.
Ганс Гольбейн младший — крупнейший немецкий художник следующего за Дюрером поколения. Его портретная живопись и графика, религиозные композиции. Пребывание Гольбейна в Англии и его влияние на немецкое и английское искусство.
Скульптура Германии второй половины XV — первой трети XVI века. Устойчивость готической традиции в сфере скульптуры. Творчество Петера Фишера, Фейта Штосса. Тильман Рименшнайдер — крупнейший скульптор своего времени.
ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XV- XVI вв.
Живопись и скульптура Франции XVI века:
Тесная художественная связь с Нидерландами и постепенное, начиная с середины века, проникновение итальянских влияний. Традиция книжной миниатюры и ее воздействие на станковую живопись. Местные школы; значение школы Прованса; Ангерран Шаротон и его произведения. Турская школа; творчество Жана Фуке, его знакомство с современным ему нидерландским и итальянским искусством. Основные произведения Фуке — портреты, алтарные картины, миниатюры.
Живопись конца XV века, перемещение ее центра в Париж. Мастер из Мулен и "Муленский триптих".
Развитие скульптуры. Бургундская надгробная пластика половины 15 века.
Живопись Франции XVI в.
Расцвет портрета во французской живиписи и рисунке. Творчество Жана и Франсуа Клуэ, Корнеля де Лиона, Этьена и Пьера Дюмустье.
Усиление влияния итальянского искусства, приезд во Францию мастеров, приглашенных Франциском I из Итаоии: леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини. Приглашение для работы в королевском замке Фонтебло выдающихся представителей флорентийского маньеризма Россо, Приматиччо и Никколо дель Аббате. Формирование "школы Фонтебло" и ее значение для развития национальной французской школы живописи.
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и деталированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.
Истоки: в числе прочих придворное искусство Бургундии.
Наиболее выдающиеся образцы искусства Северного Возрождения — нидерландская живопись (братья ван Эйк, Р.Кампен, Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Х.Мемлинг, проч.). Образцы более позднего периода — творчество Босха и Брейгеля.
В Германии — Альбрехт Дюрер, М. Грюневальд, Лукас Кранах Ст, А. Альтдорфер, Гольбейн, и т. д. (См. также Дунайская школа живописи)
Во Франции — Ж.Фуке, оба Клуэ, Ж.Гужон.
Список использованных источников
1. Мастера искусства об искусстве. Т.2-3. М., 1966, 1967.
2. Альбрехт Дюрер. Дневники, письма, трактаты. Т.1-2., М-Л., 1957.
3. Вельдлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи ренассанса. М., 1934.
4. Кристеллер П. История европейской гравюры 15-18 веков. Л., 1939.
5. Всеобщая история искусств. Т.3. М., 1962.
6. Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.
7. Виппер Б.Р. Становление реализма в голандской живописи 17 века. М., 1957.
8. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.
9. Герщензон - Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет 15 в. Его история и судьбы. М., 1972.
10. Никулин Н.Н. Нидерландская живопись в собрании Эрмитажа. М., 1976.
11. Фомин Г.И. Иероним Босх. М., 1974.
12. Гращенков В.Н. Рисунок мастеров немецкого Возрождения. — "Искусство", 1961, № 3.
13. Либман М.Я. Искусство Германии 15-16 в. М., 1964.
14. Либман М.Я.Дюрер и его эпоха. М., 1972.
15. Немилов А.Н. Грюневальд. М., 1972.
16. Немилов А.Н. Лукас Кранах Старший. М., 1973.
17. Лившиц Н.А. Французское искусство 15-18 вв. Л., 1967.
18. Петрусевич Н.Б. Искусство Франции 15-16 вв. М., 1973.
19. Каменская Т.Д. Новосельская И.Н. Французский рисунок 15-16 в. Л., 1969.
20. Знамеровская Т.П. Творчество Хусепе Риберы и проблема народности испанского реалистического искусства. Л., 1955.
21. Левина И.М. Искусство Испании 16-17 вв. М., 1965.
22. Кантерева. Эль Греко. М., 1965.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Кафедра маркетинга и рекламы
ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА
Вариант 4
Живопись северного Возрождения, ее отличие от итальянского, ведущие представители нидерландской школы
Хабаровск 2009
ПЛАН
1. Общая характеристика живописи Северного Возрождения
2 Периодизация и основные течения в живописи Северного Возрождения
Заключение
Список использованных источников
1. Общая характеристика живописи Северного Возрождения
С XIV века на этих территориях происходили перемены культурно-социологического характера: на смену церкви в качестве главного заказчика произведений искусства пришли светские меценаты. Нидерланды как центр искусства стали оттеснять искусство поздней готики при французском дворе.
В XV веке при дворах герцогов бургундских в Дижоне, Брюгге и Турне появилась собственная художественная школа, сочетавшая готику и Ренессанс. Некоторые историки искусства видят её корни во французско-фламандской книжной миниатюре, например, в творчестве Жана Пюселя или братьев Лимбург.
Эти произведения живописи резко отличаются от своих готических предшественников почти фотографическим реализмом. Импульс, полученный от раннего и зрелого итальянского Возрождения, в соединении с местными традициями привёл к формированию самостоятельного, абсолютно нового художественного языка. Нидерландское внимание к природе выразилось в пейзажной живописи. Сначала золотой фон средневековых картин сменили реалистичные ландшафты, а затем пейзаж стал самостоятельным жанром в искусстве.
Точность в наблюдении явлений природы распространилась и на изображение человеческого тела. Изображение обнажённых Адама и Евы на Гентском алтаре Яна ван Эйка отличает естественность, невиданная с античных времён. В отличие от итальянских художников, увлекавшихся в своих изображениях обнажённой натуры анатомическими деталями, Ян ван Эйк изучал поверхность и движение человеческого тела и отражал до мельчайших подробностей в своих работах.
Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в детализированном описании поверхностей предметов, а с другой стороны, в пластичности, достигаемой за счёт точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов. В основу нового стиля легла новая живописная техника — масло.
До ван Эйков и Робера Кампена нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Даже самые крупные мастер ещё долгое время не могли полностью освободиться от этого влияния, вытянутые фигуры и богатые складками одеяния явно свидетельствуют о более древних живописных традициях. В общем ранней нидерландской живописи до XV века в настоящее время достаётся мало внимания. Картины считаются провинциальными и второразрядными, во многих публикациях по истории искусства ранняя нидерландская живопись рассматривается только начиная с Флемальского мастера.
У истоков ранней нидерландской живописи, понимаемой в узком смысле, стоит Ян ван Эйк, который в 1432 году закончил работу над своим главным шедевром — Гентским алтарём. Ещё современники считали работы Яна ван Эйка и других фламандских художников «новым искусством», чем-то совершенно новым. Хронологически старонидерландская живопись развивалась приблизительно в одно время с итальянским Ренессансом.
С появлением портрета светская, индивидуализированная тема стала впервые главным мотивом живописи. Жанровые картины и натюрморты совершили свой прорыв в искусстве лишь в период нидерландского барокко XVII века. Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени. Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. Человек на картинах больше не идеализировался. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Морщины, мешки под глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан.
Одним из самых первых представителей новых художественных взглядов наряду с Яном ван Эйком считается Флемальский мастер, которого в настоящее время идентифицируют как Робера Кампена. Его главная работа — триптих Мероде (около 1425), хранящийся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Уже долгое время подвергается сомнению сам факт существования у Яна ван Эйка брата Хуберта. Новейшие исследования показали, что упоминаемый лишь в нескольких источниках Хуберт ван Эйк был всего лишь посредственным художником гентской школы, который не имел ни родственного, ни какого-либо иного отношения к Яну ван Эйку.
Учеником Кампена считается Рогир ван дер Вейден, который, вероятно, принимал участие в работе над триптихом Мероде. В свою очередь он оказал влияние на Дирка Боутса и Ганса Мемлинга. Современником Мемлинга был Хуго ван дер Гус, впервые упоминаемый в 1465 году.
Из этого ряда выделяется самый загадочный художник этого времени Иероним Босх, чьё творчество до сих пор не получило однозначного толкования.
Рядом с этими великими мастерами заслуживают упоминания такие ранние нидерландские художники, как Петрус Кристус, Колин де Котер, Альберт Боутс, Госвин ван дер Вейден и Квентин Массейс.
До настоящего времени сохранилась лишь малая толика работ ранних нидерландских художников. Бесчётное количество картин и рисунков пали жертвой иконоборчества во времена реформации и войн. Кроме того многие работы получили серьёзные повреждения и нуждаются в дорогостоящей реставрации. Некоторые произведения сохранились лишь в копиях, большинство же утеряно навсегда.
Творчество ранних нидерландцев и фламандцев представлено в крупнейших художественных музеях мира. Но некоторые алтари и картины по-прежнему находятся на своих старых местах — в церквях, соборах и замках, как, например, Гентский алтарь в соборе Святого Бавона в Генте. Однако посмотреть на него теперь можно только через толстое бронированное стекло.
2 Периодизация и основные течения в живописи Сверного возрождения
Изучение вопроса живописи "Северного Возрождения" предполагает знакомство с художественной культурой Нидерландов, Франции и Германии XV - XVI веков. Для этих стран, в искусстве которых уже начиная с первой трети 15 века, проявляются ренессанские тенденции, названный период стал эпохой высочайшего культурного расцвета. Он ознаменовал творчеством таких великих художников как Ян ван Эйк, Гуго ван дер Гус, Жан Фуке, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн мл., Питер Брейгель и др.При наличии в каждой из названных стран, ярко выраженной национальной специфики, художественное развитие Нидерландов, Германии и Франции в момент перехода от средневековья к Новому времени обладает чертами общности, особенно отчетливо выступающими при сопоставлении их с Италией. Средневековая готическая традиция была здесь устойчивее; ее влияние заметно сказывалось вплоть до первой трети 16 века, а в некоторых сферах творчества (архитектура, скульптура) оставалось даже преобладающим. Сами процессы обновления культуры в странах, расположенных севернее Альп отличались той последовательностью, которую можно наблюдать в Италии, они протекали неравномерно — быстрее в живописи, медленнее в других видах искусства — и, как правило, на сопровождались синхронным теоретическим осмыслением. Изучение линейной перспективы, анатомии, поиск идеальных пропорций человеческого тела шли в североевропейских странах, главным образом, по линии накопления эмпирических наблюдений, не становясь предметом систематического научного изучения. Контакт с искусством классической древности также не был здесь столь прямым и непосредственным как в Италии. Столь характерная для Италии ориентация на античные образцы в изобразительном искусстве и архитектуре Северной Европы дает о себе знать не раньше 16 века и зачастую выступает в причудливых "готизированных" формах.
Названные отличия от классической итальянской модели Возрождения имеют в своей основе причины глубинного мировоззренческого порядка. Ренессансный "гуманизм" — рационалистическая антропоцентрическая философия, аппелирующая к примеру древних — сравнительно поздно, лишь в 16 веке, обрел приверженцев в североевропейских странах. Подлинным духовным стержнем перемен происходивших в культуре этих земель, средоточием интеллектуальной жизни, главным пунктом споров и полемики были идеи религиозного обновления. Процессы становления новой этики, новой системы взглядов на роль в обществе, новых представлений о свободе и ответственности человека были связаны с борьбой за реформу церкви и оказывали решающее воздействие на художественное развитие. Вне контекста глубоких духовных перемен привнесенных в европейскую культуру реформацией не может быть правильно понята сущность искусства Северного Возрождения.
ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XV в.
Проблема изучения нидерландской живописи. Основной источник ее изучения — "Книга о художниках" (1604 г.) Карела ван Мандера.
Творчество братьев Губерта и Яна ван Эйков. Связь с традицией фламандской и бургундской миниатюры. "Гентский алтарь" (ок. 1432г.) Его место в истории нидерландской школы. Другие живописные работы Яна ван Эйка.
Робер Кампен ("Флемальский мастер") как один из основоположников нидерландской школы.
Нидерландская живопись после Яна ван Эйка. Рогир ван дер Вейден — крупнейший нидерландский художник середины 15 века. Его связь с готической традицией; влияние на последующее развитие нидерландского искусства. Другие мастера середины века — Петрус Кристус, Дирк Баутс.
Творчество Гуго ван дер Гуса. Экспрессивный и драматический характер его искусства. "Алтарь Портинари" — шедевр художника; влияние этого памятника на современное ему нидерландское и итальянское искусство.
различные течения и местные школы в нидерландской живописи конца 15 века. "Школа Брюгге"; Ханс Мемлинг и Герард Давид как важнейшие представители. Развитие живописи в Северных Нидерландах; Гертген тот Синт Янс и его роль в истории пейзажной живописи.
Творчество Иеронима Босха. Переплетение в его искусстве элементов средневековой фантастики и натурального наблюдения.
ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVI в.
Различные направления в нидерландской живописи первой половины 16 века. Позднеготический стиль "антиверпенских маньеристов". Квентин Массейс и Трансформация традиции 15 века в его творчестве. Зарождение пейзажного жанра в творчестве Иоахима Патинира. Распространение "романтизма" — направления, связанного с использованием опыта итальянских художников Высокого Возрождения.
"Романисты" первого поколения. Творчество Яна Госсарта и Барента ван Орлея. Итальянизирующее течение в искусстве Северных Нидерландов — Ян Скорель и Мартин ван Хемскерк.
Лукас ван Лейден — крупнейший нидерландский живописец и гравер первой трети 16 века. Его отношение к "романизму", контакты с Альбрехтом Дюрером, влияние на последующее развитие национальной школы.
"Романизм" в Южных Нидерландах в середине 16 века: творчество Питера Кука ван Альста, Ламберта Ломбарда, Франса Флориса.
Развитие портретного жанра. Антонис Мор и его влияние на последующее развитие европейского парадного портрета. Сложение жанра группового портрета. Бытовой жанр и натюрморт: Питер Артсен, Иоахим Бейкелар.
Питер Брейгель ст. — величайший нидерландский художник 16 века. Эволюция его творчества. Основные живописные произведения. Создание образцов для гравюр. Новизна философской и социальной тематики его искусства. Влияние Брейгеля на развитиек нидерландского искусства второй половины 16 века.
Основные тенденции в искусстве Нидерландов на исходе 16 века. Вклад художников в развитие "национального маньеризма": творчество Бартоломеуса Спрангера, Фредерика Сустриса. Пейзажный жанр в нидерландской живописи и графике: Рулант Саверей, Гиллис ван Конникслоо.
Зарождение национальной голландской школы живописи. Художники "Харлемской академии"; сочетание в их творчестве черт маньеризма с кассицизирующими тенденциями. Хендрик Гольциус — крупнейший европейский гравер и рисовальщик второй половины 16 века.
ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ
Германия в XV в. Стойкость системы, раздробленность страны и связанное с этим развитие обособленных местных школ в искусстве. Живучесть готики в искусстве Германии.
Живопись северонемецких городов в начале 15 века, связь с традициями позднеготической миниатюры. Мастер Франке (работал в первой трети XV в.). "Поклонение младенцу" из алтаря Фомы Бекета (1424, Гамбург, Кунстхалле).
Южноамериканская живопись начала 15 в. Картина неизвестного мастера верхнерейнской школы "Райский сад" (ок.1410, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт).
Искусство Германии в 30-40 годах XV в. Ведущая роль южнонемецких областей. Швабия. Новое осмысление религиозной темы. Новые приемы изображения.
Лукая Мозер (первая четверть XV в). Алтарь Магдалины из Тифенбронна 1431г.
Кондрад Виц (ок.1400-1446). Его алтари. Включение жанровых мотивов в религиозные композиции.
Ганс Мульчер (ок.1400-1467). Алтарь с изображением "страстей Христа". (1437, Берлин-Далем, Картинная галерея Государственного музея). Усиление драматического начала.
Стефан Лохнер (ок.1410-1451) — крупный художник Северной Германии. Сочетание в его искусстве элементов южнонемецкой живописи со старой традицией кельнской школы. Триптих "Поклонение волхвов" (1440, Кельн, собор) и др.
Мастер жизни Марии (упоминается в Кельне в 1465-1490 годах) и влияние на него нидерландской живописи.
ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.
Усиление готических традиций в живописи. Начало книгопечатания и развития графики в Германии, распространение гравюры как самостоятельного вида искусства.
Мартин Шонгауэр (ок. 1435-1491) — крупнейший художник Германии XV в. Его живописные работы ("Мадонна в беседке из роз", 1473, Кольмар, Музей Унтер-Линден), гравюры из меди.
Творчество Михаеля Пахера (ок. 1435-1498) и его связь с искусством северной Италии. Живописные скульптурные работы Пахера. Алтарь св. Вольфгана (1471-1481, алтарь в паломнической церкви в местечке Санкт-Вольфганг близ Зальцбурга) и др.
НЕМЕЦКОЕ ИСКУССТВО XVI в.
Германия в XVI в., ее культура и искусство. Реформация; влияние идей религиозного обновления на немецкую культуру первой четверти 16 века. Немецкий гуманизм. Преобразование в изобразительном искусстве. Сближение с итальянской традицией при ярко выраженном своеобразии. Преобладание экспрессии над гармонией, конкретных индивидуальных черт над возвышенными и идеальными.
Изобразительное искусство:
Ведущие виды искусства Германии — живопись и гравюра. Альбрехт Дюрер — величайший художник Немецкого Возрождения. Ранние живописные произведения Дюрера, графические сери "Апокалипсис", "Большие страсти". Поездка в Италию, интерес к перспективе и пропорциям человеческого тела. Живописные и графические произведения Дюрера его зрелого периода, во время и после второй поездки в Италию. Поздние работы, путешествие в Нидерланды. Дюрер как теоретик искусства. Влияние Дюрера на современное ему искусство. Творчество Ганса Бальдунга Грина и Ганса Бургмайера.
Другие направления в немецком искусстве XVI в. Творчество Маттиаса Грюневальда; экспрессия и трагизм его образов. "Изенгеймский алтарь" — центральное произведение художника. Лукас Кранх старший, характер и эволюция его творчества.
"Дунайская школа" и развитие пейзажа в немецком искусстве. Живопись и графика Альбрехта Альтдорфера.
Ганс Гольбейн младший — крупнейший немецкий художник следующего за Дюрером поколения. Его портретная живопись и графика, религиозные композиции. Пребывание Гольбейна в Англии и его влияние на немецкое и английское искусство.
Скульптура Германии второй половины XV — первой трети XVI века. Устойчивость готической традиции в сфере скульптуры. Творчество Петера Фишера, Фейта Штосса. Тильман Рименшнайдер — крупнейший скульптор своего времени.
ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XV- XVI вв.
Живопись и скульптура Франции XVI века:
Тесная художественная связь с Нидерландами и постепенное, начиная с середины века, проникновение итальянских влияний. Традиция книжной миниатюры и ее воздействие на станковую живопись. Местные школы; значение школы Прованса; Ангерран Шаротон и его произведения. Турская школа; творчество Жана Фуке, его знакомство с современным ему нидерландским и итальянским искусством. Основные произведения Фуке — портреты, алтарные картины, миниатюры.
Живопись конца XV века, перемещение ее центра в Париж. Мастер из Мулен и "Муленский триптих".
Развитие скульптуры. Бургундская надгробная пластика половины 15 века.
Живопись Франции XVI в.
Расцвет портрета во французской живиписи и рисунке. Творчество Жана и Франсуа Клуэ, Корнеля де Лиона, Этьена и Пьера Дюмустье.
Усиление влияния итальянского искусства, приезд во Францию мастеров, приглашенных Франциском I из Итаоии: леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини. Приглашение для работы в королевском замке Фонтебло выдающихся представителей флорентийского маньеризма Россо, Приматиччо и Никколо дель Аббате. Формирование "школы Фонтебло" и ее значение для развития национальной французской школы живописи.
Заключение
Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Как таковое, Северное Возрождение не являлось монотонным. То есть, в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология разделяет Немецкое, Нидерландское, Французское, Испанское, Английское Возрождение и др. В основе Возрождения лежат идеи гуманизма. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и деталированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.
Истоки: в числе прочих придворное искусство Бургундии.
Наиболее выдающиеся образцы искусства Северного Возрождения — нидерландская живопись (братья ван Эйк, Р.Кампен, Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Х.Мемлинг, проч.). Образцы более позднего периода — творчество Босха и Брейгеля.
В Германии — Альбрехт Дюрер, М. Грюневальд, Лукас Кранах Ст, А. Альтдорфер, Гольбейн, и т. д. (См. также Дунайская школа живописи)
Во Франции — Ж.Фуке, оба Клуэ, Ж.Гужон.
Список использованных источников
1. Мастера искусства об искусстве. Т.2-3. М., 1966, 1967.
2. Альбрехт Дюрер. Дневники, письма, трактаты. Т.1-2., М-Л., 1957.
3. Вельдлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи ренассанса. М., 1934.
4. Кристеллер П. История европейской гравюры 15-18 веков. Л., 1939.
5. Всеобщая история искусств. Т.3. М., 1962.
6. Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.
7. Виппер Б.Р. Становление реализма в голандской живописи 17 века. М., 1957.
8. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.
9. Герщензон - Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет 15 в. Его история и судьбы. М., 1972.
10. Никулин Н.Н. Нидерландская живопись в собрании Эрмитажа. М., 1976.
11. Фомин Г.И. Иероним Босх. М., 1974.
12. Гращенков В.Н. Рисунок мастеров немецкого Возрождения. — "Искусство", 1961, № 3.
13. Либман М.Я. Искусство Германии 15-16 в. М., 1964.
14. Либман М.Я.Дюрер и его эпоха. М., 1972.
15. Немилов А.Н. Грюневальд. М., 1972.
16. Немилов А.Н. Лукас Кранах Старший. М., 1973.
17. Лившиц Н.А. Французское искусство 15-18 вв. Л., 1967.
18. Петрусевич Н.Б. Искусство Франции 15-16 вв. М., 1973.
19. Каменская Т.Д. Новосельская И.Н. Французский рисунок 15-16 в. Л., 1969.
20. Знамеровская Т.П. Творчество Хусепе Риберы и проблема народности испанского реалистического искусства. Л., 1955.
21. Левина И.М. Искусство Испании 16-17 вв. М., 1965.
22. Кантерева. Эль Греко. М., 1965.