Контрольная работа на тему Общественно политические организации и движения
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-11-13Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Контрольная работа
по дисциплине Политология
«Общественно-политические организации и
движения»
Введение
Общественные организации и движения – это негосударственные образования, а движения – это негосударственные образования, объединяющие людей по их интересам и профессиям. Они имеют богатую историю. Уже в древнем мире наряду с государством существовали объединения представителей, как правило, имущих классов и свободных граждан. Имели место они и в средневековый период истории человечества. В основе этих объединений лежали чаще всего религиозные идеи (рыцарские объединения, ордена крестоносцев и так далее).
Целью данной контрольной работы на тему “Общественно-политические организации и движения” является раскрытие значения идей организаций и движений, их роль в жизни гражданского общества в целом.
Для этого необходимо решить несколько задач, а именно:
1. Описать значение общественно-политических организаций и движений.
2. Охарактеризовать виды общественно-политических движений.
3. Рассмотреть причины возникновения общественно-политических организаций и движений.
Политические партии, являясь центром политической жизни общества, не охватывают своей деятельностью всего многообразия общественно-политических процессов. Деятельность политических партий как бы продолжается в деятельности многочисленных общественных организаций, в массовых социальных движениях.
1. Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное
Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.
“Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные”[1].
Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.
Наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда: “…во-первых, состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов”[2].
В сложные, трудные времена, люди, пропитанные идеологическими противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются такие движения, как: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся» и другие.
Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.
“Главная проблема, по его мнению, состоит в том, что распределение прибавочного продукта покоится на привилегированном усвоении общественно производимого богатства господствующими слоями общества. При этом неравное распределение должно иметь «узаконенный» вид и фиксироваться в системе правовых норм. Как только вера в легитимность существующего порядка по каким-либо причинам снижается, освобождается сила, латентно скрытая в системе институтов, которая может привести к резким социальным разногласиям, конфликтам, кризису. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо установить порядок, который должен быть основан на соответствующем распределении власти”[3].
В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». “Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное – на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий”[4]. Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.
В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений со властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.
Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.
У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.
Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.
Существуют множество типов общественно-политических движений:
- с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;
- по идеологической основе – либерально-демократические, консервативные, социалистические;
- по национальному признаку – национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;
- по демографическому признаку – молодежные, студенческие и др.;
- по масштабам – международные, региональные, в стране, штате, республике;
- по методам и способам действия – легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.
Общественно-политические движения выполняют важные функции:
- конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:
- выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;
- создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
- руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.
Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются ростом и усилием роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику.
Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.
Независимые общественно-политические движения не вступают в какие – либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью.
Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.
Партии могут брать под контроль, руководитель движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).
2. Традиционные и новые виды общественно-политических движений, организаций. Их динамика
Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и другие), но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, их решение требует длительных усилий, доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»). Таким образом, общественно-политические движения могут являться начальным этапом формирования партии, причем, став партией, они могут сохранять название «движения». Однако это вовсе не обязательный результат эволюции движения. Политические движения не вытесняют партии, не превращаются в этап их формирования.
Существует несколько причин интереса людей к общественным движениям и организациям. Во-первых, в последние годы, а может быть, и в последние десятилетия, политические партии все больше теряют свой авторитет среди широких народных масс и особенно среди молодежи. Людям подчас надоедает славословие и политические игры партийных лидеров, которые часто используют доверие рядовых членов партий в своих личных интересах – любой ценой пробиться к власти. Это видят люди со стороны и не хотят вступать в ту или иную партию, не хотят быть разменной монетой в политических играх.
Кроме того, членство в политической партии обязывает к дисциплине, требует голосовать на выборах только за кандидата своей партии. Людям, и в первую очередь молодежи, больше по душе широкая демократия общественных организаций, их подлинная самоуправляемость. Человек может свободно переходить из одной организации в другую, участвовать в любом массовом движении, не связывая себе руки ни с одним из них.
Во-вторых, массовые общественные организации и движения привлекают в свои ряды многочисленных сторонников тем, что не придерживаются строго в своей деятельности какой-либо идеологической концепции. Идеология – удел политической партии. А народ часто не видит проку ни в одной идеологии. Их главным содержанием являются политические проблемы, вопросы власти, а не материальные интересы простых людей, их повседневные нужды.
Для массовых движений и организаций характерно сегодня стремление выйти за рамки существующих идеологических систем, по-новому осмыслить реалии современного мира, выдвинуть альтернативные идеи и концепции, адекватно отражающие жизненные проблемы современности.
Искать альтернативу путям развития современной цивилизации заставляет сама нынешняя действительность, которая по оценке многих видных ученых – и обществоведов и естествоиспытателей – ведет все больше в тупик, к общечеловеческой катастрофе: термоядерной, экологической, продовольственной. Осознание этого расширяет круг участников альтернативных движений.
В-третьих, возрастание интереса широких народных масс к общественным движениям и организациям обуславливается и тем, что эти движения быстрее схватывают новизну социальной обстановки, быстрее откликаются на изменение ситуации, полнее учитывают в своих требованиях повседневные, сиюминутные нужды народа. Политические партии в определенной мере связаны партийной идеологией, которая не может быстро меняться, она сохраняет устойчивость в течение относительно длительного периода времени.
Общественно-политические движения и организации, в зависимости от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составного элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ей. Это так называемые неформальные организации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике. Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальные движения и организации превращаются в формальные и даже в политические партии. Такова диалектика многих неформальных организаций в бывшем СССР.
“Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация суверенных государств, созданная в 1945 на конференции в Сан-Франциско по инициативе ведущих государственных участников антигитлеровской коалиции на основе добровольного объединения их усилий. ООН родилась в результате великой победы над фашизмом. Основы ее деятельности и структура разрабатывались в ходе 2-ой мировой войны (1939-1945)”[5].
В целом деятельность ООН направлена на мирное сосуществование, на мирные отношения между государствами, если быть точнее, то существует Устав ООН, целями которого являются: поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, культурного, и гуманитарного характера и воспитание уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; осуществление роли центра по согласованию действий государств, направленных на достижение этих целей. В Уставе так же предусмотрены принципы международного сотрудничества, закреплены такие моменты, как добросовестное разрешение споров только мирными средствами.
3. Общественно-политические организации и движения в России: история и современность
Значительное развитие общественные организации и движения получили в буржуазном обществе, особенно с выходом на историческую арену рабочего класса – людей, освобожденных от крепостной феодальной зависимости и получивших по закону свободу объединятся в различные общественные организации. С помощью организованных общественных движений самой различной направленности рабочий класс добивался ощутимых результатов в борьбе за улучшение условий своей жизни, за социальные свободы и политические права.
“На новый уровень своего развития поднялись общественные организации и движения после Второй мировой войны. Они стали массовыми. Этому способствовало усиление демократической тенденции в общественно-политической жизни народов, подъем национально-политической жизни народов, подъем национально-освободительной борьбы, и особенно борьбы за мир, против угрозы новой мировой войны. Сегодня размах деятельности общественных, негосударственных организаций и массовых движений такой, что ими охватываются почти все стороны жизни человеческого общества. В них состоят сотни миллионов людей, они оказывают мощное влияние на международные отношения, на внутриполитические процессы государств”[6].
В связи с течением времени происходят крушения прежних идеалов, происходят пропаганды, в первую очередь по средствам СМИ. Так же меняются мировоззрения людей, взгляды на былое могут резко измениться в противоположную сторону, так как в жизни все непостоянно. Происходило разрушение молодежных организаций, в первую очередь, ВЛКСМ. При всех недостатках в работе комсомола в советское время, это была организация, сплачивающая молодежь, защищающая ее интересы, организующая юношей и девушек на полезные и интересные дела. Создание новых общественно-политических организаций, решение местных и локальных проблем укрепляют чувство взаимопонимания, способствует росту авторитета организаций.
Общественные организации характеризуются системой связей и схожестью интересов входящих в нее членов, способом выработки и принятия решений для реализации общих целей. В России существуют движения такие как: ЛДПР во главе с одним из основателей В.В. Жириновским, “Яблоко” (Г.А. Явлинский) и т.д.
В настоящее время наиболее массовыми движениями являются: движение «зеленых», антиглобалистов, антивоенное, женское, движение демократической молодежи и другие. Все эти движения международные. В каждой стране действует немало массовых движений национального масштаба, отражающих конкретную обстановку, складывающуюся в ней. Много общественных движений и организаций в последние годы возникло на территории бывшего СССР, в том числе на территории России.
Характерная особенность современных массовых общественных движений и организаций состоит в том, что они, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов.
Общественные и общественно-политические движения и организации в отличие от партий более раз народны по своему социальному составу. Они возникают как от классовой, так и на классово-подобной и межклассовой основе. Так, если рабочее движение является классовым, то профсоюзное движение – межклассовым.
Объединения, организации возникают, как правило, спонтанно в связи с возникновением у граждан конкретного интереса и потребности в его реализации. Так возникают различные организации предпринимателей, ассоциации фермеров, благотворительные и иные организации. Какая-то часть этих организаций при удовлетворении соответствующей потребности может прекратить свое существование. Однако подавляющая их часть становится постоянно действующей, набирающей со временем силу и авторитет.
Заключение
Происходит рост и усиление роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику. Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями, но независимые общественно-политические движения не вступают в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.
Люди на добровольной основе объединяются в ассоциации (объединения, союзы, организации, центры, клубы, фонды и т.д.), объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, культурных, правовых и многих других ценностей и интересов граждан. Специфика всех этих ассоциаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самыми гражданами. Эти ассоциации существуют автономно от государства, но в рамках действующих законов в государстве.
Таким образом, деятельность общественных организаций и движений является реальным показателем процесса становления демократизации политической системы, гражданского общества, а так же развития самоуправления.
Список используемой литературы
1. Политология: Учебник для вузов/Под. ред. М.А. Василика. – М.: Юристъ, 1999.
2. Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов.-2-е изд. Испр. И доп. – М.: Академический Проект, 2005.
3. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/д: “Феникс”, 1997.
4. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП, 1998.
5. Политология: Учеб./А.Ю. Мельвиль [и др.]; М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.
6. Политология: учебное пособие для вузов/Научный редактор А.А. Радугин.-2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001.
7. Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. – науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999.
по дисциплине Политология
«Общественно-политические организации и
движения»
Введение
Общественные организации и движения – это негосударственные образования, а движения – это негосударственные образования, объединяющие людей по их интересам и профессиям. Они имеют богатую историю. Уже в древнем мире наряду с государством существовали объединения представителей, как правило, имущих классов и свободных граждан. Имели место они и в средневековый период истории человечества. В основе этих объединений лежали чаще всего религиозные идеи (рыцарские объединения, ордена крестоносцев и так далее).
Целью данной контрольной работы на тему “Общественно-политические организации и движения” является раскрытие значения идей организаций и движений, их роль в жизни гражданского общества в целом.
Для этого необходимо решить несколько задач, а именно:
1. Описать значение общественно-политических организаций и движений.
2. Охарактеризовать виды общественно-политических движений.
3. Рассмотреть причины возникновения общественно-политических организаций и движений.
Политические партии, являясь центром политической жизни общества, не охватывают своей деятельностью всего многообразия общественно-политических процессов. Деятельность политических партий как бы продолжается в деятельности многочисленных общественных организаций, в массовых социальных движениях.
1. Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное
Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.
“Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные”[1].
Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.
Наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда: “…во-первых, состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов”[2].
В сложные, трудные времена, люди, пропитанные идеологическими противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются такие движения, как: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся» и другие.
Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.
“Главная проблема, по его мнению, состоит в том, что распределение прибавочного продукта покоится на привилегированном усвоении общественно производимого богатства господствующими слоями общества. При этом неравное распределение должно иметь «узаконенный» вид и фиксироваться в системе правовых норм. Как только вера в легитимность существующего порядка по каким-либо причинам снижается, освобождается сила, латентно скрытая в системе институтов, которая может привести к резким социальным разногласиям, конфликтам, кризису. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо установить порядок, который должен быть основан на соответствующем распределении власти”[3].
В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». “Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное – на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий”[4]. Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.
В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений со властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.
Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.
У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.
Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.
Существуют множество типов общественно-политических движений:
- с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;
- по идеологической основе – либерально-демократические, консервативные, социалистические;
- по национальному признаку – национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;
- по демографическому признаку – молодежные, студенческие и др.;
- по масштабам – международные, региональные, в стране, штате, республике;
- по методам и способам действия – легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.
Общественно-политические движения выполняют важные функции:
- конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:
- выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;
- создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
- руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.
Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются ростом и усилием роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику.
Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.
Независимые общественно-политические движения не вступают в какие – либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью.
Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.
Партии могут брать под контроль, руководитель движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).
2. Традиционные и новые виды общественно-политических движений, организаций. Их динамика
Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и другие), но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, их решение требует длительных усилий, доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»). Таким образом, общественно-политические движения могут являться начальным этапом формирования партии, причем, став партией, они могут сохранять название «движения». Однако это вовсе не обязательный результат эволюции движения. Политические движения не вытесняют партии, не превращаются в этап их формирования.
Существует несколько причин интереса людей к общественным движениям и организациям. Во-первых, в последние годы, а может быть, и в последние десятилетия, политические партии все больше теряют свой авторитет среди широких народных масс и особенно среди молодежи. Людям подчас надоедает славословие и политические игры партийных лидеров, которые часто используют доверие рядовых членов партий в своих личных интересах – любой ценой пробиться к власти. Это видят люди со стороны и не хотят вступать в ту или иную партию, не хотят быть разменной монетой в политических играх.
Кроме того, членство в политической партии обязывает к дисциплине, требует голосовать на выборах только за кандидата своей партии. Людям, и в первую очередь молодежи, больше по душе широкая демократия общественных организаций, их подлинная самоуправляемость. Человек может свободно переходить из одной организации в другую, участвовать в любом массовом движении, не связывая себе руки ни с одним из них.
Во-вторых, массовые общественные организации и движения привлекают в свои ряды многочисленных сторонников тем, что не придерживаются строго в своей деятельности какой-либо идеологической концепции. Идеология – удел политической партии. А народ часто не видит проку ни в одной идеологии. Их главным содержанием являются политические проблемы, вопросы власти, а не материальные интересы простых людей, их повседневные нужды.
Для массовых движений и организаций характерно сегодня стремление выйти за рамки существующих идеологических систем, по-новому осмыслить реалии современного мира, выдвинуть альтернативные идеи и концепции, адекватно отражающие жизненные проблемы современности.
Искать альтернативу путям развития современной цивилизации заставляет сама нынешняя действительность, которая по оценке многих видных ученых – и обществоведов и естествоиспытателей – ведет все больше в тупик, к общечеловеческой катастрофе: термоядерной, экологической, продовольственной. Осознание этого расширяет круг участников альтернативных движений.
В-третьих, возрастание интереса широких народных масс к общественным движениям и организациям обуславливается и тем, что эти движения быстрее схватывают новизну социальной обстановки, быстрее откликаются на изменение ситуации, полнее учитывают в своих требованиях повседневные, сиюминутные нужды народа. Политические партии в определенной мере связаны партийной идеологией, которая не может быстро меняться, она сохраняет устойчивость в течение относительно длительного периода времени.
Общественно-политические движения и организации, в зависимости от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составного элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ей. Это так называемые неформальные организации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике. Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальные движения и организации превращаются в формальные и даже в политические партии. Такова диалектика многих неформальных организаций в бывшем СССР.
“Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация суверенных государств, созданная в 1945 на конференции в Сан-Франциско по инициативе ведущих государственных участников антигитлеровской коалиции на основе добровольного объединения их усилий. ООН родилась в результате великой победы над фашизмом. Основы ее деятельности и структура разрабатывались в ходе 2-ой мировой войны (1939-1945)”[5].
В целом деятельность ООН направлена на мирное сосуществование, на мирные отношения между государствами, если быть точнее, то существует Устав ООН, целями которого являются: поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, культурного, и гуманитарного характера и воспитание уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; осуществление роли центра по согласованию действий государств, направленных на достижение этих целей. В Уставе так же предусмотрены принципы международного сотрудничества, закреплены такие моменты, как добросовестное разрешение споров только мирными средствами.
3. Общественно-политические организации и движения в России: история и современность
Значительное развитие общественные организации и движения получили в буржуазном обществе, особенно с выходом на историческую арену рабочего класса – людей, освобожденных от крепостной феодальной зависимости и получивших по закону свободу объединятся в различные общественные организации. С помощью организованных общественных движений самой различной направленности рабочий класс добивался ощутимых результатов в борьбе за улучшение условий своей жизни, за социальные свободы и политические права.
“На новый уровень своего развития поднялись общественные организации и движения после Второй мировой войны. Они стали массовыми. Этому способствовало усиление демократической тенденции в общественно-политической жизни народов, подъем национально-политической жизни народов, подъем национально-освободительной борьбы, и особенно борьбы за мир, против угрозы новой мировой войны. Сегодня размах деятельности общественных, негосударственных организаций и массовых движений такой, что ими охватываются почти все стороны жизни человеческого общества. В них состоят сотни миллионов людей, они оказывают мощное влияние на международные отношения, на внутриполитические процессы государств”[6].
В связи с течением времени происходят крушения прежних идеалов, происходят пропаганды, в первую очередь по средствам СМИ. Так же меняются мировоззрения людей, взгляды на былое могут резко измениться в противоположную сторону, так как в жизни все непостоянно. Происходило разрушение молодежных организаций, в первую очередь, ВЛКСМ. При всех недостатках в работе комсомола в советское время, это была организация, сплачивающая молодежь, защищающая ее интересы, организующая юношей и девушек на полезные и интересные дела. Создание новых общественно-политических организаций, решение местных и локальных проблем укрепляют чувство взаимопонимания, способствует росту авторитета организаций.
Общественные организации характеризуются системой связей и схожестью интересов входящих в нее членов, способом выработки и принятия решений для реализации общих целей. В России существуют движения такие как: ЛДПР во главе с одним из основателей В.В. Жириновским, “Яблоко” (Г.А. Явлинский) и т.д.
В настоящее время наиболее массовыми движениями являются: движение «зеленых», антиглобалистов, антивоенное, женское, движение демократической молодежи и другие. Все эти движения международные. В каждой стране действует немало массовых движений национального масштаба, отражающих конкретную обстановку, складывающуюся в ней. Много общественных движений и организаций в последние годы возникло на территории бывшего СССР, в том числе на территории России.
Характерная особенность современных массовых общественных движений и организаций состоит в том, что они, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов.
Общественные и общественно-политические движения и организации в отличие от партий более раз народны по своему социальному составу. Они возникают как от классовой, так и на классово-подобной и межклассовой основе. Так, если рабочее движение является классовым, то профсоюзное движение – межклассовым.
Объединения, организации возникают, как правило, спонтанно в связи с возникновением у граждан конкретного интереса и потребности в его реализации. Так возникают различные организации предпринимателей, ассоциации фермеров, благотворительные и иные организации. Какая-то часть этих организаций при удовлетворении соответствующей потребности может прекратить свое существование. Однако подавляющая их часть становится постоянно действующей, набирающей со временем силу и авторитет.
Заключение
Происходит рост и усиление роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику. Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями, но независимые общественно-политические движения не вступают в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.
Люди на добровольной основе объединяются в ассоциации (объединения, союзы, организации, центры, клубы, фонды и т.д.), объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, культурных, правовых и многих других ценностей и интересов граждан. Специфика всех этих ассоциаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самыми гражданами. Эти ассоциации существуют автономно от государства, но в рамках действующих законов в государстве.
Таким образом, деятельность общественных организаций и движений является реальным показателем процесса становления демократизации политической системы, гражданского общества, а так же развития самоуправления.
Список используемой литературы
1. Политология: Учебник для вузов/Под. ред. М.А. Василика. – М.: Юристъ, 1999.
2. Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов.-2-е изд. Испр. И доп. – М.: Академический Проект, 2005.
3. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/д: “Феникс”, 1997.
4. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП, 1998.
5. Политология: Учеб./А.Ю. Мельвиль [и др.]; М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.
6. Политология: учебное пособие для вузов/Научный редактор А.А. Радугин.-2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001.
7. Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. – науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999.
[1] Зеркин Д.П. Основы политологии : Курс лекций. Ростов н/д: “Феникс”, 1997, С. 302.
[2] Зеркин Д.П. Основы политологии : Курс лекций. Ростов н/д: “Феникс”, 1997, С. 303.
[3] Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. – науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999, С. 575.
[4]Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. – науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999, С. 575.
[5] Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. – науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999, С. 86.
[6] Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов.-2-е изд. Испр. И доп. – М.: Академический Проект, 2005. С. 286.