Контрольная работа Польско-литовский период
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание
Введение
Польско-литовский период
Экспансия Литвы и Польши на украинские земли
Украина под властью Речи Посполитой
Брестская уния
Возникновение и эволюция казачества
Заключение
Литература
Введение
Тема контрольной работы "Польско-литовский период" по дисциплине "История Украины".
Как один социальный и непрерывный исторический процесс представляли себе прошлое украинского народа и наши далекие предки, начиная от старых киевских летописцев. Но так исторически сложилось, что ранее Украина встречалась с большим миром по преимуществу опосредованно, сквозь призму другого, политически более развитого сознания, - греческого, польского, русского, немецкого. Именно потому, что долгое время украинцы не имели собственного государства история народа излагалась схематически, выборочно в угоду тем или иным государственным и политическим амбициям. Ученый, который изучает и анализирует прошлое, констатирует историю. Процесс исследования проходит через его субъективное мышление, и каждый историк видит исторический процесс по - своему. Именно поэтому чем больше логических схем, аналитических позиций, выводов представлено в историческом труде, тем с большей степенью вероятности можно будет приблизиться к достоверному описанию прошлого. Еще М.С. Грушевский совершенно справедливо учил сторониться переоценки своих ценностей, заслуг и интересов, не допускать гипертрофии национального самовозвеличивания и исключительности. Иначе, полагал он, такая история породит поколение национальных нарциссов, лишенных всякой объективности.
Изучение и знание истории родного народа необходимо и важно не только для осознания своего собственного Я, но и для воспитания активной гражданской позиции, патриотических чувств, гордости за свой народ, свою страну. Русский историк В. Ключевский сказал: "История не учительница, а надзирательница, она ничему не учит, а только жестоко наказывает за незнание уроков".
Польско-литовский периодЭкспансия Литвы и Польши на украинские земли
В течение 14 ст. значительная часть Руси перешла под власть Великого княжества Литовского. В 12-13 веках Литва считалась периферией Европы, формально пребывала в состоянии войны чуть ли не со всеми католическими государствами севернее Альп. С двух сторон к ней приблизились владения немецких рыцарей. Менее чем в столетие Литва сплотилась в сильное военное государство, готовое к действию на 2 фронта: к отпору рыцарям и широкому наступательному движению на ослабленные русские области.
Первый этап экспансии литовцев на украинские земли начался в
Согласно условиям перемирия с Польшей
Отметим, что овладение Киевщиной в конце 1361 - середине 1362 года Чернигово-Северским княжеством произошло с помощью войск крымского хана Мамая и дружин Руси. Литовские князья сначала декларировали сохранение и неизменности местных властных структур и обычаев, руководящей роли белорусской элиты. На территории Великого княжества Литовского в качестве государственных свободно функционировали не только литовский язык, но и польский, украинско-белорусский, еврейский, письменная латынь. До начала 15 ст. в Литве существовала федеративно-княжеская система управления.
Иногда литовцы именовали свою страну Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтийским, потому что подавляющее большинство его населения составляли формирующиеся нации украинцев и белорусов. Удельные князья Руси обладали всей полнотой власти на местах, являясь вассалами великого литовского князя, но на высших ступенях государственной структуры находились почти исключительно представители литовской аристократии. Зато славянское начало преобладало в экономической и культурной сферах. С сер.14 в. литовские князья стремились создать единую державу на всей территории бывшей Киевской Руси, отсюда походы Ольгерда на Москву. Но все они окончились неудачами. Не осуществился и план литовско-московского антиордынского союза, который предполагалось скрепить династическим браком.
В конце 14 в. ряд внешних и внутренних обстоятельств вынудил литовских и польских феодалов начать процесс объединения. Попытка части польских феодалов создать политический союз с Венгрией провалились, нарастало давление на Польшу Тевтонского ордена. Литва же испытывала все больший натиск со стороны Московского княжества. Опасность угрожала Литве и с запада - со стороны Тевтонского ордена, кроме того, Великое княжество Литовское фактически переживало этап гражданской войны, ослаблявшей державу.
14 августа
Середина 15 в. знаменует собой новое нарастание напряженности между литовской и украинской знатью. В
В то время, когда Гедимин и Ольгерд объединяли украинские земли, великоруссие земли объединялись вокруг Москвы. Утрата в
Разгром Литвы Москвой и неверность русского элемента державе придали сторонникам унии еще большей энергии в её стараниях связать Польшу и Литву вместе. Потребность в унии диктовалась той небезопасностью, которая уже с конца 15 столетия угрожала Литовской державе с юга.
В середине 15 в. от слабеющей Золотой Орды отделилась Крымская Орда. Сначала она находилась в вассальной зависимости от Литвы. Они обороняли украинские земли Литовского княжества от татар восточных и господствовали на огромных степных пространствах от Кубани до Днестра. Однако подчинить себе богатые генуэзские и греческие торговые города на побережье Крыма им не удавалось. Тогда они прибегли к помощи оттоманских турок. В1475 г. турецкий флот появился в Крыму. Оттоманские ударные силы быстро захватили большинство портовых городов Крыма. В
Уже к началу 15 в. упадок Великого княжества Литовского стал для всех очевиден. В
Оказавшись перед угрозой московской оккупации, литовцы обратились за помощью к полякам, те обещали помощь при условии объединения государств на деле, а не символической фигурой общего монарха. Идея полного слияния с Польшей мало устраивала литовских и украинских магнатов, которые боялись растущего католического влияния и не хотели уступать польским магнатам место первых людей в государстве. Но среднюю и мелкую шляхту Великого княжества не устраивало как раз засилье собственных магнатов, и они охотно поддержали поляков, надеясь получить те же широкие права, которыми пользовалась польская шляхта.
В
Условия унии:
1) Польша и Литва объединялись в одно государство - Речь Посполитую;
2) Государство имело единого выборного короля, избиравшегося единым сеймом. При коронации король присягал на права обоих народов;
3) Государство имело единый парламент (сейм), общую денежную систему, налоги, внешнюю политику;
4) шляхта получала право владеть земельными угодьями на всей территории Речи Посполитой;
5) Великое княжество Литовское сохраняло право на собственный герб и государственную печать, законодательство, армию, финансы и администрацию.
Таким образом, Люблинская уния стала поворотным пунктом в истории Украины. На протяжении двух столетий украинцы находились в составе Великого княжества Литовского, которое при всех его недостатках, в целом, было благоприятным этапом для жизни украинцев. Украинские князья пользовались широкой автономией в своих социально - экономических, культурно - религиозных делах, хотя и не обладали полной независимостью. Но лишь только украинские земли попали под власть Польши, дальнейшее существование их населения, как отдельного народа сразу ставилось под сомнение.
Украина под властью Речи Посполитой
Большинство украинских земель более чем на 220 лет оказалось под властью польских шляхтичей. Только часть украинского Полесья осталась у Литвы, северную Буковину удерживала Молдавия (с
С принятием в
Правовой режим Польши после Люблинской унии постепенно распространялся и на земли, где проживало украинское и белорусское население. После
Около 10-15% населения украинских земель составляли жители городов, которые выделялись в особое сословие. В то время на Украине было немало крупных, быстро растущих городов Кроме городов с королевским, частновладельческим и церковным статусом, существовали города, обладавшие магдебургским правом. Данная система самоуправления предполагала налоговый иммунитет, судебную независимость, льготы в торговле и ремесле. Первыми получили магдебургское право такие города, как Новый Сонг в
Но лишь немногие города Украины могли использовать преимущества магдебургского права в полном объеме. Чаще всего оно оказывалось ограниченным: в состав ратушного управления не могли входить православные горожане, отсутствовала собственность жителей на землю, они сильно зависели от частников и королевской власти, за мещанами сохранилось множество натуральных и иных повинностей. Именно горожане в этническом плане были наиболее разношерстной частью населения того времени.
Большинство населения Украины составляло крестьянство. - 80 % населения. С 16 ст. крестьяне были лишены права продавать землю или сдавать ее под алог, а в случае перехода в другую местность следовало уплатить шляхтичу за прежние привилегии и получить от него документ о предоставлении личной свободы. Еще в
В 16 в. в Западной Европе возрастает спрос на продукты питания (там произошла "революция цен", когда вследствие притока дешевого золота и серебра из Америки поднялись цены почти на все товары). Украинские земли, особенно те, которые близко находились притокам Вислы были втянуты в международную хлебную торговлю, становятся районами товарного зернового хозяйства. Феодалы принуждали крестьян увеличивать посевы. Вырощенное зерно везли водными путями к Гданьску, а дальше - в страны Западной Европы.
Расширение торговли хлебом и другими сельхозпродуктами толкнуло к созданию фольварочного хозяйства, которое предусматривало обработку помещичьей земли зависимыми крестьянами. Отныне все меняется в хозяйстве феодала. Оно преобразуется в плантацию, четко ориентированную на то, чтобы без лишних затрат производить как можно больше продукции на продажу. Такие имения-плантации по-польски назывались "фольварки". Землевладельцу требовалось теперь по-настоящему прибрать к рукам все те участки, которые раньше он со спокойной душой отдавал в полное ведение крестьян, а оброк заменить усиленной панщиной. С появлением "Устава на волоки" та земля, на которой жил и которую обрабатывал крестьянин, со всей юридической ясностью объявлялась помещичьей. Крестьянин работал на земле, но владел ею дворянин. Так крестьянин был лишен всех прав и окончательно привязан к земле - положение его теперь мало чем отличалось от рабского. Таким образом, когда повсюду в Западной Европе крепостное право уже отмирало, в Восточной Европе, в том числе и у Украине, оно возрождается в своем втором издании; причем в особенно эксплуататорской форме.
Однако степень закрепощения крестьянства не во всех областях Украины была одинаковой. В наиболее густонаселенных западных землях, Галичине и Волыни, крепостное право превалировало, но и выражалось более жестоко. А в полубезлюдных районах (Карпаты, Поднепровье) землевладельцы испытывали недостаток в рабочей силе и вынуждены были идти на уступки крестьянам. Там крепостничества фактически не знали.
Приобщение Украины (как польской колонии) к новоевропейской цивилизации принесло не только интенсификацию производства, выход на западные рынки, но и рост социальной напряженности, полонизацию украинской элиты. Кризис восточнохристианской цивилизации и невозможность восприятия достижений западнохрисианско-новоевропейской системы ценностей превращали Украину, как и Белоруссию, в периферийные регионы Европы. Ситуация усугублялась противоположной цивилизационно-геополитической ориентацией господствующих и угнетенных слоев украинского общества.
Брестская уния
На протяжении 16-17 веков в Европе окончательно сформировались основные национально-религиозные идеологии. После упадка Византии с1453 г. Киевская митрополия осталась "без присмотра" патриархов Константинополя. Украинство утратило религиозный флаг - среди священников воцарилась бездуховность, моральная нечистоплотность, безграмотность, а церковные должности зачастую раздавались за деньги.
С середины 16 столетия в Украину все сильнее проникала латино-польская культура, протестантизм, что усиливало полонизацию украинской элиты. Католический Запад, Ватикан являлись инициаторами объединения христианских держав против наступления Оттоманской Порты, а это на деле означало усиление римской системы веры. Отсутствие в книжной украинской культуре национального языка, сильные проявления фундаментализма облегчили создание иезуитских учебных заведений, имевших самую совершенную для средневековья систему образования и воспитания. Первая в Украине школа иезуитов была создана в Ярославле, затем возникло еще 20 коллегиумов, что ускорило процесс окатоличивания украинской элиты
С середины 15 ст. инициатором церковных реформ в православии стало организованное в братства мещанство. Сначала братства возникли в украинских и белорусских городах как общества. Преследующие ограниченные цели: проведение церковных праздников, похорон. Затем они перешли к практике материальной поддержки православия, создавая школы, занимаясь благотворительностью. Но выдержать противоборство с католической системой просвещения братства не смогли. Опора на церковно-славянский и греческий языки отрезали их от основного направления европейской культуры, препятствовали выпускникам братских школ продвигаться по служебной лестнице, так как в Польше царили латинский и польский языки.
Активными пропагандистами унии были иезуиты, а также та часть православного духовенства, которая очень болезненно переживала упадок православия и желала путем объединения с Римом избавиться от диктата польского католицизма и влияния Московской митрополии. В этот период папская власть приобрела четкую и эффективную централизацию, упорядоченность, добилась высокого уровня образования. Высший клир Украины надеялся с помощью унии получить равные права с польским, знать - возможность занимать высшие посты в структурах управления Речи Посполитой, мещанство - места в цехах, магистратах, судах.
По инициативе львовского владыки Г. Балабана с1590 г. в глубокой тайне шли переговоры епископов о подготовке религиозного союза православной церкви Украины и Белоруссии с Римом. Их участники осознавали, что массы отрицательно относились к этой идее, а братства и казачество были настроены враждебно. Тем не менее, в декабре
23 декабря в Риме папа Климентий 8 дал официальное согласие на принятие украинской православной церкви под свой протекторат.6-10 (16 - 20) октября 1596 года в Бресте в церкви святого Николая открылся церковный собор, провозгласивший унию православной и католической церквей. Одновременно в доме князя Острожского представители православного духовенства, владыки из Александрии, Константинополя, Белгорода и др. городов прокляли акт унии.
Униатский собор, положивший начало существованию Греко-католической церкви, признал власть папы, догматы католицизма, но сберег православные обряды, традиции, церковнославянский язык в богослужении.
Но Брестский собор означал усложнение и обострение религиозной атмосферы в Украине. Она усугублялась тем, что польские власти признавали законным только представительство Греко-католических общин.
Несмотря на сопротивление части украинской знати к
Не дали результатов и попытки митрополитов Рутского, Могилы объединить греко-католиков и православных в единую церковь под главенством Киевской митрополии. Во-первых, в ноябре
Возникновение и эволюция казачества
Казачество - явление очень интересное, но весьма сложное. Очагом казачества было среднее Поднепровье, его предстепная полоса ниже Киева, входившая в 14-15 вв. в состав Киевского княжества, позже - Киевского воеводства, а почву для него приготовили колонизационные условия этого края.
Слово "казак" тюркского происхождения. Так называли людей свободных, т.е. никому не принадлежавших, ни от кого не зависевших, не имевших четко определенного места в обществе и поэтому предпочитавших селиться на безлюдных окраинах.
С упадком государственной жизни в Поднепровье в середине 13 в. население этих пограничных со степью пространств было еще более предоставлено себе, а жизнь под татарскою протекцией не отличалась спокойствием, особенно в периоды разложения Орды. Страшные периодические набеги татар Крымской Орды, с
Единственными оседлыми поселениями были городки, снабженные замками, небольшими гарнизонами и артиллерией. Все население жило под постоянным страхом татарских набегов, на военном положении. Но природные богатства этих девственных земель на обеих сторонах Днепра увлекали население далеко от замков, в так называемые "уходы" - рыбные ловли и места охоты, к устроенным в степном приволье бортям и пасекам. Тут эти промышленники проживали подолгу, соединяясь в вооруженные партии. Это подвижное, кочевое, закаленное в невзгодах военно-промышленное население и составило основу казачества.
речь посполитая украина казачество
Первые известия о казаках, в которых можно подозревать казаков именно украинских, относятся к 1470 годам, колебание в этом случае возможно потому, что имя "казаков" прилагалось также к добытчикам татарским и к степному населению в бассейне Дона (где позже формируется донское казачество). Это тюркское слово, означавшее в тогдашнем употреблении легковооруженного добытчика только столетием позже приобрело значение общепринятого имени для известной группы украинского населения, нового украинского сословия. Т.е сначала для большинства "хождение в казаки" было занятием временным, особенно смолоду. На протяжении 16 в. число их начинает стремительно возрастать, а связано это с усилением феодального гнета. Именно беглые крестьяне поначалу и составляли основную массу казачества - хотя тут были и горожане, и попы-расстриги, и дворяне, ищущие денег и приключений. Кроме того польские и полонизированные магнаты стремясь освоить и получить в законное владение богатейшие земли востока, сманивали крестьян, предлагая им право свободного землепользования (слободы) на 10, 20, и даже 30 лет.
Усиленный прилив сельского населения в юго-восточную часть Украины был вызван улучшением колонизационных условий: отпор, который казачество дало татарским набегам, само уплотнение населения, увеличение числа поселений создали более благоприятные условия для хозяйственной жизни. На ряду с природными богатствами, притягательной силой становиться казацкий иммунитет, идея которого сложилась опять-таки под воздействием целого ряда условий.
Попытки официальных лиц остановить процесс количественного роста казачества, усиления его политико-социальной роли к успеху не привели. Более того, региональная шляхта призывала правительство и сейм организовать казаков как полувоенную касту для защиты восточных и юго-восточных границ Речи Посполитой, также представители знатных магнатских родов быстро сообразили, как извлечь пользу из "вольного" казачества, обложив его налогом с продажи.
Магнаты, которым принадлежала инициатива военного объединения казачества, были выходцами из немногих оставшихся неополяченными православных родов украинской знати. Среди них выделяется кеневский староста Дмитро Вишневецкий ("Байда"). Именно он в 1552-1554 гг. объединил разрозненные казацкие ватаги и построил на о. Малая Хортица - форт, таким образом возникла Запорожская Сечь. - колыбель украинского казачества. Запорожское казачество было своеобразной республикой с кошевым атаманом во главе. Все имели равные права и участвовали в общих советах_ радах. Эти рады собирались по любому поводу и протекали очень бурно. На радах избирали атамана, есаула, писаря, обозного, судью сроком на один год. Территориально-административной единицей Запорожья были полки во главе с полковниками. Войско делилось на курени, каждый курень избирал аналогичную группу нижних офицеров.
В
Таким образом, к началу 17 в. существовало три категории казачества:
1) реестровое казачество;
2) запорожское казачества;
3) нереестровое казачество, жившее в городах пограничья, ведущего казацкий образ жизни, но не имевшего официально признанного статуса.
Казачество становиться силой и занимает место ушедшей полонизированной элиты.
В 16 17 вв. казачество активно борется против турок и татар, не только отражают их набеги на украинские земли, но и совершают морские походы против них. Крупнейшие казацкие рейды против турок и татар совершаются в период между 1600 - 1620 гг. казаки опустошили Варну, взяли Перекоп, Килию, Измаил, Аккерман, Кафу. Следует отметить, что совершали эти походы казаки не только ради славы, были цели и более практические - ведь захваченное добро составляло приличную часть казацкого дохода.
С ростом военных успехов росла уверенность казаков в собственных силах. Все чаще вспыхивают конфликты между казаками и поляками, этому способствует некоторая неопределенность поляков в подходе к "казацкому вопросу" - презирая в казаке беглого крестьянина и стремясь поставить его на свое место, поляки, в то же время в случае необходимости с удовольствием использовали казачество как сравнительно дешевую военную силу. Понятно, что эти противоречия вели к неизбежным столкновениям. В 1591 - 1593 гг. произошло первое казацкое восстание под предводительством К. Косинского. В 1594-1596 гг. произошло восстание под предводительством Северина Наливайка.
Особую роль в истории казачества занимает такой лидер, как Сагайдачный. Благодаря заступничеству всесильного в Восточной Украине казачества киевские православные отстояли себя, так что униатский митрополит киевский Потий не решался даже показываться здесь. Во втором десятилетии 17 в. в Киеве организовался под покровительством казачества новый центр религиозно-национальной и просветительской деятельности, а в
По новой "ординации"
Заключение
На Украине скопилось столько горючего материала, предшествующие войны так расколыхали народные массы, что нужен был только толчок, чтобы снова привести их в движение. И этот толчок был сделан в 1648 году.
Литература
1. Антонович В. Про козацькі часи на Україні. - К., 1991.
2. Аркас М. Історія України - Русі. - К.: Вища школа, 1991.
3. Бойко О.Д. Історія України. - К.: Академія, 2001. - с.97-172.
4. Борисенко В.Й. Курс української історії. - К.: Либідь, 1996. - с.108-146.
5. Голобуцький В.С. Запорізьке козацтво. - К.: Вища школа, 1994. - с.3-156.
6. Грушевський М.С. Історія України - Русі. - К.: Наук. Думка, 1991. - Т.1.
7. Грушевський М.С. Ілюстрована історія України. - К., 1990.
8. Дорошенко Д.І. Нарис історії України. - Львов: Світ, 1991. - с.32-49.
9. Залізняк Л. Нариси стародавньої історії України. - К.: Абрис, 1994.
10. Крип’якевич І.П. Історія України. - Львів: Світ, 1990. - с.110-169.
11. Крип’якевич І. Галицько-Волинське князівство: Нариси. - К.: Наук. Думка. - 1984
12. Полонка - Василенко Н. Історія України. В 2-х т. - К.: Либідь, 1992.
13. Рибалко І.П. Історія України. - Ч.1. - Харків: Основа, 1995. - с.97-140.
14. Субтельний О. Україна: Історія. - К.: Либідь, 1994. - с.87 - 136.
15. Яворницький Д. Історія запорізьких козаків: в 3-х т. - Львів: Світ, 1991. - Т.2. - с.6-43.
Размещено на Allbest.ru