Контрольная работа Индивидуальная психология Альфред Адлера
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский государственный педагогический институт
Факультет заочного обучения
Кафедра психологии
Петрунина Ирина Викторовна
3 курс, ПиП
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА
Контрольная работа
Проверила: Каирова Б.К.
старший преподаватель
Костанай
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1. Жизненный путь Альфреда Адлера………….…………………………..5
2. Основные концепции индивидуальной психологии А. Адлера……….8
2.1. Индивидуум как единое и самосогласующее целое……………….8
2.2. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое……...10
2.3. Социальная принадлежность индивидуума………………………..11
2.4. Комплекс неполноценности и компенсация……………………….13
2.5. Социальный интерес………………………………………………...16
2.6. Стиль жизни…………………………………………………………18
3. Очерки по индивидуальной психологии Адлера………….…………...20
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………….28
Приложение……………………………………………………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
Один из наиболее выдающихся психологов, разошедшийся с Фрейдом и избравший путь создания своей собственной теории стал Альфред Адлер. Он с самого начала горячо поддерживал широту и новизну теории Фрейда. Однако со временем он заявил о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни.
Адлер внес значительный вклад в понимание личности, и некоторые из его идей имеют актуальность и по сей день. Главным в системе взглядов Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума.
Альфред Адлер – основоположник индивидуальной психологии, которая стремится к углублению знания о человеке, которое можно получить, лишь выяснив отношение индивида к своим социально установленным задачам. Она дает нам также представление о характере, вдохновении, о телесном и духовном желании человека.
Жизненные цели Адлера воплотились в главах книги «Очерки по индивидуальной психологии», в создании индивидуальной психологии и в основании неофрейдизма.
Книга «Очерки по индивидуальной психологии» включает себя доклады, статьи и работы Альфреда Адлера по индивидуальной психологии личности. По моему мнению, данная книга является одним из самых интереснейших работ Адлера. Читая ее, изучаешь себя, учишься бороться со стрессами и страхами, учишься ставить все новые и новые цели, не боясь новых задач и проблем.
Главным в системе взглядов Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Вот одни из главных тем теории А. Адлера сфокусированы на способности людей:
• творить свою судьбу;
• преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь;
• совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.
Четыре основных принципа адлеровской системы — это целостность, единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес, или чувство общности, и важность целеориентированного поведения. Вывод Адлера о том, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем впечатления прошлого, был главной причиной его расхождения с Фрейдом. Адлер полагал также, что люди руководствуются, прежде всего, целью достижения превосходства или завоевания окружающей среды. Он выделял как эффект социального воздействия на личность, так и важность социального интереса личности: чувства общности, сотрудничества и заботы о других. По Адлеру, жизнь в основе своей есть движение к все более успешной адаптации в окружающем мире, большему сотрудничеству и альтруизму.
Индивидуальная психология Адлера похожа на бихевиоризм тем, что занимается доступным для наблюдения поведением и его последствиями, а также утверждает, что любая концепция должна быть конкретной и привязанной к реально существующему поведению. В отличие от большинства психологических теорий, описанных здесь, индивидуальная психология не является глубинной психологией, то есть она не постулирует неосязаемые силы и построения, таящиеся в глубине психики. Адлер, скорее, развивал контекстную психологию, где поведение объясняется с помощью терминов физической и социальной окружающей среды, в контексте, самой личностью обычно не осознаваемом. Адлер первым начал практиковать семейную терапию, это было в 1920 году. Последователи Адлера внесли большой вклад в групповую терапию, краткосрочную терапию и применение психологии в образовании.
1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА.
Альфред Адлер - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Пенцинге (Австрия). Альфред получил образование в Вене и жил там до 1926, когда получил приглашение в Колумбийский университет в Нью-Йорке.
В 1895 Адлер окончил медицинский факультет Венского университета, а в 1898 опубликовал свою первую работу «Учебник здоровья для портных».
С 1900-х годов Адлер начал заниматься психопатологией в контексте общей медицины. Он был среди тех немногих психологов, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда об интерпретации сновидений; Адлер опубликовал рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет. Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Адлер сначала колебался, поскольку в то время интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности, однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение.
В отличие от Фрейда, Адлер не считал, что причины психической болезни следует искать в какой-то сексуальной травме, полученной в раннем детстве, оспаривал он и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после того, как Адлер в 1907 опубликовал книгу Исследование неполноценности органов. В 1911 Адлер вместе с восемью единомышленниками разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою группу «Обществом свободных психоаналитических исследований», однако с 1912 начал применять термин «индивидуальная психология»; в том же году был опубликован труд Адлера «О нервном характере», где обобщались основные концепции ученого. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров во главе с Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который считал, что этот труд относится к области философии, а не медицины. Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, поэтому он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, Человекознание (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию из записей этих лекций одним из слушателей.
Адлер подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению его целей – сознательных или неосознаваемых. Главной движущей силой, данной человеку от рождения, Адлер считал агрессивное стремление к превосходству над другими, неосуществимое у слабого и беспомощного ребенка и вызывающее чувство неполноценности, которое требует компенсации. Отсутствие компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности и является одной из причин серьезных психологических проблем (неврозов). Реакцией на чувство неполноценности является т.н. «маскулинный протест». Развитие личности обусловлено творческой силой Я как источника сознательного активного построения человеком собственной жизни и наделения ее смыслом.
В 1912 Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», публикация которого была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил на русском фронте; вернувшись в 1916 в Вену, стал главным врачом военного госпиталя.
В 1921 при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже – в США (где они продолжают функционировать и в настоящее время в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).
В 1922 был возрожден «Журнал индивидуальной психологии», получивший название «Международного журнала индивидуальной психологии». В 1938–1946 его публикация вновь приостановилась, а затем была возобновлена в 1946–1948. С 1935 под редакцией Адлера выходил журнал на английском языке.
Став, приглашенным профессором Колумбийского университета в 1927, Адлер проводил летние месяцы в Вене, продолжая здесь преподавательскую деятельность и лечение пациентов.
Адлер читал лекции во многих учебных заведениях США и Европы; в последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии в апреле 1937 он, вероятно, перенес сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, Адлер неожиданно скончался от сердечного приступа.
2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ А. АДЛЕРА.
2.1. ИНДИВИДУУМ КАК ЕДИНОЕ И СОГЛАСУЮЩЕЕСЯ ЦЕЛОЕ
Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовавшегося против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как «неофрейдиста». В его ранних работах, где угадываются ростки будущих теорий, он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом. Более того, Адлер никогда не учился под руководством Фрейда и никогда не подвергался психоанализу сам, что являлось необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком. К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их отношений в
Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную идею адлеровской психологии.
Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» — то есть означает сущность, которую нельзя разделить.
Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в отдельности, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности.
Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.
Рассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодинамического принципа. Адлер вывел его из самой жизни, а именно из того обстоятельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое.
Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед - они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а, следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.
2.2. ИНДИВИДУУМ КАК ТВОРЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЯЮЩЕЕСЯ ЦЕЛОЕ
Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум — нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, — свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Это творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты.
Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни. Именно эта убежденность в творческой природе и свободе человека более чем что-либо другое, побуждает многих психологов считать Адлера предвестником современной гуманистической психологии.
2.3. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ИНДИВИДУУМА
Адлеровское видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как составную часть больших систем — семьи, сообщества: «Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него». Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности или социальный интерес — врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.
Все поведение человека происходит в социальном контексте и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений.
У каждого человека есть естественное чувство общности (социальный интерес) - врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.
Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире. Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями — личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Например, человек может в своей жизни руководствоваться кредо «честность — лучшая политика», или «каждый за себя», или уверенностью в том, что в загробной жизни добродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Адлер полагает, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет.
Люди мотивированы фиктивными целями - личными мнениями о необходимости будущих событий, регулирующих их поведение. Люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет.
Главная цель теории личности - служит экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету, и для любого человека на пути изменений в сторону психически более здорового поведения.
Таким образом, индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным.
Акцент на социальных детерминантах поведения настолько важен в концепции Адлера, что он приобрел репутацию первого социального психолога в современной теории психологии.
2.4. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И КОМПЕНСАЦИЯ
В своей монографии об органической неполноценности, вышедшей в 1907 году, Адлер сделал попытку объяснить, почему болезни по-разному воздействуют на разных людей. В то время Адлер писал как врач, занимаясь преимущественно физиологическими процессами. Он высказал предположение, что у каждого индивидуума существуют определенные слабые места — органы, особенно подверженные болезням. Адлер также отмечал, что органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки и упражнений. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека.
Адлер писал: «Почти у всех выдающихся людей мы можем найти какой-либо органический недостаток, и это производит впечатление, что они болезненно переживали собственную неполноценность в начале жизни, но боролись и преодолели свои затруднения».
«Важно не то, с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается».
Адлер расширил свое исследование органической неполноценности до изучения психологического чувства неполноценности.
Он придумал термин комплекс неполноценности. Согласно Адлеру, на детей глубоко воздействует сознание ими собственной неполноценности, которое является неизбежным следствием размеров ребенка и отсутствия у него власти.
Детские впечатления самого Адлера привели его к необходимости выделить эту мысль: «Одно из моих самых ранних воспоминаний — это воспоминание о том, как я сижу на скамейке, весь перебинтованный из-за рахита, а, напротив, сидит мой здоровый старший брат. Он мог бегать, прыгать и двигаться как угодно, без всякого труда, тогда как для меня любое движение означало напряжение и усилие».
Адлер считал, что жизненный опыт ребенка заставляет его чувствовать свою слабость, несостоятельность и фрустрацию. Дети относительно малы и беспомощны во взрослом мире. Для ребенка контролировать собственное поведение и вырваться на свободу из-под власти взрослых — наиважнейшая задача. С этой точки зрения сила выглядит как первое добро, а слабость — как первое зло. Борьба за достижение власти — это ранняя детская компенсация чувства неполноценности.
Но ощущение неполноценности, по разным причинам, может у некоторых детей стать чрезмерным. В таком случае комплекс неполноценности проявляется в преувеличенном чувстве собственной слабости и несостоятельности.
Существуют 3 основных вида страданий испытываемых в детстве:
· неполноценность органов
· чрезмерная опека
· отвержение со стороны родителей.
Из-за врожденной физической неполноценности может развиться чувство психической неполноценности.
Независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для появления чувства неполноценности, у индивида может в ответ на них появиться гиперкомпенсация - комплекс превосходства (тенденция преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности).
Ребенок, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным и саркастичным.
Стремление к превосходству - является фундаментальным законом человеческой жизни, это «нечто, без чего жизнь человека невозможно представить».
Адлер считал, что стремление к превосходству - врожденное, и мы никогда от него не освободимся, т.к. это стремление и есть сама жизнь.
«Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно — причина всех улучшений в положении человечества».
Умеренное чувство неполноценности может подтолкнуть личность к конструктивным достижениям. Однако глубокое осознание своей неполноценности препятствует позитивному росту и развитию: «Он (ребенок) обнаруживает в раннем возрасте, что существуют другие человеческие существа, которые могут удовлетворять свои потребности более полно и лучше подготовлены к жизни... Он начинает чрезмерно высоко оценивать значение размеров и роста, которые позволяют открыть дверь, или способность передвигать тяжелые предметы, или право других отдавать команды и требовать послушания. Желание вырасти, стать таким же сильным или даже сильнее, чем все окружающие, растет в его душе».
Для Адлера практически весь прогресс есть результат наших стараний компенсировать чувство неполноценности. Это чувство подталкивает нас к более значительным достижениям.
2.5. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Многие критики упрощенно воспринимали мысли Адлера относительно агрессии и стремления к власти, приписывая им слишком большое значение в его концепции. Центральным в позднейшей работе Адлера является понятие социального интереса. Под социальным интересом Адлер понимал «чувство солидарности, связанности человека с человеком... расширенное значение «чувства товарищества в человеческом обществе». Чувство общности касается участия, которое мы принимаем в делах других людей, не просто ради достижения собственных целей, но из «интереса к интересам других.
«Все неудачники... есть результат недостаточного развития социального интереса. Все они неконтактные, одинокие существа, которые в большей или меньшей степени идут по жизни отдельно от всего остального мира, существа более или менее асоциальные, если не сказать антисоциальные».
Со своей холистической точки зрения Адлер видел человека не только как нечто цельное само по себе, но и как часть большей целостности: семьи, сообщества друзей и знакомых, общества, человечества. Наша жизнь и вся наша деятельность протекают в социальном контексте:
«Любая ценность человека определяется его отношением к ближнему и той долей труда, необходимого для совместной жизни, которую он на себя берет. Благодаря своей работе на пользу этой совместной жизни он становится ценным для других человеческих существ, звеном в великой цепи, которая связывает общество, в цепи, повредив которую нельзя не повредить человеческому обществу».
В некотором смысле все поведение человека социально, потому что, как доказывал Адлер, мы развиваемся в социальном окружении и наши личностные характеристики формируются обществом.
Социальный интерес — это нечто большее, чем забота о непосредственном социальном окружении или конкретном обществе. В самом широком смысле он является заботой об интересах «идеального сообщества всего человечества, которое есть основная цель эволюции». Социальный интерес включает в себя чувство родства со всем человечеством и привязанности к жизни в целом.
Адлерианская психология исходит из убеждения, что удовлетворённость жизнью во многом зависит от социального интереса как основы человеческого существования. По Адлеру, здоровая личность - это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предпочитает социальные личностные чувства, поведение. Идея социального интереса основана на предположении, что человек – не самодостаточное существо и поэтому должен учиться взаимозависимости.
2.6. СТИЛЬ ЖИЗНИ
Адлер подчеркивал необходимость анализировать личность как единое целое.
Стиль жизни (жизненный план или путеводный образ) - способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Т.е. это уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.
Стиль жизни основан на наших усилиях, направленных на преодоление чувства неполноценности.Стиль жизни настолько прочно закрепился в возрасте 4 - 5 лет и впоследствии не поддается тотальным изменениям истановится главным стержнем поведения в будущем.
«Первейшая задача истории психологии — выявить это единство в каждом человеке: в его мышлении, чувствах, действиях, в его так называемом сознательном и бессознательном — в любом проявлении его личных свойств».
Согласно Адлеру, ключ к пониманию поведения человека находится в скрытых целях, которыми он руководствуется. Эти цели простираются далеко за рамки внешних фактов и ситуаций, например, если я считаю, что мой отец плохо обращался со мной в детстве, и возлагаю на это вину за свою неудавшуюся жизнь, в то время как я сам дирижирую своими поражениями. Неважно, как со мной в действительности обращались. Моя вера в то, что меня подавляли, — психологическая правда.
«Как мы уже видели, в первые четыре или пять лет жизни человек формирует единство своего сознания, выстраивает отношения между сознанием и телом. Он использует наследственный материал и впечатления, получаемые от окружающего мира, приспосабливая их к своему стремлению к превосходству. К концу пятого года жизни его личность кристаллизуется. Значение, которое он придает жизни, цель, которую он преследует, способ ее добиваться и его эмоциональные склонности — все фиксируется. Он может это изменить в дальнейшем, но только если освободится от ошибки, допущенной во время детской кристаллизации. Также как его предыдущее самовыражение соответствовало его пониманию жизни, так и теперь, когда он способен исправить ошибку, его новое самовыражение будет соответствовать его новому пониманию».
По-видимому, отдельные привычки и черты поведения приобретают значение как элементы индивидуального жизненного стиля и целей, и, следовательно, психологические и эмоциональные проблемы необходимо решать в этом контексте. Поэтому при лечении следует обращаться к целостному стилю жизни, так как данный симптом или черта поведения — всего лишь выражение единого жизненного стиля личности.
Мозак перечислил следующие основные составляющие жизненного стиля:
«1. Я-концепция — представление человека о себе, кто он есть.
2. Идеал себя — мнение о том, каким он должен быть. (Адлер развивал эту концепцию в 1912 году.)
3. Образ мира — представления о таких вещах, как мир, люди и природа, а также о том, что мир требует от человека.
4. Этические убеждения — личный этический кодекс».
Адлер в своих ранних работах говорит о «первичной форме адаптации индивида к жизни». Это, изречение которое Адлер позже назвал «планом», формируется в течение первых пяти лет жизни. Как только план возник, он становится костяком, который обрастает смыслами, приобретёнными из жизненного опыта и обладающими направляющей силой. С 1914 года Адлер предпочитает термин «линия Ego», затем – «линия жизни» и наконец «стиль жизни». В этой консепции Адлеру принадлежат такие понятия как : «самость» «Я-концепция», «Я-идеальное», «образ жизни».
В заключении отметим, что, по Адлеру, цели поведения человека не меняются в течение жизни, изменяются только отношения.
3. ОЧЕРКИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ АДЛЕРА
«Очерки по индивидуальной психологии» - сборник сочинений психоаналитика Альфреда Адлера. В данной работе автор излагает основные положения своего детища – теории индивидуальной психологии. С позиции собственных представлений о движущих силах развития человека – стремлении к власти и чувстве общности – он рассматривает механизмы формирования невротической психики, в том числе связанные с ошибками воспитания, а также главные цели и методы терапевтической работы.
С давних времен люди стремились справится со своими проблемами личного характера, но затем останавливались, так и не достигая своих целей и никто им не мог помочь. Альфред Адлер является основоположником индивидуальной психологии, направленной на помощь людям, больными неврозом.
Индивидуальная психология – есть не что иное, как ответвление от Фрейдизма и начало неофрейдизма. Фрейдизм – одно из направлений философии конца 19 – начала 20 веков, направленное на изучение психики человека. Неофрейдизм - направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны.
Создание индивидуальной психологии поставило точку в поисках правильных решений исследования личности. Свою первую задачу она видела в более правильном освещении проблемы души и тела, рассматривая человека не как биологическое, а как социальное существо. Вторая же задача индивидуальной психологии заключается в том, чтобы найти направляющую жизненную линию «нервозного характера» и исцелить его методом ободрения.
Создание работы Альфреда Адлера «Очерки по индивидуальной психологии» пришлось на конец 20-х годов 20 века. Не очень давно закончилась Первая мировая война, люди и страны еще не оправившись после событий тех лет, уже испытывают влияние со стороны Германии, где в это время правит Адольф Гитлер. Адольф Гитлер - основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, вождь (фюрер) Национал-социалистической немецкой рабочей партии, рейхсканцлер национал-социалистической Германии, верховный главнокомандующий вооружёнными силами Германии во Второй мировой войне.
Адольф Гитлер является последователем Бенито Муссолини, основателем фашизма. Сторонники «фашизма» (национализм в СССР) считают, что события в новой и новейшей истории свидетельствуют о моральном, физическом и духовном регрессе белой расы, и её скором вырождении и вымирании. Нацизм, по их мнению, является единственной политической идеологией в мире, которая способна остановить этот процесс. Расизм, и различные формы ксенофобии (такие как преследование проявлений нетрадиционной сексуальной ориентации) приветствуются, как необходимые для спасения меры. Преступления против человечности представляются как неизбежная плата за выживание арийцев, которые считаются избранными людьми и высшей расой.
С приходом к власти нацистов деятельность Адлера и его учеников в Германии была прекращена, а в 1934 были закрыты все детские реабилитационные клиники в Австрии. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, основанная в 1931 Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии и Германии 11-12 марта 1938 и возобновившая свою деятельность и в 1946 году.
Человек и его душа всегда являлись предметом работ философов, Альфред Адлер не исключение. Основой всех его работ, докладов, статей является человек, его душа и состояние души. Индивидуальная психология призвана на лечение души человека. Работа с людьми, а тем более с больными людьми, очень непроста, выявление их проблем и помощь - еще сложнее.
«Очерки по индивидуальной психологии» помогут не только здоровому человеку лучше понять себя, но и больному себя вылечить. Именно на это направлены все работы Адлера. «Очерки…» включают в себя не только психологию личности как таковой, но и психологию отношений отдельно взятых людей, как индивидуальных отношений, психологию власти, воспитание мужества, размышления о смысле жизни.
Каждый человек способен справится со своими проблемами, но это напрямую зависит от его желания, и косвенно от его возможностей.
По мнению Альфреда Адлера структура личности (индивидуальность) закладывается в первые 5 лет жизни в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны — становится невротичной и асоциальной. В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения. Задача психотерапии — помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, с тем, чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность получило выход в творческих актах. Адлер выделяет 3 типа детей, у которых в дальнейшей жизни могут быть проблемы с достижением целей, с боязнью новых ситуация, приступами пессимизма.
К первой большой категории таких детей мы относим тех. Кто появился на свет с неполноценными органами и воспринимает свой дефект как жизненную трудность. Наступающее позднее улучшение состояния не меняет их пессимистического отношения к вопросам жизни, поскольку к тому времени они уже обрели свой жизненный стиль и в соответствии с ним истолковывают и ассимилируют все свои переживания и опыт. Преодоление собственных недостатков, в частности дефектов органов чувств, нередко приводит этих людей к овладению более тонкими техническими приемами, которые позволяют им заниматься искусством. Обладание же пригодным инструментом не делает необходимым и не дает повода к тому, чтобы развивать художественные способности. История знает немалое число музыкантов с плохим слухом, художников и поэтов с плохим зрением. Такую же врожденную неполноценность представляет собой леворукость. Понятно, что окончательный результат этой борьбы за самоутверждение зависит от разнообразных факторов, среди которых важнейшую роль играет поощрение.
Вторую, пожалуй, самую большую из всех категорию составляют изнеженные дети. Они живут симбиотически, и уже по этой причине у них может не возникнуть чувства собственной ценности (Вайнманн). В определенный период жизни, когда такому существованию приходит конец, они чувствуют себя изгнанниками из рая. Священную функцию матери — быть абсолютно надежным человеком, позволить им почувствовать себя людьми, живущими рядом с другими, — выполняет для них только мать (или человек, играющий сходную роль). Поэтому в последующей жизни им всегда не хватает этой первоначальной теплоты, и они, никогда не могут найти взаимопонимания с другими.
Такие переживания никогда не возникали у детей, принадлежащих к третьей категории, — у детей, воспитывавшихся без любви. Они повсюду видели только врагов и занимают соответствующую позицию: словно находятся в стране врага. Варианты и градации многочисленны. В иных случаях вред могут наносить также чрезмерные ожидания, неблагоприятная позиция в ряду братьев и сестер, неверие в свои способности и т. д.
Подробное обсуждение методов лечения здесь в наши задачи не входит. Его можно найти в нижеприведенных сочинениях автора. В качестве наиболее важного выделим: воспитание смелости и самостоятельности, терпение, избегание какого бы то ни было принуждения посредством бессмысленного использования авторитета, избегание всякого унижения насмешками, оскорблением и наказанием. Самое главное: ни один ребенок не должен потерять веру в свое будущее!
В воспитании детей, относящихся ко всем этим трем категориям, нужно пройти один и тот же путь: сначала расположить детей к себе, чтобы затем ввести их в общество. Другими словами, нужно наверстать то, что было упущено.
Эти 3 положения являются основными в индивидуальной психологии, в решении проблем воспитания и лечения неврозов.
«Только тот защищен от малодушия и сопутствующих явлений, то есть также от невроза и психоза, кто проникся мыслью о равноценности всех здравомыслящих людей» - основной вывод произведения А. Адлера. Каждый человек в сознательном возрасте должен понять, что все люди равны, что нет особенных. Счастье каждого человека зависит только от него самого, от его веры в себя, в свои силы. И неважно, какой ты внешне, важно какой ты внутри. Докажи всем, что несмотря ни на что, ты способен жить как все, а может и добиться большего. На данный момент найдется сотня примеров неполноценных людей, но добившегося большего, гораздо большего, нежели мы, простые здоровые люди.
Анализируя «Очерки…» А. Адлера можно сделать вывод: Все дело в воспитании. В воспитании складывается характер, личность, жизненный настрой и всё остальное, касающееся нас, нашей жизни, нашего внутреннего состояния и души.
Сначала был психоанализ, и Фрейд видел в нем лечение людей посредством очищения. До Фрейда психология изучала нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания, Фрейд же пришел к изучению «сознательного» и «неосознанного». Адлер пошел дальше и стал исследовать человека не как существо биологическое, а как существо социальное. Это и явилось целью и философской проблемой его работ и докладов.
С помощью людей и их проблем Альфред Адлер исследовал природу человека и его психики. Человек и послужил решением такой философской проблемы, как психология. Надо сказать, что Адлер достиг своей цели. Он явился основоположником неофрейдизма и отрасли науки. Результат индивидуальной психологии тысячи спасенных от мучений душ людей.
Для решения философской проблемы Адлер использовал метод, основанный на воспоминаниях. Адлер предлагал рассказать ему самую запомнившуюся историю, случай или может страх из детства, потому что именно оттуда идут проблемы такого плана, как комплекс неполноценности, феминистичность мужчины и женщина с мужским характером, страх перед новыми делами или проблемами. Детский страх становится основоположником взрослого, уже более серьезного страха, а затем и серьезной проблемы, избежать которой или вылечить которую зачастую бывает очень сложно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Индивидуальная психология – так называет Альфред Адлер свою психологическо-терапевтическую систему; он исходит из гипотезы, что все человеческое поведение может быть понято из стремления к власти и влиянию. Уже в первые годы жизни ребенок сознает размеры своих способностей, и, если только он не может отстоять свою индивидуальность, особенно перед превосходством взрослых, которые насмешкой или строгостью подавляют ее, им овладевает чувство сознания своей неполноценности. Позже это же чувство неполноценности («комплексы») может быть порождено несовершенствами в смысле социального положения человека или положения его внутри общностей. Отсюда возникает либо стремление к возвеличению, которое направлено к достижению чувства превосходства над природой и людьми, либо уход от проблемы путем «бегства в болезнь», злоупотребления беспомощностью и т. д., что приводит или может привести, так же как и тенденция к самовозвеличению, к нервному заболеванию и социальной неполноценности. Задача индивидуальной психологии заключается в том, чтобы найти направляющую жизненную линию «нервозного характера» и исцелить его методом ободрения, т. е. методом глубинной психологии.
Адлер внес существенный вклад в философию, науку. Его работы и метода не теряют актуальности и по сей день. Благодаря Адлеру в мире растет количество здоровых, сильных, морально сильных людей, не боящихся никаких проблем в будущем. Миллионы людей на земле имеют страхи, еще миллионы избегают и боятся решения своих проблем, а индивидуальная психология помогает нам решить их.
Прочитав «Очерки…» ты понял себя, понял, как надо ставить цели и как правильно их достигать, что стоит избегать, а что стоить только решать.
«Очерки…» и индивидуальная психология были актуальны, актуальны сейчас и не потеряют интереса публики еще в течение сотен, а может и тысяч лет.
Продуктивность для многих психологических направлений, высокая практическая ценность – таковы существенные особенности индививидуальной психологии А. Адлера, которые органически вошли в современную психологическую науку. А. Адлер намного опеределил своё время. Многие его положения и идеи сохраняют свою ценность в наши дни.
Главное в оценке концепции состоит, на мой взгляд, в том что, она в наибольшей мере способствовала развитию всех остальных психотерапевтических концепций и проблем (от проблемы детского возраста до семейной и социальной проблематики). Трудно оценить весь потенциал направления, которое не стало теорией, а продолжает жить.
Поэтому в заключении я хочу привести высказывание самого А. Адлера: «Честный психолог не может закрыть глаза на социальные условия, не позволяющие ребёнку стать частью сообщества и почувствовать себя дома в мире, вместо этого заставляя его, расти так, как будто он живёт во вражеском стане. Психолог, следовательно, должен работать против национализма. Против захватнических воин, реваншизма и престижа; против безработицы, которая повергает людей в безнадёжность; и против всех остальных препятствий, которые покушаются на социальный интерес в семье, школе и обществе целом».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. / Пер. с нем.
М.: Фонд «За экономическую грамотность»,
2. А. Н. Ждан История психологии. М.: Из-во Московского университета,
3. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. М.,
4. Дж. Браун. Психология Фрейда и постфрейдисты. Пер. с англ. - М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер»,
5. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.,
6. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. М.,
7. Марцинковская Т. Д. История психологии. М., 5 изд.,
8. В. С. Мухина. Возрастная психология. М., 1997, с.432
9. Н. В. Чепелева. Индивидуальная психология (А.Адлер).
10. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.,
11. Романець В.А., Маноха І.П. Історія психології ХХ століття: Навч. Посібник / Вст. Сл. В.О. Татенка, Т.М. Титаренко. - К.: Либідь,
12. Ярошевский М. Г. История психологии. - М.,
Приложение
Альфред Адлер