Контрольная работа

Контрольная работа Философия Древнего Востока 4

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.9.2024




       ВВЕДЕНИЕ                                                                                 2

   1. ФИЛОСОФИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.                                      3              

1.1. Джайнизм.                                                                                    4

1.2. Буддизм.                                                                                       5

1.3. Начало древнеиндийского материализма.

       Философия локаята.                                                                   7

1.4. Системы, опирающиеся на Веды:

        миманса и веданта                                                                     7

1.5. Философия санкхья.                                                                   8

1.6. Система йога.                                                                              9

1.7. Материалистическая система ньяя.                                          9

1.8. Материалистическая система вайшешика.                              10

   2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФ-

       СКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ                                    11

2.1. Философия и этнические взгляды Конфуция

        и его последователи.                                                                 12

2.2.  Учения Мо-цзы. Теория познания моистов.                           13                                                             

2.3.  Учения  Лао-цзы о Дао и его последователи.                         13

2.4.  Наивно-материалистические взгляды Сюнь-цзы.                  15

2.5.  Материализм школы фацзя.                                                     15

2.6.  Борьба материализма и идеализма на рубеже

        нашей эры.                                                                                 16

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                          18

       ЛИТЕРАТУРА                                                                            19
ВВЕДЕНИЕ
Философская мысль человечества зародилась много столетий назад (около 2500 лет) в наиболее развитых очагах цивилизации то­го времени - в Древней Индии и Китае, Древней Греции и Риме. Немецкий философ XX века Карл Ясперс назвал период около 500 лет до нашей эры «осевым» временем. Именно тогда в основном сформировался человек современного типа. Здесь наступает конец господству мифологической картины мира, и на смену ей приходят рациональные (осмысленные) представления о мироздании. Человек в этот период становится подлинным человеком, существом разум­ным, одухотворенным. Ясперс утверждал, что в «осевое» время «...человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Пе­ред ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобож­дения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания...».

Появлению философии способствовал ряд социальных предпосы­лок: ранняя наука, отделение умственного труда от физического, формирование демократии и слоя свободных граждан. Она шла на смену мифологической картине мира и стремилась к рациональному (понятийному) осмыслению мира и человека в нем. В древней фило­софии основной была тема первоначала (основы) мира и важнейших характеристик мироздания.

На развитие философии на Древнем Востоке (Китай и Индия) значительное влияние оказал так называемый «азиатский» способ производства. Характерным для него было наличие земледельче­ской общины, верховная собственность деспотичного государства на землю и принудительный характер многих видов хозяйственной деятельности. Здесь философия носила патриархальный и консерва­тивный характер. Она была явно недостаточно ориентирована на связь с научным знанием, в ней был слабо выражен личностный компонент (позиция мыслителя). На первом плане в философии Ки­тая и Индии находились социально-политическая и морально-этическая проблематика.

  1. ФИЛОСОФИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.



      Историки выделяют в реальной истории Древней Индии следую­щие восемь периодов: 1) первобытнообщинный строй аборигенов (дравиды и кушиты) Индустана; 2) протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро (второе тысячелетие до н.э.), найдены надписи - протоиндийское письмо; 3) вторжение первобытнообщин­ных племен ариев (от санскр. агуа - «благородный») с северо-запада в долины Инда и Ганга во второй половине второго тысячелетия до н.э. и порабощение ими аборигенов; 4) арийские раннеклассовые государства «века бронзы» первой половины первого тысячелетия до н.э., то и дело воюющие друг с другом; 5) период возвышения государства Магадха (середина первого тысячелетия до н.э.); 6) период возвышения государства Маурья (322 - 185 гг. до н.э.); 7) период Кушан (1 в. до н.э. - IV в.); 8) период Гуптов (IV -VI вв.).

Возникновение философии в Древней Индии относится при­мерно к середине I тысячелетия до н. э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого такого государства стоял раджа, власть которого опи­ралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы). Сильны были пережитки патриар­хальных отношений между господствующими классами и угне­тенными.

Древнеиндийское общество делилось на варны — группы, ко­торые впоследствии легли в основу кастовой системы. Их было четыре: 1) жреческая варна (брахманы); 2) варна военной ари­стократии (кшатрии); 3) варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи) и 4) низшая варна (шудры). Шудры нахо­дились в подчинении у брахманов, кшатриев, вайшьев; они не имели права на общинную собственность, их не принимали в чле­ны общины, они не участвовали в решении ее дел. Деление на варны освящалось религией. Родовитые жреческие семьи оказы­вали значительное влияние па общество и были носителями обра­зованности и специальных знаний, влияли на развитие религиоз­ной идеологии.

Древнейший памятник индийской литературы - Веды. В об­разном языке Вед выражено весьма древнее религиозное миро­воззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые фило­софские представления о мире, о человеке и о нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы, или части. Древнейшая из них - Самхиты. Произведения остальных групп представляют собой комментарии и дополнения к Самхитам. Самхиты состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник религиозных гимнов (ок. 1500 г. до н. э.). Вторую часть Вед составляют Брахманы - сборник ритуальных текстов. На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возник­новения буддизма. Третья часть Вед - Араньяки, содержащие правила поведения для отшельников. Завершают Веды Упанишады, собственно философская часть, возникшая около 1000 г. до н. э. Уже в период господства религиозных и мифологиче­ских взглядов, отразившихся в Ведах и в Упанишадах, возник­ли первые элементы философского сознания и началось оформ­ление первых философских учений, как идеалистических, так и материалистических.

 Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две боль­шие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитета Вед). Большин­ство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Однако в ряде этих школ из-под внешней религиозно-этиче­ской формы проступает материалистическая тенденция. К неор­тодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм и школа чарваков-локаятиков.
1.1. Джайнизм
                В    результате    развития    древних   учений   «мудрецов»    возникла    философия    джайнизма. Последний в ряду «мудрецов» -Вардхамана, живший, по преданию, в VI в. до н. э., получил прозвище Победитель - Джина. Его последователи стали называться джайнистами. Джайнизм в своей главной части — этическое учение, указыва­ющее путь «освобождения» души от ее подчинения страстям. Подобная этика стала традиционной для ряда индийских систем. Цель философии джайнизма - «святость», особый образ поведе­ния, при помощи которого достигается указанное освобождение. Источником мудрости в джайнизме считается не бог, а особые святые, достигшие силы и счастья на основе совершенного зна­ния и посредством поведения, вытекающего из этого знания.

Джайнизм как этическое учение опирается на особое учение о бытии. Согласно этому учению, существует множество вещей, наделенных реальностью и обладающих, с одной стороны, по­стоянными, или субстанциальными, с другой  -  случайными, или преходящими, свойствами. Из неживых субстанций особое зна­чение принадлежит материи (пудгала). Материя выступает или как разделенная на элементы, далее неделимые (на атомы), или как собранная - в виде сочетания атомов. Кроме материи к числу неживых субстанций принадлежат пространство, время, условия движения и покоя.

Основным признаком души джайнизм считает сознание. Степень сознательности в различных душах различна, По своей природе душа совершенна, а ее возможности безграничны: в воз­можности душе доступны и безграничное знание, и безгранич­ная мощь, и безграничное счастье. Но душа склонна отожде­ствлять себя с телом. Во всякий момент душа есть результат всей своей прошлой жизни - всех своих прошлых действий, чувств и мыслей. Основная причина, порождающая зависимость души, - ее сильные желания, или страсти. Причина страстей состоит в незнании жизни. Поэтому познание должно освобо­дить душу от материи. Условие истинного познания не только доверие к авторитету учителей, но и правильное поведение, пра­вильный образ наших действий. «Освобождение», составляющее цель учения джайнизма, должно привести к полному отделении души от материи. Достигается это посредством аскетизма.
1.2. Буддизм
В VI - V вв. до н. э. возникает религиозное  учение буддизма, враждебное древней жреческой религии брахманизма. Буддизм распространялся среди городских низов, где классовые противоречия были всего острее.

Господствующие классы после некоторого сопротивления признали и поддержали буддизм, исходя из своих классовых интересов. Как раз в эту эпоху в Индии возникали круп­ные государства. Брахманизм защищал преимущества жрецов, в буддизме же сильной была антижреческая тенденция. В то же время идеология буддизма требовала покорности и прими­рения и поэтому казалась не опасной для господствующего класса.

Буддизм - одна из мировых религий - находится в одном ряду с христианством и мусульманством.

Буддизм (основатель - странствующий монах Сиддхартха Гаутама) стал ведущим этико-философским учением Древней Ин­дии. Центром его внимания стала тема преодоления человеком страданий, вызванных его существованием в окружающем мире. Основной тезис буддизма гласит, что жизнь человека есть страда­ние, и это является законом бытия. Любая жизнь - страдания, и нет счастливых жизней. Страдания обусловлены желаниями и страстями людей, привязанностью к мирской жизни. Каждый человек страдает еще и оттого, что обречен на неизбежную старость и смерть. В об­щем, страдания являются выражением извечного противоречия ме­жду устремлениями человека и несовершенством мироздания. Един­ственным способом их преодоления может быть лишь избавление от угнетающей власти внешнего мира. Время жизни Будды относится к VI в. до н. э. Буддийская литература возникла значительно позже, Пер­вая попытка систематизации буддизма дана в так называемой «Трипитака» («Три корзины учений»). В третьей из этих книг рассматриваются философские вопросы. Религия буддизма рас­пространилась на востоке и на юге Индии, на Цейлоне, в Бирме и Сиаме. Другая ветвь буддизма утвердилась в Тибете, Китае и Японии.

В буддизме были сформулированы четыре благородные истины.

Первая из них гласит, что жизнь человека есть страдание (рождение, болезнь, старость и т.д.).

Вторая - причиной страдания является жажда жизни и стремле­ние к наслаждениям. Именно в связи с этим и возникают все страсти и желания.

Третья истина полагает, что прекращение страданий возможно лишь путем отказа от жажды жизни, оставления ее.

Четвертая истина: путь к избавлению страданий восьмиричен (правильное суждение и правильное решение, правильная речь, пра­вильное стремление и правильная жизнь, правильное внимание и правильное сосредоточение, правильный путь в жизни). Буддизм подробно истолковывал свои важнейшие положения. Так, правиль­ная жизнь - это прежде всего честный труд, не причинение зла жи­вому, отказ от опьяняющих напитков. Правильная речь должна быть правдивой, бесхитростной, дружественной и точной.

Итогом восьмеричного пути должно стать состояние полной не­возмутимости и безразличия, называемое в буддизме нирваной («тушение огня», «угасание», «покой»). Только достигший такого состояния человек может быть достойным и заслуживающим уваже­ния. Это будет «просветленный» человек, свободный от привязанно­стей к мирской жизни. У такого человека уже нет ничего ни в про­шлом, ни в настоящем, ни в будущем. Достигнуть освобождения от страданий могут лишь монахи, которые строго придерживаются на­званных положений и ведут тем самым аскетический образ жизни. С точки зрения буддизма, лишь монашество является выходом из кру­говорота перерождения жизни («самсара»).  Монашество - это добровольный уход из мирской суеты, большая каждодневная работа над самим собой.

Кроме темы страданий, в буддизме были затронуты и иные важ­ные мировоззренческие вопросы. Так, подчеркивалась мысль о том, что в мироздании все причинно взаимосвязано и ничто не происходит случайно. Высказывалась также идея изменчивости всего сущего: ка­жущееся вечным на самом деле исчезает, высокое снижается, где есть встреча - там будет и разлука, рожденное со временем умрет. Душа человека - это сплошной поток сознания, постоянное становление, а сам индивид чем-то напоминает движущуюся колесницу.

Со временем буддизм превратился в одну из мировых религий, особенно влиятельных в странах Востока. Обращенное к теме миро­здания и существования человека в нем, данное этико-философское течение не теряет своего значения и в наше время.

Некоторые положения буддийского учения представляют интерес с философской точки зрения. Таковы учение о всеобщей изменчивости, отрицание существования души как особой сущ­ности и признание наличия лишь потока постоянно сменяющих друг друга состояний сознания.

Вопрос о практических путях этического совершенствования разработан в буддизме очень подробно. Это учение о восьми «добродетелях», которые достигаются теми, кто проходит такой путь. Добродетели состоят в правильном поведении, в правиль­ном видении, правильном образе жизни, правильной речи, пра­вильном направлении мысли, правильном усилии, правильном внимании, правильном сосредоточении.

Успех буддизма был обусловлен тем, что он был «религией спасения», вселял в души верующих надежду на то, что повсе­местно распространенное страдание может быть побеждено и устранено. Как все религии, буддизм вовсе не стремился к уст­ранению причин страданий в реальной общественной жизни. Он был не учением борьбы, а религией покорности. В своем дальнейшем развитии буддизм разделился на ряд школ.
1.3. Начало древнеиндийского материализма. Философия локаята.
О  первых учениях древнеиндийской философии судить не легко, так как сочинения, особенно   произведения   философов-материалистов, утеряны,  а сообщения о древней­ших учениях, идущие от позднейших идеа­листов, сильно искажены.

Древнейшим материалистическим философским течением в Индии было учение локаята (или чарвака). Локаята отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Философия локаята возникла, по-видимому, в эпоху, когда древ­ний родовой строй сменился в Индии государством и когда наряду с древними варнами воинов и духовенства (брахманами) стала возвышаться варна торговцев, а из земледельцев начали выделяться свободные крестьяне и ремесленники.

Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из ма­териальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и их со­четаний, нет никакой другой реальности. Вера в существование бога, души, рая, загробного мира ложна, а предметы этой веры недоступны для восприятия. Вещи природы состоят из воздуха (или ветров), огня (или света), воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы. Со­знание, по этому учению, существует реально и удостоверяется восприятием. Однако сознание не может быть свойством духовной и нематериальной сущности, оно является свойством живого материального тела. Личность неотделима от тела.

На основе учения о бытии в философии локаята строится и этика. Человек испытывает и наслаждение, и страдание. Пол­ностью устранить страдания невозможно, но можно свести их к минимуму, а наслаждения сделать максимальными. Что ка­сается обычных этических понятий о добродетели и о пороке, то они выдумка авторов священных книг. Такая же выдумка ад, рай и весь ритуал жертвоприношений.

Впоследствии в учение локаята проникает элемент скепти­цизма, заключавшийся в воздержании от суждений по вопросам, на которые существуют взаимоисключающие ответы.
1.4. Системы, опирающиеся на Веды: миманса и веданта
.

В    древнеиндийской    философии    имеются  системы, непосредственно опирающиеся на Веды. В этих системах тексты Вед рассматриваются в качестве священных книг по­добно древнееврейской Библии и новозавет­ной христианской литературе. Эти системы - миманса и веданта. Для них Веды -  непререкаемый авторитет.

Отличительная черта мимансы в том, что, будучи учением, цель которого - оправдание ведийского ритуала, миманса уделила большое внимание вопросам теории познания и ло­гики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знания. Предметы восприятия характеризуются как реальные и обладающие различными объективными призна­ками. Кроме восприятия источниками познания считаются логи­ческий вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых чувственно не воспринимаемых истин постулатами.

Идеалистическое учение веданты впервые систематически развил Бадараяна. В этом учении были различные оттенки, обусловленные различием в понимании отношения между ду­шой и богом. Наиболее крайними взглядами были: 1) взгляд, согласно которому душа и бог совершенно различны, и 2) взгляд, по которому они совершенно едины. Первое учение защищал Мадхва, второе - Шанкара. Веданта требует, чтобы ученик покорно следовал за учителем, посвященным в мудрость веданты, упражнялся в постоянном размышлении над ее исти­нами до тех пор, пока он не достигнет непосредственного и при­том постоянного созерцания истины.

Согласно веданте, связанная со своим телом душа несвобод­на, она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длин­ный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощаю­щим душу, достигается изучением веданты. Будучи системой объективного идеализма, веданта приводит к мистике, к созер­цательности, к отказу от борьбы и к подчинению философских учений религии.
1.5. Философия санкхья.
Очень древней формой философии в Индии было учение  санкхья.   Основатель  его  Капила жил, согласно некоторым источникам, около 600-х годов до н. э.

Учение санкхья предполагает два начала: вещественное и духовное. Для объяснения мира исходным санкхья считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе явлений психических. Первопричина, будучи веще­ственной, должна вместе с тем быть настолько тонкой и всепро­никающей, чтобы были возможны даже самые тонкие порожде­ния, такие, например, как ум. Первопричина не может быть порождена никакой предшествующей ей причиной. Она вечная самопричина, вечная основа всего мира. Все без исключения предметы способны вызывать в нас или удовольствие, или боль, или безразличное состояние. Причиной этих состояний являются три составные части предметов, которые называются Гунами и которые непосредственно не воспринимаются. Из этих трех составных частей состоит не только первичная субстанция — пракрита, но и все вещи мира. Пракрити - причина существова­ния тел, органов чувствования и действия, чувства «Я», ума и интеллекта. Но кроме всего этого существует сознание; оно выше всяких изменений и по своей природе уже нематериально. Все множество предметов реального мира возникает после того, как материальная причина - пракрити - соприкасается с пурушей, или «Я». Происходя от пракрити, ум не вечен, он сложен и представляет собой субъект, возникающий и разрушающийся во времени. Из этого учения о бытии философия санкхья выво­дит учение о познании. Кроме восприятия и логического вывода санкхья признает источником познания также и учения («свиде­тельства») древних священных книг - Вед. Достоверное позна­ние возникает тогда, когда в интеллекте отражается не предмет, а само сознание, или «Я».

Предпосылку этики санкхья  составляет  убеждение  во  все­общей распространенности страдания. Философия санкхья, как» и ряд других школ древнеиндийской философии, главной зада­чей мудрости считает познание пути и средств, ведущих к пол­ному освобождению человека от страданий и несчастий.
1.6. Система йога.
Во многих отношениях близкой к системе  санкхья  была  система йога.  Слово «йога» означает, по-видимому, «сосредоточение». Основателем йоги счи­тается мудрец Патанджали.

В системе йога вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие успешной практи­ческой деятельности, направленной к освобождению от страда­ний. Среди средств, которые йога рекомендует для освобожде­ния, часть относится к практике аскетизма, часть - к принципам этики, основанной на сочувствии всем формам и видам жизни. В числе правил йоги содержится ряд рациональных, в известной мере проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т. п. В систему предписаний йоги входит также и требование поклонения богу. В этом важное раз­личие между йогой и атеистической системой санкхья.

1.7. Материалистическая система ньяя.
Основателем ньяи считается мудрец Готама  (или Гаутама). Наиболее древние тексты школы восходят к III в. до н. э., остальные написаны не ранее чем в первых веках нашей эры. Философия ньяя - учение о познании, в частности о логическом выводе, раз­витое на основе материалистической теории бытия. Теория бытия ньяи призвана служить не теоретической, а практической зада­че - освобождению человека от всех страданий. Философия ньяя рассматривает источники и методы познания, классифици­рует предметы познания, самореальность. Истинное знание может быть постижением или через восприятие, или через логи­ческий вывод, или с помощью свидетельства (авторитета), или с помощью сравнения. Восприятие обусловлено органами чувств и дает непосредственное знание о предмете. Для логического познания требуется вычленение признака, неотделимого от по­знаваемого предмета.

В целом философия ньяя наивно-материалистическая. И по происхождению, и по содержанию она ставит истину в зависи­мость от реальной природы познаваемых объектов. Предмет существует раньше знания о нем. Впоследствии в это основное материалистическое содержание проникли элементы религии и идеалистической психологии.
1.8.Материалистическая система вайшешика.
Одна из наиболее зрелых систем древне­индийского материализма - система вайшешика. Название школы происходит от слова «вишеша», означающего «особенность», и указывает, что для вайшешики при объяснении действительности первостепен­ное значение имеет категория специфического различия субстан­ций, атомов, душ и т. д. Вайшешика возникла приблизительно в VI-V вв. до н. э. Основателем ее считается Канада. Фило­софия вайшешика возникла первоначально как материалистиче­ское учение о бытии и теория атомизма. Впоследствии в круг во­просов вайшешики были включены вопросы логики.

Как и ньяя, вайшешика видит цель мудрости в освобождении человеческого «Я» от страдания и зависимости. Последняя при­чина страдания - незнание. Путь к освобождению лежит через, знание, т. е. через истинное постижение реальности. Такое по­знание предполагает исследование категорий реальности, т. е. высших родов бытия. Категория - это не понятие ума, а пре­жде всего предмет, обозначенный термином. Поэтому класси­фикация категорий совпадает с классификацией предметов, или объектов.

Материальный носитель всех качеств вещей, особенностей, действий,   а также причина  всего  сложного - субстанция.  Из различных видов субстанций следующие пять - земля, вода, свет, воздух и эфир - составляют физические элементы, которые сами состоят из вечных, неделимых атомов. Они не воспринимаемы чувствами, и об их существовании мы узнаем только посредством вывода. Характерная особенность учения вайше­шика об атомах - признание качественного различия между ними. Качества в отличие от свойств рассматриваются как нечто изначальное. Движение не качество, а свойство, так как оно передается от одного предмета к другому. В бестелесных субстанциях движения и действия быть не может, такие субстан­ции - эфир, пространство, время и душа.

Важными для познания категориями система вайшешика счи­тает всеобщее и особенное. Имея общую природу, вещи некото­рого класса получают и общее имя. Общее реально, находится в самих предметах данного класса, но не тождественно с их индивидуальными свойствами, оно сущность отдельных предме­тов. Но если бы существовало только всеобщее, невозможно было бы отличить одну субстанцию от другой, так как каждая субстанция имеет нечто, принадлежащее ей одной. Это и есть особенность. Так как субстанции вечны, то вечны и их особен­ности.

Впоследствии некоторые учители этой школы стали утверж­дать, что все действия атомов восходят к воле высшего суще­ства, которое и направляет все к моральному очищению, что возникающий мир наделен мировой душой и что все страдающие в нем существа по истечении некоторого повторяющегося цикла освобождаются от страданий. Условие этого освобождения - разрушение мира  и  существующих  в  нем  соединений   атомов.

Со временем религиозная окраска философии вайшешика усилилась. Позднейшие учители школы вайшешики стали рас­сматривать атомы только как материальную причину мира, а действенной причиной мира провозгласили бога.

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ.



               История Древнего Китая содержит шесть основ­ных периодов:

1)  Шан-Инь (18 — 12 вв. до н. э.);

2)  Чжоу — Западное Чжоу (12 — 8 вв. до н. э.);

3)  Чжоу — Восточное Чжоу — Лего (т. е. «отдель­ные государства»);

4)  Чжоу — Восточное Чжоу — Чжаньго (т. е. «сра­жающиеся государства»);

5)  Империя Цинь (221 — 206 гг.   до н. э.);

6)  Империя Хань (конец 3 в. до н. э. — 2 в. до н. э.).

Первые два и частично третий периоды прихо­дятся на век бронзы, конец третьего и четвертый периоды - начало «железного» века.

Как и в других странах, древнекитайская философия тоже имела мифологические корни. В ней одушевлялись небо и земля, вся при­рода как среда существования человека. Полагалось, что миром правит некий всеобщий естественный закон, проявляющийся во всех вещах и поступках людей. Значительное место в китайской мифоло­гии занимала идея противоречивости мира, вечной борьбы в нем сил света и тьмы, тепла и холода, добра и зла. Существовали пред­ставления о пяти «первоэлементах» мира - металле, дереве, земле, воде и огне.

В 1-м веке до н.э. в Китае неизвестными авторами был написан ряд книг, в которых были собраны поэзия, исторические и естест­веннонаучные, правовые знания того времени. Они стали классиче­скими книгами китайской образованности,] влияние которых сказы­валось на протяжении многих веков в этих книгах были также за­ложены и основы китайской философии, ее своеобразный понятий­ный аппарат. Основным в ней стало понятие дао («путь»), которым обозначался некий безличный и всеобщий мировой закон, имеющий космическое и нравственное значение. Отмечалось органическое единство трех реальностей — неба, земли и человека. Подчеркива­лось, что человек должен ясно представлять себе свое место в мире, соединять свои и природные силы. VI - III века до н.э. были «золотыми веками» древнекитайской философии, временем ее рас­цвета. Этот период называют иногда временем соперничества ста школ. В их рамках сформировались важнейшие философские шко­лы, оказавшие в последующем огромное влияние на обществен­ную мысль китайского общества - конфуцианство, даосизм, моизм и некоторые другие (всего 6 школ).

В Древнем Китае в VIII - VI вв. до н. э., в период формиро­вания и развития рабовладельческого общества вырисовыва­лись две тенденции в идеологии: консервативная и прогрес­сивная, мистическая и атеистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивно-материалистические идеи о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных началах (инь и ян), о есте­ственном пути (дао) и другие, возникшие еще на рубеже II - I тысячелетий до н. э. как результат обобщения первоначальных знаний того времени. Однако формирование философских тече­ний относится к VI - V вв. до н. э. Между этими течениями велась напряженная борьба на протяжении почти трех столетий, борьба, связанная с крутым переломом в истории древне­китайского общества.
2.1. Философия и этические взгляды Конфуция и его последователи.
В истории древнекитайской идеологии важ­ное место занимает этико-политическое учение конфуцианства, основоположником ко­торого был Конфуций (551 - 479 до н. э.). Он внес серьезный вклад в развитие китай­ской культуры. Ему приписывается составление ряда древних книг («Книга песен», летопись «Весна и осень» и др.), в кото­рых были собраны письменные памятники прошлого.

Придерживаясь традиционных религиозных взглядов, соглас­но которым небо, как верховное божество, диктует свою волю человеку, Конфуций утверждал, что «жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность происходят от неба».

В центре философии Конфуция - проблемы воспитания. «Все люди, - говорил он, - близки друг к другу по своей при­роде, а расходятся между собой в ходе воспитания»; «для того чтобы познать новое, необходимо изучать старое»; «учение без размышления бесполезно, а размышление без учения - пустое дело».

Видным последователем Конфуция был Мэн-цзы (372 - 289 до н. э.). Согласно его учению, человеческая жизнь подчинена «небесной воле», которую выражает и исполняет мудрый госу­дарь  - «сын неба». Человек от рождения добр, ему присущи четыре качества: чувство сострадания, чувство стыда, скром­ность и умение различать истину от лжи. Но вследствие дурного влияния общества эти качества быстро утрачиваются. Мэн-цзы выдвинул теорию врожденных знаний; эти знания заложены в человека божественным «необъятным духом»; человек должен полностью раскрыть эти знания, чтобы у самого себя найти ответы на все вопросы жизни, установить причины своих неудач и бед, не возмущаться несправедливостью в обществе и не пи­тать ненависти к тем, кто его притесняет.
2.2. Учение Мо-цзы. Теория познания моистов.
Против    конфуцианской    школы    выступил Мо-цзы (Мо Ди)  (479-400  до   н.   э.). Он призывал людей оказывать друг другу помощь независимо от социального положе­ния. В противовес конфуцианцам он утверждал, что предопре­деленной судьбы нет. Судьба человека зависит от того, как он будет осуществлять в жизни принцип всеобщей любви, вы­ражающей «небесную, волю». В соответствии с этим «небесный владыка» награждает или наказывает его. Мо-цзы выступал против захватнических войн, проповедовал мир между государ­ствами.

В теории познания Мо-цзы  содержатся некоторые элементы материализма. Так, он говорил, что знание возникает из непосредственного изучения действительности. В дальнейшем после­дователи Мо-цзы – монеты - освободили в основном рациональ­ные идеи своего учителя от мистической оболочки и .развили их с позиций наивного материализма. Монеты разрабатывали глав­ным образом логику и теорию познания. Они признавали объек­тивное существование вещей вне нашего сознания. Все наши знания, учили монеты, - это результат совместных усилий на­ших органов чувств (у-лу) и мышления (син).

Материалистические тенденции моистов были направлены прежде всего против софистов Хуэя Ши (IV - III вв. до н. э.) и Гунсунь Луна (III в. до н. э.). Хуэй Ши пытался свести проти­воречие конечного и бесконечного, относительного и абсолют­ного к тождеству, растворить их в «великом единстве». Он отрицал качественное различие вещей. Согласно Гунсунь Луну, конкретные вещи возникают в результате соединения в на­шем представлении самостоятельно существующих отдельных идей (например, белая лошадь - это соединение идеи белиз­ны с понятием лошади).
2.3. Учение Лао-цзы о дао и его последователи.
В   развитии философии Древнего Китая  важное  значение   имел   даосизм - учение последователи  Лао-цзы  о дао - пути    вещей.   Основная идея Лао-цзы (VI - V вв. до н. э.) - жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному естественному пути - дао. Дао -это естествен­ный закон самих вещей, который вместе с субстанцией ци (воз­дух, эфир) составляет основу мира. Согласно Лао-цзы, в мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Лао-цзы верил, что в соответствии с этим законом справедливость в конечном итоге восторжествует, ибо самые слабые со временем станут сильными и одолеют тех, кто в настоящее время обла­дает силой. По мнению Лао-цзы, человек не должен вмеши­ваться в естественный ход развития. Кто попытается изменить этот ход, подчинить его своим личным интересам, тот неизбежно потерпит неудачу. Лао-цзы выступал против произвола знати, призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к перво­бытнообщинной жизни.

Одним из видных последователей Лао-цзы был Ян Чжу, жив­ший в IV в до н. э. Ян Чжу отрицал существование сверхъесте­ственных сил. Он считал, что мир вещей управляется собствен­ными законами и находится в непрерывном изменении. Согласно учению Ян Чжу, человек отличается от других существ тем, что он самый умный среди животных. Душа человека неотделима от его тела, и она исчезает вместе с его смертью. При жизни чело­век должен иметь возможность удовлетворять все свои потребно­сти, разумно использовать вещи, дабы «сохранить в целости свою природу».

Сторонники   даосизма   из    «Дворца  науки  Цзися» - Сун Цзянь, Инь Вэнь и другие - развивали учение о материальной субстанции ци. Ци у них делится на два вида: на «тончайшее» и «грубое».  Из  первого  возникает душа  человека,  второе образует его тело.   Главную   роль в   организме человека играет тончайшее ци. От него зависит и умственная способность чело­века. Мудрость человека не дается божественными силами, а есть проявление тончайшего ци. Древние материалисты по­лагали, что тончайшее ци покидает человека, когда у него на­ступает смерть, и образует то, что люди называют демоном и богом.

Высший этап в развитии древнего даосизма - учение Чжуан-цзы (IV - III вв. до н. э.). Чжуан-цзы, как и Лао-цзы, считал, что

в мире вещей существует неумолимый естественный закон дао, согласно которому происходит непрерывное обновление вещей. Чжуан-цзы утверждал, что от мельчайших органических существ в воде-цзи - произошли животные, а от последних - человек. Единым   материальным  началом - ци - наполнена   вся подне­бесная. «Рождение человека, - говорил   Чжуан-цзы, - это  скоп­ление ци. Собирается ци - возникает жизнь; рассеивается ци - наступает смерть»; «вместе со смертью исчезает и душа». Чжу­ан-цзы   назвал   человеческое   мышление   «зеркалом множества вещей». В его наивно-материалистическом учении немало диа­лектических суждений. «То, что лишено различия, - утверждал он, - пребывает в том, чему присуще различие»;  каждая  вещь существует как «это» и как «другое», так как она «изменяется с каждым движением, с каждым мигом». Признавая диалектику действительности,   Чжуан-цзы   вместе   с   тем   абсолютизировал единство- многообразного,  призывал  «слиться»  с  вечно  суще­ствующим дао и безразлично относиться к земной жизни. Это положение послужило одним из источников формирования рели­гиозного даосизма на рубеже нашей эры.
2.4. Наивно-материалистические взгляды Сюнь-цзы.
Наивно-материалистические   идеи   получили дальнейшее развитие   в учении   одного   из крупнейших представителей конфуциан­ства - Сюнь-цзы (298 - 238 до н.э.). Сюнь-цзы в отличие от других конфуцианцев считал, что небо - со­ставная часть природы, материальное начало. Смена небесных явлений происходит по определенным естественным законам, и с ней не связано существование мудрого или дурного управ­ления в государстве. Судьбы людей не определяются небесной волей, ее нет в действительности, все зависит от самих лю­дей.

Сюнь-цзы утверждал, что в отличие от животных люди умеют объединять свои усилия и жить общественной жизнью. Кроме того, человек умеет познавать окружающие его явления и ис­пользовать их в своих интересах. Познание у него начинается с ощущений. Однако органы чувств управляются нашим мыш­лением (син), соблюдающим естественные законы. Человек, по мнению Сюнь-цзы, врожденный эгоист. Обязанность мудреца состоит в том, чтобы воспитать у него добрые качества в духе конфуцианской этики. Как идеолог господствующих классов, Сюнь-цзы полагал, что в обществе должны существовать управ­ляемые и управляющие, одни должны заниматься физическим трудом, другие - умственным.

В учении Сюнь-цзы нашла отражение эволюция древ­него конфуцианства, происходившая под воздействием измене­ний в социально-экономических отношениях древнекитайского общества со времени основания этой школы. К III в. до н. э. конфуцианство уже потеряло свою прежнюю социальную опору в лице родовой знати, которая пришла в полный упадок. Многие представители конфуцианства переходили на службу к новым государям и богатым купцам, ведшим борьбу против родовой знати. В соответствии с этим они пересматривали свои взгляды и приспосабливали их к новым условиям.
2.5. Материализм школы фацзя.
Идеологами этих новых  социальных сил были  представители   ведущего   в то время идейного течения  фацзя (законники). Они были сторонниками установления государственных законов ради преобразования общества.

Один из крупнейших представителей этой школы, ученик Сюнь-цзы -Хань Фей (III в. до н. э.), утверждал, что дао как всеобщий закон природы лежит в основе всех частных законов вещей и явлений — ли. В человеческом обществе формой прояв­ления дао должны служить государственные законы (фа), на основании которых следует определять поступки людей. Эти за­коны должно изменять согласно требованиям времени. Хань Фей осуждал религиозную мистику. Он говорил, что существо­вание демонов и богов не может быть доказано: люди часто ссылаются на «волю неба» лишь для того, чтобы не соблюдать государственных законов. Хань Фей, как представитель школы фацзя, с одной стороны, выступал против консервативных социальных сил того времени, с другой - призывал новую ари­стократию обогащаться за счет общинников и рабов.
2.6.Борьба материализма и идеализма на рубеже нашей эры.
На рубеже нашей эры древнекитайское общество переживало глубокий кризис. Шли войны между различными группами знати, положение народных масс станови­лось все более тяжелым, восставали рабы, свободные земледельцы и ремесленники. В этих условиях бурно начали процветать мистика, магия и гадания. Возникла новая религия так называемой даоской секты, которая, извратив учение Лао-цзы о дао, возвела древнего философа в боже­ство.

Мистическим было учение основоположника конфуцианской теологии Дун Чжун-шу (190—105 до н. э.). По его мнению, все стихийные явления суть формы выражения небесной воли. Чело­век от животного отличается тем, что он осуществляет веление неба.

Против религиозной мистики, в особенности против конфу­цианской теологии, выступил ряд мыслителей, среди которых особенно выделялся материалист Ван Чун (27—104 н. э.). В книге «Лунь-хэн» («Критические рассуждения») он утвер­ждает, что мир состоит из вечно существующей материальной субстанции ци, а дао есть закономерность самой действительно­сти. Одни ци находятся наверху, в небесном пространстве, в виде туманных масс, а другие — внизу, на земле, в сгущенном виде, в форме различных тел. От взаимодействия двух видов ци — раз­реженных (ян ци) и сгущенных (инь ци)—рождаются все вещи. Человека Ван Чун рассматривал как естественное суще­ство, состоящее из материальной субстанции. В нем, как и во всяком живом организме, заложена жизненная энергия цзинь-ци — духовное начало, вырабатываемое в организме в про­цессе кровообращения. Со смертью человека исчезает и его душа.

Ван Чун критикует конфуцианскую теорию о врожденном знании, утверждая, что истину можно доказать лишь через опыт. Однако без разума опытные данные, чувственные восприятия еще не дают достоверных доказательств. Единство опыта и разу­ма - таково основное положение теории познания Ван Чуна. Материализм Ван Чуна носит метафизический характер. Фило­соф утверждал, что «небо и земля не изменяются» и что случай­ностей не бывает ни в природе, ни в обществе. Однако в учении Ван Чуна были и некоторые диалектические догадки (взаимо­действие противоположных начал в природе - ян ци и инь ци, жизнь и смерть - две стороны единого процесса и т. п.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В философской мысли Древней Индии большую роль играл мифологический компонент. Как и вообще в мифологии, философии того времени было свойственно наделять явление окружающего мира человеческими свойствами («антропоморфизм»). Однако в индийской философии уже достаточно отчетливо выявились два полюса ее предмета – мир и человек, их соотношение и взаимосвязь, сосуществование. Мироздание рассматривалось как нечто единое, хотя и противоречивое целое. Сильной стороной древнеиндийской философии является также её обращенность к душе человека, к его сложным психическим состояниям. Отсюда и ярко выраженная этическая ориентация и психологизм философской мысли Древней Индии. Индийская философия уже содержала в себе призыв к человеку обрести свободу от слепой власти внешнего мира, раскрыть богатство и возможности своей духовности. 

 В Древнем Китае, как и в других странах, философская мысль формировалась и развивалась в борьбе материализма с идеализмом. В силу исторических особенностей страны (сохра­нение родовых и патриархальных традиций, отсталость рабовла­дельческих общественных отношений) древнекитайские мысли­тели основное свое внимание уделяли решению социально-этиче­ских и политических проблем. Не случайно борьба философских течений происходила здесь вокруг понимания дао - пути обще­ственного развития и судьбы человека. Если мыслитель понимал дао как естественный путь, он примыкал к материализму; если же понимал его как божественный путь, он проповедовал идеали­стическое учение.

В целом же древнекитайская философия была ориентирована на постижение некой мировой закономерности , осмысление мирового порядка и места человека в нем. Это побуждало к исследованию социальной структуры общества, изучению отношений в нём. Китайская философия уже более рационалистична, нежели предфилософия Вавилона и Египта. В ней стали более отчетливо выделяться отдельные области философского знания: онтология и диалектика, антропология и социальная философия, этика и теория познания. Древнекитайская философия содержала в себе целый ряд школ и конкретных мыслителей, оставивших заметный след в истории общественной мысли китайского народа.

         
Л И Т Е Р А Т У Р А
1.    Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций: Учебное пособие. 2-е издание, переработ. и дополн. – Брянск:

    « Курсив»,1998г. – 336с.

2.     Иовчук М.Т. , Ойзерман Т.И., Шипанов И.Я., Краткий очерк истории философии, М. Издательство « Мысль», 1975г.

3.     Курбатов В.И. История философии. Конспект. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1997г. – 448с.

4.     Лукъянов А.Е. Становление философии на Востоке, Древний Китай и Индия. М., 1997г.

5.     Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. Учебн. для  Вузов. – М.: Высшая школа, 2001г. – 703с.

1. Реферат Культура. Субкультура. Цивилизаци
2. Реферат Виконтство Мийо
3. Реферат Информационные таможенные технологии 2
4. Реферат на тему Babe Didriksen Zaharias Essay Research Paper Mildred
5. Сочинение Новаторство прозы Эрнеста Хемингуэя
6. Реферат на тему Hepatitis B Essay Research Paper Hepatitis B
7. Курсовая Социологический анализ семьи, воспитывающей ребенка-инвалида
8. Реферат Закаливание организма человека
9. Лекция на тему Методика бухгалтерского учета различных видов внешнеэкономической деятельности
10. Реферат Конфликты 6