Контрольная работа Развитие воображения детей
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Контрольная работа
Развитие воображения детей
по дисциплине «Психология»
Якутск, 2010
Содержание
1. Общие понятия о воображении. 3
2. Особенности воображения у детей. 9
3. Творческое воображение у детей. 16
4. Практическая работа. 18
Список использованной литературы.. 23
1. Общие понятия о воображении
Значение воображения в жизни человека отмечал еще известный французский психолог Теополь Гюбо. По этому поводу он писал: «Всякое изобретение, хрупкое или мягкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись органически, было объединено только воображением – постройкой, воз двинутой в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».
Воображение принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфический человеческий характер деятельности.
Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта.
Воображение – это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или мыслительных образов в человеческом сознании, иногда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Воображение – (фантазия) (imagination) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов в действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Философский словарь Фролова И.Т. дает такое истолкование воображения. Воображение – это способность создавать новые чувственные или мысленные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений.
«Краткий философский словарь» Розенталя дает следующее определение: «Воображение – это своеобразное отражение объективной реальности в человеческом сознании, представлении о реальных или не реальных явлениях».
Воображение – особая форма человеческой психики, состоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерна только для человека и связана с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояния. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не появляется идеальный и загадочный мир психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анотомо-физиологической основе.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая и материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствование для человека, мы уже достаточно хорошо знаем, воображение выводит человека за пределы сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и в решении задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает в тех случаях жизни, когда практические действия невозможны или затруднены, или просто не целесообразны (нежелательны).
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда отличаются от реальности, в них есть элементы фантазии вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.
Первое и важнейшее назначение воображения как психологического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результаты деятельности до ее начала, предотвращать то, чего еще не существует. Именно с этим связано способность человека делать открытия, находить новые пути. Способы решения возникающих перед человеком задачи.
Сущность воображения составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Термин «воображение» употребляется как синоним термина «фантазия». Воображение как фантазия – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непредвиденных связях и сочетаниях. В продуктах воображения присутствует известная доля вымысла. Все элементы из которых сложился вымысел, взяты из действительности. подчеркнуты из прошлого опыта, являются результатом преднамеренного анализа множества фактов. Однако способность воображения состоит не в анализе, а в своеобразии синтеза этих фактов.
Синтез представлений в процессе воображения осуществляется в различных формах. Наиболее элементарная форма синтезирования – агглютинация. Агглютинация – соединение различных не соединительных в повседневной жизни свойств (например: кентавр – человек – зверь, птица Феникс – человек птица). По форме преобразований представлений агглютинация близка к гиперболизации. Гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (лилипуты, Гулливер, карлик Нос). Возможными создания образов фантазии в творчестве является акцентирование – какое-либо деталь в образе подчеркивается, выделяется (например, дружеский шарж), а также схемативация – отдаленные представления в данном случае сливаются, различия сглаживаются (любой схематичный рисунок), типизация – выделение существенного, повторяющегося в фактах и воплощение в их конкретном образе (например, профессиональные образы шахтера, врача, рабочего и т.д.).
Характерный для воображения отказ от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения в действительности.
Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.
Пассивное воображение сводится к созданию либо неосуществимых в жизни , либо не предназначенных для исполнения программ. В этом случае воображение выступает заместителем желаемой действительности или избавляет ребенка от необходимости выполнять не посильное, нежелательное действие. Эти состояния могут быть не преднамеренными (например, при нарушениях деятельности сознания, его расстройствах; на ранних этапах онтогенеза как закономерный этап становления сознания), так и преднамеренными , связанными с созданием образов воображения у лиц со слабой регуляцией, не умеющих воплотить задуманное в жизнь. Преобладание в процессе воображения пассивных форм (грезы, несбыточные мечты) свидетельствуют об определенных дефектах развития личности.
Активное воображение (выделяет два его вида: творческое и воссоздающее), реализует в себя в оригинальных и ценных продуктах деятельности, является обязательным компонентом творчества, но может выступать и в еще внутренней деятельности, не предназначенной для реализации (мечты, игра воображения, фантазирование). Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли желания человека.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, каково оно есть, и хотя здесь тоже присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие и память, чем творчество.
С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с продуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а так же отчасти реализм.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый образ.
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, не зависимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом описанные в литературе, дают возможность привести примеры пассивного воображения в художественном творчестве.
Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В меньшей степени она проявляется в научном техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма – сопровождают многие болезненные состояния.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Она состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, а в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредственных образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями и высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма. Настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: измерять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – науке, литературе, искусстве, инженерии и других – развитие воображения происходит в занятиях данным видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научится расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, туловища, головы), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела.
2. Особенности воображения у детей
«Воображение - одна из самых волшебных способностей человеческой психики. Творчество без воображения просто не существует. Память становится бедной, слабой, если ее лишать тех зацепочек, которая дает воображение. Можно сказать и так – счастье человеческое почти целиком основана на воображение. И, следовательно, если мы хотим видеть нашего ребенка счастливым, давайте уделим внимание развитию условия его счастья – воображению» (Евгений Поляков).
На протяжении всего дошкольного возраста в воображении детей происходят существенные изменения. Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения: сначала репродуктивного, а затем творческого.
Развитие ребенка – дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в самых разных направлениях. Одной из таких направлений – развитие воображения.
Приобщение детей к культуре, ознакомление с произведениями искусства, восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии требует осознания, осмысления, что не возможно без участия воображения.
Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. Дальнейшее развитие воображения получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.
В первой половине дошкольного периода (3-4 года) у ребенка преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Это, прежде всего впечатления, полученные ребенком при прослушивании рассказов, стихотворений, сказок, просмотре фильмов. В таком виде воображения мало сходства с реальностью, в нем практически нет творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения восстанавливают действительность, преимущественно на эмоциональной основе, следовательно, воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным.
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.
Выделенные Д.Б.Элькониным стадии развития продуктивной деятельности очень близки с этапами развития воображения в дошкольном возрасте.
На первом этапе развития воображения (3-4 года) необходимо создать такую предметную среду, которая позволяла бы в силу своей не специфичности что-то домысливать и воображать. Если же ребенок находится в ситуации, где все предметы четко и однозначно определены в своих функциях и значениях, то это препятствует развитию творческого начала и воображения. Таким образом, данный этап диктует особые требования к предметному окружению дошкольника. И оказывается, что крестьянские дети, которых мы очень долго жалели, потому что они играли чурочками и палочками вместо предметно оформленных игрушек, имели значительное преимущество перед современными детьми в плане развития их воображения. В то же время ребенку, который находится на первом уровне развития воображения, проще придать смысл уже заданным (взрослым или другим ребенком) предметным ситуациям и отношениям, нежели самому их строить. Это положение уже из сферы отношений ребенка с взрослыми и другими детьми.
Чтобы малыш постигал предметный мир и первые социальные нормативы, то взрослый или другой ребенок должны для него быть не образцами, не примерами для подражания, а скорее «образцами наоборот». Только тогда он не просто запомнит и старательно повторит, что ему велели, а самостоятельно «откроет для себя» значение и функции вещей, постигнет логику человеческих отношений. Эта очень важная стадия развития общения ребенка с взрослым и сверстниками - тот своеобразный фундамент, без которого дошкольник не овладеет основами коллективной деятельности.
Таким образом, развитие воображения на первом уровне связано, прежде всего со специальными наглядно-образными задачами, условия которых задаются извне, а основания и цель таких задач связаны с осмыслением их условий. Наиболее известной нам игрой такого типа является «змейка Рубика», где взрослый или другой ребенок придает ей определенную конфигурацию, а ребенок должен догадаться, что это такое. Подобную задачу можно предложить и в рисунке, и даже тогда, когда нет никакой «змейки» или другого материала, а фигура для осмысления создается взрослым (жестами, мимикой).
Похожая тенденция сохраняется и на втором этапе развития воображения. Однако здесь предметные «костыли» уже не являются непременным условием и сутью задач на воображение, скорее, они выступают в роли пускового механизма, способствующего разворачиванию процессов воображения и детского творчества. Развитие воображения на этом этапе предусматривает организацию уже не наличной ситуации, а собственного опыта ребенка. Причем, так же как и на предыдущем этапе, этот опыт предполагает такое руководство, при котором подлинным субъектом деятельности является сам ребенок, активно владеющий различными ранее усвоенными системами норм, способами действий и эталонами.
Другой очень важной особенностью этого этапа является демонстративно уважительное отношение к личности дошкольника. Ребенка не просто уважают, с ним считаются, окружающие ему всячески это демонстрируют, так как без этого он не сможет не только приобретать собственный опыт, но не перейти к следующему этапу развития воображения.
Специфика третьего этапа развития воображения - наличие определенной внутренней роли или позиции, которая позволяет ребенку самостоятельно задавать предметные отношения и их смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла.
Таким образом, развитие воображения в дошкольном возрасте можно представить как движение от предметной ситуации к возникновению у ребенка особой позиции. При этом необходимо учитывать два условия. Первое связано с соотношением воображения и реальной деятельности. Если на начальных этапах малыш осмысливает уже готовое, т. е. логика идет от предмета к замыслу (вспомните стадии развития продуктивной деятельности), то самый высокий уровень развития воображения характеризуется уже обратной направленностью: замысел - предметная реализация. Второе условие предполагает организацию такой деятельности, которая не была бы жестко задана и нормирована, которая предоставляла бы независимость и инициативу, отвечала бы всем требованиям самостоятельности ребенка.
Концу дошкольного детства воображение представлено в двух основных формах:
1) произвольное, самостоятельное порождение ребенком какой-либо идеи;
2) возникновение воображаемого плана ее реализации.
Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:
1) познавательно – интеллектуальную;
2) аффективно – защитную.
Познавательная функция позволяет ребенку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.
Игры для развития воображения ребенка с успехом могут быть использованы для своеобразно символического разрешения конфликтных ситуаций. Это можно объяснить тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения. Обе эти функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному.
В возрасте 2.5-3 лет воображение у детей проявляется как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию, затем оно начинает превращаться в произвольный процесс.
Несколько позже произвольное воображение проявляется в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисовании, труд, конструирование и т.д.)
К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребенка устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увлечении продолжительности игры на одну тему.
Следует отметить, что в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли.
А у детей 6-7 лет уже нет столь сильной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность, подвижность.
Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представить сказочные образы), а затем творческого, которое обеспечивает возможность создание нового образа.
Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребенка. Но воображение не должно перестать в пассивную мечтательность.
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интересно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения, хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.
Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно З.Фрейду, сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и направлено на удовлетворение его желаний.
Эту же позицию продолжает и развивает Ж.Пиаже исходной точкой развития ребенка является мышление, не направленное на действительность, т. е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.
Достаточно сложным является вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче, чем у взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням и деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и т.д. Однако все элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы ими из их опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и пере комбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность. Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом беднее, чем взрослого.
И все-таки воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «уход» от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный мир не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослого.
Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения. Повышенная эмоциональность – важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.
Рассматривая развитие воображения в возрасте 6-7 лет можно отметить следующее. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их. Познавательное воображение в этом возрасте просто передает переработанные впечатления, но и начинает искать приемы для этой передачи. Возможности выбор таких приемов определяются культурой игры и художественного творчества. Дети начинают обдумывать идею предстоящей игры, предварительно строить замысел своего рассказа или рисунка.
На этом этапе появляются целенаправленное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения. Целостный образ начинает строиться способом включения, когда заданный взрослым элемент становится лишь второстепенной деталью его собственного воображения.
Опыт работы показывает, что при правильном педагогическом руководстве познавательные и эффективные тенденции воображения могут сливаться и воплощаться в реальных творческих продуктах детей [43,с.260]. Поэтому особенно остро стоит вопрос о педагогике воображения дошкольника, т.е. о тех формах работы с детьми, в которых целенаправленное руководство взрослых не подавляет, а развивает творческое воображение детей.
Исходя из вышеизложенного, без специальной педагогической работы развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы.
3. Творческое воображение у детей
Активность и действенность воображения характеризуется, как условие творческой деятельности. Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Творческое воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства. Без творческого подхода тяжело решить какую – либо задачу, и поэтому творческое воображение необходимо развивать у человека с раннего детства.
Основная роль в плане осуществления развития творческого воображения ребенка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускать времени и заниматься с ребенком постоянно.
Учебные заведения, дошкольные учреждения также играют важнейшую роль в развитии творческого воображения детей. От того, насколько профессионально учителя, преподаватели, воспитатели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для ребенка разработана программа обучения, зависит уровень развития конкретного ребенка, и в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольной детстве. Наиболее эффективным средством для этого является изобразительная деятельность детей в детском саду.
В работе над изображением ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребёнок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать.
В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображенному, любуется им, огорчается, если что-то не получается ,старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот теряется , спускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимо чуткое внимательное отношение педагога её помощь). В работе над изображением ребенок приобретает различные знания, различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, он овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениям, расширяющими его творческие возможности, и учится осознанно их использовать. Все это весьма значимо для его психического развития, ибо каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам придумывает тему для своей лепки, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, определяя композицию (расположение изображения на листе бумаге), цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что изобразительная деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервные напряжения, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразные занятия изобразительной деятельностью. Здесь каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было со стороны взрослого.
4. Практическая работа
Из всех видов изобразительной деятельности наиболее эффективным развитию творческого воображения способствует занятие лепкой. Чем чаще ребенок занимается лепкой из глины, тем активнее у него развивается общие и изобразительные способности. Это объясняется тем, что занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, воображения, глазомера, пространственного мышления. Таким образом, занятие лепкой побуждает творческую активность детей, стимулирует развитие воображения, желание включаться в творческую деятельность.
Поэтому в практической работе составим примерный перспективный план системы занятий по лепке.
Примерный перспективный план системы занятий.
№ | Тема | Цель |
1 | Лепка по замыслу | Формировать умения создавать изображения по замыслу, придумывать изображению характерные черты задуманного. Развивать воображения детей, воспитывать стремление доводить дело до конца, добиваться лучшего решения. |
2 | Любимая игрушка | Учить детей создавать образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приемы репки своей рукой и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Вызвать эстетическое отношение к своим работам, учить их оценивать. Развивать творческое воображение. |
3 | Чашки | Продолжать учить детей лепить посуду, украшать стенки чашки узорами, предлагая воображение и творчество. |
4 | Конь | Учить, пользуясь знакомыми способами лепки создать образ по представлению и передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамика). |
5 | Лебеди плавают в пруду | Учить детей изображать сюжет знакомой сказки; самостоятельно отбирать способы изображения и выразительные средства передавать характерные особенности образа. |
6 | Декоративная пластина | Учить новому способу лепки на пластины, вырезать из глины стекой пластины различной формы, придумывать эскизы, иметь красиво располагать придуманные детали на пластине. |
Лепка по замыслу.
Цель: Формировать умения создавать изображения по замыслу, придумывать изображению характерные черты задуманного. Развивать воображение детей, воспитывать стремление доводить дело до конца, добиваться лучшего решения.
Материалы к занятию: Глина, стеки, доски.
Содержание занятий: Беседа о посещении керамического кружка. Было предложено детям подумать, кто что хочет слепить, как лучше это сделать, чтобы у каждого получилось что-то своё интересное. Направлять детей на более тщательную отделку, передачу характерных особенностей задуманного образа. Помогать советам, напоминанием.
Лепка «Любимая игрушка».
Цель: Учить детей создавать образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приёмы лепки своей рукой и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Вызвать эстетическое отношение к своим работам учить их оценивать.
Материалы к занятию: Глина, стеки, доски.
Содержание: Беседа о самой любимой игрушке и предложено изготовление любимой игрушки. Обсудили способы лепки индивидуально с каждым ребёнком. Поощрялось интересный замысел, следить за использованием правильных, разнообразных способов создания изображений.
Занятие. Тема: « Чашки»
Цель; Продолжать учить детей лепить посуду, украшать
стенки чашки узорами, прилагая воображение и
творчество.
Материалы и оборудование: глина, доски, стеки, мокрые тряпочки.
Содержание: Беседа о видах чашек. В беседе были поставлены следующие вопросы. – Какой формы ваши чашки, из которой пьете чай? – Какие формы чашек знаете? Особое внимание обратили украшение узором чашек. Напоминала самостоятельно придумать узор. По ходу работы детей закрепилось приемы лепки о плотном соединении частей.
Лепка. Тема: «Конь»
Цель: Учить, пользуясь знакомыми способами лепки, создавать образ по представлению и передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамику).
Материалы и оборудование: глина, стеки, доски, мокрые тряпочки.
Содержание: чтение стихотворения А. Барто.
Я люблю свою лошадку,
Притешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Было предложено подумать, каким и в каком положении может быть «конь» (в спокойном, во время бега). И отобразить в лепке. В конце работы прочитали стихотворение И.Михайловой.
Цок, цок, цок, цок
Я лошадка, серый бок.
Я копытцами стучу,
Если хочешь, прокачу!
Сюжетная лепка «Лебеди плавают в пруду.»
Цель: Учить детей изображать сюжет знакомой сказки; самостоятельно отбирать способы изображения и выразительные средства передавать характерные особенности образа.
Материалы и оборудование: Глина, стеки, доски, мокрые тряпочки.
Содержание: Работа проводилась по сказке «Гадкий утенок».
С детьми вспомнили сказку, их героев, события, и как утенок превратился в красивого лебедя. Затем даны задания создать один любой сюжет из сказки.
Лепка. Тема: «Декоративная пластина».
Цель: Учить новому способу лепки на пластины, вырезать из глины стекой пластины различной формы, придумывать эскизы, уметь красиво располагать придуманные детали на пластине.
Материалы и оборудование: Глина, стеки, доски, мокрые тряпочки, эскизы.
Содержание: Работа проводилась в два этапа. На первом занятии придумали эскиз, чем украшать пластинку, сделали пластинку. На втором занятии проводилась работа с эскизом. Объяснили, что форма и размер пластинки должны соответствовать эскизу.
Список использованной литературы
1. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б. Э., Зинченко В. Я.. СПб .: «Прайм – Еврозион .: «Оили – Пресс 2003. –4002 с.
2. Выготский Л. С. Психология. – М .: Апрель – пресс. ЭКСМО –пресс, 2000. –1006с.
3. Выготский Л, С. Воображение и творчество в детском возрасте. –3-е изд.М . : Просвещение, 1991. –93с.
4. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника – М . : Знания, 1986. –94с.
5. Дьяченко О. М .,Кандыбович Л. А. Психологический словарь – справочник. М . :АСТ, 2001. – 576с.
6. Козлова В. А. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: уч.Пособие для дошк. от-й и фак. сред . пед.учеб. заведений: 2-е изд ., перераб. и доп. –М .: Академия, 2001. –414с.
7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед.учеб. заведений: в 3кн. –4-е изд. –М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –Кн. 2 : Психология образования. –608с.
8. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С.Рапацевич. – Мн.:Современное слово, 2001. – 928с.
9. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М .: Школа- пресс, 1997. –384с ., ил.
10. Сартр Ж.П. Воображение. Феноменологическая психология воображения / Пер. с фр. М. Бекетовой. – СПб .: Наука. С.- Петерб. изд. фирма, 2001. – 318с.
11. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Попул. Пособие для родителей и педагогов / Субботина. – Ярославль: Акад. Развития, 1996. – 235с.: ил – (Вместе учимся, играем).