Контрольная работа Социология спорта в России
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание:
Введение 1. Спорт как социальное явление2. Спорт– «социальный институт»3. Социология спорта как наука4. Социология спорта в РоссииЗаключение Список литературы | 3 4 5 6 12 15 16 |
Введение
В последнее время спорту уделяется особое внимание: по случаю праздников проводятся спортивные мероприятия, например, массовые забеги, соревнования по уличному баскетболу и т.д.
Спорт присутствует в общественной жизни и играет немаловажную роль.
Спорт – это значимое социальное явление, несмотря на это он совсем недавно попал в область внимания социологов. До сих пор существует мнение, что он прерогатива спортивных наук. Все же сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать не только с точки зрения физкультурной техники, методов преподавания, но и как социальное явление. Можно с уверенностью сказать, что социология спорта существует. С осознанием этого появляется множество других вопросов: как она представлена в научном мире, какими категориями она оперирует, насколько она единообразна в разных странах.
1. Спорт как социальное явление
По мнению исследователей, физическая культура и спорт – это два полноценных и самостоятельных феномена. Российские ученые все же предпочитают рассматривать их совместно в рамках социологии физической культуры и спорта. Считая, что когда-нибудь их можно будет разделить, но в настоящее время в этом нет смысла.
В рамках физической культуры выделяют культуру движения, культуру телосложения и культуру физического здоровья.
В учебниках и книгах современных авторов по физической культуре, она может выступать в двух ролях:
1. как часть общей культуры,
2. как социальный процесс на овладение ценностями физической культуры.
Спорт – это уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человеком и человечеством. Общепризнанно связывать спорт с соперничеством, под которым понимается борьба между людьми, между человеком и природными явлениями и человека с самим собой[1].
Слово «спорт» происходит от старофранцузского и английского слова “de sporte” что означает развлечение, увеселение, забава.
Ныне содержание понятия спорт лишь отчасти соответствует этому определению, в настоящее время доминирует – результат, сравнение результатов в соревновании, хотя для зрителей первоначальный смысл сохраняется и спорт остается зрелищем.
Итак понятие «физической культуры» по отношению к понятию «спорт»более общее:
Физическая культура – это совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, существующих для физического совершенствования человека. Спорт – доминирующая форма проявления физической культуры.
После обсуждения категорий социологии физической культуры, остановимся на одном из способов изучения спорта, а именно в качестве социального института.
2. Спорт– «социальный институт»
Социальный институт – это образование, которое способствует поддержанию стабильности и устойчивости общества. Предпосылкой этой стабильности является наличие общеразделяемой системы ценностей – общего языка, общих идеалов, ценностей, верований, моральных норм и т.д[2]. В процессе социализации индивид усваивает эти нормыи таким образом успешно интегрируется в социальную систему. Социальный же институт выступает в качестве механизма, который обеспечивает интеграцию индивида и сохранение норм. Таким образом, социальные институты – это ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре и семье и т.д. Институциональная структура общества – это своеобразный спинной хребет общественной жизни, поскольку она обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию.
Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий:
1. Наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках этого института;
2. Интеграция человека в структуру общества, что с одной стороны обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой позволяет осуществить социальный контроль над институциональными типами деятельности, существующая государственная система принимает существование данного института, его нормы и правила не противоречат государственным и общечеловеческим.
3. Наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний институтами и осуществление социального контроля.
Спорт зачастую не включают в число жизненно-важных институтов, но в то же время, сторонники существования социальных институтов утверждают, что каждому социальному явлению соответствует социальный институт. Так, например, в учебнике по социологии Г.Е. Зборовского при перечислении социальных явлений, которым соответствуют социальные институты, называется спорт
«Собственность, рынок, религия, идеология, распределение и потребление, торговля, демократия, парламентаризм, преступность, здравоохранение, воспитание, спорт, культура, искусство, досуг, развлечение, традиция, средства массовой информации.[3].
3. Социология спорта как наука
Чтобы определить, есть ли такая наука – социология спорта, надо посмотреть отвечает ли она требованиям, которые предъявляются науке. В этой главе мы перечислим основные характеристики науки, и посмотрим описывают ли они социологию спорта.
Наука – это специфическая деятельность людей, а любая деятельность:
1. имеет цель,
2. конечный продукт,
3. методы и средства его получения,
4. направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет,
5. представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов[4].
Итак, цель науки – это получение знаний о реальности. Социология спорта получает и накапливает знания о спортивной реальности. «Социология физической культуры и спорта выясняет структуру, механизмы и характер общественных отношений и взаимодействий в сфере физической культуры и спорта, рассматривает и изучает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также социальные взаимоотношения людей в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности[5]».
Остановимся на качествах научных знаний. Одним из важнейших качеств научного знания является систематизированность, знание должно быть классифицировано. Внутри социологии существует дифференциация по отраслям и отдельным дисциплинам, одной из таких дисциплин и выступает социология физической культуры и спорта. Социология спорта, в свою очередь, делится на отдельные темы. Эти темы отличаются в российской социологии спорта и в западной, поэтому мы приведем эти темы в главах соответственно о российской и западной социологии спорта.
Так же необходимо, чтобы научное знание поддавалось обоснованию, доказательности, чтобы его можно было подтвердить или опровергнуть. В социологии спорта, как и в социологии, можно проверять положения и теории с помощью социологических исследований. С точки зрения Карла Поппера, ученый, выдвигая гипотезу, ищет не столько ее подтверждения, сколько опровержения, в этом выражается критический дух науки. Выдвинув гипотезу, ученый представляет самые смелые факты и случаи, чем рискованнее они будут, тем больше ценность теории, если она подтвердится на их примере.
Следующей неотъемлемой характеристикой научного знания являются категориальный и понятийный аппарат. Социология физической культуры и спорта в основном пользуется категориальным аппаратом теории физической культуры для описания специальных физкультурных явлений, а так же категориальным аппаратом социологии. Это происходит из-за того, что именно на стыке социологии и теории физической культуры образовалась социология физической культуры и спорта. Надо отметить, что из всех наук, которые изучают физическую культуру и спорт, социология более остальных стремится к целостному изучения данного явления, в том числе совмещая и обобщая знания других наук. Некоторые категории социологии физической культуры и спорта, они являются основными объектами изучения этой науки, по мнению ряда российских специалистов:
1) соматическую (физическую) культуру - природное тело человека, вовлеченное в процесс социализации и "окультуривания";
2) физкультурную деятельность - определенные формы двигательной активности человека, которые часто называют также "занятиями физическими упражнениями";
3) спорт – особую разновидность соревнований ("спортивные соревнования"), подготовку к ним, а также связанные с ними социальные отношения, институты, нормы поведения и т.д.
Все другие объекты, изучаемые данной наукой, являются:
а) элементами указанных выше объектов (например, спортивное соревнование по отношению к спорту, физическое воспитание по отношению к соматической культуре и т.д.);
б) их разновидностями, формами проявления (например, спорт для всех и спорт высших достижений, а также спортивное и олимпийское движение по отношению к спорту, физическая рекреация и лечебная физкультура - по отношению к физкультурной деятельности и т.д.)[6].
В социологии физической культуры и спорта постоянно происходит пересмотр основных категорий, их взаимосвязей и структуры. Так внутри категории спорт выделяют 2 подкатегории. Весь спорт делят на массовый и спорт высших достижений. Это общее мнение большинства специалистов.
Структура массового спорта - его составляющие - не вызывает дискуссий среди российских специалистов, как теоретиков, так и практиков, но взгляды на структуру другого направления спортивного движения - структуру современного спорта высших достижений - в методических и управленческих литературных источниках значительно различаются. Одни авторы делят его на олимпийский и профессиональный спорт, другие - на профессиональный супердостиженческий и профессиональный коммерческий. И.И. Переверзин считает, что «такое деление связано с субъективным подходом к рассматриваемой проблеме. Такое структурирование современного спорта не позволяет специалистам надежно прогнозировать его развитие, организовать целевую подготовку спортсменов и оказывать им оправданную государственную поддержку, а в системе подготовки специалистов в учебных заведениях вносит путаницу в умы студентов и учащихся»[7].
Автор статьи «О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов», И.И. Переверзин утверждает, что современный спорт высших достижений, в том числе и олимпийский, - это смешанный спорт, субъектами которого являются как спортсмены-любители, так и спортсмены -профессионалы. В связи с этим разделять спорт высших достижений на "профессиональный" и "олимпийский" нелогично, так как на Олимпиадах профессионалов выступает все больше и больше.
Человек, возродивший олимпиаду, Пьер Кубертен считал, что в олимпиаде должны участвовать только любители. Так было записано в олимпийской хартии. Сейчас этот параграф, определяющий статус спортсмена-олимпийца как любителя, исключен. К участию в Олимпийских играх стали допускаться все спортсмены Подавляющее большинство участников современных Олимпиад - это люди, профессионально занимающиеся спортом, часть из которых кроме спортивной деятельности не участвует в других ее видах, и меньшая - это студенты и военнослужащие, которым созданы специальные условия для подготовки.
Интересный факт из отечественного олимпийского опыта: на олимпиаду 1952 года Советский союз привез спортсменов-профессионалов вопреки основному правилу олимпиады. Спортсмены были представлены в качестве рабочих различных специальностей. Один из участников олимпиады вспоминает, что их группу повели на экскурсию в машиностроительный завод, и он очень переживал, что ему могут задать какой-нибудь вопрос, связанный с его специальностью. Он был записан как машинист-конструктор. Это несмотря на то, что при социализме считалось, что спорт в нашей стране является любительским и все спортсмены тоже любители. В СССР профессиональный спорт рассматривался как форма эксплуатации спортсменов-профессионалов владельцами клубов и профессиональных команд. Поэтому мы подвергали жесточайшей критике профессиональный спорт в зарубежных странах и вели активную борьбу против коммерциализации международного спортивного движения. В то же время многие наши спортсмены и спортсмены бывших социалистических стран получали государственные или ведомственные стипендии или числились на различных должностях в трудовых коллективах, получая там заработную плату, то есть были фиктивными любителями[8].
Вернемся к характерным признакам науки. Следующим таким признаком является наличие методов и методологии исследования социальной реальности. Методы и методологию социология спорта заимствует у академической социологической теории. Теории, которые социологи используют при изучении спорта рассмотрим подробнее позже.
Следующий момент - это институализация социологии спорта. Институализация науки подразумевает, что некоторое количество людей вступают в определенные социальные отношения и образуют социальный институт науки.
Социальный институт науки включает все от книжных, публикаций до семинаров.
1. Существует группа людей, которые считают себя социологами спорта и другие признают их позицию,
2. Издаются книги, учебники по социологии спорта, в периодических журналах печатают статьи,
3. Имеют место комитеты, организации, объединяющие социологов спорта и представителей смежных дисциплин,
4. Выше перечисленные организации проводят конференции, семинары, на которых идет обмен опытом.
Итак, социология спорта обладает всеми вышеперечисленными качествами: цель, у нее есть свой объект и предмет исследования, методы исследования и исследовательская методология, а также свой категориальный и понятийный аппарат.
4. Социология спорта в России
Со времени своего рождения и до сих пор российская социология спорта имеет полное название «Социология физической культуры и спорта», только иногда его сокращают и пишут «Социология спорта».
Развитие социологии физической культуры и спорта тесно связано с развитием физической культуры и спорта как явлений. В первой трети XX века наблюдалось относительно слабое развитие этих явлений, что выражалось в небольшом количестве участников.
Начиная с 1930 гг. физкультурно-спортивное движение формируется как массовое. Создаются нормативные основы, материальная база. Физическая культура и спорт постепенно охватывают все слои населения.
Начиная с 1960 гг. выходит ряд работ, посвященных методологическим вопросам социологии физической культуры и спорта, В.А. Артемова, Т.И. Кукушкина, В.И. Жолдака, В.У. Агеевца, О.А. Мильштейна, И.В. Вишневского, Н.А.Понаморев, Л.Н. Нифонтовой, Т.Х. Титмы. Проводились также социологические исследования, в которых изучалось отношение населения к спорту. Надо отметить, что эти работы полностью пронизаны советской пропагандистской тематикой.
Так, например, в учебнике В.И. Жолдака «Социология физической культуры», переизданном в
В настоящее время в России издается журнал «Теория и практика физической культуры», в котором печатают статьи не только по теории физической культуры, но и по другим отраслям, изучающим физкультурно-спортивную реальность, среди которых социология спорта. Примеры тем статей: Женщина и спорт: социальный аспект[9], Спорт как социальное явление и фактор социализации личности[10] и др. В этом журнале периодически печатают результаты социологических исследований, которые проводятся в сфере социология спорта.
Выше был упомянут учебник В.И. Жолдака, другой более современный учебник по социологии физической культуры и спорта написан Л.И. Лубышевой[11], ей же разработан учебный курс по этому предмету.
По мнению Л.И. Лубышевой, социология физической культуры и спорта – это наука для спортсменов.
Каждому работающему в области физической культуры и спорта особенно необходимо не только знать способы, методы и формы спортивной тренировки и другие особенности профессиональной деятельности, но и разобраться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых и создаются группы, общности и мировое сообщество.
Она (социология физической культур и спорта) позволяет получить представление о спортивных интересах людей, их мотивациях и ценностных ориентациях в физкультурно-спортивной деятельности, без которой трудно понять и объяснить их поведение.
Цель курса – сформулировать у студентов глубокое и полное представление о социальной сущности физической культуры и спорта[12].
Согласно учебнику, основные цели социологии физической культуры и спорта:
1. Достижение массовости физкультурно-спортивного движения;
2. Разрешение социальных проблем спорта.
Основное место в науке занимают социологические исследования, именно они помогают в решении всевозможных проблем, которые только могут возникнуть в этой области.
Они позволяют выявлять влияние различных социальных факторов на развитие физической культуры и спорта, а так же определять влияние данной сферы на общественную жизнь. Также они помогают анализировать потребностно-мотивационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать отношение к ней людей, их интересы, уровень ценностного отношения к физической культуре и спорту.
Полученные (в социологических исследованиях) данные позволяют находить правильные управленческие решения, прогнозировать различные ситуации и принимать действенные меры по совершенствованию развития физической культуры и спорта и их положительного влияния на социальную жизнь людей.
Нельзя всецело полагаться на силу социологических исследований, так как много зависит от того, какие будут выдвинуты гипотезы, какие в ходе исследования будут поставлены задачи. Исследования помогают ответить на вопросы, которые уже содержат правильные варианты ответов.
Заключение
Физическая культура и спорт, заняв прочное положение в системе явлений общей культуры человечества, стали полноправными объектами изучения социологии — науки о движущих силах и закономерностях развития и функционирования общества.
Социология спорта решает свои специфические проблемы и имеет свой предмет, отличный от других социальных наук. Ее объект — физическая культура и спорт как общественные явления. Она исследует их социальную природу, законы их возникновения, развития и функционирования, систему и закономерности, которые сложились и существуют в современном обществе. Решение данных проблем и составляет сущность ее как науки. В ее функции входит также изучение взаимосвязей физической культуры, спорта с другими общественными явлениями и сторонами культурной жизни общества: с производством, социальной, политической и духовной сферами социума, с его природными основами. Значительное место отводится социологии спорта в решении проблем воспитания и образования подрастающего поколения. В ней рассматриваются проблемы ценностно-потребительского отношения людей к сфере физической культуры и спорта.
Не должны оставаться без внимания проблемы социальной адаптации спортсменов к жизни в обществе после завершения карьеры. Даже спортивная элита не всегда имеет благоприятные условия для интеграции. Как избежать кризиса, уберечь спортсмена от психологических срывов, помочь обеспечить ему достойную жизнь после профессиональных занятий спортом — это также важнейшие проблемы современной социологии физической культуры и спорта.
Логика развития спорта требует изучения таких социологических проблем, как «спорт и молодежь», «спорт и прогресс», «спорт и гуманизм», «спорт и личность». В разрешении этих проблем социология спорта должна сыграть важную роль, еще раз доказать нужность и значимость этой науки для развития общества и совершенствования человека.
Список литературы:
1. Жолдак, В.И., Коротаева, Н.В. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие [текст] /В.И. Жолдак, Н.В. Коротаева. – Малаховка, МОГИФК. 1994
2. Зборовский, Г.Е., Орлов, Г.П. Социология [текст] /Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов.- М. 2005
3. Комаров, М.С.. Введение в социологию [текст] /М.С. Комаров. - М.: Наука, 2004
4. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие [текст] /Л.И. Лубышева. — М.: Издательский центр «Академия», 2001
5. Переверзин И.И. О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов [текст] / Переверзин И.И., Суслов Ф.П. // Теория и практика физ. культуры. 2002. №5. С.57.
6. Философия и методология науки. Часть 1. [текст] – М.: SvR – Аргус, 1994. С. 6.
7. Философия и социология спорта в XXI веке [текст] ("Круглый стол" журнала "Теория и практика физической культуры" совместно с кафедрой философии и социологии РГАФК (29 марта
[1] Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. 2001. С. 30.
[2] Комаров М.С.. Введение в социологию. - М.: Наука, 1994. С. 194.
[3] Зборовский Г.Е. Орлов Г.П. Социология. М. 1995. С 267.
[4] Философия и методология науки Часть 1. – М.: SvR – Аргус, 1994. С. 6.
[5] Жолдак В.И., Коротаева Н.В. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. – Малаховка, МОГИФК. 1994.
[6] Философия и социология спорта в XXI веке ("Круглый стол" журнала "Теория и практика физической культуры" совместно с кафедрой философии и социологии РГАФК (29 марта
[7] Переверзин И.И. О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов / Переверзин И.И., Суслов Ф.П. // Теория и практика физ. культуры. 2002. № 5. С.57.
[8] Переверзин И.И. О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов / Переверзин И.И., Суслов Ф.П. // Теория и практика физ. культуры. 2002. №5. С.57.
[9] Лубышева Л. И. Женщина и спорт: социальный аспект // Теория и практика физ. культуры. 2000. №6. С. 13-15.
[10] Апциаури Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности // Теория и практика физ. культуры. 2003. №1. С. 12-14.
[11] Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. 2001.
[12] Там же С. 23.