Контрольная работа

Контрольная работа Социология культуры 7

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 13.1.2025





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Пермский институт (ФИЛИАЛ)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский  государственный торгово-экономический университет»




Факультет _____________________________________

Кафедра гуманитарных дисциплин
                                                                  
Контрольная работа по дисциплине:

СОЦИОЛОГИЯ
тема: «Социология культуры»
Выполнил студент (ка)__________ курса, ________группы

специальность_____________________________________

_________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

«_____»_________________________200__г.



(подпись студента)
Рецензент____________________________________________________

(должность, фамилия и.о. преподавателя)
Пермь – 2009
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Культура и её функции…………………………………………………………...4

Социологическая классификация культуры и закономерность её развития….5

Формы и разновидности культуры………………………………………………6

Субкультура и контркультура……………………………………………………8

История молодежных субкультур……………………………………………….9

Проблемы культуры в современной России…………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………13
Введение

         Мир культуры столь сложен и многообразен, что каждая наука находит свою специфическую предметную нишу при изучении этого явления. Социологию интересует прежде всего роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группирования и социальной мобильности.

         Эта тема особенно актуальна в наше время, т.к. от культурного уровня развития человека в большей степени зависит социально-экономическое развитие страны. Ведь наша культура чрезмерно сложна и противоречива. Поэтому я и решила написать контрольную на эту тему.
Культура и её функции

         В современной литературе по социологии существует более 400 определений понятия «культура».

         Культура – это:

·        сфера творчества человека;

·        искусственный мир;

·        область формирования высших ценностей;

·        определённый тип сознания или поведения и т.д.

         Культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных) и как живая человеческая деятельность, по их созданию, распространению и хранению.

         Исходя из этого выделяют основные функции культуры:

1.     человекотворческая (гуманистическая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.

2.     гносеологическая (познавательная), т.к. культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

3.     информационная – функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времён – прошлого, настоящего и будущего;

4.     коммуникативная – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

5.     ценностно-ориентационная, т.е. культура задаёт определённую систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек:

6.     нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека. [1, c.192]
Социологическая классификация культуры и закономерность её развития

         Неоднородность трактовки понятия «культура» обуславливает разнообразие подходов при её социологическом изучении. Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

         В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся социология кино, музыки, театра, т.е. социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.

         В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая её под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании и т.д. В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере.

         Предметом социологии культуры является комплекс общих закономерностей динамики культуры, специфических групповых и региональных регулярностей ее движения при различных состояниях общества, разнообразие форм социокультурной жизни, а также анализ характерных для каждого из таких состояний способов, результатов и последствий деятельности представителей различных социальных групп, направленной на поддержание или преобразование общественной жизни.

         В социологии существует несколько традиционных плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений:

1.                 По субъекту – носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные и прочие) или отдельная личность. Отношения между двумя этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично.

2.                 По функциональной роли: общая (необходима каждому члену того или иного общества) и специальная (необходима людям определённой профессии);

3.                 По происхождению (генезису) – народная и авторская культура;

4.                 По видам культуры - материальная и духовная культура;

5.                 По своему характеру и «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской. [1, c. 194]
Формы и разновидности культуры

         В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень в обществе, в социологии принято различать три формы культуры: элитарную, народную, массовую.

         Элитарная (высокая) культура создается привилегированной часть общества или по ее заказу профессионалами. К высокой относятся специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь только небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, и в силу этого называемые элитой общества. Ее культура трудна для понимания неподготовленного человека. Потребителями элитарной культуры являются высокообразованные члены общества. Однако нередко высокое искусство оказывается временной и преходящей формой эстетического соутверждения разных общественных групп, которые выделяются по социальному или возрастному признаку. Ярчайшими примерами элитарного искусства могут служить опера и балет.

         Массовая (общедоступная) культура появилась относительно недавно, в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Понятие массовой культуры отражает такие существенные сдвиги в механизме современной культуры, как:

1) развитие средств массовой коммуникации;

2) становление индустриально-коммерческого типа производства;

3) распространение стандартизированных духовных благ.

         Люди обладают сознанием природы. Они не только способны создавать культурные формы и в свою очередь поддерживаться этими формами, но также теоретизировать о культуре как таковой. Во многих социологических подходах скрыто присутствовали идеи об относительных достоинствах некоторых жизненных путей и культурных форм. Например, теоретики культуры и в рамках своей дисциплины, и вне ее провели различия между высшими и низшими культурами, популярной культурой, народной и массовой культурой. Последнее понятие использовалось и радикальными, и консервативными критиками для выражения неудовлетворенности современным состоянием искусства, литературы, языка и культуры в целом. Принадлежа к весьма различным политическим идеологиям, обе группы утверждают, что культура XX столетия обеднела и ослабела.

         Место независимой, хорошо осведомленной и критически настроенной публики заняла неструктурированная и в значительной степени безразличная масса.

         Радикальные теоретики видят угрозу качеству, культуры не со стороны этой массы, а со стороны упомянутой публики. Наиболее четко это выражено в определении капиталистической индустрии культуры Франкфуртской школы критической теории, ибо капиталистические средства массовой информации имеют способность управлять вкусами, недостатками и потребностями масс.

         Однако консервативные и элитарные теоретики культуры, возглавляемые Ортегой-и-Гассетом (1930) и Т. С. Элиотом (1948) придерживаются противоположной точки зрения: благодаря возрастанию власти массы подвергают опасности творческие в культурном отношении элиты. [2, c. 26]
Субкультура и контркультура

                Субкультура и контркультура – это культуры различных социальных групп: возрастных, профессиональных, территориальных и т.д. Иначе их ещё называют частичными культурами. Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые правила и образцы поведения, стиль одежды, манеру общения. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Такие субкультуры, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

         В последние годы социологи уделяют много внимания изучению молодёжной субкультуры.  Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящемся к социальной однородности, у молодёжи и может и не должно быть специфических ценностей. Проявление своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу.

Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодёжные объединения». Они различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга.           Более узким понятием, близким к субкультуре, но не подменяющим её, является фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. Однако большинство фэндомов не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.

                Также с понятием субкультуры иногда путают понятие хобби — увлечения человека каким-либо занятием. Сообщества людей с общим хобби могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

История молодежных субкультур


Как правило, говоря о субкультурах, подразумевают молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки или другими увлечениями.

Музыкальные


         Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов - пацифизм и легализация марихуаны.

         В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Последние обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные её черты - мрачность, нонконформизм, апатия, нигилизм, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни. [3. c. 1]

Проблемы культуры в современной России

         Ни один культурный процесс нельзя оценить однозначно и категорично в терминах «хорошо – плохо», особенно если речь идёт о современной культурной ситуации в нашей стране, по скольку, во-первых, она чрезвычайно сложна и противоречива, во-вторых, ещё не ясны глубина и масштаб происходящих перемен. Однако уже зримо выделяют несколько тенденций:

1.     Деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. В содержательном плане это привело, с одной стороны, к большей свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, с другой – к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то популярная литература или многочисленные образовательные заведения.

2.     Приватизация и коммерциализация культуры. В настоящее время этот процесс имеет однобокую направленность: вновь образовавшийся российский капитал предпочитает пока вкладывать свои средства в весьма специфическую, но высокодоходную область – эротическая и детективно-развлекательная индустрия.

3.     Рост интереса к дореволюционному культурному наследию, в том числе к религии и церкви.

4.     Обособление национальных культур и использование их качестве инструмента политики, средства завоевания доверия избирателей.

5.     Усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабление интереса к чтению в пользу визуальных, зрелищных форм (телевидение, видео), падение посещаемости театров, музеев, библиотек.

6.     Особую озабоченность вызывает состояние русского языка, который можно рассматривать как индикатор культуры. Он организует характер и способ восприятия реальности. За несколько десятилетий в русском языке произошли такие негативные изменения, которые привели к снижению уровня грамотности, к распространению «официального полуязычия», к росту сквернословия и широкому употреблению «матерной смазки» в обыденной речи.

         Изучение места и роли культуры в общественной жизни, закономерностей её развития, имеет большое практическое значение. В современных условиях становится отчётливо видно: нельзя усиленно проводить в жизнь экономические и политические программы без учёта культурного уровня населения. [1, c. 200]
Заключение

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.

Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Социология культуры как отрасль социологического знания изучает указанные сложные феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию и оформлению в научной терминологии закономерностей указанных явлений. [4, c. 6]
Список литературы

1. Лавриненко В.Н. Социология: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Аскерова Н.В., Белова Е.В., Мельникова Н.А. Социология. — М.: Аллель-2000, 2005.

3. http://ru.wikipedia.org/

4. http://www.erudition.ru/referat/printref/id.36796_1.html



1. Кодекс и Законы Отчет по грузоперевозкам практика
2. Курсовая на тему Програми аналоги DOS-програм ren xcopy
3. Кодекс и Законы Формирование системы банкротства в России
4. Реферат на тему Проблемы развития внешней торговли России и пути их решения
5. Реферат Чем отличается папка Мой компьютер и программа Проводник Как настроить рабочий стол и другие отв
6. Реферат на тему Choices Essay Research Paper Choices are part
7. Реферат на тему Вирішення проблем безпеки праці користувачів ПК в різних країнах світу
8. Контрольная работа на тему Корпорації Методи втановлення цін на продукцію
9. Реферат на тему How Did You First Become Interested In
10. Реферат на тему Agatha Christie Essay Research Paper Christie Agatha