Контрольная работа Цели, содержание, структура современного образования
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Алтайский Государственный Аграрный Университет
Контрольная работа по психологии и педагогике
По теме: «Цели, содержание, структура современного образования»
Выполнила: студентка 1 ускоренного
курса «Бух. учет, анализ и аудит»
Величковская Татьяна Сергеевна
Проверил: Баринова Н.Г.
Барнаул 2009
Содержание
1. Цели и ценности современного образования --------------------------------------- 3
2. Содержание образования ---------------------------------------------------------- 7
3. Структура образовательной системы России ------------------------------ 8
4. Основные принципы образовательной системы в законе Российской Федерации «Об образовании»------------------------------------------------------------------------------ 9
5. Реализация идеи непрерывного образования ---------------------------------------- 9
6. Список используемой литературы------------------------------------------- 15
ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Разработка целей различной степени обобщенности и реализация этих целей в образовательной практике - важная задача педагогики. Цели обучения определяют успешность процесса обучения. В педагогической образовательной системе существует иерархия целей:
· цели образования в обществе, обусловленные социально-экономическим состоянием общества, его духовной культурой, жизненными ценностями членов общества;
· цели образования, реализуемые на различных этапах системы непрерывного образования;
· цели образования, реализуемые в учебном процессе конкретного образовательного учреждения;
· цели образования, реализуемые через учебный предмет и деятельность учителя.
С другой стороны, разные цели образования предполагают и существование разных систем обучения. Вообще, образование относительно стабильно только в своих материальных объектах; учебных зданиях, пособиях, средствах обучения и т.д. В остальном же образование есть явление духовное, неуловимое, неосязаемое на ощупь. Его суть в движении, активном деятельном общении, взаимодействии, обмене, противодействии, обсуждении, противоречии, борьбе и утверждении идей, мыслей, категорий, понятий, знаний, умений, навыков, стереотипов поведения и деятельности. Это движение образования, связанное, как мы видели в предыдущих разделах, с движением, развитием общества, порождает и новые цели образования. При переходе от "природосообразного" принципа обучения к "культуросообразному" изменились и цели, к которым должен был стремиться педагог в своей деятельности.
Цели образования имеют как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель образования как государственно-общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и в укреплении гражданского статуса отношений (гражданственности) и морально-правовых устоев членов общества.
Кроме того, можно говорить о двух значениях слова "цель" в педагогике. В более узком смысле образовательная цель связана с проблемой передачи педагогами и усвоения обучающимися знаний и может быть названа целью обучения. Такая цель всегда конкретна и связана с конкретным уроком, лекцией и т.д. Некоторые авторы предлагают называть их задачами, или целями, обучения.
Концепцию целей обучения предложил Э. Стоунс, выделивший три уровня умений, которые связаны соответственно с тремя типами задач, для которых эти умения предназначены. Между умениями разных уровней существует иерархическая связь, что важно учитывать при организации процесса обучения.
В более общем виде можно говорить о целях образования, являющихся системообразующими по отношению к целям-задачам обучения. Цели образования в таком аспекте являются тесно связанными, практически проекцией ценностей образования и имеют иерархическое строение.
В зависимости от ответа, который дается человеком или - более широко - обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни.
Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три "слоя" ценностей:
· это ценности образования как ценности государственной;
· как ценности общественной;
· как ценности личностной.
Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования. По-видимому, существует тесная связь между признанием личностно ориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их.
Увидеть тесную связь образования и приоритетных ценностей общества можно на примере "культуры полезности" и "культуры достоинства", понятий, введенных известным психологом А.Г. Асмоловым. Культура полезности, или культура, ориентированная на полезность как базовую ценность общества, имеет "единственную цель... - воспроизводство самой себя без каких-либо изменений… образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций".
По его мнению, оппозицией такой культуре, такому устройству общества представляет новый тип культуры, ориентированной на достоинство. "В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет".
Очевидно, что культура достоинства требует новой парадигмы образования - образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности. Это требует коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы, изменения ценностей образования как социального и культурного явления.
Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как "аксиологическая революция". Социально-экономические реформы, бурный темп жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что еще недавно казалось немыслимым. "Старые" ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются "новыми", чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ЗАКОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методологическая сущность идеи непрерывного образования
Методологическую и теоретическую основу исследования составляет идея непрерывного образования. В науке идея — это высшая форма познания мира, не только отражающая объект изучения, но и направленная на его преобразование. Идея становится таковой, когда она признана либо всем обществом, либо его частью . В исследовании мы будем оперировать также такими гносеологическими понятиями, как теория, концепция, принципы, парадигма. Это формы организации научного знания, где принцип рассматривается как основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки; теория как комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними. В этом смысле слово «теория» часто заменяется словом «концепция». Парадигма как концепция, модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
Процесс становления и развития идеи непрерывного образования -достаточно сложен и противоречив. В современной педагогике первые теоретические разработки в данной области научного знания были выполнены в странах Западной Европы в период с 1965 года по 1976 г.г. (первая фаза исследований по непрерывному образованию).
В фундаментальных работах Р.Чешляка, Д.Пултужицкого, Р.Врочинского, Р.Даве, Ч.Гуммеля подробно рассмотрен генезис и содержание концепции непрерывного образования. Отмечается, что её истоки некоторые исследователи находят ещё у Аристотеля, Солона, Сократа, Платона, Сенеки, Конфуция, Гесиода. Основоположником современных представлений о непрерывном образовании считается
Я.А.Коменский. В «Помпедии» он утверждает, что каждый возраст подходит для учебы, и у человека в жизни вообще нет другой цели, кроме учебы. Легко добиться того, чтобы вся жизнь стала школой, нужно только уяснить, в каком возрасте и к чему человек способен.
В течение долгого времени непрерывное образование развивалось, с одной стороны, как педагогическая концепция, а с другой — как феномен практики. Но впервые в целостном виде эта концепция была представлена П. Ленградом на форуме ЮНЕСКО в 1965 г. Он предложил повсеместно признанное сегодня понимание непрерывного образования, которое означает продолжающийся всю жизнь процесс, где важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных ее аспектов. В центре всех образовательных начинаний человека - человек, которому следует создать оптимальные условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни.
В 1972 году решением ЮНЕСКО непрерывное образование признано в качестве основного принципа реформ образования. Серьёзный вклад в развитие концепции непрерывного образования внесли Б.Суходольский и Р. Даве. В своих работах они инициировали систематические интердисциплинарные исследования в области непрерывного образования. Своеобразным итогом и синтезом первой фазы исследований в области непрерывного образования принято рассматривать определенные Р.Даве 20 признаков, характерных для непрерывного образования. Приведем основные признаки:
1) Охват образованием всей жизни человека
2) Понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, послешкольное, повторное и параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы.
3) Включение в систему просвещения, помимо учебных заведений и центров доподготовки, формальных, неформальных и внеинституциональных форм образования;
4) Горизонтальная интеграция: между изучаемыми предметами; между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) по ходу отдельных этапов жизни;
5) Вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования (дошкольным, школьным, послешкольным); между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между различными качествами развития человека (качествами «вневременного характера» — такими, как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т.п.);
6) Универсальность и демократичность образования;
7) Возможность создания альтернативных структур для получения образования;
8) Увязка общего и профессионального образования;
9) Акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку;
10) Индивидуализация учения;
11) Расширение кругозора;
12) Интердисциплинарность знаний, их качество;
13) Гибкость и разнообразие содержания, средств и методик, времени и места
обучения;
14) Динамичный подход к знаниям — способность к ассимиляции новых достижений науки;
15) Совершенствование умений учиться;
16) Стимулирование мотивации к учебе;
17) Создание соответствующих условий и атмосферы для учебы;
18) Реализация творческого и инновационного подходов;
19) Познание и развитие собственной системы ценностей;
20) Системность принципов для всего образовательного процесса;
В качестве основных условий реализации вышеперечисленных принципов непрерывного образования во всех документах ЮНЕСКО принимаются: объективные возможности учебы для всех, мотивация, владение навыками учения.
Второй этап исследований (1976-1986 г.г.) связан с работами ученых в области интеграции наук о человеке применительно к задачам непрерывного образования.
Философы, психологи, политологи, представители точных наук, теории морального воспитания и воспитания через искусство, физического воспитания и др. отметили, что главной целью непрерывного образования является развитие всех способностей индивидуума путем формирования у него умений, необходимых для исполнения различных функций: приобретения знаний, самовыражения, развития социальных связей и умений действовать. Процесс учения должен протекать во времени, пространстве, через искусство, науку, технику, учитывать моральность, телесность, политическую жизнь, а также коммуникации.
На основе рекомендаций ученых ЮНЕСКО предлагает следующую дефиницию непрерывного образования: непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые дополняют друг друга и протекают как в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии как в масштабе страны, так и в масштабе всего мира.
Таким образом, на основании анализа данного определения можно сделать выводы о том, что ядром концепции непрерывного образования считается преднамеренное обдуманное учение; непрерывное образование исключает локализацию завершенного «на всю жизнь» образования человека в возрастных пределах и переводит образование человека в постоянный процесс приобретения знаний, новых умений и навыков в течение всей жизни. Системы непрерывного образования ставят своей целью содействие научно-техническому прогрессу, улучшение качества жизни человека и повышение как его оценки, так и самооценки, «демократизацию» образования. Непрерывное образование ЮНЕСКО рассматривает как основу перестройки всех систем образования.
Среди ряда зарубежных концепций выделяется концепция как собственно непрерывного образования — permanent education, так и образования в течение жизни - life-long education, возобновляемого образования — recurent education. Все эти термины предполагают осуществление ряда регулятивных принципов:
-продолжение образования в течение всей сознательной жизни человека; -направленность образования на систематическое пополнение, обновление и совершенствование знаний, умений и навыков, жизненных ориентации человека;
-побуждение человека к образованию, формирование у него глубокой внутренней потребности, мотивации обучения как в течение всей жизни (lifelong), так по всей глубине и во всем многообразии (life-wide).
Согласно Международной классификации типов образования, в нем выделяется 9 уровней: 0 — дошкольный, 1 — начальный или первая ступень, 2 — вторая ступень, первый цикл, 3 — вторая ступень, второй цикл, 4 — третья ступень, окончание которой не дает права на получение первой университетской степени или эквивалентного диплома, 5 - третья ступень, окончание которой дает право на получение первой университетской степени, 6 — третья ступень, ведущая к получению высшей университетской степени, 7 — образование без диплома и степени, 8 — без образования.
Список используемой литературы
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пет., 2000.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.
3. Гершунский Б.С. Философия образования. - М., 1998.
4. Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992.- №3
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.
6. История педагогики и образование/Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.
7. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М., 1999.
8. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. Абульхановой К.А. - М., 1998.
9. Философия / под ред. Кохановского В.П.- Ростов-на-Дону., 1998.
5) Вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования (дошкольным, школьным, послешкольным); между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между различными качествами развития человека (качествами «вневременного характера» — такими, как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т.п.);
6) Универсальность и демократичность образования;
7) Возможность создания альтернативных структур для получения образования;
8) Увязка общего и профессионального образования;
9) Акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку;
10) Индивидуализация учения;
11) Расширение кругозора;
12) Интердисциплинарность знаний, их качество;
13) Гибкость и разнообразие содержания, средств и методик, времени и места
обучения;
14) Динамичный подход к знаниям — способность к ассимиляции новых достижений науки;
15) Совершенствование умений учиться;
16) Стимулирование мотивации к учебе;
17) Создание соответствующих условий и атмосферы для учебы;
18) Реализация творческого и инновационного подходов;
19) Познание и развитие собственной системы ценностей;
20) Системность принципов для всего образовательного процесса;
В качестве основных условий реализации вышеперечисленных принципов непрерывного образования во всех документах ЮНЕСКО принимаются: объективные возможности учебы для всех, мотивация, владение навыками учения.
Второй этап исследований (1976-1986 г.г.) связан с работами ученых в области интеграции наук о человеке применительно к задачам непрерывного образования.
Философы, психологи, политологи, представители точных наук, теории морального воспитания и воспитания через искусство, физического воспитания и др. отметили, что главной целью непрерывного образования является развитие всех способностей индивидуума путем формирования у него умений, необходимых для исполнения различных функций: приобретения знаний, самовыражения, развития социальных связей и умений действовать. Процесс учения должен протекать во времени, пространстве, через искусство, науку, технику, учитывать моральность, телесность, политическую жизнь, а также коммуникации.
На основе рекомендаций ученых ЮНЕСКО предлагает следующую дефиницию непрерывного образования: непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые дополняют друг друга и протекают как в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии как в масштабе страны, так и в масштабе всего мира.
Таким образом, на основании анализа данного определения можно сделать выводы о том, что ядром концепции непрерывного образования считается преднамеренное обдуманное учение; непрерывное образование исключает локализацию завершенного «на всю жизнь» образования человека в возрастных пределах и переводит образование человека в постоянный процесс приобретения знаний, новых умений и навыков в течение всей жизни. Системы непрерывного образования ставят своей целью содействие научно-техническому прогрессу, улучшение качества жизни человека и повышение как его оценки, так и самооценки, «демократизацию» образования. Непрерывное образование ЮНЕСКО рассматривает как основу перестройки всех систем образования.
Среди ряда зарубежных концепций выделяется концепция как собственно непрерывного образования — permanent education, так и образования в течение жизни - life-long education, возобновляемого образования — recurent education. Все эти термины предполагают осуществление ряда регулятивных принципов:
-продолжение образования в течение всей сознательной жизни человека; -направленность образования на систематическое пополнение, обновление и совершенствование знаний, умений и навыков, жизненных ориентации человека;
-побуждение человека к образованию, формирование у него глубокой внутренней потребности, мотивации обучения как в течение всей жизни (lifelong), так по всей глубине и во всем многообразии (life-wide).
Согласно Международной классификации типов образования, в нем выделяется 9 уровней: 0 — дошкольный, 1 — начальный или первая ступень, 2 — вторая ступень, первый цикл, 3 — вторая ступень, второй цикл, 4 — третья ступень, окончание которой не дает права на получение первой университетской степени или эквивалентного диплома, 5 - третья ступень, окончание которой дает право на получение первой университетской степени, 6 — третья ступень, ведущая к получению высшей университетской степени, 7 — образование без диплома и степени, 8 — без образования.
Список используемой литературы
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пет., 2000.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.
3. Гершунский Б.С. Философия образования. - М., 1998.
4. Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992.- №3
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.
6. История педагогики и образование/Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.
7. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М., 1999.
8. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. Абульхановой К.А. - М., 1998.
9. Философия / под ред. Кохановского В.П.- Ростов-на-Дону., 1998.