Контрольная работа Ислам как мировая религия 2
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Контрольная работа
По дисциплине
׃
«Культурология»
Тема׃
«Ислам как мировая религия»
Выполнила: Проверила:
Студентка 2-го курса 2-ой группы
заочной формы обучения к. ф. н., доц.
Специальность «Финансы и кредит»
г. Тула 2009
Содержание:
Введение……………………………………………………………………..3
1. Происхождение ислама…………………………………………………..4
1.1 Пророк Мухаммед……………………………………………………… 6
2. Коран и Сунна – «священные книги» мусульман………………………8
2.1 Вероучение и культ ислама……………………………………………..9
3. Мусульманские праздники. ……………………………………………..11
4. «Мир ислама» и современность…………………………………………13
Заключение………………………………………………………………….14
Приложение…………………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………………16
Введение
Для своей контрольной работы я выбрала тему «Ислам как мировая религия».
Проблема понимания религии, её сущности и природы сегодня становится предельно актуальной.
Многие великие умы человечества в разные годы пытались разобраться в религиозных вопросах. По этой обширной теме написаны буквально горы литературы. И по сей день не утихают споры, высказываются различные точки зрения о сущности религии и перспективах её развития.
Особенность религии заключается в том, что она представляет собой такой пласт культуры, который непосредственно связан с опытом массового сознания, с многовековым нравственно-психологическим наследием.
Это не абстрактное миросозерцание, а мироощущения, способ каждодневного поведения, в котором решающую роль играют не доводы разума и логика, а обыденное сознание, мирочувствование. Согласно Марксу, религия – не теоретическое, а практически – духовное освоение действительности, мира.
Данная контрольная работа познакомит с происхождением ислама, с особенностями вероучения и культа современного ислама как традиционной для нашей страны религии, отдельные главы посвящены мусульманским праздникам и «священным книгам».
В конце контрольной работы указан список используемой литературы.
1. Происхождение ислама.
Название ислам происходит от арабского ал-ислам, что означает предание себя Богу, покорность. Синонимом ал-ислам является арабское муслим (отсюда мусульманин, мусульмане).
Религия родилась в среде арабских племён Аравийского полуострова. Этноним «араб» встречается в древних источниках. У персов «арбайя» означает пустыня, у евреев – кочевник. У греческого историка Геродота слово «арабы» - синоним аравийцев (жителей Аравии). Арабы периода раннего средневековья имели родоплеменную связь. Главой племени являлся старейшина с наследственной властью – шейх.
Племена объединялись в союзы. Племена постоянно враждовали между собой, совершая набеги и угоняя скот, женщин и детей.
Большинство аравийцев занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, перегоняя стада верблюдов по пустыням от одного оазиса к другому. Их называли бедуины (от арабского бадв – житель пустыни). В этих условиях сформировался особый духовный мир кочевников, замкнутый кругом интересов своего рода и племени.
Господствующей религией бедуинов был политеизм. Они поклонялись Луне и Солнцу, верили во всесилие божеств, которых насчитывалось до трёх сот пятидесяти. В языческий пантеон входили Аллах, Узза, Манат. У многих племён Северной и Центральной Аравии Аллах был верховным божеством. Он воспринимался как далёкий от людей создатель мира, не покровительствующий какому-то конкретному племени.
Наиболее распространёнными среди арабов-бедуинов были культы бетилов и предков. Культ бетилов выражался в поклонении большим камням, поставленным стоймя в форме жилища, внутри которого находились идолы-божества. Вокруг бетила два раза в год устраивались культовые процессии. С культом предков был связан обычай кровной мести. Кочевники считали его своим религиозным долгом, поэтому в Аравии велись постоянные междоусобные войны.
В противовес политическим верованиям бедуинов в Аравии рождается другая культура – культура единобожия (монотеизма). Её основу составили иудаизм, зороастризм и христианство. Носителями этих религий были иноземные купцы, проповедники-миссионеры, воины соседних государств, неоднократно вторгавшихся в пределы Аравии.
В других районах Аравии монотеистические религии исповедовались среди горожан. Так, иудаизм в основном был распространён среди евреев-торговцев, живших общинами в городах вдоль побережья Красного моря.
В среде арабов наблюдались общественные и идеологические перемены. Интенсивно велась торговля, что вело к укреплению межплеменных связей и способствовало общению арабов с другими народами. Вместе с тем в VI – VII вв. наблюдается разложение родовых отношений, усиление социального неравенства. В сознании простого общинника последнее зачастую объяснялось «неправильной» верой. Поисками «истинной» религии занимались многие. В это время на Аравийском полуострове возникло так называемое «пророческое движение».
Историкам известны проповедники Мусайлима, Саджах, ал-Асвад, ибн Сайад, которые убеждали язычников отказаться от идолов и призывали к единобожию. Чаще других фигурировали имена богов Рахман и Аллах. Пророчица Саджах из племени талим действовала исключительно методом мирной проповеди. Впоследствии она приняла ислам. Другие действовали силой оружия. Мусайлима, например, пытался установить свою власть в Йемаме, ал-Асвад – в Йемене. Проповедников единобожия называли ханифами (благочестивыми), а их верования – ханифством. Аравийские проповедники, несомненно, испытали влияние иудеохристианской религиозной системы, которая была им хорошо известна. Однако они отнюдь не копировали Ветхий и Новый Завет. Это учение переносилось на арабскую духовную почву, из которой произростали оригинальные религиозные учения, в том числе и ислам.
1.1 Пророк Мухаммед.
В VII в. начинает свою проповедническую деятельность купец Мухаммед – основатель ислама. Он провозгласил, что существует лишь один великий Аллах (ал или эл – общесемитский корень слова «Бог») и что все должны быть покорны его воле. Это был призыв к сплочению арабов под именем единого Бога. Все правоверные должны сплотиться вокруг учения святого пророка, на основе культа единого Аллаха. Мухаммед призвал арабов верить в единого Бога и служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления «царства справедливости и мира» на земле.
Мухаммед родился в Мекке в роде Курайшитов, принадлежавших племени Хашим (Хашимитов), как принято считать в 570 году. О детстве и юности Мухаммеда известно мало. Отец его умер ещё до рождения сына, и мать – Амина – испытывала постоянную нужду и бедствия. Когда ребёнку исполнилось 6 лет, Амина умерла, вскоре после этого скончался и его дед Абд аль-Мутталиб, в доме которого воспитывался Мухаммед. Юношу взял к себе дядя Абу-Талиб и начал приобщать к торговому делу. Путешествуя по странам Ближнего Востока, Мухаммед встречался и беседовал с христианскими и иудейскими проповедниками.
Когда посланнику Аллаха исполнилось 25 лет, он поступил на службу к богатой вдове по имени Хадиджа и вёл её торговые дела. Вскоре он женился на ней. От этого брака у Мухаммеда родилась дочь Фатима, чьи дети считаются законными правопреемниками пророка. Пока Хадиджа была жива, Мухаммед не брал другой жены. После её смерти пророк неоднократно вступал в браки. В большинстве своём они носили политический характер, укрепляя связи Мухаммеда с различными племенами. Вообще же, у Мухаммеда было одиннадцать официальных жён, девять из которых были живы в момент его кончины.
Первыми последователями пророка стали Хадиджа и ее двоюродный брат Али бен Талиб (смотрите приложение). Вскоре в число новообращённых вошли мекканские купцы Абу Бекр и Омар (смотрите приложение), а также Усман (смотрите приложение). Представителями последнего находились у власти в Мекке и были серьёзно обеспокоены усилением влияния Мухаммеда и его общины. Начались гонения на мусульман. Вскоре пророку удалось договориться с горожанами соседнего Йасриба, и его сторонники начали переселяться в этот город. В это время другие несчастья обрушились на Мухаммеде. Курайшиты изгнали его из своего рода, затем умерла Хадиджа. В сентябре 622 г. пророк ушел из Мекки в Йасриб, который был переименован в Медину (от арабского мадинат ан-наби – город пророка). Данное событие в мусульманском предании называется хиджра (выселение, эмиграция). После смерти Мухаммеда, при Османе, хиджра стала начальной датой мусульманского летоисчисления.
До переселения Мухаммед придерживался оборонительной тактики, но затем, обосновавшись в Медине, перешел в наступление. Был сформирован небольшой отряд воинов-единоверцев, которые под лозунгом борьбы с неверными (джихад) начали набеги на купеческие караваны, идущие в Мекку. Были покорены богатые племена северной Аравии, у Мухаммеда становилось всё больше союзников. В 630 г. покорилась Мекка. Мухаммед совершил паломничество в Мекку, где поклонился святилищу Кааба и очистил его от идолов. Так было создано новое, исламское государство. Его священным центром стала Мекка.
Началось интенсивное объединение аравийских племён вокруг исламского государства. Именно с этого времени всё чаще используется термин «араб» в качестве самоназвания племён, принявших ислам. Известно, что Мухаммед готовил военную экспедицию в Египет, но летом 632 г. неожиданно скончался. Его прах покоится в главной мечети Медины.
2. Коран и Сунна – «священные книги» мусульман.
Со смертью Мухаммеда власть в государстве сконцентрировалась в руках его «заместителей» - халифов. Первых четырёх халифов по мусульманской традиции называют «праведными». Это – ближайшие сподвижники пророка: Абу Бекр, Омар, Осман и Али бен Аби Талиб. Само мусульманское государство называлось Арабский халифат. В период правления «праведных» халифов начались обширные захваты под знаменами джихада. Для укрепления идеологической основы расширяющегося государства создаются и канонизируются «священные книги» мусульман – Коран и Сунна.
Коран – название происходит от арабского слова ал-кур'ан, что означает «чтение вслух, наизусть».
Коран - величайший памятник исламской духовной культуры. Собирался из устных рассказов пророка о его откровениях, а также проповедей Мухаммеда, услышанных сподвижниками. Первоначально существовало несколько списков книг, но во времена халифа Османа был утверждён единый канонический текст. Коран используют в ритуальных целях и читают на досуге. Он переведён на все европейские языки, его изучают, приобщаясь к сокровищнице восточной религиозной мысли.
Сунна (от араб, ас-сунна – обычай, пример; полная форма: суннат рассул аллах – Сунна посланника Аллаха) – собирательное название сборников рассказов – хадисов. Хадисы посвящены разным темам: деяниям пророка; его высказываниям; правилам поведения мусульманина по отношению к семье и родственникам, единоверцам и иноверцам. Как правило, хадисы состоят из двух частей. В первой говорится о том, кто передаёт сведения автору хадиса, вторая раскрывает смысл сообщения.
Хадисы начали собирать ещё в конце VII века. Их отбор, запись и классификация во второй половине VIII века вылились в широкое движение, получившее название «поиск религиозного знания». В конце VIII – начале IX веков часть богословов признали Сунну в качестве второго источника вероучения. Немалая заслуга в этом принадлежала иракскому религиозному деятелю Ахмаду ибн-Ханбалу. Он основал движение ханбалитов, которые последовательно отстаивали идею о том, что Сунна является единственным комментарием к Корану.
Сегодня в исламе признано шесть наиболее авторитетных сборников хадисов, созданных в IX – X веков.
Одним из наиболее известных собирателей хадисов (мухаддис) был имам (руководитель мечети, предстоятель общей молитвы во время богослужения) Абу аль-Бухари (810 – 870). Сообщают, что для своего сборника он собрал 2134 хадиса. Книга называется «Аль-Джами СА-Сахих» - «Истинное собрание», «Подлинный сборник».
2.1 Вероучение и культ ислама.
Религиозные представления мусульман не имеют чёткой догматической завершённости. Различные направления в исламе по-разному понимают те или иные принципы, заложенные в «священных книгах». Между тем всеми признаются пять религиозных правил, «столпов» веры: аш-шахада – исповедание веры; ас-салат (персидское «намаз») – молитва; ас-саум – пост; аз-закат (закят) – налог в пользу бедных; хаджж – паломничество.
Шахада предписывает мусульманам свято верить в единого Бога – Аллаха и считать Мухаммеда его посланником. Шахада возникла в ранний период ислама как возглас, отличавший мусульман от остальных людей. Она произносится и в индивидуальных молитвах, и в мечети во время богослужения. В период религиозных войн шахада служила боевым кличем. Отсюда понятие шахид – мученик, воин, павший за веру.
Молитва – обязательное правило для правоверного. Согласно Корану, Аллах вначале предписал Мухаммеду молиться 50 раз в день, однако в последствии снизил это количество до пяти (утренняя, полуденная, предвечерняя, дозакатная и ночная молитва). Молиться мусульманин может индивидуально и коллективно в любом подходящем месте, но полуденную, в пятницу, рекомендуется совершать в мечете.
Пост (саум), по преданию, установлен самим Мухаммедом в месяц рамадан (рамазан) второго года хиджры по приказу Аллаха. Пост заключается в воздержании в светлое время суток от приёма пищи, питья, вдыхания табачного дыма и тому подобное, то есть от всего, что отвлекает от благочестия. С наступлением темноты запреты снимаются, но излишествам предаваться не рекомендуется, следует проводить время в размышлениях, беседах, чтении Корана, совершать богоугодные дела, улаживать ссоры, раздавать милостыню. Пост обязателен для всех мусульман в течении рамадана.
Налог мусульман в пользу бедных (закат) берется с состоятельных, имущих. Закат обычно взимается со скота, денег, товаров и тому подобного. Правом получения материальной помощи, по Корану, пользуются бедные и нищие, пленные мусульмане, кающиеся грешники, паломники.
Хадж – паломничество - пятое важное религиозное правило. Мусульманам предписывается совершить путешествие в Мекку и другие святые места, связанные с деяниями пророка Ибрахима. Паломничество – строго регламентированное путешествие. Главный же обряд хаджа – стояние у горы Арафат (возле Мекки), где паломники проводят целый день, слушают проповедь, молятся. По завершении хаджа паломник получает звание хаджи и право носить зелёную чалму.
3. Мусульманские праздники.
Неотделимой частью канонических обрядов ислама являются религиозные праздники. К общепринятым во всем мусульманском мире относят:
Курбан-байрам – наиболее значимый для мусульман праздник. Главная часть праздника – заклание жертвы. Ею может быть баран, коза, корова, верблюд. Считается, что жертву можно приносить не только за живых, но и за усопших.
Курбан-байрам – радостный праздник, в этот день готовиться вкусная и разнообразная пища и сладости, навещают друзей и родственников, преподносят подарки.
Ураза-байрам празднуется по окончании большого поста в месяц рамадан. Начинается ураза обрядом «встречи», когда ждут на небе появления молодой луны. Луну высматривают в воде пруда, реки или колодца.
Ураза-байрам – праздник очень пышный. Этот день начинают с посещения мечети и раздачи милостыни беднякам и сиротам. Добровольные пожертвования идут на нужды мечети. Затем проходит праздничное богослужение и обязательная проповедь. В заключение следует поминовение умерших родственников.
Маулид – день рождения пророка. Отмечают его в третьем месяце лунного календаря (12-го числа). Праздник стали отмечать лишь спустя 300 лет после возникновения ислама. По мнению исследователей, Маулид возник под явным влиянием христианского Рождества. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, Маулид приурочен ко дню его смерти. По случаю Маулида читаются проповеди в мечетях, происходит общая молитва в честь Мухаммеда, раздаётся милостыня. На празднике декламируются стихи Корана, восхваляющие пророка.
Мирадж – праздник в ознаменование чудесного путешествия Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесения на небо к престолу Аллаха. Наиболее распространенное предание о ночном путешествии датируется 27 раджаба
Лейлят аль-Кадр – ночь предопределения. Смысл праздника состоит в том, что этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах.
Лейлят аль-Бараа – ночь создания. Это своеобразный праздник поминовения. В этот праздник возносятся особые молитвыза умерших во искуплении грехов, раздаётся еда нищим, люди лакомяться сладостями и так прочие.
Навруз – праздник весеннего равноденствия. Отмечается 21 – 22, реже 23 марта по григорианскому календарю. Наступление Навруза сопроваждается развлечениями и массовыми гуляниями.
4. «Мир ислама» и современность.
В VII – XII веках сложился «мир ислама» - своеобразная система духовных, социальных, политических и правовых реалий, основанная на религии, объединяющая целые народы и отдельные мусульманские общины Евразии и Африки, Северной и Южной Америки. Сегодня «мир ислама» включает более 860 млн. мусульман, проживающих в 120 странах мира. В 28 афро-азиатских государства ислам является официальной государственной религией.
Существует немало региональных и международных правительственных и неправительственных организаций, объединяющих мусульман. Крупнейшая из них – Организация Исламской конференции (ОИК, штаб-квартира в г. Джидде, Саудовская Аравия) – возникла в
Растёт влияние Ислама и в России. В Российской Федерации мусульманскую религию исповедуют более 20 миллионов мусульман различных народностей: тюрские народы (татары, башкиры, казахи, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки), народы Дагестана, чеченцы, ингуши, адыгские этнические общности. Российские мусульмане активно участвуют в духовно-политическом возрождении страны – строятся мечети, учебные заведения (медресе), исламские институты, пропагандируется исламская культура. Больше всего мечетей действует на Северном Кавказе, в Татарстане и Башкортостане.
Впервые в 1995 г. в России были созданы мусульманские политические организации, крупнейшая из них – Общероссийское Мусульманское движение «Нур», которое участвовало в парламентских и президентских выборах.
Заключение
В контрольной работе мною была рассмотрена тема «Ислам как мировая религия», в ней мы узнали, что Мухаммед является основателем ислама, он реальное историческое лицо. Ислам не наделяет его никакими сверхъестественными чертами, но для верующих он – пример «совершенного человека». В его личности удачно воплотились черты талантливого проповедника и способного политика, выяснили, что Мухаммед сумел найти равнодействующую интересов как племенных вождей, так и простых общинников, бедуинов и торговцев-горожан, простолюдинов. Одним предлагалось идеальное государство социального равенства и справедливости, другим – избавление от кровопролитных междоусобиц, третьим – власть и могущества в новом едином государстве. Всё это олицетворялось им в образе единого Бога – Аллаха.
Рассмотрели пять религиозных правил веры такие как - исповедание веры, молитва, пост, налог в пользу бедных и паломничество.
Узнали о «священных книгах» мусульман – Коран и Сунна, а также о религиозных мусульманских праздниках: Курбан-байрам, Ураза-байрам, Маулид, Мирадж, Лейлят аль-Кадр, Лейлят аль-Бараа, Навруз и Ашура.
Выяснили, что растёт влияние ислама и в нашей стране. Российские мусульмане активно участвуют в духовно-политическом возрождении страны – строятся мечети, учебные заведения, исламские институты, пропагандируется исламская культура.
Приложение:
Абу Бекр (ок. 572 – 23 августа
Омар (Умар I) бен ал-Хаттаб ал Фарук (ок. 585 – 644), второй «праведный» халиф, выдающийся государственный деятель. Происходил из курейшитского рода, был торговцем тканями. После смерти Абу Бекра принял управление халифатом. Ввёл мусульманское летоисчисление по хиджре (с апреля
Усман (Осман) бен Аффан (ок. 575 – 656), третий «праведный» халиф. Богатый мекканский купец, один из первых последователей пророка. Он и Мухаммед женились на дочерях друг друга. В правление Усмана был составлен первый свод Корана. Был убит родственниками Абу Бекра.Его смерть вызвала многолетнюю гражданскую войну в халифате.
Али бен Талиб (ум. 21 января
Список использованной литературы׃
1. Ильин В. В., Кармин А. С., Носович Н. В. Религиоведение. – С П б.: Питер, 2008. - 240.; - (Серия «Краткий курс»).
2. Мировые религии: история и современность: учеб. пособие / М. Ю. Зеленков . – Ростов н / Д.: Феникс, 2008, - 364, [1] с,: ил. – (Высшее образование).
3. Религия. История и современность׃ Учебник для вузов / Под ред. Ш. М. Мунчаева. – М.׃Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 264 с.׃ил.
4. Религия в истории и культуре׃ Учебник для вузов М. Г. Писманик, А. В. Вертинский, С. П. Демьяненко и др.; Под ред. Проф. М. Г. Писманика. – М.׃ Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 430 с.
5. Религиоведение : Учеб. пособие/ П.С. Гуревич. – 2-е изд., - М.: Издательство Московского психолого - социального института; Воронеж: Издательство Н П О «М О Д Э К», 2007. - 696 с – (Серия « Библиотека студента»).