Контрольная работа Сущность и значение социальных норм в современном обществе
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Сыктывкарский Государственный Университет
Финансово-экономический факультет
Кафедра истории, социологии и политологии
Контрольная работа
Социология
Сущность и значение социальных норм в современном обществе.
Специальность: Налоги и налогообложение
Исполнитель: студентка 417 группы
Тереск К. Ю.
Научный руководитель: Кандидат исторических наук
Зезегова О.И.
Сыктывкар, 2005
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Социальные нормы
1.1Понятие «социальные нормы»………………………….………………4
1.2.Социальная норма и возможности её измерения……………………..5
1.3.Сущность и значение социальных норм……………………………..13
2. Виды социальных норм
2.1.Социальные предписания……………………………………………..14
2.2Технические правила…………………………………………………..16
3.Роль социальных норм в современном обществе……………………..18
Заключение………………………………………………………………...20
Список использованной литературы……………………………………..21
Введение
Общество представляет собой совокупность отношений людей к природе и друг другу, или совокупность общественных явлений; при этом под общественным явлением понимают такое взаимосвязанное поведение индивидов, которое вызывает определённые изменения природы, общества и самого человека.
Индивиды как члены общества, как сознательные, творческие и свободные существа, определяя социологическое понятие человека, свободны в выборе своего поведения. И их поступки могут не только согласовываться, но часто и противоречить друг другу. В противоположность поведения можно подставить под вопрос не только осуществление общественных функций, но и существование общества. Поэтому имеется необходимость в том, чтобы регулировать человеческое поведение, т.е. определить его способ и обеспечить приемлемое для общества поведение людей.
Люди как общественные существа создают некий новый мир, отличный от природы, но и в нем должен существовать порядок. Чтобы этот порядок существовал, создаются социальные нормы.
Социальные нормы, которыми определяется человеческое поведение, обеспечивают существование людей в обществе и существование человека как человека – в его отношениях к остальным людям и к самому себе.
С их помощью человек стремится сохранить и реализовать определённые ценности в той природной и социальной действительности, в которой он живёт.
Цель контрольной работы: изучение сущности и значения социальных норм в современном обществе.
Задачи контрольной работы:
· Раскрыть понятие «социальные нормы»;
· Рассмотреть сущность и значение социальных норм;
· Изучить виды социальных норм.
1. Социальные нормы
1.1. Понятие «социальные нормы»
Под социальными нормами понимают пожелания, предписания, ожидания и требования, определяющие рамки социального действия[1].
Социальные нормы – это более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, социальные нормы отвечают на вопрос, как относиться к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Так в демократическом обществе мир, свобода, равенство и братство людей, их честь достоинство, социальная справедливость, солидарность, гражданский долг, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.
Социальные нормы производны от социальных ценностей и основываются на них. Социальные нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями. Определённой культуры и определяющие стабильность и целостность общества. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как более конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение их на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иногда государственного или административного нормативного акта, содержат чётные диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемых соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называют нормативной культурой. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.
Для контроля за соблюдением социальных норм применяются социальные санкции. Санкция – это реакция группы на поведение субъекта. С помощью санкций осуществляется нормативное регулирование социальной системы и её подсистем. Санкции можно подразделить на негативные (наказания, порицания) и позитивные (поощрение).
Процесс применения санкций в целях обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу социального контроля.
1.2.Социальная норма и возможности её применения[2]
Авторы данной статьи работают в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства. СМИРНОВА Елена Эмильевна - доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии, КУРЛОВ Валентин Федорович - кандидат технических наук, заведующий лабораторией комплексных социально-педагогических исследований, МАТЮШКИНА Марина Дмитриевна - аспирантка.
Социальная норма как механизм оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей является одним из ключевых понятий социологии. Не случайно великие теоретики социологической мысли обращались к этому понятию, делая его основой или необходимым элементом своих размышлений. Так, Ю. Конгейм предложил определять норму как то, что "свойственно большинству особей". Э. Дюркгейм рассматривал типы норм, воплощенных в праве. М.М. Ковалевский полагал, что солидарность людей - норма, классовая борьба - отклонение от нее . П.А. Сорокин писал, что главной причиной внутреннего социального мира является наличие в обществе "целостной, твердо вошедшей в жизнь системы основных ценностей и соответственных норм поведения". Столь пристальное внимание к нормам, включение их в социальные теории закономерно, поскольку вся социальная жизнь в той или иной мере ими пронизывается и регулируется.
Наличествующее сегодня представление о социальной норме необходимо отразить в определенной типологии, без которой описание нормы, понимание ее роли становится затруднительным.
Норма как идеал. Если рассмотреть этот вид применительно к различным областям человеческой жизнедеятельности, то можно опереться на следующие примеры: в медицине - совершенно здоровый человек, в педагогике - полностью успевающий по предметам класс, в социальной жизни - отсутствие преступлений.
Норма как образец поведения, как правило или эталон, как традиция. Примером в данном случае может быть следование любым, принятым в данном сообществе правилам, таким, например, как уважение к старшим.
Норма профессиональная. Пример - технические стандарты или свод правил для медиков, объединенный "клятвой Гиппократа".
Норма статистическая как выражение неких свойств, присущих большинству людей, событий.
Все указанные типы норм существуют в реальности и выполняют ряд функций. Можно согласиться с М.И. Бобневой, которая полагает, что "социальные группы вырабатывают нормы как средства для оформления, спецификации, упорядочивания, регулирования и оценивания отношений и взаимодействий людей". Именно такой подход к представлению нормы позволяет нам обозначить свою позицию по отношению к социальным нормам и предлагаемую технологию работы с ними, отработанную в области социологии школьного образования.
Авторы статьи исходят из того, что первый этап утверждения нормы - это этап ее оформления. В данном случае речь идет о том, что то или иное социальное явление (как сложившееся в реальности) уже имеет некую "норму", однако в массовом сознании эта норма может быть не отражена или не закреплена. Подобная ситуация возникает, как правило, в тех случаях, когда социальная реальность изменяется достаточно быстро, она не представлена ни в нормативных, ни в исследовательских документах и, естественно, существует вне массового сознания как уже сложившийся факт. В системе школьного образования таким явлением можно считать наличие определенного количества "статусных" школ в масштабах Петербурга на тот момент, когда это число стало относительно стабильным. С некоторой долей условности можно сказать, что наличие именно этого числа "статусных" школ стало нормой для образовательного пространства Петербурга (очевидно, что такая норма для Москвы имеет иное выражение).
Поиск нормы в целом ряде случаев (как в приведенном выше) является для общества, его социальных институтов процессом "живым", изменяющимся в течение относительно небольшого промежутка времени. Очевидно, что и время существования норм такого рода может оказаться достаточно кратким - временные рамки могут измеряться годами или десятилетием. Однако знание этих "текущих", частных норм очень важно как для рядовых участников данного процесса, так и для руководителей самых различных рангов. Апеллируя к приведенному примеру, можно сказать, что любой директор школы должен знать, сколько статусных школ в его районе и городе в целом, поскольку образовательная политика школы связана с этими данными напрямую в целом ряде аспектов (контингент школьников и родителей, условия работы школы, перспективность ее развития и т.д.). Подобные нормы они называют динамическими.
Потребность в знании их требует наличия специального инструмента и технологии для выявления, фиксации динамики, наконец, определения меры их сформированное™ и закрепления в социальной реальности. Далее раскрывается технология выявления этих норм и специфика анализа материала с их использованием.
Предлагаемый подход не претендует на всеобщность и универсальность. На их взгляд, он интересен и полезен тем, что позволяет решить следующие, важные для многих социологов задачи:
1.Зафиксировать некое текущее состояние как норму "бытования".
2.При наличии некоей стабильности существования процесса назвать и обнародовать имеющуюся норму как сложившуюся на данный момент величину (или интервал). Знание этих норм для участников данного процесса важно для оценивания и осмысления достигнутого уровня, регуляции и прогноза своих действий в дальнейшем.
Сложность анализа результатов социологических исследований нередко связана с отсутствием или недостаточностью информации о социальных нормах. Наиболее распространенной является ситуация, когда аналитик располагает данными, формализованными на латентном уровне или на уровне общепринятых тенденций типа: "чем больше, тем лучше" или "чем меньше, тем лучше". При этом канонизированные нормы, как и нормы-идеалы, как правило, носят глобализированный характер и трудно применимы к конкретным социальным объектам, так как уровень интериоризации этих норм в разных социальных средах и условиях может иметь существенные отличия (что позволено Юпитеру, не позволено волу).
Уже отмечалось, что Ю. Конгейм предложил определять норму как то, что "свойственно большинству особей". При этом соответственно патологическим оказывается признак, который не встречался у большинства особей данного вида, т.е. по сути в естественной природе норма - это нормальный закон распределения случайных колебаний значений признака для определенного класса объектов. Заметим также, что в последнее время сложилось представление о норме как оптимуме функционирования и развития. Эти идеи применяются к тем социальным объектам, которые можно рассматривать как системы. На взгляд авторов, среднестатистический подход к понятию нормы должен быть дополнен представлением о норме как интервале, в пределах которого количественные колебания процессов способны удерживать систему на уровне функционального оптимума - это оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень.
В связи с этим определенный теоретический и прикладной интерес представляет возможность использования результатов социологических исследований не только для анализа социальных систем, но и для определения числовых значений социальных норм, сложившихся в определенный отрезок времени.
Допустим, что имеются результаты исследования социальной системы, состоящей из однородных объектов, а полученные данные представлены в виде простых распределений для всех признаков, отражающих ситуацию, сложившуюся на каждом объекте системы. Практически, если исследование проводилось, допустим, методом анкетирования, полученный результат оформляется как перечень вопросов с проставленными результатами обработки ответов респондентов.
Пусть исследуемая система S
состоит из множества М однородных объектов. При этом всю систему и каждый из ее объектов можно описать с помощью одинакового набора признаков G
. Разместим результаты обработки ответов респондентов всех объектов по каждому признаку на отдельной измерительной шкале равных интервалов с крайними точками 0% и 100%. Требуется определить для каждого признака интервалы шкалы, показывающие соответствие данных о каждом объекте из множества М, нормам, интериоризованным системой S
. Остановимся на двух подходах к выявлению социальных норм по результатам исследования: 1) расчет норм-точек; 2) определение норм-интервалов.
Норма-точка достаточно широко используется в таких областях знаний, как химия, физика, медицина (температура тела, отличающаяся от 36,7 градусов, признается анормальной) и т.п. В социальных системах объективных норм-точек практически не существует. В связи с этим социологи чаще всего используют в качестве нормы-точки среднее значение Xs
, рассчитанное для всей системы S
. Отклонение показателей каждого объекта от Xs
может считаться анормальным, если величина этого отклонения превосходит некоторое субъективно определяемое значение. Величина этого значения зависит от смыслового содержания решаемой задачи, особенностей объекта и интуиции исследователя. Наличие аномалии не является основанием для однозначной оценки и, как правило, инициирует необходимость проведения более глубинного анализа выявленного факта. Предлагается считать значение Xs
квазинормой (условным эталоном) и при анализе результатов исследования соблюдать определенную осторожность, особенно при сравнении объектов крупномасштабных систем.
В отличие от нормы-точки выявление нормы-интервала предполагает поиск на измерительной шкале таких пограничных значений признака, которые делят все объекты системы на "нормальные" и "анормальные". В зависимости от целей исследования расчеты могут проводиться по определению следующих норм:
нормы минимаксной широты (Хшо);
нормы интердецильной широты (Х80);
нормы интерквартильной широты (Х50);
нормы размытой (назначаемой) широты (Х~).
Норма минимаксной широты (Хш) отражает полный размах значений параметров признака для всех объектов системы. Расчет Хт достаточно тривиален и проводится следующим образом. Среди значений анализируемого признака g
,-
e
G
всех объектов М системы S
выбираются минимальное и максимальное значения и отражаются на измерительной шкале. Разница между максимальным и минимальным значениями и составляет величину Х100. Для характеристики состояния системы большое значение имеет информация о месте расположения и величине размаха Х1()(). Место расположения Хит на измерительной шкале отражает уровень интериоризации нормы объектами системы: чем ближе Х]Оо расположено к концу шкалы, тем этот уровень выше. Размах Х100 представляет возможность определить, в какой степени объекты системы идентичны друг другу по анализируемому признаку: чем меньше Xim
, тем степень идентичности выше. Иллюстрационные варианты результатов расчета Х]Ж представлены на рис. 1.
Норма интердецильной широты (ХЫ)) дает возможность оценить по анализируемому признаку положение каждого объекта относительно всех других объектов системы. Положение признается "выше нормы", если объект попадает в 10% "передовых" объектов системы, и "ниже нормы", если он входит в 10% "отстающих". Присвоение интервалу наименования "отстающий" совершается в соответствии со смыслом каждого признака. Значения признака для остальных 80% объектов принимаются как норма (Хт), отражающая тенденцию всей системы. Размах Хт характеризует степень интегрированности системы, а место расположения на шкале -уровень принятия или отторжения нормы.
Норма интерквартильной широты (Х5о) отличается от Х$п тем, что по краям метрической шкалы отсекается не по 10% объектов, а по 25%. Таким приемом область значений признака, принимаемая за норму, заметно сужается.
Норма размытой широты (ЛГ~) отличается от Хю и Х5() тем, что отсечение крайних объектов на шкале проводится в количестве, задаваемом исследователем. .Размер отсечения зависит от содержания решаемой задачи, специфики признака и других факторов.
Представляется, что определенный интерес вызывает возможность комплексного использования всех описанных типов норм. На рис. 2 в графическом виде представлены смоделированные результаты расчета четырех типов норм для двух признаков.
Взаимное расположение норм может иметь симметричный и асимметричный характер. Наличие центральной симметрии всех норм-интервалов относительно нормы-точки (средней, медианы, моды) характеризует систему как уравновешенную по количеству "отрицательных" и "положительных" объектов. Заметная асимметрия свидетельствует о наличии неких "перекосов" в сторону ухудшения или улучшения ситуации. Изучение симметричности может дать дополнительные возможности для анализа состояния системы.
Таким образом, наличие информации о значениях различных норм позволяет проводить анализ не только по обобщенным показателям Xs
, но и с использованием объектно-ориентированного подхода.
Выявление социальных норм интервального типа содействует более точному определению состояния отдельных систем, обеспечению более корректного сравнения результатов различных исследований за счет использования идентичных приемов вторичной группировки эмпирических данных.
1.3. Сущность и значение социальных норм
Социальные нормы представляют собой ожидаемые правила поведения в обществе, согласно которым человек должен вести себя таким образом, чтобы обеспечить согласованность индивидуальных поведений, необходимые для осуществления основных социальных функций.[3] Так как человек является свободным существом, и в рамках свободы, предоставленной ему естественным законом, он может вести себя по-разному. И чем более развитым является общество, чем уверенней оно прогрессирует, тем больше прогресс человеческого сознания и свободы, тем в большей мере человек ведёт себя как свободное существо, а общество может воздействовать на него при помощи правил, создаваемых обществом. А это значит, что точно также как нет общества без свободного и целесообразного поведения человека, так нет и общества без общественных правил, при помощи которых обеспечивается координация этих свободных поведений.
Понятые таким образом социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы последним и пренебречь. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определённого рода санкциям, применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.
При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определённых общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес, который не обязательно является интересом преобладающей части населения. Он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.
2. Виды социальных норм
2.1.Социальные предписания
Социальные предписания – это социальные нормы в узком смысле слова. Это социальные нормы, которые определяют социальное поведение человека, т.е. отношение человека к другим членам общества.[4] Когда люди поступают в соответствии с общественными предписаниями, устанавливается такое социальное состояние, которое является полезным, т.е. такое, которое может считаться полезным для общества, создающего данные правила. Социальные предписания регулируют отношения между людьми в государстве и в более узких общностях, т.е. в социальных группах.
Социальное предписание имеет две части: диспозицию и санкцию. Диспозиция представляет собой ту часть социального предписания, которая определяет поведение индивида таким образом, чтобы был соблюдён интерес общности, коллектива. Санкция предусматривает лишение того, кто нарушил диспозицию, известных благ и тем самым удоалетворяется стремление общности к наказанию тех членов общества, которые не придерживаются принятого способа поведения. Весьма важным является также и опосредованное воздействие санкции на поведение, а именно: а именно: зная, что им грозят определённые санкции, т.е. лишение известных благ, люди, как правило, воздерживаются от нарушения общественных предписаний.
Однако санкции, при помощи которых общество стремится воздействовать на поведение людей, дабы оно соответствовало диспозиции юридической нормы, не могут быть исключительно негативными, т.е. направленными лишь на лишение некоторых благ тех членов общества, которые нарушают общественные правила. Могут быть предусмотрены и позитивные санкции – не за нарушение правила, а за поведение в соответствии с ними.
В обществе существуют многочисленные социальные предписания, которые можно отнести к различным видам на основе самых разных критериев. Чаще всего они различаются а зависимости от вида общности, которая их создаёт, от деятельности, к которой данные предписания относятся, и вида санкций, которые применяются при нарушении предписания.
Наиболее существенные различия проистекают из санкций. Более суровые санкции по отношению к нарушителю предусматривают те общественные предписания, которые созданы организованными социальными общностями. Обычно в этом случае речь идёт о лишении нарушителя значительных благ при помощи принуждения, которое часто выступает в форме физического насилия. Правовые нормы являются наиболее типичным представителем данного вида социальных предписаний.
В неорганизованных социальных общностях социальные предписания возникают спонтанно, в течение длительного времени, и глубоко внедрены в сознание членов общности. Примером социальных предписаний, создаваемых организованными общностями, являются правовые, а неорганизованными общностями – обычные нормы. Право представляет собой особый вид социальных предписаний, тесно связанных с государством. Его можно определить как совокупность социальных предписаний, чьи санкции обеспечивает государство.[5]
Элементами правовой нормы как социального предписания, чьё применение обеспечивает государство, являются гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза определяет условия, при которых некоторое социальное отношение становится правовым, т.е. таким, в котором люди должны вести себя, как предписывает правовая норма. Диспозиция есть само правило поведения, которое предписывается правовой нормой. Санкция есть часть правовой нормы, в которой указывается, что произойдёт с людьми, которые не поступают в соответствии с диспозицией правовой нормы и какие меры должен предпринять государственный орган в отношении нарушителей нормы, чтобы обеспечить её выполнение.
Обычные правила как социальные предписания возникают в неорганизованных социальных общностях в процессе длительного воспроизводства определённого способа поведения. В этом смысле обычай чаще всего определяют как совокупность «правил, которые возникают в некоторой социальной группе в результате длительного сохранения определённого поведения, считающегося обязательным для членов этой группы».[6] Поэтому обычай является социальным предписанием, сила которого обусловливается его длительным существованием, но в этом же заключается и его слабость.
Санкции за нарушение обычных норм, как правило, не применяет никакой специальный орган, их применяют отдельные члены общества, которые считают это своим долгом.
2.2 Технические правила
Технические правила представляют собой такие нормы поведения, которые являются социальными лишь опосредованно. Но именно они регулируют не отношение человека к другим людям, а отношение человека к природе. Это те нормы, которые основываются на знаниях о природе и определяют поведение человека в процессе присвоения им природы. Однако человек относится к природе не только как природное, но и как общественное существо, т.е. его отношение к природе и обществу является социальным отношением. В этом смысле рассматриваемые нормы также являются социальными.
Посредством действий, которые предписываются техническими правилами, человек может осуществить известные благоприятные для него изменения в природе. Поэтому можно сказать, что данные нормы определяют деятельность по преобразованию природы.[7] Технические правила служат достижению цели, в которой заинтересованы либо отдельный человек, либо множество людей.
Люди в своём поведении придерживаются технических правил, ибо, поступая в соответствии с ними, они осуществляют некий свой интерес; игнорируя же данные правила, они не могут реализовать свой интерес и могут понести определённые лишения. Именно поэтому и нет необходимости в том, чтобы общество обеспечивало выполнение технических правил путём применения санкций по отношению к их нарушителям.
В развитых обществах существует большое число технических правил. Каждая часть человеческого творчества создаёт собственные технические правила. При этом они подвержены неправильным изменениям, происходящих в ходе изменения человеческого сознания и способов присвоения природы, её приспособления к потребностям людей. Изменение технических правил непосредственно связано с развитием науки и появлением новых возможностей для развития технологии.
По сути, технические правила являются социальными правилами, ибо отношение человека к природе есть социальное отношение; также и отношение человека к науке.
3. Роль социальных норм в современном обществе
Ещё в давние времена социальные нормы играли важную роль в современном обществе, что приводило к различным дискуссиям. Социальным нормам в обществе отводят различные роли. Так, например, известный норвежский социолог, философ и знаток экономической теории, профессор Чикагского университета Юн Эльстер в своей статье распространяет экономические исследования на социальные нормы. В ней речь идет об известном противопоставлении: homo economicus и homo sociologicus, когда предполагается, что первый из них руководствуется принципами инструментальной рациональности, в то время как поведение второго определяется социальными нормами. Более подробное рассмотрение социальных норм приводит Эльстера к выводу, что далеко не все эти нормы ориентированы на достижение результата, наиболее выгодного для всех членов коллектива или общества, или, другими словами, являются рационализацией личного интереса.[8]
Л. Тевено в своей статье говорит о том, что если социологи традиционно объясняют поведение людей, исходя из понятия социальной нормы, то экономисты опираются главным образом на принцип экономической рациональности: социальные нормы, которым следуют социальные факторы, обеспечивают существование социального порядка, рациональность факторов, руководствующихся принципом рационального выбора, обеспечивает равновесие рынка. Автор статьи пытается выйти за пределы этой традиционной методологической дилеммы, предлагая в конкретных исследованиях переходить от уровня абстрактных и общих схем на уровень практики и рассматривать при анализе той или иной ситуации социального взаимодействия повседневные навыки, которые факторы используют для оценки происходящего, развития собственных стратегий действия и разрешения проблемных ситуаций.[9]
Социальные нормы затрагивают все сферы жизни.
Заключение
Для реализации многочисленных и разнообразных целей в обществе существует множество социальных норм. Однако это множество существовало не всегда. Социальные нормы прошли свой путь исторического развития вместе с развитием общества. В начале истории человечества, когда человеческое общество было неразвитым, социальные нормы составляли единую совокупность и не различались между собой ни по способу их возникновения, ни по тому, как обеспечивалось их применение.
Однако с развитием общества происходит дифференциация отдельных видов норм. А именно, с дифференциацией общества возникают особые группы людей. Имеющих особый интерес и желающих его осуществить. Тогда то и происходит дифференциация социальных норм. Социальные нормы начинают различаться как по целям, которые люди пытаются реализовать с их помощью, так и по своей форме, т.е. по способу их возникновения и по средствам, с помощью которых обеспечивается их применение.
С развитием общества возрастало и количество социальных норм. Многочисленные социальные нормы делятся на разнообразные группы в зависимости от критериев, которыми пользуются при их классификации. Чаще всего, исходя из тех средств, при помощи которых оказывается воздействие на людей, ведущих себя в соответствии с социальными нормами, последние делятся на социальные предписания и технические правила.
Список использованной литературы
1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учебное пособие для вузов.- Минск: Тетра Системс, 2002.- 640с.
2. Данило Ж. Маркович. Общая социология: Учебник.- М.: ВЛАДОС, 1998.- 432с.
3. Кравченко А.И. Социология и политология: Учебное пособие для студентов.- М.: Академия, 2001.- 312с.
4. Смирнова Е.Э., Курлов В.Ф., Матюшкина М.Д. Социальная норма и возможности её применения//Социс. 1995. №1.
5. Социология: Наука об обществе/ под ред. В.П. Андрущенко.- Харьков:,Рубикон, 1996.-684 с
6. Л. Тевено. Рациональность или социальные нормы: преодолённое противоречие? Экономическая социология. 2001. Т.2. №1. с.88-122
7. Фролов С.С. Основы социологии: учебное пособие.- М.: Юристь, 1997.- 344с
8. Ю. Эльстер. Социологические нормы и экономическая теория// THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. №3. с. 73-91
[1] Кравченко А.И. Социология и политология.- М.: Академия, 2001.- 223 с.
[2] Смирнова Е.Э., Курлов В.Ф., Матюшкина М.Д. Социальная норма и возможности её применения//Социс. 1995. №1.
[3] Данило Ж. Маркович. Общая социология: Учебник для вузов.- М.: ВЛАДОС, 1998.- 315 с
[4] Социология: Наука об обществе/ под ред. В.П. Андрущенко.- Харьков:,Рубикон, 1996.-126 с
[5] Фролов С.С. Основы социологии.- М.: Юристь, 1997.- 167 с
[6] Фролов С.С. Основы социологии.- М.: Юристь, 1997.- 168 с
[7] Бабосов Е.М. Общая социология.- Минск: Тетра Системс, 2002.- 349 с
[8] Ю. Эльстер. Социологические нормы и экономическая теория// THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. №3. с. 73-91
[9] Л. Тевено. Рациональность или социальные нормы: преодолённое противоречие? Экономическая социология. 2001. Т.2. №1. с.88-122