Контрольная работа

Контрольная работа Я - концепция личности

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024





      Министерство Образования Московской Области

Московский Государственный Областной Университет
Кафедра психологического консультирования

Специальность: психология 5,5 лет обучения
Контрольная работа

По предмету:    Психология    личности

Тема:    «Я»   -   концепция     личности»
Выполнил: студентка 4 курса

Малаха О.А.

Проверил:               Шульга
Москва 2010

            План

Введение

1. Понятие «Я» - концепции

2. Составляющие «Я» - концепции

      2.1 Когнитивная составляющая «Я» - концепции

      2.2 Оценочная составляющая «Я» - концепции

      2.3  Поведенческая составляющая «Я» - концепции

3. «Я» - концепция в различных теориях личности

4. Развитие «Я» - концепции

       4.1  Факторы, влияющие на развитие Я - концепции

       4.2 Источники развития и формирования Я - концепции

Заключение

Список литературы
        

              Введение

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу  решения не только многих  важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Способность  к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому  себе.  Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая  термином    Я-концепция.   Личность становится для себя тем, что она есть в  себе через то, что она есть для других.

Человек все больше и больше контактирует с обществом, строит различные социальные связи, становится взаимозависимым с окружающими, и поэтому самоопределение и самореализация чрезвычайно важны в жизни каждого человека. Что личность из себя переставляет, какова она в восприятии окружающих, какой бы ей хотелось быть на самом деле? Эти и многие другие вопросы освещает «Я - концепция».

Я-концепция возникает у человека  в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное  внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

Поэтому, целью данной работы является рассмотрение общего понятия, структуры, различных психологических теорий Я - концепции, факторов ее развития и значения, для чего стоит обратиться к научным трудам известных психологов.
1. Понятие «Я» - концепции.

              Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я»  субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты  этого процесса в самосознании.

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет  единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится   самосознание. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.


  В современной психологии  Я-концепция рассматривается как  один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие  «Я - концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.

 Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три    психологические составляющие:

1.                Образ Я – представление индивида о самом себе.

2.                Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3.                Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

   2. Составляющие «Я» - концепции (по Р.Бернсу).

Рассмотрим подробнее эти три основные составляющие Я-концепции:

2.1 Когнитивная составляющая «Я» - концепции.

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые мы употребляем, описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся  любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

2.2          
 Оценочная составляющая «Я» - концепции.


  Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу  его Я.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою   значимость. Однако она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ  Я,  должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. 

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. 

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

2.3 Поведенческая  составляющая  «Я» - концепции.

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе.

Мы рассмотрели понятие Я-концепции. Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения.  В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя.  Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.

   3.  «Я» - концепция в различных теориях личности.

Содержание  и  объем  понятия «Я-концепция»  до  настоящего  времени остается  дискуссионным.  Вклад  в  исследование  этого  феномена  внесло множество  различных  ученых,  так  или  иначе  касающихся  вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных позиций,  таких, как: У. Джемс, Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. В Столин, С. Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон… 

Основоположником  изучения «Я-концепции»  принято  считать  У. Джемса,  который  в  своей модели  разделил  личность  на  две  составляющие: «Я» – познаваемое (эмпирическое) и «Я» – познающее (чистое), подчеркивая, однако,  что  такое  деление  условно  и  отделить  одну  сторону  от  другой возможно  лишь  в  чисто  теоретических  построениях.  В  структуре познаваемой  части  нашего «Я»  он  выделят  физическую,  социальную  и духовную  личности  с  компонентами  каждой  из  которой  мы  себя отождествляем. 

В  первых  десятилетиях  двадцатого  века «Я-концепцию»  начали изучать  с  позиций  социологии  такие  ученые,  как Ч. Кули  и Дж. Мид. Это направление  получило  название «Социальный  интеракционизм».  Однако, задолго  до  них,  в 1752  г.  А.  Смит –  представитель  шотландской  школы философии  морали –  писал  о  том,  что  отношение  человека  к  себе,  его самооценка  зависят  от  других  людей,  глядя  на  которых  и  опираясь  на  их отношение,  можно  как  в  зеркале  увидеть  собственные  достоинства  и недостатки.  И  мы  судим  о  себе  и  своем  поведении  во  многом  так же,  как думаем, что судят о нас. 

Позднее  Ч.  Кули  и  Дж.  Мид  развили  теорию «зеркального  Я»  и поставили  в  основу  своей  позиции  тезис  о  том,  что  именно  общество определяет  как  развитие,  так  и  содержание «Я-концепции».  В  дальнейшем последователи символического интеракционизма, такие, как М.Кун, А. Роуз, Леви-Стросс, Т. Шибутани и т. д. продолжили разработку проблем, которые ставили перед собой эти ученые. Д. Сьюпер, Р. Эквайер, Дж. Бугенталь как авторы  индивидуального  подхода  сделали  противоположный  акцент – поставили  в  основу  своей  теории  внутренние  факторы  становления «Я-концепции». 

Другой  подход  к  изучению «Я»  предлагается  психоаналитической школой. В своей эпигенетической теории Э. Эриксон, опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает «Я-концепцию» сквозь призму эго-идентичности. По его мнению, характер эго-идентичность связан с особенностями окружающей индивида  культурной  среды  и  его  возможностями.  В  его  теории  описаны восемь  стадий развития  личности, напрямую  связанные  с изменениями  эго-идентичности, указаны кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов,  характерных  для  различных  возрастных  этапов  развития. Особое внимание Эриксон уделяет подростковому и юношескому возрастам. В  отличие  от  символического  интерракционизма  он  пишет  о  механизме формирования «Я-концепции» как о бессознательном процессе. 

В  клиент-центрированной  терапии  К.  Роджерса  делается  упор  на конфликт  между  установками  личностного «Я»,  возникшими  под воздействием  окружающих  и  непосредственным  опытом индивида. Именно это, по его мнению, лежит в основе дезадаптации. Одним из положений его теории  является  взгляд  на  глубинные  слои  человеческой  психики  как  на социализированные и позитивные по своей направленности. Автор различает понятия «Я» и «Я-концепция». Здесь «Я» – это результат непосредственного переживания  своего  реального  опыта,  а «Я-концепция»  устойчивое образование, которое складывается на протяжении всей жизни, и на которое оказывают влияние такие факторы, как социальные нормы и реакции других людей на поведение человека.

С  исследованием «Я»  как  системы  опыта  связана  теория  личностных конструктов  Дж.  Келли.  В  ее  основе  лежит  понятие  конструкта,  который является единицей опыта. Конструкт представляет собой способ толкования реальности,  изобретенный  человеком.  Человеческий  опыт,  таким  образом, формируется системой личных конструктов. 

Одно  из  направлений,  сформировавшихся  под  влиянием  идей  К. Роджерса,  представителями  которого  являются  В.  Б.  Свэнн  и  С.  Стилл, включило  в  себя  множество  трудов,  направленных  на  изучение  таких проблем,  как  организующая  роль «Я-концепции»  в  общении, структурировании  когнитивных  процессов,  механизмов  поддержания имеющейся «Я-концепции».  В.  Б.  Свэнн –  автор  теории  верификации –

утверждает,  что «Я-концепция»  нуждается  в  подтверждении  со  стороны других  людей,  что  делает  мир  более  предсказуемым  и  контролируемым,  и является основой близких отношений и построения деятельности. С. Стилл – автор  концепции  самоутверждения –  выделяет  мотив  самоутверждения  как одну из детерминант поведения личности.

В  исследованиях  ряда  ученых,  таких,  как  Р.  А.  Неймейер,  М.  Д. Берзонский, Р. М. Перкинс, Дж. Адамс-Вебер и т. д. прослежено влияние «Я-концепции»  на  различные  характеристики  когнитивных  процессов,  таких, как организация памяти, когнитивная сложность, также на структуру образа Другого  и  различные  личностные  характеристики.  В  теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера личность в процессе самопознания, исследуя себя, достигает  внутренней  когнитивной  согласованности.  В  теории конгруэнтности  Ч.  Осгурда  и  П.  Танненбаума  исследуется  отношение, возникающее  при  сравнении  внутри  когнитивной  структуры  личности  двух объектов – информации и коммуникатора.

Среди исследователей «Я-концепции» нельзя не упомянуть Р. Бернса. В основе его теории лежат взгляды таких ученых, как Э. Эриксон, Дж. Мид, K.  Роджерс.  У  Бернса «Я-концепция»  связана  с  самооценкой  как совокупность  установок «на  себя»  и  является  суммой  всех  представлений индивида  о  самом  себе.  Это,  по  его  мнению,  следует  из  выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «Я-концепции»  автор  называет  образом  Я  или  картиной  Я.  Составляющую, связанную  с  отношением  к  себе  или  к  отдельным  своим  качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. 

Хотя  в  структуре «Я»  большинство  исследователей  выделяют множество  образов,  наибольшая  дифференциация  встречается  у американского психолога М. Розенберга. Наиболее существенные среди них – это «настоящее Я», «фактическое Я», «динамическое Я», «возможное или будущее  Я», «идеализированное  Я»,  также  как  и  ряд «изображаемых  Я». Различения  между  Я-реальным  и  Я-идеальным  присутствуют  в  работах  З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и других.

Рассмотрение жизни человека как сценария легло в основу сценарного анализа, разработанного в рамках интеракционизма Э. Берна. Такой подход использовали  такие  исследователи,  как  А.  Шютценберг,  И.  Гофман, представители  нарративной  психологии (Ротри,  Х.  Арендт).  Из  них  самой разработанной  теорией  Я  как  сюжета (или  как  драмы)  является  теория  И. Гофмана. В ролевой теории социальной драматургии И. Гофман сравнивает театральные  постановки  с  реальной  жизнью.  По  его  мнению,  личность разыгрывает различные роли для достижения коммуникативных целей.

У. Спиркина категория Я занимает центральное место. Это высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующая психическую жизнь. Соотношение себя и объективной реальности у него осуществляется посредством Я. При этом подчеркивает, что «Я - концепция» это всегда сознательная структура. Он дает следующие характеристики Я:

1.                Я – устойчиво, оно может меняться вместе с изменениями условий жизни.

2.                Я обладает пластичностью.

3.                Я обладает цельностью, внутренней собранностью.

Кон подчеркивает, что «Я - концепция» входит в структуру личности в качестве установки и называет два свойства Я: дифференцированность и обобщенность. И предлагает четыре закона, по которым конструктируется образ Я.

1.                 Интеграция или система отраженного, зеркального Я, т.е. образ Я формируется на основе других людей и этими людьми в разное время выступают разные люди

2.                 Система социального сравнения, т.е. идет сравнение Я наличного с прошлым и будущим, свои достижения сравниваются с притязаниями. Также идет сравнение себя с другими людьми, формируется самооценка.

3.                 Система самоатрибуции , т.е. приписывание себе определенных свойств.

4.                 Система так называемой смысловой интеграции жизненных переживаний, т.е. все предыдущие системы взаимосвязываются с помощью интегрирования.
В  отечественной  психологии «Я-концепция»  рассматривалась  в основном  в  русле  изучения  самосознания. Этой  проблематикой  занимались В.  В.  Столин,  Т.  Шибутани,  А.  А.  Налачжанян,  Е.  Т.  Соколова,  С.  Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе.

Многие  авторы  все  множество  теорий  в  исследовании «Я»  делят  на структуралистические  и  функциональные.  К  первой  группе  относятся  все теории,  рассматривающие «Я»  как  структуру,  выполняющую  определенные функции.  Ко  второй –  исследующие «Я»  как  часть  психического  опыта,  и изучающие структуру этого опыта. Исходя из первого подхода – «Я» сложно и многомерно, согласно второму – едино и целостно.

Анализ  научной  литературы  показал,  что  существует  множество подходов  в изучении «Я-концепции»,  рассматривающих  проблему  в  тесной связи  с  самосознанием  личности,  с  различных  теоретических  позиций, взаимосвязанных, а порой, и противоречащих одна другой.

В заключении можно сказать, что «Я - концепция» является важной единицей развития личности и формируется под влиянием жизни.

4. Развитие «Я» - концепции.

                                        4.1  Факторы, влияющие на развитие Я - концепции

Все теории развития Я - концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития Я - концепции независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых других.

Поведение родителей


Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я - концепции. Это объясняется следующими причинами: во-первых, основы Я - концепции закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе; во-вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я - концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально.

Значимые другие


Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь.

Значимые другие - это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих.

В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенка являются родители. Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и высоко оценивает созданное им изображение своего «Я». Точность этого образа зависит от индивидуальных особенностей значимого другого. Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. В любом случае, созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования Я - концепции.

        4.2 Источники развития и формирования Я – концепции

Из многочисленных источников формирования «Я - концепции» человека, по-видимому, наиболее важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:

1) представление о своем теле (телесное «Я»);

2) язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях;

3) субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе;

4) идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина - женщина);

5) практика воспитания детей в семье.

Телесное «Я» и образ тела - рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам «Я - концепции», субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека. (разное отношение к атлету и толстяку) Так же, как для каждого из нас существует идеальная «Я - концепция» себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой «Я - концепции» в целом. Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами.

Язык и развитие «Я - концепции». Значение языка для развития «Я - концепции» очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию «Я - концепции». Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т.п.) - другой важный источник формирования «Я - концепции». Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшим социальным окружением) жизненно важны для развития «Я - концепции». С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают. Существует много исследований, посвященных этому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность. Если другие люди принимают, то у него, вероятнее всего, развивается положительная «Я - концепция». Если другие отвергают, у него будет развиваться отрицательная «Я - концепция». Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьные группы и др.) имеет огромное значение для «оформления» центральных «Я - установок» в подростковом возрасте.

Полоролевая идентификация. Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида: половая идентификация и половая типизация. Идентификация - это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другого человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, - более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Формирование представлений о половой роли и их освоение - важнейший и универсальный компонент «Я - концепции».

Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие «Я - концепции» личности. Большинство психологов считают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и «Я - концепции» человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми. Психологи предпринимали многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте. Вместе с тем, как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в формировании типов личности вполне очевидны в отношении таких установок воспитания, как авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность и теплота, забота, уважение детей, разумный контроль со стороны родителей за их воспитанием. В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет общей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. Но в целом, по-видимому, следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:

1) положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей;

2) четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями;

3) уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в установленных пределах;

4) минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми.
    Заключение

В жизни каждого человека чрезвычайно важную роль играет осознание себя не только через самовосприятие, но и через восприятие других людей. Контакт человека с социумом начинается еще в раннем детстве, при контакте с родителями. У ребенка уже начинают формироваться представления о себе, самооценка, образ, к которому он сознательно или неосознаваемо стремится. Он начинает анализировать свое поведение, ситуации, в которые попадает. В этом случае концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Я - концепция включают в себя 3 составляющие: когнитивную (совокупность тех качеств, с помощью которых человек себя описывает), оценочную (единство знания к себе, самооценка, уровень притязаний) и поведенческую (комплекс установок человека, готовность действовать в определенной ситуации определенным образом). Существует 3 условия становления самооценки: отношение между Я - реальным и Я - идеальным, интериоризация социальных реакций и успешность его деятельности.

В осознании себя играет роль множество аспектов, такие, как представление о своем теле (телесное «Я»), язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях, субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе, идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина - женщина);

Я - концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представлениям чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Также люди воспринимают одну и ту же ситуацию по-разному, и осмысляя ее, человек строит представление о себе. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

Таким образом, становление Я - концепции играет важную роль во всех аспектах жизни человека.
Список литературы

1. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание/Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986.

2. Дерябин, А.А. Я - концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы/А.А. Дерябин. - М., 1994.

3. Журавлёв, А.Л., Соснин, В.А. Социальная психология/ А.Л. Журавлев, В.А. Соснин. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2008.

4. Колесникова, С.С. Особенности Я - концепции подростков с аддиктивным поведением/С.С. Колесникова. - М., 1998.

5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000.

6.  Джемс У. Психология. М., 1991.

7. Психология  самосознания //  Хрестоматия  по  социальной  психологии  личности / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.

8.  Самосознание  и  защитные  механизмы  личности //  Хрестоматия  по  социальной психологии личности / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.

9.  Рождерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

10.  Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. М., 1996.

11.  Ждан А.Н. История психологии. - М.: «Российское педагогическое агенство», 2007

12.  Кон И.С. Открытие Я. - М.: Политиздат, 2006.

13. Психология / словарь Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского М.: Политиздат, 2004. - 556 с.

1. Реферат на тему Cleopatra Essay Research Paper History is full
2. Статья Таинства веры
3. Реферат Разработка программы для обмена тестовыми сообщениями
4. Шпаргалка Шпаргалки по экономической теории
5. Реферат на тему Ponce De Leon And The Early ExplorationOf
6. Реферат на тему Осмий благородный металл
7. Реферат на тему African Resistance Q80 Fox Essay Research Paper
8. Реферат Вещь и право требования к вопросу о допустимости виндикации бездокументарных ценных бумаг
9. Контрольная работа Биология как наука
10. Реферат на тему Основы философии марксизма