Контрольная работа

Контрольная работа социальные институты 8

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 13.1.2025





Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального обучения

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ им. В. В. Куйбышева)

Институт механики, автоматики и передовых технологий

Кафедра технологии деревообработки
Контрольная работа

На тему: «Социальные институты»
    Выполнила: студентка группы ЗМ-6621

                                                                   Кондратова Т. В.

                                            Проверил: Белозеров И.Л.
Владивосток 2010
План контрольной работы
Введение...............................................................................................................3

1. Понятие и признаки института, типология социальных институтов.........3

2. Развитие социальных институтов, их функции и дисфункции...................7

3. Институт семьи.................................................................................................9

4. Образование и наука.......................................................................................12

5.  Религия............................................................................................................14

6. Экономическая система..................................................................................17

7. Политическая система.....................................................................................19

Заключение...........................................................................................................21

Литература............................................................................................................23


Введение


Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

1.    Понятие и признаки института, типология социальных институтов


В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин "группа" или "ассоциация". Такое понимание позволяет различать понятия "институт", "группа" и "ассоциация" исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между понятиями "институт" и "группа" имеется существенное внутреннее различие. Если группа - это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике.

Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum—установление, устройство. Со временем он приобрел два значения—узкофункциональное (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное (совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений).

Социологи наделили это понятие новым содержанием. Добавились новые, сугубо социологические детали, но стержень—совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, остался прежним.

Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя:

- совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);

- общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства);

- переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

 Пять основных потребностей и институтов:

1.       потребность в воспроизводстве рода (институт  семьи и брака);

2.       потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

3.       потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

4.       потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

5.       потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт  религии).

 Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

 В начале 20 века Т. Веблен определил социальный институт как совокупность общественных обычаев и социальных норм, в которых воплощены образ мысли и образ жизни людей и которые передаются из поколения в поколение. Многие современные социологи трактуют социальный институт как сложную конфигурацию обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов, и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

Обычаи представляют собой образцы поведения, сохранившиеся на протяжении веков и указывающие, как следует вести себя в повседневной жизни. Обычаи являются настолько привычной частью жизни, что их редко замечают.

Усвоение культурных обычаев начинается с двухлетнего возраста и может продолжаться всю жизнь.

Нравы – это строго соблюдаемые и не нарушаемые обычаи. Нравы воспринимаются окружающими очень серьезно. Они сопровождаются оценкой правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуются аморальным, безнравственным и осуждается обществом.

Условности – этот термин употребляется в двух значениях. Будучи разновидностью нравов и обычаев, условности тоже возникли в далеком прошлом. Они не регулировались никакими административными постановлениями и не и не касались важных сфер человеческого поведения, в отличие от обычаев и нравов. Их сфера – область вежливого обхождения. Условности касаются манеры выражения, форм одежды, обстановки, украшений.

Этикет – кодекс вежливого поведения. который часто путают с манерами. Манеры выражают отношение или установку по отношению к другим людям. Можно хорошо знать книжный этикет и в тоже время иметь дурные манеры. Существуют хорошие и дурные манеры, но дурного этикета – нет.

Традиции – можно уподобить тенденциозно изложенной истории. Писаные традиции передают истинную историю в легендарном виде. Таковы легенды, предания, сказания и прочие. Когда говорят о каких-то национальных традициях, например, о традиции гостеприимства или о традиции демократичного общества, то подразумевают целый ряд исторических явлений, представляющихся типичными и осознаваемых как общественная ценность

Итак, социальные институты - специфические, относительно самостоятельные механизмы социальной регуляции, которые осуществляют контроль за поведением индивидов посредством применения специальных мер и способов внушения, убеждения и воспитания, разнообразных форм принуждения и давления (санкций), различных способов выражения признания и одобрения. Благодаря институтам формы поведения приводятся в соответствие с принятыми образцами, нормами и стандартами. Социальные институты различаются по функционально-целевому назначению, предмету регуляции, строению и способу воздействия (официальные и неофициальные, формальные и неформальные институты). Однако их внутренняя структура однотипна по составу исходных элементов:

- любой социальный институт предполагает наличие устойчивых признаков объектов социальной регуляции, которые определяются объективным положением индивида в системе общественных отношений и фиксируется в социальном статусе.

- социальный статус проявляется в динамической форме, его поведенческим воплощением служит социальная роль.

- взаимообусловленность людей в рамках конкретного социального института формализована, благодаря наличию норм.

Типы социальных институтов.

 Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Экономические институты - их назначение в том, что они обеспечивают распределение индивидов в системе общественной организации труда и в системе отношений собственности; контролируют процесс распределения, регулируют денежное и товарное обращение.

Политические институты - основная функция - установление, исполнение и поддержание власти, доминирующей в обществе социальной группы. Обеспечивают воспроизводство идеологических ценностей, стабилизируют социальные структуры.

Социокультурные и воспитательные институты - освоение и последующее воспроизводство социокультурных ценностей.

Нормативно-ориентирующие институты - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов, придание поведению и мотивации нравственную ориентацию, этическую основу.

Нормативно-санкционирующие институты - осуществляют регуляцию социального поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и нормативных актах.

Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты (основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных норм, их официальном или неофициальном закреплении) -временные способы социальной регуляции.


2.    Развитие социальных институтов, их функции и дисфункции


Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

-   возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

-   формирование общих целей;

-   появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

-   появление процедур, связанных с нормами и правилами;

-   институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

-   установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

-   создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институ ционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять:

 -институт семьи и брака;

-политические институты;

-экономические институты;

-институты образования;

-институт религии.

 Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными и высокостандартизированными, к важнейшим можно было бы причислить и институт науки. Вместе с тем многие виды деятельности, включая социальную деятельность и медицину, тоже начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой социальных статусов и ролей и по этой причине могут быть отнесены к институтам.

Выше были названы фундаментальные институты. Но у каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так экономические институты не могут обойтись без защиты частной собственности, профессионального подбора, маркетинга, рынка и т.д. Внутри политических институтов мы обнаруживаем институты судопроизводства, адвокатуры, присяжных, президентства и т. д.

Следовательно задачи главных институтов осуществляются через функционирование неглавных, не основных: это социальные частные практики либо обычаи.

У социальных институтов есть функции и дисфункции. Функция--эта та польза, которую он приносит обществу. Дисфункция—вред наносимый обществу. Например, задача института образования, готовить грамотных специалистов. Но если он плохо справляется со своей задачей, и общество не получает настоящих специалистов, то функция превращается в дисфункцию.

Функции и дисфункции бывают явные и латентные, если они не заявляются и скрыты от глаз. К явным функциям школы относятся приобретение знания и аттестата зрелости, подготовка к вузу. Но у нее есть и скрытые функции: приобретение определенного социального  статуса, завязывание прочных дружеских связей.

Функции и дисфункции могут быть явными для одних членов общества и латентной для других. Например одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать знакомства.

Латентные функции в то же время отличаются от дисфункций тем, что не наносят вреда. Они показывают, что пользу от социальных институтов можно извлечь гораздо большую, чем об этом заявляется.
3.   
Институт семьи


Социологи традиционно рассматривают семью, как социальную группу, члены которой связаны родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически заботясь о детях. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья—это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

Современный социолог Энтони Гидденс дал боле широкое определение: семья—это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку.

Семьи различаются по составу, по типу наследования, месту проживания и по принципу распределения власти. Социальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или родственных связей.

В нуклеарной семье супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений. В расширенной семье, состоящей из нескольких поколений—ядро семейных отношений образуют кровные родственники. Нуклеарная семья представляет собой наиболее предпочтительный тип семьи в современных индустриальных обществах.

По типу наследования семьи бывают трех видов. В условиях патрилинеальной структуры, где родословная ведется по отцовской линии, люди прослеживают происхождение и передают наследство по линии отца. При матрилинеальных, наследование осуществляется по материнской линии. При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность.

По месту проживания различают три вида. В случае патрилокального проживания молодожены поселяются в доме семьи мужа.  Обратная схема превалирует в условиях матрилокальной модели. Неолокальная модель—молодые пары отделяются и живут отдельно от родителей.

По типу власти бывает патриархальный уклад, где роль главы семьи выполняет муж, а при его отсутствии—старший по возрасту мужчина. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Третий тип уклада—элитарный—власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последнее время набирает вес во всех странах мира.

Брак—исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Все общества ограничивают допустимый круг, из которого индивидам следует выбирать себе партнеров для брака. Правильный  выбор супруга регулируется двумя типами матриманиальных норм. Эндогамия—правила, предписывающие заключение брака внутри определеных групп, т.е представителей своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания. Экзогамия—правила, требующие заключение брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством.  Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест—запрет сексуальных отношений между близкими кровными  родственниками, которые не просто запрещаются—они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой  в мире разнообразнейших моральных принципов.

Взаимосвязи между мужем и женой могут строится по четырем различным принципам: моногамия—один муж и  одна жена; полигиния—один муж и две или большее число жен; полиандрия—два или более мужей и одна жена; групповой брак—два или более мужей и две или более жен. Моногамия считалась предпочтительной в менее чем 20% из 862 обществ. Полигиния получила широкое распространение в 80% обществ, включенных в выборку,  где мужьям разрешается иметь по две жены. Полиандрия встречается крайне редко. Как правило она не означает свободу сексуального выбора для женщин, зачастую она означает, что младшие братья мужа получают право жить с женой своего старшего брата. Например у некоторых народов в Индии если семья не может позволить себе женить всех сыновей, она может  найти жену только для старшего сына.

Социологи далеки от согласия во взглядах на то, существовал ли когда-либо групповой брак как культурная норма. Имеются некоторые свидетельства того, что такая форма брака действительно существовала у обитателей бразильских джунглей, у жителей Маркизских островов в южной части Тихого океана, у чукчей в Сибири и у народа тодас в Индии.

Если общество хочет сохранить себя, оно должно производить новых членов. Сексуальные побуждения не обязательно решают эту задачу, поскольку многие люди понимают, что могут удовлетворять свои сексуальные потребности и без воспроизведения. Поэтому общества обычно стимулируют своих граждан к деторождению. В аграрных обществах иметь детей экономически выгодно. Для стимуляции могут также использоваться религиозные соображения. Во многих странах считают брак и детей синонимами «хорошей жизни»; отсутствие детей часто рассматривается как несчастье.

Дети, рождаясь, не сразу осваивают культуру своего общества. Вырастить из детей «правильных» взрослых — насущная потребность общества. Семья выполняет посреднические функции в процессе социализации, связывая индивида с «большим» миром.

По всему миру на семью возлагается ответственность по защите, содержанию и прочему поддержанию детей, слабых, престарелых и других иждивенцев. Семья является важным механизмом, помогающим индивиду научиться завязывать близкие и постоянные контакты с другими людьми. Здоровые отношения в семье способствуют развитию таких чувств, как дружба, любовь, защищенность, самоценность, а также общего ощущения благополучия.

Семья дает индивиду статусы, которые ориентируют его на множество межличностных взаимоотношений, включая отношения с родителями (родитель — ребенок), с братьями и сестрами, с родственниками (тетями, дядями, кузенами, бабушками и дедушками); ориентируют его на принадлежность к его основным группам, включая расовую, этническую, религиозную, классовую, национальную принадлежность и принадлежность к конкретному сообществу людей.

Несмотря на то, что в результате социальных изменений многие экономические функции, функции ухода за детьми, их воспитания и обучения перешли от семьи к другим общественным институтам, семья продолжает оставаться социальной ячейкой, несущей основную ответственность за продолжение рода, социализацию детей и прочие функции.

Функционалисты делают упор на задачи, выполняемые семьей, которые служат интересам общества в целом. Сторонники теории конфликта рассматривают семью как социальную структуру, в которой одни люди выигрывают за счет других. Ф. Энгельс видел в семье классовое общество в миниатюре, где один класс (мужчины) угнетал другой класс (женщин). Он утерждал, что брак исторически был первой формой классового антагонизма, где благосостояние одной группы зиждилось на униженном и угнетенном положении другой группы.

Социолог Рэндалл Коллинз считает, что исторически мужчины являются «сексуальными агрессорами». Он объясняет доминирующее положение мужчин их большей физической силой, ростом и агрессивностью. Женщины оказались в положении жертв из-за своего меньшего роста и способности вынашивать и рожать детей, делающей их более уязвимыми. Мужчины построили общество таким образом, чтобы утвердить женщин в качестве своей сексуальной собственности. Мужчины заявляют свои исключительные сексуальные права на женщин точно так же, как определяют доступ к экономической собственности. Брак становится социально обусловленным контрактом на сексуальную собственность.

Современная ситуация в корне иная. Женщины стали потенциально свободными в выборе сексуальных отношений. Коллинз выдвигает гипотезу, по мере того, как экономические возможности женщин возрастали и они стали постепенно освобождаться от финансовой зависимости от мужчин, у них появилась возможность стать и сексуально независимыми. Теперь сексуальные «контракты» стали ориентироваться на брачные отношения в меньшей степени, чем на товарищеские отношения и сексуальное удовлетворение.
4.   
Образование и наука


Обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения — того, что социологи называют образованием.

 Образование — один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие — ученика, исполняя соответствующие этим статусам роли.

Школы появились несколько тысячелетий тому назад для подготовки небольшого числа избранных для ограниченного круга руководящей и профессиональной деятельности. Однако в XIX в. бесплатные средние школы стали основным средством, с помощью которого члены общества получали элементарные знания по чтению, письму и арифметике.

 Школы имеют существенное функциональное значение для выживания и сохранения современных обществ.Во многих примитивных и аграрных обществах школы отсутствуют. Социализация молодежи осуществляется в них тем же «естественным» путем, каким родители обучают детей ходить или говорить.

Взрослые люди в современных обществах не могут позволить себе воспитывать детей по собственному подобию. Очень часто навыки родителей устаревают, и они сталкиваются с тем, что профессия, которой они обучались, больше не нужна. Знания и умения, необходимые в современной жизни, нельзя получить автоматически и «естественно», для этого требуется специальная образовательная структура.

Все общества придают индивидам независимо от их качеств и возможностей определенные статусы. Другие статусы достигаются путем выбора и конкуренции. Современные общества должны производить отбор молодежи для должностей и профессий, требующих особых талантов. Институт образования, как правило, выполняет эту функцию, выступая посредником в отборе индивидов для определенных типов профессиональной деятельности. Выдавая дипломы, свидетельства и удостоверения, он определяет, кто именно из молодых людей получит доступ к власти, престижному положению и статусу. Для многих школы выполняют роль «эскалаторов», позволяющих способным и одаренным людям подняться по социальной лестнице.

 Однако сегодня ценности образования и образованности сильно девальвированы. Если когда-то университетский диплом давал человеку элитарный профессиональный статус с соответствующим этому статусу вознаграждением, то сегодня он дает статус среднего класса с соответствующей ему оплатой труда.

Наука — это сфера человеческой деятельности, основной функцией которой является выработка и систематизация общезначимых знаний о действительности.

В настоящее время практически нет ни одной сферы человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного знания. Жизнь современного общества в значительной мере зависит от успехов науки.

Предмет социологии науки — изучение сложного комплекса отношений, складывающихся как в рамках самой научной деятельности (организация работы и стиль руководства научным коллективом, особенности коммуникаций в науке и т.п.), так и между наукой и другими областями общественной жизни.

Оформление науки в качестве социального института произошло в XVII — начале XVIII вв., когда в Европе были образованы первые научные сообщества и академии и началось издание научных журналов. На рубеже XIX— XX вв. возникает новый способ организации науки — крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой, что приблизило научную деятельность к формам индустриального труда. В настоящее время такой способ организации приходит в ряде случаев в противоречие с современными потребностями науки. Новым направлениям исследований все сложнее завоевать себе место в рамках старых коллективов, устоявшихся организационных форм. В результате старые институты постепенно разбухают, превращаются в скопление многочисленных подразделений, перестают быть управляемыми.

Хотя современная наука невозможна без централизации, чрезмерная централизация порождает опасность ее бюрократизации. Процесс интеграции наук приводит к тому, что уже сейчас решение большинства крупных проблем зависит от участия в работе специалистов самого разного профиля, что предполагает поиск новых организационных форм. Наука как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономического развития любого общества, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления.

 Институциональная цель науки состоит в расширении достоверного знания. Вся структура технических и моральных норм науки производна от этой цели и этих методов и направлена на ее реализацию.

Работы Р.Мертона послужили толчком для широких исследований вопросов ииституционализации научной деятельности. Процесс институционализации представляет собой возникновение и сохранение формальных структур, объединяющих членов научного сообщества. С одной стороны, полная или абсолютная институционализация какой бы то ни было науки или ее отрасли невозможна. С другой стороны, при полном отсутствии институционализации научная деятельность теряет свой социальный характер. Поэтому следует говорить о степени институционализации.

Для высокого уровня профессиональной институционализации характерны утверждение научной общности, появление периодических изданий, выработка этических норм поведения ученых, контакты между учеными определенной научной области, значительная социально-организационная интегрированность. Признаком отсутствия профессиональной институционализации в данной научной области может служить ситуация, когда работающие в ней исследователи едва признают друг друга в качестве коллег. Другая крайность -- абсолютная  профессиональная институционализация — ситуация, когда данная научная среда приобретает облик чуть ли не религиозной секты. Обе эти крайности неблагоприятны для успеха исследовательской работы.

В России наука всегда была зависима от государства. Исторически сложилась противоречивая и во многом губительная для ее развития ситуация. С одной стороны, следуя собственным интересам, государство финансировало и поддерживало научные учреждения и ученых. С другой стороны, государственные структуры предпринимали значительные усилия для того, чтобы не допустить автономии науки и ее права самостоятельно определять стандарты и нормы, направления и проблематику своей деятельности.

Наука в России представляет собой сферу деятельности, которая подвергается наибольшей опасности в процессе социальной ломки. Это связано с такими факторами:

1) почти полная государственная институциональность науки и научного образования, что делает эту сферу не просто зависимой от государственной политики, но, по существу, ее заложником;

2) зависимость львиной доли современных научных исследований и подготовки кадров от социально-экономического заказа, что в условиях резких социальных изменений требует быстрой переориентировки как в формах и содержании научной работы, так и в системе образования. Однако в силу естественной инерционности этих сфер и традиционно скудного финансирования такие изменения затруднены;

3) существенное влияние на ход процессов в науке и образовании общей культурной атмосферы в обществе.

Разумная государственная политика в отношении науки и образования требует бережного отношения к уже достигнутым результатам, заботы о сохранении кадрового состава, своеобразного государственного протекционизма во взаимоотношениях с научной сферой в новых условиях ее существования.
5.   
РЕЛИГИЯ


Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Священное — это те аспекты социальной реальности, которые отделены от сферы обыденного и являются запретными. Мирское (профанное) — это те аспекты социальной реальности, которые носят обычный и повседневный характер.

Один и тот же объект или тип поведения может быть профанным или священным: все зависит от оценки людей. Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал — социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного. В своем религиозном поведении люди формируют социальный мир значений и правил, которыми руководствуются в мыслях, чувствах и поступках точно так же, как и в других сферах жизни.

Религиозное поведение столь многообразно, что трудно себе его представить, не прибегая к какой-либо классификации. Социолог Рис Макджи выделяет простой супранатурализм, анимизм, теизм и систему абстрактных идеалов.

Простой супранатурализм преобладал в доиндустриальных обществах. Он включал в себя понятие маны — неопределенной, безличной сверхъестественной силы, которая существует в природе. С помощью маны люди пытались не умилостивить духов или богов и добиться от них содействия, а заставить сверхчеловеческую силу поступать по их желанию, манипулируя ею чисто механически. Например, считалось, что тому, кто носит с собой лапку кролика, сопутствует удача; степень удачи зависит от цвета и веса лапки.

Анимизм предполагает веру в духов или потусторонние существа. Люди видят духов в животных, растениях, камнях, реках, а иногда и в себе подобных. Духов любят, наказывают, почитают, одаривают, а лесть, подкуп и обман могут считаться столь же эффективными, как и благоговение. Кроме того, сверхъестественную силу часто покоряют с помощью ритуалов, чтобы заставить духов действовать нужным человеку образом.

Теизм — вера в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам — это формы монотеизма, или веры в одного бога. У них имеются религиозные организации, религиозные лидеры, или священнослужители, и священные писания. Древнегреческая религия и индуизм— это виды политеизма, или веры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть.

Абстрактные идеалы в некоторых религиях находятся на первом плане. Они ставят своей целью моральное и духовное совершенство. К этому типу принадлежат многие азиатские религии, включая даосизм, конфуцианство и буддизм. Буддизм направлен на достижение возвышенного состояния сознания как способа очищения и освобождения от страданий, невежества и эгоизма.

Безрелигиозный гуманизм базируется на этических принципах. Приверженцы такого подхода отвергают все теологические представления о Боге, рае, аде и бессмертии, стремясь к добру здесь и сейчас. Рай рассматривается как идеальное общество на Земле, а ад — как мир, в котором царят войны, болезни и невежество. Душа — это человеческая личность, а бессмертие — дела, про¬должающие существовать после смерти.

С точки зрения истории и социологии, религиозное сообщество связано с миром сложными, неоднозначными отношениями. С одной стороны, религиозные институты обычно функционируют в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющий положение властных структур. Но с другой стороны, религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал.

Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.

Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели.

Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным.

Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения и отправления объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели. Религиозные ритуалы, сопровождающие, к примеру, церемонию бракосочетания, связывают невесту и жениха с более крупным сообществом людей, желающих молодым добра.

Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения применимы к повседневной жизни людей. К примеру, четыре из Десяти Заповедей, проповеданных Моисеем израильтянам, имеют отношение к Богу, зато в шести прочих содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.

Функция социального контроля. Религия осуществляет контроль за поведением людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религиозной общине. Примером этого положения являются религиозные наставления, вошедшие в состав уголовного законодательства. Так, в России богохульство и прелюбодеяние когда-то являлись уголовными преступлениями, за которые людей судили и наказывали по всей строгости закона.

Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде. Например, иммигрантам не так легко приспособиться к представляющимся им странными обычаям новой страны. Сохраняя родной язык, знакомые ритуалы и вероучения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурным прошлым.

Охранительная функция. Большинство религий оказывает поддержку правительству и сопротивляется любым изменениям в социальной ситуации, направляя свой сакральный авторитет против сил, требующих нарушить статус-кво, революционеров, осуждает попытки государственных переворотов. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.

Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую настолько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе.

Дисфункциями религии являются разрушительные для общества аспекты религии. К ним относятся религиозная нетерпимость и фанатизм, приводящие к войнам и массовым преследованиям иноверцев и атеистов, а также изуверские формы поклонения, связанные с человеческими жертвоприношениями и самоистязаниями.

История пестрит войнами, вспыхнувшими по религиозным мотивам, перемешанным с политическими причинами. Даже в наше время мы становимся свидетелями того, как в Северной Ирландии протестанты и католики убивают друг друга и как то же происходит между евреями и мусульманами в Израиле, между христианами и мусульманами в Боснии.
6.   
Экономическая система



Ход экономической реформы во многом зависит от поддержки населением нового политического и экономического курса и от прореформистского общественного консенсуса. По мере реализации нового курса стало ясно, что высокая социальная цена реформ способна не только поставить под угрозу саму общественную трансформацию, но даже повернуть ее вспять. Поэтому одно из важнейших условий реализации экономических преобразований - разработка эффективной системы социальных гарантий населения. Задача социально-экономической политики на современном этапе становления рыночных отношений состоит в том, чтобы социальная цена не была непомерно высокой для широких слоев населения.

 В последнее время в большинстве стран особое внимание уделяется выработке новой концепции социальной политики, адекватной рыночным условиям хозяйствования и позволяющей смягчить негативные последствия проводимых реформ. Особое внимание в проведении такой политики уделяется системообразующей роли государства, без активного вмешательства которого процесс реформирования чреват весьма негативными социальными последствиями.

Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации в период до середины 1998 г., то есть до начала нового финансово-экономического кризиса, было ориентировано, главным образом, на смягчение негативных социально-экономических последствий экономического спада, высокой инфляции и безработицы. В частности, на это были направлены такие нововведения, как система социальных внебюджетных фондов, механизмы индексации социальных выплат, развитие сети учреждений социальной поддержки незащищенных категорий граждан.

Одним из важных следствий этих усилий явилось то, что доля расходов на социальные нужды в совокупных государственных расходах возросла почти в два с половиной раза - приблизительно с 25 до более 60%[1]. При этом в отдельные периоды наблюдался рост социальных расходов и в реальном выражении, и в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). В частности, в течение 1992-1995 гг. доля расходов на социальные нужды в совокупных расходах государства возросла на треть - с 27,5 до 40% ВВП, в основном за счет ресурсов внебюджетных фондов и территориальных бюджетов.

Однако наращивание доли социальных расходов не смогло предотвратить кризиса в социальной сфере, поскольку эффективность социальных программ была крайне низкой. Сложившаяся в России система социальной помощи похожа на решето, с помощью которого государство пытается переносить воду от богатых к бедным. Финансирование социальной сферы организовано настолько нерационально, что значительная часть ресурсов теряется по дороге, так и не достигая людей, которые действительно нуждаются в социальной защите.

Категориальный принцип, на котором построена традиционная российская система социальных трансфертов, привел к тому, что основная часть реальных выплат направлялась в относительно благополучные семьи, имеющие доходы, превышающие прожиточный минимум. Согласно оценкам Всемирного банка, эффективность программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств, поступающих беднейшим семьям, в суммарных социальных трансфертах, составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве развитых стран колеблется в пределах 30-50%. При этом около 20% бедных домохозяйств и около 30% беднейших домохозяйств в России вообще не получают никакой помощи.

Действующая система социальных выплат и льгот не учитывает изменений, произошедших в распределении доходов и собственности. Для обеспеченного населения социальные выплаты и льготы практически не имеют экономического смысла, а для нуждающихся - не гарантируют необходимой социальной защиты.

При этом многие льготы и выплаты вводятся в нарушение принципов федерального устройства. Многие федеральные законы декларируют право граждан на различные виды социальных выплат, финансирование которых возлагается на бюджеты субъектов федерации и местного управления. Выплаты фактически не производятся и по существу являются нереальными обязательствами.

7.    Политическая система


Эффективность действий государства сдерживается ассиметричностью воздействия различных общественных групп. Так, сторонники либерально-консервативных взглядов традиционно критикуют расширение роли государства из-за чрезмерного влияния бюрократии, защищающей свои узкогрупповые интересы, тогда как социал-демократы, подчеркивают "слишком" высокий политический вес крупного капитала.

Существующие издержки лоббирования требуют весомой материальной поддержки, при этом в выигрыше оказываются наиболее высоко организованные группы предпринимателей и крупные профсоюзы. Одновременно, высокие издержки организации общенациональных теле- и радиоканалов препятствуют реальному равенству доступа различных политических сил и социальных групп к средствам массовой информации.

Таким образом, наличие издержек распространения информации и трансакционных издержек организации групп политического давления во многом объясняет наличие существующих несовершенств современного демократического процесса.

 Так, американским социологом Робертом Далем современная представительная система описывается как "полиархия", или власть многих групп, в отличии от демократии, которая является целью или идеалом.

Однако современная, привычная нам модель демократии в будущем может значительно измениться. Ожидаемые изменения связываются с развитием новых средств электронной коммуникации и повышением среднего уровня образования.

Согласно анализу М.Олсона типичный рациональный индивид, входящий в большую социально-экономическую группу не будет добровольно жертвовать ради достижения ее политических целей, не имея каких-либо особых стимулов. Во-первых, он знает, что его усилия не окажут заметного воздействия, а во-вторых, он разделит выгоду, достигнутую за счет других (эффект безбилетника). Исключение составляют участие в голосовании и подписание петиций, т.е. случаев, когда издержки оказываются ниже некого критического порога. По-видимому, принципиальное снижение издержек, связанное с развитием электронных коммуникаций, позволяет перейти этот барьер и создаст предпосылки расширенного участия "рядовых" избирателей в политической жизни.

Благодаря снижению издержек на получение и передачу информации группа людей, имеющих возможность принимать участие выработке и принятии политически значимых решений значительно увеличивается - потенциально до уровня всего политически активного населения. В результате создаются предпосылки постепенного уменьшения остро ощущаемого неравенства политических возможной граждан формально демократических государств, предопределяемое неравенством в распределении собственности и доходах.

Важным сопутствующим фактором является стремительное увеличение среднего уровня образования избирателей в большинстве стран мира, наблюдаемое на протяжении всего ХХ века. За жизнь одного поколения доля населения получающего высшее образования выросла на порядок, достигнув в наиболее развитых государствах нескольких десятков процентов выпускников школ. Для ряда государств в долгосрочной перспективе актуальным станет вопрос перехода ко всеобщему высшему образованию, к которому приближается, например, Япония.

Если наличие всеобщего обязательного среднего образования стало предпосылкой работоспособности выборной системы, основанной на всеобщем избирательном праве, то расширение группы лиц, имеющих высшее образование позволяет говорить о возможном увеличении числа вопросов, принимаемых на уровне прямого голосования. Появляются предпосылки расширения числа вопросов, принимаемых путем референдумов (особенно на региональном и муниципальном уровне) с минимизацией популистских эффектов так называемой "плебисцитной демократии".

Существующая модель демократии как показывают события новейшей истории, в том числе и современной России, действительно крайне несовершенна. Остро ощущаемая невозможность для рядовых избирателей оказывать влияние на курс проводимой государством, федеральными и местными властями политики, вызывает высокий уровень напряженности в обществе. В тоже время уже современный уровень развития коммуникаций Интернета позволяет рассчитывать на перспективность ведения разработки соответствующих программных продуктов - "электронных интерфейсов" демократии участия.



Заключение


Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны пове-дения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мне-нием, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены . общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.

Система исполнения наказания – это своеобразный социальный институт, часть государственной политической системы, она имеет свои специфические признаки, находится в постоянном развитии. Знания, полученные в ходе написания контрольной помогают лучше осмыслить социальные процессы происходящие в учреждениях УИН, оказывают помощь в повседневной работе.

Литература




Андреев Ю.П., Коршевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. Свердловск, 1989.

Борисов В.А. Демографические проблемы семьи // Семья в России. - 1997. - № 3.

Герасимова И.А., Щербакова Е.М., Верхунова М.С. Формирование семейной структуры населения России: региональный аспект // Семья в России. - 1996. - № 2.

Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. - М., 2000.

Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М„ 1989.

Королев Ю.А. Российская семья: правовые проблемы // Семья в России. - 1998. - № 1.

Клюшкин Г.М. Пути совершенствования финансового нормирования социальных расходов. // Финансы, № 11, 1999 год

Социология. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева и др. – М., 1996.

Социология. Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Добронькова. – М., 1999.

Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений.М.: Наука, 1994. 256 с



[1] Клюшкин Г.М. Пути совершенствования финансового нормирования социальных расходов. // Финансы, № 11, 1999 год, с. 46

1. Курсовая Понятие, виды и характеристика источников права
2. Курсовая Взгляды Фридриха Ницше на общество и государство
3. Реферат на тему Poems By Robert Frosts Essay Research Paper
4. Реферат Гражданская война в Сальвадоре
5. Реферат Феномен развития Республики Корея
6. Курсовая Юридические лица. Понятие. Образование и прекращение юридических лиц
7. Реферат Научные воззрения Анны Фрейд
8. Реферат Исследование рынка установки систем вентиляции и кондиционирования в Санкт Петербурге на вторую
9. Реферат Бригантина доспех
10. Реферат на тему Mother Katharine Drexel Essay Research Paper Mother