Контрольная работа

Контрольная работа Проблема бытия

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024





Министерство образования и науки РФ

Всероссийский заочный финансово – экономический институт

Филиал в г. Владимир
Контрольная работа

по философии на тему:
Проблема бытия
                           

                             
г. Владимир, 2008   

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.     Проблема бытия в истории философской мысли………………..4

2.     Основные формы бытия…………………………………………...9

3.     Какие особенности бытия выявили философия и наука в XX XXI столетиях……………………………………………………………14

Заключение…………………………………………………………………..16

Список использованной литературы……………………………………….17
Введение

Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся  к истории развития философии.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.
1.   
Проблема бытия в истории философской мысли


                                                                            « Бытие, все его категории,

жизнь, и смерть, и сладость, и боль,

                                                                         радость точно так же, как горе я,

                                                                              впитываю, как море – соль»

                                                                                                                 Б. Слуцкий.

Онтология – ( греч. on, ontos – сущее, logos – учение) – учение о бытии; в классической философии – учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией и антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии – интерпретации способов бытия с  нефиксированным статусом.

Термин «онтология» был введен Р. Гоклениусом и – параллельно – И. Клаубергом, введшим его в качестве эквивалента понятию «метафизика»: в практическом употреблении закреплен Х. Вольфом.

             В античной древности первое историческое осознание бытия, как единодушно полагают специалисты, принадлежит Пирамиду. среди мыслей, которые сами по себе субъективные порождения человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую за пределы субъективного, не мысль о чем – то, а мысль как таковую, не существование чего – то, а просто существование. Для Платона характерно различение «бытия по мнению» - видимой, внешней реальности и «истинности бытия», доступного лишь философскому разуму. Платон, например, под истинным бытием имел в виду «царство чистых мыслей и красоты» как нечто умопостигаемое в отличие от мира чувственных вещей как чего – то близкого к иллюзорности, с его точки зрения.

По Аристотелю, бытие – это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами: во – первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание (принцип материальной или фактической данности вещи); во – вторых, каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (знаменитая аристотелевская концепция активной формы); в – третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение (принцип причинности); в – четвертых, каждая вещь имеет свое определенное назначение (принцип цели).

Для античной философии в той или иной степени свойственно нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и этическом.

Наступление христианской веры соединено философами с интенсивным богопознанием. По существу, мыслительная деятельность первых веков христианства вплоть до завершения догматики на Вселенских соборах состояла в осмыслении Божественного Завета в категориях греческой философии.

В средние века оформилось так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного бытия из понятия бытия, а именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. Иначе о нем можно помыслить и существование вне ума, что противоречит исходной посылке. Это доказательство многократно утверждалось и вновь оспаривалось (вплоть до наших дней).

В Эпоху Возрождения и особенно в Новое время происходит секуляризация (обмирщение) философии, а впоследствии все более явное разделение философии и естественной науки. Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мылиться вне отношения к ней челка, как своего рода механизм, действующий сам по себе, а Вселенная – как машина.

Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход: субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции, переходящие и изменяющиеся.

Р. Декарт рассматривает бытие через призму рефлексивного анализа сознания, человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, существую». Это означает бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания. Г. Лейбниц выводит понятие бытия из внутреннего опыта человека. Свое крайнее выражение эта идея достигает у Дж. Беркли, отрицавшего существование материи и утверждавшего: «быть – значит быть в восприятии».

По И. Канту, «бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении»[1]. Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию.

Для И. Фихте подлинное бытие – деятельность Я, а материальное бытие – ее продукт.

Г. Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и абстрактнейшего понятия – с чистого бытия. А. И. Герцен писал: «Чистое бытие – пропасть, в которой потонул все определения действительного бытия (а между тем они то одни и существуют), не что  иное, как логическая абстракция, так, как точка, линия – математической абстракции; в начале логического процесса оно столько же бытие, сколько небытие. Но не надобно думать, что бытие определенное возникает в самом деле из чистого бытия; разве из понятия рода возникает существующий индивид?» В то же время для всей идущей от Нового времени «классической» философии, включая Гегеля, характерен разрыв с человеческой стороной бытия, на что обратил внимание создатель «антропологической философии» Л. Фейербах. Критикуя концепцию абстрактного чистого бытия у Гегеля, Фейербах писал: «Человек под бытием, если он в этом отдает себе полный отчет, разумеет наличность, для себя – бытия, реальность, существование, действительность, объективность».[2]

Проблема бытия, реальности чего-либо – это фундаментальная мировоззренческая и методологическая проблема. Дело в том, что объективную реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы не в состоянии охватить своим мышлением ни во всем объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.

проблема реальности имеет огромное значение для науки. Во-первых, это относится к разнообразным «необычным явлениям». Возьмем, например, экстрасенсорные феномены, связанные с излучением живыми системами энергии и информации.

Во-вторых, известно, что и реальность, и истина об этой реальности, и смысл даже самих развитых частных наук есть всегда частные виды реальности, и истины и что все это доступно и даже необходимо в пределах некоторой специальной области, но это способно утратить и саму предметную область, и истинность, и осмысленность за ее пределами.

Художественное реально совершенно по-особому, несводимо к физическому и вообще естественно-научному бытию. Естествознание не может объяснить природу прекрасного. Это не физическая, а эстетическая реальность, по сути своей объектно-субъектная, человечески окрашенная.

Можно сказать, что эстетический метод один из важнейших и глубоких методов познания бытия, вплоть до доказательства бытия других видов реальности.

Завершая наше суждение, отметим, наконец, что никакой самый изощренный эксперимент никогда не может доказать небытие какого-либо явления. Можно лишь утверждать, что данное явление не обнаружено – и не больше. Кто может поручиться, что в бесконечном мире вообще чего-то нет, когда мы знаем лишь исчезающе малую его долю?
2.   
Основные формы бытия


Основные формы бытия:

·        бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком.

Исторически первой предпосылкой, основой человеческой деятельности были – и остаются сегодня – вещи, процессы, состояния природы, которые возникли, существовали до человека, существуют вне и независимо от сознания и действия людей. Потом человек стал мощно и широко воздействовать на природу Земли. Возник целый мир произведенных человечеством, ранее в природе не существовавших вещей, процессов, состояний. К. Маркс назвал их «второй природой».

Природа, ее вещи, процессы, состояния, бесспорно, существуют вне и независимо от сознания. Даже принимая существование природы в качестве простого факта жизни (а его принимает, по-видимому, большинство философов), философия все же считает необходимым разрешить, по крайней мере, основные, возникающие в данной связи сомнения и трудности.

При осмыслении проблемы существования природы как особой реальности философия сталкивается, прежде всего, вот с какой трудностью, своего рода парадоксом: о вещах и состояниях природы, о природе в целом мыслит и говорит человек; именно он устанавливает существование мира природы до, вне и независимо от своего сознания и действия – и устанавливает не иначе, как опираясь на свое сознание и действие. Да, именно люди судят о природе и говорят, что она существовала до появления человеческого рода и что после возникновения человека и его сознания она сохраняет независимость своего бытия. Но ведь выводы о существовании и форме бытия природы сделаны людьми на основании множества фактов, в том числе аргументов, опытных и теоретических данных науки, то есть на основании общечеловеческого социально-исторического опыта, конкретного практического опыта всех когда-либо живших и сегодня живущих индивидов.

Природа в целом бесконечна в пространстве и времени – она всегда и везде была, есть и будет. Это уникальная особенность, которая присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы: они существуют где-то (а где-то не существуют), они когда-то и где-то возникают, то есть, говоря философским языком, их небытие сменяется их бытием. Они вступают в процесс развития, изменения, становления; их бытие – и сохраняющееся, и исчезающее.

·        бытие человека в мире вещей

 Бытие отдельного человека и человечества в целом специфично, уникально. Однако в этом бытии есть стороны существования, общие и для человека, и для любой преходящей вещи природы. В этом смысле оправдан подход старого материализма и естественных наук, согласно которому человек предстает как вещь среди вещей – как тело среди тел. Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Но тело человека – тело природы. Поэтому диалектико-материалистическая концепция человеческого бытия не может обойти те предпосылки, которые общи для бытия всех без исключения природных тел. Наличие тела делает человека конечным, преходящим (смертным) существом, и любое возможное в будущем увеличение длительности жизни людей не отменит законов существования человеческого тела как тела природы.

Бытие отдельного человека – непосредственно данное диалектическое единство тела и духа. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них – с психикой,  духовной жизнью индивида. работа духа в известном пределе зависит от здоровья тела человека.

Человек для самого себя – не только первая, но и «вторая природа». Мысли и эмоции – важнейшая сторона целостного бытия  человеческого индивида. В традиционной философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Это имеет свои оправдания – и именно на уровне первых предпосылок анализа человеческого бытия. Непосредственно человек, действительно, существует как отдельная вещь, которая мыслит.

·        бытие духовного (идеального, которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное)

Духовное – это единство многообразного, которое охватывает процессы сознания и бессознательного (тоже многоразличные по конкретным формам своего существования и проявления), включает знания, воплощающиеся, материализующиеся в формах естественных языков и искусственных знаково-символических систем. К духовным продуктам и процессам принадлежат также нормы, принципы человеческого общения, включая нормы и критерии нравственности, права, художественного творчества. Первый вид – индивидуализированное бытие духовного. Осуществляется, как говорят философы, рефлексия: сознание работает, а человек с помощью сознания же размышляет о нем, рефлектирует на него. Достаточно такого поворота внимания, чтобы понять: действительно и непосредственно сознание существует, бытийствует как (порожденный деятельностью мозга) невидимый и необратимый поток чрезвычайно быстро меняющихся побуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов и т. д.

Специфика индивидуализированных форм бытия духовного заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Это не означает обязательной «смерти» всех результатов деятельности сознания: сохраняются и те из них, которые преобразуются во вторую, внеиндивидуальную духовную форму, а также которые непосредственно передаются другим людям в процессе общения.

В проблеме специфики сознания нас в данном случае интересует один аспект – существование сознания. Несомненно, существование сознания неотделимо от деятельности мозга и нервной системы индивида, от существования его тела.

Сознание человека – одновременно и его самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, себя как особой и единой личности.

Самосознание – своеобразный центр нашего сознания.

Не имея возможности рассмотреть здесь проблему бессознательного сколько - нибудь полно, попытаемся лишь, опираясь на разъяснения специалистов, кратко ответить на вопрос: как именно существует бессознательное, в чем особенности его бытия? Первый уровень бессознательного - неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением некоторых наиболее простых нужд и потребностей тела. Этот контроль осуществляется автоматически. механизмы бессознательного работают исправно.

Второй уровень бессознательного - это процессы и состояния, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до поры до времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе они могут перемещаться в поле сознания. Когда мы говорим: «созрела мысль», «мне подумалось», то, по существу, фиксируем рождение мысли, образа в недрах бессознательного и последующее осознание их.

Третий уровень бессознательного находит проявление в некоторых процессах художественной, научной, философской и иной интуиции, в вызревающих в душе человека высших побуждениях духа. В этих процессах бессознательное тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека.

Бытие объективированного духовного. Язык - один из ярких примеров индивидуализированного и объективированного духовного. Связь языка и сознания, языка и мысли несомненна. К. Марк называл язык действительностью мысли, подчеркивая тем самым роль языка как формы, через которую выходят вовне, объективируются отдельные результаты, фрагментарные процессы работы сознания. особую роль в духовном играют духовно - нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, такие, как, скажем, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного и объективированного духовного. В первом случае речь идет о сложном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определяют духовную структуру личности, во втором - о воплощенных в науке, культуре, массовом сознании (их документах) идеях, идеалах, нормах, ценностях.

·        бытие социального

Социальное бытие - это совместное бытие людей, связанных между собой многообразными отношениями, представляющими целостную, развивающуюся систему, главным системообразующим признаком которой являются экономические отношения.

В качестве одной из подсистем социального бытия можно выделить образование, в процессе которого человек во многом формируется как личность, социализируется, нередко впервые вступает в общественные отношения, получает представление о социоприродном бытии.

« Образование, - по словам  Ясперса, - делает индивида посредством его бытия соучастником в знании целого. Вместо того, чтобы неподвижно пребывать на своем месте, он вступает в мир, и таким образом его существование может быть в своей узости все таки одушевленно всем. Человек тем решительнее может стать самим собой, чем яснее и наполненнее мир, с которого его собственная действительность составляет единство»[3]. В последнем замечании Ясперса выражается вполне определенная зависимость человека от бытия - образование, от мира, в который вступает начинающий свое становление человек.
3.   
Какие особенности бытия выявили философия и наука в
XX

XXI
столетиях


    В данном вопросе я попробую в обобщенном виде представить те характеристики всех форм бытия, которые стали очевидными в результате развития философии и науки XXв.

Итак, только что ушедшее столетие добавило к традиционным характеристикам форм бытия следующие новшества.

В области бытия природы современное миропонимание опирается на три фундаментальные характеристики природы:

o       системность;

o       универсальный эволюционизм;

o       самоорганизация.

Сегодняшняя философская мысль видит в природе не вещи, в которых проявляется тот или иной субстрат, а системы, сущность которых определяется способом взаимодействия элементов, т.е. структурой. Считается, что «архитектуру» мироздания определяет не исходный материал, а его системно-структурная организация.

Именно она обеспечивает как разнообразие мира, так и его единство и устойчивость.

Другой важной характеристикой природного бытия ныне признается его способность к эволюции. Все известные науке естественные системы (а не только живые, как считалось в XIX в.) представляют собой результат эволюции. Тот же вывод верен и по отношению ко Вселенной, миру в целом. Феномен эволюции не локален, но универсален.

Вполне возможно, что универсальны и механизмы эволюции. В качестве главного из них сегодня рассматривается явление самоорганизации, т.е. спонтанного, самопроизвольного перехода открытой неравновесной системы на более высокий уровень организации и порядка.

Такая форма бытия, как бытие социального, проявила в последнее время следующие тенденции:

o       технологизацию;

o       институциализацию;

o       глобализацию;

o       виртуализацию, информатизацию и др.

Первая тенденция — технологизация означает, что в составе социального бытия все больший вес набирают технические средства адаптации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни. Институциализация свидетельствует о том, что нарастает степень организации и формализации общественной жизни: роль субъектов действия все больше переходит к социальным институтам.

Тенденция к глобализации заключается в растущей взаимозависимости различных регионов мира, «сжатии» социального пространства, неизбежной стандартизации образцов социального действия. Последняя же из упомянутых выше тенденций выражает появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смещается активность людей. Структуру социальной реальности начинают определять не вещные (сырьевые, энергетические и пр.) ресурсы и потоки, а информационные. Взрывообразное расширение знаковой, информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру социального бытия, увеличивая в нем долю и значение нематериальных компонентов.

Таковы некоторые особенности основных форм бытия, выявленные развитием философии и науки XX в. Самые, пожалуй, фундаментальные из этих особенностей относятся к бытию природы, материального мира в целом.
Заключение

Из всего изложенного логически следует вывод, что поиск первоначал, первооснов бытия никогда не был для философии некой интеллектуальной самоцелью. Он всегда движим острейшей практической и мировоззренческой потребностью: уяснить место человека в мире, величие и ответственность человеческих деяний, найти «земные» основы такого величия, земные же условия и пути его достижения.

Постижение категорий бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии. Атрибуты бытия (движение, пространство, время) абсолютны. Но поскольку это формы движущейся материи, то они относительны, они обусловлены ею, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой, составляет определенную иерархическую систему бытия, достаточно сложную в своем развитии по пространственно-временным характеристикам и отражающуюся на восприятии человеком мира в целом.

Наверное, нет и не будет ни одной проблемы, которую бы философия решила однозначно раз и навсегда. Ветры новых времен по-новому «поворачивают» устоявшиеся представления и, казалось бы, давным-давно исчерпавшие себя проблемы. Вот почему философия не сводится ни к одной из своих разновидностей, сколь бы разработанной и всесторонней она ни была. Философия – это история философии, это ее наследие за много веков, и к этому наследию человечество обращается вновь и вновь в поисках ответов на вечные вопросы бытия.
Список использованной литературы

1.                          Новейший философский словарь: 3-е изд., исправленное - Мн.: Книжный дом. 2003 - 1280 стр. - (Мир энциклопедий).

2.                          Спиркин А. Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2005 - 736 стр.

3.                          Философия: Учебник/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Юристъ, 1998 - 520 стр.

4.                          Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. Фролова И. Т. М.; Полит - издат, 1989

5.                          Философия: Учебник/ Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. 3-е изд., перераб. и допол. - М.: Гардарики, 2005 - 828 стр.

6.                          Губин В. Д. Философия: учебник - м.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005 - 336 с.

7.                          П. В. Алексеев, А. В. Панин. Философия. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., Проспект, 2000

8.                          Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Гаманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002 - 384с.




[1] Кант. И. Сочинения. М., 1965. Т.3 с. 521

[2] Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955 Т.1 с. 172

[3] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991, с. 352

1. Реферат на тему HG Wells Sustaining Tension Essay Research Paper
2. Реферат на тему The South And Slavery Essay Research Paper
3. Доклад на тему Кризис рациональности
4. Курсовая Основные виды кооперативов
5. Доклад Школа оптимизма
6. Контрольная работа Управление финансами Органы управления финансами
7. Сочинение на тему Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева
8. Реферат на тему Roger And Me Essay Research Paper
9. Реферат на тему Civil Disobedience Essay Research Paper Thoreau was
10. Реферат Капитальные вложения. Источники их финансирования