Контрольная работа Культура Древней Греции и Рима 2
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,
ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И ИСКУССТВА
Ф.И.О. Бумарсков Дмитрий Александрович
курс: второй
Специальность/направление:
юриспруденция
форма обучения: заочная
Дом. адрес: Проезд девичьего поля, 4
Контрольная работа
по предмету: Культурология
Тема работы: «Культура Древней Греции и Древнего Рима»
форма контроля – зачет или экзамен
Оценка
« » г.
дата проверки
Подпись преподавателя
« » г.
дата регистрации подпись секретаря,
специалиста приемной
Москва, 2009
Содержание
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3
1. Периодизация культур Древней Греции и Древнего Рима........................... 5
1.1. Историко-культурные периоды Древней Греции.................................... 5
1.2. Общая характеристика историко-культурных периодов Древнего Рима. 8
2. Религия в жизни греков и римлян................................................................. 9
2.1. Миф и религия в культурной жизни греков............................................ 9
2.2 Римская духовная культура. Ее характерные особенности и отличия от греческой культуры........................................................................................................ 11
3. Философия................................................................................................... 13
3.1 Развитие философии в Древней Греции................................................. 13
3.2 Характерные особенности философии в Древнем Риме........................ 15
4. Литература, поэзия, театр в жизни греков и римлян.................................. 15
5. Архитектура, скульптура, живопись Древней Греции и Древнего Рима.... 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 22
СПИСОК использованных источников и литературы................................... 24
Введение.
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры.
Древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому, рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что её особенности присущи и греческой культуре. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры. Невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух культур.
В тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. Древнегреческой культуре было присуще ярко выраженное индивидуалистическое начало. Противоречивость культуры Древней Греции и свободный характер ее культуры во многом обусловлены тем, что греки не копировали другие народы, а полагались на свои представления, они созидали сами, в этом было их величие. Римская культура подарила миру основы цивилизации через систему своей государственности. Вплоть до современности мир имеет дело с римским типом государственного устройства, а римское право легло в основу правовой культуры многих государств, в особенности европейских.
Основная задача контрольной работы – описать основные особенности древнегреческой и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия.
1. Периодизация культур Древней Греции и Древнего Рима
1.1. Историко-культурные периоды Древней Греции
Историю Древней Греции принято делить на пять периодов: эгейский или крито-микенский период (III – II тыс. до н.э.), гомеровский период (XI-X вв. до н.э.), архаический период (VIII –VII вв. до н.э.), классический период (V –IV вв. до н.э.), эллинистический период (вторая половина IV – середина I в. до н.э.). Первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода.
У истоков греческой культуры находятся Крит и Микены. Отличительной чертой выступает наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержавших обширные кладовые, помещения административного и культового назначения. Такого рода дворец – средоточие экономической, военной и религиозной жизни, центр социальной системы. Для этого требовался большой бюрократический аппарат: целый штат писцов и различного ранга чиновников. Во главе находился царь-жрец (ванака). В то же время следует обратить внимание на относительную самостоятельность общинных поселений и на обособленность отдельных дворцовых комплексов друг от друга (не случайно они были окружены мощными оборонительными стенами). В состав государственного аппарата входил и многочисленный штат военных чинов, которые руководили, прежде всего, отрядами боевых колесниц. Государство обладало большими запасами продовольствия, металла и готового оружия, необходимого для содержания войск. Так что полностью монополизирована была лишь военная функция: незащищённые поселения общинников зависели от воинской силы, сосредоточенной в дворцах-цитаделях. Во главе бюрократического аппарата находился царь-жрец, который сам проводил сложные религиозные обряды, являясь верховным жрецом среди жрецов главных храмов. Человек в такой социальной системе ещё не освободился от религиозного мировоззрения. Достигнутое к тому времени разделение труда получало идеологическое обоснование в системе богов – создателей и охранителей профессий. В религиозных представлениях человека большую роль играет мифологема судьбы («предзаданность» судьбы, зависимость от богов).
В гомеровском обществе отсутствует царь-жрец. Крушение дворцовой системы «развязало руки» аристократии в борьбе за славу, доблести и богатство. Основная ценность – воинская доблесть, достижение славы. Основной формой общественного контроля выступает культура стыда – непосредственная осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы.
Формируется полис (город-государство). Античный полис издавна вызывал восторженное отношение как «идеальная форма государственной жизни», с присущими ей порядком, свободой и справедливостью. Гражданин («политес») города-государства – полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения. Прежде всего, бросается в глаза важность и значимость вопросов, решаемых в общественной сфере, по отношению к частной жизни граждан. Это вопросы войны и мира; хлебной и торговой политики; организации празднеств и театральных представлений; распределение пошлин среди торговых, ростовщических и вообще имущественных кругов; раздача денег малоимущим гражданам; организация общественных работ и т.д. Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о наследовании имущества и другие, требующие судебного разбирательства) находились в ведении государства. Частных судов и всякого рода посреднических организаций не существовало. Отношения граждан с государством – прямые и непосредственные. Они основываются на том, что в государственной жизни полиса участвует каждый взрослый мужчина, пользующийся правами гражданства. Задача рабовладельца – распределить технологические операции между рабами, обеспечить целостность технологического процесса. В соответствии с этой задачей и распределяются рабы различного уровня: рабы, привлечённые к управлению трудом (управляющий, ключница), рабы-искусники, рабы – исполнители чёрной работы. Таким образом, участие в гражданских делах, личная политическая активность граждан полиса является исторически необходимой формой их жизнедеятельности и вытекает из зависимости частных хозяйств от наличия развитой государственной жизни, обеспечивающей их существование (экономическую и военную безопасность). Естественно, что разветвлённая, многоаспектная государственная жизнь требовала определённой подготовки граждан, причём, не только навыков грамотности (письма), не только военных навыков или ораторской подготовки, но и сформировавшихся личностей. Важным компонентом добродетелей становятся добродетели разума, умеренности и рассудительности. Сила перестаёт быть главной. Требовалось уметь заставить себя слушать, убедить. И, разумеется, среди всех добродетелей на первый план выступала справедливость. Изменилось также представление о славе. Важно было не только одержать победу, но и убедить в ней свидетелей как в случае большой военной победы (народное собрание принимало по этому поводу специальное решение), так и в любом небольшом, скажем, спортивном состязании. Кроме того, слава перестаёт быть привилегией воина. Главное в том, что изменился механизм общественного признания. Он осуществлялся теперь благодаря посредствующей роли государственных органов и прежде всего народного собрания. Жизнь в полисе воспитывала человека, приучала его к ответственности, готовности принять новое решение, свободное от механического следования догматическим образцам.
Эпоха классики – кратковременный взлёт греческого гения во всех областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке. Классика - пора высшего расцвета греческой культуры, период утверждения античной демократии. Длившаяся почти полвека война с персами объединила греческие города, утвердила греков в их патриотических чувствах. Истинным порождением этого самосознания становится не только расцвет демократии, возвысившей человека, но и появление театра Эсхила, Софокла и Эврипида, великих произведений искусства, прославивших человеческое достоинство, гармоничное развитие личности, физическое и нравственное совершенство полисного человека.
Эллинизм - завершает развитие греческой культуры. Александр Македонский завоевал в своих походах огромные территории от берегов Малой Азии до Индии, от Черного моря до аравийских пустынь. Но управлять такой державой греки оказались не способны: их раздирали амбиции, а иногда и просто жадность до легкой добычи и обогащения. Некоторые полководцы Македонского образовали отдельные монархии, среди которых в постоянном противостоянии находились Египет, Сирия и Македония. В это же время пространство греческого мира расширилось, новые торговые пути привели к возникновению новых городов, особенно на Востоке. Эти города, сохраняя традиции восточных культур, восприняли и греческое влияние, украсив себя дворцами, парками, театрами и храмами. Греки, в свою очередь, познакомились с культурными достижениями Вавилонии, Египта и других восточных цивилизаций. Встреча двух культур вызвала бурный рост естественных наук, математики, медицины, а исчезновение городов-государств и появление монархий привели к формированию новых представлений о месте человека в мире и возникновению новых философских теорий.
1.2. Общая характеристика историко-культурных периодов
Древнего Рима
История Древнего Рима делится на три основных периода:
1.Царский (VIII – начало VI в. до н.э.).
2. Республиканский (510/509 – 30/27 гг. до н.э.).
3. Период империи (30/27 гг. до н.э. – 476 гг. н.э.).
Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I—III вв. н.э. другие большие города.
Органом управления был совет старейшин родов – сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Появляются плебеи – богатые ремесленники и торговцы. Несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с патрициями. Она закончилась победой, разрушившей римскую родовую организацию и расчистившей путь к образованию государства. На смену полису как общине приходит государство. Свободное население было разделено на имущественные разряды. Было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили название «трибы». Позднее по трибам также стали созываться собрания.
В 509 г. до н.э. установился республиканский строй. Основным социальным делением стало деление на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный. Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Важную роль играл сенат.
II –I в. до н.э. – время падения полисно-республиканского строя и установление военно-диктаторского строя. После диктатуры Суллы, диктатуры первого триумвирата (Помпей, Красс, Цезарь), диктатуры Цезаря и диктатуры второго триумвирата (Антоний, Лепид, Октавиан) в 27 г. до н.э. Октавиан получает полномочия на управление государством и наименование Август, употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата считается началом периода империи.
Установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями и непрерывные войны, являлись теми факторами, которые и стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик.
2. Религия в жизни греков и римлян
2.1. Миф и религия в культурной жизни греков
Греческая религия стала оформляться в крито-микенскую эпоху. Миф был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяющим прикладное искусство, литературу, философию и др. Мифы соединяли греков с культурой предков. Сами боги в греческой мифологии стали «идеальными людьми», которые воплощали все прекрасные и все отвратительные человеческие качества – именно человеческие, а не звериные и не божественно-сверхчеловеческие. Человек живет и творит в единстве с природой, мировым целым, которое получило название «космоса». Этот образ античного мироздания двуедин и включал в себя собственно мир, Вселенную – с одной стороны, и украшение, порядок, мировое целое, одним словом – гармонию, противостоящую Хаосу – с другой. Поэтому для греческой культуры характерен принцип калокагатии, объединяющий красоту и добро, физические и нравственные достоинства. Идеал греческого полиса – это красота безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство.
Ни в одной стране мира не было богов, более родственных человеку. Наделенные всеми человеческими слабостями, они часто снисходили к бедному человечеству и принимали участие в его судьбе. Нередко бог или богиня одаривали своей благосклонностью смертных, и плодом их любви становились герои. В божестве преобладает человеческая природа во всей своей красоте и мощи. Главный недостаток богов Греции - их излишняя человечность. Они сварливы, мстительны, иногда безнравственны, но, в то же время каждый из них воплощает определенную идею.
Мифы создавали целостный образ мира, в котором всё имело своё значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом. Космогонические представления греков принципиально не отличались от представлений многих других народов.
Для греческого религиозного сознания, особенно на этой стадии развития, не характерна идея всемогущества божества. Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали. Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776г. до н.э.; Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские- в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.
Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Кроме общегреческих богов в каждой области Греции почитались и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество.
С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.
2.2 Римская духовная культура. Ее характерные особенности и отличия от греческой культуры
В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. В римской религии долгое время сохранялись остатки первобытных религиозных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, т.е. вера в безличных и абстрактных духов. Длительное сохранение анимистических представлений тормозило развитие антропоморфного взгляда на богов т. е. представление божества в виде человеческого образа. В силу консервативности мышления и медленного развития в религии долгое время сохранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ. Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Умершие предки считались богами покровителями. Но, если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными.
Римлян, в отличие от греков, не слишком занимала система мироустройства, поэтому философы редко обращались к космогонии. Их более интересовали общественная жизнь, место человека в мире, проблема свободы и путь достижения совершенства. Поиски идеала и интерес к божественному впервые прозвучали в трудах Плотина (III в.). Бога, о котором говорит Плотин, нельзя понять умом или ощущением, с ним можно слиться только в добродетели, самоуглублении, в уходе от земной суеты. В трудах Плотина, впервые для Рима, прозвучала мысль о воздаянии человеку за добро и зло.
Начиная с III в. до н. э, на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Римские божества не были персонифицированы, а греческие являли собой совершенство в человеческом облике. Поэтому, с одной стороны, римская религия впитала в себя греческие религиозные представления, а с другой - придала греческим богам римские достоинства. В результате появилось новое качество: религия, одухотворенная греческой эмоциональностью и в то же время соблюдающая римскую строгость.
Римляне, как земледельцы и воины, были народом практическим и реалистическим. Римлянин обычно обращался к божеству с какой-нибудь определенной просьбой: увеличить приплод, дать дождь, приостановить мор, даровать победу. В зависимости от важности такой просьбы божеству приносили большую или меньшую жертву.
Наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, особые коллегии сведущих людей — жрецы. Главной жреческой коллегией была коллегия из шести понтификов. Они, осуществляли надзор за всем религиозным бытом, общественным и частным богослужением и приобрели очень большое значение в Риме. Глава коллегии понтификов назывался великим понтификом и избирался на народном собрании пожизненно, считался своего рода главой римского жречества.
Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством.
3. Философия
3.1 Развитие философии в Древней Греции
Первой философской системой античности была натурфилософия, сложившаяся в Ионии в V в. до н. э. Наиболее яркие представители стихийно-материалистической натурфилософии этого времени - Гераклит Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл. Основное внимание они уделяли поискам первичного элемента. Гераклит, например, видел его в огне. Мир - это упорядоченный Космос, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, всеобщей текучести вещей. Движение свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние.
Эмпедокл видел четыре первичных элемента (он их называл "корнями всех вещей"): огонь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу, состоят из этих четырех элементов, количественно и качественно не изменяемых, соединенных в различных пропорциях. Теория четырех элементов благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской физики до XVII в. Таким образом, в раннегреческой философии присутствует совмещение философского и физического, естественно - научного подхода в объяснении первоначала мира.
Демокрит не только принял космологическую теорию, но расширил и уточнил ее, создав универсальную философскую систему. Демокрит впервые употребил слово - атом. Впервые в истории философии создал развернутую теорию познания, исходный пункт которой - чувственный опыт. Но истинная «природа» вещей (атомы) недоступна чувству и постигается лишь с помощью мышления. Материалистическая философия Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и естественных наук.
В IV в. До н.э. в Греции античная философия достигает наивысшего расцвета. Ее прославили три знаменитых философа – Сократ, Платон и Аристотель. Идея - центральная категория в философии Платона. Он указывал на то, что в процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. По Платону, гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.
Аристотель в отличие от своего учителя Платона полагал, что материальный мир первичен, а мир идей вторичен, что форма и содержание неотделимы друг от друга как две стороны одного явления. Учение о природе предстает в его трактатах, прежде всего как учение о движении, и это одна из самых интересных и сильных сторон системы Аристотеля. Он считается выдающимся представителем диалектики, которая была для него методом получения истинных и достоверных знаний из знаний вероятных и правдоподобных.
В этот же период Антисфеном и Диогеном были заложены основы философского учения киников, расцвет которого приходится на более позднее время. Киники IV в. противопоставляли себя традиционным формам жизни и установлениям полиса, учили ограничивать потребности. Основы правильного поведения, по их мнению, следовало искать в жизни животных и на ранних этапах человеческого общества.
Философия в эпоху эллинизма обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются эклектизм – стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают вопросы морали. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования.
3.2 Характерные особенности философии в Древнем Риме
Римлян, в отличие от греков, не слишком занимала система мироустройства, поэтому философы редко обращались к космогонии. Их более интересовали общественная жизнь, место человека в мире, проблема свободы и путь достижения совершенства. Но если в период республики свобода была доступна каждому человеку, при условии, что он следовал принятым нормам, то в последние годы республики и империи даже и следование нормам не гарантировало свободы. Среди знати был популярен стоицизм, представителями которого были Сенека и Марк Аврелий. Низшие слои населения почитали бродячих философов-киников. Сенека создает этику, согласно которой человек может добиться совершенства, поняв, что философия, размышления о бренности всего земного, о круговороте жизни и боге, как сущности мира, лекарство для души. Он превозносит умеренность в потребностях, воздержанность в чувствах, нравственное равенство людей. Вся жизнь человека, по мысли Сенеки, - подготовка к смерти, в процессе которой человек закаляет себя в схватке с судьбой, приносящей ему испытания. Торжество в борьбе с судьбой - и есть подлинная свобода человека. Поэтому испытания, бедствия, неудачи необходимы для обретения истинной свободы.
Главным для философии Рима I-II веков была ориентация на человека, его поиски в сфере духа, самосовершенствование во имя спасения души, а это уже прямо перекликается с христианством. Римская философия вырабатывает и новые ценности: поиск образца, за которым можно было следовать.
4. Литература, поэзия, театр в жизни греков и римлян
Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии - эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». В XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных важнейших исторических событиях.
Гомеровский период был бесписьменным. В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызрели предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.
Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия. Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах.
В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры - драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.
Древнегреческий театр развивается в VI-V вв. до н.э.. Важную роль в развитии театра сыграл культ Диониса, бога виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса – Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая.
Вначале театры были переносными. Только при Перикле появился первый каменный театр, послуживший прототипом дальнейших построек такого рода. Для амфитеатра выбирали обычно террасовидную площадь. Подровняв и вырубив уступы для сиденья, внизу, в центре круга, устраивали места для хора, а позади него ставили сцену. Сиденья обычно облицовывали мрамором, а верхний ярус увенчивала колоннада. Места были нумерованными, чтобы избежать тесноты и беспорядка. В Греции театр является школой воспитания гражданской позиции. В Греции каждый обязан был посещать театр. Богатые платили за бедных. В Греции актёр - уважаемый человек.
Первые литературные произведения были, как и многое в Риме, связаны с практической деятельностью людей: это устная поэзия, песни жрецов, сопровождавших разные обряды, рабочие, песни пастухов, гребцов. Были песни колыбельные, похоронные, свадебные или застольные, в которых могли воспевать «славу предков». На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература. Долгое время поэзия была безымянной. Первым автором с именем считается государственный деятель Аппий Клавдий Слепой, при котором были построены первая значительная дорога и водопровод, но чаще всего первым римским поэтом называют Ливия Андроника, раба из Греции, вольноотпущенника, который перевел « Одиссею» Гомера на латинский язык и переложил его так называемым сатурнийским стихом, т.е. стихотворным размером, присущим древним стихам, связанным с культом бога Сатурна.
Другое имя римской поэзии - Гораций. Его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник», вольный перевод которого был сделан А.С. Пушкиным.
Вообще римская культура немыслима без имен таких поэтов как Вергилий (поэма «Эненда»), Плавт (комедии), Овидий (поэма «Метаморфозы»).
Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э., сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой, главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и ранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые литературные произведения и писались по-гречески, хотя и них излагалась римская история.
Римский театр – зрелище, предназначенное для развлечения публики. Актеры расценивались как люди самых низших сословий. Но некоторые актеры пользовались всеобщим уважением, например трагический актер I в. до н.э. Эзоп и его современник – комический актер Росций. Первое время актеры играли без масок, костюмы были такими же как и в греческом театре. В Риме долго не было постоянного театрального здания. В цирках устраивались гладиаторские бои, травля диких зверей и другие кровавые зрелища, которые стали преобладать в Риме с I в. до н.э. Постепенно они вытеснили драму.
5. Архитектура, скульптура, живопись Древней Греции и Древнего Рима
В архаический период появляются каменные статуи. Спортивные состязания были праздниками. В честь победителей ставились статуи. Уже в этих ранних скульптурах греки стремились передать красоту обнаженного тела, сильного, пропорционально сложенного. Образ прекрасного и доблестного человека лежит в основе искусства.
В связи с возникновением новых форм общественной жизни складываются различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место принадлежало храмам. Греки не старались строить храмы грандиозными, подавляющими человека. Они стремились к тому, чтобы здания были соразмерны людям, чтобы человек рядом с ними чувствовал себя значительным и сильным. Эти храмы построены в виде периптера – здания, окруженного колоннадой. Фризы храмов украшались рельефами; рельефы или статуи помещались и на фронтонах – плоских треугольниках, образованных двускатной кровлей на торцовых сторонах храма. Среди них первенствовали храмы богов — покровителей общины. Важную роль играли храмы, приобретшие всегреческую популярность, прежде всего храм Аполлона в Дельфах.
Памятником могущества Афин стал ансамбль афинского кремля – Акрополя. В ионическом ордере был построен и Эрехтейон – третий храм Акрополя (конец V в. до н.э.).
Наиболее совершенной из всех работ Фидия считался Зевс Олимпийский, величайший труд его жизни. Сами греки отдавали пальму первенства этой статуе, производившей на современников неотразимое впечатление. Статуя погибла, вероятно, сгорела вместе с Олимпийским храмом.
Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в. в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый «Дискобол». В этом образе — гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности вся фигура исполнена чисто эллинского классического благородства.
В конце V в. до н.э. начинается период кризиса полисов. Величаво-возвышенное искусство V в., прославляющее героя-гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания.
Эллинистическому искусству свойствен интерес к личности конкретного человека, к событиям повседневной жизни. Характерна для этого периода статуя богини победы Нике Самофракийской (II в. до н.э.).
Высокого развития достигла живопись
Учителями римлян были этруски. Именно они научили строить здания, но очень скоро римляне превзошли их в этом искусстве. Они стали лучше пользоваться материалами, употреблявшимися уже и раньше, приспособили новые, усовершенствовали способы строительства.
В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла именно архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.
Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.
Постепенно складывался новый тип гражданского общества со своими запросами. Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римской почве получили новое архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники. В отличие от греческих архитекторов, которые составляли планы зданий, не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии.
Благоустраивается центр города — римский Форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах-парках, расположенных на окраинах города, так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла.
С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в музеи искусства.
Театры и амфитеатры характерны для античных городов. Еще в период поздней республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был всецело римским изобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли собой самостоятельные замкнутые многоярусные здания в центре города с местами на концентрически возведенных стенах.
В 70—80 гг. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей. Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет эллипс центр его композиции — ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизация очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую Греко-римскую культуру.
Скорее всего, греческая культура оказала большое влияние на развитие римской за счёт того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и, конечно, добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому, рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что её особенности присущи и греческой культуре. Но есть и очевидная разница данных культур.
Греки полагали, что в культуре, как и в самой жизни, должны сочетаться два начала – гармония красоты и покоя и раскованности, свободы, природной стихии. Агонистика – состязательность – ведущий принцип греческой культуры. Сочетание разнообразия и взаимной лояльности породило соревнование отдельных личностей, групп и полисов в целом за достижение превосходных результатов во всех сферах жизни, но особенно – в спортивных играх.
Доминанта сознания грека-гражданина полиса – ощущение свободы. Логика исторического развития привела Грецию к утрате свободы. Но парадоксальным образом, благодаря потере свободы внешней, она совершила прорыв к новым измерениям свободы внутренней. Стоицизм стал поистине национальной философией Рима, проложил европейской цивилизации путь к христианству.
Наиболее яркая особенность древнеримской культуры – высокая степень развития практической деятельности. Римской культуре не свойствен космизм греческой культуры. Человек здесь был нацелен на карьеру, государственную деятельность, возвышение над другими. Войны во многом определили организацию, строй жизни и всю историю Рима. Вся римская действительность с постоянными войнами делала наиболее ценимыми в обществе такие качества, как мужество, верность, стойкость, гордое достоинство, суровая сдержанность. В то же время типично римским действом был триумф. Рим стремился слить зрелища с реальной жизнью. Тем, чем для греков был театр, для римлян была жизнь. Праву принадлежала особая роль в римском обществе. Причем даже религия первоначально была очень близка к праву.
Римской культуре оказались присуща открытость, способность вбирать в себя культурные ценности других народов, прежде всего греческой культуры. Римская культура изначально складывалась как культура синтетическая. Все: научные и философские идеи, мифология и искусство переосмысливались с позиций доминанты римского сознания – «Рим – центр мира». Культ пользы пронизывал все различные сферы творческой деятельности, особенно ораторское искусство, образование и науку. Этому вполне соответствовали и новые литературные жанры: публицистика, мемуаристика, политические памфлеты, сатира, реалистический роман.
Практичность мышления римлян проявилась и в архитектуре. Открытие бетона создало новые конструктивные возможности строительства гигантских сооружений и сводчатых перекрытий. Трезвый, рациональный ум римлян способствовал развитию портретного жанра в скульптуре. Если греки стремились к созданию идеально прекрасных образов граждан, то римляне передавали персональные особенности своих моделей.
Несмотря на схожесть многих черт – греческих и римских, культуры не являются полностью тождественными, их различия в первую очередь связывают с разным образом жизни (греки, за исключением Спарты были миролюбивы, а римляне – воинственны). Среди компонентов культурных ценностей, у греков определённое место занимала мифология, а у римлян – право, закон.
В целом же культура античности явилась основой для развития мировой культуры.
Список использованных источников и литературы
1. Вальянц А. М. Древняя Греция, Древний Рим. М., 2003.
2. Древний Рим. Энциклопедия, М: Ниола 21 век – 2003.
3. Кондрашов А. Н. Легенды и мифы древней Греции и Рима, М: Рипол Классик – 2005.
4. Кузищин В. И. История Древней Греции: Учебник для вузов, М: Высшая школа – 2005.
5. Лисичкина О. Б. Мировая культура Древнего мира, М: Астрель – 2003.
6. Любимов Л. Д. искусство Древнего мира. М., 2000