Контрольная работа Философия в системе культуры 3
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.
Уральский Государственный Лесотехнический университет.
филиал г. Советский.
Контрольная работа
Дисциплина
:
Философия.
Тема:
«Философия в системе культуры «
Вариант: № 3
Выполнила: студентка 2 курса.
Специальность: 250203
Смолина Ирина Анатольевна
Проверил:.
г. Советский 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Введение. _______________________________________________ стр. 3
2. Философия и искусство. ___________________________________ стр. 4
3. Философия и мораль. ______________________________________ стр. 6
3.1 Нравственное сознание. _____________________________ стр. 6
3.2 Эстетическое сознание. ___________________________ стр. 9
4. Философия и религия. _____________________________________ стр. 11
5. Заключение. _____________________________________________ стр. 15
Список используемой литературы. ____________________________ стр.16
Введение.
Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости ». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревает. Устаревать могут знания, а мудрость- это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видят никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории. Все это означает философствовать. Люди философствуют всегда, поскольку они живут среди других людей, поскольку постольку постоянно нужно выбирать между добром и злом, между честью и бесчестью, поскольку принимать самые главные решения относительно собственной жизни приходиться чаще всего самому. Люди небыли бы людьми, если бы не философствовали. Но чаще всего мы философствуем стихийно, руководствуясь здравым смыслом или житейской интуицией, которые нас часто подводят.
Изучение философии позволяет нам узнать мудрые советы относительно осмысленной жизни, относительно добра и зла, понять свое собственное место и предназначение в обществе и место человека а мироздании, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь, смерть. Изучение философии можно сделать человека умным. Быть умным – значить уметь правильно распоряжаться своей жизнью, уметь предусматривать последствия своих поступков, уметь быть счастливым и влюбленным в жизнь человеком.
Духовная культура человека покоиться на четырех основаниях – это наука, религия, искусство и философия. Нельзя представить общество без науки, религии или искусства, так нельзя его представить без философии.
Философия и искусство.
Главная функция искусства заключается в том что, оно творит мир и в этом смысле художник является соавтором Бога. Мир творит и философия – существуют мифы Платона, Декарта, Ницше; мир творит наука – есть мир Ньютона и мир Эйнштейна. Но в этих мирах нельзя жить, это абстрактные миры, продукт нашего интеллекта. Искусство же делает наш мир возможным для жизни. Мир, в котором мы живем и есть в большей своей части продукт искусства.
Наша жизнь чаще всего не является жизнью в полном смысле этого слова, поскольку в ней много случайного, нелепого, не зависящего от человека, которого чаше всего бросает, как щепку по волнам, и никогда не известно, к какому берегу прибьет его водоворот не им определяемых событий. В этом смысле только искусство создает живую жизнь, оно не отражает серую монотонность будней, оно их одухотворяет, выжимает квинтэссенцию из жизни, берет ее в чистом виде, а в чистом виде жизнь как токовая, освобожденная от глупых случайностей или просто от скуки, – прекрасна.
Человек должен создавать себя так же, как создает произведение искусства – отбрасывая от себя все случайное, наносное, избавляться от автоматизма существования, то есть становиться живым, ибо только тогда он может придать своей жизни целостность, завершенность, смысл. Жизнь без подобных усилий, жизнь сама по себе – только распад.
Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и бытовом. Искусство же не только берет человека в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек – тайна, тайна природы. Искусство обеспечивает полноту создания и восприятия своего предмета в отличие от сознательной частности подхода, присущей науке.
Все окружающее есть продукт искусства. Поэзия – не добавка к природе, поэтически увидеть – значит увидеть так, как есть на самом деле. Здесь термины «философия и искусство» совпадают.
Не искусство подражает жизни, а жизнь подражает искусству. Если произведения искусства – это форма жизни, великие мысли природы, то я могу считать их более реальными, чем наша «реальная» повседневная жизнь. Жизнь не имеет силы искусства; она получает ее только в ослабленном и деградированном виде и воспроизводит себя лишь на самом низком уровне и в минимальной степени.
Искусство удивительный феномен, произведения искусства – словно узлы, организующие жизнь. Даже не осознавая этого, мы придаем своей жизни целостность, подстраивая ее под искусство, делая ее произведением, которое похоже на какое – ни будь действительно существующее произведение. Я не могла бы относиться к своей жизни, как к чему– то целому, если бы не те произведения искусства, которые приучали меня во всем видеть интригу, мы вместо того, чтобы видеть только один – единственный наш собственный мир, видим мир множественный.
Есть две черты особенности искусство. Во – первых, мир этот не есть порождение чистого вымысла, не имеющего никакого отношения к действительному миру, но то, что изображено в художественном произведении, к какому бы направлению и жанру оно ни относилось, является собой своеобразную реальность, созданную по аналогии с объективной реальностью. Во – вторых, эта реальность, именуемая художественной картиной мира, есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь.
Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любом другом конкретной деятельности, где человек реализует только какую – ни будь одну сторону, а не всего себя.
Внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивает синкретической силой эстетического сознания.
Основной функцией искусства является его синтетическая миссия, обеспечивающая целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.
Синтетической силой искусства во многом объясняется тот удивлявший философов факт, что среди всего многообразия видов духовной деятельности нет ничего, что имело бы равное по своей силе социальное воздействие на человека.
Роль искусства в общественной жизни трудно переоценить. Любое глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства. Так было и в античности, и в эпоху Возрождения. Не случайно именно искусство быстрее, чем скажем, наука или право, отреагировало на изменение барометра общественной жизни в середине 1980–х. гг., оказавшись на переднем крае главных событий времени.
Таким образом, художественное сознание и его высшая форма – искусство – является необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно – психологическую устойчивость в настоящем.
Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по – своему трансформируя и изменяя их. Относясь к искусству, как к способу своего целостного самовыражения, человек всегда видел в нем средство для обеспечения бессмертия всех других своих достижений. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии.
Итак, синтезирующая миссия искусства проявляется и на уровне отдельной личности, скрепляя воедино все ее духовные силы и на уровне каждого данного этапа общественного развития, обеспечивая целостное самовыражение народа, и на уровне исторической связи поколений.
Философия и мораль.
Нравственное сознание.
Правовое регулирование — это регулирование поведения людей с помощью системы законов. Оно оставляет вне своего влияния огромную область человеческих отношений, именуемых нравственными. Законом не предусмотрено, например, наказание за нарушение правил приличия, за невежливость и т.п. Это осуждается общественным или личным мнением.
Таким образом, жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам, что изучается этикой — учением о морали. Нравственность - это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.
Нравственный человек наделен чуткой совестью — удивительной способностью самоконтроля. Механизм совести устраняет раздвоенность личности.
Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы
нравственности. Таким образом, нравственность — это и определенная
сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим и о нравственном поступке, и о нравственных
представлениях, понятиях. Нравственное сознание обладает сложной структурой, элементами которой являются нравственные
категории, нравственные чувства и нравственный идеал
как представление и понятие о высшем проявлении нравственного, вытекающего из социального идеала совершенного миропорядка.
Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.
Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное. Если бы поведение людей фатальным образом предопределялось сверхъестественными силами, внешними условиями или врожденными инстинктами, как, например, у насекомых, то не имело бы смысла говорить о нравственной оценке поступков. Но нравственности не могло быть и в том случае, если бы человеческие поступки ничем не обусловливались, если бы царила стихия абсолютно свободной воли, т.е. полный произвол. Тогда не могло бы существовать социальных норм, в том числе и нравственных.
Нравственные нормы, принципы и оценки в конечном счете выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях. Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам исторического прогресса. Нравственное выступало как стихийно обобщенный и устойчивый образ действий людей, как их нравы.
Нравственность в историческом развитии обладает известной преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а заимствует моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя, развивая их.
В нравственности, как и во всех других областях познания, в общем наблюдается некоторый исторический прогресс. В то же время есть и относительно незыблемые нравственные императивы — так называемые общечеловеческие нормы нравственности. Это один из самых устойчивых ориентиров в человеческом обществе. Исключительно велика их значимость и для настоящего, и для будущего мирового сообщества.
Исходными категориями нравственности являются добро и зло. Добро - это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Отрицательные явления в общественной и личной жизни людей, силы торможения и разрушения именуются злом. Злая воля стремится к тому, что противоречит интересам общества и человека. Однако диалектика истории внутренне противоречива. Зло, по Гегелю, может выступать как форма, в которой проявляется не только тормозящая, но и движущая сила истории. Гёте отмечал, что зло выступает и как отрицание, сомнение, как необходимый момент дерзкого движения человеческого разума к познанию истины, как ирония над человеческими иллюзиями. Всякий новый шаг вперед в истории является протестом против старых «святынь» и оценивается современниками как зло. Это, кстати, говорит об относительности понимания добра и зла.
Всюду, где человек связан с другими людьми определенными отношениями, возникают взаимные обязанности. Социальные обязанности, налагаемые на каждого члена общества, принимают форму нравственного долга. Добродетель есть, по И. Канту, моральная твердость воли человека в соблюдении им долга. Действительная нравственность есть должное взаимодействие между единичным лицом и его данной средой — природной и социальной. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершать моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение.
Совесть являет собой способность личности осуществлять моральный самоконтроль. Она «вынуждает» самостоятельно ставить перед собой нравственно санкционированные цели, осуществлять самооценку совершаемых поступков, испытывать чувство личной ответственности за свои действия.
Говоря о совести, мы имеем в виду и силу положительного зова души, и ее укоры за «не то» и «не так» содеянное. Между должным и внутренними мотивами поступков людей имеют место острые коллизии. Их разрешает внутренний суд — суд совести. Иначе говоря, совесть есть внутри - меня творимый суд над моими собственными чувствами, желаниями, помыслами, словами и поступками, т.е. суд моего Я над ним же самим. Механизм совести устраняет раздвоенность – человека. Нельзя все правильно понимать, но неправедно поступать. С совестью нельзя играть в прятки. Никакие сделки с ней невозможны.
В системе нравственных категорий важное место принадлежит
достоинству личности, т.е. осознанию, ею своего общественного значения и
права на общественное уважение и самоуважение.
Коренной вопрос — смысл человеческой жизни. От его реализации полностью зависит человеческое счастье, представляющее собой нравственное удовлетворение, проистекающее от сознания правильности, величия и благородства основной жизненной линии поведения. Секрет счастья — в умении доставить и людям, и себе радость, в умении организовать свою жизнь так, чтобы с наибольшей полнотой выявить свои творческие способности. Источник счастья заключается в полноте проявления физических и духовных сил человека. Счастье многогранно. Главный стержень человеческого счастья — творчество в любой области: в труде умственном и физическом. В творениях человек проявляет свою индивидуальность и осознает, что это его детище, часть его Я, которая вливается в море общей культуры, как чего-то более емкого и долговечного, чем личное бытие отдельного человека.
Эстетическое сознание.
Понятия Истины и Добра неполны без Красоты, а она, в свою очередь, проявляется там, где разум приблизился к истине, а воля направлена на добро.
Красота для античности была атрибутом самого мира, а не только взирающего на этот мир человека. Кроме того, красота и гармония являлись также и синонимами разумного, ибо ясно, что устроенный по законам красоты мир не может быть устроен неразумно. Учение о красоте в античной эстетике, по существу, не отделялось от учения о бытии, а, это значит, что вопросы об Истине, Красоте и Благе не были в классической античности разными вопросами: они сливались в нераздельное единство.
Специальная рефлексия над эстетическим началась в эпоху Возрождения, когда на первое место, был, выдвинут человек. Авторитет эстетического резко возрос, и оно вернулось в состав философского знания. Факт обособления эстетики как самостоятельной формы духовной деятельности закономерно привел и к обособлению Красоты, которая раньше внутренне пронизывала, а тем самым и синтетически объединяла Истину и Добро, а теперь вступает в качестве равноправного персонажа в развивающуюся историческую драму, в борьбу за лидирующее положение. Красота объявляется «совершенством чувственного познания», а местом пребывания Красоты мыслится уже не мир сам по себе (как это было в античности), а искусство как результат творческой деятельности человека.
Признание эстетического свойства у одного только искусства лишало эстетическое сознание его синтезирующей функции, обособляло эстетику от всех других видов деятельности, от социальной жизни вообще, превращало искусство в самоцель. С этой точки зрения, истина относилась к миру, а красота — к человеческому творчеству или к красоте природы, взятой вне социума. Впервые в истории между Истиной и Красотой была установлена логическая пропасть, та же пропасть, которая разделяет природу и творческий дух человека.
Наиболее развернутое обоснование этой точки зрения дали философы-романтики, затем она получила развитие в классическом немецком идеализме, в неокантианстве XIX и XX вв. Аналогичные построения лежат в основе всех разновидностей собственно эстетической теории «чистого искусства», т.е. искусства ради искусства. Красота здесь ставится выше и Истины, и Добра. Искусство, согласно Б. Кроче, есть высшая реальность, оно находится вне познания и вне морали.
Согласно И.В. Гете, между Истиной и Красотой нет резкой границы, напротив, Красота и есть Истина; она есть проявление глубинных законов природы, которые без обнаружения их в феноменах навсегда остались бы скрытыми для нашего взора. Законы природы и законы Красоты не могут отделяться друг от друга. Тот, кому природа начинает открывать свои тайны, испытывает непреодолимое, страстное стремление к ее наиболее достойному толкованию средствами искусства.
Эпоха Просвещения и практически вся официальная идеология начала XIX в. были пронизаны рационализмом, т.е. были склонны доверить решение основных вопросов бытия естественно - научному разуму; с этой точки зрения искусство считалось не средством познания мира, а только формой человеческого самоутверждения. С конца XIX в. европейские философы настойчиво заговорили о «кризисе рационализма», о необходимости вернуть в культуру принцип триединства разума, воли и чувства, т.е. Истины, Добра и Красоты.
Неотъемлемым аспектом эстетического сознания являются эстетические чувства. Эстетическое чувство - это просветленное чувство наслаждения красотой. Эстетические чувства относятся к высшим формам душевных переживаний. Они предполагают осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений окружающей действительности, произведений искусства. Эстетические чувства, как и любые позитивные эмоции, граничат с откровением. Они различаются по степени обобщенности и по силе. Начиная от чувства умеренного удовольствия человек, может пройти ряд ступеней вплоть до эстетического восторга.
Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и
вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством — это человек творческого
порыва, творческого отношения к жизни.
Характерно, что человек с развитыми здоровыми эстетическими потребностями надолго сохраняет не только духовную, но и физическую молодость, так как творческий, активный импульс его жизни повышает общий тонус жизнедеятельности его организма. Действительно, постоянное общение с природой, умение видеть и создавать красоту в труде, в отношениях между людьми, способность глубоко чувствовать и понимать искусство — все это усиливает жизнеспособность человека, освобождая его от многих ненужных отрицательных эмоций и переживаний. Развитые эстетические потребности делают более высокой общую культуру чувств, очищая их от вульгарных, примитивных и грубых переживаний.
Эстетическое сознание может существовать в каждом акте человеческой активности, будь то научное мышление, чувственное созерцание, производственная деятельность или даже, бытовая сфера. Человек может оценивать с эстетических позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объективное явление, словом, вообще все, что только вовлекается в сферу его опыта.
Искусство — это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Как бы ни был силен обязательно присутствующий эстетический момент в деятельности. В искусстве эстетическое сознание становится главным.
Философия и религия.
Религия является собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Религия и философия, является мировоззрением, правда, специфическому и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является « священным », сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. Философия – это рационально – теоретическое восприятие мира. Религия же опирается преимущественно на веру. Философская мысль опирается на свободу мысли, на нескованность какими – то авторитетом. Религия нуждается в авторитете церкви, вероучения.
Очень часто философия демонстрирует критическую по отношению к религии позицию. Ее стремление найти истину и создать систему ориентации жизни с помощью силы человеческого разума является положительным.
История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления. Философия анализирует, прежде всего, сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности, как человека, так и человечества. О роли религии в истории человечества, ее взаимоотношении с философией в последующие годы будет сказано через призму взаимодействия христианства с европейской философией. Эти ограничения обусловлены необходимостью показать сейчас только характер этих взаимоотношений и их взаимовлияние.
Существенной функцией религии является нравственно – социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие. Религия воссоединяет жизнь двух миров – земного, природно – социальное и трансцендентного.
Религиозное мышление, по существу, стало первой формой осмысления человеком мира и, возможно, оно, согласно последним научным данным, возникло около 40 – 50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде, – опираясь не на предметы, вещи, явления, а, оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.
Характеризуя античный период в истории развития человеческой цивилизации в целом, следует указать на теснейшее переплетение религиозного и философского мироощущений, происходящих в мире событий. Первые из дошедших до нас литературных памятников, например, древнеиндийские « Веды » представляли собой примеры религиозно – философского видения мира. Этот процесс симбиоза религии и философии продолжался если не тысячелетиями, то, по крайней мере, столетиями. И в этом нет ничего удивительного, так как и религия и философия были не достаточно развиты, чтобы самостоятельно объяснить происходящие в мире события. Со временем религия и философия начинают отделяться друг от друга и приблизительно в одно и тоже время формируются как независимые, правда, все еще относительно, друг от друга форма общественного сознания. Первыми известными проявлениями этого являются становление буддизма в индии и философии в древней Греции, что произошло приблизительно в одно и то же время, а если конкретно, то в 7 –5 вв. до н.э.
О существовании Христа можно говорить с уверенностью не потому, что существуют отрывочные упоминания о нем в древних источниках. Нет, не упоминания Тацита, Плиния Младшего, убеждают в этом, а то обстоятельство, что возникло мощнейшее движение – Христианство. Следовательно, у истоков его непременно должна быть и выдающаяся личность как у истоков буддизма был Будда у истоков ислама – Мухаммед.
В атмосфере религии участвует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями. В связи с этими мыслители обращают внимание на различные стороны религии. Так, некоторые усматривают в религии, прежде всего эмоциональную сторону, подчеркивая религиозные сторону. И. Кант ставил религию в теснейшую связь с нравственностью, назвав религию признанием законов нравственности за веление Божества. По Канту религия – это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога. Нельзя стать угодным Высшему Существу, не становясь лучшим человеком. Гегель рационализирует религию, характеризуя ее как объективацию абсолютного духа, как самооткровение его в человеке форме идей.
В вопросе о происхождении религии еще больше разнообразие мнений, чем в вопросе, о ее сущности. Прежде всего, необходимо различать психологические причины возникновения религии и социальные корни религиозного сознания.
Принципы, лежащие в основании объяснения религии, подразделяются на две группы: супернатуралистические и рационалистические. Первые говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник. Вторые предполагают или сознательное намерение и рефлексию человека при образовании религии, ради удержание власти.
Религиозная вера невозможна вопреки разуму и без оснований. Вера дается Богом человеку через воспитание в условиях религиозной семьи и обучению в школе, а также через опыт жизни и силу разума, постигающего Бога через проявления его творении и удивительную целесообразность самых замысловатых образований и процессов в мироздании.
В истории философии известна, думается, разумная позиция, согласно которой Бог не может быть непосредственно познан, а светится лучами своей сущности через все сущее и предстоящее перед всеми органами наших чувств, т.е. через все сотворенное им. Если кто – то не может доказать, что Бог существует и поэтому становится воинствующим атеистом, то пусть он попробует доказать, что Бог не существует. Это никому и никогда не удавалось и в принципе никогда и никому не удастся. Смерть Бога по Ницше не просто конец сказки, которую человечеству рассказывали на протяжении столетий и к которой потеряли интерес в просвещенное время. Речь идет об утрате веры в личную власть Бога, которая посредством своей функции судьи одновременно заботилась о справедливости в жизни.
Бог служил в прошлом в качестве гаранта всеобщего порядка. В процессе постоянного изменения картины мира становится все сложнее понять особую роль человека и его положение в мире.
Свобода религиозных убеждений – одно из основных и неотъемлемых прав человека. Поэтому должно с терпимостью относиться как к представителям других религий, так и к атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога – это тоже вера, но с отрицательным знаком.
Для некоторых людей вера является предметом чисто умственного признания и обрядового почитания, а не движущим началом жизни – она определяет характер их поведения и реальное отношение к людям. Гордясь своей верой и любовь к Богу, они не хотят понять той простой и самоочевидной истины, что действительная любовь к Богу, настоящая вера требует сообразовать свою жизнь с тем, во что они верят и что почитают. В противном случае вера приобретает чисто формальный, а потому и ненастоящий характер.
Как любое явление культуры, религия передает человеку знание и дает повод для размышления, учит нравственности, дает утешение в трудные минуты жизни.
Искренняя вера для своей реализации с необходимостью должна перейти в индивидуальный нравственный подвиг – в дело служения людям. И поэтому религия способствует единению людей в любви и добре. Вера не может быть критерием истинности познания, она не может служить и аргументом в споре по этому вопросу, наконец, она не является ни способом, ни целью человеческого знания, а в религиозном отражении действительности она играет главную роль.
Можно сказать, что как в жизни, так и в познании всегда есть и будет место вере.
Становление научной картины мироздания не противоречит религии и не ослабляет религиозного восприятия мира. Нельзя считать парадоксом факт, что те, кто внес в науку масштабный вклад (такие новаторы, как Н.Коперник, И. Ньютон, А. Эйнштейн), относились терпимо к религии и размышляли о ней в положительных тонах.
Заключение.
Философия – очень полезная для каждого область человеческой культуры, и в то же время очень вредна. Вредна так как учит во всем сомневаться, ничему не верить, не проверить и не доказав себе самому. Философия – сугубо индивидуальное дело и ко всему общему относится подозрительно.
Таким образом, философия учит человека быть человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди людей, искусству не бояться смерти и мужественно глядеть в лицо своей судьбе. Изучая философию, мы и постигаем это особое и, возможное, самое важное искусство.
Не только философия учит человека быть человеком, этим же занимаются литература, живопись, музыка, этим же занимается религия, воспитывая человека и смягчая его нрав. В отличие от них, философия пытается найти методы познания природы и общества, обобщить духовный опыт человечества и выявить в его истории некоторые закономерности. При этом философия пытается выразить свои прозрения и откровения через понятия, систему категорий, и здесь она уподобляется любой конкретной науки, такой, например, как физика или биология, и это часто дает повод назвать философию наукой. А если понимать под наукой наличие строгих и четких, логически связанных верифицируемых понятий и законов, то философия, конечно, совершенно особая область знания. Большинство философских положений опытом не доказывают и из опыта не вытекают: нельзя доказать опытным путем, что жизнь и разум возникли из развивающейся природы, нельзя доказать, что Бог есть основа мира, нельзя доказать, что человеческая свобода с необходимостью вытекает из человеческой природы.
Человеку бы было бы намного проще жить, если бы самые главные вопросы его существования могли бы быть однажды доказаны раз и навсегда.
Список литературы:
1. В.Д. Губин. Учебник основы философии. Москва 2004 г.
2. И.В. Назаров, С.В. Аржанухин, М.С. Верб, К.С. Романова,
Л.М. Сыромятникова, Т.Г. Бурдина, А.Ф. Посыпайко,
Н.К. Антропова, Т.С. Корнеева, Т.Г. Аносова, В.В. Макерова. Учебник. Философия. Екатеринбург 2001 г.
3. А.Г. Спиркин. Учебник. Философия. Москва 2005 г.
4. Теодор В. Адорно. Учебник. Проблемы философии морали. Москва 2000 г.
5. А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. Москва 1997 г.
6. А.Ф. Лосев. Философия культуры. СПб.