Контрольная работа

Контрольная работа Пространство и время как фундаментальные формы существования событий мира

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024





ФГОУ ВПО КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ им. Т. С. МАЛЬЦЕВА
Факультет     Экономический
Кафедра         Философии
Контрольная работа

по «Философии»
Тема. Пространство и время как фундаментальные формы существования

событий мира
                                                             Выполнил: студент 2 курса

                                                                                       заочного отделения

                                                                                             «Бухгалтерский учет»

                                                                                Воинкова А.В.

                                                                         № Б-09131
                                    Проверил:
Лесниково-2010
Содержание
                                                                                                              

1.   Категории пространства и времени в философии.                                               3

2.   Универсальные характеристики пространственно-временного континуума.   5                                                                                   

3.   Качественное многообразие форм пространства и времени.                            10

                                         

Список использованной литературы
1.           
Категории пространства и времени в философии

Для обыденно-житейских представлений пространство и время – нечто привычное, известное и даже в какой-то мере очевидное. Но если задуматься над тем, что же все-таки такое пространство и время, то возникают сложные вопросы, напряженно обсуждавшиеся в истории философии и естествознания. В настоящее время нельзя решать их без опоры  на достижения современной науки, причем не только достижения естествознания, но и тех данных социальных, гуманитарных дисциплин, которые раскрывают различные аспекты пространственно-временных представлений, их роли, места в человеческой жизни и деятельности.

Зададимся вопросом, каков смысл категорий «пространство» и «время». В своей деятельности мы обнаруживаем  такие особенности структурной организации мира, что части и элементы, из которых построены материальные объекты, определенным образом расположены друг относительно друга, образуют некоторые устойчивые конфигурации, что задает границы объекта по отношению к окружающей среде. Можно сказать, что каждый объект характеризуется своеобразной «упаковкой» входящих в него элементов, их расположенностью относительно друг друга, и это делает любые объекты протяженными. Кроме того, каждый объект занимает какое-то место среди других объектов, граничит с ними.

Все эти предельно общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира, - свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами – выступать как первые, наиболее общие характеристики пространства. Если их абстрагировать из действительности, отделить от самих материальных объектов, то мы получим представление о пространстве как таковом. Именно так и складываются представления о пространстве и понятии пространства, возникающие как результат активного взаимодействия человека с внешним миром, в ходе которого выявляются перечисленные выше предельно общие особенности его структурной организации.

Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы в свою очередь не членились на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.

Попытаемся выявить таким же образом содержание понятия времени.    Материальный   мир  состоит  не  только   из  структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении и разв­итии, они представляют собой процессы, которые развертываются определенным этапам. В них можно выявить некоторые качественные состояния, некоторые стадии, сменяющие одна другую. Смена этих стадий может характеризоваться определенной повторяемостью. Одна стадия по сравнению с другой стадией может наступать быстрее или позже. Такие особенности процессов характеризуются понятием длительности. Сравнение различных длительностей может стать основой для количественных мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Если эти характеристики абстрагировать от самих процессов и рассмотреть отношения длительностей как некоторые самостоятельные признаки процессов, то мы получаем представление о времени как таковом. Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития; если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла.

Для того чтобы произвести отсчет времени, мы всегда находим какой-то квазипериодический, то есть повторяющийся в некоторых основных чертах, процесс, который выбираем за эталон, и с ним сопоставляем непериодические, более сложные процессы. Периоди­ческий процесс вращения Земли вокруг своей оси делит время на сутки. Движение Земли вокруг Солнца отмеряет года. В принци­пе можно ввести и более крупные единицы времени. Например, говорить о таких больших промежутках, как галактический год,— 200 млн., за которые Земля обращается вместе с Солнцем вокруг центра галактики. Но такая единица имеет смысл только при рассмотрении очень длительных процессов, скажем, развития жизни на Земле от ее возникновения до нашего времени. Такая единица, как галактический год, может установить определенные состояния развития жизни на Земле в зависимости от положения Земли относительно ядра галактики.  Важно, однако   что рассмотренных случаях отсчета времени мы поступаем одним и тем же образом:   сравниваем   между   собой   качественно   различные процессы движения.

Человеку свойственно и интуитивное чувство времени,   не всегда им осмысливаемое.

На чем же основано интуитивное чувство времени?  В нашем организме существует множество периодических  процессов, которые выступают в функции часов. По ним как бы измеряется длительность  внешних  процессов.  Оказывается,  что   все  организмы имеют как бы встроенные внутрь себя биологические часы, в функции которых выступают различные жизненные ритмы  -    периодически возникающая и затухающая активность клеток и отдельных органов.

 «Биологические часы», то есть периодические ритмические циклы, есть у любого организма. Они есть и у животных, и у расте­ний. С их помощью организм приспосабливается к внешней среде, к ее ритмам: смене дня и ночи, времен года. Чувство времени развивается в процессе этого приспособления. Важно, однако, что в основе этого чувства лежит примерно тот же принцип, какой лежит и в основе образования понятия времени,— это сравнение, сопоставление различных процессов движения: одного, функционирующего как эталон, и другого, сравниваемого с этим эталоном.
2.               
Универсальные характеристики пространственно-временного континуума.


Время является формой протекания всех механических, органических и психических процессов, условием возможности движения, изменения и развития; всякий процесс, будь то пространственное перемещение, качественное изменение, возникновение и гибель происходит во времени. Анализ природы времени уже с первых шагов гречес­кой мысли связан с попытками решить одну из сложнейших философских проблем - проблему континуума, или непрерывности. В самом деле время, так же как и пространство, и движение представляют собой континуум, который можно мыслить либо как совокупность некоторых неделимых элементов (моментов времени, частей пространства или "частей" движения), либо же как бесконечно делимую величину. Однако при первых же попытках теоретически рассмотреть природу континуума гре­ческая философия в лице Зенона из Элей (V в. до н.э.) столкнулась с парадоксами (апориями), разрешению которых посвящено немало трудов философов, логиков и математиков, начиная с Платона и Аристотеля в античности, Галилея, Декарта, Лейбница и Канта в новое время и кончая А. Бергсоном, Г. Кантором, Р. Дедскиндом и др. в новейшее время. И это лишь наиболее известные имена среди тех, кто пы­тался разрешить задачу, поставленную глубокомысленным греческим философом.

Прежде чем перейти к анализу понятия времени, коснемся вкратце парадоксов кон­тинуума, как они были сформулированы Зеноном. Их содержание передает Арис­тотель в "Физике": "Есть четыре рассуждения Зенона о движении, доставляющие большие затруднения тем,  которые хотят их разрешить. Первое, о несуществовании движения на том основании, что перемещающееся тело должно прежде дойти до половины, чем до конца... Второе, так называемый Ахиллес. Оно заключается в том, что существо более медленное в беге никогда не будет настигнуто самым быстрым, ибо преследующему необходимо раньше прийти в то место, откуда уже двинулось убегающее, так что более медленное всегда имеет некоторое преимущество... Третье... заключается в том, что летящая стрела стоит неподвижно; оно вытекает из предположения, что время слагается из отдельных "теперь"... Четвертое рассуждение относится к двум разным массам, движущимся с равной скоростью, одни - с конца ристалища, другие - от середины, в результате чего, по его мнению, получается, что половина времени равна его двойному количеству" (Физика. VI, 9).

Смысл апорий Зенона — в его стремлении доказать, что чувственный мир, или, как его называли греческие философы, мир становления, где все множественно, текуче и преходяще, не обладает подлинным бытием, которое едино, вечно, неизменно и не­подвижно, всегда тождественно самому себе. Именно бытие, согласно Зенону, есть предмет научного знания; что же касается становления, то оно недоступно знанию и всегда остается предметом всего лишь мнения, столь же изменчивого и непостоянного, как и сам чувственный мир. Противоречия и парадоксы, возникающие при попытке мыслить движение, свидетельствуют, по убеждению Зенона, об иллюзорности мно­жественного и изменчивого эмпирического мира.

Первые попытки теоретически осмыслить природу времени привели к парадоксам, которые и попытались в дальнейшем разрешить греческие философы. Платон пересматривает сами предпосылки, лежавшие в основании парадоксов Зенона: он отвергает понимание бытия как единого, не имеющего никакого соприкосновения с миром множественности и становления.

Время представляет собой последовательность моментов, оно предстает всякий раз как движение от прошлого через настоящее к будущему. А всякая последо­вательность есть множество. Стало быть, без понимания того, что такое множество и как оно связано с единством, мы не можем осмыслить и природу времени. Платон исходит из того, что, как всякое множество, время не существует и не может быть мыслимо безотносительно к единому, ибо время есть такая реальность, в которой множество сопряжено с единым.

Платон впервые в истории философской мысли попытался дать метафизическое обоснование понятия времени, сопоставив его с вневременной веч­ностью. Время, таким образом, предстало как подобие вечности в эмпирическом мире становления и, стало быть, как нечто не только отличное от вечности, но и при­частное ей.

Платоновское рассмотрение времени сквозь призму понятия вечности сохраняется на протяжении многих столетий в традиции платонизма и получает дальнейшеераз­витие в работах Плотина, Прокла, Ямвлиха, Симнликия и др.

Наиболее обстоятельный иразвернутый анализ времени среди античных философов мы находим у Аристотеля в IV книге его "Физики". Как и его учитель Платон, Аристотель тоже исходит изпредпосылки, что единое есть условие возможности множества. Однако, не признаваяединое самостоятельной сущностью и не разделяя платоновское учение об идеях как сверхчувственных прообразах вещей, Аристотель ищет иной способ объяснить природу времени. В отличие от Платона, он не рассматривает акт порождения времени и не соотносит время с надвременной веч­ностью. Он не принимает платоновское учение о создании космоса демиургом; сог­ласно Аристотелю, космос существовал всегда, он не имел начала и не будет иметь конца.

Аристотель обращается к апориям Зенона и предлагает свое решение проб­лемы континуума и в частности тех парадоксов, которые связаны с понятием времени. Непрерывность, по Аристотелю, есть определенный тип связи элементов системы, отличающийся от других форм связи - последовательности и смежности. Последова­тельность, или следование по порядку - условие смежности, а смежность - условие непрерывности. Непрерывными, по Аристотелю, могут быть не только части пространства и времени, но и движения: более того, подлинно непрерывным он считает то, что непрерывно по движению. Чтобы движение было непрерывным, должны быть выполнены три условия: единство (тождественность) вида движения, единство движущегося предмета и единство времени.

Вводя понятие непрерывности, Аристотель с его помощью решает парадоксы Зенона. Непрерывное, поопределению Аристотеля, — это то, что делится на части, всегда в свою очередь делимые. А это значит,что непрерывное исключает какие бы то ни было неделимые части и уж тем более не может быть составлено из неделимых. Невозможно ничему непрерывному состоять из неделимых частей, например, линии източек, если линия непрерывна, а точка неделима. Исходя из определения неделимого как того, что не имеет частей. Аристотель аргументирует свой тезис, тем самым раскрывая содержание ключевых для его метафизики и физики понятий неделимое и непрерывное.

Данное Аристотелем определение понятий непрерывного и неделимого составляет категориальнуюоснову не только античной метафизики, но и физики, и математики: непрерывное - это то, что имеет части, всегда в свою очередь состоящие из частей и что,стало быть, может быть делимо до бесконечности; неделимое же - это то, что не ищут частей. Важно также введенное Аристотелем понятие "соприкосновения", которое предполагает делимость на части: соприкасается то, что делимо, ибо только оно имеет "края", которые могут находиться вместе. И самое главное: непрерывное не может быть составлено из неделимых, ведь неделимое не может быть частью чего бы тони было. Однако при этом неделимое как граница непрерывного составляет его конститутивный момент: именно с помощью неделимого непрерывное приобретает начало формы, благодаря которой оно может быть познано как нечто определенное: так, ограниченный двумя точками отрезок прямой получает определенную величину, которая может быть выражена числом.

Создавая новую систему понятий, Аристотель, таким образом, разрешает те труд­ности, которые возникают при допущении, что пространство и время состоят из неделимых. Именно непрерывность является условием возможности движения и со­ответственно условием его мыслимости. Как показал Зенон, движение определяется через путь и время. Если либо путь, либо время, либо то и другое вместе считать состоящими из неделимых, то движение, как показал Зенон в апории "Стрела", ока­жется невозможным.  

Принцип непрерывности опирается на признание потенциальной бесконечности. Что же касается бесконечности актуальной, то ее Аристотель не допускает так же, как и античные математики. Потенциально бесконечное в качестве бесконечно делимого, будучи проходимым по своей природе, не имеет, однако, конца прохождения, то есть предела. Сказать, что бесконечное существует только как потенциальное, а не как актуальное — значит сказать, то оно становится, возникает, а не есть нечто действительное, завершенное в себе, не есть бытие. Потенциально бесконечное всегда имеет дело с конечным и есть беспредельное движение по конечному. Но отсюда с очевидностью следует, что бесконечное для Аристотеля есть материя, ибо материю Аристотель определяет как возможность. Аристотель определяет бесконечное как то, вне чего всегда еще что-то есть.

Целое же - это материя оформ­ленная, и "конец", "граница", структурирующая его и превращающая в актуально сущее, действительное, - это форма. (Именно потому, что началом актуально сущего является форма, т.е нечто определяющее, ограничивающее, превращающее аморф­ное и беспредельное в нечто единое (целое). Греческая философия делает акцент именно на "конце" "границе", ибо тут - начало оформления, а вместе с тем и познания: неоформленное, беспредельное непознаваемо. Поэтому и бесконечное, число или величина, не может быть бесконечным "в обе стороны": у числа имеется "нижняя" граница (единица), а верхней оно не имеет; у ве­личины есть только "верхняя" граница (величина не может быть бесконечно большой, поэтому и космос — тело наибольшей величины — мыслится как конечный).

3.Качественное многообразие форм пространства и времени.

Идея качественного многообразия пространственно-временных структур — важнейший компонент диалектико-материалистической концепции пространства и времени. Утверждая неразрывную связь пространства-времени с движущейся материей, эта концеп­ция предполагает, что развитие материи и появление новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфических форм пространства и времени. Современная наука дает большой материал для разработки и конкретизации этой идеи.

Три основных сферы материального мира — неживая природа, жизнь, общество — характеризуются специфическими пространственно-временными структурами. В свою очередь, в неживой при­роде, представленной возникшими в нашей Метагалактике уровнями организации материи, существуют особенности простран­ства-времени и мега-, макро- и микромире.

В локальных областях макромира, когда можно абстрагиро­ваться от искривления пространства-времени вблизи больших тя­готеющих масс, пространство-время характеризуется евклидовой геометрией. В масштабах галактик и Метагалактики существен­ную роль начинает играть кривизна пространства-времени (его отклонение от евклидовой метрики), связанная с взаимодействием тяготеющих масс. Характер кривизны пространства Метагалакти­ки зависит от средней плотности в ней вещества и полей. Если эта плотность больше критической (10 г/см3), то пространство будет замкнутым, а время будет иметь несколько особых точек, в которых Метагалактика может сжиматься до сверхплотного состояния, когда ее размеры для внешнего наблюдателя становятся даже меньше размеров элементарных частиц. Наличие нескольких таких временных точек означает, что Метагалактика пульсирует, пере­ходя от стадии расширения к стадии сжатия. Если же плотность меньше критической, то кривизна пространства будет соответство­вать незамкнутой Вселенной, имеющей только одну особую вре­менную точку, в которой происходит Большой Взрыв и далее начи­нается стадия неограниченного расширения.

Расширение нашей Метагалактики выражает особые свойства ее пространственно-временной организации. В процессе разбегания галактик их скорости возрастают по мере удаления друг от друга. При скоростях, сопоставимых со скоростью света, возникают эф­фекты заметного различия в характере расщепления пространства-времени на пространственную и временную составляющую.

Появление живой природы также было связано с формированием специфического типа ее пространственно временной организации.  Возникает особое, биологическое пространство-время
, как бы  вписанное во внешнее по отношению к  нему   пространство время неживой природы.  Особенности  биологических   пространственно-временных структур проявляются на разных уровнях организации живого. Пространственную организацию живых молекул характеризует асимметрия «левого» и «правого» в группировках атомов. Большинство органических молекул может существовать в двух формах, отличающихся пространственной ориентацией одних и тех же группировок атомов, причем форме с «правосторон­ней» группировкой соответствует зеркальная ей «левосторонняя» форма. Что же касается живых систем, то в составляющих их моле­кулах имеются только «левосторонние» формы.

Живая материя имеет специфику не только пространственной, но и временном организации. Приспособительная активность орга­низмом во многом связана с формированием в процессе эволюции внутри них своеобразных моделей временной организации внеш­них процессом. Такие модели являются уже известными нам биологическими часами. «Тикание» таких часов означает запуск и отключение внутри организма цепей и химических реакций, которые обеспечивают его приспособление к определенному ритми­ческому чередованию факторов внешней среды, связанному со сме­ной дня и ночи, времен года и т. д. Система таких химических реакции предвосхищает наступление определенных состояний внешней среды, обеспечивает готовность организма к целесообраз­ному функционированию в условиях, которые должны с опреде­ленной вероятностью наступить в будущем. Во внутреннем време­ни организма, в ритмах его биологических часов внешнее время кик бы сжимается, а затем происходит активный перенос на буду­щее :)тих «спрессованных» ритмов протекшего внешнего времени. Живой организм путем иерархической организации системы биоло­гических часов (от клетки до работы отдельных органов и системы органов) запускает такие реакции, которые обеспечат его приспо­собление к будущим событиям. Он как бы обгоняет время. Спрес­совывая прошлое в своей внутренней пространственно-временной организации,  он живет и настоящим и будущим одновременно.

 Возникновение социально организованной материи связано с формированием новых, качественно специфических простран­ственно-временных структур. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функцио­нально расчленено на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически  меняются по мере развития общества. Уже на ранних стадиях человеческой истории формируются особые пространственные сферы жизнедеятельности, значимые для человека. Функционально выделены из окружающей среды пространство непосредственного обитания (жилище и поселение), территория вокруг него, включающая особые зоны хозяйственных циклов. У племен, ведущих охотничье-собирательский образ жизни, эти зоны образуются в зависимости от циклов восстановления полезных растений и животных в той экосистеме, в которую включено племя. С возникновением древних земледельческих  обществ особое значение приобретают зоны плодоносных земель. Например, для жителей Древнего Египта зона по берегам  Нила была особым пространством, имевшим решающее значение для судеб этой цивилизации.

Понятия и представления о пространстве, свойственные раз­личным историческим эпохам, выражают различные исторически развивающиеся смыслы важнейшей мировоззренческой категории пространства. В ней находят отражение прежде всего характери­стики и свойства социального пространства, сквозь призму кото­рых человек рассматривает остальное пространство мироздания.

Важно учитывать, что мировоззренческие категории, в том числе и категория пространства, не просто отражают обществен­ное бытие, но и активно воздействуют на общественную жизнь. Они функционируют в качестве своеобразной матрицы, в соответ­ствии с которой в определенные эпохи воспроизводится свойствен­ный им образ жизни людей. Действуя в соответствии с этой матри­цей, усвоив содержащееся в ней понимание пространства, человек своей реальной деятельностью воспроизводит определенные типы отношении социального пространства, включающие не  только отношения предметов, но и их связи с человеком.

Чтобы понять особую природу социального пространства как объективно существующего, важно выработать представление о целостной системе общественной, жизни. Эта система включает в качестве   своих   компонентов   предметный   мир,   который    человек создает и обновляет в своей деятельности, самого человека  и его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания, регулирующие его деятельность. Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей — мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений. Организация этого целого усложняется и меняется в процессе исторического развития. Оно имеет спою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей. Мир вещей «второй природы», окружающих человека, их пространственная организа­ция обладает над природными, социально значимыми характери­стиками. Пространственные формы технических устройств, упоря­доченное пространство полей, садов, орошаемых земель, искусственно созданных водоемов, архитектура городок — все это со­циальные пространственные структуры. Они не возникают сами по себе в природе, а формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать социальных отношений, характерных для определенной исторической эпохи, выступая как культурно-значимые пространственные формы.

Специфика социального пространства тесно связана со специ­фикой социального времени, которое является внутренним време­нем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отноше­нию к нему время природных процессов.

Социальное время, как и социальное пространство, имеет слож­ную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга раз­личных временных структур. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций, можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.

Проблема полиструктурности социального пространства-вре­мени, его изменения на различных этапах человеческой истории в настоящее время является предметом дискуссий и обсуждений в философской литературе. Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры на разных этапах истории общества, изучение механизмов ее изменения и развития как важ­ного аспекта динамики социально.
Список использованной литературы
1.       Введение в философию: учебник для вузов. В 2ч.Ч.2/Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. – М.: Политиздат, 1989.

2.       Гайденко П.Н. Время и вечность: парадоксы континуума//Вопросы философии. 2000.-№6.


1. Реферат Бухгалтерский учет основных средств на ООО СПМРЗ
2. Реферат на тему Ancient Babylon Essay Research Paper The code
3. Реферат Металлы в алхимии
4. Лекция Сущность, виды и функции аудита
5. Реферат на тему Evita Essay Research Paper In 1949 the
6. Реферат Apple Vs Pc Essay Research Paper Apple
7. Реферат Средства массовой информации 4
8. Биография на тему Образ Лермонтова
9. Сочинение на тему О творчестве Булата Окуджавы
10. Отчет по практике на тему Отчет по производственной практике 2