Контрольная работа

Контрольная работа по Философии 16

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024





СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.

2. Охранительный либерализм Б.Н. Чичерина.

3. Философия   права   И.М.    Новгороцева.   Шкала   возрожденного
     естественного права.


4. И.А. Ильин о государстве и праве. Концепция органической
     демократии.


5. Б.А. Кистяновский о государстве и праве. Правовое социалистическое
     государство.


6. Заключение

7. Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Всемирная   история   политический   и   правовых   учений   -   одна   из важных   составных   частей   духовной   культуры   человечества.    В   ней сконцентрирована громадная  политика, правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги препятствующих исследования проблем свободы, права, законодательства,     политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения  прошлого   оказывают   заметное   влияние  на современные   политические   и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней.

В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, прогресс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.

История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти,  и т.д..
Охранительный  либерализм  Б.Н.   Чичерина
Либеральная мысль зарождалась в постоянном противостоянии и преодолении традиций самодержавного и крепостнического произвола, бюрократической безответственности. Она была направлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достойное существование. Одной из центральных тем либеральной правовой публицистики стало воспитание  уважения  к  праву.

Крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли второй половины века был Борис Николаевич Чичерин (1828-1904), автор пятитомника «История политических учений» (1869-1902), а также ряда фундаментальных работ в области государствоведения и философии права  «О народном представительстве» (1866), «Курс государственной науки»

(3 части, 1894-1898), «Философия права» (1900). Активный защитник «великих и прекрасных реформ» начала царствования Александра II и сторонник в отдаленной перспективе Конституционной монархии, Чичерин - после непродолжительной профессорской карьеры в Московском университете (1861-1867) оказался в оплате и долгие годы провел в уединении рядового поместья.

Государство, по Чичерину, предстает в истории союзом народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого Верховной властью для общего блага. Частное благо есть цель не государства, а гражданского общества. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, оно же определяет  и  защита  права  и  свободы.

При этом государством определяются права гражданские, а не так  называемые  естественные  права.

Сама область естественного права - в отличие от права положительного - это область требований правды, справедливости, это «система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства». Справедливость как общее разумное начало и есть мерило, с помощью которого разграничивается область свободы отдельных лиц и устанавливаются требования законов. Цель социально - политического развития – избежать крайностей индивидуалистического анархизма и механического этатизма и суметь гармонически сочетать личное и государственное начала, индивидуалистическую свободу и общий закон.

Право не сводило к пользе или к интересу, его сущность связана со свободой как индивидуалистическим и апргюрно - метафизическим началом. Право с этой точки зрения есть внешняя свобода человека, определяемая внешними законами. Поскольку закон определяет права и обязанности, т.е. «свободу с ее границами» и вытекающими отсюда отношениями, то эти границы и есть основное начала права как идеи, как нормы свободы. Чичерин частично использует гегелевскую трактовку права как развития идеи и свободы, но критически относится к её этатическим и антииндивидуалистическим истолкованиям. Свобода в его трактовке предстает в следующих ступенях развития - внешняя (право), внутренняя (нравственность) и общественная свобода. Другими словами, свобода, как субъективная нравственность, переходит в объективированную и сочетается с правом как нормой свободы в общественных союзах - семье, гражданском обществе, церкви, государстве.

Либералы конца прошлого века продолжали полемику с утопическими социалистами и первыми русскими марксистами, с консервативно-романтической оппозицией поздних славянофилов и с официозным законничеством юристов - догматистов, отметавших с порога философский подход к праву,  политике и государству.

Известные различия были между либералами. Так, Чичерин представлял неогегельянскую версию классического   либерализма, Муромцев стал либералом в рамках «юриспруденции  интересов»,   В.Соловьев -  либералом    религиозно-филосовской     ориентации,     Л. Петражицкий  был  конституционным  демократом по партийной принадлежности. П.И. Новгородцев в своем обосновании конструкции правового государства  опирался на естественно-правовую традицию, а   Б.А.Кистяковский   обсуждал   перспективу   превращения   правового либерализма  в правовой социализм. Более традиционными либеральным.      теоретиками  выглядят М.М. Ковалевский  и П.Г. Виноградов,  также более ранний их предшественник К.Д.  Кавелин.

Суть    либерализма,    по   толкованию   Б.Н.    Чичерина,    состоит   в представлении   о   человеке   как   о   существе   свободном,    которое   в таком количестве вступает в общество.   Он остается свободным даже тогда,    когда    ограничивает    свою   волю   совместной   волей   других, подчиняясь    гражданским   обязанностям   и   повинуясь   власти.   Он   и здесь    сохраняет    свое   достоинство   человеческое   и   прирожденное право  на   беспрепятственное  развитие  разумных  своих  сил.   Свобода совести, свобода   мысли  -  вот присущий человеку божественный огонь .

Чичерин именует либерализмом оппозиционным.

Если либеральное направление желает получить действительное влияние   на   общественные   дела,    оно   должно   искать   иных   начал, положительных,    оно   должно   приноравливаться   к   жизни   и   искать уроков из истории;   оно должно действовать с пониманием природы и необходимых условий  осуществления  власти и  не  становиться к ней в      систематическое враждебное отношение, оправдывая себя избранием      беспристрастной и независимой позиции. Такой либерализм Чичерин называет либерализмом охранительным.

Сущность его он усматривает в «примирении начала свободы с началом власти и закона». Свобода не состоит в одном лишь приобретении и расширении прав. «Человек потому только имеет право, что он несет на себе обязанности, и наоборот, от него можно требовать исполнения обязанностей, единственно потому, что он имеет право».

Чичерин подготовил обширное исследование - «История политических учений» (т. 1-5, 1869-1902). Он находит в истории политической мысли повторение одних и тех же воззрений и считает при этом, что человеческий ум, направленный на теоретическое и практическое исследование этого предмета, периодически перебирает одну за другой все его разнообразные стороны.

Отличие более поздних циклов учений о государстве, законах и судебной деятельности от предшествующих состоит, по его мнению, в большем или меньшем развитии исходных начал, в методе исследования, иногда в примеси посторонних элементов, хотя существенное содержание учений остается прежним.

Чичерин оставил заметный след также в историческом исследовании    русского    права    и    государства.     Его    магическая диссертация   1853   года   «Областные  учреждения  России  в XVII  веке» явилась         новым         словом в историографии российской государственности. Эта    государственность была   охарактеризована как главный фактор не только правовых, но и общественных перемен (например,   в   деле   закрепощения   крестьян). Вместе с трудами СМ. Соловьева и К.Д. Кавелина     диссертация  послужила вехой в зарождении так называемой    государственнической    школы   русской историографии.

Оценивая   сложившуюся  ситуацию  в   России  накануне  XX  столетия, Чичерин пришел к довольно мрачному заключению: вопреки реформическим начинаниям 60-х годов, она изменилась незначительно      и являет собой  зрелище всеохватывающего деспотизма. Наиболее зло      отныне исходит из бюрократии (чиновничества), хотя сама по себе     бюрократия образует «естественную и необходимую принадлежность         всякого государственного быта, в которых потребности управления получают более   или   менее   развернутое   развитие». Особенность   бюрократии как   организации   состоит   в   том,    что   она   требует   дисциплины   и исполнительности,     и    менее    всего    личной    инициативы.    «В    ней господствует   механический   строй,   а   не   общественный   дух...  И  так как    для    совокупного    действия    все    должно    идти    однообразным, заведенным порядком и самые мелкие подробности восходят до самой вершины,   которая   всеми  руководит  и   все   контролирует,   то  отсюда рождается    бесконечное    бумажное    делопроизводство,     в    котором исчезает  всякая  самостоятельная  мысль  и всякое живое дело». Для подобной деятельности не нужно      способностей,  достаточно заурядного трудолюбия и гибкости,   или,   как сказал Бомарше,   «быть посредственным и  ползать   -  с  этим  выскочишь  из любой ситуации». Выход   из   создавшейся   ситуации   виделся   Чичерину   в   одном   -   в создании  выборных учреждений местного  самоуправления.   Этому учит также     опыт     других     стран.     «Только     присутствие     независимых общественных   сил,   облеченных   правом   голоса,   в   состоянии   внести семена жизни в этот мертвящий механизм».
Философия права П.И.  Новгородцева.

Школа возрожденного естественного права
Павел  Иванович   Новгородцев   (1866-1924)   с   самого  начала  своей научной    и    преподавательской    деятельности    зарекомендовал    себя блестящим историком и философом права.   Его имя стало известным в связи   с   подготовкой   и   изданием   сборников   «Проблемы   идеализма» (1902)     и    «Из    глубины»     (1918),     ставших    крупным    событием    в духовной    жизни    российского    общества.     Самым    значительным    по замыслу и  исполнению трудом стало  «Введение  в философию права». Первую    часть    его    составили   работы    «Нравственный   идеализм   в философии  права» и «Государство и право»   (1907),   в которых было дано       обоснование       потребности       в       возрождении      философии естественного    права.     Вторую    часть    составила    работа    «Кризис современного   правосознания»   (1909),   где   сделан   обзор   кризисных тенденций     в     использовании     идеалов     и     ценностей     правового государства.   «Если  изначально  правовое   государство  имело  задачу простую   и    ясную   -    когда   равенство   и   свободы   представлялись основами    справедливой   жизни,    то   есть    началами   формальными   и отрицательными,     и    осуществить    их    было    нетрудно,     то    сейчас государство     призывается     наполнить     эти     начала    положительным содержанием».    Трудность   последней   задачи   состоит   в   том,    что государство   возлагает  на  себя  «благородную миссию общественного служения,      встречается     необходимостью     реформ,      которые     лишь частично    осуществимы   немедленно»,    и   что,    вообще   говоря,    они «необозримы   в   своем   дальнейшем   развитии   и   осложнений»   (Кризис современного     правосознания     -     1909).     В    третьей    части    «Об общественном   идеале»    (1917)    предметом   критического   анализа   и обобщений стали идеалы социализма и анархизма в их возникновении и    исторической    эволюции.     Свой    личный    интерес    в    разработке идеалистического,     восходящего в Канту  направления философии права  Новгородцев       связывал  с  потребностью обосновать «самостоятельное значение   нравственного   начала»   в   правоведении. Эта    позиция,    по    его    мнению, представляла собой  «разрыв с традициями  исключительного   историзма   и   социализма   и   переход   к системе   нравственного   идеализма».   В   частности,   имелась   в   виду необходимость    «понять    и   обосновать    нравственную   проблему   как самостоятельную     и     независимую    от     всяческих     исторических.    и социалистических   предпосылок».   В   этом   направлении   работа   велась и    в    древности,    и    в    Новое    время. Современная    мысль    нашла    в системе     Канта     соответствующий источник поучения. Правоведы, стремящиеся   уберечь    нравственную  основу  права «от воздействия мелкой практики   и   односторонней теории», могут найти надежную опору в возрожденной школе естественного права.

«Естественно-правовые построения являются неотъемлемым свойством нашего духа и свидетельством его высшего призвания. Общество, которое перестало бы создавать идеальные построения, было бы мертвым обществом; эти построения каждый раз показывают, что в нем есть дух, жив, есть движение нравственного чувства и сознания».

Общественная деятельность Новгородцева не ограничилась преподаванием и публицистикой. Он входил в руководство кадетской партии, избирался депутатом Государственной думы от Екатеринославской губернии. В эмиграции, при содействии чешского правительства, создал в Праге Русский юридический факультет, которым руководил до своей кончины в апреле 1924 года. Он был признанным главой школы врожденного естественного права. Его непосредственными учениками был И.А. Ильин, В. П. Вышеславцев, Н.Н.  Алексеев,  А. С.  Ященко и др.

И.А. Ильин о государстве и праве.

Концепция органической демократии.
Иван   Александрович   Ильин    (1883-1954) ,    юрист   по   образованию, приложил     значительные     усилия     к     прояснению     взаимоотношений религиозной  и   правовой  философии,   истолкованию  их в либерально-консервативном духе. Среди работ этого направления   выделяются «Понятия права и силы: опыт методологического анализа»   (1910) «Ученые о правосознании» (1919), «Основные задачи правоведения в России» (1921), «О сопротивлении злу силою» (1925),  «Пути духовного     обновления» (1937), «О монархии и республике» (незавершен), «Наши задачи»  (сборник в 2-х томах,   1956).

После высылки из России в 1922 г. Ильину довелось участвовать в работе Религиозно-филосовской академии и Русского научного института в Берлине (1923-1934). При нацистском режиме его очередной раз отстранили от преподавания и запретили устные выступления.  Он вынужден был эмигрировать в Швейцарию.

Исторический  опыт  человечества,   писал  Ильин,   показывает,   что авторитет   положительного  права   и   создающей  его  власти  покоится не  только  на  общественном договоре   («на  общественном сговоре») , не   только   на    признанных   полномочиях   законодателя,    не   только «внушительном  воздействии  приказа  и  угрозы»,   но «прежде всего», на   духовной   правоте,    или,    что   тоже   самое,   на   «содержательной верности   издаваемых   повелений   и   норм».    В   отличие   от   всякой физической   силы   государственная   власть   есть   волевая   сила.   Это означает,   что способ ее действия есть  по самой своей внутренней природе генетический,  и притом духовный.

Физическая сила, понимаемая в данном случае как способность к вещественно телесному воздействию на человека, по сути дела, необходима государственной власти, однако, она отнюдь не составляет основного способа действования, присущего государству.

Власть есть сила воли, которая измеряется не только интенсивностью и активностью волевого внутреннего напряжения властителя, но и авторитетной непреложностью его внешних проявлений. «Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определенности,   завершенности,   импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к Согласному хотению и решению...». Властвование похоже на тонкий, художественно складывающийся процесс общения более могущественной воли с более слабой волей. Этот процесс создает незримую атмосферу тяготения периферии к центру, многих разрозненных воль к единой, организованной,  ведущей воле.

Создание такой атмосферы есть дело особого искусства, требующего не только интенсивного волевого бытия, но также - и это следует считать важным основополагающим элементом всей конституции Ильина - «душевно-духовной прозорливости, подменного восприятия бессознательной жизни других и умения ее воспитывать». Вот почему государственная власть только тогда в состоянии «соблюдать свою истинную духовную природу, если только она остается верна своей цели, своим путям и средствам, она получает свое священное назначение только на этой последней, нравственной и религиозной глубине».

Таково     исходное     толкование     Ильиным     природы     и     общего назначения   власти   в   его   социальном,   психологическом  и  духовно-религиозном   аспектах.   Далее   эта   общая  мысль   конкретизируется  у него     через   посредство     идеальных     требований     к     надлежащей организации  власти  в  государстве,   которые  Ильин  в привычной для него   дидактической   манере   именует   аксиомами   власти. Согласно этим    аксиомам,    государственная    власть    должна    принадлежать и применяться     только     на     основе     единой     в     пределах каждого политического союза  («как  один  Дух  и  его  правота»);   она должна осуществляться    лучшими    людьми,    удовлетворяющими    этическому   и политическому   цензу;    политические   программы   могут   включать   в себя   только   такие   меры,   которые   преследуют   общий   интерес. Эти меры   должны   быть   внеклассовыми   и   даже   сверхклассовыми, равным образом избегая  включения  частного,   личного  интереса; программа власти может включать в себя только   осуществимые   меры  и   формы (иначе  это будет химерической и утопической затеей); государственная     власть     принципиально     связана     распределяющей справедливостью,   но  она  имеет  право  и  обязанность   отступать  от нее   тогда   и   только   тогда,    когда   этого   требует   «поддержание национально-духовного бытия народа».

Ильин поясняет,     что    сама    справедливость    в    ее    правовом
воплощении   не    сводится   лишь   к   равенству   фактическому       его
 «слепотой       к      человеческим      различиям»);       она      состоит      в
 «беспристрастном,      предметном     учете,      признании     и     отражении каждого     индивидуального    субъекта     во    всех    его    существенных свойствах   и   основательных   притязаниях».   Однако   для   претворения подобной   «распределяющей»   справедливости   необходимо, чтобы сам индивид     (как,     впрочем,     и     народ,     нация)     обладал чувством достоинства. «Чувство   собственного   достоинства   есть   необходимое и подлинное проявление духовной жизни; оно есть    знак   того духовного    самоуважения,    без   которого   немыслимы   ни   борьба  за право,      ни      политическое      самоопределение,      ни     национальная  независимость.   Гражданин,   лишенный   этого   чувства,   -   политически недееспособен;    народ,    не    движимый    им,     -    обречен   на    тяжкие исторические унижения.   Эти же свойства необходимы и государству, и   отдельным   его   формированиям,    например,    армии».   Определенную роль в воспитании чувства достоинства  выполняет частная собственность. «Человеку    необходимо    вкладывать свою жизнь  в жизнь   вещей – это неизбежно от природы и драгоценно в духовном
отношении».     Поэтому    частная    собственность    есть    естественное
право человека, которое и должно защищаться законами,
правопорядком  и   государственной   властью.   Важно   не   то,   чтобы не было   имущественного   неравенства,   а   то,   чтобы   в   стране   не   было      хозяйственно      беспочвенных,         бесцельных, безработных, бесперспективных людей. «Существенно не владение человека, а его сердце и воля. Только сильный и духовно воспитанный сумеет верно разрешить проблему частной собственности и создает на ее основании цветущее и социальное хозяйство».


Частная собственность дает чувство уверенности, доверия к людям, к вещам и земле; она научает творчески любить труд и землю, свой очаг и родину; она закрепляет оседлость, без которой невозможна культура, единит семью, вовлекая ее в заботы о собственности, она питает и направляет государственный инстинкт человека; «она раскрывает ему художественную глубину хозяйственного процесса и научает его религиозному принятию природы и мира...». Таким образом, «частная собственность пробуждает  и воспитывает   в   человеке   правосознание,   научая его строго различать «моё» и «твоё», приучая его к правовой взаимности и к уважению чувства полномочий, взращивая в нем верное чувство гражданского порядка и гражданской самостоятельности,   верный подход к политической свободе...».

По мнению Ильина, правовое государство в отличие от
тоталитарного - этого исторического и политического факта XX
века - основывается всецело на признании человеческой личности -
духовной, свободной, правомочной, - управляющей собою в душе и в
делах, то есть она покоится на лояльном правосознании.
Тоталитарный режим, напротив, покоится на террористическом
внушении. Сама сущность тоталитаризма состоит не только в особой
форме         государственного         устройства           (демократической, республиканской или авторитарной), сколько в объеме управления: этот объем становится всеохватывающим. Режим держится не законами, а партийными указами, распоряжениями, инструкциями. При этом государственные органы, поскольку с виду они еще действуют, слагают из себя только показную оболочку партийной диктатуры. «Граждане» в таком сообществе только субъекты обязанностей и объекты распоряжений. Правосознание здесь заменено психическими механизмами - голода, страха, мучений и унижений. Поэтому тоталитарный режим не есть, ни правовой, ни государственный режим. Если все же говорить о форме этой организации, хотя и не правовой и противоречивой, то что, по оценке Ильина, есть рабовладельческая диктатура невиданного размера и всепроникающего захвата.


Заслуживает     упоминания     позиция     философа      в     вопросе     о достоинствах  и  несовершенствах  двух основных форм устройства власти о государстве - монархии и республики. В основе его оценки   -  мера их содействия росту духовности и свободного правосознания.    Дело в том, что правопорядок    складывается    в обществе   лишь   тогда,    когда   «каждого   из   нас   признают   главным, самоуправляющимся    духовным центром, личностью, которая имеет свободное  правосознание и призвана беречь, воспитывать и укреплять в себе это  правосознание   и   эту   свободу».   Идеальная форма   для   России,   по   мнению   Ильина,    -   единовластие,   монархия. «История  как бы вслух произнесла некий закон: В России возможно или единовластие, или хаос; к   республиканскому строю Россия неспособна. И еще точнее: бытие России требует единовластия, или религиозного и национального укрепленного единовластия чести, верности и служения, то есть монархии; или же единовластия безбожного, бессовестного, бесчестного и притом антинационального   и   интернационального,    то   есть   тирании».    (О монархии и республике).

Б.А.   Кистяковский о государстве и праве.

Правовое социалистическое государство.
Богдан    Александрович    Кистяковский     (1868-1920)     стал    первый ученым,    поднявшим    вопрос    о    возможной    перспективе    построения социалистического    правового    государства.     Он    стал    одним    из организаторов и участников   (статья «В защиту права»)   нашумевшего сборника    «Вехи».     Этот    сборник     («Сборник    статей    о русской интеллигенции») вышел в Москве в 1909  году, был выпущен группой российских  религиозных философов и публицистов  (среди    них, помимо   Б. А.   Кистяковского   были   Н.А.   Бердяев,   С. Л.   Франк,   С.Н. Булгаков).   Авторы «Вех» выступили с жесткой критикой идеологии и установок  практической  деятельности  революционно-демократической и     социалистически     настроенной     интеллигенции           частности марксистов).   «Вехи» были проникнуты духом примата духовной жизни над   общественной:   «внутренняя   жизнь   личности   есть   единственная творческая сила человеческого бытия».

Б.А. Кистяковский упрекал российскую интеллигенцию (прежде
всего революционно-демократическую, славянофилов) за пренебрежение правом, неразвитость право понимания, правовой нигилизм. Причины этого он видел не только в бедности окружающей правовой жизни, но и в сменном большой дани увлечению метафизическими решениями политических и моральных проблем. У народнической интеллигенции Б.А. Кистяковский увидел «ложное предположение» об исключительно этико-нравственной ориентации сознания русского народа, что и помешало ей вовремя и основательно придти ему на помощь.


Критике Б.А. Кистяковского подверглись прежде всего революционер, писатель и философ, разработчик теории «русского социализма» и один из основоположников народничества Александр Иванович Герцен (1812-1870); социолог, публицист-народник и литературный критик Николай Константинович Михайловский (1842-1904); философ, политический деятель и теоретик марксизма Георгий Валентинович Плеханов   (1856-1918).

Указанная критика велась Б.А. Кистяковским с позиций просветительного оптимизма, он утверждал, что образованный класс общества несет коллективную ответственность за развитие «организаторский  талантов  народа». Вместе с тем   Б.А. Кистяковскому   отнюдь   не   были   чужды   общинно   артельные   иллюзии самих славянофилов и народников. Он утверждал, что русский народ отличается присущим ему «тяготением к особенно интенсивным видам организации, о чем, собственно, и свидетельствует его стремление к общинному быту,  его земельная община,  артельный труд и т.д...».

В области истолкования сущности права Б.А. Кистяковский в целом следовал Кантовскому определению права, характеризуя этот социальный феномен как совокупность норм, устанавливающих и разграничивающих свободу лиц.

При этом Б.А. Кистяковский отмечал, что это определение имеет скорее философское,  чем эмпирическое значение.

В социальном понимании Б.А.   Кистяковский отдавал предпочтение трактовке  права как совокупности норм, создающих компромисс между различными требованиями. Ученый пояснял, что каждый современный       продукт правотворчества оказывается плодом политического      компромисса, отражает мнения и требования определенных   политических   партий и социальных   групп. В своей работе «Право как социальное явление» Б.А. Кистяковский подчеркивал, что, более того, современное государство, учреждаемое конституцией, основано на компромиссе,    примиряющем подчас противоречивые стремления наиболее  влиятельных   групп   в данном обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущность либерелизма Б.Н. Чичерена, что человек существо свободное даже тогда когда он ограничен совместной волей общества, подчиняется обязанностям и повинуется власти. Государство по Б.Н. Чичерену это союз народа связанного в одно целое законом и управляемое верховной властью для общего блага. Которое должно обеспечивать безопасность и порядок, защиту прав и свобод. А закон должен определить права и обязанности т.е "свободу с её границами" Видел выход в одном, в создании выборных учреждений местного самоуправления, опираясь на опыт других стран.

Целью философии П.И. Новгородцева было – то, что изначально правовое государство имело простую задачу,  "Равенство и Свобода" – основы справедливой жизни, то сейчас это нужно наполнить положительным содержанием. А общество должно создавать идеальные построения своего государства, показывать что в нем есть дух, нравственные чувства и сознание. Иначе оно было - бы " мертвым обществом "

Во взглядах И.А. Ильина авторитет государства и создающей его власти основан не только на общественном сговоре, внушением приказа и угрозы, но прежде всего на духовной правоте или на верности издаваемых повелений и норм. Власть должна лучшими людьми преследовать общий интерес, при этом избегая личный. Народ должен обладать чувством достоинства, без которого немыслимы борьба за право и независимость. Определенную роль в воспитании чувства достоинства И.А. Ильин отдает частной собственности так как человеку необходимо вкладывать свою жизнь в жизнь вещей, что в свою очередь закрепляет оседлость без которой невозможна культура, единит семью, вовлекая ее в заботы о собственности, взращивая в нем верное чувство гражданского порядка.
Б.А. Кистяковский отдавал предпочтение трактовке права как совокупности норм, создающих компромисс между различными требованиями и что современное государство учреждаемое конституцией основано на компромиссе, примеряющем подчас противоречивые стремления наиболее влиятельных групп в данном обществе. Б.А. Кистяковский утверждал, что образованный класс общества несет коллективную ответственность за развитие "организаторских талантов народа".

Делая выводы из выше изложенного, невозможно не заметить, что каждый из философов в своей идее правового государства, ставит основной целью "Право на свободу и достойное существование". Но при этом понимая, что в сознательном обществе никогда не закончится вечная борьба "прав-обязанностей" при построении своего более совершенного правового государства.
ЛИТЕРАТУРА
Аурилене Е.Е. Политические и правовые учения в XVII- начале ХIХ вв. Хабаровск, 1999.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. Изд.2-е, стереотип / Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. М.: Изд.- во НОРМА-ИНФРА-М., 1998.

История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э.Лейста. М.: Юридическая литература, 1997.

Ильин И.А. Наши задачи. Юность.1998. № 8.

Кистяковский Б.А. В защиту права. // Интеллигенция в России. М., 1991.

Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. //Хрестоматия по истории политических и правовых учений. М., 2000.

Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А. Ильина. // Вестник МГУ. Серия № 12. 1994. № 1.


1. Реферат на тему Физические упражнения для ног
2. Реферат на тему Roman Essay Research Paper RomansRomans believed it
3. Реферат Утопический социализм
4. Презентация Жан Батист Поклен
5. Реферат Обрядовый фольклор
6. Контрольная работа Искусство римского скульптурного портрета
7. Реферат на тему Семья как социальная система
8. Реферат Технологическая структура легкой промышленности
9. Реферат на тему Death Penalty Essay Research Paper The United
10. Реферат Состояние здравоохранения России в 1991-2009 годах