Контрольная работа

Контрольная работа Проблемы социального воспитания в современных условиях 2

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.9.2024





.
Кафедра:  Педагогика и психология

Дисциплина: Семейное воспитание
Контрольная работа

на тему: Проблемы социального воспитания в современных условиях
Челябинск

2010
Содержание

Введение

1. Трактовки понятия "воспитание"

2. Понятие воспитания, цели воспитания.

3. Проблемы воспитания в современной России

Заключение

Список литературы
Введение

Глобальные перемены, происходящие в настоящее время в обществе и охватывающие все сферы его жизни, актуализировали исследование проблем социального воспитания. Интерес к проблемам социального воспитания особенно усиливается в период коренных, революционных перемен в обществе. И это не случайно, так как социальное воспитание в значительной степени обусловливает характер развития общества, воздействуя на процесс социализации подрастающих поколений, на формирование механизмов передачи социального опыта и традиций. В связи с этим проблемы социального воспитания волнуют не только исследователей, но и политиков, журналистов, а также родителей.

Значение исследования социального воспитания - в особенности для современной России - носит стратегически важный характер. Это обусловливается, прежде всего, тем, что в 1990-е гг. в стране были совершены радикальные идеологические и экономические реформы, имеющие катастрофические социальные последствия, вызвавшие колоссальные издержки в развитии российского социума и личностного становления человека, цена которых многократно превышает позитивные последствия новой социальной революции. В этих условиях радикально изменились содержание и формы организации социального воспитания, его задачи. Повысилась значимость воспитательного потенциала гуманитарного образования в разных типах учебных заведениях.

Не менее значимо и то, что при исследовании социального воспитания с необходимостью оказалось важным учитывать глобальные процессы и явления современного мира, изменение расстановки социальных сил разных народов и государств, механизмов их взаимодействия. Масштабное значение приобрели спекуляции на значении и роли ценности прав человека, их противопоставление правам народов и государств, общественных объединений людей, социальных групп. В результате таких процессов гуманистическая идея приоритета прав человека стала превращаться в свою противоположность, когда ее именем стали попирать права представителей различных народов и государств, что отразилось на содержании и качестве социального воспитания в России. Возникла острая проблема сочетания в нем проблематики общественного, группового и личностного, а также глобального, национального и регионального.

Принципиальное значение в этой связи имеет и формирование новых представлений о потенциале человека, его сущности и существования, способностях и потребностях, индивидуально-личностной и социальной субъектности, жизненных силах и жизненном пространстве бытия. Эти представления опираются на известные традиции социально-философского осмысления проблемы, в частности, рассмотрение потребностей и способностей человека как интегральных характеристик его жизненного потенциала.

Воспитательный компонент все более широко и основательно входит в программы и рабочие планы высшего профессионального образования. В этой связи появилась необходимость разработки учебно-методических изданий, пособий и учебников, ориентированных на повышение воспитательного потенциала профессионального образования.

Достижения социального прогресса, накопление общественного богатства, благ, ценностей культуры, знаний создали к рубежу XX-XXI вв. новые основания имущественного и в целом социального неравенства на всех уровнях организации социума, общественных отношений. Это обстоятельство потребовало нового знания и этики социальных отношений, новой системы социального просвещения, представлений о справедливости, социальных идеалах, путях их достижения. В соответствии с этим потребовалось и новое социогуманитарное образование, что кардинально меняет многое в социальном воспитании и обучении учащихся и студентов, а также тех, кто повышает квалификацию и проходит переподготовку.

На региональном уровне в 1990-е гг. также усилился интерес к вопросам социального воспитания. Весьма показателен в связи с этим опыт появления в регионах специальной литературы, монографических изданий, посвященных вопросам развития социальной педагогики, теории и практики социальной работы, социальной психологии, социального управления.

В России новый этап развития высшего образования создает принципиально новые задачи. Именно поэтому важно выделить основные подходы к исследованию формирования оптимальной системы социального воспитания.
1.Трактовки понятия "воспитание"

Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию учащихся выступает понятие "воспитание".

Категория воспитания - одна из основных в педагогике и педагогической психологии. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Поэтому обратимся в первую очередь к терминологическому рассмотрению (Паркинсон К.Н. и др., 1992; см. аннотацию).
          Исходное значение слова "воспитание" обусловлено корневой частью слова: "воспитание" - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном значении слова процесс воспитания свойственен и животным - "питают" своим молоком млекопитающие.
          Сегодня термин "воспитание" далеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее, нельзя не признавать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор. "Питание", в его прямом значении, обеспечивает рост и функционирование организма. "Питание", в его фигуральном смысле, означает социализацию маленького ребенка, вхождение его в культуру и "усвоение" того, что выработано культурой.


Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории.
Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют следующие аспекты анализа этого понятия:


·        воспитание (в широком социальном смысле), включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека;

·        воспитание (в узком смысле) - как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).
2.Понятие воспитания


Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки её к производственной, общественной и культурной деятельности, тесно связанный с обучением и образованием.

Цели и содержание воспитания определяются господствующими отношениями в государстве. Дискуссионная проблема целей воспитания, имеющих конкретно-исторический характер. Реальные цели всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем, а также конкретных институтов.
Ни одно из существующих многочисленных определений цели воспитания не является исчерпывающими.


В различных педагогических концепциях цель воспитания трактуется в зависимости от социально-философских позиций авторов, как:

·        воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;

·        приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности; воспитание социально компетентной личности;

·        воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности; эмансипация, свободное развитие личности;

·        формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самой собой;

·        развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Интересный подход определения категорий учебных целей в аффективной области предложен П. Блумом.

Необходимость и возможность воспитания личности, его цели, содержание и методы дедуцировались мыслителями той, имеющей непреходящую ценность для мировой культуры, эпохи из "природы" (сущности) и хода человеческой истории, ее движущих сил, из природы общества и природы человека.

Классики философии разрабатывали педагогическую проблему воспитания рода человеческого. Но поскольку человечеству предназначено слиться в единую дружную семью, состоящую из индивидов, то воспитание человечества есть неизбежно, так же, как и воспитание личности. Однако, ни педагогика человечества, ни педагогика индивида не могут существовать порознь, желая при этом быть эффективными.

Следовательно, личность становится только благодаря деятельности человека по изменению себя и обстоятельств, благодаря воспитанию человека обществом, как и "воспитания" общества человеком, воспитания, понимаемого как процесс взаимодействия и переплетения "миллиардов микроусловий.
3. Проблемы воспитания в современной России

С социальными проблемами воспитания сталкиваются в любом обществе независимо от того, стабильное оно, не стабильное, переходное и т.д.

Это могут быть самые разные социальные проблемы - от столь привычной для нас нехватки финансирования до всплеска наркомании и прочие.

Россия в последние пятнадцать лет принадлежит к разряду обществ переходного типа, а в обществе переходного типа воспитание не только сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится социальной проблемой.

Так было в нашей истории после отмены крепостного права, так было в нашей истории в 20-е годы XX столетия, так было в Америке в 20-е и начале 30-х годов, и, наконец, в Германии и Японии после Второй мировой войны. То есть это достаточно типичная ситуация, когда в обществе переходного типа само воспитание становится социальной проблемой.

В силу особенностей исторического развития, традиционное для всех модернизированных обществ, изменение положения учащихся в системе отношений с взрослыми в нашей стране приобрело дополнительное измерение. Отношения между поколениями сегодня имеют новый характер. Традиционные конфликты отцов и детей, которые имели психологические основы, во многом сохранились, хотя по субъективной значимости несколько отошли на второй план. Но самое главное то, что эти традиционные конфликты отцов и детей психологического характера дополнились кардинальным расхождением мировоззрения, мировосприятия старших поколений и подрастающих поколений современной России.

Причиной служат те кардинальные изменения в социокультурной жизни России, которые способствовали созданию принципиально иных условий социализации подрастающего поколения относительно тех, в которых происходила социализация нынешних взрослых поколений.

Поэтому картина мира современного взрослого и картина мира современного подростка, например старшеклассника, а по некоторым исследованиям и дошкольника - есть очень интересные исследования психологов, психологического института РАО, которые об этом свидетельствуют - существенно, принципиально во многом различаются между собой. Это необязательно приводит к конфликтам, потому что современные дети, с одной стороны выставляют счет отцам, с другой стороны относятся к ним достаточно снисходительно. Они просто не хотят жить так, как жили их отцы.

Воспитание как социальная проблема - это значительно шире, чем воспитание как проблема системы образования. Поэтому сразу возникает вопрос: как может реагировать система образования, воспитание в системе образования на такую ситуацию?

Е.Е. Чепурных говорил: «Когда у взрослых и у младших картины мира существенно различаются, то первыми шаг навстречу младшему должны делать взрослые. А для этого, пользуясь образным выражением одного итальянского драматурга, взрослым надо постоянно учить марсианский язык нового поколения, чтобы быть в состоянии вести диалог с этим новым поколением».

Но тут мы сталкиваемся с очень серьезным ограничением: мы можем очень много говорить о необходимости диалога в воспитании и вообще о единственно возможном сегодня воспитании - идеологическом воспитании, но, к сожалению, мы должны при этом иметь в виду, что наши взрослые, если хотите, культурно, генетически не готовы изменить стиль взаимодействия и вести идеологическое взаимодействие. Они в этом не виноваты. Мы все выросли в другую эпоху, и мы стоим на плечах предыдущих поколений, которые тоже росли в те эпохи, когда диалог отнюдь не поощрялся и не был сущностной характеристикой взаимодействия старших поколений с младшими.

Что же делает воспитание социальной проблемой в нашем обществе? Дело в том, что современное общество не в состоянии формулировать реальные задачи перед системой воспитания. Если говорить о российском обществе, то в нем традиционно задачи воспитания формулировало государство. Может быть, это и неплохо. Как говорил А.С. Пушкин, что единственный европеец в России - правительство. Теперь же и государство в переходный период оказалось не в состоянии формулировать задачи системы воспитания.

Только последние год-два государство стало лихорадочно искать те задачи, которые необходимо поставить перед системой воспитания. Но система воспитания не есть нечто абсолютно изолированное в рамках общественной государственной жизни. И эти задачи должны как-то корреспондировать с теми задачами, которые государство ставит перед собой.
Заключение

В заключении хочется сказать, что воспитание как социальная проблема может решаться лишь при условии мобилизации обществом, государством максимальных личностных ресурсов для воспитательной деятельности. Академик Капица в 1972 г. писал: «Я сделал за «Комсомольской правдой» маленький подсчет: если бы 100 млн. взрослых тратили на 40 млн. школьников 5% рабочего времени, то на класс из 40 школьников приходилось бы 200 часов педагогической работы взрослых в неделю. Не кажется ли вам, что пропаганду этой идеи о том, что общество должно тратить на школьников значительно больше интеллигентного и творчески индивидуализированного труда, следует настойчиво вести, особенно среди начальствующих лиц?». Я не рискую сказать лучше, чем академик Капица.
Список литературы

1.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2000.

2.Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М.: Просвещение, 1977.

3.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.

4.Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1979.


1. Реферат Иррациональные уравнения и неравенства
2. Курсовая на тему Дзета функция Римана
3. Реферат О семиотических проблемах в культурологии по Ю.Лотману
4. Доклад Вода которую мы пьем
5. Книга Тиберий Клавдий
6. Научная работа Інфляція в Україні та шляхи її подолання в сучасних умовах
7. Реферат Петровский, Григорий Иванович
8. Контрольная работа Сущность и основное содержание политики НЭПА
9. Реферат на тему Геополитические концепции
10. Контрольная работа Инвестиционный потенциал Ярославской обаласти