Контрольная работа

Контрольная работа Виды мышления 2

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024





Федеральное агентство высшего образования РФ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Башкирская Академия комплексной безопасности предпринимательства
Кафедра гуманитарных дисциплин
Контрольная работа

По предмету: Психология и педагогика

На тему «Виды мышления»
                                                                                      

                                                                                   Выполнила: студент группы

                                                                                    ЭУКЗУ 01-07 

                                                                                    Проверил:

                                                                      
                                 
Уфа-2007

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1.Общее понятие о мышлении………………………………………………………...4

2.Виды мышления………………………………………………………………………5

3.Теории мышления в психологии…………………………………………………...12

Заключение…………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы………………………………………………...18
Введение
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

      Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретенные  теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

        Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.

  Практическая деятельность – основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.
                                       1. Общее понятие о мышлении
   Прежде всего, мышление является высшим познавательным про­цессом. Оно представляет собой порождение нового знания, актив­ную форму творческого отражения и преобразования человеком дей­ствительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

       Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблем­ной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изме­нением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расши­ряет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информа­ции делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, ко­торые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

      На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познаватель­ных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

    Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное от­ражение класса предметов в их наиболее общих и существенных осо­бенностях.

       Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение изучаются формальной логикой.
2. Виды мышления
   Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.                         

   Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсужда­ет и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое поня­тийное мышление характерно для научных теоретических иссле­дований.

  Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи,   являются   не  понятия,   суждения   или  умозаключения,   а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или твор­чески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы чело­век в результате манипулирования ими смог непосредственно усмот­реть решение интересующей его задачи.

    Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосу­ществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятий­ное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое об­разное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и бога­тым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

     Отличительная особенность следующего вида мышления — наг­лядно-образного — состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окру­жающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковре­менной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоре­тического образного мышления извлекаются из долговременной па­мяти и затем преобразуются).

    Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представ­лена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взро­слых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мыш­ления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблю­дая за ними, но непосредственно их не касаясь.

     Последний из обозначенных на схеме видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразова­тельную деятельность, осуществляемую человеком с реальными пред­метами. Основным условием решения задачи в данном случае явля­ются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

    Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одно­временно и как уровни его развития. Теоретическое мышление счи­тается более совершенным, чем практическое, а понятийное пред­ставляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С од­ной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление в фило- и онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и об­разное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее разви­тую форму. Например, у высококвалифицированных рабочих нагляд­но-действенное   мышление  может  быть  гораздо  более  развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студента. Наглядно-образное мышление художника может быть более совер­шенным, чем словесно-логическое у посредственного ученого. Эту мысль хорошо подметил Б. М. Теплов.

    Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой... Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач...,"тогда как ра­бота теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей». И теоретическое, и практическое мышление в конечном счете связаны с практикой, но в случае практи­ческого мышления эта связь имеет более прямой, непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум высту­пает как опосредствованный: он проверяется на практике лишь в ко­нечных результатах его работы.

     Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъяв­ляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соот­ветствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мыш­ления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тож­дество и различие вещей. Результатом сравнения,- кроме того, мо­жет стать классификация. Нередко она выступает как первичная фор­ма теоретического и практического познания.

   Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ — это рас­членение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез,— писал С. Л. Рубинштейн,— «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относят­ся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному позна­нию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выра­жается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное». Теоретический, практический, образный и абстракт­ный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения. Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не су­ществуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко высту­пает формирование понятий.

   Абстрагированными могут стать не только свойства, но и дей­ствия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

    Обобщение выступает как соединение существенного (абстра­гирование) и связывание его с классом предметов и явлений. По­нятие становится одной из форм мысленного обобщения.

    Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

    Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.  Суждение — это высказывание, со­держащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов  (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция — вывод общего сужде­ния из частных.

    Хотя логические операции органически входят в состав мышле­ния, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль на­чинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъек­тивным чувством, а не с объективной реальностью..., следует «прин­ципу удовольствия» вопреки «принципу реальности»... Эмоциональ­ное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения».

    Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулиро­вать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настой­чивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос толь­ко в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления.

   В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты на­хождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют  эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фик­сации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что из­бранный ход направления мысли ошибочен.

   При нахождении принципа решения или при возникновении ин­туитивного ощущения приближения к нему у человека появляется состояние эмоционального подъема. «Состояние эмоциональной ак­тивации выступает как некоторый неспецифический сигнал «останов­ки», как указание на то, «где» должно быть найдено то, что еще не найдено, оно выступает как не конкретизированное предвосхищение принципа решения (или окончательного решения). Это эмоциональ­ное предвосхищение принципиального решения задачи... пережива­ется как «чувство близости решения».

    Кроме обычных, нормальных видов мышления, приводящих к пра­вильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников)', а также у тех, кто зани­мает пограничное положение между нормой и патологией или нахо­дится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлю­цинации, бред, гипнотическое состояние).

    Один из видов необычного мышления получил название аутизма. Известный исследователь этого вида мышления Э. Блейлер писал по поводу его: «Шизофренический мир сновидений наяву имеет свою форму мышления, ... свои особые законы мышления... Мы наблюдаем действие этих механизмов... и в обычном сновидении..., в грезах наяву как у истеричных, так и у здоровых людей, в мифологии, в народных суевериях и в других случаях, где мышление отклоняется от реального мира». Мысли человека при аутистическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффективным потребностям, следуют за ними, отражают их силу, динамику.

         Во многих отношениях аутистическое мышление противоположно реалистическому, основные виды и операции которого нами были рассмотрены раньше. Реалистическое мышление правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным, в то время как аутистическое мышление представляет в основном то, что соот­ветствует не объекту, а аффекту. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины. Последняя из задач перед аутистическим мышлением не стоит, его направленность — удовлетворение потребности, снятие вызванного ею эмоционального напряжения. Аутистическое мышле­ние продолжает иллюзии, а не истины.

    Кроме описанных, есть и индивидуально своеобразные типы мышления. Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального или иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:

1. Интуитивный   тип.   Характеризуется   преобладанием   эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и пре­обладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством. Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощу­щение правильности и практика,  а критерием правильности для мыслительного типа являются эксперимент и логическая безупречность вывода.

   Познание  у   мыслительного   типа   существенно   отличается   от познания интуитивного типа. Мыслительный тип обычно интересу­ется знанием как таковым, ищет и устанавливает логическую связь между явлениями, в то время как интуитивный тип ориентирован на прагматику, на практически полезное использование знаний вне зависимости от их истинности и логической  непротиворечивости. Истинно то, что полезно,— вот его жизненное кредо.
3. Теории мышления в психологии
   Рассмотрим наиболее известные теории, объясняющие процесс мышления. Их можно разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяю­щихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способ­ностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и разви­ваются прижизненно.

   Концепции, согласно которым интеллектуальные способности и сам интеллект определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания, составляют одну группу теорий мышле­ния. Считается, что соответствующие интеллектуальные структуры существуют у человека с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь (развиваясь) по мере взросления организма.

Эта идея априорно существующих интеллектуальных способнос­тей — задатков — характерна для многих работ в области мышле­ния, выполненных в немецкой школе психологии. Наиболее отчетливо она представлена в гештальттеории мышления, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.

   В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорий прослеживается в понятии схемы. Давно замечено, что мышление, если оно не связано с какой-либо конкретной, внешне детермини­рованной задачей, внутренне подчиняется определенной логике. Эту логику, которой следует мысль, не имеющая внешней опоры, назы­вают схемой.

   Предполагается, что схема рождается на уровне внутренней речи, а затем руководит разверткой мысли, придавая ей внутреннюю стройность и последовательность, логичность. Мысль без схемы обыч­но называют аутичной мыслью, ее особенности уже были нами рассмотрены. Схема не есть нечто раз и навсегда заданное. Она имеет свою историю развития, которое происходит за счет усвое­ния логики, средств управления мыслью. Если некоторая схема используется довольно часто без особых изменений, то она превра­щается в автоматизированный навык мышления, в умственную операцию.

    Другие концепции интеллекта предполагают признание неврожденности умственных способностей,     возможность и необходимость, и необходимость их прижизненного развития. Они объясняют мышление, исходя из воздействия внешней среды, из идеи внутреннего развития субъекта или взаимодействия того и другого.

   Своеобразные концепции мышления представлены в следующих направлениях психологических исследований: в эмпирической субъ­ективной психологии, ассоциативной по характеру и интроспектив­ной по основному методу; в гештальтпсихологии, которая отличалась от предыдущей только отрицанием элементности психических про­цессов и признанием доминирования их целостности над составом этих элементов, в том числе и в мышлении; в бихевиоризме, сторонники которого пытались заменить процесс мышления как субъективный феномен на поведение (открытое или скрытое, умст­венное) ; в психоанализе, который мышление, как и все другие процессы, подчинил мотивации.

    Активные психологические исследования мышления ведутся, на­чиная с XVII в. В это время и в течение следующего довольно длительного периода истории психологии мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление, которое иногда не совсем правильно называют логическим (неправильно потому, что логика присутствует в любом другом виде мышления не в меньшей степени, чем в данном).

   Сама способность к мышлению считалась врожденной, а мышле­ние, как правило, рассматривалось вне развития. К числу интел­лектуальных способностей в то время относили созерцание (некото­рый аналог современного абстрактного мышления), логические рас­суждения и рефлексия (самопознание). Созерцание, кроме того, по­нималось как умение оперировать образами (в нашей классифи­кации — теоретическое образное мышление), логические рассужде­ния — как способность рассуждать и делать умозаключения, а реф­лексия — как умение заниматься самоанализом. Операциями мышле­ния в свою очередь считались обобщение, анализ, синтез, сравне­ние и классификация.

     Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта. Активность мыш­ления, его творческий характер были основной проблемой, которую (как и избирательность восприятия и памяти) не смогла решить данная теория. Поэтому ее сторонникам не оставалось ничего другого
как объявить умственные творческие способности априорными, Не зависящими от ассоциаций с врожденными способностями разума. В бихевиоризме мышление рассматривалось как процесс фор­мирования сложных связей между стимулами и реакциями, становле­ния практических умений и навыков, связанных с решением задач. В гештальтпсихологии оно понималось как интуитивное усмотрение Искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры.

    Нельзя сказать, что оба последних направления в психологии не дали ничего полезного для понимания мышления. Благодаря бихевиоризму в сферу психологических исследований вошло практи­ческое мышление, а в русле гештальттеории стали обращать особое внимание на моменты интуиции и творчества в мышлении.

   Определенные заслуги в решении проблем психологии мышления есть и у психоанализа. Они связаны с привлечением внимания к бессознательным формам мышления, а также к изучению зависимос­ти мышления от мотивов и потребностей человека. В качестве своеобразных форм мышления у человека можно рассматривать уже обсуждавшиеся нами защитные механизмы, которые также впервые начали специально изучаться в психоанализе.

  В отечественной психологической науке, основанной на учении о деятельностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности. Через введение в психологию мышления категории де­ятельности было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания. Тем самым для конкретного исследования открылась новая, ранее невидимая связь, существующая между деятельностью и мышлением, а также между различными видами самого мышления. Впервые появилась возможность ставить и решать вопросы о генезисе мышления, о его формировании и развитии у детей в результате целенаправ­ленного обучения. Мышление в теории деятельности стали понимать как прижизненно формирующуюся способность к решению разнооб­разных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредствен­ного наблюдения ее стороны.

      А. Н. Леонтьев, подчеркивая произвольный характер высших форм человеческого мышления, их производность от культуры и возможность развития под влиянием социального опыта, писал, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им спосо­бов мыслительной деятельности: логических, математических и т. п. действий и операций... Отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой. Им была предложена концепция мышления, согласно которой между струк­турами внешней, составляющей поведение, и внутренней, состав­ляющей мышление, деятельности существуют отношения аналогии. Внутренняя, мыслительная деятельность не только является произ­водной от внешней, практической, но имеет принципиально то же самое строение. В ней, как и в. практической деятельности, могут быть выделены отдельные действия, операции. При этом внеш­ние и внутренние элементы деятельности являются взаимозаме­няемыми. В состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутрен­ние, мыслительные операции и действия.

   Деятельностная теория мышления способствовала решению мно­гих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На базе ее были построены такие теории обучения (их же можно рассматривать и как теории развития мышления), как теория П. Я  Гальперина, теория Л. В. Занкова, теория В. В. Да­выдова.

     В последние несколько десятилетий на базе успехов в разработке идей кибернетики, информатики, алгоритмических, языков высокого уровня в математическом программировании появилась возможность построения новой, информационно-кибернетической теории мышле­ния. В ее основе лежат понятия алгоритма, операции, цикла и инфор­мации. Первое обозначает последовательность действий, выполнение вторых ведет к решению задачи; второе касается отдельного дейст­вия, его характера; третье относится к многократному исполнению одних  и  тех  же  действий  до  тех  пор,   пока   не   будет   получен необходимый результат; четвертое включает совокупность сведений,  передаваемых  с  одной  операции  на  другую  в  процессе  решения задачи.   Оказалось,   что   многие   специальные  операции,   которые применяются в программах машинной обработки информации и в процессе решения задач на ЭВМ, похожи на те, которыми в мышле­нии пользуется человек. Это открывает возможность изучения опе­раций человеческого мышления на ЭВМ и построения машинных моделей интеллекта.
Заключение
       Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это - эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

  В связи с этим мы видим, что предмет психологии является очень важной наукой для человечества. При помощи психологии мы может узнать все тайны человеческой души и его поведения в различных ситуациях.
Список использованной литературы



1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 688с.

2. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков. – М.: Центр, 2000. – 256с.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 672с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений – 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 512с.

5. Мананикова Е.Н., Основы психологии. Учебное пособие – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и Ко», 2006. – 368 с.



1. Реферат Начальный этап работы над музыкальным произведением
2. Реферат на тему Holding The System In Contempt Essay Research
3. Доклад на тему Реабилитация кибернетики
4. Курсовая Анализ конкурентов в маркетинговых исследованиях
5. Реферат на тему Depression Essay Research Paper Depression its something
6. Реферат Законы Г.Менделя
7. Реферат на тему Mercutio In Romeo And Juliet Essay Research
8. Реферат на тему История болезни - Гинекология
9. Реферат Высоковольтный воздушный выключатель ВНВ-500
10. Реферат Материальная ответственность 4