Контрольная работа

Контрольная работа по Философии 19

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.9.2024



Учреждение образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
физико-технический факультет
заочное отделение, 2 курс

Ольговича Игоря Валентиновича


Контрольная работа




по курсу «Философия»
       

                                         Проверил:

                                                                        
г. Гродно, 2006
Вопросы:

1. Что такое философия? В чем специфика философских проблем?

2. Назовите характерные черты философской мысли эпохи Возрождения. Объясните понятие Возрожденческого титанизма и его обратная сторона.

3. Назовите основные проблемы, которые поднимал в своей работе «Философия общего дела» русский космист Н. Федеров.

4. Дайте определение понятию материя. В чем проявляется единство и многообразие материального мира.

5. Назовите специфические признаки научного познания.
План:






Страница


Введение

3 - 4

1.

Что такое философия? В чем специфика философских проблем?…………………………………………………..




5 – 6

2.

Назовите характерные черты философской мысли эпохи Возрождения. Объясните понятие Возрожденческого титанизма и его обратная сторона...


7 – 9

3.

Назовите основные проблемы, которые поднимал в своей работе «Философия общего дела» русский космист Н. Федеров………………………………………


10 – 13

4.

Дайте определение понятию материя. В чем проявляется единство и многообразие материального мира………………………………………………………..


14 – 18

5.

Назовите специфические признаки научного познания.

19 – 20

Используемая литература………………………………..


21


Введение
         «Есть много, друг Горацио, на свете, что и не снилось нашим мудрецам», - говорил Гамлет. Что же «не снилось мудрецам», современникам Гамлета? Над какими вопросами бился датский принц? Очевидно, что датского принца мучили сложные вопросы, типа о цели жизни, о возмездии за преступление, о любви и дружбе, о смерти и бессилии, о сущности человека, о смысле бытия.

         Мир, в котором жил принц, был миром сложным, эпохой перехода от средневековья к новому времени, эпохой Возрождения. Возникали новые ценности, новые подходы к жизни. При решении новых проблем нельзя было опереться на прежний опыт, на прежнюю накопленную веками мудрость.

         Но ведь вопросы, мучавшие принца, возникали и раньше. Казалось бы, что все ответы на вопросы давно найдены и людям остаются лишь простые проблемы, возникающие в повседневной жизни, для решения которых достаточно повседневного опыта и незачем обращаться к мудрецам и богословам. На первый взгляд эта признанная простота вообще устраняет, делая ненужными и смешными вопросы, над которыми бился датский принц. Но стоило произойти глубинным переменам в жизни человека или переломам в судьбах народов и государства, чтобы иллюзия ясности и «решенности» исчезла и перед затерянным в мире человеком, а порой и перед целым обществом снова возникали тревожные, сжимающие сердце вопросы о смысле бытия, о борьбе добра и зла, о торжестве несправедливости, об эфемерности и недостижимости счастья. Но для того, чтобы понять и разъяснить эти вопросы человеку нужно было понять и что такое разум, в чем разумность мира. Каждый такой вопрос подымал десятки других.

         Неверно было бы думать, что мыслители прошлого не предлагали ответов, не давали продуманных и аргументированных решений. История сохранила немало имен мудрецов, которые предлагали интересные ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия. Современники находили в этом «фонде» материал, формирующий мировоззрение, критерии, с помощью которых измеряли ценность поступков, достоинство, меру величия и низости совершенных деяний.

         Человеческая история не развивается по прямой. В жизни отдельных людей и общественных групп, как и в жизни целых народов, время от времени совершаются коренные переломы, меняются устои жизни, рушатся старые ценности, а вместе с ними ветшает и начинает казаться беспомощной прежняя мудрость.

         Все эти проблемы могут обсуждать и обсуждают люди разных профессий, обладающие различным опытом и культурой. Но протяжении многих столетий подобные вопросы обсуждались в рамках особой духовной деятельности, которую со времен античности принято называть философией.
1. Что такое философия? В чем специфика философских проблем?
         Что же собой представляет философия? Почему ей отводится такая роль в решении вечных, постоянно тревожащих человечество вопросов?

         Если открыть любую энциклопедию или философский словарь, то можно прочитать, что философия в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Но философия и мудрость совсем не одно и то же. Более того, в известном смысле философия и традиционно понимаемая мудрость даже противоположны.

         Еще в глубокой древности, задолго до изобретения письменности, людям для решения самых разнообразных, возникающих в жизни задач, проблем и вопросов необходимы были обширные знания.

         Если верить преданию, Пифагор Самосский (6 в. до н.э.) был первым, кто употребил слово «философия». Впоследствии оно быстро привилось и распространилось в Древней Греции, в жизни и культуре которой философы стали столь же значительными фигурами, как и политические деятели, полководцы и великие поэты. По верному замечанию В.И. Вернадского, подлинная философия – глубоко личное индивидуальное знание. По мере развития философии в каждом новом философском учении все отчетливее и ярче замечены черты определенной индивидуальности, отсвет вполне определенного и неповторимого гения. Внешняя особенность философского знания заключается в том, что оно не предлагает решений, данных раз и навсегда, пригодных везде и при любых обстоятельствах. Оно скорее учит человека искать такие решения.

         В учебниках и пособиях философия чаще всего рассматривается как наука о наиболее общих законах движения и развития а природе, обществе и мышлении.

         Философия представляет собой особый вид духовной деятельности. Философское знание является систематическим, последовательным, организованным, доказательным, стремящимся к истине.

Одной из философских проблем является проблема отношения человека к миру и мира к человеку, а также проблема улавливаемости строгости и точности без внешне логически точных определений. Уловить грамотность мышления, а это и грамотность ожиданий, стремлений, требований, предъявляемых к миру. Эта грамотность и есть философия. Эти истины так трудно уловимы, потому что они никогда не являются прямыми утверждениями. Их нельзя, раз получив, иметь у себя в кармане. Беда в том, что то, что в обостренном чувстве сознания промелькнет как абсолютная истина, нельзя удержать. Это всегда будет чем-то, во что заново нужно впадать. Поэтому можно сказать: то, что выглядит как философия и излагается в виде неких систем и учений, – все это на самом деле техника впадения. Таких техник много. Философия одна из них, связанная с достижением состояния мысли, а вообще для человеческих состояний такой техникой является искусство.
2. Назовите характерные черты философской мысли эпохи Возрождения. Объясните понятие Возрожденческого титанизма и его обратная сторона.
В 11 – 12 веках начинается постепенный подъем экономики, культуры, философской мысли. По мере того как в недрах феодализма складываются зачатки капиталистического производства, назревает потребность в новом видении мира. Освобождаясь от пут феодальных отношений, человек стремится к самоутверждению, к более верному пониманию своего места в мире.

С этим стремлением связана новая культурная эпоха – эпоха Возрождения. Мыслители Возрождения ставят в центре мироздания человека. Отсюда и интерес к человеческому достоинству, к свободе разума человека.

Возникает новое естествознание. Отличительной чертой которого является соединение теории, сформулированной на языке математики, с заранее спланированным экспериментом и наблюдением.

Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам – стерженем новых философских программ.

В это время интерес к философии и человеку как творческому, активному индивиду смещается в сторону общества, социума. Ключевым становится вопрос о месте и роли человека в обществе, о его правах, отношении к власти, о его месте в государственной системе. Образуются два стержня, два центра, вокруг которых группируются философские интересы: общество и познание.

Главным источником знания считают идеи, то есть мысли и понятия, которые якобы прирожденны человеку или создаются его врожденными способностями.

Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественнонаучного направления, развитие науки и рост знаний. Возникает натурфилософия, свободная от непосредственного подчинения религии (Дж. Бруно, Б. Телезио, П. Помпонацци). В этот период наука рождается не в стенах университетов, а мастерских художников, скульпторов, граверов, архитекторов, которые были также инженерами, математиками, техниками. Эти мастерские стали настоящими экспериментальными лабораториями. Здесь соединялись теоретическая работа и опыт. Именно деятельность художников положила начало новым проблемам механики, оптики, анатомии и других наук.

         Гуманистический неоплатонизм Ренессанса мы называем  обратной стороной, т.е. обратной стороной общепризнанного возрожденческого титанизма. В этом термине «обратная сторона» совершенно нет ничего странного, непозволительного или ненаучного. Ведь и всякая вещь на свете имеет свою переднюю, или прямую, сторону и свою обратную сторону. Разница между ними только в том, что передняя сторона вещей и событий фиксирует их прямую и непосредственную данность; обратная же сторона, ввиду нашего частого плохого знакомства с ней, может совмещать в себе не только черты этой прямой и непосредственной данности, но также и малоизвестные нам черты любых других областей, часто не только не связанных с передней стороной, но даже прямо ей противоположных. Поэт пишет свои стихи, музыкант играет на своем инструменте и актер действует на сцене с целью в прямом и непосредственном смысле выразить или исполнить то или другое художественное произведение. Но это далеко не значит что все эти художники и писатели являются таковыми же и во всех сторонах своей жизни, противоположных исполняемым ими художественным произведениям. Часто тут бывает прямая связь, но нередко эта связь бывает слабой, а иной раз даже и совсем отсутствует. Весь интерес тех материалов, которые мы сейчас хотим предложить, заключается как раз в том, что, будучи обратной стороной титанизма, т.е. его противоположностью, они все-таки продолжают быть результатом стихийного человеческого самоутверждения и столь характерного для эпохи Ренессанса индивидуализма.


3. Назовите основные проблемы, которые поднимал в своей работе «Философия общего дела» русский космист Н. Федеров.

           

            В  последнее  время  внимание  исследователей  русской  культуры  привлекла  своеобразная философская концепция Николая  Федоровича  Федорова.  Оживление  интереса  к  личности  и идейному наследию Федорова не случайно. Условия современной  цивилизации,  находящиеся  в

ситуации экономического, энергетического и других кризисов, общего обострения  глобальных проблем человечества, заставляют ученых обращаться к истории науки и культуры,  отыскивая в ней прообразы решения возникших  задач.  Это  обстоятельство  и  обусловило  интерес  к

Федорову и идеям русского космизма  в  целом.  В  русском  космизме  можно  выделить  две тенденции: естественнонаучную и религиозную. Центральной  фигурой  религиозного  космизма является Н.Ф. Федоров. Федорову,  легендарному  библиотекарю  Румянцевского  музея  (ныне Библиотеки им. Ленина), оригинальному мыслителю конца прошлого  века,  неизмеримо  больше везло на восклицания удивления и тирады преклонения, чем на пристальное исследование  его идей и проектов. Смелые, предвосхищающие будущее мысли Федорова Достоевский  "прочел  как бы за свои". Л.Н. Толстой  говорил:    горжусь,  что  живу  в  одно  время  с  подобным человеком", а Соловьев называл его "дорогим учителем и  утешителем".

            Родился Федоров в 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии.  Его  отцом  был  князь  П.И. Гагарин, а матерью - дворянская девица Елизавета Иванова. Как незаконнорожденный, Николай получил отчество и фамилию своего крестного отца.  После  окончания  Тамбовской  гимназии Федоров учился в Ришельевском лицее в Одессе. Осень 1851 г. - поворотный  рубеж  в  жизни Николая, внешне он означен смертью дяди, его покровителя, и уходом из лицея, внутренне  - колоссальным переворотом, когда ему, по его собственному  признанию,  открылась  основная идея его учения, "мысль, что чрез нас, через разумные существа, природа достигнет полноты самосознания и самоуправления,  воссоздаст  все  разрушенное  и  разрушаемое  по  ее  еще слепоте" С этого времени все его существование подчиняется единому заданию  -  разработке учения "общего дела", попыткам его распространения.  

            Русским   философом   были предвосхищены идеи ноосферы, поставлены вопросы экологии.  Федоров  недаром  называл  свое учение супраморализмом. Глубокий нравственный  пафос  одушевляет  самые  дерзновенные  его идеи.   С   Федорова   начинается    глубоко    своеобразное    философское    направление общечеловеческого  значения:  русский  космизм,  активно-эволюционная,  ноосферная  мысль, представленная в 20 веке именами таких крупных ученых и философов, как  К.Э.  Циолковский,

В.И. Вернадский, А.Л.  Чижевский.  В  учении  Федорова  основным  злом  человека,  каждого сознательного и чувствующего существа выступает смерть. Все же конкретные  формы  зла,  от которых страдает человек, для него входят в кортеж главного, "последнего врага" -  смерти. Всякая индивидуальная жизнь построена на костях других, уже живших и  живущих,  и  в  свою очередь идет на перегной. Дети растут, пожирая силы родителей,  а  в  борьбе  и  розни,  в которых проходит жизнь, люди  медленно  подтачивают  друг  друга  и  словом  и  делом.  Окончательное  знание  всякого  данного  нам извне объекта возможно только тогда, когда этот объект будет  нашим  созданием,  когда  он будет  приведен  в  строй,  порядок,  сведен  к  нашему  закону.  Основная  точка  отсчета Федоровского  учения    долженствующее  быть,  а  не  данное.  Отказаться  от  пассивного

созерцания мира,  отвлеченной  метафизики  и  перейти  к  определению  ценностей  должного порядка вещей, к выработке плана преобразовательной деятельности  человечества  -  в  этом смысл, по Федорову, нового радикального поворота в философии. У  Николая  Федоровича  мы  встречаем  своеобразное  видение человека. Человек для него - землянин, т.е.  еще  далеко  не  совершенным,  но  великим  и уникальным  образом  организованное  природное,  космическое  существо.  Основная  родовая

характеристика  землянина  в  "Философии  общего  дела"  -  смертный  и  сын.  Современное состояние  мира  характеризуется  Федоровым   как   глубоко   небратское,   неродственное, отмеченное взаимным вытеснением и враждой. Неродственность -  внутреннее  качество  самого природного  порядка  существования,  основанного  на  принципе  взаимной  непроницаемости, раздельности и последовательности; неродственность -  первое  следствие  основного  зла  - смерти.  Федоров  призывает  направить   этическое   действие   человечества   на   темную непроницаемость, "небратство" вещества, неродственность материи  и  ее  сил,  а  также  ко всеобщему, объединяющему всех исследованию причин неродственности и затем  ее  устранению. В  своих  антропологических  построениях  Федоров  всегда  опирался   на   сверхприродные, божественные задатки человека. Определение природы  человека  как  двусоставной:  животно-природной, с одной стороны, и самодеятельно- трудовой, творческой - с другой, - важнейшая посылка Федоровской антропологии, из которой возникают самые крайние  выводы  его  учения. То, что человек  произвел  себя  сам,  через  труд  и  сознание,  и  есть  его  собственно человеческая  сущность,  которая  непрерывно  расширяется  и  в  итоге  должна  совершенно преобразить  его  природно-биологическую  основу.  На  человеке   с   его   несовершенной, противоречивой природой нельзя основать абсолют.  За  абсолют  может  быть  принят  только идеал,  стоящий  выше  человека.  Для  Федорова  это  мог  быть  только  Бог  или   высший преображенный человек в составе богочеловеческого единства. Поэтому  необходима  реальная, активная работа  над  преодолением  своей  нынешней  "промежуточности"  и  несовершенства. Федоров не только утверждал факт  восхождения  сознания  в  мире,  но  и  сделал  из  него радикальные выводы: необходимость сознательного управления эволюцией, преобразования  всей природы исходя из глубинных потребностей разума и нравственного чувства человека. Эту центральную идею своего учения он  недаром  называл  и "регуляцией природы", и "супраморализмом".

            В "Философии общего дела"  торжествует  призыв  к  познанию  в  самом широком его  понимании,  к  познанию,  переходящему  в  преобразование  мира  и  человека. Истинное  знание,  не  отделяющееся  от  дела,  необходимо  включает  в  себя  у  Федорова нравственное чувство. Истинное просвещение у философа - это настройка  всего  человека  на высокую гармонию его призвания, преображение всех способностей ума, души,  тела.  Основные надежды в деле регуляции природы возлагаются в "Философии общего дела" на науку, но  не  в современном ее состоянии, когда она только "образ мира"  и  в  своей  теоретической  части занимается  "воспроизведением  явлений  жизни  в  малом   виде"   и   "созерцаниями,   или наблюдениями над теми условиями,  от  которых  зависит  жизнь".  Это,  по  Федорову,  лишь теоретическое, или мнимое,  господство  над  природой  при  действительном  подчинении  ее основному закону смерти. Чистая, неприкладная сторона науки безучастна к общим  бедствиям. Нужно не отказаться от мысли, а внести ее в природу; не отказаться от  науки,  а  дать  ей новое направление, объединив все  разрозненные  участки  ее  работы,  одушевив  их  высшей целью. Главное требование - не отделять знание от блага, внести в научные  исследования  и технические изобретения ясный и нравственный критерий  -  высшую  цель  их  усилий.  Новая наука должна вырастать из опыта и наблюдений, производимых, как любит  повторять  Федоров, не кое-где, кое-когда и кое-кем,  а  везде,  всегда  и  всеми,  результаты  которых  прямо прилагаются к практическому делу регуляции. Николай Федорович ратует за  интеграцию  наук.

4. Дайте определение понятию материя. В чем проявляется единство и многообразие материального мира.

           

            Прежде чем начать разговор о материи обратимся к более общей категории – бытию. Проблема бытия представляет собой фундаментальную мировоззренческую и методологическую проблему. В практической жизни вопрос о существовании, бытии небезоснователен: ведь одно дело иметь намерение сделать нечто и совсем другое – осуществленное намерение, когда нечто сделано, то есть бытие в форме лишь цели становится бытием реального факта.

            В самом широком смысле бытие есть всеохватывающая реальность. Бытие есть все то, что существует: это материальные вещи, и процессы, и свойства, и связи, и отношения. Даже плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, да и бред больного существуют как духовная реальность. Следовательно, бытие охватывает и материальное, и духовное. Оно есть, таким образом, нечто реально существующее.

            Категория бытия одна из самых древних философских категорий. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своими предельным основанием, своей субстанцией материю. В единстве с материей существует и определяется через нее и духовная реальность. Материя и дух – предельно общие философские понятия.

         «Материя» — одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея. У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.

У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю. В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал, что можно употреблять понятие «материя», если уж очень хочется, но только как синоним слова «ничто». Для Беркли существовать — это быть потенциально воспринимаемым. На вопрос о том, существовала ли природа до человека, Беркли ответил бы — да, в сознании Бога. Другие представители субъективного идеализма (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не отрицают существование материи, но сводят ее к «совокупности (комплексам) ощущений». Материя, вещь, предмет, по; их мнению, — это комплекс ощущений человека. Именно ощущения человека создают, конструируют их.

В материалистической философии также существуют разные представления о материи. Правда, для всех философов-материалистов характерно признание за материей ее объективного, независимого от сознания (ощущений) существования. Уже древние философы (китайские, индийские, греческие) в качестве материи рассматривали какое-либо наиболее распространенное чувственно-конкретное вещество, которое они считали первоосновой всего существующего в мире. Такой подход к определению материи может быть назван субстанциальным, ибо его суть составляла поиск основы (субстанции) мира. Так, например, древнегреческий философ Фалде из Милета (начало и середина VI в. до н. э.) считал, что все произошло из воды. Даже земля, по его мнению плавает на воде, подобно куску дерева. Представитель той же Милетской школы — философ Аваксимен утверждал, что все вещи происходят из воздуха, за счет его разряжения, или сгущения (воздушные испарения, подымаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные небесные светила и, наоборот, твердые вещества – земля, камни и т. д. – есть не что иное, как сгустившийся и застывший воздух). Воздух находится в непрестанном движении. Если бы он был недвижим, мы его бы никак не воспринимали, когда он движется, он дает о себе знать в виде ветра, облаков, пламени. Это значит, — учит Анаксимен, что все вещи суть модификации воздуха, и следовательно, воздух есть всеобщий субстрат вещей. Гераклит из Эфеса первоосновой всего сущего считал огонь. Кстати, огонь у Гераклита — это и образ вечного движения. «Этот космос, — доказывал он, — один и тот же для всех, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно возгорающимся и мерно угасающим».

Конечно, трудно было представить, что в основе разнообразия вещей и процессов находится что-то одно. Поэтому впоследствии философы стали рассматривать в качестве первоосновы мира (материи) несколько веществ сразу. Так, например, Эмпедокл (У в. до н. э.) говорил о 4-х элементах, как о корнях всех вещей: огне, воздухе (эфире), воде и земле. Эти корни вечны, неизменны, не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в друга. Все прочие вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных пропорциях. Другой древнегреческий философ Анаксагор учил, что мир состоит из бесконечного числа «семян» — делимых до бесконечности частиц. В каждой вещи есть частица каждой другой, в белом заключено черное, в черном — белое, в тяжелом — легкое и т. д. Жизнь мира, — подчеркивал Анаксагор, — есть процесс. Оценивая эти взгляды Анаксагора, нельзя не видеть, что его философия практически подготовила атомистический материализм.

Атомистический материализм связан с именами древнегреческих философов Левкиппа и Демокрита (IV в. до н. э.). Материя отождествлялась ими с бесструктурными атомами (атом в переводе с греческого означает «неделимый»). По Демокриту, бытие складывается из движущихся в пространстве атомов и пустоты. Атомы геометричны (например, душа состоит из круглых атомов), не подвергаются никакому воздействию извне, неспособны ни к какому изменению, они вечны и неуничтожимы. Они обладают определенным размером, массой, могут сталкиваться, ударяясь друг о друга. Глазу атомы совершенно не видимы, — замечал Демокрит, но, однако, они могут быть вполне видимыми в умственном смысле. Жизнь, с точки зрения Демокрита, — это соединение атомов, смерть — их разложение. Душа тоже смертна, ибо ее атомы могут разлагаться, — учил Демокрит.

Взгляд на материю как на бесчисленное множество атомов, без каких-либо заметных изменений, сохранялся в различных школах философского материализма вплоть до начала ХХ века. Отождествление материи с веществом (и с неделимыми атомами в его основе) был характерен и для французских материалистов XVIII века, и для Л. Фейербаха. Интересно, что и Ф. Энгельс, основываясь на позициях атомистического материализма, вместе с тем в ответе на вопрос: существует ли материя как таковая, писал, что реально существует материя лишь в виде конкретных форм, объектов и не существует материи как бесструктурной первоматерии, не изменяемой формы всех форм.

Материю в единстве и многообразии всех форм ее проявления можно осмыслить, подойдя к ее анализу только исторически, обобщая опыт развития научного и философского познания. Обоснования единства материи нашло отражение в диалектическом принципе материального мира.

Условно можно выделить две основные философские позиции в решении вопроса о единстве мира. Первое – общность их видится в их материальности (линия Демокрита), с другой – в общей         идейной основе мира (линия Платона).

            Материя в виде вещества существует в многообразных состояниях. Наиболее распространенное состояние вещества во Вселенной – плазма. Диалектико-материалистическое положение о материальном единстве  мира

доказывается развитием  естествознания.  Открытие  электромагнитных  волн и светового давления свидетельствует о материальности  электромагнитного  поля и  о  наличии  массы  света,  который  представляет  собой,  как  оказалось, электромагнитные  волны  определенной  длины.   Открытие   клетки   показало единство в строении всего живого при всем многообразии  его  видов.  Важными открытиями  в  этом  отношении  являются  открытие   закона   сохранения   и превращения энергии  и  создание  эволюционной  теории  происхождения  видов Дарвиным.

        

5. Назовите специфические признаки научного познания.

            Рабочий, вытачивающий деталь на токарном станке, математик, составляющий программы ЭВМ, пилот, ведущий реактивный самолет, врач, ставящий диагноз, физик, определяющий спин новой частицы, и домашняя хозяйка, готовящая обед, должны многое знать и многое уметь. Изучение природы познания, его возникновение и сущности составляет содержание второй стороны основного вопроса философии. В его решении наиболее отчетливо обнаруживается специфика самой философии, ибо ни одна другая наука вообще не рассматривает этот вопрос в качестве своего собственного, а тем более основного.

            К тому же вопросы о том, что такое знание, что значит знать или познавать мир, насколько точно и верно человек в состоянии познать самого себя и окружающую действительность, тесно связаны с диалектико-материалистическим учением о развитии и о материальности мира.

            Английский философ Г. Райл (1900 - 1976) предложил делить все знания на две группы: знания «как» и знания «что». Первые отвечают на вопрос, как сделать. Вторые – на вопрос, что собой представляет данный предмет, какова его сущность.

            Со временем были разработаны основные положения теории познания диалектического материализма:

1.     непосредственной действительностью мысли является язык;

2.     язык есть форма выражения и фиксации знаний;

3.     знания могут быть поняты, если их рассматривают в процессе возникновения, развития и усложнения;

4.     знания в конечном счете социально обусловлены;

5.     основная функция знания есть отражение объективного мира, человека и формирование правил деятельности.

            Высшей формой познания является наука. Это утверждение почти общепринято в наше время, когда успехи технического прогресса и общественного развития во многом определяются состоянием науки. Научное знание отличается от остальных видов знания прежде всего своей высокой точностью.

            Специфическая черта, присущая исключительно науке как форме знания и сразу же выделяющая ее из всех других форм, заключается в том, что наука существует в виде системы теоретических знаний. Наиболее совершенной формой научного знания является теория.

            Первоначально многие законы науки выступают в форме гипотез, то есть предположений, догадок.

Теоретические знания включают в себя не только установленные, доказанные, подтвержденные практикой законы науки, но и различные эмпирические обобщения, фактические и теоретические гипотезы, которые еще не получили признания в качестве объективных истин, но пока не опровергнуты. Законы выполняют следующие познавательные функции:

1)     они отражают наиболее устойчивые, необходимые и общие связи внутри изучаемых теорией различных систем;

2)     они позволяют объяснить уже известные и предсказывать новые явления данной предметной области на основе математических вычислений и логических умозаключений;

3)     они накладывают определенные ограничения на свою предметную область;

4)     запрещают, систематизируют и регулируют процедуру исследования.

            Теперь можно определить в чем специфика научного познания. Данная специфика заключается в том, что в состав науки всегда включаются теоретические знания. Они содержат отдельные гипотезы, более или менее строго сформулированные допущения, законы и, наконец, строго поставленные научные теории. Разумеется, теории такого рода возникают не сразу. Они – результат исторического развития научного познания. Наличие в составе определенной системы знаний теории и прочно установленных законов является верным признаком того, что это система научная.
Используемая литература:

1.     Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.- М.: Высшая школа, 1991;

2.     Философия. Основные идеи и принципы/ Под ред. А.И. Ракитова.- 2-е изд.- М.: Политиздат, 1990;

3.     Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов.- М.: Политиздат, 1988.

1. Курсовая на тему Финансовый менджмент управление оборотными активами коммерческой организации
2. Курсовая на тему Структурно лексико семантические классы производных глаголов на ма
3. Курсовая на тему Проектирование главного редуктора вертолета
4. Реферат на тему Право власності на нерухоме майно
5. Курсовая Игра Vertolet
6. Методичка Использование дидактической игры для развития речи у детей младшего школьного возраста
7. Реферат Оцінюючи ж чинники що негативно вплинули на зоконодавчу діяльність Централноі Ради слід звичайно
8. Реферат Сравнение лицензионных договоров
9. Реферат Особености личностного развития учащихся старших классов проблемы и перспективы
10. Реферат на тему Aggressiveness Brain Success Essay Research