Контрольная работа Диагностика ценностно-смысловой сферы студенческой молодёжи
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ОБШЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Контрольная работа
по дисциплине: Психодиагностика.
по теме: Диагностика ценностно-смысловой сферы студенческой молодёжи.
Выполнила
студентка группы П4з
Михайличенко Д.Е.
Проверил:
преподаватель Бадалова М.В.
Севастополь 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ......................................................................... 6
1.1. Понятие и виды ценностей и идеалов................................................... 6
1.2. Обзор теоретических работ в области ценностных ориентации......... 9
1.3. Анализ исследований ценностных ориентации.................................. 11
Глава П. Практическое исследование ценностно-смысловой сферы студенческой
молодежи........................................................................................................... 14
2.1. Исследование ценностных ориентации по М. Рокичу....................... 14
2.2. Исследование ценностных ориентации методом анкетирования..... ..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 23
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................... 25
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................................................................. 27
ВВЕДЕНИЕ
Каждое общество имеет уникальную ценностно-смысловую структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему "транслирует" именно общество, исследование системы ценностных ориентации личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая "размытость" общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются нарушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.
Проблема ценностей и ценностных ориентации занимает существенное место в философских (М.Вебер, П.П.Гайденко, Н.О.Лосский и др.) и социально-психологических (М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, В.П. Тугаринов, В.А.Ядов, М.Рокич, И.С.Кон, А.С.Шаров и др.) трудах. Психологический аспект проблемы состоит в применении ценностного подхода к психологическим явлениям и процессам, позволяет высветить внутреннюю сторону взаимосвязи личности, общества и увидеть личностный аспект ориентации молодых людей на социально значимые ценности. В настоящее время теория ценностей развивается в психологии и в педагогике в русле междисциплинарного подхода к жизнедеятельности молодого человека.
Взросление неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь молодого человека должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в молодом возрасте устанавливается определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентации. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
Итак, проблема исследования ценностно-смысловой сферы у студенческой молодежи остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у молодежи. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Актуальность изучения ценностных ориентации молодежи обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы.
В ходе исследования была поставлена следующая цель: выяснить приоритеты ценностной ориентации личности современной молодежи.
Объектом исследования является мировоззрение молодых людей, а предметом - их ценностные ориентации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что происходящие социальные изменения последних лет, связанные с переходом общества от одной модели жизнедеятельности к другой, в сознании молодежи пока еще не разрушили стремление к достижению социально-значимых положительных идеалов и ценностей.
В исследовании были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Методика исследования психологических особенностей ценностных
ориентации как механизма регуляции поведения.
3. Методика изучения ценностных ориентации М.Рокича.
4. Методы математического анализа данных.
5. Метод экспериментального ориентирования.
ГЛАВА
I
. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ
1.1. Понятие и виды ценностей и идеалов
Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживания и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
Ориентация на ценности является характерной чертой человеческой жизни. В течение многовековой истории общества люди выработали способность выделять в окружающем их мире предметы и явления, которые приобретали для них особую значимость и к которым они поэтому питали особое отношение: ценили и оберегали их, стремились к овладению ими, ориентировались на них в своих действиях и стремлениях.
Первоначально ценности ограничивались сферой утилитарных отношений к природе и обществу. Единственным основанием для их различения был признак полезности. Люди ценили предметы природы, которые служили для них пищей; они ценили животных, которых приручали и использовали в качестве орудий труда; они ценили все, что облегчало им жизнь или по крайней мере казалось, что помогает жить, ограждает от страданий, бед и несчастий. Эти начальные ценностные ориентации, ценности и ценностные отношения людей к окружающему миру с развитием общества претерпевали существенные изменения в процессе формирования насущных потребностей, стремления к их удовлетворению.
В этическом словаре благо является наиболее общей категорией, эквивалентной понятию ценности. Можно сказать, что благо есть все, что является для людей ценным, а можно утверждать и обратное: все, что представляет для людей ценность есть благо. Это до сих пор заметно в современных языках: так, в русском языке слово «добро» одновременно означает и моральную категорию, и
нажитое богатство; то же самое и с английской парой терминов "good/goods" ("хорошо/товар").
В зависимости от характера потребностей и способов их удовлетворения ценности подразделяются на материальные и духовные, которые, в свою очередь, могут быть познавательными, научными, эстетическими, художественными, моральными. В самом общем виде различия материальных и духовных ценностей заключаются в том, что первые связаны с удовлетворением сугубо практических нужд, и поэтому их мерилом выступает практическая полезность предметов, вторые же, как правило, характеризуют высшие запросы людей, поэтому критерии их выделения иные. Мерой измерения познавательных и научных ценностей, например, является истина; эстетических и художественных — красота, прекрасное. Особенности моральных ценностей обусловлены основной ролью морали в жизни общества. Мораль призвана регулировать и гармонизировать взаимоотношения между людьми, разрешать противоречия между обществом и поведением отдельных людей. Подлинная нравственность призвана обеспечивать чистоту человеческих отношений, поэтому моральные ценности, к числу которых относятся добро, совесть, достоинство и т. д., свободны не только от каких-либо меркантильных, но и вообще от утилитарных соображений. Мораль выше интересов сиюминутной выгоды, расчета, ее цель — способствовать утверждению человеческой солидарности и гуманности.
В чем же состоит позитивная роль моральных ценностей по отношению к повседневной жизнедеятельности и нравственному развитию личности? Моральные ценности являются критерием и формами оценки человеческих помыслов и действий, их личных моральных достоинств и уровня нравственного развития. Оценить перечисленные явления в категориях добра, совести, ответственности, достоинства — значит выявить нравственное и общественное содержание самих побуждений, действий и личных качеств людей. А это, в свою очередь, означает, что моральные ценности не представляют собой оторванных от жизни понятий, представлений, а выступают в качестве вполне определенных и
реальных проявлений нравственных отношений. А так как нравственные отношения не существуют обособленно от конкретных форм жизнедеятельности людей, а именно — труда, общественной деятельности, различного рода духовной деятельности, то все они так или иначе оказываются носителями моральных знаний, то есть обладают не только практической, но и моральной ценностью.
Нужно отметить, что моральное сознание человека предопределено теми ценностями, которыми общество уже располагает, которые порождены всем его предшествующим развитием. Само же общество интегрирует, обобщает в моральных ценностях те нравственные отношения, которые складываются между отдельными людьми как субъектами исторического прогресса. С другой стороны, ценностные ориентации отдельных людей лишь более или менее полно, более или менее адекватно соответствуют системе общественных ценностей.
Рассмотрим вопрос о роли идеала в нравственном развитии личности. Под идеалом обычно понимается образ наиболее совершенного общественного устройства или совершенного человека. Потребность в идеале — одна из наиболее сильных человеческих потребностей, и связана она со стремлением освободиться от всего, что мешает людям свободно проявить свои физические и духовные силы, беспрепятственно применять способности для всеобщего блата, ощутить полнокровное дыхание жизни.
Потребность в идеале проявляется в развитии ребенка, тянущегося к образцам для подражания, избирающего для себя достойный пример, по которому он пытается строить себя. Всякий процесс самовоспитания предполагает мыслимый образ совершенства, который становится целью для достижения. Потребность в идеале является характерной чертой человеческого существования, могучим стимулом личностного развития.
Наблюдения показывают, что психологически потребность в идеале удовлетворяется по-разному [1, 23—24]. В одних случаях она удовлетворяется за счет избрания конкретного образца для подражания, которым может оказаться кто-либо из среды ближайшего окружения или художественный образ. Иногда
это собирательный образ. К ним чаще всего обращаются представители старшего возраста. В юности ощущается наиболее интенсивная потребность в идеале. В сознании молодых людей происходят отбор наиболее привлекательных личностных качеств, присущих разным индивидам, связывание их в единый совершенный образ, то есть идеал.
1.2. Обзор теоретических работ в области ценностных ориентации
Система ценностных ориентации, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
В научной литературе существует множество различных определений понятия "ценность". Их настолько много, что, по мнению Н. Решера, горячее желание разных авторов навести концептуальный порядок в области изучения ценностей явилось, похоже, единственной точкой согласия для них [3].
Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: (1) значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Щепаньский Я., Наумова Н.Ф.) и (2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.)
Кроме того, можно выделить особенности исследование ценностей в рамках различных наук. Так для философского исследования характерны: (1) глобальность, а также (2) рассмотрение ценностей в различных контекстах: историческом, культурном; в то время как для социального и особенно социально-
психологического исследования характерным можно назвать: (1) стремление строго развести понятия "ценность", "потребность", "цель", "норма", "ценностные ориентации" и т.п., (2) попытки классификации ценностей по различным основаниям (Косова Л.Б., Попова И.М., Лапин Н.И., Рокич М., Шварц Ш.), (3) выделение структуры ценностей личности.
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.
Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентации и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.
Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения индивида. Основная идея этой концепции заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность [21]. Каждый уровень этой системы включает три компонента: потребность, классифицированную с точки зрения включенности индивида в различные сферы социальной деятельности; ситуацию, в которых действует индивид и которые "встречаются" с определенными потребностями; и диспозиционное образование, регулирующее поведение и деятельность индивида. Система ценностных ориентации индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей.
Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентации. Так, например, Колберг Л., за-
нимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Пиаже.
Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества [22].
Таким образом, формирование системы ценностных ориентации личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в юношеском возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентации, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
1.3. Анализ исследований ценностных ориентации
Результаты опросов, проведенных в Социоцентре МГУ по выборке и НИЦ при Институте молодежи в
Согласно сделанной выборке, главным для молодежи, прежде всего, является реализация своих способностей (21,4%), а затем уже стать богатым (16,1%) и жить в свое удовольствие (15,9%). Достаточно равномерные по численности группы тех респондентов, кто стремится стать человеком высокой культуры (14,5%), высококвалифицированным специалистом (14,3%), сделать карьеру,
добиться высокого социального статуса в обществе (14,7%), а уйти от «мира» и спасти свою душу хотят только 1,0% из числа опрошенных.
Распределения в целом по массиву опрошенных показывают достаточно высокую степень ориентации молодежи на получение хорошего образования как на фактор успеха в жизни — 23,7%, хотя, наряду с этим знакомства и связи ценятся несколько выше — 25,7%, а выше всего происходит ориентация на деньги, как на фактор, обеспечивающий успех в жизни — 31,3% [3].
В ходе исследования смысложизненных ценностей молодых людей, проведенного В.В.Гаврилюк и Н.А.Трикоз [6] было установлено, что ценности добра, свободы и достойного продолжения своего рода не подвержены влиянию перемен в обществе. Для 79% опрошенных эти ценности — основа интеграции. А вот отношение к правде, красоте и, что особенно настораживает, к жизни — весьма неоднозначное. 71% респондентов считают, что «не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение». Для 77% красота не является той ценностью, которая важна в нашем обществе, «спасти мир» сегодня не могут ни правда, ни красота.
Согласно исследованиям, проведенных в Социоцентре МГУ по выборке и НИЦ при Институте молодежи в
Результаты исследований смысложизненных ориентации молодых людей З.К.Селивановой [17] дают представление о том, что мир ценностей молодежи чрезвычайно противоречив. Это, в частности, означает, что молодые люди не всегда могут верно сориентироваться в социальной действительности. По мнению исследователя, «одной из основных причин негативных тенденций в духовной среде подростков является разрушение системы воспитания. Сегодня воспитывают главным образом семья, улица, телевидение... Молодые люди принимают за «правду жизни» все то, что транслируется по ТВ и видео, часто не подозревая о том, что это вовсе не жизнь. Пока взрослые спорили о том, каким должна быть идеологическая основа воспитания, оно шло своим чередом, неконтролируемо и порой разрушительно влияя на молодое поколение. Его плоды воспитания уже дают свои всходы. Проблемой воспитания немедленно нужно начать заниматься вновь, восстанавливая систему воспитательной работы, иначе наше общество ждет катастрофа» [17, 91—92].
Глава П. Практическое исследование ценностно-смысловой сферы студенческой молодежи
2.1. Исследование ценностных ориентации по М. Рокичу
Специфическим объектом исследования является старшая возрастная группа 18-22 года. Молодые люди, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой — их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены; проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей. Поэтому исследование ценностных ориентации молодых людей этого возраста имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества.
Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М.Рокича [16]. Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 16 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей испытуемым было предложено выбрать сначала три ценности, которые являются самыми главными в их жизни, присвоив им 1-е, 2-е и 3-е места, затем из оставшихся ценностей-целей выбрать две, стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 17-е и 18-е места. И после этого распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.
Исследование проводилось с использованием бланков (Приложение А) и было анонимным.
Методика обработки. Обработке подверглись данные, полученные в ПТУ №
Таблица 2.1.
Данные бланков отдельной выборки по методики ценностных ориентации
М.Рокича
№ ис- | | | | | Номер | ценности - цели ( по списку ) | | | | | ||||||||
пытуе- | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
мого | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1 | 13 | 1 | 8 | 15 | 12 | 14 | 9 | 16 | 4 | 6 | 3 | 7 | 5 | 17 | 2 | 10 | 18 | 11 |
2 | 8 | 3 | 14 | 17 | 4 | 2 | 5 | 13 | 15 | 10 | 16 | 6 | 9 | 11 | 1 | 7 | 18 | 12 |
3 | 7 | 2 | 10 | 5 | 8 | 15 | 3 | 11 | 12 | 14 | 13 | 4 | 18 | 16 | 1 | 9 | 17 | 6 |
4 | 9 | 5 | 12 | 18 | 11 | 4 | 2 | 8 | 13 | 3 | 10 | 17 | 16 | 14 | 1 | 6 | 15 | 7 |
5 | 6 | 1 | 12 | 4 | 13 | 7 | 16 | 11 | 10 | 15 | 17 | 14 | 8 | 3 | 2 | 18 | 9 | 5 |
6 | 7 | 1 | 10 | 17 | 11 | 9 | 3 | 8 | 12 | 15 | 13 | 6 | 16 | 14 | 2 | 5 | 18 | 4 |
7 | 7 | 2 | 5 | 6 | 4 | 3 | 12 | 15 | 8 | 16 | 9 | 17 | 13 | 18 | 1 | 11 | 14 | 10 |
8 | 11 | 1 | 3 | 9 | 18 | 2 | 14 | 5 | 10 | 16 | 15 | 7 | 12 | 8 | 6 | 17 | 13 | 4 |
9 | 8 | 2 | 6 | 3 | 12 | 11 | 7 | 15 | 18 | 14 | 18 | 5 | 16 | 4 | 1 | 10 | 13 | 9 |
10 | 7 | 2 | 14 | 12 | 1 | 12 | 6 | 15 | 18 | 16 | 8 | 17 | 9 | 10 | 5 | 4 | 13 | 3 |
11 | 7 | 1 | 8 | 18 | 10 | 6 | 13 | 14 | 2 | 3 | 15 | 16 | 9 | 11 | 4 | 12 | 17 | 5 |
12 | 6 | 1 | 9 | 18 | 13 | 4 | 3 | 12 | 14 | 16 | 11 | 17 | 10 | 5 | 2 | 8 | 15 | 7 |
13 | 7 | 1 | 10 | 15 | 3 | 11 | 16 | 18 | 8 | 9 | 4 | 5 | 14 | 12 | 2 | 13 | 17 | 6 |
14 | 7 | 2 | 11 | 16 | 1 | 5 | 17 | 8 | 18 | 9 | 10 | 12 | 15 | 13 | 3 | 14 | 6 | 4 |
15 | 11 | 3 | 7 | 4 | 14 | 17 | 9 | 15 | 2 | 18 | 10 | 16 | 12 | 5 | 1 | 6 | 8 | 13 |
16 | 18 | 2 | 3 | 5 | 14 | 15 | 8 | 17 | 16 | 9 | 10 | 12 | 7 | 4 | 1 | 6 | 11 | 13 |
17 | 8 | 2 | 13 | 17 | 1 | 5 | 12 | 15 | 6 | 16 | 9 | 3 | 7 | 11 | 4 | 10 | 14 | 18 |
18 | 6 | 1 | 11 | 18 | 3 | 12 | 14 | 5 | 4 | 15 | 8 | 16 | 7 | 9 | 2 | 13 | 17 | 10 |
19 | 4 | 1 | 5 | 16 | 3 | 8 | 13 | 10 | 14 | 11 | 9 | 15 | 7 | 6 | 2 | 12 | 18 | 7 |
Сумма | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1,2,3-го | — | 18 | 2 | 1 | 6 | 3 | 4 | — | 2 | 2 | 1 | — | 1 | 1 | 15 | — | — | 1 |
мест | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Сумма | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
17, 18-го | 1 | — | — | 7 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 4 | 2 | — | 2 | 8 | 1 |
мест | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в группе приравнивалось к 100 процентам, и по количеству выборов, сделанных испытуемыми, находился процент каждой ценности-цели по формуле:
Ui(%) = (Ri/3n)* 100%,
где Ц (%) — процентное содержание выборов /-той ценности; Ri — суммарное количество выборов г-той ценности; п — объем выборки (количество учащихся),
3 — коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся.
Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваивались 17-е и 18-е места.
Анализ полученных данных. При анализе полученных данных в первую очередь хотелось бы остановиться на общих тенденциях формирования нравственных ценностей, представленных в выборке. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить две абсолютно принимаемые ценности-цели: здоровье и счастливую семейную жизнь. Процент выбора этих ценностей либо преобладает над другими, либо очень высок. Так, выбор здоровья как ценности равен 32 % от всех принимаемых ценностей. Данная ценность не попадает в отвергаемые ценности. Счастливая семейная жизнь как ценность-цель равна 26 % места и также не попадает в отвергаемые.
Общая тенденция отвергаемых ценностей-целей не носит столь абсолютного характера, и в то же время можно выделить 3 ценности-цели, имеющие различный процент отвержения по всей выборке. К ним относятся: самостоятельность как независимость в суждениях и оценках — 10%; равенство (братство, равные возможности для всех) — 22 % и красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) — 19 %. Этот факт может рассматриваться как протест против объективной зависимости и невозможности «взрослой» самостоятельности.
К числу не принимаемых, но и не особы отвергаемых ценностей принадлежат активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом); удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени); творчество (возможность творческой деятельности).
В равной мере никто из опрашиваемых не отверг следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; счастливая семейная жизнь — классические ценности. Принимаемой ценностью у студентов является наличие хороших и верных друзей, поиск единомышленников, способных разделить искания в философском осмыслении мира и себя в нем.
Наиболее отвергаемой ценностью выступает равенство, что связано с осознанием своей неповторимости и уникальности.
2.2. Исследование ценностных ориентации методом анкетирования
Испытуемым предлагался опросник, состоявший из 20 вопросов. Им предлагалось выбрать один (или при необходимости два-три, но не больше) варианта ответа, который они считают наиболее приемлемым для себя. В случае, если испытуемый не находит в списке того ответа, который считает правильным, он мог написать свой собственный вариант ответа (для этого в каждом вопросе предусмотрен пункт «другое»).
Исследование проводилось с использованием бланков (см. Приложение Б) и было анонимным.
Методика обработки. Обработке подверглись данные, полученные у 16 испытуемых ПТУ №
Данные бланков отдельной выборки сводились и таблицу 2.2.
Таблица 2.2.
Данные бланков анкетирования отдельной выборки