Контрольная работа

Контрольная работа по Истории 20

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024




1. Культура и быт домонгольской Руси.

Домонгольская Русь — историографический термин, применяемый для обозначения исторического периода существования Древнерусского государства династии Рюриковичей и (или) русских княжеств до 1240 года — момента монгольского нашествия. Также это время может именоваться в источниках как домонгольская эпоха, домонгольский период, Киевская Русь, древняя Русь.

Факторы, оказавшие влияние на формирование русской культуры.

Становление культуры Руси по времени совпадает со становлением русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры.

На развитие русской культуры влияло то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным, так и иноплеменным международным влияниям. В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая в то время была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. 

Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Не случайно, поэтому что вершина духовного достижения Древней Руси - "Слово о полку Игореве" все пронизано языческими мотивами.

Эта открытость древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное присутствие сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей.

Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже сформировавшись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств. Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская культура X - начала XIII в.

Но монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам на долго прервали это единство.
Начало Русского летописания. Первые летописи

 Древнейшие летописные тексты были не раз переписаны и отредактированы, прежде чем попали в своды, которые уцелели до наших дней. Составление самого старого из этих сводов отделено от зарождения летописания не одним столетием. Осторожно, слой за слоем снимая поздние напластования, исследователи приближаются к древнейшим текстам. Однако чем древнее слой, тем меньше уверенности в точности выводов.

Учёные по-разному отвечают на вопрос о том, когда и с чего началось летописание Древней Руси. Одни считают, что первые краткие летописи появились уже в X или даже в конце IX в., т. е. ещё до принятия христианства, с которым обычно связывают начало древнерусской письменной культуры Руси. Другие склоняются к выводу, что случилось это в первой половине XI в., причём образцами для древнерусских летописей послужили, вероятно, иностранные – прежде всего византийские - хроники. Третьи полагают, что их появлению предшествовали какие-то нелетописные исторические сочинения.

Как пример нелетописных сочинений историки приводят сказание о первых русских христианах и распространении христианства на Руси, которое впоследствии (во второй половине XI в.) было пополнено различными материалами и превратилось в древнейшую летопись.

 Как бы то ни было, во второй половине XI в. летописание в Древней Руси уже существовало. Причём летописцы этого времени имели  в своём распоряжении не только легенды и предания, но и письменные материалы, документы, литературные памятники, повествующие  о прошлом Руси (например, жития святых). Центром летописной работы в это время был Киев, однако записи велись и в Новгороде, и, возможно, в некоторых других городах.

 По всей видимости, первым крупным памятником древнерусского летописания стал летописный свод, составленный в 70-е гг. XI в. Составителем этого свода, как полагают, был игумен Киево-Печерского монастыря Никон Великий (?-1088).

Труд Никона лёг в основу другого летописного свода, который был составлен в том же монастыре два десятилетия спустя. В научной литературе он получил условное название «Начальный свод». Безымянный его составитель пополнил свод Никона не только известиями за последние годы, но и летописными сведениями из других русских городов, а также материалами нелетописного характера, в числе которых были, видимо, и византийские хронографы.

Составитель Начального свода предпослал ему предисловие, в котором довольно критически отозвался о своих современниках-князьях, обвинил их в «ненасытности» и небрежении интересами Русской земли. Отчасти это можно объяснить тем, что во время составления свода отношения между киевским князем Святополком и Киево-Печерским монастырём были натянутыми. Но дело было не только в этом. Уже первые киевские летописцы крепко усвоили, что их задача не сводится к простой регистрации фактов. История должна учить! Недаром составитель Начального свода приглашал современников вспомнить, «какими были древние князья и мужи их» и как они «обороняли Русскую землю». «Вас же молю, стадо Христово, с любовью и разумом преклоните уши ваши!» - взывал летописец.

«Повесть временных лет».

На основе летописной традиции XI в. родился величайший летописный памятник эпохи киевской Руси – «Повесть временных лет». Своё название она получила по первым строчкам, которые по-древнерусски звучат так: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть».

  «Повесть временных лет» была составлена в Киеве в 10-е годы XII веке. По мнению некоторых историков, её вероятным составителем был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, известный также и другими своими  сочинениями. При создании «Повести временных лет» её составитель привлёк многочисленные материалы, которыми пополнил Начальный свод. В число этих материалов попали византийские хроники, тексты договоров Руси с Византией, памятники переводной древнерусской литературы, устные предания.

Составитель «Повести временных лет» поставил своей целью не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов.

Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племён. В «Повести временных лет» подчёркивается не только древность славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности, созданной в IX в. братьями Кириллом и Мефодием.

После такого введения летописец обращается к истории первых русских князей, рассказывает легенду о том, как на Русь был призван в качестве правителя знатный скандинав князь Рюрик, повествует о деяниях его потомков. Из летописи видно, как складывается и крепнет Древнерусское государство, как расширяются его границы, как слабеют его враги. Читатель переносится из Киева в Новгород и Ладогу, оттуда – в Смоленск, потом в Чернигов, Переяславль, Ростов, Любеч. Летописца заботит судьба всей Русской земли, всех её городов, всех её князей.

Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Рассказ о первых русских христианах, о крещении Руси, о распространении новой веры, строительстве храмов, появлении монашества, успехах христианского просвещения занимает в «Повести временных лет» центральное место.

С середины XI в. Древнерусское государство начало дробиться на отдельные княжества и земли. Умножились межкняжеские  конфликты, выливавшиеся порой в кровавые столкновения, чем безуспешно пользовались воинственные соседи Руси. Всё это не могло оставить летописцев равнодушными. Заключительная часть «Повести» пронизана мыслью о необходимости согласия между русскими князьями, о том, что взаимная ненависть князей, членов одной большой семьи, - это тяжкий грех, преступление против Господа.

Богатство исторических и политических идей, отраженных в «Повести временных лет» говорит о том, что её составитель был не просто редактором, но и талантливым историком, глубоким мыслителем, ярким публицистом. Многие летописцы последующих веков обращались к опыту создателя «Повести», стремились подражать ему и почти обязательно помещали текст памятника в начале каждого нового летописного свода. 

 

Иконопись в Киевской Руси

Как мы знаем, икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила распространение во всех православных странах. Но нигде  иконопись не достигла такого развития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства целого народа.

Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви  в  тот  период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой.  Что особенно важно и что явилось для  русского  церковного искусства сильным внутренним побуждением,  это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения  духовной  жизни  в самой Византии,  эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито,  как в  Византии.  И  в это-то время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства,  непревзойденный шедевр – икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.

Культ иконы (от греч. eikon — изображение, образ) зародился во 2 в. и расцвел в 4 в.; древнейшие сохранившиеся иконы относятся к 6 в. Икону нужно рассматривать не как тождественное Божеству изображение, в отличие от дохристианских идолов, но как символ, позволяющий духовное приобщение к “оригиналу” (архетипу), то есть проникновение в мир сверхъестественный через предмет материального мира.

 

Архитектура X – первой половины XIII веков

Недаром говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Еще в  языческую  пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древоделы».

Русь долгие годы была страной деревянной, и её архитектура, крепости, терема, избы строились из дерева. До  нас  дошли  далеко  не  все  архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о  еще большем  числе  мы  знаем лишь  по  археологическим  раскопкам, но архитектурный стиль народа дошёл до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках или  по письменным источникам. Летописец  оставил  нам  свидетельство,  что до каменной новгородской Софии на территории  Новгородского  кремля стоял тринадцатиглавый  деревянный  Софийский   собор,  срубленный  новгородцами  в  конце  Х в.  Вполне  возможно,  что  у  восточных славян были свои рубленые деревянные  храмы,  и что эти храмы были многоглавыми. Многоглавие,  таким  образом,  было  исконно  национальной  чертой  русского зодчества,  восприняты  затем  искусством  Киевской  Руси.
Выводы: Древнерусская культура, сложившаяся в IX-XIII веке, впитывала в себя все лучшее из культурного наследия восточнославянских племен предшествующей эпохи, а также многие достижения культуры самой передовой страны своего времени - Византии и ряда других соседних народов, но все заимствования были творчески переработаны и явились лишь отдельными элементами в величественном здании древнерусской культуры, созданной творческим гением русского народа. Сначала на русскую культуру влияла языческая эпоха, славяне одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, солнца и др. В XXI вв. складывается былинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой его от врагов. В X в. На Русь проникает письменность – кириллица, созданная византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Принятие христианства  дало мощный толчок развитию культуры: получает развитие каменная, прежде всего церковная, архитектура.
2. Борьба Москвы и Твери за Великое княжение Владимирское. Иван Калита. Причины возвышения Москвы.
Во второй половине XIII в. в северо-восточных землях Руси выделяется Великое княжество Владимирское, княжество, своевременно признавшее сюзеренитет монгольского хана, а потому менее других русских территорий опустошенное монгольским нашествием. Титул великого князя переходил к старшему в роде; обряд восшествия на престол совершался во Владимире, но, получив великое княжение (титул Великого князя Владимирского), князья чаще всего оставались жить в своих прежних уделах (наследованные земли). Право на великое княжение, как и право на княжение в своих уделах, русские князья получали в Орде. Признанием своей зависимости от Орды и богатыми дарами хану, а также своевременной выплатой дани в монгольскую казну они (князья) приобретали особую ханскую грамоту, своеобразный пакт о дружбе и ненападении - ярлык, который давал им право княжить в своих землях.

Почти все земли в северо-восточной Руси принадлежали роду Всеволодовичей. Но территории эти наследовали две ветви рода: потомки Александра Невского и его брата Ярослава. Одна ветвь наследовала Москву и прилегающие к ней земли. Брат Невского, Ярослав, был основателем династии тверских князей.

Борьба за власть над всей Великороссией станет главной проблемой тверских и московских князей.

Северо-Восточная Русь второй половины XIII-начала XIV вв. представлена тремя княжествами (где утвердилось потомство Всеволода Большое Гнездо), которые долго спорили между собой за политическое главенство: Тверское, Суздальское (или Нижегородское), Московское.

 Начало борьбы за первенство в северо-восточной Руси

Борьба между Москвой и Тверью - не просто борьба за усиление (или возвышение) Твери или Москвы. Это была борьба за первенство в Северо-Восточной Руси, борьба за широкую задачу - за власть над всей Великороссией, а значит, за главенство в процессе объединения русских земель в единое государство. В соперничестве московских и тверских князей ясно угадывалось их стремление достичь политического верховенства, которое позволило бы возглавить все политические силы. За обладание великим княжением Владимирским между тверичами и москвичами развернется настоящая многолетняя война. Продолжаться она будет 24 года и окончится победой москвичей, а именно князя Ивана I (Калиты).

В марте 1303 г. умер московский князь Даниил, и вновь встала проблема наследования Переяславля-Залесского (см. реферат: «Собирание Руси»), города, который, с одной стороны, был территорией великого княжения (т. е. должен был управляться великим князем, принадлежать ему), а с другой стороны, этот город был передан князю Даниилу Московскому (от умершего бездетного племянника Ивана Дмитриевича) в наследство.

Осенью 1303 г. все первые лица Северо-Восточной Руси приезжают в Переяславль-Залесский. Съезду князей надлежит решить судьбу Переяславля-Залесского. Прибыли: великий князь Владимирский, Андрей Александрович, удалой князь Михаил Тверской, молодые князья из Ростова, молодой 22-летний Юрий Московский с братьями (Александром, Борисом, Иваном и Афанасием).

Можно предположить, что компромиссное решение было принято под давлением председательствующего на съезде князей митрополита Максима. Веское слово старого византийца успокоило кипевшие страсти, и в результате князья пришли к такому соглашению: Юрий Данилович, князь Московский, сохраняет за собой Переяславль-Залесский, но, в случае кончины великого князя Андрея Александровича, его преемник во Владимире должен будет вместе с другими территориями получить и Переяславльскую землю. Такое решение успокоило всех: и Юрия Московского, и Михаила Тверского, поскольку каждый надеялся, что обладателем великого княжения Владимирского станет именно он.

Андрей Александрович (великий князь) уже не чувствовал себя достаточно крепким и здоровым. Очень беспокоясь о судьбе своего малолетнего сына Михаила, он обещает Михаилу Тверскому содействие в получении великого княжения, но просил в будущем тверского князя опекать княжича Михаила Андреевича. Андрей Александрович обещал Михаилу Тверскому также поддержку своих бояр (Михаил Тверской выполнит просьбу отца: Михаил Андреевич получит весь отцовский удел - Городец, Суздаль и Нижний Новгород).

В 1304 году Юрий Московский совершил набег на Можайск и, захватив город, подчинил (присоединил) его Москве. Добытый неправедным путем Можайск стал между тем очень важным приобретением для Даниловичей: все течение Москвы-реки - от истоков до устья - стало владениями московских князей.

Разумеется, это было самоуправство. И, разумеется, возможно оно было лишь потому, что наблюдался упадок великокняжеской власти, которая прежде была высшим арбитром и стражем порядка в Северо-Восточной Руси.

Смерть великого князя Андрея Александровича в 1304 г. стала сигналом к новому противостоянию между князьями. Если прежде Юрий Московский и Михаил Тверской выступали в одном союзе против великих князей Дмитрия и Андрея Александровичей, то теперь они - соперники.

Заботясь о мире на Руси, митрополит Максим пытается убедить князя Юрия Московского, чтобы тот не ездил в Орду и не искал великого княжения Владимирского. И митрополит, и княгиня Ксения (мать Михаила Тверского) обещают Юрию в качестве «отступного» дать из владений Александра Невского все, что тот захочет.

Юрий Данилович сделал вид, что принял предложение, обещал смириться. Но это был лишь маневр.

Юрий получил от хана согласие на сохранение за ним Переяславля-Залесского (а по договору князей от 1303 г. переяславльское владение должно было стать владением великокняжеским), и это дало ему надежду на великокняжеский титул.

Михаил Ярославович тоже, видимо, получил какие-то посулы от хана Орды, и, кроме этого, владетельные бояре, обещавшие выполнить волю покойного великого князя Владимирского, Андрея Александровича, уже признали его, Михаила Тверского, великим князем.

Все должно было решиться в Орде, куда и отправились (1304 г.) оба князя (тверской и московский), сделав дома соответствующие распоряжения.

Михаил Ярославович отправил своих наместников в боярский Новгород; тверские бояре пытаются также захватить Кострому, Нижний Новгород и Переяславль-Залесский.

Юрий Данилович, собираясь (тайно!) в далекое путешествие в Орду (вместе с братьями Александром и Афанасием), посылает братьев - Бориса и Ивана - в ключевые города северо-восточных земель: Бориса - в Кострому, Ивана - в Переяславль; Ивану была поручена также Москва.

Самые драматические события произошли в Переяславле-Залесском. Здесь в 1304 г. впервые проявил себя 16- летний князь Иван Данилович. О том, как развернулись события в Переяславле, сообщают летописи. Общие контуры событий таковы: боярин Акинф, перешедший к Михаилу Тверскому вместе с другими знатными людьми из свиты прежнего великого князя, Андрея Александровича, был послан своим новым хозяином в Переяславль- Залесский.

Но московская разведка в Твери сообщила находившемуся в Переяславле юному Ивану о намерениях тверичей смелым ударом захватить переяславльское княжество.

Иван Данилович предпринимает разумные и энергичные меры. В Москву он отправляет гонца за подкреплением.

А в самом городе он заставляет московских и переяславльских бояр целовать крест на верность московскому дому.

Одновременным ударом с фронта и тыла (подошла московская рать) тверичи были разбиты. Под московскими пали и Акинф, и молодой зять его Давид. Эта жестокая схватка навсегда осталась в памяти князя Ивана. И может быть, именно это страшное впечатление от битвы породило в князе чувство отвращения к войне. Став позднее князем московским, а затем и Великим князем Владимирским, он всегда будет стараться избегать кровопролития.

Не приняли тверских наместников и в Новгороде: новгородцы выставили сильное войско в Торжке. Новгородцы хотели заключить с князем договор, который четко определял бы его княжеские права и обязанности в Новгороде.

Такой договор мог быть заключен лишь после того, как Михаил Тверской получит от хана ярлык - свидетельство его признания Великим князем Владимирским.

Вспыхнули беспорядки в Костроме; в Нижнем Новгороде горожане собрались на вече и, ополчась на бояр, отказались признать власть Михаила.

Почему Михаил Ярославович и его сторонники бояре так старались захватить главные города Северо-Восточной Руси? Ведь воля хана могла перечеркнуть все их старания? Объяснение простое: князю Михаилу, как и князю Юрию, нужны были деньги, много денег. Именно деньги решали судьбу великого княжения.

У пришедшего к власти в Орде хана Тохты было много проблем: вначале распря с Ногаем, затем разногласия с сыном и внуком, которые пытались утвердиться в Северном Причерноморье (сын - Джека; внук - Каракишек), далее соперничество с родным братом Бурлюком. Неспокойная (в течение 10 лет) обстановка в Орде делала хана и его двор крайне алчными. Тохта требовал от русских князей полной и своевременной выплаты дани в монгольскую казну, а ханские приближенные стремились наполнить серебром свои карманы.

Происходившие в этот период на Руси события явственно обнаруживали, сколь широки были политические притязания обоих князей: завязалась жестокая борьба за наследие великих князей Александра и Ярослава Ярославичей.

Причины возвышения Москвы

1.                  Удачное географическое положение. Прикрытость русскими княжествами с Юга и с Северо-Запада.

2.                  Затрудненность проникновения татар, а следовательно приток населения и превращения в крупный ремесленный центр Северо-Востока.

3.                  Тонкая осторожная, дальновидная политика московских князей, привлекающих на свою сторону горожан, мелких и средних феодалов, а главное церковь.

4.                  Включения в свой состав мелких княжеств (добровольное вхождение, бездетность феодалов, покупка территорий и прямые захваты).

Иван Калита - замечательный образец северных князей

Возникшая на стыке поселений племен вятичей и кривичей, Москва прошла путь от скромного городка небольшого княжения до столичного города Русского государства. В том, чем стала Москва для Руси, есть великая заслуга князя Ивана I - Ивана Даниловича, получившего прозвище Калита (кошель). Иван представляет собой замечательный образец северных князей - собирателей Руси. Он сумел значительно увеличить Московское княжество приобретениями, которые производились в основном мирным путем, преимущественно деньгами: он покупал деревни, села, города и целые волости. Москвичи всецело поддерживали политику Ивана Даниловича и его преемников за политическое верховенство своего города. Поддерживали московских князей и митрополиты.

Митрополит Петр, проводивший большую часть своей жизни в разъездах, перенес кафедру из Владимира в Москву и большей частью жил на ее подворье; а митрополит Феогност поселился в Москве окончательно.

Москва становилась столицей Руси в церковном отношении, и митрополиты, со своей стороны, всеми силами помогали возвышению Москвы (используя против врагов московского князя духовное оружие - церковное отлучение).

Умный, чрезвычайно осторожный, расчетливый, необычайно ловкий в дипломатии, Иван Калита сумел заложить основы могущества Московского княжества. Вера давала ему энергию, а разум указывал пути наведения государственного порядка в большом и таком беспорядочном русском мире. Все московские летописцы отметили, что время Ивана Калиты есть время «тишины великой», когда русские люди передохнули - «опочили» от «великиа истомы и многыа тягости» ордынской.

В годы «великой тишины» вырастет новое поколение московских князей, смелых, отвыкших «от страха ордынского, от нервной дрожи отцов при мысли о татарине». Симеон Гордый (Семен) и Иоанн II (Иван) продолжат дело отца по укреплению московской государственности.

Он участвовал в карательной ордынской экспедиции на Тверь. Тверская земля была разорена. Великое Владимирское княжение было поделено между Иваном Калитой и Александром Суздальским. После смерти последнего ярлык на великое княжение почти постоянно находился в руках московских князей. Иван Калита продолжал линию Алекандра Невского в том, что держал прочный мир с татарами. Он так же заключил союз с церковью. Москва становится центром веры, так как митрополит навсегда переехал в Москву и оставил Владимир (Петр). Великий князь получил право у Орды самому собирать дань, что имело благоприятные последствия для казны Москвы. Также Иван Калита Увеличивал свои владения. У хана Золотой Орды покупались и выпрашивались новые земли. Были присоединены Галич, Углич и Белоозеро. Также некоторые князья добровольно входили в состав Московского княжества.

Выводы: Борьба между Москвой и Тверью - не просто борьба за усиление (или возвышение) Твери или Москвы. Это была борьба за первенство в Северо-Восточной Руси, борьба за широкую задачу - за власть над всей Великороссией, а значит, за главенство в процессе объединения русских земель в единое государство. В соперничестве московских и тверских князей ясно угадывалось их стремление достичь политического верховенства, которое позволило бы возглавить все политические силы. За обладание великим княжением Владимирским между тверичами и москвичами развернется настоящая многолетняя война. Продолжаться она будет 24 года и окончится победой москвичей, а именно князя Ивана I (Калиты).

Северо-Восточная Русь второй половины XIII-начала XIV вв. представлена тремя княжествами (где утвердилось потомство Всеволода Большое Гнездо), которые долго спорили между собой за политическое главенство: Тверское, Суздальское (или Нижегородское), Московское.

 Причины возвышения Москвы

1. Удачное географическое положение. Прикрытость русскими княжествами с Юга и с Северо-Запада.

2. Затрудненность проникновения татар, а следовательно приток населения и превращения в крупный ремесленный центр Северо-Востока.

3. Тонкая осторожная, дальновидная политика московских князей, привлекающих на свою сторону горожан, мелких и средних феодалов, а главное церковь.

4. Включения в свой состав мелких княжеств (добровольное вхождение, бездетность феодалов, покупка территорий и прямые захваты).
3. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы (вторая половина
XV
– первая половина 
XVI
в.). Освобождение от ордынского ига.

Конец XV в. столетия - это время завершения образования национальных государств на территории Западной Европы. Историки давно заметили, что процесс смены раздробленности единым государством - закономерный итог исторического развития.

Объединение княжеств и земель периода раздробленности проходило в наиболее развитых странах Западной Европы в связи с ростом материального производства, обусловленного развитием товарно-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства как основы экономики. Например, урожайность в передовых странах Западной Европы составила сам-5 и даже сам-7 (т.е. одно посаженное зерно давало соответственно урожай в 5-7 зерен). Это в свою очередь позволяло быстро развиваться городу и ремеслу. В странах Западной Европы начался процесс преодоления экономической раздробленности, возникали национальные связи.

В сложившихся условиях королевская власть, опираясь на богатство городов, стремилась объединить страну. Процесс объединения возглавлял монарх, стоявший во главе дворянства - господствующего класса того времени.

Складывание централизованных государств в различных странах имело свои особенности. Сравнительно-исторический метод исследования исторических процессов дает основание сказать, что даже при наличии соответствующих социально-экономических причин объединение может или вообще не произойти, или сильно задержаться в силу субъективных или других объективных причин (например, Германия и Италия были объединены только в XIX столетии). Имелись определенные особенности и в образовании Российского государства, процесс создания которого хронологически совпадает со многими западно-европейскими странами.

Особенности образования Российского государства. Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северозападных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казахским ханствами, Литвой и Польшей.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили социально-экономическое развитие русских земель. В отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России - на феодальной основе. Это позволяет понять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократическое, гражданское общество, а в России еще долго будут господствовать крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законами.

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462-1505) и Василия III(1505-1533).

Иван III. Слепой отец Василий II рано сделал своего сына Ивана III соправителем государства. Он получил престол, когда ему было 22 года. За ним установилась слава расчетливого и удачливого, осторожного и дальновидного политика. В тоже время отмечено, что он не раз прибегал к коварству и интригам. Иван III - одна из ключевых фигур нашей истории. Он первым принял титул "Государя всея Руси". При нем двуглавый орел стал гербом нашего государства. При нем был возведен сохранившийся до наших дней красный кирпичный Московский Кремль.

При московском дворе утверждается пышный церемониал, по византийскому образцу. Этому способствовала вторая женитьба Ивана III , после кончины первой супруги,- на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии, павшей под ударами турок в 1453 г.

При Иване III было окончательно свергнуто ненавистное золотоордынское иго. При нем в 1497 г. был создан первый Судебник и стали формироваться общегосударственные органы управления страной. При нем в только что отстроенной Грановитой палате принимали послов не из соседних русских княжеств, а от римского папы, германского императора, польского короля. При нем в отношении нашего государства стали использовать термин "Россия".

Объединение земель Северо-Восточной Руси. Ивану III, опираясь на мощь Москвы, удалось практически бескровно завершить объединение северо-восточной Руси. В 1468 г. было окончательно присоединено Ярославское княжество, чьи князья стали служебными князьями Ивана III. В 1472 г. началось присоединение Перми Великой. Еще Василий II Темный купил половину Ростовского княжества, а в 1474 г. Иван III приобрел оставшуюся часть. Наконец, Тверь, окруженная московскими землями, в 1485 г. перешла к Москве, после того как ее бояре принесли присягу Ивану III, подошедшему к городу с большим войском. В 1489 г. в состав государства вошла Вятская земля, важная в промысловом отношении. В 1503 г. многие князья западных русских областей (Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северские) перешли от Литвы к Московскому князю.

Присоединение Новгорода. Независимой от московского князя оставалась Новгородская боярская республика, обладавшая еще значительной силой. В Новгороде в 1410 г. произошла реформа посаднического управления: усилилась олигархическая власть боярства. Василий Темный в 1456 г. установил, что князь является высшей судебной инстанцией в Новгороде (Яжелбицкий мир).

Опасаясь потери своих привилегий в случае подчинения Москве, часть новгородского боярства во главе с посадницей Марфой Борецкой заключила соглашение о вассальной зависимости Новгорода от Литвы. Узнав о сговоре бояр с Литвой, Иван III принял решительные меры к подчинению Новгорода. В походе 1471 г. участвовали войска всех подвластных Москве земель, что придало ему общерусский характер. Новгородцев обвиняли в том, что они "отпали от православия к латинству".

Решающее сражение произошло на реке Шелонь. Новгородское ополчение, имея значительное превосходство в силах, сражалось неохотно; москвичи же, по словам близких к Москве летописцев, "как львы рыкающие", набросились на противника и более двадцати верст преследовали отступающих новгородцев. Окончательно Новгород был присоединен к Москве через семь лет, в 1478 г. Из города был увезен в Москву вечевой колокол. Противников Москвы переселили в центр страны. Но Иван III, учитывая силу Новгорода, оставил за ним ряд привилегий: право вести сношения с Швецией, обещал не привлекать новгородцев к несению службы на южных границах. Городом теперь управляли московские наместники.

Присоединение к Москве новгородских, вятских и пермских земель с проживающими здесь нерусскими народами севера и северо-востока расширило многонациональный состав Российского государства.

Свержение золотоордынского ига. В 1480 г. было окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Утра. Во главе ордынских войск стоял Ахмед-хан (Ахмад-хан), заключивший союз с польско-литовским королем Казимиром IV. Иван III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира IV, сорвав его выступление против Москвы. Простояв на Угре несколько недель, Ахмед-хан понял, что вступать в сражение безнадежно; а когда узнал, что его столица Сарай подверглась нападению со стороны Сибирского ханства, он увел свои войска обратно.

Русь окончательно за несколько лет до 1480 г. прекратила платить дань Золотой Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось.

Василий III. 26-летний сын Ивана III и Софьи Палеолог Василий III продолжил дело отца. Он начал борьбу за отмену системы уделов и вел себя как самодержец. Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, Василий III в 1510 г. присоединил Псков. 300 семей наиболее богатых псковичей было выселено из города и заменено таким же числом из московских городов. Вечевой строй был упразднен. Псковом стали управлять московские наместники.

В 1514 г. в состав Московского государства вошел Смоленск, отвоеванный у Литвы. В честь этого события в Москве был сооружен Новодевичий монастырь, в котором была помещена икона Смоленской богоматери - защитницы западных рубежей Руси. Наконец, в 1521 г. в состав России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы.

Таким образом, завершился процесс объединения северо-восточной и северо-западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией.

Централизация власти. Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул "Божьей милостью государя Всея Руси великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель".

Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя ("обояривание князей"). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также "боярами-кормленщиками", так как за управление уездами получали корм - часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество - это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.

Начал складываться централизованный аппарат управления.

Боярская дума. Она состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничьи - два высших чина в государстве). Кроме московских бояр, с середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская Дума имела совещательные функции о "делах земли".

Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.

При московском дворе в правление Ивана III стал устанавливаться пышный и торжественный церемониал. Современники связывали его появление с женитьбой Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог - дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога в 1472 г.

Судебник Ивана III. В 1497 г. был принят Судебник Ивана III - первый кодекс законов единой России - который закрепил единое устройство и управление в государстве. Высшим учреждением была Боярская дума - совет при великом князе; ее члены управляли отдельными отраслями государственного хозяйства, исполняли обязанности воевод в полках, наместников в городах. Волостели, из "вольных людей", осуществляли власть в сельских местностях - волостях. Появляются первые приказы - органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь "приказывал" ведать те или иные дела.

Судебник впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивающее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое - деньги за "двор" - хозяйственные постройки.

Судебник ставит под контроль центра местное управление в лице кормленщиков. Вместо дружин создается единая военная организация - московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья ("конно, людно и оружно"). Число помещиков при Иване III сильно выросло за счет холопов, послужильцев и иных; им раздавали земли, конфискованные у новгородских и прочих бояр, у князей из новоприсоединенных областей.

Наряду с объединением земель Руси, правительство Ивана III I решило и другую задачу общенационального значения - освобождения от ордынского ига.

Русская церковь в конце XV - начале XVI в. Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).

На западных землях Руси, вошедших в состав Великого княжества Литовского и Русского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии - Московскую и Киевскую. Их объединение произойдет после воссоединения Украины с Россией.

Внутрицерковная борьба была связана с появлением ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (ее зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.

На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) Иосифом Волоцким резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами - по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Сора на Вологодчине.

Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.
Освобождение от ордынского ига

Еще в 1472 году великий князь Иван III прекратил выплату дани Большой Орде, этому остатку бывшей Орды Золотой. Несколько лет хан Большой Орды Ахмат пытался силой заставить Ивана III возобновить выплату дани. Но все его набеги на Русь отражали московские полки. В июне 1480 года хан Ахмат выступил в «великий поход» против Москвы. Но русские рати опередили ордынцев и вышли к границам Московского княжества. Подойдя к реке Оке, Ахмат увидел, что все переправы через нее заняты московскими полками под командованием сына великого князя Ивана Ивановича Молодого и воеводы, князя Данилы Дмитриевича Холмского. Татарское войско двинулось к реке Угре, левому притоку Оки, надеясь там переправиться в московские земли. Однако русские полки успели перебраться к Угре, в район Калуги. Так и стояли друг против друга две рати, не вступая в битву, но встречаясь в жарких и яростных стычках. Однако русские войска успешно отразили несколько попыток татар форсировать реку, умело применяя пушки и ручное огнестрельное оружие.

Великий князь Иван III в это время находился в постоянных разъездах между Коломной, Москвой и Кременцом. А большую часть октября вообще провел в столичном граде, да не в нем самом, а в подмосковной своей усадьбе Красное село. И мало того, что Иван III сам не был в войсках на Угре, так еще и своего храброго и горячего сына князя Ивана Ивановича сдерживал от излишней воинственности… И приходилось великому князю выслушивать горькие упреки чуть ли не в трусости. Тут еще стало известно, что великий князь вступил в переговоры с Ахматом, великую княгиню Софью отправил на Север, на Белоозеро, и сам вроде бы был готов уйти из Москвы, как делали это его предки, московские князья, ведь даже Дмитрий Донской в 1382 году ушел из столицы, узнав о приближении орды Тохтамыша. И начали москвичи открыто роптать на своего повелителя: А ростовский владыка Вассиан даже обозвал князя «бегуном»…
Наконец Иван III отправился к своей армии, но остановился в Кременце. И тут все закончилось, причем вообще уж как-то прозаически. В конце октября неожиданно и очень быстро наступила зима, лед сковал реки, снег покрыл поля. Опасаясь того, что по вставшим рекам и зимним дорогам ордынцы быстро переберутся на московский берег, великий князь повелел войскам отходить к Кременцу, сам же из Кременца отъехал еще дальше, в Боровск, где готовился дать решающее сражение. И вдруг 9 ноября ордынцы поднялись и стали отходить в степь. Летописец записал: «Бежали же татары с Угры, а были наги и босы, ободрались». 11 ноября 1480 года ушел и Ахмат. Всё, власть Орды над Русью закончилась…


Но вот ведь странность какая! Событие было вроде бы очень значительное, однако… негероическое какое-то оно получилось, без ярких подвигов, без эффектных жестов, даже без князя-героя, победителя Орды. Может быть, потому и затмила Куликовская победа всю историческую значимость победы на реке Угре?
Но и тогда, и позднее как-то мало обращалось внимания на тот факт, что государю Ивану III удалось решить столь грандиозную задачу — освобождение от ордынского ига — «малой кровью», без каких-либо серьезных жертв. Мало говорится и о том, что как раз в те дни, когда он пребывал в Москве, ему пришлось мириться с собственными младшими братьями, уже больше полугода «державшими мятеж» против великого князя, и в итоге дружины братьев пришли на Угру. Не придается большого значения и поведению московского боярства, часть которого уговаривала великого князя покориться Ахмату и заново начать ему выплачивать дань: «Не смеешь-де с царем биться!» Вроде бы незамеченным остается и то, что, по мнению современного историка Н.С. Борисова, именно Иван III разработал успешную стратегию борьбы со степняками: не ходить навстречу им в Степь (как это делал Дмитрий Донской), но и не подпускать к Москве (подобно Василию Темному), а останавливать на рубеже Оки. Кстати, подобная стратегия будет применяться и в будущем, уже потомками Ивана III. Не принимается во внимание и то, что Ахмат не просто так стоял на Угре, он поджидал войска польского короля Казимира для совместного похода по русским землям, но благодаря мудрой политике Ивана III, заключившего договор с Крымской ордой, именно в это время крымчаки напали на Польшу, и Казимиру стало не до русских дел. Иван Васильевич вообще, как никто другой из князей московской династии, умел ждать, умел терпеть, и очень часто именно это умение приносило ему победу… Государь Иван III в этом смысле был не столько полководцем, сколько истинным стратегом – правителем государства, старавшимся выигрывать не отдельную битву, а всю войну.


И еще об одном факте нельзя не сказать. Куликовская победа, несмотря на ее огромную духовную значимость, так и не вошла в русский церковный календарь. Были церковно прославлены отдельные участники Мамаева побоища, но сама битва не нашла отражения в русском месяцеслове. А вот вроде бы совсем негероическое «Стояние на Угре» нашло. Еще летом, 23 июня 1480 года, в Москву была принесена Владимирская икона Божией Матери, перед которой стали свершать непрерывные молебны. И освобождение Руси от ордынского ига церковное и народное сознание связало с заступничеством Божией Матери от Ее Владимирской иконы. «И случилось тогда преславное чудо Святой Богородицы: когда отступили наши от берега, тогда татары, охваченные страхом, побежали, думая, что русские уступают им берег для того, чтобы биться…» — записано в одной из летописей. Да и сам великий князь всемерно «хвалил» Господа и Пречистую Богородицу за чудесное спасение от Ахматовой орды: «Пришел великий князь в Москву из Боровска и воздал хвалу Богу и Пречистой Богородице и святым чудотворцам, избавившим от поганых, и возрадовались все люди и возвеселились, и восславили Бога и Пречистую Матерь, говоря: «Не ангел, не человек спас нас, но Сам Господь спас нас, по молитвам Пречистой и всех святых». И буквально сразу же, зимой 1480/81 года, был установлен новый церковный праздник в память спасения Москвы от нашествия Ахмата — 23 июня (6 июля), день второго Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Да и саму реку Угру, разделившую ордынскую рать и московские полки, а по большому счету ставшую некоторой чертой в российской истории, ибо именно на ее берегах Русь покончила с ордынским игом и обрела независимость, уже в те давние времена один из летописцев сравнил с Поясом Пречистой Богородицы, с той самой великой и древней святыней, спасающей христиан от нашествия поганых…
Уже потом успехи в «собирании Руси» позволили Ивану III заявить о себе, как о единственном властителе русских земель, и принять высокий титул «Государя всея Руси». Уже потом, в 1547 году, его внук, великий князь Иван IV Васильевич официально примет титул царя и Великое Московское княжество превратится в Российское царство. А уж потом, потом наше государство станет именоваться Российской империей… Всё это было потом. И вот для того, чтобы это «потом» случилось, нашим предкам пришлось выстоять на Куликовом поле и устоять на берегах Угры.

Выводы: Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462-1505) и Василия III(1505-1533).

Объединение земель Северо-Восточной Руси. Ивану III, опираясь на мощь Москвы, удалось практически бескровно завершить объединение северо-восточной Руси. В 1468 г. было окончательно присоединено Ярославское княжество, чьи князья стали служебными князьями Ивана III. В 1472 г. началось присоединение Перми Великой. Еще Василий II Темный купил половину Ростовского княжества, а в 1474 г. Иван III приобрел оставшуюся часть. Наконец, Тверь, окруженная московскими землями, в 1485 г. перешла к Москве, после того как ее бояре принесли присягу Ивану III, подошедшему к городу с большим войском. В 1489 г. в состав государства вошла Вятская земля, важная в промысловом отношении. В 1503 г. многие князья западных русских областей (Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северские) перешли от Литвы к Московскому князю.

4. Эволюция государственного строя в
XVII
в. Церковный раскол. Народные движения.


Эволюция государственного строя сопровождалась изменениями в вооружённых силах. С 40-х гг. XVII века начинает возникать система комплектования солдатских полков «даточными людьми». Создаются первые солдатские, рейтарские и драгунские полки. Государство вооружало солдат, платило им жалование. Зарождалась русская регулярная национальная армия.

Правление первого Романова на начальном периоде отличалось зависимостью от Боярской Думы и несамостоятельностью в принятии решений: по всем важным вопросам Михаил Федорович обращался к Земским Соборам. Однако, со временем начала укрепляться единоличная власть царя: на местах стали управлять подчиненные центру воеводы. К примеру, в 1642 году, когда собрание высказалось при громадном большинстве за окончательное присоединение Азова, отвоеванного казаками у татар, Михаил Федорович принял противоположное решение. Важнейшей задачей этого периода было восстановление государственного единства русских земель, часть которых после «смутного времени» оставалась под владением Польши и Швеции. В 1632 году, после того как в Польше умер король Сигизмунд III, Россия начала войну с Польшей, в результате которой новый король Владислав отказался от притязаний на московский Престол и признал Михаила Федоровича московским царем. Самым важным новшеством в промышленности того времени стало появление мануфактур. Дальнейшее развитие ремесла, увеличение производства сельского хозяйства и промысла, углубление общественного разделения труда привели к началу формирования всероссийского рынка. Кроме того, наладились дипломатические и торговые связи России с Западом. Крупнейшими центрами российской торговли стали: Москва, Нижний Новгород, Брянск. С Европой морская торговля шла через единственный порт Архангельск; большей частью товары шли сухим путем. Таким образом, активно торгуя с западноевропейскими странами, Россия добилась проведения самостоятельной внешней политики. Поднялось и сельское хозяйство. Начинало развиваться земледелие на плодородных землях к югу от Оки, а также в Сибири. Этому способствовало то, что сельское население России делилось на две категории: владельческих и черносошных крестьян. Последние составляли 89.6% сельского населения. По закону, они, сидя на государственной земле, обладали правом ее отчуждения: продажи, заклада, передачи по наследству. Т. о., крестьяне были лично свободны, у них отсутствовало крепостное право. За выполнением общественных обязанностей следила община с мирским сходом и выборными. В результате разумной внутренней политики резко улучшилась жизнь простого народа. Так, если за период «смутного времени» городское население в самой Москве уменьшилось более чем в три раза — горожане убегали из своих разрушенных жилищ, то после «реставрации» экономики жизнь простого человека значительно улучшилась.

Церковный раскол

Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.

Предыстория: греческие и русские богослужебные обычаи

Эволюция чина христианского богослужения в древние времена, в особенности тех его элементов, которые определяются не книжной традицией, а устным церковным преданием (а к ним относятся такие существенные обычаи, как, например, крестное знамение), известна лишь фрагментарно, на основании тех сведений, которые имеются в писаниях Святых Отцов. В частности, существует предположение, что в X веке, ко времени Крещения Руси, в Византийской империи конкурировало два обычая относительно крестного знамения, числа просфор на проскомидии, сугубой или трегубой аллилуйи, направления движения крестного хода и др. Русские заимствовали один, а у греков впоследствии (особенно после падения Константинополя) окончательно утвердился другой.

Начавшийся с XIIIXIV веков процесс политико-культурного размежевания Северо-Восточной (Владимирской, а затем Московской) и Юго-Западной (вошедшей в состав Великого Княжества Литовского) Руси привёл к преобладанию в последней новогреческой богослужебной традиции. В связи с этим в Московской Руси встал вопрос, какого порядка богослужения следует придерживаться. На Стоглавом соборе 1551 ответ на этот вопрос был дан недвусмысленный, хотя при этом скорее иконографический, чем исторический: «Аще кто не крестится двумя перстами, яко Христос и апостолы, да будет анафема» (Стоглав 31 — имелись в виду многочисленные иконы Спасителя с двуперстием); «…не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третий — "слава тебе, Боже"…» (Стоглав 42).

Основные черты Никоновой реформы

Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крёстном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым.

В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:

1.                  Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).

2.                  Замена двуперстного крёстного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».

3.                  Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

4.                  Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).

5.                  Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

Эволюция отношения Русской Православной церкви (РПЦ)

Осуждение сторонников старых обрядов как неправославных, осуществленное соборами 1656 и 1666 годов, было окончательно санкционировано Большим московским собором в 1667 года, который одобрил реформы патриарха Никона, а всех, не принявших соборных решений, предал анафеме как еретиков и непокорных Церкви.

Иерархи Русской Церкви в конце XVII — начале XVIII веков (соборная книга «Жезл», патриарх Иоаким в «Увете духовном», Питирим Нижегородский в «Пращице», Димитрий Ростовский в «Розыске» и др.), следуя клятвам Большого Московского собора, осуждали двуперстное крестное знамение «чёртовым преданием», «кукишем», «демоносидением», арианством, несторианством, македонианством, «армянским и латинским повелением» и др.; сугубую аллилуйю — «еретической и богомерзкой», а осьмиконечный крест, особо почитаемый старообрядцами — «брынским и раскольничьим» и т. д.

С 1800 года Святейший Синод в той или иной мере стал допускать употребление старых обрядов (единоверие, построенное по типу западной унии — единоверцам было дозволено молиться по-старому при подчинении новообрядному священноначалию).

Именной высочайший Указ Николая II, данный Сенату, Об укреплении начал веротерпимости от 17 апреля 1905 года в частности гласил:

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые объемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам;
Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.


«В целях уврачевания церковных разделений из-за старых обрядов и наибольшего успокоения совести употребляющих их в ограде русской православной церкви» синод при заместителе местоблюстителя патриаршего престола митрополите Сергии (Страгородском), впоследствии ставшем патриархом Московским и всея Руси, 23 апреля 1929 г. признал старые обряды «спасительными», а клятвенные запреты соборов 1656 и 1667 гг. «отменил, яко не бывшие».

Поместный собор Русской православной церкви в 1971 году, созванный для избрания патриарха, специально рассмотрел вопрос о «клятвах на старые обряды и на придерживающихся их» и принял следующее решение:

1.                  Утвердить постановление патриаршего священного синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.

2.                  Утвердить постановление патриаршего священного синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.

3.                  Утвердить постановление патриаршего священного синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского собора 1656 года и Большого Московского собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие. Освященный поместный собор русской православной церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей святой церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. Освященный поместный собор русской православной церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения.

В 1974 году аналогичное решение приняла и Русская православная церковь за рубежом.

Такая отмена клятв, однако, не привела к возобновлению молитвенного общения между какой-либо крупной церковной юрисдикцией новообрядцев и старообрядцев.


Народные движения в России во второй половине XVII века.


1648

 Соляной бунт в Москве. Соляной бунт, как и другие народные в нения того времени, стали прямым следствием необдуманных действий правительства по введению непомерных налогов.

 

1648- 1651

 Городские восстания. Волна восстаний заставила царское правительство приступить к осуществлению давно назревшей реформы законодательства -  составлению Соборного Уложения.

март -  апрель 1650

 Восстание в Новгороде. Началось все с челобитной — боярин ков, вопреки царскому указу, отправлял за границу хлеб. Весть о неповиновении властям достигла Москвы быстрее челобитной. Боясь повторения смуты, к городу был послан отряд Хованского апреля от Хованского была получена грамота, что новгородцы покорились.

1662

Восстание в Пскове. События во Пскове происходили одновременно с новгородскими. Псковичи ж вались на злоупотребления. Усмирять псковичей отправился тот же Хованский. Псковичи оказали сопротивление, дошло до вооруженного столкновения лучив от государя прощение, заводчики бунта успокоились, и тут же были брошены в тюрьму. Попытка возобновить м в ноябре месяце ни к чему не привел

1662

 Медный бунт в Москве. Усиленный выпуск медных денег щ к быстрому падению их стоимости, в результате началась страшная дорогое ото и стало причиной "медного бунта".

1666

 Поход атамана Василия Уса. Поход казачьего отряда под командованием Василия Уса на Воронеж в стал предвестником крестьянской войны.
1667 - 1669

 Поход Степана Разина за «зипунами». Поход Степана Разина за «зипунами всего лишь разбойничьим набегом казацкой голытьбы. Но в результате Разин приобрел необыкновенный авторитет и славу.

 

1668 - 1676

 «Соловецкое сидение» монахов. Это движение продолжалось около восьми лет, началось на религиозной основе против реформ Никона, переросло впоследствии в социальный протест.

1670-1671

 Крестьянская война под руководством Степана Разина. Причины поражения: 1. Стихийный характер восстания. 2. Отсутствие политической программы. 3. Слабая дисциплина и плохое вооружение. 4. Противоречия в повстанческом лагере. 5. Наивный монархизм.

   XVII столетие названо современниками «бунташным веком». Это время крупных социальных движет двух мощных крестьянских восстаний, целого ряда восстаний городских, а также церковного выступления, т росшего в социальное движение. Причины выступлений были разные. «Соляной бунт» был вызван недовольстве политикой правительства Б. И, Морозова; городские восстания в Пскове и Новгороде случились вследствие резкого  повышения цен на хлеб; «медный бунт» вызвал финансовый кризис, а Соловецкое восстание — реформа патриарха Никона. Кульминацией же народных выступлений стало восстание под предводительством С.Т. Разина.

  Ни одно из выступлений не закончилось победой В ходе борьбы за окончательную централизацию государства против местного суверенитета и местных вольностей правительство жестоко подавляло любое проявление вольнодумства — в экономической ли, социальной или религиозной сфере оно проявлялось.

  Причинами поражения выступлений были их стихийный характер, отсутствие четкой программы действий в некоторых случаях, противоречия между социальными группами в лагере восставших, как это было во время восстания Степана Разина. Некоторые выступления были давлены после предательства некоторых из их участников.
Выводы:  Реорганизация государственного аппарата начинается еще с 80-х годов XV в., осле присоединения к Москве Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода и свобождения Руси от татарского ига. Дворцово-вотчинная система государственного правления, сложившаяся еще во времена феодальной раздробленности, стала непригодна в новых условиях. Значительно усиливается власть царя, оформляется Боярская дума, создаются центральные органы управления — приказы. В формировании централизованного государства царская власть опиралась на многочисленное дворянство, политическое значение которого все возрастало, и на купечество. Таким образом создается сословно-представительная монархия, которая характеризуется наличием сословно-представительных органов как в центре (Земский собор. Боярская дума), так и на местах (губные и земские органы). Царское правительство опирается в этих органах на дворян и купечество для подавления протеста эксплуатируемых масс, а также для борьбы с феодальной аристократией, стремившейся возродить порядки периода феодальной раздробленности.

С созданием Русского централизованного государства политическая власть все больше сосредоточивалась в руках царя. Уже Иван III именует себя великим князем “всея Руси” и “самодержцем”. Правда, термин “самодержец” имел в то время главным образом внешнеполитическое значение. Этим подчеркивалась независимость и государственный суверенитет Русского государства.

Церковный раскол произошел благодаря реформе патриарха Никона. Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений. Никон задался целью навести порядок в русской церкви, подорванной опричниной и Смутой, прежде всего добиться единообразия в обрядах, молитвах, духовных книгах.
5. Внешняя политика России при первых Романовых

Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. Возросла роль России в борьбе с любыми проявлениями «духа перемен» в европейской жизни. Именно в правление Николая I Россия получила нелестное прозвание «жандарма Европы». Так, по просьбе Австрийской империи Россия приняла участие в подавлении венгерской революции, направив 100-тысячный корпус в Венгрию, пытавшуюся освободиться от гнёта со стороны Австрии; в результате был спасён трон Франца Иосифа. Последнее обстоятельство не помешало австрийскому императору, опасавшемуся чрезмерного усиления позиций России на Балканах, вскоре занять недружественную к Николаю позицию в период Крымской войны и даже угрожать ей вступлением в войну на стороне враждебной России коалиции, что Николай I расценил как неблагодарное вероломство; русско-австрийские отношения были безнадёжно испорчены вплоть до конца существования обеих монархий.

Особое место во внешней политике Николая I занимал Восточный вопрос: Россия продолжала свою традиционную политику поддержки православных Османской империи, добиваясь для себя особого по отношению к ним статуса, стремясь обеспечить своё влияние на Балканах и возможность беспрепятственного мореходства в проливах (Босфор и Дарданеллы). подданных

В ходе русско-турецких войн 1806—1812 гг. и 1828—1829 годов Россия сумела значительно ослабить Османскую империю. По требованию России, объявившей себя покровительницей всех христианских подданных султана, султан был вынужден признать свободу и независимость Греции и широкую автономию Сербии (1830); по Ункяр-Искелесикийскому договору (1833), ознаменовавшему пик российского влияния в Константинополе, Османская империя де-факто становилась российским протекторатом. В начале 1850-х гг. Николай I готовился нанести Османской империи решительный удар. Начало войны с Турцией в 1853 году было ознаменовано блестящей победой русского флота под командованием адмирала П. С. Нахимова, разгромившего противника в Синопской бухте. Это был последний крупный бой парусного флота.

Военные успехи России вызвали негативную реакцию на Западе. Ведущие мировые державы не были заинтересованы в усилении России за счет дряхлеющей Османской Империи. Это создало основу для военного союза Англии и Франции. Просчёт Николая I в оценке внутриполитической обстановки в Англии, Франции и Австрии привел к тому, что страна оказалась в политической изоляции. В 1854 году Англия и Франция вступили в войну на стороне Турции. Из-за технической отсталости Россия оказалась не в силах противостоять этим европейским державам. Основные военные действия развернулись в Крыму. В октябре 1854 года союзники осадили Севастополь. Русская армия потерпела ряд поражений и не смогла оказать помощи осаждённому городу-крепости. Несмотря на героическую оборону города, после 11-месячной осады, в августе 1855 года, защитники Севастополя были вынуждены сдать город. В начале 1856 г. по итогам Крымской войны подписан Парижский мирный трактат. Его самое тяжёлое условие для России — нейтрализация Чёрного моря, то есть запрещение иметь здесь военно-морские силы, арсеналы и крепости. Россия становилась уязвима с моря и лишалась возможности вести активную внешнюю политику в этом регионе.

В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской войне 1817—1864, Русско-персидской войне 1826—1828, Русско-турецкой войне 1828-29, Крымской войне 1853-56.


Выводы: Впервой половине XIX века Россия обладала значительными  возможностями для  эффективного  решения  своих  внешнеполитических  задач.  Они  включали защиту  собственных  границ  и  расширение  территории  в   соответствии   с национальными,  геополитическими,  военно-стратегическими  и  экономическими интересами  страны.  Это  подразумевало  складывание  территории  Российской империи в ее естественных границах по морям, рекам  и  горным  хребтам  и  в связи с этим добровольное вхождение в неё или  насильственное  присоединение многих соседних народов.   Николай I ориентировался на наиболее консервативные силы  и  чаще  всего опирался на  союзы  с  Австрией  и  Пруссией.

На юге сложилась весьма непростые взаимоотношения с  Османской  империей и Ираном. Турция не могла примириться  с русским завоеванием в  конце  XVIII века Черноморского побережья и в первую очередь с  присоединением  к  России Крыма.  На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана  на эти  территории.  Здесь  царское  правительство  старалось  расширить   свои владения укрепить, и сделать стабильными границы в Закавказье.  Особую  роль играли взаимоотношения России с  народами  Северного  Кавказа,  которых  она стремилась полностью подчинить  своему  влиянию.  Это  было  необходимо  для обеспечения  свободной  и   безопасной   связи   со   вновь   приобретёнными территориями в Закавказье и прочного включения всего Кавказского  региона  в состав Российской империи.

В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской войне 1817—1864, Русско-персидской войне 1826—1828, Русско-турецкой войне 1828-29, Крымской войне 1853-56.
Список используемой литературы

1. История отечественного государства и права: Учебник/Под ред.
О.И.Чистякова. М., 1996 – 529 с.


2. Краснов Ю.К. История отечественного государства и права. М., 1997 – 491 с.

3. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций – 347 с.

4. Платонов, С.Ф. История Отечества [Текст]: учебник для вузов \ С.Ф. Платонов. - Спб.: 2002. – 643с

5. Энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki


1. Реферат Бурджалов, Георгий Сергеевич
2. Реферат Социальная психология личности
3. Реферат на тему Disciplinary Procedures Essay Research Paper DRAFT 16th
4. Реферат Монархия в современном мире
5. Реферат Стерилізація медобладнання та матеріалів
6. Реферат Монтгомери Алабама
7. Реферат на тему Toni Cade Bambara
8. Реферат Банковское дело 6
9. Реферат на тему Poem Black And White Essay Research Paper
10. Реферат на тему История болезни - туберкулёз лёгких