Контрольная работа Решение женского вопроса Октябрьской революцией
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Российский Государственный Социальный Университет
Филиал РГСУ в г. Наро-фоминске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету «Гендерология и феминология»
На тему: «Решение женского вопроса Октябрьской революцией»
Выполнил: Ваховская
Студент 4 курса з/о Юлия
Социальная работа Владимировна
( подпись )
Проверил: Фисенко
преподаватель Ольга Сергеевна
( подпись)
г. Наро-фоминск 2010г.
РЕШЕНИЕ ЖЕНСКОГО ВОПРОСА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ
Интерес к проблемам женщин в 1917 году непосредственно связан с основной целью революции, а именно освобождением угнетенных слоев населения. Как заметил А. Бебель: «Женщину и рабочего объединяет то, что оба они угнетенные. Историки отмечают, что многие мероприятия, улучшившие положение российских женщин после Октябрьской революции, большевики заимствовали из программы международного феминизма, проповедовавшего идею гражданского равноправия женщин и мужчин и возникшего в XVIII веке.
К моменту совершения Октябрьской революции феминизм как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение, разделился на три основных направления: либеральное, социалистическое и марксистское.
Либеральный феминизм является наиболее ранним по времени возникновения направлением. Он основывается на либерально демократических принципах равенства, свободы, представительной демократии. Формирование феминистских теорий либерального направления было в значительной степени подготовлено развитием различных социально-философских, политических идей и интеллектуальных течений. В этой связи особенно стоит отметить философские концепции Джона Локка и Джона Стюарта Милля, которые развивали основы теории прав человека. Последний в 1869 г. опубликовал книгу «Подчиненность женщин», где он использовал либерально-философскую теорию для доказательства тезиса о равенстве прав женщин и мужчин. Целью либерального феминизма является достижение равенства и справедливости по отношению к женщинам в повседневной практике социального взаимодействия. Исторически он был связан с движением суфражизма (от англ. suffrage – право голоса, избирательное право), стремившегося к достижению абсолютного юридического и политического равенства женщин с мужчинами путем предоставления женщинам избирательного права. Ориентация либерального феминизма на обсуждение проблем и потребностей женщин среднего класса, не разработанность теории реформ привели к тому, что, несмотря на массовость движения, он не сумел изменить реальное положение женщин.
Распространение капитализма в конце XVIII века привело к стремительной индустриализации и урбанизации, на рынок труда были привлечены женские массы, что изменило структуру семьи и стандартные экономические роли ее членов. Причем женский наемный труд сопровождался кризисом семьи, прежде всего, в самых низших слоях городского общества. В этот момент особое влияние на формирование феминистского мировоззрение стали оказывать теории утопического социализма Шарля Фурье, Сен-Симона и других. Их феминистские идеи, пришлись как бы на стык двух этапов женского движения: первого, начального, когда на волне освободительных идей Великой Французской революции женщина заявила о себе: «я существую», и второго, наступившего вместе с промышленной революцией ХIХ в., когда женщина с полным основанием утверждала: «я работаю – значит, я существую». Это утверждение стало опорой для социалистического феминизма, который развивался, осваивая новые идеологические и политические формы. Отныне речь шла уже не столько о «естественных», сколько о социальных правах женщины, об идее равной оплаты за одинаковый труд и участия женщин в профсоюзах. В социалистической традиции основными причинами дискриминации женщин считалась частная собственность и классовая структура общества. Крупная промышленность наносит непоправимый удар по традиционной семье: она разрушает вместе с экономическим базисом старой семьи и соответствующего ему семейного труда и старые семейные отношения, отношения неравного, подневольного существования женщины. И в этом - позитивный смысл наемного женского труда, он создает необходимые экономические предпосылки для независимости женщины, освобождения.
В недрах социалистического феминизма оформилось и отношение марксизма к «женскому вопросу», которое иногда называют марксистским феминизмом. У самого Маркса специальных работ, посвященных «женскому вопросу» нет, но есть множество замечаний о роли и месте женщины в обществе и семье. В теоретическом плане марксистский феминизм развивался трудами Фридриха Энгельса, Августа Бебеля, а также Клары Цеткин, Инессы Арманд, Александры Коллонтай и других марксистов того времени. В соответствии с принятыми идеологическими установками, дискриминация женщин рассматривалась ими как частный случай дискриминации человека. Так как большинство работающих женщин принадлежат к классу пролетариев, задача их освобождения от социального неравенства совпадает с задачей освобождения пролетариата. Таким образом, уничтожение любых форм эксплуатации и угнетения - общая цель пролетариев и женщин. Марксисты утверждали, что, как и любой другой вид подавления, дискриминация женщин должна исчезнуть после совершения социалистической революции и построения нового общества. При этом они не столько заботились о наделении индивида, будь то женщина или мужчина, всеми гражданскими правами и свободами, сколько о массах тружеников. Так, Ф. Энгельс прямо говорит в письме к Г. Гильом-Шак, что его «здоровье будущего поколения интересует больше, чем абсолютное формальное равноправие полов», а действительное равноправие женщины и мужчины может, по его убеждению «осуществиться лишь тогда, когда будет уничтожена эксплуатация капиталом и тех и других». Эта концепция освобождения женщины, была адекватна своему времени, когда центральной стала тема женского труда. Под влиянием этого факта эмансипация рассматривалась преимущественно сквозь призму социально- экономических явлений, никак не связанная с личностным освобождением женщины от вековых традиций.
Влияние Октябрьской революции на положение женщин всего мира
Во всем мире было сразу отмечено изменение положения женщин в СССР: введение избирательного права для женщин, обязательного квотирования женского представительства в выборные органы, большой процент участия женщин в политике (правда, позднее оказалось, что только на среднем и низшем уровнях), возможность получать равное с мужчинами образование, равную оплату труда за одинаковый труд, заботу о здоровье женщин детородного периода, легализацию абортов, большую заботу о детях, разветвленную сеть детских учреждений для работающих матерей, партийно-административное воздействие на антисоциальное поведение мужчин и т.п.
Существует мнение, что осуществление Октябрьской революции настолько напугало мировой капитал, что он вынужден был пойти на уступки рабочим обоих полов, улучшение условий проживания для основной массы неимущего населения, осуществление государственной социальной политики, предоставление избирательных прав для женщин, пересмотр многих дискриминационных для женщин законов, в том числе в области семейно-брачных отношений и т.д. Так, если до Октябрьской революции только шесть стран в мире предоставили женщинам право голоса на равной основе с мужчинами (первой такой страной была Новая Зеландия, где это право женщины имели с 1893 года), то после 1917 года практически каждый год одна – две страны стали пересматривать свое отношение к женскому избирательному праву.
Практически поголовное привлечение женщин к общественному труду, несмотря на некоторые отрицательные стороны, позволило заговорить о служебной карьере женщин и их экономической независимости, как о состоявшемся феномене. Впервые в истории женщин перешла из категории вечного иждивенца в категорию лица, способного обеспечить не только свое существование, но и существование своих близких. Успехи советских женщин при получении образования в таких областях, которые ранее считались сугубо мужскими, например, в инженерном деле, дали возможность женщинам во всем мире добиваться равенства в праве на получение практически всех специальностей. Количество научных сотрудников-женщин в СССР наглядно продемонстрировало всему миру, что женщины обрели прочную позицию в научной среде. Особую гордость составляли имена советских женщин, впервые освоивших такие сугубо мужские профессии, как хирург, капитан дальнего плавания, летчик, космонавт и т.п. Успехи советских женщин практически во всех областях, которые не возможно было не заметить, кардинально изменили отношение к женщинам в мире, на которых все больше стали смотреть как на партнеров во многих сферах человеческой деятельности, а не только как на детородные объекты.
Особо следует отметить большую работу, которая проводилась в обществе по борьбе с пережитками патриархальной системы, низводящей женщину до уровня рабыни. В значительной степени этому способствовала антирелигиозная пропаганда, ибо консервативно настроенное православие всегда относилось к женщине как к существу второго сорта. Многочисленные женсоветы, при всей их погруженности в бытовые проблемы, позволили женщинам решать многие вопросы самостоятельно и способствовали формированию женского самосознания. Фактически в результате Октябрьской революции женщина из категории вечного объекта, которым необходимо управлять и о котором необходимо заботиться, была переведена в категорию самодостаточного субъекта. Власти в стране через свои общественные организации, типа администрации предприятий и партийных комитетов, воздействовали на мужчин, склонных к проявлению мужского шовинизма, не желавших расставаться со своим привилегированным положением, проявлявшим агрессию в семье. Позднее это стало вызывать в советском обществе иронию и, конечно, было связано с отсутствием законодательства, специально защищавшем членов семьи от узурпатора, но именно это привлекло внимание мировой общественности к тому, что творится за закрытыми дверями частных жилищ. Можно сказать, что наличие инстанции, способной защитить жертву насилия и обуздать домашнего тирана, подвигла международные женские организации всерьез заняться продвижением в обществе специального законодательства по пресечению домашнего насилия.
Легализация абортов в России после 1917 года подняла мощную дискуссию в женском движении на тему, имеет ли женщина право сама распоряжаться своим телом, которая продолжается и по сей день. Тем не менее, многие страны вслед за Россией легализовали аборты, что привело к значительному уменьшению количества нелегальных абортов и сокращению женской смертности. Формирование сети дошкольных детских учреждений, позволяющих матерям совмещать работу с воспитанием детей, было взято на вооружение зарубежными социальными службами и частными предпринимателями.
Следует сказать и о таком новом типе отношений, как партнерство, которое установилось между женщинами и мужчинами в результате революции. Впервые в истории человечества женщина стала равноправным коллегой на производстве, учебе, науке, а не искательницей матримониальных приключений. Никогда ранее мужчины не видели в женщине равного себе субъекта, а скорее считали ее средой своего обитания. Правда и в быту и с научных трибун до сих пор раздаются бесконечные разговоры о непреодолимом различии женщин и мужчин, о том, что им никогда не понять друг друга, как будто они какие-то инопланетяне. Забавно в этой связи выглядят разработки в сфере налаживания контактов с внеземными цивилизациями, не лучше ли сначала попытаться понять вторую половину человечества и найти контакт с ней. Первый шаг к решению этой проблемы и был сделан после Октябрьской революции.
Наряду с декларированием равноправия, официально прописанного в Конституции, имелись и негативные явления: скрытая дискриминация при приеме в высшие учебные заведения и на работу, отлучение женщин от управления страной на высшем уровне, неравное распределение семейных обязанностей, двойная нагрузка работающих женщин, временный запрет абортов, общественное осуждение разводов и внебрачных детей, разрыв в женской и мужской оплаты труда и т.д. Надо заметить, что реально в СССР многие законы не выполнялись не только в отношении женщин, но и для всего населения.
Благодаря наличию первого в мире социалистического государства в некоторых странах через несколько лет к власти пришли социал-демократы, осуществившие многие идеи о заботе трудящихся, которые появились в революционный период в России. В сущности, сама идея оформления нового типа государства, ставившего основной своей целью заботу о процветании всех своих граждан, не зависимо от пола, реально воплотилась в жизнь благодаря существованию советского государства, которое хоть и не всегда последовательно и с большими искажениями, пыталось воссоздать строй всеобщего благоденствия. Другая сторона вопроса, что Россия оказалась для этого эксперимента мало подходящей страной в силу своей бедности, большой пространственной протяженности, многонационального характера населения, резко отличавшегося по уровню развития, и т.д. Решение женского вопроса в нашей стране (даже с теми недостатками, которые отмечены выше) способствовало включению некоторых женских ценностей в качестве общечеловеческих во всем мире. Причем это явление характеризует современное общество даже на уровне государственных взаимоотношений.