Контрольная работа

Контрольная работа Политическая культура 10

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по политологии на тему:
Политическая культура

Преподаватель:

Работа выполнена
Челябинск – 2008

Содержание.

  1. Введение (Сущность политической культуры)………………........3

  2. Структура и функции политической культуры…............................5

  3. Типологии политической культуры…..............................................9

  4. Специфика современной российской

политической культуры....................................................................13

  1. Заключение….....................................................................................16

  2. Литература…......................................................................................17

Введение.

Термин «политическая культура» впервые появился в XVIII веке в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась гораздо позднее – только в конце 50-начале 60-х гг. ХХ столетия в русле западной политологической традиции.

На сегодняшний день в политологии сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры.

  • В духовном смысле политическая культура понимается как форма общественного сознания или психического склада социума, не включающая при этом все практические, поведенческие формы своего существования (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.).

  • Другие учёные видят в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно). В данном случае политическая культура понимается как регулятор политического поведения.

  • Третьей группой учёных (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум) политическая культура интерпретируется как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов и прочих базовых воззрений в практическом поведении.

Несмотря на определённые различия в концептуальной трактовке политической культуры, можно увидеть, что общепризнанным стало то, что центральная роль в политической культуре принадлежит ценностным ориентациям, представляющим специфическую мотивационную систему человеческого поведения.

Воспроизводя традиции, политическая культура представляет собой форму освоенного человеком того позитивного наследия, которое оставлено ему предшествующими поколениями. Это процесс постепенный, а главное – избирательный, регулируемый пристрастиями каждого человека в отдельности. Поэтому у политической культуры не существует никаких механизмов контроля, кроме ограничений человеческого сознания.

В целом политическая культура является качественной характеристикой политической сферы, критерием её зрелости. Введение термина «политическая культура» в своё время было вызвано потребностью определения направленности политической деятельности (конструктивная или негативная, созидательная или разрушительная). Определяя характер и содержание политических взаимодействий, политическая культура является конечной детерминантой политики, основополагающим объяснительным принципом.

Таким образом, политическая культура представляет собой совокупность типичных для конкретной страны форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества [1, с. 309]. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни. Политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения.
Структура и функции политической культуры.

В политической культуре отражается широкий комплекс свойств, присущих процессам и явлениям политической сферы общества. В частности, в ней интегрируются определённые политические знания, ценностные и идеологические принципы, волевые и эмоциональные политические установки, традиции и нормы политического действия, институциональные формы и иные привычные средства достижения политических целей. Следовательно, политическая культура имеет многокомпонентный характер. В её структуре можно выделить следующие элементы:

  • Когнитивный, или познавательно-информационный, элемент политической культуры составляют знания о политике, об отдельных её элементах и аспектах: о политической системе и её отдельных институтах, о политическом режиме, механизме власти и управления, о принятии решений и их реализации, о носителях властных полномочий, о собственном месте в политической жизни, компетентности и эффективности участия в политической деятельности. То есть в качестве когнитивного элемента выступают устойчивые стереотипы политического сознания во всех его формах и проявлениях.

Стереотипы политического сознания могут носить характер теоретических обобщений либо существовать в форме обыденных представлений. Устойчивые политические представления существенным образом влияют на развитие политического процесса, они являются необходимой предпосылкой его определённости, последовательности и предсказуемости.

  • Нормативно-оценочный элемент политической культуры образуют характерные для данного общества, определённой социальной группы, отдельного индивида политические ценности, нормы, цели, идеалы. Нормативно-оценочный компонент является своеобразным эталоном, по которому данный социальный субъект даёт оценку существующим политическим отношениям, ходу политического процесса, выносит вердикт о соответствии или несоответствии своим социально-политическим нормам, целям, идеалам.

  • Эмоционально-психологический компонент политической культуры составляют чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их участием в политических процессах. К таким чувствам и переживаниям можно отнести: жажду социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, любовь к родине, ненависть к врагам, эмоциональный подъём по поводу политических побед и т.п. Сопровождая практически любые проявления социальной активности субъекта и направляя её на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений.

Эмоционально-психологический компонент политической культуры включает в себя также политические мифы, которые есть не что иное, как вера людей в то или иное «светлое», «прекрасное» будущее. Мифы, главным образом, есть продукт эмоциональной деятельности людей и опираются на общественные авторитеты. Они характеризуются относительной долговечностью и продолжают существовать при определённых изменениях в политической обстановке.

  • Установочно-поведенческий компонент политической культуры составляют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. То есть, политическая установка – это отношение субъекта к политическим явлениям, а политическое поведение – это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие события.

Все рассмотренные компоненты политической культуры относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность.

К функциям политической культуры относят следующие:

  • идентификации, т.е. политическая культура позволяет человеку осознать свою принадлежность к определённому государству, политическому сообществу;

  • ориентации – предоставления возможности человеку ориентироваться в политических событиях, понимать их смысл и собственные возможности в реализации своих прав и интересов;

  • адаптации, или приспособления к изменяющимся политическим условиям;

  • социализации, или обретения человеком свойств, позволяющих ему реализовывать свои права и интересы в определённых социально-экономических условиях;

  • интеграции, т.е. политическая культура позволяет различным гражданам сосуществовать в рамках определённого политического образования, сохранять целостность общества и государства;

  • коммуникации, или обеспечения взаимодействия всех субъектов и политических институтов на основе использования общепринятой терминологии, символики, стереотипов;

  • нормативная – политическая культура регулирует политическое поведение на основе принятых ценностей, правил, способов политического поведения, большая часть которых дополняется правовым закреплением норм в законодательстве и Конституции страны.

В любом обществе наряду с политической культурой существуют различные политические субкультуры. Этот термин обычно используется для обозначения политических ориентаций, значительно отличающихся от ориентаций, доминирующих в данном обществе. Это могут быть субкультуры конфессиональных (например, исламская), региональных, демографических (например, женская, молодёжная), этнических и других групп. Особенности каждой из подобных политических субкультур обусловлены различиями положения общественных групп в экономической и социальной структуре общества, а также этническими, расовыми, религиозными, образовательными, половозрастными и другими особенностями их носителей.

Наличие в обществе множества политических субкультур может оказаться источником дестабилизации общественно-политической жизни. Стабильности общества способствует единство его политической культуры. Поэтому следует стремиться к совместимости между различными субкультурами, к согласию всех социальных групп по фундаментальным вопросам жизни общества.
Типологии политической культуры.

На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определённых ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.

В основании типологии политических культур могут лежать факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразных политических систем (Х. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентации граждан в политической игре (в частности, моралистских, индивидуальных или традиционных – Д. Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр), общекультурные поведенческие особенности человека (М. Даглас), отличия деятельности элитарных и неэлитарных слоёв и т.д.

Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура». Они выделили три «чистых» типа политической культуры:

  1. «Приходская» (или патриархальная) политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Характеризуется отсутствием у людей интереса к политическим институтам, к центральной власти. Такая культура характерна для народов, находящихся на стадии племенного строя.

  2. Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное или позитивное, но не склонны принимать участие в политической деятельности. От центральной власти поданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.

  3. Культура участия (партисипативная) характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им даёт политическая система, но и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования её институтов.

В реальной политической жизни «чистые» типы политической культуры встречаются редко, преобладают смешанные формы: патриархально-подданическая, подданическо-активистская и патриархально-активистская.

По степени однородности политических ориентаций выделяют гомогенную (интегрированность, однородность) и фрагментарную (внутренняя неоднородность, расколотость) политические культуры. Примером интегрированной политической культуры могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосуществования в политическом сообществе, т.е консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе.

Политическая культура континентально-европейских стран (а также России) фрагментарна. Культура общества здесь разделена или фрагментирована на множество субкультур со своими ценностями, нормами и образцами поведения, часто несовместимыми друг с другом. Во фрагментарной политической культуре нет необходимого согласия относительно основополагающих правил «политической игры» [6, с. 237]. В результате для стран с этим типом политической культуры характерна политическая нестабильность.

По преобладающему механизму воспроизводства политической жизни можно выделить рыночную и этатистскую (государственно-бюрократическую) политическую культуру (концепция Э.Я Баталова).

В рыночной политической культуре политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан. Политик – это бизнесмен, чья цель состоит в достижении наибольшей выгоды. Характерными чертами рыночной политической культуры являются сильная ориентация на конкурентную борьбу и ярко выраженный индивидуализм.

Этатистская политическая культура демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий участия в ней индивидов и групп. Это приводит к стремлению установить контроль и над конкурентной борьбой и по возможности ограничить её, минимизировать политические конфликты, устанавливая приоритет государственных интересов над интересами индивида или группы. Такой тип политической культуры характерен, например, для Швеции и Германии.

Помимо вышеназванных типологий возможны и иные. Например, существует типология, основанная на различиях политических режимов – тоталитарного, авторитарного и демократического, каждый из которых формирует свою политическую культуру.

Чрезвычайно плодотворным представляется цивилизационный подход к политической культуре, когда она делится на западную и восточную. Западная культура воплощает ценности гуманизма, человеческой свободы, плюрализма мнений и убеждений. Для неё характерен индивидуализм и отношение к праву как важнейшему и определяющему орудию власти. Важны ценности политического диалога, достижения компромисса и уважения партнёра. Государство в западной культуре воспринималось как институт, защищающий права и свободы человека, поддерживающий его социальные инициативы.

В отличие от этих принципов специфика восточных культур имела следующие характерные черты: признание божественного происхождения власти, приоритет государства над личностью, отсутствие такой ценности, как права и свободы личности, обожествление правителей, большая роль традиционных норм и т.д. Другими словами, восточные культуры ближе к типу подданнической культуры, нежели к активистской.

Несмотря на противоположность политических ценностей западного и восточного типов, в нашем государстве сформировался некий синтез этих норм и представлений.
Специфика современной российской

политической культуры.

Современная российская политическая культура характеризуется сочетанием свойств, особенностей, сформировавшихся в результате предшествующей ей истории и тех ценностей и норм, которые стали результатом осуществления политической модернизации.

Базовые ценности российской политической культуры сложились под воздействием многих факторов, не утративших своё влияние и в настоящее время. Прежде всего к ним можно отнести геополитические причины, выражающиеся, в частности, в особенностях лесостепного ландшафта России; в наличии на большей части территории континентального климата; в громадных размерах освоенной человеком территории, предъявляющих особые требования к жёсткости стягивающих её политических конструкций.

Собственное влияние на доминирующие черты современной российской политической культуры оказали и общецивилизационные факторы, отразившие самые показательные формы организации совместной жизни россиян, их базовые ценности и ориентиры. Например, к ним можно отнести:

  • социокультурную срединность между ареалами Востока и Запада;

  • «догоняющий» тип развития страны;

  • пестроту этнического состава населения;

  • постоянную ориентацию государства на чрезвычайные методы управления;

  • мощное влияние византийских традиций (доминирование коллективных форм социальной жизни; доминирующее положение православия (однако, при наличии нескольких религиозных конфессий));

  • отсутствие традиций правовой государственности;

  • низкую роль механизмов самоуправления и самоорганизации населения и т.д.

Длительное и противоречивое влияние всех этих факторов в настоящее время привело к формированию политической культуры российского общества, которую можно охарактеризовать как внутренне расколотую, горизонтально и вертикально поляризованную культуру. Эта специфика заключается в неинтегрированности и фрагментированности политической культуры России. Отечественные исследователи отмечают характерную для российской политической культуры гетерогенность, отсутствие национального согласия по базовым социально-политическим проблемам, наличие конфликтующих субкультур, что порождает социальную напряжённость и, как следствие, политическую нестабильность в обществе. Взаимооппонирующие субкультуры не дают возможности выработать единые ценности политического устройства России, совместить её культурное многообразие с политическим единством, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.

Характерными чертами российской политической культуры являются ориентация значительной части населения на личности политических деятелей, кампанейский подход к решению политических проблем. Однако современной политической культуре России свойственна низкая степень доверия населения к государственным институтам власти. Разочарование в политике в целом находит выражение в низкой электоральной активности населения.

В сложившихся условиях актуальная задача – формирование общих ценностей и норм, которые могли бы объединить российское общество. Трансформировать в этом направлении политико-культурные качества российского общества можно путём реального изменения гражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих властные полномочия при принятии решений законно избранным и надёжно контролируемым представителям народа. Нашему обществу необходимо последовательное укрепление индивидуальной и общественной духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в управление государством и контроль за его деятельностью.

События последних лет, в частности становление правовой системы, развитие федерализма, совершенствование законотворческого процесса, поиски компромисса между законодательной и исполнительной властью, функционирование многопартийной системы и другие позитивные элементы, позволяют сделать оптимистический прогноз развития политической культуры в России.
Заключение.

Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества.

Структура политической культуры включает два типа компонентов: компоненты, относящиеся к сфере политического сознания (знания, оценки, чувства и т.д.), и компоненты, относящиеся к сфере политического поведения (образцы, стереотипы поведения).

Политическая культура выполняет ряд важных функций, связанных с сосуществованием человека и системы ценностей политической культуры.

Наряду с понятием «политическая культура» существует понятие «политическая субкультура», которое означает совокупность политических ориентаций, значительно отличающихся от ориентаций, доминирующих в данном обществе.

К настоящему моменту сформировалось большое количество типологии политических культур. Наиболее важные из них – классификация Г. Алмонда и С. Вербы, концепция В. Розенбаума, Э. Баталова).

Политическая культура весьма важна для всех государств, поэтому необходим грамотный подход правительств к формированию ценностей и убеждений общества.
Литература.

  1. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 477с.

  2. Мельник В.А. Политология: Учеб. – 3-е изд., испр. – Мн.: Выш. шк., 1999. – 495с.

  3. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998. – 368с.

  4. Политология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2002 – 367с.

  5. Политология: Учебник. – М.: Дело, 2002. – 424с.

  6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Политология: экзаменационные ответы. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 320с.

1. Реферат Дворцы Древнего Рима
2. Курсовая на тему Сознание как основа существования человека
3. Курсовая Предпосылки и причины возникновения кооперативов различных видов в XIX веке
4. Реферат Расчет однокорпусного выпарного аппарата
5. Реферат на тему Управление прибыльностью
6. Курсовая на тему Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
7. Реферат на тему Should Governments Use Private Enterprise To Restructure
8. Реферат Правовой статус Европейского Союза и Совета Европы
9. Реферат на тему The Sixth Extinction Essay Research Paper So
10. Статья на тему Создание терминологии новых религий на примере ISKCON МОСК