Контрольная работа Белорусская государственность в раннем средневековье
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
![](https://bukvasha.net/assets/images/emoji__ok.png)
Предоплата всего
от 25%
![](https://bukvasha.net/assets/images/emoji__signature.png)
Подписываем
договор
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Могилевский государственный университет им.А.А.Кулешова»
Кафедра правоведения
Контрольная работа
по истории государства и права республики Беларусь
на тему «Белорусская государственность в раннем средневековье»
Студентки 1 курса
Группы П- 102
Отделения заочного обучения
Специальность «Правоведение»
Гречко Екатерины Андреевны
Выполнил: №10063
Проверил: старший преподаватель кафедры правоведения Демидова Е.А.
Могилев 2010
2
Содержание:
Вариант 3
Тема: «Белорусская государственность в раннем средневековье»
Введение 3
1.Государства – княжества на территории Беларуси в 9 – 13 вв. 3
2.Общественный и политический строй Полоцкого и Туровского княжества 5
3.Основные черты раннефеодального права Беларуси 9
4.Договор 1229 года 11
5.Список используемой литературы 15
Введение
До настоящего времени ученые так и не пришли к единому мнению о том, когда же возникла государственность у народов Восточной Европы. На это есть множество различных причин, основной из которых является отсутствие, либо недостаток исторических документов, анализ которых позволил бы установить действительные причины возникновения государственности, перехода от государственных форм гражданского существования к политико-территориальной организации управления обществом. Результатом исследований ученых различных исторических периодов стало множество различных теорий, каждая из которых называют свои даты и причины происхождения государственности на территории Беларуси.
Долгое время основной теорией в дореволюционной истории была норманнская теория, в соответствии с которой первые государства в Восточной Европе были основаны заграничными князями-варягами в 9 в. н.э. Однако эту теорию оспаривали многие ученые. Одним из первых антинорманнистов был Ломоносов, который утверждал, что немецкие ученые, приглашенные в Россию, в значительной степени придумали эту историю. Так же норманнскую теорию оспаривали Юшков, Греков, Рыбаков и многие другие известнейшие ученые. По теории Рыбакова, например, государственность у славян появилась на границе старой и новой эры. Так же существовали теории, в которых говорилось о том, что государственность у славян существовала задолго до начала новой эры (Татищев, Забелин, Дьяконов и др.).
1.Государства – княжества на территории Беларуси в 9 – 13 вв.
На фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую), происходили процессы образования классов у славян. Форму общественных отношений, сложившуюся у славян в 7-8 вв. можно назвать военной демократией. Признаками военной демократии являются:
участие всех мужчин в решении важнейших вопросов, общественных проблем;
особая роль народного собрания как высшего органа власти;
всеобщее вооружение населения.
Естественно, что во главе становились представители старой родоплеменной аристократии (старейшины, жрецы, вожди), а так же члены общины, которые разбогатели за счет эксплуатации рабов и соседей. [8,7]
Образование государственности у славян было обусловлено и совпало с разложением родоплеменных союзов, кровнородственных отношений, которые сменились территориальными, политическими и военными связями. К 8 в. на территории, принадлежавшей славянам, образовалось 14 племенных союзов, возникших, как военное объединение, в которых в качестве главного военного руководителя и правителя выступали князья. [8, 8]
Такие племенные союзы в военно-политических целях объединялись в еще более крупные формирования-"союзы союзов". В некоторых источниках упоминаются три протогосударственных объединения: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород) и Артания (юго-восточная группа, Рязань). В 9 в. большая часть славянских племен объединяется, сливается в этакий территориальный союз, получивший название "Русская земля", центром которого стал Киев. [8,8]
В 882 г. Образовалось Древнерусское государство, оно же Киевская Русь (после объединения двух крупнейших славянских политических цетра-Киевского и Новгородского). С конца 9 в. до начала 11 в. в него входили территории многих
славянских племен: древлян, северян, родимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государства оказалось племя полян. Древнерусское государство стало, по своей сути, своеобразной федерацией племен, по форме своей это раннефеодальная монархия. [8,8]
Развитие ремесленничества и торговли, городов, животноводства и земледелия, необходимость обороны славянских земель от набегов внешних агрессоров (хазары, печенеги и др.) привели к созданию великой и могущественной державы - Киевской Руси. [11,44-45]
Киевская Русь являлась раннефеодальным государством - монархией. Во главе государства стоял князь. При князе имелась дума, в которую входили самые знатные князья, а так же бояре (старейшие дружинники). Князю подчинялся многочисленный управленческий аппарат, который занимался государственными делами, такими, как сбор налогов, взимание штрафов, и др. В землях, которые принадлежали великому князю, управление осуществляли посадники и их ближайшие помощники - тысяцкие. Тысяцкие возглавляли во время военных действий народное ополчение - "тысячу". Посадников назначал князь, а вот тысяцкими были знатные бояре, которых выбирали на эту должность на вече. [11,45]
Князья отдельных земель, входящих в состав Киевской Руси, находились в вассальной зависимости по отношению к великому князю. Они обязаны были выполнять любое указание великого князя, поставлять воинов, и являться вместе с дружиной по его требованию. Население, которое находилось в владениях князей,
обязаны были платить великому князю дань. Но в то же время князья отдельных земель пользовались в своих землях безграничной властью. Даже наместники великого князя не имели права вмешиваться во внутренние дела отдельных княжеств. Но если вдруг какому-нибудь князю хотелось выйти из подчинения великого князя, к послушанию его принуждали силой. [11,45-46].
Территория современной Беларуси находилась на западной окраине Киевской Руси. Вначале здесь существовали Полоцкое и Туровское княжества. По мере развития феодальных отношений некоторые княжества делали попытки выйти из-под власти Киева. Одним из первых начал обособляться Полоцк. Полоцк впервые упоминается в источниках под 862г [5,58].
В последней четверти X в. шла упорная борьба за великокняжеский престол между сыновьями Киевского князя Святослава и Киевским князем Ярополком, Новгородским князем Владимиром. Каждый из них стремился иметь Полоцкое княжество своим союзником. С этой целью Владимир решил жениться на дочери Полоцкого князя Рогволода Рогнеде , но встретил с ее стороны решительный отказ. Тогда Владимир захватил Полоцк, убил Рогволода, силой взял себе в жены Рогнеду и стал Великим Киевским князем. В крупнейшие города в качестве своих наместников Владимир направил своих сыновей. Его сын от Рогнеды Изяслав получил Полоцк.
После смерти Изяслава в Полоцке княжили его сыновья и внуки. Наивысшего расцвета Полоцкое княжество достигло при князе Брячиславе (1001-1044гг.) и Всеславе (Чародее) (1044-1101 гг.). В это время расширились границы княжества. Оно занимало территорию теперешней Витебской области, северную часть Минской и несколько соседних районов. В вассальной зависимости от княжества были земли, которые простирались по нижнему течению Западной Двины, где находились города Кукенойс и Герцике. Полочане контролировали торговый путь «из варяг в греки», собирали дань с балтских племен.
Между Полоцком и Киевом велась борьба, которая продолжалась с перерывами более 100 лет. Полоцкие князья дважды занимали Новгород, вели борьбу за Псков и Смоленск. В 1067г. произошла битва на реке Немига, шла война с Владимиром Мономахом. В 1127г. сын Мономаха Великий князь Киевский Изяслав организовал большой поход коалиции южно-русских князей против Полоцка. Затем полоцкая земля распалась на удельные княжества: Полоцкое, Минское, Друцкое, Изяславское, Логойское и др.
Во второй половине XII в. в восточную Прибалтику стали проникать крестоносцы. Предки латышей и эстонцев к этому времени не имели своей государственности и были язычниками. Северная опасность со стороны немецких крестовых орденов была замаскирована миссионерской деятельностью. В 1186г. полоцкий князь Владимир разрешил немцу Мейнарду вести христианскую работу среди подчиненных Полоцку ливов. Крестоносцев интересовало не столько миссионерство, сколько завоевание новых земель в Прибалтике [10,46-47].
-
Земли-княжества на территории Беларуси в IX-XII вв.
-
Полоцкое княжество
Городлиское княжество
-
Берестейская земля
Лидское княжество
-
Турово-Пинское
княжество
Минское княжество
-
Друцкое княжество
Другие княжества
2.Общественный и политический строй Полоцкого и Туровского княжества
Классовая структура общества в этот период еще четко не сложилась. Шло формирование двух основных классов: класса феодалов и класса феодально-зависимых людей. В силу многоукладности экономики существовали такие социальные группы как холопы, челядь и свободные люди. Последние не находились в зависимости от отдельных феодалов, а выполняли повинности и платили феодальную ренту в пользу государства. Социальная структура общества была довольно пестрой: князья, бояре, духовенство, купцы, ремесленники, сильные мужи, служанины, крестьяне, простые люди, холопы и др.
Но даже в начальный период развития феодальных отношений феодально-зависимое население уже уплачивало подати или дань и выполняло различного рода повинности (подводную, мостовую, дорожную, сторожевую и др.) в пользу феодала или государства [8,7].
В рассматриваемый период население не территории Беларуси не было однородным. Классовая структура общества в 9-12 веках характеризовалась наличием 2 основных классов: феодалов и феодально-зависимых людей. Одновременно с основными классами существовали крестьяне-данники и свободные городские жители, а также рабы (холопы, челядь невольная).
Класс феодалов и бояр: образовывался из рабовладельцев, разбогатевших горожан, бывших свободных крестьян. Экономическую основу их богатства-владычества составляла собственность на основное средство производства - землю. Феодалам принадлежали значительные земельные владения, которые обрабатывались зависимыми от них людьми: холопами и челядью невольной. О богатстве княжеского представительства говорится и в письменных источниках. Так, Ипатьевская летопись неоднократно упоминает о дарении в пользу церкви и монастырей значительных земельных угодий и доходов, которые поступали благодаря эксплуатации населения[9,6].
В 9-12 веках существовали разные виды феодального землевладения: вотчинное землевладение - владение землей, усадьбой и крестьянами с правом продажи земли, раздела ее и передачи по наследству и поместное землевладение - система передачи земли во временное владение за службу без права получения в наследство. Имущественное положение и происхождение определяли характер взаимоотношений между феодалами, их соподчинение. На вершине феодальной иерархии стоял великий князь, затем шли князья-владельцы отдельных крупных земель-княжеств, их еще назвали «отчинами». За ними шли феодалы - владельцы больших и малых поместий (бояре).) Некоторые из мелких феодалов впоследствии шли на службу к богатейшим, становились их вассалами. В11-13 веках кроме светского, на Беларуси существовало и церковное землевладение, которое в сравнении с княжеским землевладением не передавалось по наследству.
К классу феодально-зависимых людей относились крестьяне-данники или как они упоминаются в других источниках свободные общинники - «люди» - категория населения, не находящаяся в зависимости от отдельных феодалов, а выполняющая определенные повинности и вносящая феодальную ренту непосредственно в пользу государства. Они вели свое собственное хозяйство и обязаны быоли внсить в пользу центральных и местных органов управления определенную дань (форма феодальной эксплуатации со стороны князей, бояр(дружинников). Эта категория населения сохранила свою независимость до 17 века, особенно на терриитори бассейна Западной Двины, Днепра, Сожа и Припяти. В 16 века крестьянами-данниками продолжали оставаться жители Кричесвкой, Пропойской, Мозырьской, Бобруйской, Могилевской и других волостей. [9,7]
Формы и размеры крестянских повинностей были разнообразными. Они зависели от степени развития феодальных отношений, условий хозяйственной деятельности. Выплата дани была связана с такими повинностями как полюдье, повоз и другими. Чаще всего были известны случаи смешанных повинностей.
Дань собиралась с населения путем периодического объезда князя и его дружины подвластных ему земель. Про этот процесс в свое время свидетельствовал современник великого киевского князя Игоря византийский император Константин Багрянородный.
Челядь - общий термин, которым в 11-13 веках обозначалось феодально-зависимое население. Раньше им обозначали лично несвободных людей. На территории Беларуси эта категория населения была задействована в хозяйственных делах отдельных феодалов, великокняжеских и государственных поместьях и сохранилась до 17 века. [8,10]
Источники образования класса феодально-зависимых людей:
- в результате имущественного расслоения крестьян, которые обеднев, оказались в долговой кабале.
- в результате насильного принуждения бывших свободных общинников выполнять повинности в пользу феодала или государева.
- в следствии оседлости холопов и других несвободных людей на земле[1,15-16].
Источник образования невольного населения - плен, самопродажа в неволю, происхождение от невольных, наказание за совершенное преступление, невыплаченные долги.
Свободные городские жители – это купцы и ремесленники, которые владели собственными мастерскими и владели земельными поместьями, работы в которых велись зависимыми от них крестинами и челядью невольной.
Не только крестьяне, но и жители городов попадали в феодальную зависимость и выполняли в пользу государства многие повинности. Среди ремесленных изделий, которые археологи находят во время раскопок, нередко встречаются предметы с клеймом. На городище Волковыска были найдены кирпичи княжескими и церковными клеймом. Значит ремесленники работали на князя и на церковь, возможно, отдельно друг от друга.
Итак, на территории Беларуси в 9-12 веках складывалось общество, где феодальный уклад постепенно стал преобладать над другим [8,11].
Что касается политического строя сложившихся государств, то он также проходил процесс становления. Управление в княжествах осуществлялось по принципу известной из истории средних веков феодальной иерархии великий князь — удельные князья — бояре. Они создали местную администрацию — в волости или погосты назначались зависимые от князей тысяцкие, вирники и тиуны. Крестьяне и мещане удерживались в повиновении с помощью военной силы княжеских дружин. Бояре и дружинники составляли думу при князе. Важнейшим органом самоуправления в ряде городов (Полоцк, Витебск) было вече. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было еще характерно только для Новгорода Великого. Отсюда следует, что каждое древнее государство имело свой политический центр, стольный, или старейший город. По его имени называлось все государство и его население - полочане, дручане, лукомляне, меняне, берестейцы - все это свидетельствовало о политической, культурной и хозяйственной значимости столицы. Высшими органами власти были князь, княжеский совет и вече. Функции органов центрального управления выполняли некоторые должностные лица: посадник, тысяцкий, подвойский, ключник, тиун и другие, а также высшие представители православной церкви - епископ и игумен (настоятель).
В начале этого периода термина «государство» не существовало и не употреблялось. В 9-12 веках чаще всего использовался термин «земля», «город», «княжество». Каждая «земля» имела свой политический центр - славный город. В этот период преобладали мелкие государства-княжества, которые по мере развития феодальных отношений объединялись под протекторатом более сильных княжеств или сливались с ними как на основе добровольных соглашений, так и по принуждению. Высшими органами были князь, совет (рада), вече (сейм). Функции дворцово-вотчинных органов выполняли тиуны, ключники, тысяцкие, войские, а местные органы были представлены наместниками, волостелями и старцами.
По форме правления княжества были монархией. Князь был главой государства и дворцовой администрации. Имея право решать все вопросы, важнейшие из них (сбор дани, ополчения, организация военного похода и т.п.) он решал только после обсуждения в совете или на вече, т.е. власть монарха была ограниченной. К тому же князь должен был учитывать и мнение представителей православной церкви: епископа, игумена.
Идеологической основой существующей власти было православие. Церковь и духовенство активно участвовали в политической жизни государства и общества, сосредоточив в своих руках вопросы образования, брака, семьи, опеки и нравственности [8,35-36].
-
Общественный строй
Классы
Социальные группы
Государственный строй
Форма правления
Монархия
Государственное
устройство
Унитарное государство
Политический режим
Демократический
Высшие органы: князь, вече (сойм), совет (рада)
Государственный аппарат
Местные органы: посадник, тысяцкий, тиун, войский, старцы, ключник
3.Основные черты раннефеодального права Беларуси
Возникновение государств на территории Беларуси сопровождалось формированием права. Доминирующим правом в древности было обычное, неписанное право, источником которого были обычаи, возникшие из общинных отношений, и санкционированные государством. По мере формирования государства складывалось и право, преимущественно из обычаев и норм поведения, выгодных господствующему классу. Результатом стала несовместимость права и справедливости. По мере того, как усиливалось напряжение в обществе, возникла необходимость в более четком определении всех сторон общественной жизни, что можно было сделать только посредством писаного права, нормы которого в определенной мере ограничивали произвол феодальной администрации. Раннефеодальное право предусматривало равноправие свободных людей и мягкость наказания, но в то же время феодалы пользовались определенными привилегиями, закреплялось полное бесправие рабов. Писаное право не заменило обычное, они действовали на равных условиях, дополняя друг друга, или изменяя отдельные нормы, содействуя укреплению существующей власти. Первыми нормативными актами писаного права являлись договоры, грамоты князей. [2, 9].
Обычным правом в древности регулировались все правоотношения: структура и компетенция государственных учреждений, права и обязанности разных классов, социальных групп населения, гражданские, семейные, земельные, судо-процессуальные, и др. На территории Беларуси обычное право было господствующим до 15 в. Только с 15 в. оно постепенно вытеснялось писаным правом. [2,9-10]
Для древнего обычного права характерны такие черты, как: партикуляризм, традиционализм, дуализм. Партикуляризм связан с наличием в каждой местности своих обычаев, правил, норм, отсутствием общегосударственной правовой системы. Традиционализм правовых норм обусловлен в большинстве своем воздействием церкви. Церковь придерживалась правовой теории, в основании которой лежало учение о том, что во всем свете, раз и навсегда, установлен Богом неизменный порядок. Каждого, кто пытался критиковать, или изменять социально-экономическую, политическую или правовую систему, обвиняли в выступлениях против церкви. Это ограничивало законодательную деятельность князя, так как он не был уполномочен создавать или изменять существующие нормы права. Дуализм обычного права заключал в себе идею полного бесправия рабов и формального равенства свободных людей. С дальнейшим развитием феодальных отношений простые люди начали ограничиваться в трудоспособности. [2,9-10]
Наиболее древними документами писаного права были грамоты, касающихся отношений Полоцка и Витебска с Ригой и немецкими купцами, а так же множество договоров белорусских земель с немецкими городами. Так же договора заключались и с греками. [2,10]
С греками было заключено четыре договора:
в 907 году, когда Олег в походе на греков дошел до Константинополя, он заставил греков заплатить выкуп по количеству его воинов, после чего заключил мир с царями Александром и Львом. В договоре были отмечены такие обязательства греков, как
платить дань русским на каждый из старших городов, в котором сидели князья - подручники Олега, давать корм тем русским, кто приходит в Византию, а русским гостям - месячное содержание. Греки же всего лишь прибавили оговорку, чтобы русские не разбойничали в окрестностях Византии и в самой Византии;
в 911 году, в Византии, через послов Олега, был заключен второй договор.
Он имел уже большее юридическое содержании: урегулировал отношения уголовные и гражданские между греками и русскими, находившимися в Византии, взаимный выкуп и возвращение на родину рабов - пленников, международные обязательства русских возвращать имущество греков, потерпевших кораблекрушение;
в 945 году заключен третий договор с греками, который включал в себя статьи из договоров 907 и 911 гг., с некоторыми изменениями не в пользу русских, и добавку о пограничных землях;
в 971 году Святослав терпит поражение от греков и заключает четвертый договор с греками о вечном мире с греками. Договоры не устанавливали каких-либо норм для русского права, но имели очень большое значение для его истории. Под влиянием Византийской культуры русские впервые делают попытку выразить нормы своего права в письменной форме, после чего делают их для себя обязательными. Такое же значение имели и договора с немцами, не смотря на то, что заключались они в более позднее время - 12-13 вв. Договоры с немцами заключали западные земли: Смоленская, Новгородская, Галицкая и Полоцкая. Нормы, которые содержались в этих
договорах, благодаря культурной близости обеих сторон, были практически
идентичны. Там, где немецкое право шло в разрез с русским - русское брало верх. [8,15]
В конце 10 в. Русь принимает христианство. Естественно, это произвело огромный переворот во всех сферах правовой жизни, так как обычное русское право
противоречило учениям христианской морали и церковного права, приехали множество лиц из Византии, которые привыкли к своему праву, и ни в коем случае не хотели его менять, и т.д. Такой переворот мог привести к тому, что местное право было бы полностью заменено другим. Но обычное русское право отличалось своей устойчивостью, поэтому появилась только необходимость усвоить церковное право и частично и свободно заимствовать некоторые кодексы византийского права. Византийское право оказало влияние на русское: членовредительские и болезненные наказания заменились денежными штрафами, было назначено определенное число послухов (в зависимости от важности дела), закон о подделке монеты был заменен другим (так как на Руси монеты еще не чеканились). [8,15-16].
Так, переворот, вызванный принятием христианства, стимулировал и самостоятельную законодательную деятельность. Первый закон появился в форме уставов. Первоначально в законе допускалась неопределенность формы, его возможно было изменять без нарушения основных начал и без предположения о подлоге. В уставах определялись пределы суда, назначается содержание церкви, а в уставе Ярослава содержится ряд уголовных постановлений, которые имели связь с семейным правом и нравственностью. [8, 16].
Таким образом, из изученного материала различных историков видно, что право хотя и начинало развиваться, появлялось "писаное" право, главенствующую роль в обществе 9-13 вв. все же имело обычное право. Причем, ни о каком равноправии в тот период времени не могло идти и речи. Чем больше материальных благ имел человек, тем выше он стоял в обществе. А чем выше положение в обществе - тем больше прав.
Изучив соответствующую литературу, и рассмотрев вопросы о возникновении государств на территории Беларуси, особенности общественного и политического строя, становлении права в период 9-13 вв., мы видим, что в этот период на территории современной Беларуси активно зарождались, развивались и расширялись новые государства. Соответственно, развивалось и общество, налаживались
взаимоотношения между городами, государствами, что требовало правового урегулирования. Как следствие этого-развитие и совершенствование права.
Обычное (примитивное)
право
Письменное
(совершенное и развитое) право
Содействовали укреплению существующей власти
4. Договор 1229 года.
Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Готским берегом 1229 г. был заключен с целью упорядочить взаимоотношения, возникавшие непосредственно в
сфере торговли или тесно связанные с ней ( (например, кража, совершенная местным
жителем у купца-иностранца; нарушение норм нравственности купцом-иностранцем и др.)
Прогрессивной чертой Договора 1229 г. являются его паритетные начала: купцы-
иностранцы имеют в стране пребывания одинаковый правовой статус, что подчеркивется в конце каждой статьи словами: «Таку правду взяти Русину в Ризе и на Гойском березе» (
Договор носит ярко выраженный классовый характер, так как его статьи устанавливают значительно повышенную защиту жизни свободного человека по сравнению с рабом: по ст. 1 за убийство свободного человека штраф 10 гривен серебра, а за раба - 1 гривну серебра.
В зависимости от списка и редакции Договор имеет 35 или 37 статей, содержащих нормы уголовного, гражданского, процессуального и административного права. Большинство статей посвящено гражданскому праву, в частности, договору купли-продажи (ст. 19, 21, 24-28, 30), займа (ст. 15-18, 35, 36).
Большое внимание уделено и уголовному праву, нормы которого предусматривают различные виды наказаний (смертную казнь, лишение свободы – «вверечи в погреб» ст. 4, имущественные) за такие виды преступлений как преступления против личности, имущества и нравственности.
Нормы процессуального права предусматривают порядок возбуждения дела, виды доказательства и т.д.
В целом договор 1229 года, создав прочную правовую основу для развития торговли, содействовал ее расширению, ибо предусматривал такие прогрессивные положения, как запрет принуждать купцов- иностранцев к участию в военных походах (ст. 32), без их согласия привлекать к таким видам доказательств как поединок, испытание железом (ст. 9), а также ограничение применения такого вида наказания как лишение свободы (ст. 4 «вдыбу его не сажати») [3, 32-34].
В начале XIII века Рига — бывшее торговое поселение ливов вблизи устья Даугавыбыла использована немецкими купцами, прибывшими в Прибалтику вместе с крестоносцами, как удобное место для транзитной торговли Запада с русскими землями. До этого времени, в течение X—XII вв., таким транзитным центром на Балтике был город Висби на острове Готланд. Своим богатством и значением, отмечает К. Меттиг, Висби был обязан главным образом русской торговле. Благодаря скандинавским и славянским купцам, признает далее Меттиг, немецкому купечеству была показана дорога для торговли с землями, богатыми наиболее ценными товарами — пушниной и воском[6,46].Это высказывание свидетельствует о большом значении русской торговли, в которой было заинтересовано немецкое купечество. Оно стало добиваться торговли с русскими через Ригу без посредничества Висби. Благодаря особо выгодному географическому положению для транзитной торговли Рига скоро стала расти и оттеснять Висби. Ее быстрое развитие П. Иогансен объясняет тем, что Рига служила свободным торговым местом (Handelsplatz) как для русских и литовцев, так и для немцев [6,48 –49].
На территории Прибалтики, захваченной немецкими крестоносцами, город Рига стал одной из трех наиболее крупных политических сил Ливонии (как стали называться восточная и северная части Прибалтики) — рыцарского ордена
меченосцев, рижского архиепископа и самой Риги. В первый период после завоевания крестоносцами Прибалтики верховным главой Риги был епископ Альберт (возглавлявший крестовый поход против народов Прибалтики в начале XIII века). Вскоре Рига стала одной из серьезнейших причин раздора ордена и епископа. Заинтересованный в поддержке ордена в борьбе за Восточную Прибалтику, епископ Альберт пошел на некоторые уступки ему: в 1213 году он отдал ордену третью часть Риги. Но дальнейшее усиление ордена противоречило интересам епископа. Боязнь потерять свою власть над завоеванными землями заставила его искать поддержки у датского короля, за помощь которого епископ Альберт отказался от Риги в пользу Дании [6, 51]. Но Рига начала борьбу за свою независимость. В 1221 году в городе вспыхнуло восстание. Оно было выражением протеста населения против решения епископа передать Ригу под власть Дании. В то же время Рига отказалась подчиняться
и епископу и ордену и стала независимым городом. Высшим органом самоуправления Риги (патримониального округа) стал рат или магистрат.
Возросшее экономическое значение и политическая самостоятельность Риги позволили ей уже в первой половине XII века в большой степени регулировать торговлю по Даугаве. В 1229 году между Ригой и Смоленском был заключен торговый
договор. В подписании этого договора, кроме Риги, участвовали представители других городов Балтийского побережья, в том числе Любек, Дортмунд и Бремен. .[6, 53]
Договор 1229 года является одним из наиболее важных документов в истории торговых связей Риги с русскими городами в период феодальной раздробленности. Основными вопросами данного договора следует считать: свободный проезд для купцов, оптовая и розничная торговля, гостевая торговля и пошлины. Договор 1229 года предоставлял право свободного проезда немецким и русским купцам. Кроме того, немецким купцам предоставлялось право проезда не только в Полоцк, Витебск и Смоленск, но и за пределы Смоленска, русским купцам — в Ригу, на Готланд, в Любек и другие города.[6, 55] Разрешалась торговля немецким купцам в русских городах, а русским — в Риге, на Готланде, в Любеке и других городах Балтийского побережья любыми товарами и в любом количестве, т. е. и оптовая и розничная торговля. Купцы могли выносить свои товары на берег в случае крушения судна, и феодалы тех земель, на берега которых выносились товары купцов, не имели права конфисковать их, т. е. береговое право феодалов не распространялось на товары купцов.[6, 58]
Право гостевой торговли в договоре 1229 года не упоминается. Это говорит о том, что в данный период гостевая торговля для русских и немецких купцов еще не была запрещена в городах, представители которых заключили упомянутый договор. Что касается пошлины, то за проезд как русских, так и немецких купцов она не взималась.[6, 70] Была установлена лишь весчая пошлина (за взвешивание товара), которую должны были платить немецкие купцы и только за взвешивание купленного ими в русских городах золота, серебра и воска. Когда же они эти товары продавали, пошлина не взималась. Введение весчей пошлины на серебро и золото говорит о том, что русские были заинтересованы в сохранении и увеличении количества благородных металлов.
Таково разрешение в договоре 1229 года основных вопросов торговых отношений. Отсюда следует, что договор предоставлял равные права как немецкому, так и русскому купечеству в вопросах свободного проезда, оптовой, розничной и гостевой торговли. Но вопрос о пошлине на покупку серебра, золота и воска был решен в пользу русского купечества, что свидетельствует о самостоятельной линии русских при заключении договора.
В ряде случаев в соответствии с условиями договора немецкие купцы имели некоторые преимущества перед русскими купцами. Например, в кредитной торговле
(если русский купец был должен нескольким кредиторам, то в первую очередь он обязан был отдавать долг немецкому кредитору), при переправе купцов через «волок» (русские купцы переправлялись в последнюю очередь, если на «волоке» были другие, в частности, немецкие купцы). Но это не изменяет сделанного здесь вывода о самостоятельной линии русских в торговле с немецким купечеством. Анализ договора 1229 года в целом позволяет сделать вывод, что договор был заключен в основном на равных правах и выгодных для обеих сторон условиях [6,75].
Из договора Смоленска, Полоцка и Витебска с Ригой (1229)
Аже будет свободный человек убит — 10 гривен серебра за голову.
Аже будет холоп убит — 1 гривна серебра заплатите: у Смоленску, ако платити и у Ризе и на Готском березе.
Аже Латинееский приедеть к городу, свободно ему продавати, а гротиву того не молвити никому же. Тако делати Руси у Ризе и на "отеком березе.
Аже Латинеский усхочеть ехати из Смольнеска с своим товаром I ину сторону, про то его князю не держати, ни иному же. Тако Русину хати из Готского берега до Травны (Любек).
Всякому Латинескому человеку свободен путь из Готского берега ю Смольнеска без мыта. Тая правда есть Руси из Смольнеска до Готского 1ерега.
Како тако будет, како придуть Латинески гости у город с Волока, ' |ати им княгини постав частины (палавинка або канец у 50 аршын), °иуну на Волоце дати рукавице, ажбы товар перевезл без держания.
43. Пискуп Ризский, мастер божих дворян, и все земледержци ти (ають Двину свободну от верху и до низу в море и по воде и по берегу кему Латинескому языку и Руси, кто правый купец есть, от моря даемо вободно, кто хочет по Двине ехати у верх или униз...
Тая правда Латинескому взяти у Русской земли у волости князя Змольнеского и у Полотьского князя волости и у Витебского князя юлости. (Псторыя Беларуси у дакументах 1 матэрыялах. Мн., 1936. Т. 1. С. 30, 31, 32.) [5, 60].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вiшнеускi А.Ф., Вiшнеускi I.У. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI: вучэбны дапаможнiк- Мiнск, 2005 г.
2. Вiшнеускi А.Ф., Саракавiк I.А. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI: некаторыя пытаннi I адказы -Мiнск, 1997 г.;
3.Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А История государства и права беларуси. – Минск, «Дикта», 1999 г.
4. Вiшнеўскi А.Ф. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi. - Мiнск, 2003 г.
5. Гісторыя Беларусі дапаможнік для паступаючых у вышейшыя нувучальныя установы пад рэдакцыяй Ю.Л.Казакова, А.Г. Каханоускага, П.А.Лойкі, У.А.Сосны
6. http://annals.xlegio.ru/balt/small/rigatorg.htm
Известия Академии Наук Латвийской ССР1961 г. Рига.
7. Кузнецов И.Н. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ: учебное пособие - Москва, 2004 г.
8. Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА БЕЛАРУСИ: пособие для студентов высших учебных заведений - Минск, 2004 г.
9. Новiк Я.К., Арцуля Г.С. ГIСТОРЫЯ БЕЛАРУСI у 2 частках, частка 1 - Мiнск, 2003 г.
10. П.Г. Чигринов. Очерки истории Беларуси. Мн., 2002г.