Контрольная работа Контрольная работа по Социологии 4
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ(Филиал)
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ»
МИНЮСТА РОССИИ
Итоговая контрольная работа по дисциплине Социалогия
Работу выполнила:
студентка 2 курса,
201 гр., очного отделения
Габсаликова Э.З.
Работу проверила:
Ларионова Н.С.
Казань 2010
1)Понятие управления.
Управление - это социальный феномен, характерный абсолютно для всех сфер человеческой жизнедеятельности, будь то семья, дружеский коллектив, различные общественные объединения и т. д. Каждый человек в своей жизни в различных ситуациях применяет те или иные способы воздействия на поведение человека с целью изменить поведение другой личности в нужном для себя направлении. Однако неправильно выбранные методы могут привести к необратимым последствиям, поскольку человек не машина, и «поломки» в душе человека, вызванные неумелым управлением со стороны «пользователя», выражаясь на машинном языке, могут навсегда нарушить характер и структуру межличностных, профессиональных, отношений.
Понятие «управление» очень многогранно, поэтому оно используется в ряде научных дисциплин, каждая из кото-рых трактует его в контексте специфики предмета исследования и разрабатываемых ими концепций. Согласно одному из определений, которое дает В.И. Кнорринг, управление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект для обеспечения его функционирования и эффективного развития, а система управления механизм, который обеспечивает этот процесс.
Управление как система включает в себя управляющую и управляемую подсистемы, называемые соответственно, субъектом и объектом управления. В современной социо-логической литературе за термином «управление» утвердилось следующее определение: это «основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, на отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т. п.) с тем чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели».
Не менее важна роль психологического знания в управленческой деятельности. Ведь, эффективность управления зависит не только от профессиональной компетентности руководителя, но и от его психологической подготовки в области управления психологической культуры управления. Речь идет о том, что психологическое содержание управленческой деятельности является едва ли не самой главной составляющей структуры социального управления, поскольку только знание психологических особенностей людей, их поведения и взаимодействия, характера и темперамента, их проявления в трудовой и повседневной деятельности, способов воздействия на поведение человека и других психологических особенностей людей могут обеспечить руководителю тот уровень и характер работы трудового коллектива, который его (руководителя) устраивает.
Теория управления - это отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, методов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность при-нятия управленческих решений и управления вообще.
В социологической и управленческой литературе сложились различные подходы к управлению.
Управление как наука представляет собой систему знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.
Управление как искусство - это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.
Управление как функция может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.
Управление как процесс -это совокупность управленческих действий, направленных на достижение поставленных целей.
Управление как аппарат -совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определенных целей.
В наиболее общем виде управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект. Обозначенные элементы являются подсистемами единой системы управления. Г. В. Атаманчук, в зависимости от субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления: государственное управление (субъект управления -государство), общественное управления (субъект управления -общество и его структуры), менеджмент (субъект управления - предприниматель, собственник).
Управление как система
Вместе с изменением и развитием социально-экономической и духовной структуры общества изменяется и совершенствуется управление, а вместе с ним и управленческие отношения. Поэтому не может быть единой, универсальной для всех типов общественно-исторического развития системы управления, управленческих отношений.
В связи с реформой российской политической системы, преобразованиями в социально-экономической сфере чрезвычайно актуальными становятся вопросы, связанные с поиском новых подходов к проблеме управления. Речь идёт не столько о модернизации, сколько о структурной перестройке всей системы управления. Осознание человеческого фактора в функционировании управленческих структур привело к тому, что в центре внимания ученых, аналитиков, политиков, руководителей различного уровня оказались проблемы поиска научных и прикладных методов исследования и анализа системы управления, поскольку накопленный прежде научно-практический опыт в современных условиях часто не дает желаемого результата.
Система управления представляет очень сложный объект, который включает в себя: управленческие взгляды, идеи, теории; социальные технологии; организационные формы выражения, функционирования и развития управленческих отношений -совокупность организаций, учреждений данного общества, а также характеризуется такими важными свойствами, как: уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность, способность к самообучению и адаптации. По своим свойствам системы управления могут быть отнесены к различным классам: социальным, открытым, самоорганизующимся, адаптирующимся, многоуровневым, иерархическим, активным, полиструктурным, многоцелевым, динамическим.
В современной науке и практике управление, чаще всего, рассматривается как система. Применение системного подхода в исследовании управления дает возможность всестороннего анализа данного объекта. Современная наука рассматривает системный подход как «особую методологическую (в широком смысле) установку, регулирующую направление тех или иных философских и специально научных исследований, выбор соответствующих объектов, а также теоретических и экспериментальных средств для их изучения». Системный подход нашел свое применение в различных научных областях знания при исследовании политических, философских, социологических и других проблем, рассматривающих системные объекты высокой сложности, а также управление ими.
Система может рассматриваться как «объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и дру-гим частям занимают соответствующие им места». Можно сказать проще, что «система - это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое». Лю-бая система обладает важными системными принципами, среди которых особое значение для их исследования и изучения имеет принцип структурности, дающий возможность описания системы через установление ее структуры. Общество отвечает всем признакам системы и представляет собой сложноорганизованную систему высшего типа, суперсистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем.
Социальная система -это упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединенные социальными связями и отношениями. Основными элементами социальной системы являются люди, а также их нормы, связи, отношения, взаимодействия. Таким образом, социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества, представляя собой некое единое целое, детерминирующее на «своем системном» уровне действия, и поведение входящих в нее индивидов и групп, и элемент общей социальной структуры. Система управления как элемент единой социальной системы включает в себя три вида систем управления:
- машинные (например, система регулирования турбины);
-человеко-машинные (например, система управления станком);
-организационные, или системы «человек -человек» (например, система управления цехом или концерном).
Курс социологии и психологии управления предполагает рассмотрение и изучение только последнего вида систем.
Система управления -это совокупность принципов, методов, средств форм и процессов управления.
Важнейший активный компонент системы управления -менеджеры, принимающие решения, организующие процесс их выработки и выполнения, и специалисты, непосредственно готовящие решения.
В системе управления, в свою очередь, выделяются такие системы (подсистемы), как:
- принятия решений,
- информационная,
- планирования,
- повышения квалификации,
- мотивации,
- учета и др.
Эффективность системы управления напрямую зависит от согласованности ее отдельных компонентов.
Абсолютно безупречной оптимальной системы управления создать, к сожалению, невозможно, однако непрерывный процессе ее совершенствования с акцентом на способность гибкого реагирования на изменения внешней среды является необходимым условием эффективности системы управления.
Целостное представление о системе основывается на понятиях:
- открытой системы;
- взаимодействия с внешней средой;
- анализа характеристик, при изменении которых меняется взаимодействие с внешней средой.
Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Одним из самых важных качеств, присущих открытым системам, является признание взаимозависимости между системой и внешним миром. Соответственно, изменения во внешней среде сказываются на системе, либо на ее отдельных элементах. В свою очередь, изменения в системе влекут за собой изменения в окружающей среде.
Как целостная система управление не наблюдаемый непосредственно объект (за исключением отдельных элементов - людей, техники управления, информации и др.), вследствие чего отдельные аспекты управления проявляются через конкретные виды связей, а потому воспринимаются конкретно, а комплексные отношения (управленческие отношения в целом) непосредственно не воспринимаются. При их анализе и описании требуется абстрактная формализация.
В управлении могут быть выделены реальные и концептуальные (абстрактные) системы (подсистемы). В реальной системе в отличие от концептуальной содержится полный набор системных элементов. В нем выделяют границы и внешние связи, цели и задачи, процессы управления, организационную структуру, кадры, системообразующий механизм. В таких системах протекают реальные процессы, а значит, существуют материальные и информационные потоки, вход и выход.
Одновременно отмечается усиление отношений и связей возрастает степень выраженности иерархической структуры системы управления. С позиций общей теории систем явление иерархии можно определить как «разноуровневое распределение частей (элементов) целого по степени общности их функций (свойств). В социальных организациях этот принцип преломляется в сложное отношение, складывающееся из разных составляющих, разделение последних, пусть условное, весьма существенно». Характерными особенностями иерархии, являются централизация, односторонняя личная зависимость и власть.
М. Месарович, Д. Мако и И. Такахара выделяют в теории систем три основных вида иерархии: стратифицированные, многослойные, многоэшелонные» Эти структуры рекомендуется использовать при решении различных задач управления.
1. Стратифицированные
При таком моделировании уровни абстрагирования описываются стратами. Например, в модели предприятия можно выделить высшую страту - социальную, затем организационно-экономическую и, наконец, техническую. Валено подчеркнуть, что каждая выделенная страта имеет свои понятийный язык и термины, концепции и принципы, позволяющие рассматривать и интерпретировать определенные характеристики, свойства и проблемы.
2. Многослойные
Сложную исходящую проблему можно разбить на семейство последовательно расположенных более простых подпроблем, так что их решение позволяет решить и исходящую проблему, то есть выделяется иерархия слоев принятия решений. Например, в системе управления можно выделить три слоя концепцию, структурно-функциональное строение, управленческую деятельность.
3. Многоэшелонные
В качестве примера можно привести формальные организации людей. Различные входящие в систему элементы обладают правом принятия решений, имеют, как правило, противоречащие одна другой цели. В рамках многоэшелонной системы авторами используется термин «организационные иерархии». Согласно определению, организационная иерархия представляет собой «распределение ролей (статусов) по вертикали в структуре организации».
Эволюция научной мысли в рассмотрении управления как системы сформировала и соответствующий тип менеджерского мышления - системный -это системное, многомерное мышление, дополняющее, трехмерное мышление характеризуется скоростью принятия решения, учетом политических, этических, экологических последствий и т. д.
Современное менеджерское мышление характеризуется определенным образом мыслей, складом ума и методом действий. Его основные качества следующие.
Многодисциплинарность подходов к решению организационных проблем.
Многоаспектность рассмотрения системы управления (страты, слои, эшелоны, реальные и концептуальные элементы и т. д.) и понимание относительности оптимального решения.
Необходимость учета и нахождения компромисса (консенсуса) интересов основных субъектов, затрагиваемых решением.
Рассмотрение предприятия как открытой системы. Его успех определяется прежде всего не внутренними факторами рациональной организацией производства, снижением затрат за счет мобилизации внутрипроизводственных резервов и повышения производительности труда, а внешними, способностью приспосабливаться к их изменению. Это другая организационная культура: менеджер не исполнитель, а предприниматель; организационные механизмы приспособлены к решению новых проблем в большей мере, чем к контролю за старыми; жизненно важным для предприятия становится обучение персонала.
Рассмотрение предприятия как социальной системы. Это означает понимание того, что она:
- включает совершенно разных людей, которые активно действуют, имеют свои интересы, и их поведение трудно предсказать;
- имеет обратную связь (отсюда важно прогнозировать поведение людей на то или иное событие или решение);
- полна неопределенностей;
- эволюционна, квазисамоорганизуема;
- склонна к сотрудничеству, коллегиальности, компромиссу.
Модель управления
В современном управлении не обойтись без образа модели. Модель - это абстракция, акцентирующая с точки зрения цели анализа наиболее важные и характерные черты объекта в систематическом виде. Модель - это всегда упрощение действительности, но упрощение, позволяющее исследовать проблему. Поэтому ее использование требует:
- правильного выбора самой модели,
- понимания области применения,
- интерпретации результатов менеджерами.
Особенно важно правильно выбрать модель для сложных объектов, характеризующихся многоаспектностыо, слабой структуризацией, комплексностью проблем. Бесспорно, такими объектами являются предприятия, системы управления ими и процессы их реорганизации. Для них характерно:
- иерархическое строение, требующее для своего решения наличия аналитической команды;
- отсутствие готовых образцов решения, которые достаточно лишь «скопировать»;
- включение многих переменных, обладающих многосторонними связями.
Система управления, являющаяся сложным объектом, не может быть отражена одной, моделью, пусть далее и сложной, поэтому в подобных ситуациях, когда речь идет о сложных иерархизированных системах, необходима система моделей для наиболее адекватного отражения сущности объекта.
Существует большое число различных модельных представлений о предприятии и управлении. Приведем пример. Если раньше корпорация понималась как машина, не имеющая собственной цели, а служащая инструментом для своих владельцев, средством достижения их цели извлечения прибыли, то при таком подходе предполагаеся, что организация функционирует эффективно лишь тогда, когда она «отрегулирована» заранее с помощью установленного порядка, обязанностей должностных лиц, служебных наставлений.
Если рассматривать корпорацию как организм, то выявляется такая ее особенность, как наличие собственных целей, главными из которых являются выживание и рост. «Прибыль корпорации во многом стали рассматривать примерно так же, как кислород для живого организма: необходимость, но не смысл жизни».
Как и при первом подходе, корпорация не ответственна за достижение целей ее частей - работников.
Корпорация как организация. При этом подходе организация представляет собой целенаправленную систему, которая является составляющей другой целенаправленной системы, а части ее - люди -имеют собственные цели. Корпорация при таком представлении имеет свои цели, несет ответственность перед обществом - более крупной системой, частью которой она является и перед своими работниками, которые имеют свои индивидуальные цели.
В последнее время в системе управления выделяют наряду с «твердой» составляющей (оборудование, приборы, материалы, информационные технологии) «мягкую», к которой относится персонал. Он является носителем:
- стержневой идеи (миссии) хозяйственной деятельности;
- культуры организации;
- профессионального состава, квалификационного, интеллектуального и амбициозного уровней;
- нормативной базы (инструкций, правил, актов и тому подобного);
- организационной «патологии» (недостаточной мотивации, нечеткости целей, низкого управленческого потенциала).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта revolution.allbest.ru
2)Религиозность, нерелигиозность и их типы
Критерии религиозности
Составной частью социологической теории религии является совокупность операционально интерпретированных понятий: Этим понятиям дается как теоретическое, так и эмпирическое обоснование. Предпосылкой теоретического обоснования является категориально-концептуальный анализ религии. Как было показано, религия представляет собой социальную подсистему, имеет сложную структуру, занимает то или иное место в обществе, выполняет ряд функций. Эта подсистема находится в постоянном взаимодействии с другими подсистемами, испытывает их влияние, изменяется и развивается. Чтобы не утрачивать признака научности, должно уточняться, совершенствоваться и понятие “религия”. Такое уточнение может осуществляться на основе материалов частных наук. Оно проводится также на базе конкретного социологического исследования. Применение социологической теории религии в конкретном социологическом исследовании предполагает операциональную интерпретацию понятий теории. К числу наиболее важных относится операциональное понятие “религиозность”.
Представляется целесообразным понимать под религиозностью социальное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков). Это понятие фиксирует определенность религиозных индивидов и групп; они таковы именно в силу данного качества, теряя его, они перестают быть тем, чем являются. Это качество отличает религиозных индивидов и религиозные группы от нерелигиозных.
После того как зафиксировано различие и выявлено присутствие данного качества, возникает необходимость конкретизации . представления о религиозности. Религиозность характеризуется не только качественно, но и количественно, как в статике, так и динамике. Под степенью религиозности понимается определенный уровень интенсивности религиозных свойств (признаков) индивида и группы. Распространенность религиозности представляет собой определенную величину экстенсивности разброса религиозных свойств (признаков) среди населения в целом и внутри различных социальных и демографических групп (доля обладающих религиозными свойствами индивидов среди населения или в группе).
Характер религиозности можно определить как качественную и количественную особенность, специфику черт религиозности индивида, группы, населения. Типы религиозности - это понятия, которые отражают ее характер, общий для некоторого числа людей; на этой основе выделяют соответствующие классификационные группы. Состояние религиозности есть рассматриваемая синхронически, относительно устойчивая система субординированных религиозных свойств (признаков) индивида, группы, населения. Динамикой религиозности правомерно назвать рассматриваемый диахронически переход одного ее состояния в другое. Религиозность изучается в ходе конкретно-социологических исследований, с помощью наблюдения, работы над документами, контентанализа, опроса экспертов, анкетирования, интервьюирования и т. д.
Религиозность фиксируется с помощью критериев (индикаторов); в качестве критериев выступают признаки сознания, поведения, включенности в религиозные отношения. Важно подчеркнуть, что о наличии религиозности можно судить, если обнаруживаются связи этих трех признаков. В разных религиях они различаются; дальнейшее изложение будет опираться на материалы христианства.
Общим признаком религиозного сознания является религиозная вера. Она, в частности, включает знание и принятие в качестве истинных определенных религиозных идей, понятий, представлений, догматов, повествований и т. п. и уверенность в объективном существовании гипостазированных существ, атрибутизированных свойств и связей. В развитых религиях набор и содержание религиозных представлений, идеальная модель религиозного сознания задается некоторым вероучительным концептом, который неодинаков в разных религиях. Однако реально существующее религиозное сознание, как правило, отклоняется от этой модели. Поэтому возникает необходимость выделения главных, основных и дополнительных, вспомогательных критериев религиозного сознания. Например, в качестве главных критериев христианского сознания могут быть взяты вера в Бога, Христа, Троицу. В зависимости от задач, целей и объекта исследования вспомогательными признаками религиозного сознания будут служить вера в загробную жизнь, бессмертие души, конец света, воскрешение мертвых, во второе пришествие Христа и т. д.
Исследование религиозного сознания включает изучение религиозных мотивов различных видов деятельности. Под религиозным мотивом понимается внутренний стимул действия, выражением которого может выступать религиозная потребность, вера, идея, чувство и т. п. Этот мотив предполагает определенную цель, предписываемую вероучительными принципами. В отношении мотива к цели обнаруживается личностный смысл действия. Поэтому о мотиве можно судить по цели и смыслу такого действия. Религиозный мотив может быть побудителем и религиозного и нерелигиозного поведения. В обоих случаях он является важным показателем религиозного сознания. Религиозный мотив, как правило, действует в совокупности с другими стимулами. Отсюда - важность определения места религиозных мотивов в системе мотивации поведения.
Однако учитывать лишь признаки религиозного сознания недостаточно. Должны быть отобраны также показатели религиозного поведения. Религиозное поведение - это совокупность взаимосвязанных действий индивида или группы, реализующих религиозные предписания, программу, и совершающихся сообразно с религиозными нормами. Религиозное поведение образуют как элементарные акты (например, поклоны), так и более сложные компоненты (например, цепь поведенческих акций на уроке в духовной школе). Оно представляет собой последовательный ряд поступков, совершаемых под влиянием определенных стимулов и мотивов в той или иной-социальной ситуации; носит символический характер, выражает религиозные значения и смысл. Выше было проведено различие между культовой и внекульто-вой религиозной деятельностью. В соответствии с этим можно выделить культовое и внекультовое религиозное поведение. К первому относится: посещение богослужений и участие в них, выполнение религиозных обрядов и празднование религиозных праздников, совершение культовых действии в домашних условиях и т.д. Фактами второго являются: сочинение религиозных произведений, преподавание богословских дисциплин, религиозное воспитание в семье, пропаганда религии среди коллег, знакомых, участие в деятельности церковных советов, соборов и т. д. Перечисленные акты внекультового религиозного поведения служат достаточно надежными признаками религиозности. Их совершение со значительной степенью точности свидетельствует о субъективной религиозности. Что же касается культового поведения, то различные его виды дают информацию разной степени достоверности. Имеется совокупность культовых действий, которые непосредственно связаны с религиозным сознанием и совершаются под влиянием религиозных мотивов: деятельное участие в богослужении (коллективная молитва, коленопреклонение, постановка свечей, причащение), молитва и исповедь в храме, поклонение иконе в домашних условиях и др. Если зафиксированы подобные факты, то можно делать вывод о наличии у индивида религиозных свойств.
Не все культовые действия религиозно мотивированы. Посещать храм или молитвенный дом, участвовать в обрядах крещения, венчания, отпевания, в религиозных праздниках и т. п. могут как религиозные, так и нерелигиозные люди. Эти виды религиозного поведения не всегда свидетельствуют о наличии религиозной веры. Некоторые из них носят привычно-традиционный характер; Другие совершаются под влиянием общественного мнения; третьи мотивированы эстетическими потребностями; четвертые связаны с желанием торжественно отметить важные события в личной жизни. В подобных случаях связь религиозных действий с религиозным сознанием носит опосредованный характер. Хотя в системе культовых отношений эти действия несут религиозную смысловую нагрузку, по ним еще нельзя с достаточной степенью точности судить о субъективной религиозности людей. Должны быть выделены главные поведенческие показатели религиозности, т. е. непосредственно связанные с религиозным сознанием. К ним могут быть отнесены: совершение молитвы, исповедь, пропаганда религии, религиозное воспитание в семье и др. Отбирается и ряд вспомогательных критериев: совершение обрядов, посещение богослужений, чтение религиозной литературы и пр. Характер религиозного поведения зависит от религиозной принадлежности индивида или группы (буддизм, христианство, ислам, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, а также разные направления этих религий), типа религиозного объединения (церквь, секта, деноминация), типа религиозности и нерелигиозности. От религиознрго поведения следует отличать поведение религиозных индивидов и групп. Последнее, наряду с религиозным поведением, включает совокупность нерелигиозных действий. Они, хотя и могут религиозно окрашиваться, представляют собой компоненты различных видов внерелигиозной деятельности.
Религиозное поведение включает человека в систему определенных отношений с людьми как внутри религиозной группы, так и вне ее. Поэтому критерии религиозного сознания и поведения должны быть связаны с показателями включенности индивида в религиозные отношения. Последние делятся на культовые и внекультовые. В ходе культовой деятельности складываются определенные отношения: служитель культа - рядовой участник, проповедник - слушатель; устанавливаются связи: крестный отец или мать - крестный сын или дочь и т. д. Некультовыми являются взаимоотношения “учителя” и “ученика”, служебные отношения функционеров аппарата религиозных организаций, ряд взаимоотношений, предписываемых церковным правом, уставом религиозного объединения и пр. Важным показателем является членство в религиозной общине, в исполнительных религиозных органах. О включенности или невключенности индивида в систему религиозных отношений можно судить по составу той малой неформальной группы, членом которой он является. Должно приниматься во внимание и отношение члена религиозной группы к светским общностям, нерелигиозным коллегам, к соседям.
Типы религиозных и нерелигиозных индивидов
Когда речь идет о критериях, имеются в виду индикаторы наличия свойств религиозного сознания, поведения, включенности в религиозные отношения. В этом случае достаточно выделить такие показатели, которые свидетельствуют хотя бы о минимуме религиозности, причем можно отвлечься от измерения интенсивности религиозных свойств. Интенсивность религиозной веры, степень религиозной информированности, уровень религиозной, мотивации, частота актов религиозного поведения свидетельствуют не о наличии или отсутствии свойства, а о его мере. Мера выясняется тогда, когда наличие свойства уже установлено. Интенсивность, уровень, частота, объем и т. д. не являются критериями религиозности, они характеризуют ее степень. Учет степени интенсивности религиозного свойства важен при построении шкал типов, при разработке типологии. Наряду с религиозными индивидами в различных социальных группах и обществе в целом имеется и часть нерелигиозных. Поэтому самой широкой типологией является та, которая охватывает их всех.
Типы - это понятия, отражающие определенный характер религиозности или нерелигиозности, общий для некоторого числа людей, и служащие основой соответствующих классификационных групп. Тип включает как качественные, так и количественные признаки. Типологическая группировка используется для сравнительного изучения существенных в данном отношении свойств, связей, функций. Она дает не формальную, а содержательную классификацию, обращает внимание не только на тождество индивидов данной группы и несходство их с представителями других групп в определенном отношении, но и на взаимопереходы между группами. Но своему происхождению тип представляет собой разновидность эмпирического обобщения, имеет опытное содержание и дает описание действительности. Вместе с тем в нем присутствует и теоретический элемент, позволяющий дать объяснение известным явлениям. Уровень абстрагирования таков, что сохраняется непосредственная связь с фактами, которые тип объясняет. Тип служит как бы мостом между фактами и концепцией.
Типология формируется на основе комплекса многочисленных показателей. Первоначально она конструируется при помощи данных несистематизированного наблюдения и теоретического анализа понятий, относящихся к проблеме. Эта конструкция носит лишь гипотетический характер. Конкретно социологические исследования, использующие ее, дают знания, которые позволяют устранить из типов несоответствующие действительности оценки, более или менее адекватно определить существенные, значимые характеристики типа.
Тип имеет смысл лишь в шкале, иерархии типов. При синхронном рассмотрении совокупности индивидов шкала дает относительно устойчивую картину целого, охватывает прерывность, дискретность. В диахронном плане типология фиксирует взаимосвязь групп, взаимные переходы единиц из одной группы в другую, обнаруживает непрерывность. Типологическая шкала выражает определенные тенденции, статистические, закономерности. Тип определяется некоторым количеством признаков. Индивид относится к группе, характеризуемой данным типом, по набору показателей; отдельные же показатели могут быть общими у индивидов, принадлежащих к разным группам.
При выделении типов религиозности, так же как и при определении ее критериев, требуется комплексный подход: учет объема, содержания и уровня религиозного сознания, интенсивности религиозного поведения, степени включенности индивида в религиозные отношения. Целесообразно принимать во внимание следующие свойства религиозных индивидов: 1) содержание и интенсивность религиозной веры; 2) интенсивность религиозного поведения и его место в общей системе деятельности; 3) роль в религиозной группе; 4) степень активности в распространении религиозных взглядов; 5) место ролигиозных мотивов в общей системе мотивации поведения. Нерелигиозность означает отсутствие религиозной веры, неучастие в религиозной деятельности, невключенность в религиозные отношения.
С учетом вышеизложенного выделяются следующие типы религиозных и нерелигиозных индивидов в зависимости от характера и места религиозной ориентации в ряду их ценностной ориентации или ее отсутствия.
1. Религиозные с доминантной религиозной ориентацией прочно верят и основные положения вероучения, осознают себя членами определенной религиозной общности. Регулярно и часто совершают акты культового действия, главный мотив которых - религиозный. Играют активную роль в религиозной группе, распространяют религиозные взгляды, воспитывают детей в религиозном духе. Религиозное сознание существенно влияет на мотивацию социальной деятельности. Относятся позитивно к религиозным ценностям и нормам и негативно - к мирским.
Религиозные с подчиненной религиозной ориентацией верят лишь в самые существенные положения вероучения, и, как правило, осознают себя членами определенной религиозной общности. Культовые действия совершают нерегулярно, религиозный мотив участия в них может оказаться неглавным. Активной роли в религиозной группе не играют, не принимают деятельного участия в распространении религиозных взглядов. Сильного религиозного влияния на детей не оказывают. Религиозное сознание лишь отчасти воздействует на мотивацию социальной деятельности. Позитивно воспринимают некоторые религиозные ценности и нормы, негативно - мирские.
Колеблющиеся с неустойчивой религиозной ориентацией испытывают колебания между верой и неверием, обнаруживают сомнение в истинности даже основных и существенных положений вероучения. Могут входить в какую-либо религиозную общность. Культовые действия совершают редко, участвуют лишь в наиболее важных религиозных праздниках и обрядах, чаще всего под влиянием нерелигиозных мотивов. Они не имеют постоянных связей с религиозной группой, религиозные взгляды не распространяют, детей в религиозном духе не воспитывают. Религиозные стимулы, как правило, не влияют на мотивацию социальной деятельности. Не имеют определенных взглядов на религиозные и мирские нормы и ценности.
Индифферентные не обнаруживают какой-либо ориентации в отношении к религии и религиозности, не имеют религиозной веры, не верят в истинность положений вероучения, не относят себя к религиозной общности. Культовых действий не совершают, хотя не исключены отдельные подобные акты по нерелигиозным мотивам. Религиозных взглядов не распространяют, безразличны, но терпимы к религии и религиозности, При воспитании детей не формируют у них ни позитивной, ни критической позиции по отношению к религии. Социальная деятельность стимулируется безрелигиозными мотивами. Равнодушно относятся как к религиозным, так и мирским нормам и ценностям.
Атеисты не верят в положения вероучений, не обладают религиозной верой, культовых и внекультовых религиозных действий не совершают. Имеют осознанные атеистические убеждения и ориентацию, обладают тем или иным объемом атеистических знаний. Детей воспитывают в атеистическом духе.Атеистические мотивы принимают во внимание при выборе видов социальной деятельности. Негативно относятся к религиозным ценностям и нормам и позитивно - к безрелигиозным.
На стыке религиозности и нерелигиозности находятся те, кто, не имея свойств религиозного сознания, не испытывая религиозной веры, обнаруживает повторяющиеся с той или иной частотой признаки религиозного поведения, стимулируемого нерелигиозными мотивами (посещение храма, чтобы послушать музыку, участие в религиозном празднике с целью общения и т. д.). Таких людей можно было бы назвать ритуалистами, а соответствующее их свойство - в отличие от религиозности - ритуалистичностью. Их нельзя отнести к религиозным ввиду отсутствия свойств религиозного сознания, но они не являются и нерелигиозными в полной мере, так как включены в функционирование религиозной системы. Наряду с приведенными возможны и другие типологические схемы. Выбор осуществляется.с учетом целей и задач исследования и поэтому зависит от анализа социальной системы, социальной группы, типов религии, религиозных направлений или динений.
Религиозные и нерелигиозные признаки фиксируются с щью наблюдения, изучения личных документов, контакт-анализа, анкетирования. Не следует думать, что метод наблюдения, к примеру, призван изучать поведение, а другие, допустим, анкетирова-ние, интервьюирование - сознание. Каждый из них способен дать информацию о различных аспектах религиозности. Протокол наблюдения, инструкция по изучению личных докумен-тов, применение контакт-анализа, анкета, интервью включают блоки эмпирических индикаторов религиозных и нерелигиозных свойств - перечень фактов, которые должны быть зафиксированы в ходе исследования. Религиозные свойства связаны с другими признаками. Поэтому любой инструментарий обязан ориентировать на отражение целого комплекса таких признаков: демографических (пол, возраст); социальных, включающих характеристики быта (состав семьи, жилищные условия, наличие в доме технических средств, использование свободного времени и т. д.), материального положения, культуры (образование, знание языков, чтение книг, посещение театров, музеев, кино и т. д.), трудовой и общественной активности (профессия, квалификация, стаж работы удовлетворенность работой, участие в работе общественных объединений и т. д.) и др.
Протокол единичного .наблюдения, личный документ, заполненная анкета, зафиксированные ответы респондента и т. п. представляют собой первичные данные, индивидуальную эмпирическую информацию, т.е. фиксируют единичную эмпирическую ситуацию и поэтому носят в известной мере случайный характер. К тому же индивидуальная информация непосредственно не является материалом теоретического анализа. Ее подвергают статистической обработке и в результате получают определенные статистические данные - средние величины, показатели вариации, корреляционные коэффициенты и пр. Упорядоченная таким образом информация составляет вторичную - совокупную - социологическую информацию, включающую набор эмпирических обобщений. Па этом этапе исследователь может приступить к теоретическому анализу. В процессе обработки первичных данных, в ходе теоретического анализа проверяется правильность отбора эмпирических индикаторов, степень соответствия операциональных понятий реальной действительности, уточняются имеющиеся или разрабатываются новые концептуальные понятия социологической теории.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.religiovedenie.ru/