Контрольная работа Логика и ее виды. Проблемы построения неклассических неаристотилевских логик
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра социальных и гуманитарных дисциплин.
Контрольная работа
по дисциплине «Логика»
на тему:
«Логика и ее виды. Проблемы построения неклассических (неаристотилевских) логик»
Тула - 2010 год.
С О Д Е Р Ж А Н И Е.
1. Введение. 3
2. Логика, как наука. 6
3. Основные этапы развития логики и её виды. 8
4. Неклассические логики и проблемы их
построения 15
5.Заключение 18
6. Библиография 21
1.Введение
Каждый человек применяет в своей практике мышления так или иначе логические операции: определение и деление, обобщение и ограничение понятий; преобразование суждений; построение умозаключений; доказательство и опровержение и т.п. Но применяет неосознанно и нередко с погрешностями, без отчетливого представления о всей глубине и сложности тех процедур рассудочной деятельности, с которыми связан всякий, даже самый элементарный акт мышления.
Что же избавляет нашу рассудочную деятельность от погрешностей, ошибок, недостатков? Подобно тому, как грамматика исправляет стихийно сложившееся умение говорить, язык людей, для нужд которого она создана, наука логики исправляет разум, чтобы мышление протекало правильно всякий раз, когда существует возможность возникновения ошибки. Говоря словами английского экономиста, философа и логика Д.С.Милля, логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления. Она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, будто мы понимаем предмет в то время, когда мы его не понимаем.
Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности. Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы.
Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой. Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений.
Знаменитые юристы всегда использовали знание логики. В суде они обычно не ограничивались простым несогласием, например с доводами обвинения, если видели в них логическую ошибку. Они объясняли, какая ошибка допущена, говорили, что эта ошибка специально рассматривается в логике и имеет особое название. Такой довод оказывал воздействие на всех присутствующих, даже если присутствующие никогда не изучали логики.
Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий. Знание правил и законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики - умение применять ее правила и законы в процессе мышления.
Наряду с другими науками логика своими специфическими приемами и методами образовывает, воспитывает ум, развивает способность мыслить о единичным факте с высоты общей культуры и формулировать выводы с учетом индивидуальных особенностей человека. Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном — о человеческом мышлении — то, что может показаться на первый взгляд без необходимости усложненным. К тому же основное ее содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей искусственном языке. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся.
Итак, логика - это наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым она подчиняется. Рассуждения облекаются в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами.
2. Логика как наука
Слово “логика” происходит от древнегреческого слова «логос», которое можно перевести как «мысль», «понятие», «разум», «рассуждение». В настоящее время оно употребляется в следующих основных значениях.
Во-первых, этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира, которые называют объективной логикой.
Во-вторых, словом “логика” обозначают особые закономерности в связях и развитии мыслей. Эти закономерности называют субъективной логикой. Они являются отражением объективных закономерностей.
Логикой называют также науку о закономерностях в связях и развитии мыслей.
Наука логика - сложный, многогранный феномен духовной жизни человечества. В настоящее время существует великое множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они делятся на науки о природе - естественные науки и науки об обществе - общественные науки. В сравнении с ними своеобразие логики заключается в том, что ее объектом выступает мышление.
В чем же специфика логики по сравнению с другими науками, изучающими мышление?
Философия исследует мышление в целом. Она решает фундаментальный философский вопрос, связанный с отношением человека и его мышления к окружающему миру.
Психология изучает мышление как один из психических процессов наряду с эмоциями, волей и т. д. Она раскрывает взаимодействие с ними мышления в ходе практической деятельности и научного познания, анализирует побудительные мотивы мыслительной деятельности человека, выявляет особенности мышления детей, взрослых, психически нормальных людей и лиц с отклонениями.
Физиология раскрывает материальные, физиологи-ческие процессы, исследует их закономерности и физико-химические и биологические механизмы.
Кибернетика выявляет общие закономерности управления и связи в живом организме, техническом устройстве и в мышлении человека, связанном, прежде всего с его управленческой деятельностью.
Лингвистика показывает неразрывную связь мышления с языком, их единство и различие, их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.
Своеобразие же логики, как науки о мышлении, как раз и состоит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, то есть роли и значения в познании и практической деятельности, и в то же время с точки зрения составляющих его элементов, а также связей и отношений между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики. Поэтому она определяется как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине.
3. Основные этапы развития логики и ее виды.
Современная логика как наука о законах и формах человеческого мышления включает в себя две относительно самостоятельные науки: логику формальную (классическую) и логику современную (неклассическую).
Формальная логика - это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях между мыслями по их логическим формам. Формальная логика является наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления, то есть типичные алогизмы. При применении средств, вырабатываемых формальной логикой, можно отвлекаться от развития знания. Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая понятия, она изучает не конкретное содержание различных понятий, а понятия как форму мышления. Изучая суждения, логика выявляет общую структуру для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обуславливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину. Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность. Поэтому изучение мышления, его законов и форм нужно начинать с формальной логики.
Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа.
Первый этап - это связь с работами Аристотеля, в которых дано систематическое изложение логики. Основным содержанием логики Аристотеля является теория дедукции, также содержаться элементы математической логики. Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное умозаключение. Учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики - логике предикатов. Дополнением к этому учению была логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и других). Логика стоиков - основа другого направления математической логики - логики высказываний. Следующими, кто развил учение Аристотеля, следует назвать Галена; Порфирия, который разработал схему, отображающую отношения между понятиями; Боэция, сочинения которого были логическими пособиями. Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики. Значительны успехи логической науки в Новое время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная Ф. Беконом. Он подверг критике дедуктивную логику, которая не может служить методом научных открытий.
Методом должна быть индукция. Индукция - разновидность умозаключения, в котором мысль движется от частного к общему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.
Разработка индуктивного метода - огромная заслуга Бекона. Методы дедукции и индукции не исключают друг друга, а дополняют. Дж.С.Милль систематизировал методы научной индукции. Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бекона - Милля составили основу общеобразовательной дисциплины и составляют основу логического образования в настоящее время.
Классическая логика ориентировалась главным образом на анализ математических рассуждений. С этими связаны многие ее особенности, нередко расценивающиеся теперь как ее недостатки. В процессе развития она оказалась одной из многих логических теорий. Но это не означает, что она представляет теперь только исторический интерес. Классическая логика по-прежнему остается ядром современной логики, сохраняющим как теоретическую, так и практическую значимость. Разнообразные неклассические направления, возникшие позднее, составляют в совокупности то довольно неопределенное и разнородное целое, которое принято объединять под именем неклассической логики. Некоторые из этих направлений формировались в оппозиции к классической логике, другие - в полемике с нею. Но для всех она была образцом подхода к логическому анализу мышления, первой теорией, последовательно и полно реализовавшей программу математизации логики.
Второй этап - это появление математической логики. Философ Г. В. Лейбниц считается её основоположником. Он пытался построить универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было разрешить посредством вычисления. Математическая логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного вывода. Для выявления структуры вывода строят различные математические исчисления.
Другим основанием деления логики служит различие применяемых в ней принципов, на которых базируются исследования. В результате такого деления имеем классическую логику и неклассические логики. На рубеже 20-х гг. К.И.Льюисом и Я.Лукасевичем были построены первые в современной логике модальные логики, рассматривавшие понятия необходимости, возможности, случайности и т.п. Тем самым была возрождена тема модальностей, которой активно занимались еще Аристотель и средневековые логики. В 20-е гг. начали складываться также многозначная логика, предполагающая, что утверждения являются не только истинными или ложными, но могут иметь и другие истинностные значения; деонтическая логика, изучающая логические связи нормативных понятий; логика абсолютных оценок, исследующая логическую структуру и логические связи оценочных высказываний; вероятностная логика, использующая теорию вероятностей для анализа проблематичных рассуждений, и др. Все эти новые разделы логики не были непосредственно связаны с математикой, в сферу логического исследования вовлекались уже естественные и гуманитарные науки.
В дальнейшем сложились и нашли интересные приложения логика времени, описывающая логические связи высказываний, у которых временной параметр включается в логическую форму; паранепротиворе-чивая логика, не позволяющая выводить из противоречия все что угодно; эпистемическая логика, изучающая понятия «опровержимо», «неразреши-мо», «доказуемо», «убежден», «сомневается» и т.п.; логика предпочтений, имеющая дело с понятиями «лучше», «хуже» и «равноценно»; логика изменения, говорящая об изменении и становлении; логика причинности, изучающая утверждения о детерминизме и причинности, и др. Экстенсивный рост логики не завершился и сейчас. Более того, следует заметить, что именно аристотелевская логика дала толчок для развития современных неклассических логик, которые сегодня насчитывают десятки относительно самостоятельных направлений. К ним относятся логики: интуиционистская, конструктивная, модальная, деонтическая, прагматическая, многозначная, паранепротиворечивая, логика решений и другие.
В.С. Меськов выделяет принципы классической логики:
1) область исследования составляют обыденные рассуждения;
2) допущение о разрешимости любой проблемы;
3) отвлечение от содержания высказываний и от связей по смыслу между ними;
4) абстракция двузначности высказываний.
Существует логика диалектическая, предметом специального изучения которой являются формы и закономерности развития знания. Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя. Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза и так далее, такие методы познания как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез.
В процессе познания методы формальной логики дополняются методами диалектической логики и наоборот. В развитие диалектической логики внесли определенный вклад Платон и Аристотель, отдельные идеи высказывались средневековыми философами и философами Нового времени. Классические формы придали ей Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Диалектическая логика Гегеля является систематическим учением, хотя она и разработана с позиций объективного идеализма. Диалектическую логику на материалистической основе разработали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект – человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.
Логика занимается не только связями высказываний в правильных выводах, но и многими иными проблемами: смыслом и значением выраже-ний языка, различными отношениями между терминами, операциями определения и логического деления понятий, вероятностными и статисти-ческими рассуждениями, парадоксами и логическими ошибками и т. д. Но главные темы логических исследований – анализ правильности рас-суждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых является необходимым условием получения истинных заключений в процессе вывода.
В правильном рассуждении заключения вытекает из посылок с логической необходимостью, общая схема такого рассуждения выражает логический закон. Рассуждать логически правильно – значит рассуждать в соответствии с законами логики. Диалектическая логика изучает законы развития человеческого мышления. К ним относятся объективность и всесторон-ность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны и так далее. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.
Проблематика современной логики сложна и многообразна.Научное и познавательное значение имеет спектр проблем, которые изучаются многозначной логикой. Она исследует логические модели сложных высказываний. Если в алгебре логики принимаются во внимание два высказывания (да - нет), то здесь рассматриваются суждения с модальным исходом (да, нет, может быть, и, или, если ... то и т.д.). Такие суждения являются проблематичными, вероятностными, в них выражаются уверенность или неуверенность. При этом допускается бесконечное множество истинных оценок, степеней подтверждения правдоподобия, вероятности.
В развитие многозначной логики внесли свой вклад Я. Лукасевич, А. Гейтинг, С. Клини, Г. Рейхенбах, Д.А. Бочвар. Обобщенным вариантом многозначной логики является n-значная система (бесконечная логика), разработанная Э.Л.Постом.
Новые неклассические направления в развитии логики позволяют формулировать и решать многие научные проблемы нетрадиционными способами. К ним относятся проблемы управления, эвристического программирования, прогнозирования, реферирования, разработки информационно-поисковых систем и специальных языков для них, создания лингвистики для космических коммуникаций и т.д.
Вместе с тем следует учитывать, что существуют объективные ограничения в применении логических средств. Например, не могут быть адекватно описаны в терминах логики долг, честь, совесть, достоинство, любовь, красота и т.д. Логика нередко бессильна также там, где властвует интуиция. В последние годы сильно расширяется понимание статуса доказательства. Все больше внимания уделяется субъективным, этическим, выразительным аспектам его убедительности. Остаются по сей день неразрешимыми логические парадоксы и антиномии, дошедшие до нас с древних времен. Конструирование ЭВМ и роботов новых поколений требует разработки качественно нового логического аппарата.
4.Неклассические логики и проблемы их построения.
Неклассические логики - это обобщенное название ряда направлений в развитии современной логики, основанных на том, что для отражения различных областей действительности здесь применяются иные аксиомы и принципы рассудочной деятельности, символы, а также категориальный аппарат и методы других наук (этики, эстетики, права, лингвистики, психологии и др.)
Одним из распространенных ветвей науки о мышлении представляет интуитивизм.
Интуиционистская логика - это направление в математической логики, возникшее как реакция на кризис оснований математики, а также философская концепция. Она отдаёт приоритет в логико-математическом творчестве содержательным, неформализуемым, то есть интуитивным аспектам. Развитие данного направления связано с именами голландских логиков, математиков Л.Э.Я. Брауэра, А. Гейтинга, советского математика и логика В.И. Гливенко и других.
Интуиционистская логика возникла в связи с невозможностью решения логических парадоксов и антиномий (логических противоречий), сформулированных на рубеже XIX - XX веков. Представители данного направления считают, что в процессе повседневной практики и в научных исследованиях вполне достаточно здравого смысла, естественной способности человека правильно рассуждать, интуитивных представлений. Только в современной логике оказалось возможным реализовать сомнения в универсальности принципа двузначности в форме логических систем. Этому способствовало широкое использование ею методов, не препятствующих формальному подходу к логическим проблемам.
Первые многозначные логики построили независимо друг от друга польский логик Я. Лукасевич в 1920 г. и американский логик Э. Пост в 1921 г. С тех пор построены и исследованы десятки и сотни таких «логик».
Я. Лукасевичем была предложена трехзначная логика, основанная на предположении, что высказывания бывают истинными, ложными и возможными, или неопределенными. К последним были отнесены высказывания наподобие: «Я буду в Москве в декабре будущего года». Событие, описываемое этим высказыванием, сейчас никак не предопределено ни позитивно, ни негативно. Значит, высказывание не является ни истинным, ни ложным, оно только возможно.
Все законы трехзначной логики Лукасевича оказались также законами и классической логики; обратное, однако, не имело места. Ряд классических законов отсутствовал в трехзначной логике. Среди них были закон противоречия, закон исключенного третьего, законы косвенного доказательства и др. То, что закона противоречия не оказалось в трехзначной логике, не означало, конечно, что она была в каком-то смысле противоречива или некорректно построена.
Э. Пост подходил к построению многозначных логик чисто формально. Пусть 1 означает истину, а 0 — ложь. Естественно допустить тогда, что числа между единицей и нулем обозначают какие-то уменьшающиеся к нулю степени истины. '
Такой подход вполне правомерен на первом этапе. Но чтобы построение логической системы перестало быть чисто техническим упражнением, а сама система — сугубо формальной конструкцией, в дальнейшем необходимо, конечно, придать ее символам определенный логический смысл, содержательно ясную интерпретацию. Вопрос о такой интерпретации — это как раз самая сложная и спорная проблема многозначной логики. Как только между истиной и ложью допускается что-то промежуточное, встает вопрос: что, собственно, означают высказывания, не относящиеся ни к истинным, ни к ложным? Кроме того, введение промежуточных степеней истины изменяет обычный смысл самих понятий истины и лжи. Приходится поэтому не только придавать смысл промежуточным степеням, но и переистолковывать сами понятия истины и лжи.
Ситуации такого типа, когда приходится иметь дело не с двумя возможностями, а с тремя , где третья возможность есть отрицание двух других , складываются не только в сфере сложной и утонченной науки , но и на примитивном житейском уровне. Один человек спрашивает другого: "Перестал ли ты бить своего отца? " Согласно двузначной логике, другой должен ответить либо "да", либо "нет". И тот и другой ответ будет
означать, что отвечающий раньше бил своего отца. А как быть, если он раньше не делал этого? Оперируя только одним отрицанием, проблему решить нельзя. Дело в том, что сложившаяся ситуация предполагает не только две возможности : "Я перестал бить своего отца " (X) и "Я не перестал бить своего отца " (Y), но также третью возможность "Я вообще (раньше) не бил своего отца " (Z). И верным будет не утверждение "либо X, либо Y" , а "либо X , либо Y , либо Z" .
Было много попыток содержательно обосновать многозначные логические системы. Однако до сих пор остается спорным, являются ли такие системы просто «интеллектуальным упражнением» или они все же говорят что-то о принципах нашего мышления.
Многозначная логика никоим образом не отрицает и не дискредитирует двузначную. Напротив, первая позволяет более ясно понять идеи, лежащие в основе второй, и является в определенном смысле ее обобщением.
5.Заключение
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная ее правил. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, однако нельзя и недооценивать практического значения этой науки.
Задача логики в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить, правиль-но сознавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышле-ния, вырабатывает навык мыслить “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Логика – необходимый инструмент, освобождающий от личных, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна “любому специалисту, будь он математик, медик, биолог”. (Анохин Н.К.).
Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логичес- кие ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе юриста.
Знание логики помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях и так далее. Ведь все это направленно на укрепление законности и правопорядка.
Логика — тот особый, самобытный мир со своими законами, условностями, традициями, спорами и т.д. То, о чем говорит эта наука, знакомо и близко каждому. Но войти в ее мир, почувствовать его внутреннюю согласованность и динамику, проникнуться его своеобразным духом непросто. Но стоит обратить внимание и на тот факт, что логика всё больше и больше превращается в изолированную науку, замыкается в себе и становится непонятной для многих. Особенно настораживает то обстоятельство, что в среде самих логиков обнаруживается своеобразная слепота по отношению к элементарным логическим ошибкам в основополагающих работах классиков логики Г. Кантора, Д. Гильберта, Б. Рассела, Дж. Пеано и др. , на что обращал внимание ещё Анри Пуанкаре (см. на сайте работ сотрудников ИФРАН: Кулик Б.А.- « С чем идёт современная логика в XXI век?» ). А негативные следствия чрезмерной формализации сказываются даже на математике. Приходится постоянно модифицировать методы их построения и исследования, прибегая к всё более обобщённым конструкциям для того, чтобы найти и выделить хоть что-то общее, что есть у всех логических систем. Вместо металогики появляются описательные и классифицирующие такие дисциплины, как «философская логика», «абстрактная алгебраическая логика» или «универсальная логика». И, тем не менее, математическая логика немало способствовала бурному развитию информационных технологий в ХХ веке, компьютеризации, построению искусственного интеллекта, она стала неотъемлемой частью многих прикладных наук.
Но, не смотря на все вышесказанное, знание логики позволяет человеку более свободно ориентироваться в окружающем мире. Выдающийся русский ученый И.П.Павлов любил повторять, что человек становится хозяином действительности через вторую сигнальную систему: слово, речь, мышление. Правильный образ мыслей основан на установлении истинных причинно-следственных связей между явлениями, он ведет к адекватным решениям и конструктивному планированию действий. Неправильный, неорганизованный образ мыслей порождает хаос в делах, часто приводит к поражению и нервным срывам.
Овладение логикой является важным этапом в становлении и формировании личности, в развитии ее способностей. Результаты социально-психологических исследований свидетельствуют, что средний человек развивает только 10% своих скрытых умственных способностей. Овладение логикой - это одни из путей более полного раскрытия интеллектуальных возможностей личности.1
Любой специалист, логично, свободно, ярко, доступно и образно излагая свои мысли, способен привлечь к себе внимание других людей. Бизнесмен, менеджер, предприниматель стимулирует работу их сознания в нужном направлении, убедительно рассуждает о необходимости сотрудничества и взаимной заинтересованности в успешном решении практических проблем. Юрист, владеющий логикой, повышает свои шансы в раскрытии сути запутанных и противоречивых дел, в поисках ответа на сложные вопросы, в принятии обоснованных и справедливых решений.
Способность правильного мышления свидетельствует о значительном интеллектуальном потенциале человека, и в этом смысле правы были древние, когда говорили, что логику не закроешь даже короной, что знание и могущество человека совпадают. Последуем мудрому совету французского ученого Б. Паскаля: ”Будем же стараться хорошо мыслить”.
6.Библиография
Гейтманова А.Д. Учебник по логике. Москва 1995г.
Иванов Е.А. Логика. Москва 1996г.
Краткий словарь по логике. Под редакцией Горского. Москва Просвещение 1991г.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Издание 5-е 1991г. Ивлев Ю.В. Курс лекций по логике. Издательство Московского университета 1988г.
Ивлев Ю.В. Курс лекций по логике. Издательство Московского университета 1988г.
Ивин А.А . Логика. Методический материал – 2-е издание. Издательство <Знание>1998 год
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М. 1989.
1 См.: Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М. 1989. С. 14.