Контрольная работа Политика как общественное явление. Структура и функции политики
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ГОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГПС МЧС РОССИИ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Политология»
вариант № 81
зачётная книжка № 08181
Выполнил: ст. лейтенант вн. службы
Бабанов Павел Васильевич
Старший инспектор ОНД Козловского района УНД ГУ МЧС России по Чувашской Республике
Обратный адрес: 429430 Чувашская Республика, г. Козловка
ул. Лобачевского д.28
Дата выполнения работы: 30.07.2010 г.
Проверил: _________________________
__________________________________
Екатеринбург
2010
Содержание.
Политика как общественное явление. Структура и функции политики.
Сущность, признаки и функции политической партии.
Для поддержания правопорядка в обществе власть часто использует силу. Как использование насилия властью согласуется с ее легитимностью?
Вопрос №1: Политика как общественное явление. Структура и функции политики.
Политика – понятие ключевое в политической науке. Все последующие проблемы данной науки исходят из категории политика и замыкаются вокруг нее.
Политика – также понятие историческое. На заре истории человечества не было такого понятия, как политика и люди вели повседневную борьбу за свое существование - добычу пищи и одежды, защиту от нападений более сильных, чем они, представителей животного мира. Значит все взаимоотношения между людьми объяснялись инстинктом самосохранения. Следовательно, политика возникает с появлением в обществе властных отношений.
Как явление социальное политика возникает только в обществе, которое представляет взаимодействие индивидов, наделенных сознанием и волей. Каждый из них преследует, прежде всего свои интересы. В примитивных обществах согласованное поведение индивидов были основаны на естественном совпадении их интересов. Однако с развитием человеческих потребностей появился прибавочный продукт. Возникновение частной собственности обособило отдельного человека. В результате этого сформировался самостоятельный человек, независимый от власти общины. Индивидуальный интерес все реже совпадал с общим, с интересами других общинников. В этих условиях интеграция общества, согласие его членов не могли обеспечиваться традиционными институтами. Поэтому можно подчеркнуть, что именно потребности в согласовании различающихся групп интересов привели к появлению политики и ее институтов. Теперь с помощью этих институтов политики индивидуальные стремления людей стали переводится в политическую волю общества. Значит, политика была предназначена для удовлетворения не только личных потребностей, но и общезначимых групповых интересов.
Политика возникает также в зависимости от географических, природных, экономических, социальных, культурных условий конкретной страны. Притом от этих объективных факторов зависят направленность политики, возможности, средства и методы реализации власти. Так в странах западной цивилизации политика возникла в результате социального расслоения общества. Однако, как показала история, она может возникать не только вследствие усиления социального неравенства. В странах Востока потребность в политике была вызвана необходимостью обеспечения населения продовольствием и предметами первой необходимости, защиты территориальной целостности страны от нападений чужеземцев, освоения новых земель.
Слово «политика» пришло к нам из Древней Греции и происходит от греческого polis (город). В Древней Греции оно обозначало различные формы государственного правления. Одно из первых произведений, посвященных изучению политики – трактат Аристотеля « La Politika » дословно так и называется: «То, что относится к государству».
В английском языке, а также в американской и мировой политической науке в целом для обозначения различных сторон политики используют три самостоятельных термина: « polity » ( «полити» или «полития»), « policy » («полиси») и « politics » («политикс»). Эти понятия примерно соответствуют форме политики, ее содержанию и политическому процессу.
Полития означает политическую организацию того или иного общества, государство в широком смысле слова, т.е. совокупность всех граждан страны и весь механизм осуществления власти. Другими словами полития – это политический строй страны и политический порядок в единстве составляющих его институтов и норм.
Полиси означает содержание, образ действий власти, правительства и технологию принятия политических решений. Полиси также относятся не только к действиям центральной власти, но и к способу поведения, принятия решений органами власти.
Политикс – это политика, рассматриваемая с точки зрения возникновения и разрешения в ней конфликтов. Политикс-анализ занимается субъектами, претендующими на власть или стремящимися –повлиять на политические решения: партиями, общественными организациями, СМИ, заинтересованными группами, а также конфликтующими интересами.
В политической науке полити (форма), полиси (содержание) и политикс (процесс) называют измерениями политики, отражающими ее важнейшие аспекты.
Как видим, понятие политика – многогранное и многообъемное и практически охватывает все сферы жизнедеятельности человека в обществе. В этой связи в политологии имеют место различные парадигмы (подходы) объяснения политики. Выделим основные парадигмы политики:
1. Теологическая – сверхъестественная интерпретация политики.
2. Натуралистическая – природа политики вытекает из влияния: внешней среды – географическая парадигма; свойств живой природы – биологическая парадигма; качеств самого человека – психологическая парадигма.
3. Социальная – политика характеризуется через воздействие других сфер общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта.
4. Рационально-критическая – политика объясняется не только внешними по отношению к ней факторами, но в большей мере ее внутренними причинами, свойствами, элементами.
Если их суммировать все сказанное, то современная политическая наука выделяет следующие основные толкования политики:
· Как отношения между классами и социальными группами общества;
· Как господства, связанного с завоеванием и использованием власти;
· Как управления, упорядочения общественной жизни;
· Как системы принципов и норм регулирования жизни общества в целом и социальных групп, имеющихся в данном обществе.
В любом из этих подходов просматривается понимание политики как области межгрупповых отношений по поводу использования власти, ее публичных институтов для реализации их общественно значимых интересов и потребностей.
Все это позволяет рассматривать политику в двух ее основных аспектах: во-первых, как средство организационного и духовного начала нового государственного устройства; во-вторых, в качестве регулятивно-контрольной сферы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций и взаимоотношения между странами.
Современное состояние политической науки позволяет рассматривать политику в условиях методологического плюрализма как многомерное общественное явление. В этой связи многие исследователи многомерность политики видят в том, что она выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:
1. Как сфера общественной жизни;
2. Как один из видов активности социальных субъектов, их совокупной деятельности и индивидуального поведения;
3. Как тип социальных отношений.
Из такого подхода вытекают следующие аспекты политики: участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, связанная с регулированием интересов путем использования политической власти; совокупность вопросов или событий государственной, общественной жизни; характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой.
Вышесказанное позволяет дать следующее общее определение политики. Политика – это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.
Характерными чертами политики являются:
1. Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества в целом);
2. Любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства;
3. Связь с действиями и интересами больших масс людей;
4. Целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа и учета многообразия условий и компонентов политических действий;
5. Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.
Политика, обладая этими специфическими чертами, имеет характерные только для нее свойства. Они таковы: универсальность – способность сознательно увеличивать или уменьшать число объектов государственно-властного регулирования; инклюзивность – способность проникать в другие области общественной жизни. Есть и такое свойство политики – это способность сочетаться с неполитическими общественными явлениями и сферами.
Весьма сложной и многоуровневой является структура политики. Выделим узловые части структуры, наиболее полно характеризующие внутреннюю сущность политики.
Политический интерес как структура политики представляет собой внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.
Политическая организация, отражающая роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами.
Политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти.
Политическая деятельность, выступающая разновидностью социальной активности субъектов, действия которых выражают реализацию ими своих политических статусов.
Политическое сознание, характеризующее зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно-значимым интересам.
Сложная структура политики определяет не простую схему ее взаимоотношения с другими сферами общественной жизни. Выделяются причинно-следственные связи, которые объясняют детерминированность происхождения и характера протекания политических процессов неполитическими (экономическими, идеологическими, культурными и другими) факторами; функциональные связи отражают взаимозависимость политики и других сфер жизни общества как относительно самостоятельных систем регулирования социальных процессов.
Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем более многочисленны функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы его жизнедеятельности. В современных обществах политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут нормально развиваться.
1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивая их ресурсами.
2. Функция мобилизации и эффективности общей деятельности. Политика формулирует ценностно-значимые цели поступательного развития и обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти.
3. Управленческая и регулятивная функции. Выражая, властно значимые интересы и потребности различных социальных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и влияет на них путем принятия политических решений. Согласно данной функции, политика управляет социальными процессами и регулирует их, воздействуя на интересы групп, используя социальное принуждение и насилие.
4. Функция рационализации. Учитывая групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и осуществляет их цивилизованное разрешение.
5. Функция политической социализации. Благодаря вовлеченности индивида или группы политика включает личность в социальные отношения, наделяет ее опытом и навыками преобразовательной деятельности и эффективного выполнения политических ролей и функций.
6. Интеграция различных групп и слоев общества в единое целое.
7. Обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком и природой.
8. Обеспечение целостности общественной системы и порядка в обществе.
Эти функции наиболее полно раскрывают сущность политики и включают ее рассмотрение в трех измерениях. Во-первых, институциональном, как совокупности институтов, в рамках которых осуществляется властвующая и управленческая деятельность, оформляются и функционируют властеотношения. Во-вторых, нормативном - как совокупности ценностей и норм, целей и задач политической деятельности, зависящих от общих интересов социальных групп. В-третьих, процессуальном - как системы действий по защите и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управления государством.
Многогранность политики определяется и не менее сложной типологией. В современной науке выделяют различные типы политики:
1. директивная;
2. функциональная;
3. коммуникативная.
Директивная политика основана на прямом принудительном насилии. Это политика силы, в основе которой лежат принципы «игры с отрицательной суммой». Характерной чертой такой политики является ригоризм, означающий нетерпимость и нежелание «поступаться принципами».
Функциональная политика акцентирует внимание на правилах игры, учитывающих разнообразие существующих социальных ролей и институтов. Это – политика компромисса, основанная на логике «игры с нулевой суммой».
Коммуникативная политика – это политика сотрудничества на принципах игры «с положительной суммой».
Следующая классификация идет по следующим основным критериям. Сферы общественной жизни – здесь выделяются такие типы: экономическая, социальная, национальная, научно-техническая, экологическая, культурная, военная. Объект воздействия – внутренняя и внешняя. Субъект политики – государственная политика, политика партий, политика общественных организаций и движений. Приоритет деятельности (цель) – политика нейтралитета, политика национального примирения, политика «открытых дверей», политика «большого скачка», политика компромиссов.
В жизни общества, особенно современного, большое значение имеет соотношение политики и морали. Являясь сферой социального выбора группы, индивидов, организаций, политика органично связана с моралью. Как известно, выбор проектов желаемого, будущего, значимость тех или иных целей, определение средств и методов их достижения основываются на моральных представлениях человека о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.
Между политикой и моралью есть то, что их сближает, одновременно есть и то, что их различает.
Сближает их то, что и та и другая относятся к сфере социального выбора. Их содержание обусловлено влиянием множества факторов, начиная от исторических и социокультурных и кончая субъективными представлениями и случаем. Кроме того надо сказать, что упорядочение поведения людей осуществляется при помощи нравственных и политико-правовых норм, которые являются общеобязательными для всех людей. Вот что их сближает.
Теперь посмотрим каковы различия между ними. Нравственные и политические нормы различаются способом формирования и средствами реализации. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, совести, справедливости. Они становятся обязательными для всех по мере осознания и признания их большинством членов общества. Политические нормы устанавливаются государством и закрепляются в законах. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, а существуют в сознании людей. В большинстве случаев они соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписаний, благодаря внутреннему убеждению и силе общественного мнения. Нравственные нормы выступают в виде обобщенных правил поведения, свойственных для всех ситуаций, а политические нормы более детализированы и специализированы для конкретных участников политической жизни. Мораль и политика также различаются механизмом воздействия на общество. Так мораль является разновидностью индивидуального регулирования с помощью наиболее общих правил поведения. Политика же обращена к общественным или групповым интересам и поэтому прямо не выражает индивидуальных особенностей.
В реальной практике взаимоотношения политики и морали намного сложнее и противоречивее. Как показывает исторический опыт многих цивилизованных государств, сбалансированного взаимодействия политики и морали можно добиться только в зрелом гражданском обществе, где соблюдение законов властью и индивидом является естественным следствием их культурного, цивилизованного и интеллектуального развития.
В истории чаще встречались две крайности. Первая, когда политика полностью подчиняла себе нравственные нормы и ценности. При этом потребности конкретного человека приносились в жертву интересам общества. В таком случае политическая целесообразность подменяла простые требования честности, порядочности, совести. Замена морали политикой привела к утверждению тоталитарных режимов. Вторая крайность выражается в слиянии политики и морали. Опираясь на вечные ценности, мораль снижает эффективность и результативность политических решений и при принятии решений политиками всякий раз приходится соизмерять их с нравственными нормами общества.
Макиавелли определил сущность политики через «государственный интерес». Реализация «государственного интереса» предполагала, по Макиавелли, использование различных средств, даже самых жестоких. Однако еще раньше Аристотель утверждал, что политика и мораль неразделимы, поскольку целью политики является достижение общего блага, счастливой жизни для всех граждан.
В наши дни мы часто встречается с выражением, что политика – это «слишком человеческое» или «вообще грязное дело». Ответить на поставленный вопрос однозначно невозможно и поэтому с древних времен идет вечный спор. Смысл этого спора можно сформулировать следующим образом – выяснить, как в реальности должны соотноситься цели, средства и главным образом результаты политической деятельности; можно ли добиваться решения самых благородных целей насильственными методами; следует ли во имя достижения счастья большинства общества принести в жертву жизнь одного человека?
Как было сказано выше, политика, как деятельность по руководству и управлению может быть ориентирована на реализацию интересов как всего общества, так и отдельной группы или личности. Субъекты политики в своих действиях нередко руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти ценности задают порой определенную направленность конкретным политическим действиям. Однако, как показывает историческая действительность многих стран мира, подобное взаимодействие политики и морали существует скорее идеально, нежели реально. На практике порой оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попадая в политику и наделенные властью, постепенно утрачивают свои лучшие благородные качества, деградируют сами и разлагающее воздействуют тем самым на свое окружение, способствуя и его деморализации. В литературе можно найти такой пример. Н Чаушеску, бывший руководитель Румынии, за 20 лет своего «правления» «сколотил» свое личное состояние в размере 3,8 млрд. фунтов стерлингов. Это состояние равно стоимости личного имущества английской королевы Елизаветы 11. Но здесь надо учесть одно обстоятельство – монархи накапливали эти богатства в течение нескольких поколений и имея при том определенные финансово-экономические основания. Вовсе не случайно Н. Чаушеску был расстрелян восставшим своим же народом прямо на центральной площади страны.
Естественно напрашивается такой вопрос – в силу каких причин или факторов перерождаются политики в худшую сторону, утрачивая свои лучшие качества, которыми они обладали, когда шли к власти? Политологи, изучающие эти проблемы, выделяют такие причины этого неординарного явления.
Первая причина заключается, по их мнению, в том, что опережающий рост потребностей человека наталкивается на ограниченные возможности их удовлетворения и порождает желание осуществить их за счет других людей. Политика как раз открывает во многих случаях такую возможность, где идет распределение ресурсов и благ, статусов и привилегий с помощью власти. С помощью власти субъект политики может удовлетворить все свои искушения: в богатстве, в желании повелевать, в господстве над другими людьми.
Вторая причина – индивидуальные и общественные интересы, как правило, противоречат друг другу. Конкретно взятый человек живет в обществе и поэтому вынужден подчиняться тем правилам, которые сложились в нем. В такой ситуации в действие вступают две взаимоисключающие друг друга тенденции. Первая – общество как бы «репрессирует» индивидуальность и уникальность личности. Вторая – политика же предоставляет этой личности выйти за пределы установленного общественного контроля.
Эта опасность развращения человека властью давно была подмечена в истории политической мысли. Выше мы отмечали взгляды по данному вопросу Аристотеля и Макиавелли. Мыслители прошлого сдержать разрушающие начала политики пытались с помощью морали. Они утверждали, что мораль является единственным и одним из наиболее важных институтов регуляции не простых отношений между людьми в сфере общественных и политических отношений. Линия концепции особого выделения морали как сдерживающего фактора у древних мыслителей была выстроена следующим образом: во-первых, обязательность моральных основ основана на силе общественного мнения и внутреннем убеждении индивида в истинности данных правил; во-вторых, мораль согласовывает свободу и необходимость и снимает противоречие между личностью и обществом. Однако в бурный ХХ век мораль постепенно утратила свои прежние позиции и политика стала в большей степени оморальной, так как произошло слияние политики и морали. Мораль теперь снижает уровень результативности политических решений. Выход из этого замкнутого круга двести лет тому назад предложил президент США, автор Декларации независимости США Томас Джефферсон, который утверждал, что искусство управления состоит в искусстве быть честным. Но в политике выполнить данное требование не очень просто. Удержаться от соблазна получения благ за счет других, от искушения богатством, славой, привилегиями для большинства политиков, к сожалению, оказывается невозможным.
По поводу соотношения политики и морали определенно высказывался также Макс Вебер. Он, полагая, что особенностью политики является опора на силу, пытался «примирить» мораль и насилие установлением границ сферы их действия. Он утверждал, что до принятия политического решения политик может руководствоваться своими идейными убеждениями и моральными принципами. Однако при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах. Выбор между меньшим злом и неукоснительным соблюдением своих моральных принципов остается за политиком. Поэтому единого морального кодекса нет и в каждой конкретной ситуации политик выбирает сам свою модель поведения.
В современных условиях, говоря о проблемах контроля и нравственности в политике, предлагают двоякую систему мер: во-первых, когда с помощью права определяется критерий гуманности политики; во-вторых, меры контроля за деятельностью политических институтов, когда они должны не просто уважать права и свободы граждан, но и гарант
Вопрос №2 : Сущность, признаки и функции политической партии.
Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия- это политическая общественная организация, которая за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции. Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 в. нет даже упоминания о политических партиях.
Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально активно действовали только в период избирательных компаний. Они не имели постоянно действующих местных организаций.
Политические партии с привычными для нас признаками (оформленное членство в партии, партийные билеты, взносы, внутрипартийная дисциплина) появились в Европе с возникновением массового рабочего движения. Существование сейчас политические партии по организационной структуре можно к двум основным типам- организационно оформленным и организационно неоформленным. В партиях первого типа члены партии получают партийные билеты и платят партийные взносы. В организационно неоформленных партий нет официального членства, а для того чтобы считаться членом такой партии, достаточно проголосовать на выборах за выдвинутого ею кандидата. Наиболее известными примерами второго типа партий являются республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании.
Общее, что присуще современным политическим партиям и что отличает их от партии начала и первой половины 19 в., - наличие партийного аппарата, т.е. организованной группы людей, для которой партийная, политическая деятельность является профессией. Структура партийного аппарата отвечает прежде всего задачам ведения избирательной борьбы.
Каждая партия создавалась для защиты интересов определенной социальной группы. Постепенно она привлекала к себе все новые и новые слои избирателей В результате партии стали в большинстве своем объединениями, в которых в том или другом сочетании представлены интересы различных социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции- группы, выдвигающие программы, отличные от общей программы партии.
Существование в партии нескольких фракции, направлений не ослабляют партию, а наоборот, делают ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди разнообразных групп избирателей, учитывать многообразие социальных, экономических, политических интересов в обществе. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями и течениями.
Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжение длительного времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах,- ее электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т.д.); аграрные партии опирались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних слоев. Примерно в середине 20 в. ситуация изменилась. Крупные партии получают на выборах голоса избирателей , принадлежащих к различным группам населения. Так, за социал-демократов голосуют не только рабочие, но и служащие, интеллигенция, мелкие и средние собственники. Партии консервативной ориентации поддерживают рабочие и служащие, члены профсоюзов и предприниматели.
В программах партий обычно подчеркивается их намерение служить интересам различных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Вместе с тем на выборах в европейских странах (в значительной мере в США) партии продолжают сохранять своеобразие, собственное политическое и идеологическое лицо. Например, от социал-демократов избиратели ожидают проведения сильной социальной политики, принятия новых или совершенствования существующих программ помощи социально незащищенных групп населения.
Политические партии вынуждены решать в своей деятельности очень разнообразные задачи, поэтому и количество приписываемых им некоторыми политологами функций перевалило за десяток.
Во-первых это функции звена между правящими и управляемыми. Партия всегда выступает как канал передачи информации, циркулирующей “сверху вниз” и “снизу вверх”. Интенсивность этих двух информационных потоках может не совпадать. Скажем, в СССР при Сталине первый был исключительно мощным, второй почти иссяк. Но в условиях либеральной демократии не следует недооценивать значение партии в формировании общественного мнения. Другое дело, что здесь партия просто не может отвлечься от настроения рядовых членов и избирателей. Это позволяет партиям выражать социальные интересы.
Во-вторых партии выполняют функции аккумуляции социальных интересов. В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные интересы, предпочтения, требования. Понятно, что трансформировать каждое из них в политическое решение невозможно, да и не нужно: это бы сделало политическую жизнь хаотической и непредсказуемой. Прежде всего, из совокупности интересов необходимо выделить наиболее социально значимые. Далее и эти “отборные” интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на политическую повестку дня. Этим и занимаются партии.
В-третьих важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего общества. Было бы большим искажением истины считать, что партия способна преследовать лишь те цели, которые “носятся воздухе” и вытекают из обстоятельств повседневной жизни ее членов и сторонников. Ни в Китае, ни в России необходимость построения коммунизма не следовала из текущих интересов населения. Но, будучи сформулирована партией, эта цель воодушевила миллионы людей на реализацию программы радикального преобразования общества.
В-четвертых, партии занимаются рекрутированием властной элиты и способствует ее политической социолизации. под рекрутированием следует понимать подбор кадров как для самой партии, так и других организаций, входящих в политическую систему, в том числе и выдвижение кандидатов в представительные органы власти, исполнительный аппарат и бюрократию.
Наконец, партии имеют большое значение, выступая в качестве референтных групп- групп, на которые индивид ориентирует поведение- своих сторонников. Во многих странах люди, повинуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную эмоциональную приверженность той или иной партии.
Классификация политических партии обычно начинают по признаку внутрипартийных структур. В рамках одной из них выделяются кадровые и массовые партии, различающиеся по количеству членов, основным направлениям деятельности, организационной стабильности и принципам руководства. Массовые партии отличаются прежде всего многочисленностью состава.
Массовые партии отличаются тесной и постоянной взаимосвязью их членов. Основная деятельность таких партий имеет идеологическую и воспитательную направленность. Они активно участвуют в избирательном процессе. Руководства в массовых партиях принадлежат профессиональным политикам, постоянной профессиональной бюрократии, причем центр власти находится в самой партийной организации. Иное дело- кадровые партии. Это объединение так называемых “нотаблей” с целью подготовки выборов и сохранение контактов с уже выбранными представителями.
Различают несколько категорий “нотаблей”. Во-первых это люди, которые своим именем или престижем повышают авторитет кандидата в депутаты завоевывают ему голоса; во-вторых, умелые организаторы избирательных компаний; в-третьих, финансисты.
Кадровые партии действуют преимущественно в период предвыборных марафонов, а в промежутках их активность замирает. Как правило, они отличаются отсутствием механизма официального приема в эти партии. Руководство осуществляется “нотаблями”, причем особенно широкие полномочия концентрируются в руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве.
Ряд партий рассматривают, как полумассовые- промежуточный тип, не имеющие своего места в классификации. Это партии, состоящие только из коллективных членов, например британские лейбористы в первые годы своего существования. С финансовой точки зрения, это была массовая партия, так как выборные расходы покрывались за счет взносов членов тред-юнионов (которые и входили в партию на правах коллективного членства)
По характеру первичных организаций выделяют четыре разновидности:
партии-комитеты; партии-секции; партии-ячейки; партии-милиции.
1. Партии-комитеты являются кадровыми. Это- организационно рыхлые ассоциации “нотабелей”, и первичные организации здесь просто отсутствуют. Примерами может служить Консервативная и Либеральная партия Великобритании в 19в.
2. Партии-секции имеют разветвленную сеть местных организаций. Это централизованные партии с довольно жесткой внутренней дисциплиной, но в то же время допускающее “горизонтальные связи” между низовыми подразделениями.
3. Партии-ячейки отличаются еще более жесткой структурой. “Ячейки” создаются, как правило, на рабочих местах (по производственному или по территориально-производственному признаку) Внутрипартийные связи носят по преимуществу “вертикальный” характер: “сверху” идут директивы, “снизу”- отчеты об их исполнении. Фракционная деятельность запрещена, руководство носит строго централизованный и часто авторитарный характер. Члены партий обязаны активно участвовать в их работе.
4. Партии-милиции имеют военизированную структуру с ее главной отличительной чертой- принципом единоначалия. Такие партии встречаются достаточно редко. В качестве примеров можно привести штурмовые отряды в Германии (хотя сама НСДАП была партией секционного типа), террористические организации, а также некоторых стран, в которых десятилетиями длится война (Ливан, Северная Ирландия).
Понятие партийной системы отображает способ взаимодействия различных партии в борьбе за власть. Старейшим (и наиболее популярным посей день) критерием, используемым для классификации партийных систем, является количественный: выделяют беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Первые две разновидности возможны лишь в сочетании с авторитарными режимами и могут названы партийными системами условно, ибо значимое политическое взаимодействие между партиями здесь отсутствует. Беспартийные системы в мире встречаются редко. Это немногие сохранившиеся режимы и некоторые сохранившиеся диктатуры, налагающие запрет на деятельность других партий. В качестве примеров можно назвать своеобразные политические устройства Ирана (после самороспуска Исламской республиканской партии) и Ливии. Однопартийные системы свойственны в основном эгалитарно-авторитарным, авторитарно-ипэгалитарным и популистским режимам. Исходя из существования в той или иной стране однопартийной системы, можно достаточно уверенно приписывать ей один из перечисленных режимов.
Количественная классификация выделяет лишь две партийные системы, которые с либеральной демократией- двухпартийную и многопартийную. Главная сложность, связанная с применением этих понятий, вытекает из некоторой условности термина “двухпартийная система” в Великобритании, которая считается ее классическим образцом, “третьи” партии набирают на выборах до 10% голосов, а количество этих партии давно перевалило за сотню. Обосновывая правомерность использования термина, обычно указывают на то, что власть все же осуществляется попеременно двумя крупными партиями.
Сравнительный анализ недостатков и достоинств двухпартийной и многопартийной систем издавна занимал политологов. Большинство всегда склоняется на сторону первой из них, приводя следующие аргументы:
1. Утверждают, что двухпартийная система способствует постепенному смягчению идеологических конфликтов между партиями и их постепенному переходу на более умеренные позиции. А это делает политическую систему более устойчивой.
2. Другое преимущество двухпартийной системы усматривают в том, что она позволяет одержавшей победу на выборах партии сформировать не подверженное кризисам правительство. Действительно, если в парламенте представлены лишь две партии, то одна из них непременно имеет абсолютное большинство мест, и вынести вотум недоверия ее лидеру- премьер-министру невозможно.
3. С точки зрения избирателя, несомненное достоинство двухпартийной системы- то, что она облегчит выбор при голосовании. Не нужно читать десятки партийных программ или часами сидя у телевизора, вникать в рассуждение “говорящих голов”; партий всего две, и соотнести собственные интересы с их программами не так уж сложно.
4. Наконец, утверждают, что только двухпартийная система позволяет приблизится к идеалу ответственного правления, который играет важнейшую роль во всех без исключения теоретических моделях демократии. Одна из партии находится у власти, другая в оппозиции. Если избиратели недовольны работой правительства, они используют выборы для того чтобы отправить его в отставку.
В условиях многопартийности политическое руководство носит как правило коалиционный характер. Это делает возможной ситуацию ,когда потерпевшая поражение на выборах партия остается в правительстве лишь потому, что является удобным партнером по коалиции.
Двухпартийные системы действительно продемонстрировали уровень стабильности и эффективности, о котором в условиях многопартийности приходится только мечтать.
Хотя политические партии в современном смысле слова возникли не так давно, ныне, по общему мнению политологов и политиков, они переживают период упадка.
Сходит на нет значение низовых партийных организации, а партийная печать, долго считавшаяся одним из признаков либеральной демократии, ныне стала анахронизмом. Роль партии в структурировании результатов выборов тоже заметно уменьшилась. Часто люди голосуют не за партию, а за “имидж” того или иного кандидата, созданный коммерческими средствами массовой коммуникации.
Тем не менее, нет института, который успешнее справлялся бы с тремя важнейшими функциями - передачи власти, политической мобилизации масс и легитимации существующих режимов, чем партии.
Вопрос №3: Для поддержания правопорядка в обществе власть часто использует силу. Как использование насилия властью согласуется с ее легитимностью?
Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них важная роль отводится основаниям политической власти, то есть обоснованию ее законности, признанию обществом ее права на руководящую роль. В политологии данная характеристика обозначается понятием «легитимность» - это признание правомочности власти. Следует различать понятие «легитимность власти» и «легальность власти» - правовое, формальное ее закрепление.
Немецкий ученый М. Вебер показал, легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности власти. Во-первых, легально-рациональный тип легитимации, который опирается на рациональный характер осуществления власти администрацией. Проявляется такая легитимация через деятельность бюрократии (чиновников). Развитие и прогресс бюрократии означает прогресс общества. Во-вторых, традиционный тип легитимации, обусловленный традициями, обычаями, нормами поведения, основанными на вечно существующем порядке (например, патриархальное господство). В-третьих, харизматический тип легитимации, опирающийся на исключительные, выдающиеся способности личности, которые дарованы ей свыше. Эта легитимация отличается тем, что решения, как правило, принимаются иррационально, не на основе закона.
Среди признаков легитимной власти в современной политической науке выделяются следующие: 1) власть охраняющая и развивающая ценности общества и ценности его политического строя; 2) власть, которая пользуется широкой социальной поддержкой и поэтому в меньшей степени нуждается в насилии; 3) власть, которая может позволить себе непопулярные решения; 4) стабильная власть.
Политическая власть сама по себе есть феномен неравенства, асимметрии. Это неравенство поддерживается целой системой разнообразных средств (ресурсов), с помощью которых реализуется политическая власть. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и другие ресурсы. Рассмотрите основные виды ресурсов политической власти, какие из них являются наиболее важными, а какие второстепенными.
Литература:
1. Сравнительная политология. Голосов Г.В. изд-во НГУ, 1995
2. Введение в политологию К.С. Гаджиева М, Просвещение, 1994
3. Основы политологии, Дорофеев В.И., Родионов В.А., СГУ, 1993г.