Контрольная работа

Контрольная работа Образ России в лирических циклах А.Блока

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024



Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина

Институт филологии

Кафедра истории русской литературы
Контрольная работа

по и
стории русской литературы


конца XIX – начала ХХ века
на тему: Образ России в лирических циклах А.Блока
Выполнила: студентка 2 курса

Кануткина Екатерина
Проверила: доктор филологических наук,

профессор Н.Ю.Желтова
ТАМБОВ – 2011

План


Введение……………………………………………………………………2

1. Тема России в творчестве А. Блока……..…………………………………….5

2. Цикл «На поле Куликовом»……………………………….…………………..9

Заключение………………………………………………………………..12

Примечание………………………………………………………………..13

Список используемой литературы……………………………………….14
Введение
Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Россия, ее исторические судьбы, светлые и темные стороны народной души — все это волновало поэтов и писателей на протяжении многих поколений. Россия народная, природная с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала мужество и надежду на будущее.

Родина... Для каждого человека она своя. Художники, писатели, музыканты воспринимают ее более утонченно, нежели простые люди, но в этом и заключается их избранность: видеть мир не таким, каким его видят все. Но даже у них мы никогда не встретим двух одинаковых суждений о родине, о России. Каждый из нас понимает окружающую действительность индивидуально и своеобразно, но сила гения заключается в том, чтобы передавать свое видение мира другим, при этом показывая достоинства, которые мы зачастую не замечаем.

Это особенно видно в поэзии. Мы окунаемся в этот удивительный мир пестрых красок и резких контрастов и не замечаем, как он входит в нас и остается с нами навсегда.

“Кругом тонула Россия Блока” [1, с. 141], — именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после не было. Россия для Блока не просто тема, это целый мир, наделенный своими чертами, заполненный особыми образами и символами. Вновь и вновь поэт возвращается к размышлениям о трагическом прошлом России, о ее историческом предназначении, о ее особенностях, о ее многострадальном народе. Эта тема пришла к автору не сразу — он проникался ею постепенно, преодолевая узость и субъективную ограниченность своих ранних стихов, свершая прорыв в широкий мир, в жизнь эпохи, страны, народа.

В творчестве А. Блока эта тема обретает особое значение. Сам поэт писал в незаконченном ответе Мережковскому: «Родина это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое беспомощное, чем отдельный человек». [2, с. 318]
1. Тема России в творчестве А. Блока

В творчестве А. Блока тема России — одна из самых главных. Все его стихи пронизывает одно чувство безоглядной любви к родной стране:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя...—

так писал А. Блок в стихотворении «Осенняя воля». Любя Россию, поэт не отворачивается от жизненных уродств, от пошлости и зла. Стихотворение «Грешить бесстыдно, беспробудно...», в котором воссоздан крайне отталкивающий образ русского национального характера, поэт заключает словами: «Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне». [3, с. 64]

В стихах А. Блока Россия предстает многосторонней, многоликой. Например, в раннем стихотворении «Русь» она — таинственная, сказочно прекрасная страна.

С болотами и журавлями.

И с мутным взором колдуна...

Россия завораживает, околдовывает, но и сама она околдована. Тема подчиненности ее враждебной чуждой силе неоднократно звучит в произведениях А. Блока. Это не только отголоски старинных преданий, но и гоголевской «Страшной мести». Россия, как пани Катерина, во власти колдуна. В поздней поэме «Возмездие» А. Блок вновь вернется к этой теме, говоря уже о конкретном историческом лице — Победоносцеве:

Он дивным кругом очертил

Россию, заглянув ей в очи

Стеклянным взором колдуна.

Но Россия — не только загадочная, зачарованная страна. Это и вполне реальная «нищая Россия», с «утлым» жильем и ветром «в голых прутьях». Жизнь, повседневная и неприкрашенная, полна щемящей тоски. Русский национальный характер проявляется в конкретных и очень печальных судьбах (стихотворения «За гробом», «Унижение», «На железной дороге» и другие).

Еще одна очень важная сторона образа России — простор и воля. Образ России-цыганки становится воплощением кипучей и свободной стихии, окрыляющей душу восторгом отчаяния и гибели. Россия — «дикой вольности сестра», краса ее - «разбойная», порыв к мятежу, бунту, — суть ее образа.

Следует отметить, что в трактовке образа России А. Блок продолжает традиции русской литературы XIX века: Лермонтова (стихотворение «Россия», 1808), Некрасова («На железной дороге», 1910), однако в каждом из стихотворений есть свое, неповторимое.

В своем творчестве Блок видит Россию в будущем не крестьянским раем, как Есенин. В стихотворении “Новая Америка” (именно так определяет поэт страну свою) он описывает край, где “чернеют фабричные трубы”, где “заводские стонут гудки”. Россия “новым обернулась ликом”, и поэта волнует теперь “другая мечта”.

А потом была война, на которую Блок откликнулся — не мог не откликнуться рядом стихотворений. Война — ужасная трагедия, тяжелое испытание для страны:

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Революция 1917 года вдохновила поэта на создание поэмы “Двенадцать”. В ней он показал крушение старой, буржуазно-помещичьей России и начало зарождения новой. Блок не дает ответа на вопрос: “Какой она будет?” Он не становится ни на сторону тех, кто вопиет: “Погибла Россия”, ни на сторону восставших, которые способны “пальнуть пулей в святую Русь”. Поэт избегает однозначных оценок, но — жертва, вождь или слуга — он намерен быть в гуще событий, в центре жизни своей страны, своего народа.

Сразу же после поэмы “Двенадцать” Блок пишет революционно-патриотическую оду “Скифы”, которая продолжает давнюю традицию русских классиков, неоднократно обращавшихся к теме путей и судеб России, ее роли в цивилизованном мире. Это традиция Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Брюсова. Так, в стихотворении Брюсова “Старый вопрос” герой размышляет о том, “кто мы в этой старой Европе?”. Во многом этому произведению созвучны и “Скифы”. Однако Блок поставил этот вопрос уже в новой исторической обстановке, по-новому.

В “Скифах” Блок видит Россию в прошлом щитом “меж двух враждебных рас”, страной, чьи богатства грабились в течение долгих веков (“копя и плавя наши перлы”). Это страна, которая способна любить и ненавидеть, способна отстоять себя в веках, способна стать оплотом всего лучшего, что было создано человечеством. Это страна — сфинкс, загадочный и непонятный для старого мира, противоречивый и многогранный:

Мы любим все — и жар холодных числ,

И дар божественных видений,

Нам внятно все — и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...

Подобного рода противопоставление России Западу — традиционный мотив русской литературы. Высокое и жертвенное предназначение Руси — тема многих произведений, а слова Тютчева давно стали крылатыми: “У ней особенная стать”. [4, с. 321]

И Блок полностью разделяет это мнение.

С целью эмоциональной выразительности поэт использует при описании русского характера, многогранной русской души антонимические словосочетания, оксюмороны: ненависть — любовь, ликуя — скорбя, жар холодных чисел, тяжелые нежные лапы.

По словам А. Ахматовой, Блок всю свою жизнь посвятил разгадке тайны двух сфинксов: своей души и России. Несомненно, в лирике поэта воплощен облик родины — такой, как ее видел Блок, и любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. И нищая Россия с ее серыми избами, и “новая Америка” по-своему дороги автору:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

Иначе и не может быть. Настоящий поэт любит свою страну всегда, даже если она убога, несправедлива, порочна. Любовь Блока к России — безоглядна, безусловна, бескорыстна. Ее высшее проявление — сама поэзия автора. Россия, во всех ее ипостасях всегда будет жить в стихах поэта, в его бессмертных строках:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят, деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней.
2. Цикл «На поле Куликовом»
Патриотизм лирики Блока отчетливо виден в цикле стихотворений «На поле Куликовом». В этом цикле Блок обращается к историческому прошлому России, чтобы через прошлое понять современность, он ищет в истории повторяемости, соответствии. Он сопроводил цикл «На поле Куликовом» таким примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка ещё впереди». [3, с. 278] Поэтому герой стихотворения ощущает себя современником двух эпох. Стихотворение открывается величественным образом России, устремленной в даль веков. Первая строфа характеризует застылость и грусть: «река грустит», «в степи грустят стога». Но уже в следующей строфе образ России приобретает резко динамический характер: восклицание нарушает начальную идиллическую картину: «О, Русь моя! Жена моя!» Начинается иной ритм, который передает бешеную скачку степной кобылицы.

Наш путь степной, наш путь

в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о Русь!

Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии ощущение единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в кровавый трагический цвет.

Казалось бы, у всадника появляется светлая надежда: «Пусть ночь. Домчимся. Оразим кострами…» Но успокоение души наступает ненадолго. В последней строфе скачка становится невозможной: «Мелькают версты, кручи…» Стихотворение завершается тревожными нотами, предчувствием чего–то ужасного, кровавого. Образ кровавого заката–символ, в который Блок вкладывает мысли о судьбе России: будущее её ему видится неясным, далеким, а путь трудным и мучительным.

В стихотворении А. Блок употребляет авторское «мы», размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное движение – это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки.

Нарастают восклицательные интонации – это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста.
Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.

Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в кровавый трагический цвет («Закат в крови!»). Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла «Родина»

Его стихи о России, в частности цикл «На поле Куликовом» (1908), соединяют образы Родины и любимой (Жены, Невесты), сообщая патриотическим мотивам особую интимную интонацию. Полемика вокруг статей о России и интеллигенции, в целом отрицательная их оценка в критике и публицистике, все большее осознание самим Блоком, что прямое обращение к широкой демократической аудитории не состоялось, приводит его в 1909 к постепенному разочарованию в результатах публицистической деятельности.

Стихотворение А. Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.

Незадолго до революции творческая активность А. Блока снижается. В марте 1916 года он пишет: «На днях я подумал о том, что стихи писать мне не нужно, потому что я слишком умею это делать. Надо еще измениться (или – чтобы вокруг изменилось), чтобы вновь получить возможность преодолевать материал». [5, с. 401] Революция 1917 года стала началом нового, противоречивого и, в то же время, поразительно яркого этапа в жизни и творчестве поэта.
Заключение

«Родина» для Блока — понятие настолько широкое, что он посчитал возможным включить в цикл и стихотворения сугубо интимные («Посещение», «Дым от костра струею сизой...», «Приближается звук. И покорна щемящему звуку...»), и стихотворения, прямым образом связанные с проблематикой «страшного мира» («Грешить бесстыдно, непробудно...», «На железной дороге»). Среди самых значительных — цикл «На поле Куликовом» и стихотворение «Россия».

В декабре 1908 г. А. Блок писал К. Станиславскому: «...стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». [5, с. 544]

Родину по праву можно считать второй матерью каждого человека. На мой взгляд, даже самый жестокий и бездушный человек в глубине души очень любит свою милую сердцу малую родину. Человек и Отечество тесно связаны друг с другом, ибо они не могут существовать друг без друга. Когда человеку плохо и тяжело на душе, его всегда тянет в места, где он родился, вырос, в места, с которыми у него связаны самые приятные воспоминания жизни.
Примечание
1. В. В. Маяковский, сочинения в двух томах. Москва, издательство «Правда», 1987 г. Т. 2. С.

2. Белый А. Воспоминания о Блоке. М., 1995. С. 318.

3. Блок А. Собрание сочинений: В 6-ти т. — Л.: Худож. лит. 1980-1982. Т.3. С. 64., Т. 4. С. 278.

4. Тютчев Ф. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. С. 321.

5. Чуковский К. Александр Блок как человек и поэт. П., 1924. С. 401., С. 544.
Список используемой литературы
Чуковский К. Александр Блок как человек и поэт. П., 1924.

Белый А. Воспоминания о Блоке. М., 1995.

Блок А. Собрание сочинений: В 6-ти т. — Л.: Худож. лит. 1980-1982

Александр Блок в воспоминаниях современников, тт. 1-2. М., 1980

1. Реферат Букефал
2. Реферат Вплив самоточних захворювань на психіку людини
3. Реферат на тему Критические периоды развития зрительной и слуховой систем
4. Реферат Понятие охраны труда в трудовом праве России
5. Реферат История возникновения аудита 3
6. Реферат Общие принципы управленческой деятельности
7. Реферат на тему Medea Essay Research Paper Medea Guilty
8. Реферат Теория полета
9. Реферат Особенности формирования воспитательной системы современной школы
10. Реферат на тему Делопроизводство 4