Контрольная работа Принятие христианства как переломный этап в развитии государства
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
Северный государственный медицинский университет
Институт менеджмента
Контрольная работа по
Культурологии.
Принятие христианства
как переломный этап
в развитии государства.
_ Архангельск _
2009
Введение.
История Руси, предшествовавшая принятию христианства, непонятна и слабо изучена. Это связано, прежде всего, с тем, что наши первые летописцы писали не раньше 11 века. А о событиях 9-10 в.в., за исключением немногих письменных греческих свитков, не имели других источников кроме устных народных преданий, за которыми нельзя признать несомненной достоверности, так как они подвергались вымыслам и изменениям. Таким образом, можно отметить, что только с приходом христианства русский народ получил прочные основы для создания государственной и гражданской жизни, основы, без которой собственно и нет истории.
Восточная территория Европейской России была населена чудскими и тюркскими племенами, а в западной половине, кроме литовского и чудского народов, примыкавших своими поселениями к Балтике, жили славяне под разными местными названиями держась берегов рек: Волхово, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Сумы, Десны, Оки и их притоков.[1] Жили небольшими общинами. Никаких установлений, связывающих между собой племена, не было. Признаки государственной жизни так же отсутствуют. Религия славян состояла в обожании природы, в поклонении солнцу ,воде, небу, земле, ветру, деревьям, птицам. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. У них не было ни храмов, ни жрецов, поэтому их религия не могла претендовать на повсеместность. Так же у славян не было ясных представлений о существовании жизни после смерти, верили они и в волшебство.
1.
Причины выбора византийского христианства.
В IX веке в Восточной Европе сложилось мощное государство, объединившее восточных славян и их ближайших соседей - Киевская Русь. Международный авторитет этой державы возрастал с каждым годом, налаживались контакты с окружающими народами, достигла расцвета торговля. В то же время крупнейшие государства того периода не хотели считаться с северным соседом из-за приверженности населения Руси старым традиционным языческим культам.
Если же говорить о причинах и мотивах сделанного цивилизационного выбора, то принятие христианства по византийскому обряду в определенной степени диктовалось более ранним выбором князя Олега. Перенесение княжеского стола из ориентированного на Балтику Новгорода в ориентированный на средиземноморскую систему Киев географически и культурно приближало Русь именно к Византии, воплощавшей в те времена мощь древней государственности и блеск великой цивилизации. Мир западного римского христианства и мир ислама находились существенно дальше; торговые, военные и политические связи с ними были менее значимыми. Да и для самих этих миров Русь была слишком отдаленной периферией - качественно иной и малоактуальной.
Постепенно языческая религия - прогрессивная для эпохи военной демократии - стала тормозящим фактором в развитии средневековой государственности феодального типа, требовавшей жесткой централизации социальных институтов и объединения под руководством единого правителя. Язычество не обеспечивало формирование отношений феодального господства и беспрекословного подчинения, напротив, оно зачастую толкало вольнолюбивый народ на постоянные выступления против власти, покушавшейся на родовые устои и личную свободу. Кроме того, язычество на определенном этапе перестало обеспечивать достаточно интенсивное развитие торговли и культурного обмена с христианскими и исламскими странами. Поэтому принятие одной из мировых религий стало тогда исторической необходимостью, в определенной степени, уровнявшей Русь с остальными европейскими державами.
Наши летописи живописуют рассказами о знаменитом выборе веры киевским князем Владимиром Святославичем. Он и послов рассылал - к немцам, грекам, болгарам, даже - к арабам; слушал речь философа, а еще принимал во внимание, что «Руси есть веселие пить».
Но, по-видимому, чего-то великий князь все-таки не учел, потому что спустя тысячелетие при сравнении восточнославянского Мира, у истоков которого была Киевская Русь, и Запада даже беспристрастному человеку бросается в глаза поразительное отличие в достигнутых успехах, и не стоит обманывать себя и искать причины нашего отставания где-то вне пределов восточноевропейского геопространства: мол, так уж сложились исторические обстоятельства. Причины того, почему пассионарный импульс народа блокируется, и он теряет динамику своего развития, необходимо искать в самом себе.
Что общего между государствами, безнадежно отставшими в общецивилизационном процессе и сегодня являющимися потенциальными кандидатами в члены Славянского Союза - Россией, Украиной, Беларусью и Югославией? Это - православие. Именно византийская версия христианства отличает народы названных государств от Запада. А Макс Вебер, выдающийся немецкий экономист- аналитик, писал в начале XX века, что хозяйственная этика исповедываемой религии кардинально влияет на выбор экономической модели общества.
Принципиальное отличие между Западной и Восточной Церквями в том, как они организовывают общественное бытие; точнее, как обе Церкви разделяют светское и духовное в жизни общества. А практически - какие взаимоотношения Церкви с государственной властью и ее репрезентантами - императорами, базилевсами, князьями... Ведь именно это интересовало владык, внедрявших христианство как официальную религию в своих государствах, начиная от римского императора Константина, и до нашего князя Владимира Святого, коих Церковь именует Равноапостольными.
Наверное, князя Владимира интересовала не столько роскошь римских базилик или Софийского собора в Константинополе, сколько зависимость римского папы и Константинопольского патриарха от византийского императора. Во время крещения Аскольда и Владимира византийская и западная церкви уже конкретно отличались своим отношением к императорам, или вообще, к светской власти.
2.
Процесс христианизации Руси
Не следует полностью связывать христианизацию восточных славян с тем единовременным актом, который был осуществлён киевским князем Владимиром около 988г. Христианизация Руси представляла собой длительный процесс, начало которого относится к более ранним временам, княжение Владимира, а конец датируется несколькими столетиями позже его княжения. «Крещение Руси» Владимиром являлось лишь одним из эпизодов этой эпопеи. Наивному представлению об одноактном крещении, якобы начавшем христианизацию Руси, противостоит таже, имеющая распространение концепция, по которой христианство было известно славянам с незапамятных времён. Здесь сказывается тенденция к изображению славян в ореоле не только интенсивного, но и давнишнего, традиционного христианского благочестия - не хуже, мол, и не позже других народов они были просвещены светом христианской истины. В угоду этой тенденции в своё время в «Начальный свод» летописи 1116г. была сделана вставка об апостоле Андрее, который совершил в своё время путешествия на север вплоть до Киева и Новгорода, проповедуя христианство. Царь Иван Грозный с гордостью заявил: «…мы получили христианскую веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, пришёл в эти страны, чтобы пройти в Рим…». Легенда о проповеди Андреем христианства среди славян и их предков, конечно, совершенно безосновательна. Достаточно сказать, что апостол вынужден, был в соответствии с ней «заходить» на тысячевёрстные расстояния в Киев и Новгород по пути из Греции в Рим.
Отвергая такое безрассудное удревнение начала христианизации Руси, нельзя, однако, не видеть того, что этот процесс начался задолго до Владимира. Систематические набеги славян на Византию, происходившие начиная с VI века, должны были неминуемо знакомить их с господствовавшей в этом государстве верой и с нравами его обитателей. В том же направлении и, конечно, ещё более эффективно, должны были действовать торговые связи славян с Византией и с, оставшимися после Великого периселения народов, христианизированными племенами, а также сношения с частично христианизированными хазарами.
Существует придание о том, что в 60 - е годы IX века приняли христианство в Константинополе киевские князья Аскольд и Дир. Однако свидетельства об этом весьма ненадёжны, и с большой долей вероятности можно предположить, что первой русской христианской на княжеском троне была княжна Ольга. Приняла она христианство уже в зрелом возрасте, каковому событию предшествовала сложная дипломатическая игра с византийским императором Константином Багрянородным. Как бы ни старались церковные и близкие к ним историки изобразить княгиню Ольгу благочестивой и убеждённой поборницей христианской веры, эпопея её обращения выглядит как откровенный торг из-за вполне земных благ и интересов.
Крещение» проведённое киевским князем Владимиром около 988г., явилось всё же серьёзным качественным сдвигом в процессе христианизации Руси.
После смерти князя Святослава один из его сыновей - Владимир одержал победу в междоусобной борьбе с братьями, убил восседавшего на киевском княжеском пристоле своего брата Ярополка и стал единоличным главой большого славянского государства с центром в Киеве. Одним из первых актов своей деятельности на новом посту было установление на холме близ собственного дворца святилища в честь группы древнеславянских божеств. Летопись так сообщает об этом событии: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за дворцом: деревянного Перуна с серебреной головой и золотыми усами, затем Хорса, Стрибога и Молошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей…».
Чтобы понять смысл культового рвения молодого князя, надо обратить внимание на то, что рядом с идолом центрального киевского бога Перуна были поставлены и периферийные боги: предполагалось учреждение культа, призванного завершить религиозным объединением то политико-государственное единство Руси, которого Владимиру удалось добиться. Для иллюстрации этого замысла я приведу ещё один фрагмент летописи: «Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгород. И приедя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекой Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу». До этого Перун явно не пользовался общим почтением, Владимир же решил, что он должен сделать культ этого киевского бога обще могущественным, не исключая культов местных богов, а подчиняя их центральному.
Вскоре, однако, Владимир соблазнился возможностью более эффективной реализацией идеи единого общегосударственного культа. В конце концов, эта идея была осуществлена насаждением христианства.
Источники рассказывают о данном событии весьма пространно, но достаточно запутанно и противоречиво. Следует, правда отметить, что русских источников, современных описываемым событиям, не существует. Самый ранний из них - «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, написана между 1037 и 1050гг., следующий по времени - «Память и похвала князю русскому Володимеру» Иакова Мниха - датируется 1070г., летописное же сообщение, как и современные ему «Сказания о святых Борисе и Глебе» Нестора Печорского, появилось не раньше 1113г. Напомню, что крещение Владимира и всё, связанное с этим событием стоят иностранные источники: сообщение Титмара Мерзебурского, ряда византийских и арабских авторов, даже одного армянского.
Летопись сообщает о том, что к Владимиру являлись послы от народов, исповедующих различные веры, и убеждали его каждый в превосходстве именно своей религии. Е.Е.Голубинский, а за ним и большинство историков считают всё повествование о соревновании послов неисторичным, основываясь на том, что в более ранних по сравнению с летописью источниках никаких сведений о приходе миссионеров разных вер к Владимиру не имеется.
Историки по существу единодушно пришли к тому, что установить точную картину крещения Владимира невозможно. С.В.Бахрушин говорит о четырёх вариантах этой картины. Е.Е.Голубинский писал ещё более категорично: «Кто любит занимательные повести, не заботясь ни о чём другом, для кого сказка предпочтительнее всякой действительной истории, того сейчас переданная повесть о крещении Владимира должна удовлетворить вполне, ибо достоинство замысловатости ей принадлежит, бесспорно».
Ясно, что в конце 80-х годов Х века князь Владимир принял христианскую веру в её византийской разновидности от византийского же духовенства, выполнявшего поручения светских властей империи.
Понятны и мотивы, которые побуждали обе стороны действовать в указанном направлении. Византия стремилась привязать к себе религиозными узами своего сильного и беспокойного северного соседа, обретя в нём если не вассала, то, во всяком случае, союзника в борьбе с другими, не менее беспокойными и сильными соседями. Киеву же было нужно получить религиозно-идеологическое оружие для укрепления начал государственности в формировавшемся феодальном порядке.
Для Владимира собственное крещение явилось лишь вступлением и решению огромной задачи, которую он поставил перед собой - христианизация населения всего княжества. Речь могла идти, прежде всего, о совершении внешнего акта, которым символизировалось принятие новой веры, то есть о водном крещении. Поворот в религиозном сознании людей, связанный с убеждениями в ложности старой веры и в истинности новой, притом такой поворот, который был бы основан на знании содержания христианского вероучения, мог быть для подавляющего большинства лишь делом отдалённого будущего. Изменения в быту, связанные с отказом старых культов и их праздников и обрядов, с распространением специфически христианских форм культа и быта, могли происходить чрезвычайно медленно, на протяжении ряда столетий. Но формально акт перехода в новую веру символизировался простым и единственным обрядом, совершение которого давало право властям считать данного подданного христианином. В этом плане киевский князь развил бурную активность сразу после собственного крещения. Прежде всего, перед ним стояла задача обращения самих киевлян.
Летопись содержит довольно красочный рассказ об этом событии. Вернувшись из Корсуни с новоявленной княжной Анной-сестрой византийских императоров и с группой «священников корсунских с мощами святого Климента и Фива», а также с иконами и с «сосудами церковными», Владимир сразу распорядился ниспровергнуть всех идолов - «одних изрубить, а других сжечь». Досталось и Перуну: его привязали к хвосту лошади и поволокли к реке, причем двенадцать человек били по нему «жезлами». Сочувствие населения было, видимо, на стороне преданного бога: «… оплакивали его неверные, так как не принесли они ещё святого крещения». Бывшего бога бросили в Днепр, а Владимир приказал, чтобы за его маршрутом вниз по реке непрерывно следили с тем, чтобы отпихивать его от берега, если он будет приставать к нему, и чтобы он был оставлен в покое после, того, как минует пороги. Тут же было отдано распоряжение всему населению Киева собраться в определенный день и час к берегу Днепра и его притока Почайны для крещения: «Если не придет, кто завтра на реку, - будь то богатый или бедный, или нищий, или раб - да будет враг мне». Люди повиновались этому приказу, причём летописец утверждал, что они «с радостью шли». На реке же ничего больше не оставалось, как делать то, что приказано: «Вошли в воду и стали там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасённых душ; а дьявол говорил, стеная: «Увы, мне! Прогоняют меня отсюда!..». С Днепра и Печойны толпа, заключавшая в себе «людей без числа», разошлась по домам.
Масштаб мероприятия, проведённого Владимиром в Киеве, сильно преувеличены летописцем, так что в указанный день и час крестились не «без числа», а всего несколько сот человек, но это событие, видимо, имело место и послужило началом систематической и последовательной христианизации населения всей Киевской Руси.
После киевлян Владимиру надо было крестить новгородцев. Эта задача имела большое государственное значение, так как Новгород был вторым центром восточного славянства, конкурировавшим с Киевом и постоянно проявлявшем сепаратистские тенденции. Незадолго до крещения Владимир поручал своему дяде Добрыне установить в Новгороде культ Перуна, что шло по той же линии политического и идеологического подчинения Новгорода Киева. Христианизация Новгорода была ещё более сложной задачей, чем его «перунизация»; она решалась на протяжении длительного времени, притом с немалыми трудностями.
Дальше предстояло распространить новую веру на периферию государства. Естественными каналами её распространения были водные пути - по Днепру и Волхову и их притокам. Особые трудности вызвала христианизация неславянских племён и народностей, населявших Киевское княжество, - угро-финских и тюркских. Ведь помимо географических и этнических факторов имели значение и признаки социальной принадлежности. Формально, может быть, и простой народ в Киеве под страхом наказаний от князя и его дружины крестился сразу, по существу заинтересованной в христианизации были именно знать, которая много выигрывала в результате такого политико - идеологического переворота, с которым было связано установления христианства на Руси. Что же касается социальных низов, то христианство завоевало их постепенно, подавляя их временами упорное сопротивление, в основе которого лежали не только и даже не столько религиозные факторы, сколько причины социально - политического характера и порядка.
С новым деликатным поручением Владимир послал в Новгород опять своего дядю Добрыню вместе с епископом Иоанном. Новгородцы на вече решили не пускать в город ни Добрыню, ни епископа Иоанна и организовали вооружённое сопротивление. Уличные бои продолжались до тех пор, пока киевляне не подожгли кварталы, в которых жили основные массы повстанцев. Те бросились тушить свои дома, и это позволило дружине Добрыни одержать верх. Деревянные боги были сожжены, а каменные брошены в Волхов. Всем новгородцам приказали креститься, а уклоняющихся приволокли к реке силой.
Сопротивление христианизации на севере государства было упорнее и ожесточённее, чем на юге, ибо север больше тяготел к Новгороду, чем к Киеву.
В течение ХI века в разных пунктах Киевской Руси имели место акты сопротивления народа христианизации.
В 1024г., как свидетельствует «Повесть временных лет», вспыхнуло восстание в Суздале.
В 1071г. произошло крупное восстание и в Новгороде. Через 80 лет после того, как Добрыня окрестил новгородцев, они не испытывали симпатий к христианству, и все стали на сторону апологета старой, языческой веры!
Особый интерес представляет летописное повествование о движении, поднятом двумя волхвами на Волге и Шексне. В условиях очередной голодовки они обвиняли «лучших жён», то есть представительниц наиболее зажиточных домов, в том, что они в собственном теле - очевидно, магическим способом - прячут запасы продовольствия и предметы первой необходимости. В сопровождении трехсот примкнувших к ним людей они двигались по разным рекам и, останавливаясь в населённых пунктах, чинили суд и расправу над женщинами, «говоря, что эта жито прячет, а эта - мёд, а эта - рыбу, а эта - меха». Много женщин было убито без сопротивления их же родственников, причём имущество казнённых, по свидетельству летописцев, волхвы присваивали.
3.
Итоги крещения Руси.
Одним из главных итогов крещения Руси явился феномен духовности, пронизывающий все формы русской культуры.
Феномен духовности - та сила, которая способна помочь разделить и связать Природу и Существование человека, дабы помешать ему включиться в естественный ход вещей, теряя себя. Безграничные возможности не подходят человеку: если бы они существовали, его жизнь растворилась бы в безграничном. Чтобы стать сильной, жизнь человека нуждается в ограничениях, которые предписываются долгом и добровольно им принимаются. Жизнь человека станет значимой жизнью свободного духа только тогда, когда он окружит себя ограничениями и определит, в чем заключается его долг. Совесть и долг - вечные начала беспокойства человека, ибо это «нравственные вериги» очерчивают круг принятия себя, как такового. За этим кругом - напряженное становление «себя уже другого».
Современный человек значителен: он обладает сознательностью, способной изменить свой статус, уверенностью в себе, стремлением к ясности, он обладает мастерством защиты своего богатства, своих принципов. Но все это - зыбкие основы существования человека, представляющие собой вариант доказательства того, что ничто социально пережитое не пропадает. На самом же деле человек хочет найти в себе силы доверять самому себе, позволить себе «влиять на влияние собственных мотиваций». «Чужие» реальные силы, заявляющие о себе своей социальностью, расправляются с истинно «моими» мотивациями. Ведь подчинение себя себе же, в конце концов, тождественно доверию.
Человек может обладать чувством своего присутствия в мире в качестве реальной, цельной и «непрерывной» личности. Как таковой он может жить в мире и встречаться с другими: мир и другие в равной мере переживаются как реальные, цельные и непрерывные. Подобная, в своей основе онтологически уверенная личность будет встречать все жизненные опасности - социальные, этические, духовные - с твердым ощущением реальности и индивидуальности самой себя и других людей. Зачастую для такой личности с подобным чувством неотъемлемой самости и личной тождественности, неизменности вещей, надежности природных процессов, субстанциональности природных процессов, субстанциональности других очень трудно перенестись в мир индивидуума, чьим переживаниям чрезвычайно недостает неоспоримой самообосновывающейся определенности.
Вывод.
Дак как же повлиял выбор византийского христианства на русскую культуру и историю?
В период X-XIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русом и славянином. Всех объединила общая духовная основа. Произошла гуманизация общества. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.
Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Оно способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Но необходимо учитывать специфический «слободской» характер русских городов, где основная масса населения продолжала заниматься сельскохозяйственным производством, в незначительной мере дополненным ремеслом, а собственно городская культура сосредоточилась в узком кругу светской и церковной аристократии. Этим можно объяснить поверхностный, формально-образный уровень христианизации русских мещан, их невежественность в элементарным религиозных верованиях, наивное истолкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев, посещавших страну в средние века и в более позднее время. Опора власти на религию как на социально-нормативный институт, регулирующий общественную жизнь, сформировала особый тип русского массового православия - формального, невежественного, часто синтезированного с языческой мистикой.
Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, появились первые летописи, школы, где обучались люди из различных слоев населения. То, что христианство было принято в восточном варианте, имело и иные последствия, проявившиеся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве, была выражена идея прогресса. Во времена Киевской Руси это еще не имело большого значения. Но по мере того, как ускорялись темпы развития Европы, ориентация православия на иное понимание целей жизни сказывалась существенно. Европейского типа установка на преобразующую деятельность была сильна на первых этапах истории, но она была трансформирована православием. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена, как духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности. Ориентация на Византию означала и отторжение от латинского, греко-римского наследия. М. Грек предостерегал от перевода трудов западных мыслителей на русский язык. Он считал, что это может нанести ущерб истинному христианству. Особенной хуле подвергалась эллинистическая литература, которая вообще не имела отношения к христианству. Но полностью отрезанной от античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма, вторичное, сказывалось через византийскую культуру. Оставили свой след колонии в Причерноморье, велик был интерес и к античной философии.
В течение длительного времени, до XIX века, христианство останется доминантой культуры. Оно будет определять стиль, манеры, образ мыслей и чувств. Складывалось своеобразное отношение церкви и государства. Государство взяло на себя и церковные задачи. Церковь стала орудием централизации государства, создала идейные основы самодержавия. Организационные особенности церкви способствовали культурной замкнутости страны. В России усилился традиционализм. Здесь не было реформации —альтернативы православию. С периода Московского царства нарастает культурное отставание от Западной Европы.
Заключение.
В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Для него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры не лишало Руси ее самостоятельности. Несмотря на то, что православную церковь возглавил византийский патриарх и император, Русь была вполне суверенным государством. На это и были направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных основ Киевской Руси. И еще один момент привлек его. Христианство по православному образцу не связывало богословие языковыми канонами. В католицизме богослужение проходило на латинском языке. Киев защищал национальное богослужение, делая упор на возвеличивание славянского языка до уровня божественного. Византийская церковь разрешала отправление религиозного культа на национальном языке.
Христианство, заимствованное от греков и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, в конечном счете оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским. Это обрусение христианского верования и церкви рано началось и шло в двух направлениях. Первое — борьба за свою национальную церковь в верхах. Греческие митрополиты встретились на Руси с тенденцией к самобытности. Первые русские святые были возвеличены по причинам политическим, не имеющим отношения к вере, вопреки мнению грека-митрополита. Вторая струя шла из народа. Новая вера не могла вытеснить то, что было частью самого народа. Рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось не двоеверие, а новая синкретическая вера как результат обрусения христианства. Христианство было своеобразно усвоено русскими, как и все, что попадало извне.
[1] Н.И.Костомаров “Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. Калуга. Золотая аллея. 1995 г