Контрольная работа

Контрольная работа Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.12.2024




17



Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Педагогический колледж №1

имени Н.А. Некрасова


Очно-заочное отделение

Домашняя контрольная работа

по предмету детская литература

на тему:

«Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого».

Выполнила студентка:

4 «Б» группы

Петрова Дарья

Проверил преподаватель:


Санкт-Петербург

2010

Педагогическая деятельность

Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. Толстой вступил, как он сам писал об этом позже, в период «трехлетнего страстного увлечения этим делом». Л. Н. Толстой считал, что наступило время (вспомним, что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации и подъема общественно-педагогического движения), когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам, испытывавшим огромную потребность в образовании, удовлетворить это их законное стремление, не доверяя столь важного дела царской власти.
В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача — открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавание и помощь учителям в их работе.
Хорошо понимая, что ему вряд ли добиться официального разрешения на такое объединение общественных сил на дело создания крестьянских школ, Л. Н. Толстой заключал признанием, что он будет «составлять тайное общество». Ему не удалось осуществить полностью свое намерение, но в его яснополянском доме регулярно собирались учителя его школы и соседних крестьянских школ, составившие коллектив единомышленников, сдружившийся для претворения в жизнь прогрессивной педагогики в школах для крестьянских детей. Положительный их опыт освещался в издаваемом писателем в это время журнале «Ясная Поляна», где печатались его статьи о народном образовании, сообщения учителей, предварительно обсужденные на их собраниях под руководством Л.П.Толстого.

Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию, которая используется помещиками, фабрикантами и банкирами в своекорыстных интересах. Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы.
Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков.
Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.
Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность.
В 1869 году Л. Н. Толстой снова с увлечением занялся педагогикой.

В 1872 году была издана составленная Толстым «Азбука», в 1875 году вышли в свет переработанная «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения». В это же время он составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ.
В своей статье 1874 года «О народном образовании» он резко критиковал земства за то, что они сдерживают активность крестьян, которые стремятся сами создать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян, недостаточно учитывая при этом интересы крестьянских масс. И хотя в критике земской деятельности по народному образованию Толстой слишком сгустил темные краски, его выступление в защиту права крестьян иметь свой голос ,при решении вопроса о воспитании их детей было справедливым.
Он также совершенно правильно критикует извращения в деле наглядного преподавания в земских школах и формализма в начальном обучении в казенных училищах.
Выработав свое представление о содержании и методике работы народных школ, Л. Н. Толстой в 70-е годы выдвигает свою кандидатуру в состав земства Крапивенского уезда. Будучи избранным, он развертывает здесь разнообразную деятельность по созданию земских школ и усовершенствованию их работы. Толстой становится руководителем школ большого уезда.
В 70-х годах Толстой снова стал учить детей в Яснополянском доме, разработал проект крестьянской учительской семинарии, которую шутливо называл «университетом в лаптях». В 1876 году он получил от министерства народного просвещения разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить этого проекта.
Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию — признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907—1908 годах он ведет занятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н. Толстой просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения.

Взгляды Л. Н. Толстого на народное образование, воспитание и школу в 60—70-е годы.
Свои представления о том, кто имеет право и должен создавать школы для народа и как в них следует воспитывать и учить детей, Толстой изложил еще в своих первых статьях, опубликованных в 1859—1862 годах в журнале «Ясная Поляна». Статьи вызвали огромный интерес и оживленную полемику оригинальной постановкой вопросов и особенно предложением о способах их решения.
Л. Н. Толстой отверг широко бытующий тогда предрассудок, будто бы народ по своей темноте и невежеству не понимает важности образования, и потому его следует принуждать учиться в даруемых царской властью и образованным обществом школах. Как и Н. Г. Чернышевский, Толстой считал, что нежелание крестьян отдавать своих детей в школы объясняется антинародной направленностью политики царизма в области народного бразования.
Л. Н. Толстой убежденно заявил, что народ, находящийся по воле господствующих классов в тягчайших условиях, тем не менее стремится к образованию и что такое его стремление, особенно заметное в 60-е годы, составляет естественную и вечную народную потребность. Доказывая это, Толстой обращался и к своему опыту по организации сельских школ в Крапивенском уезде: население уезда быстро преодолело недоверие и охотно помогало в открытии школ, которые быстро наполнились крестьянскими детьми.
Не может быть сомнений в том, что народ признает школы своим делом, если они будут отвечать его потребностям и интересам, а сам народ привлечен к организации школ.

Посетив в 1860 году Англию, Бельгию, Германию, Францию и Швейцарию, Толстой приходит к выводу о том, что, как в России, так и в Западной Европе народное образование не отвечает потребностям и запросам народа, а содержание и методы обучения находятся в полном несоответствии со стремлениями и интересами детей. Он писал, что «лучшая берлинская народная школа с портретом Песталоцци» и расположенная недалеко от Ясной Поляны русская сельская школа «совершенно одинаковы и равны»: обе они вызывают негодование по поводу деспотизма учителей, которые «согласны в отрицании права свободы человека на том основании, что этому человеку только 10 или 12 лет».
Школы и работающие в них учителя враждебно относятся к детским потребностям и интересам, пользуются насильственными методами, постоянно используют наказания, унижают и третируют детей, превращая учебно-воспитательный процесс в надругательство над детьми.
На основе этих рассуждений Толстой сформулировал такое правило: «Критериум педагогики — свобода», что послужило основанием к обвинению его в подражании Руссо и пропаганде идей «свободного воспитания».
С огромной болью, полный сострадания к народу и его детям, Л. Н. Толстой признается в основных мотивах, заставляющих его заниматься педагогической деятельностью.
«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях.
Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе».
Все современные школы, как помещичье-монархической России, так и буржуазной Европы, вместо того чтобы обеспечивать развитие детей, извращают природу ребенка, — бросает Толстой обвинение официальной педагогике. Между тем все нормальные дети обладают всесторонними возможностями нравственного и умственного развития.
По мнению Л. Н. Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях несправедливого и далекого от идеала общества. Заостряя свою мысль и допуская полемические преувеличения, Толстой писал:

«Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе... Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».
Эти слова дали повод к обвинению Л. Н. Толстого в том, что он признает в природе ребенка наличие мистических, божественных начал и в создании теории «свободного воспитания». Признавая в целом ошибочность этих рассуждений Л. Н. Толстого, нельзя вместе с тем не заметить в них верные мысли писателя о том, что дети стремятся к общению со взрослыми, что они доверчиво относятся к разумным педагогическим воздействиям, что им присущи большие возможности для развития и воспитания. Очень важно отметить, что настойчивое требование Л. Н. Толстого о свободном воспитании было формой его протеста против царской официальной педагогики и казенной школы..
Толстой был тонким психологом, исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность. По словам Н. К. Крупской, «душу ребенка умел видеть Толстой: и душу Анютки из «Власти тьмы», и душу Сережи из «Анны Карениной», и душу Коленьки Иртеньева, и душу яснополянских ребят».
Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861—1862 годах Яснополянская школа.
Яснополянская школа Л. Н. Толстого.

В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей.

Школа помещалась в двухэтажном доме, где были комнаты для занятий с детьми и кабинет для учителей. В одних сенях стояли приспособления для занятий гимнастикой, в других — верстак. В одной из комнат был организован музей, в котором на полках были разложены камни, скелеты, травы и др. Все ученики были разделены на три класса: младший, средний и старший. Им предлагалось для изучения двенадцать

предметов. Дети приходили в школу к восьми часам утра и садились, где хотели: на лавках, столах или подоконниках. Учитель располагался посреди комнаты. Младший и средний классы занимались в одной комнате, старший — отдельно.

По расписанию в каждом классе должно было быть от пяти до семи уроков. По утрам дети занимались математикой, чтением, черчением, каллиграфией, Законом Божиим. Затем они шли домой обедать, а в

три часа дня возвращались в школу. Во второй половине дня ученики писали сочинения, проводили физические эксперименты, с удовольствием слушали рассказы учителя о священной и русской истории, читали и

пели.

В этой школе ученики не были обязаны посещать ее, оставаться на занятия, носить в школу книги и тетради, но ходили все, редкие пропуски случались из-за домашних дел, а некоторых учеников сторож выгонял из школы поздно ночью. Детям в школе было интересно, весело, радостно, их

не пугали плохие оценки, не мучила мысль о предстоящих уроках.

Яснополянская школа была оригинальным, не имевшим аналогов, бесплатным учебным заведением, основной задачей которого являлось создание условий для развития творчества и самостоятельности.

На первых этапах становления школы обучение чтению проходило следующим образом: один ученик читал, остальные следили и поправляли его. Со временем сложилась другая система работы: ученики сами брали две, три книги и читали их вдвоем или втроем. Потом они подходили к учителю с просьбой послушать их или прочитать книгу вместе с ними. В дальнейшем на уроках стали использовать пять методических приемов: чтение с учителем (когда ученик просил почитать с ним); самостоятельная работа (когда ученик уже научилcя складывать слоги); чтение с заучиванием наизусть молитв, стихов и др.; чтение сообща по одной книге (по два, три человека), когда один ученик читает вслух, а другие следят по тексту; все более усложняющееся чтение с пониманием и интересом.

Ученики учились одновременно узнавать и писать буквы, составлять и писать слова. Работа могла проходить так: один ребенок диктовал что-либо, а другие писали каждый на своей части доски, а потом дети

исправляли ошибки друг друга. Что касается изучения синтаксиса и

грамматики, то в Яснополянской школе признавали полезными все известные способы учения, но не считали их единственными, и избирались те, которые охотно принимались учениками, например, составление предложений из заданных слов или сочинение стихов по заданному размеру. Упражнения должны были убедить учеников в том, что слова изменяются по определенным правилам. Такие упражнения

нравились ученикам, скучная грамматика воспринималась проще.

Таким образом, заучивание грамматических правил и определений, т.е. законов языка, считавшееся «умственной гимнастикой» (средством умственного развития), в школе Л.Н. Толстого не нашло традиционного воплощения. Умственное развитие осуществлялось более эффективно в иных,интересных для детей видах работы, требующих самостоятельной деятельности. Усвоение языка и грамотности происходило

благодаря развитию живой речи, написанию сочинений и т.п.

Письмо было любимым занятием учеников Яснополянской школы. В младшем и

среднем классах дети сами выбирали темы для сочинений.

Л.Н. Толстой считал, что не следует учить детей сочинять, можно лишь научить их, «как браться за сочинительство». Перечислим приемы, которые использовались в Яснополянской школе: предлагался большой выбор тем; читались лучшие детские сочинения; во время просматривания детских сочинений не делалось замечаний об опрятности тетрадей, о каллиграфии и орфографии; механизм сочинительства на выбранную тему обсуждался с группой детей.

Ученики Л.Н. Толстого хорошо решали примеры на четыре действия арифметики, знали дроби и пропорции, решали сложные задачи на смешение, тройное правило, изучали планиметрию, геометрию, знакомились с алгеброй и т.д.Занятия математикой были очень результативными. Это подтверждает тот факт, что яснополянские школьники выиграли соревнование в решении задач с тульскими гимназистами, которые специально для этой цели приезжали в Ясную

Поляну.

Физический труд, который Л.Н. Толстой считал необходимым не только для укрепления здоровья, но и для нравственного совершенствования, проводился как в стенах школы (столярство, ремёсла), так и

на сельскохозяйственном участке. На занятиях ученики получали агрономические знания, практические навыки землеизмерения, учились правильному уходу за растениями и т.п. Зимой на пруду устраивался каток, на котором дети (иногда вместе с Л.Н. Толстым) наперегонки катались на коньках, подаренных им графом.

В школе регулярно проводились праздники, устраивались спектакли.

Посетителей школы, которых было немало, поражало, прежде всего, отношение школьников к ней, а также добровольные, ежедневные занятия по восемь, девять часов, на которых была явно видна постоянная работа мысли учеников.

В своих педагогических статьях 60_х годов Л.Н. Толстой стремится дать ответы на вопросы о целях, содержании и методах обучения, о взаимоотношениях учителей и детей, основанных на естественности. Он

пришел к убеждению, что главная, ведущая идея всей педагогики заключается в развитии активности, творчества, индивидуальности каждого ученика и учителя.

Необходимым условием развития является свобода.
Сам Л. В. Толстой преподавал в старшем классе математику, историю. Под его руководством ученики писали множество сочинений Толстой вел также беседы по физике, проводил физические эксперименты.
Отчеты учителей систематически печатались в журнале «Ясная Поляна». Они содержали подробные описания хода учебно-воспитательного процесса. Кроме того, с большим литературным мастерством и педагогической глубиной характеризовались настроение и поведение детей, подлинные мотивы детских реакций на те или иные методы обучения, на обращение учителей с детьми. В отчетах ярко. Все описания школы современниками показывали, что Л. Н.Толстой как организатор и учитель Яснополянской школы действительно сумел создать в своей школе педагогическую лабораторию. В школе царила благожелательная к детям, творческая атмосфера; учащиеся были открыты и искренни в своих отношениях с учителями, могли развивать свои познавательные интересы, усваивать много знаний, самостоятельно мыслить и работать.
Яснополянскую школу посещало много людей, в том числе зарубежных педагогов и писателей, о школе много писали в России и за границей. О школе Л. Н. Толстого, его педагогических взглядах и деятельности были изданы работы в Болгарии, Англии, Германии, Франции и США.

Как написал один автор, школы западноевропейских стран много получили от Толстого. «Его ... настойчивое требование развивать у детей привычку полагаться на себя..., его вера в то, что ребенку в классной комнате надо дать максимум свободы — все эти компоненты его системы оказали свое влияние на прогрессивное образование последнего времени. А главное его положение о том, что школа всегда должна быть педагогической лабораторией... было принято в широких кругах как одно из предпосылок дидактики».
Очень высоко оценил Яснополянскую школу Л. Н. Толстого выдающийся революционный демократ Н. Г. Чернышевский за то, что в ней относились с уважением к учащимся, изучали их интересы, не применяли насилия, не наказывали учеников. Яснополянская школа представляла собой, несомненно, ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого, его гуманному отношению к детям и учителям.

Общепедагогические и дидактические взгляды Толстого 90—900-х годов. Вопрос о содержании обучения в народной школе Л. Н. Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным «Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем», имея в виду обычную программу школы того времени — чтение, письмо, арифметика, закон божий.
Затем мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов, Толстой считал интерес учащихся. Он насчитывал 12 учебных предметов в школе, но объем их и время, которое отводилось на занятия каждым из них, зависели от желания детей (Толстой упоминает, что дети не любили грамматики и географии).
Когда Толстой рекомендовал открывать небольшие школы грамоты, критерием, определяющим содержание обучения, объявляется уже не детский интерес, а взгляды патриархального крестьянства, которые ошибочно принимаются им за потребности всего крестьянства. Как уже отмечалось. Толстой считал тогда, что народная школа должна давать только знание русской и славянской грамоты, учить счету, закону божьему.
Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу. «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики», — писал Толстой. Он указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода, так как нет такого метода, который бы обладал универсальными свойствами. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.
Среди различных методов обучения Л. Н. Толстой особое место отводил живому слову учителя (рассказ, беседа) и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания.
Придавая большое значение развитию творчества детей, Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу, например сочинения на различные темы. В полной педагогической поэзии статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Толстой художественно описал процесс написания учениками коллективного классного сочинения.
Надо вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали, говорил Толстой.

В методическом приложении к «Азбуке» он перечисляет условия, при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение: если ученику не говорят о том, чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; если там, где учится ребенок, нет непривычных предметов и лиц; если ученик не стыдится учителя и товарищей, а между ними существуют простые, естественные отношения; если ученик не боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ученику. «Если, — писал Л. Н. Толстой, — урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».
Ученики должны усваивать знания сознательно; правила, определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного ими фактического материала.
Придавая большое значение жизненности преподавания, приучая учащихся к наблюдательности, Толстой широко практиковал в Яснополянской школе экскурсии и опыты, пользовался таблицами и картинами (хотя предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде), отдавая должное принципу наглядности. Вместе с тем он справедливо едко высмеивал те извращения принципа наглядности, которые рекомендовались немецкими методистами в виде так называемых «предметных уроков».
Толстой относился критически к звуковому методу обучения грамоте, который рекомендовали все лучшие русские педагоги 60—90-х годов (Ушинский, Корф, Бунаков и др.). Он отмечал, что согласная буква без гласной не может быть произнесена. По предложению Толстого Московским комитетом грамотности была даже организована экспериментальная проверка результатов обучения грамоте звуковым методом и методом Толстого в двух школах с одинаковым возрастным составом учащихся. Обучение продолжалось семь недель, после чего была назначена экспертиза, не давшая, однако, определенного результата: степень грамотности в обоих классах оказалась примерно одинаковой.

«Азбука» Л. Н. Толстого и книги для чтения

.В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими должны быть книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать материал из жизни родины, легко запоминающийся и производящий на детей сильное впечатление.
В соответствии со своими дидактическими взглядами и требованиями к учебной книге Толстой составил «Азбуку», изданную в 1872 году. Затем она была дважды переработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под заглавием «Новая азбука». Им были составлены также четыре «Русские книги для чтения». Как «Азбука», так и книги для чтения выдержали каждая свыше 30 изданий, разошлись в миллионах экземпляров и были наряду с «Родным словом» Ушинского самыми распространенными учебными книгами в земских начальных школах.
Характерными чертами составленных Толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три-четыре строки.
Педагогическая печать по справедливости высоко оценила эти учебные книги сразу же после их выхода в свет. Так, известный соратник Ушинского, крупный педагог Д. Д. Семенов писал, что эти книги — «верх совершенства как в психологическом, так и в художественном отношении. Какая картинность в изображении, и притом картинность чисто русская, народная, наша собственная!».
Следует, однако, отметить и серьезный недостаток этих книг: некоторые рассказы проникнуты религиозными взглядами Толстого.

Рассказы, написанные Толстым для учебных книг, богаты и разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в литературу для детей. Многие из этих рассказов помещены в советских книгах для чтения в начальной школе и выпускаются в наше время отдельными изданиями.
В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было много положительных сторон, обогативших русскую педагогическую мысль и дореволюционную школу России, было много ценного и оригинального. К этим положительным чертам его педагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося.
Важно отметить постоянные педагогические искания Толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и составителя учебных книг.
Л. Н. Толстой вошел в историю русской педагогики как крупнейший оригинальный педагог-мыслитель и новатор. По словам Н. К. Крупской, «для всякого педагога, каких бы взглядов он ни держался, педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мысли и духовного наслаждения».
Н. К. Крупская считала особенно ценными мысли Л. Н. Толстого о том, что трудящиеся должны принимать участие в организации народного образования; она подчеркивала, что педагогика была для Толстого не застывшей доктриной, а живым, сложным, развивающимся делом, что он горячо любил детей и учил учителей правильному пониманию своих задач, указывая, что их занятия только тогда будут успешными, когда детям будут предоставлены необходимые возможности чувствовать себя с учителями свободно и непринужденно, активно приобретать знания.
Бесценна Азбука Л.Н. Толстого(1872).

Первоначально, В первом издании, «Азбука» представляла собой единый комплекс учебных книг. Она состояла из собственно «Азбуки», т.е. букваря и четырёх частей, в каждую из которых входили рассказы для русского чтения, тексты для славянского чтения и материалы по арифметике.

Созданию «Азбуки» сопутствовал огромный труд. Толстой обобщил опыт преподавания в Яснополянской школе, переработал рассказы для детей, напечатанные в приложении к «Ясной поляне». В поисках живого образного слова он обращается к устному народному творчеству, увлечён былинами, сказками, пословицами. Толстой изучает греческий язык, читает античных авторов, арабскую литературу, анализирует учебные книги отечественных и зарубежных авторов. Освоен, переработан обширный круг научных источников.

Высокую оценку современников получило содержание «Азбуки», но вызвала споры методика обучению чтения. Толстой продолжил работу над совершенствованием своего детища, написал новые рассказы и сказки, в том числе «Косточка», «Три медведя», «Филиппок», «Ёж и заяц».

В1875году вышла «новая азбука», как самостоятельное пособие для обучения грамоте и четыре «Русские книги для чтения». В новом варианте «Азбука» Толстого получила широкое признание, была одобрена министерством народного просвещения и рекомендована «для всех учебных заведений, где обучение начинается с азбуки». При жизни писателя она выходила 28 раз, более 30 раз переиздавались «Книги для чтения».

Художественное совершенство, выразительность, простота и естественность языка, универсальная содержательность и доступность детскому восприятию - отличительные особенности произведений Толстого, вошедших в «Азбуку», «Книги для чтения». В них представлены произведения почти всех жанров литературы: повесть, рассказ, басня, сказка, научно познавательная статья и рассказ.

В Азбуке нет случайных, безликих текстов, каждый даже подсобный материал для упражнений в слоговом чтении- произведение словесного искусства. Особенно много пословиц. Толстой их отбирал из сборников Даля, Снегирёва, шлифовал, сочинял сам- по образцу народных: « Капля мала, а по капле море», « Наши пряли, ваши спали», « Люби взять, люби и дать», «Ворон на море летал, а умней не стал».

Для «Новой Азбуки» Толстой написал много рассказов миниатюр, в которых пословица развёрнута в сюжет, художественно обыграна.

«Девочка любила играть на улице, а как придёт в дом - скучает. Мать спрашивает: « Отчего ты скучаешь?» - Дома скучно». Мать сказала: «Глупой птице свой дом не мил».

Персонажи маленьких рассказов Толстого, как правило, обобщённые: мать, дочь, сыновья , старик. В традициях народной педагогики и христианской морали Толстой проводит мысль: люби труд, уважай старших, твори добро. Иные бытовые зарисовки выполнены так мастерски, что обретают высокий обобщённый смысл, приближаются к притче. Вот наример6 « У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку». Несколько строк простых двусложных слов. Вторая часть - почти отражение первой. А какая глубина? Мудрое течение жизни, ответственность поколений, передача традиции……. Всё заключено в двух предложениях. Здесь каждое слово будто взвешенно, особым образом акцентировано.

Лев Толстой создаёт свои басни, обратившись к первоисточникам: басням Эзопа, индийским басням Бидпая.

Писатель не просто переводит классические тексты, он их воссоздает. Басни, включённые Толстым в детское чтение. Воспринимаются как его оригинальные произведения. Для басен Толстого характерен динамичный сюжет.

Многие из них построены в форме диалога. Мораль вытекает из действия, как итог поступка (« Лгун»). Иногда нравственный выход произносит, один из главных персонажей Белка говорит Волку: Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого , что мы добры и никому зла не делаем».

Бесценные уроки обращены к разуму юного читателя, призывают к доброте, взаимопомощи, терпению.

Неразумные поступки осмеиваются, бессердечие, жестокость, глупость бывают заслуженно наказаны.

Сказки хорошо представлены в книгах Толстого для детей. Есть и фольклорные, в авторском переводе, например «Липунюшка», «Как мужик гусей делил». «Лисица и тетерев», и сказки Толстого написанные строгим языком, без использования традиционной поэтической обрядности.

ПИСАТЕЛЬ ПЕРЕДАЁТ В Первую ОЧЕРЕДЬ ГЛУБИНУ МЫСЛИ, ДУХ НАРОДНОЙ СКАЗКИ.

Читателям младшего школьного возраста интересны сказки Толстого, персонажи которых ДЕТИ (Три медведя, Девочка и разбойники, Мальчик с пальчик). Сказка « Три медведя» или « Девочка - золотые кудри» Она создана на основе французской сказки. Эта небольшая сказка как маленькая театральная пьеска. Радостно и празднично воспринимают её малыши, а чтение вслух» по ролям» полезно для развития выразительности, гибкости речи.

« Азбука» и «книги для чтения» содержат обширный научно- познавательный материал. Его цель пробудить интерес к познанию окружающего мира, развить наблюдательность, пытливость детской мысли. В предисловии к Азбуке Толстой рекомендовал педагогам « Вообще давайте ученику как можно больше сведении и вызывайте его на большее число наблюдений,…но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений и терминов».

В рассказах описаниях большую роль играет образность, выразительные способности: «Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка вкуснее всякого напитка кажется»(«Какая бывает роса на траве»).

Нет равных Толстому в жанре рассказа о природе. Такие рассказы, как «Старый тополь», «Черёмуха», открывают ребёнку мир природы как источник красоты и мудрости. Сильные чувства вызывает картина гибели черёмухи, попавшей под вырубку. «Мы качнули: дерево задрожало листьями, и на нас закапало с него росой и посыпались белые, душистые лепестки цветов. В то же время точно вскрикнуло что-то,- хрустнуло в середине дерева, мы налегли, и , как будто заплакало, - затрещало в середине, и дерево свалилось. Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на траву. Подрожали ветки и цветы после падения и остановились,

«Эх! Штука- то важная! – сказал мужик, живо жалко!» А мне так было жалко, что я поскорее отошёл к другим рабочим».

Долго борется за жизнь лозина, пережившая два человеческих поколения. Старый тополь, медленно умирая, передаёт свою жизнь в отростки - молодым тополям. В этих рассказах писатель, обращаясь к читателю- человеку призывает к пониманию законов природы, учит бережному отношению ко всему живому.

Толстой стоял у истоков отечественной зообелеристики. «Лев и собачка», «Слон», «Орёл», «Лебеди», «Пожарные собаки» более века входят в хрестоматии для детского чтения. Эти рассказы отличает особая сюжетная напряженность, преобладание действия над описанием, убедительность и точность изображаемого.Так построен рассказ «Лев и собачка».Необыкновенная история передана предельно сдержанно и скупо- автор избегает метафор. Фиксируется только внешнее поведение льва:

«Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих…..Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер».

Много трогательных и драматичных эпизодов включает повествование о Бульке, любимой собаке офицера. Рассказы о взаимоотношениях человека и животных («Собака Якова», «Котёнок») сдержанно эмоциональны, они пробуждают гуманные чувства, взывают человека к ответственности.

Толстой создал многообразие детских образов ярких, живых, трогательных, запоминающихся. Французский исследователь Ш.Бодуэн, характеризуя художественную интуицию великого писателя , его «изумительное постижение детской души», сказал : «Он помнит то, что не помнит большинство людей он знает то, что переживал, будучи ребёнком».

Дети главные герои рассказов Толстого. Среди его персонажей малыши, подростки, крестьянские ребята и барские дети. Толстой не акцентирует внимание на социальной разнице, хотя в каждом из рассказов дети находятся в своей среде. Деревенский малыш Филиппок, в большой отцовской шапке, преодолевая страх, отбиваясь от собак, идёт в школу. Добивается своей цели, не смотря ни на что. В рассказе «Как я выучился ездить верхом» Маленький герой со всей своей смелостью просит взрослых взять его в манеж, а потом не испугавшись падения, вновь сесть на Червончика.

Сюжеты многих рассказов Толстого драматичны .Герой-ребёнок должен преодолеть себя, решится на поступок («Прыжок»,,…..)

Дети часто бывают, непослушны, совершают неверные действия, но писатель не стремится дать им оценку. Читатель делает вывод сам. Так в рассказе «Косточка» Поступок Вани который тайком съел сливу отец подводит сына к выводу что он сделал не так, и он раскрывает свой секрет, сам того не замечая, этот рассказ учит детей , родителей и педагогов как нужно общаться с ребёнком не ругая его.

Беспечность Серёжи («Птичка») стоила жизни чижу. А в рассказе «Корова» герой в более сложном положении: боязнь наказания за разбитый стакан привела к погибели коровы- кормилицы. Учит ребёнка тому, что лучше сказать правду, чем обмануть. Могут быть тяжёлые последствия лжи.

Известный педагог Д.Д.Семёнов, современник Толстого, называл его рассказы «верхом совершенства как в психологическом, так и в художественном отношении……Что за выразительность и образность языка, что за сила, сжатость, простота и вместе с тем изящество речи….. В каждой мысли, в каждом рассказце есть мораль … притом она не бросается в глаза, не надоедает детям, а скрыта в художественном образе , а потому так и просится, в душу ребёнка и глубоко западает в ней»

(Семёнов.Д.Д.Избр.пед. сочин.-М..,1953. – С.176)

Творчество Толстого, обращенного к детям, обширно по обьёму, полифонично по звучанию. Оно проявляет его художественные, философские педагогические воззрения.

Всё написанное Толстым о детях и для детей знаменовало новую эпоху в развитии отечественной и во многом мировой литературы для детей. Ещё при жизни писателя его рассказы из «Азбуки» были переведены на многие языки народов России, получили распространение в Европе.

Тема детства в творчестве Толстого получила философски глубокое, психологическое звучание. Писатель ввёл новые темы, новый пласт жизни, новых героев, обогатил нравственную проблематику произведений, обращённых к юным читателям. Огромная заслуга Толстого, писателя и педагога, в том, что учебную литературу(Азбуку), он поднял до уровня настоящего искусства.

Использованная литература:

  1. Русская лит-ра для детей учебное пособие

под редакцией Т.Д. Полозовой Москва академия 1998

  1. Детская литература под редакцией Е.Е. Зубарёвой Москва «Просвещение»1989

  2. Начальная школа №8 2008г.

  3. Л.Н.ТОЛСТОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ издательство «Детская литература»

1. Контрольная работа Методи визначення функції витрат та аналізу ризиків. Метод Монте-Карло
2. Контрольная работа по Отечественной Истории
3. Реферат Сталинизм и Фашизм
4. Реферат Сім див світу
5. Реферат на тему Sex On Television Essay Research Paper Once
6. Реферат Управление инвестиционным проектом Социальная аптека
7. Реферат на тему The Metamorphosis The Last Four Pages Essay
8. Биография на тему Рики Мартин
9. Реферат Взаимоотношения организма и среды
10. Реферат Маркетинг 19