Контрольная работа Типы философствования
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Кафедра философии
Контрольная работа по философии на тему:
«Типы философствования»
Содержание контрольной работы:
Основные философские направления, критерии их различия
Идеализм и его разновидности
Материализм и его исторические формы
Список литературы
Приложение (2 конспекта первоисточников)
Основные философские направления, критерии их различия
Корни философии скрыты в глубине тысячелетий. В европейской цивилизации ее генезис связывают со взлетом эллинской мысли. В других частях планеты первые философемы фиксируются в Ведических гимнах, конфуцианских легендах и пр. Если говорить о временных периодах, то зачатки современного философского мышления находятся в индийских Ведах (25-20 вв. до н.э.), в древнекитайской философии (18-12 вв. до н.э.), в античной философии (6 в. до н.э.).
Данная контрольная работа, в основном, ориентирована на философию, сложившуюся на Западе.
Историю собственно западной философии ведут от античности. В западной философии мы выделяем периоды раннехристианской философии, философии средних веков, философии Возрождения, философии Нового времени. Затем особо выделяют период немецкой классической философии (конец XVIII в. - начало XIX в.), обогатившей философскую мысль построением сложных целостных философских систем, период неклассической философии XIX в. с плавным переходом в начале XX в. к периоду современной философии.
Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости». По свидетельству античных авторов слово «философия» впервые встречается у Пифагора (ок. 500-580 гг. до н.э.), слово «философы» - у Гераклита Эфесского, глагол «философствую» - у Геродота; в значении, наиболее близком к современному смыслу, термин «философия» впервые употребляет Платон.
Первоначально термином «философия» обозначали стремление к знанию вообще, поэтому философия охватывала все отрасли доступного древним знания: практические наблюдения и выводы, зачатки наук, раздумья людей о мире и о себе, о смысле человеческого существования. Предметом философии могло стать все: быт и бытие, познание, этические нормы и правила и пр. Возникновение собственно философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.
Постепенно из философии стали выделяться отдельные частные сферы знания, на основе которых зарождались науки. Тогда философия стала пониматься как система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. А предметом философии стало всеобщее в системе «человек-мир», всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. В философии нет единой генеральной линии развития. Меняется мир - преобразуется и философия. Жизненные смыслы, которые ищет и обретает философия, не даны на века, они историчны, и в поисках этих смыслов человеческая мысль создает различные философские системы, помогающие в духовном постижении действительности. По сути дела, изучение философии означает изучение различных философских учений (причем часто различающихся принципиально), осмысление их и формирование собственной философской концепции.
Так как история философии складывается из историй самых разных философских учений, школ, течений, направлений - уточним некоторые из этих понятий.
В основе историко-философского процесса лежит Философское учение: это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений того или иного мыслителя. Примеры: философские учения Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, Маркса, Шопенгауэра, Ницше, Н.А. Бердяева, М. Хайдеггера, М.М. Бахтина и др. Обычно учение, созданное тем или иным философом, находит своих продолжателей, в результате формируются философские школы: это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Примеры: платонизм, неоплатонизм, марксизм. Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными школами, принято называть течениями. Примеры: позитивизм, персонализм, интуитивизм. Совокупность философских течений, объединенных на основе некоторых общих, принципиальных положений, называют философскими направлениями. Это самые крупные и значительные образования в историко-философском процессе. Примеры: идеализм, материализм, эмпиризм, рационализм, экзистенциализм.
Таким образом, в философии реально существуют множество учений, школ, течений, направлений, которые в чем-то солидарны друг с другом, в чем-то противоречат друг другу и борются между собой. Рассмотрим некоторые из них.
Учения античных философов Платона и Аристотеля очень разные, несмотря на то, что Аристотель был учеником Платона. Платон различал два мира: мир идей (идеальный, небесный) и мир земной, реальный, который является лишь слабым подобием (тенью) мира небесного. В мире идей живут идеальные Истина, Добро, Красота, Любовь и пр. На земле же мы имеем лишь их несовершенные копии. Аристотель, в отличие от Платона, уже не ставил непреодолимых границ между Богом и земным миром. Земной мир развивается, совершенствует свои формы, и тем самым стремится к миру небесному. Но главное отличие двух философов в том, что Платон, для обоснования своих идей прибегает к мифологическим образам, его философия - это совокупность своеобразных мифов, притч. Аристотель же является основателем формальной логики, его философский стиль строг и логичен.
В возникшем позднее христианстве, разделившемся на отдельные конфессии, также выделяют платоническую линию (восточная церковь, православие) и аристотелевскую (западная церковь, томизм). Русская философия в целом тяготеет к платонической линии. До сих пор эти две линии - платоническая и аристотелевская - прослеживаются в философии, каждый философ так или иначе тяготеет к одной из них.
Материалисты и идеалисты по-разному отвечают на вопрос, что первично, материя или сознание. Материалисты утверждают, что в основе мира лежит бездуховная, мертвая материя, которая на определенном этапе своего развития смогла породить свою высшую форму - живое существо и человека, с его сознанием - продуктом мозга и сложных психических процессов. Идеалисты, наоборот, утверждают, что первично сознание - некий абсолютный всемирный дух (Бог), который способен в процессе творчества создать материю в определенных формах, дать ей энергию, движение.
В зависимости от ответа на вопрос, познаваем ли мир, выделяют философское направление агностицизма и реализма (познавательного оптимизма). Агностики утверждают, что мир в принципе непознаваем, что мы имеем дело только с нашими ощущениями, чувствами, для которых неважно, существует ли внешний мир или нет. Каков внешний мир на самом деле, мы не знаем. В философской системе Канта, например, мир делится на две части: состоящий из вещей-для-нас, и состоящий из вещей-в-себе. Мы смотрим на мир, как будто сквозь искажающие очки (наши чувства, ощущения, установки) - познаем, таким образом, вещи-для-нас. А каковы вещи-в-себе мы никогда не узнаем, так как «очки» снять не можем. В противовес агностикам, сторонники познавательного реализма утверждают, что наши знания о мире соответствуют ему, мы можем убедиться в этом на практике, через наш опыт в процессе преобразования этого мира.
Как видим, названные выше направления основное внимание уделяют вещам абстрактным, отвлеченным. Однако в философии есть направления, основное внимание уделяющие самой жизни, ее многосторонним проявлениям, ее смыслу. Такие направления относят к экзистенциализму (экзистенция - существование). (Французская сказка о поэте, который решил, что жизнь бессмысленна и пошел топиться. По дороге он отдал глаза - слепому, уши - глухому, ноги - безногому. Но когда добрался до реки - сел, подумал и решил, что жизнь прекрасна и что топиться не стоит). Не все экзистенциалисты приходят к аналогичным выводам, многие из них большое внимание уделяют такому фактору, как смерть и ее значению в жизни человека.
Есть течения (направления) - «философия жизни», персонализм, философская антропология, психоанализ и пр. Как видим даже из названий, они близки, по духу, к экзистенциальным, связаны с осмыслением феномена человека и того, что связано с человеком: свобода, любовь, добро, сознание и пр.
Особенностью современного этапа развития философии является философский плюрализм как попытка синтеза различных философских концепций, рассмотрение их как взаимодополняющих, а не исключающих друг друга.
Далее в контрольной работе более подробно рассмотрим два основных философских направления - идеализм и материализм.
Идеализм и его разновидности
Идеализм (франц. idéalisme, от греч. idéa - идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.
Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале XVIII в. В 1702г. немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749г. французский материалист Д. Дидро назвал идеализм «...самой абсурдной из всех систем» (Избранные соч., т. 1, М. - Л., 1926, с. 28).
Философский термин «идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле «идеализм» также и в этической области обозначает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философии материализма.
При всем фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы: идеализм объективный и субъективный.
Субъективный идеализм, одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.
Объективный идеализм, одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т.п.).
С исторической предшественницей объективного идеализм мы встречаемся уже в религиозно-художественных образах древнеиндийской Упанишад (материальный мир - покрывало Майи, за которым скрывается истинная реальность божественного первоначала, Брахмана). В концептуальной форме объективный идеализм получил первое законченное выражение в философии Платона. В средневековой философии его представлял схоластический реализм, в новое время его крупнейшие представители - Г.В. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов XVIII в. Дж. Беркли и Д. Юма.
Наличие двух главных форм идеализма не исчерпывает многообразия различных версий идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология - см. Монада, плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический Эмпиризм и сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).
По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела, идеализм возник как концептуальное, понятийное выражение религиозного миросозерцания и в последующие эпохи служил, как правило, философским оправданием и обоснованием религиозной веры. По словам В.И. Ленина, философский идеализм есть «...дорога к поповщине...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 322).
Многовековая история идеализма весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Основные формы идеализма, получившие дальнейшее развитие в последующей истории философии, возникли уже в Древней Греции. Своего наивысшего расцвета философский идеализм достиг в немецкой классической философии (конец XVIII в. - первая половина XIX в.), обосновавшей и развившей новую историческую форму рационализма - идеалистическую диалектику. С переходом капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими течениями являются: неопозитивизм преимущественно в англосаксонских странах), экзистенциализм (в континентальных западноевропейских странах), феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм (в католических странах).
Материализм и его исторические формы
Материализм (от латинского materialis - вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира - означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей.
Слово «материализм» начали употреблять в XVII в. главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г.В. Лейбниц) для противопоставления материализма идеализму. Точное определение материализму впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс, «философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы...составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». Такого понимания материализма придерживался и В.И. Ленин (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 98).
Противники материализма употребляют неправильную терминологию для обозначения материализма:
1) Те, которые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне ощущений, называют материализм «метафизикой» (поскольку материализм признает существование внешнего мира). На этом же основании «метафизикой» именуются объективный идеализм и фидеизм, которые признают существование абсолютного духа или бога вне опыта отдельных людей; таким образом, здесь материализм смешивается с идеализмом.
2) Материализм называют «реализмом», поскольку материализм признает реальность внешнего мира. Отмечая, что термин «реализм» употребляется иногда в смысле противоположности идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только слово: материализм, и считаю эту терминологию единственно правильной, особенно ввиду того, что слово «реализм» захватано позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и идеализмом» (там же, с. 56).
3) Пытаясь принизить материализм до уровня обыденного, философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира, враги материализма именуют его «наивным реализмом».
4) Отождествляя материализм в целом как направление с механистическим материализмом, некоторые критики называют его «механицизмом». Энгельс отмечал, что ошибочное приравнивание «материалистического» и «механического» идет от Гегеля, который хотел унизить материализм эпитетом «механический».
5) Нередко слово «материализм» употребляется произвольно, в низменном смысле: «Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, похоть и плотские наслаждения и тщеславие, корыстолюбие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче - все те грязные пороки, которым он сам предается втайне» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 290).
Типология школ материализма. В литературе материализм характеризуется с самых разных сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что служит основанием для различных его классификаций.
1) Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии материализма, которым соответствуют домарксистский материализм и марксистский материализм. Домарксистский материализм охватывает все формы материализма, которые исторически предшествовали возникновению диалектического материализма. Те школы, которые появлялись после возникновения марксизма, строго говоря, не могут относиться к домарксистскому материализму, так как они не представляют собой дальнейшего развития материализма и занимают особое место в истории материализма. Существуют два взгляда на хронологическую границу, разделяющую эпохи домарксистского и марксистского материализма: согласно первому, эта граница - общая для всех стран и народов - середина 40-х годов XIX в., когда возник марксизм. Но в таком случае для тех стран, где рабочее движение развилось позднее (например, Россия, страны Востока), процесс развития домарксистского материализма, совершавшийся в пределах этих стран, пришлось бы искусственно разрывать на две обособленные стадии. Согласно второй точке зрения, домарксистским является материализм, распространенный в данной стране до проникновения в нее марксизма.
2) Единственно последовательным является марксистский материализм. В.И. Ленин называл К. Маркса «...основателем современного материализма, неизмеримо более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все предыдущие формы материализма...» (Полное собрание сочинений, 5 изд. т. 18 с. 357).
Непоследовательность материализма проявляется различным образом:
а) Когда линия материализма проводится в понимании природы, а общественные явления трактуются идеалистически. Так было, например, у французских материалистов XVIII в., у Фейербаха, а также русских революционных демократов XIX в.. Непоследовательный материалист-ученый может проводить линию материализма в своей специальной области, а в философских вопросах защищать идеализм (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 305).
б) Когда одна группа или сторона гносеологических вопросов решается с позиций материализма (например, первая сторона основного вопроса философии), а другая - с позиций идеализма и агностицизма.
в) Когда отрицаются или игнорируются всеобщая связь явлений и развитие природы, ее саморазвитие. В частности, метафизический материализм неспособный объяснить происхождение вещей и явлений мира, нередко приходит к идеалистической концепции «первого толчка».
3) По отношению к общественно-исторической практике различаются созерцательный материализм и практически действенный материализм «Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно». Материализм, ставящий задачу не только объяснить мир, но изменить его, есть марксистский материализм.
4) С точки зрения метода мышления, которым пользуются материалисты, выделяются диалектический материализм и метафизический материализм. Для диалектического материализма характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и материалистической теории познания. Метафизический материализм имеет много разновидностей, зависящих от того, какая сторона действительности или процесса познания превращается в абсолют.
5) С точки зрения сознания противополагаются научный и вульгарный материализм. Научный материализм видит качественное отличие психического от физического. Напротив, вульгарный материализм (например, К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) отождествляет сознание с материей. В понимании общественных явлений проявлением вульгарного материализма является экономический материализм, противоположный историческому материализму. Историческому материализму противостоят различные школы упрощенного материализма, дающие неправильное объяснение общественных явлений: а) антропологический материализм (Л. Фейербах, отчасти Н.Г. Чернышевский); б) географический материализм; в) натуралистический материализм (натурализм), который считает природу определяющим фактором развития общества.
6) С точки зрения отношения к различным ступеням, или сторонам, процесса познания, различались школы рационалистического и сенсуалистического материализма.
7) Различаются сознательный материализм и стихийный, или наивный, философски неоформленный материализм. Стихийный материализм естествоиспытателей В.И. Ленин называл естественноисторическим материализмом.
8) Различные школы материализма характеризуются по национально-географическим и хронологическим признакам. Обычно оба эти признака соединяются вместе, в результате чего образуются характеристики определенных школ материализма: например, древнегреческий материализм, французский материализм XVIII в., русский материализм XIX в. и так далее. Иногда подобная характеристика дается раздельно с учетом только одного из этих признаков, например: античный материализм или материализм XVII в. (объединяющий английских, французских, голландских и других материалистов этого времени).
9) Материализм характеризуется по имени мыслителя, который его разрабатывал; например, выделяется М.Ф. Бэкона, Л. Фейербаха, Н.Г. Чернышевского и так далее. Этим подчеркиваются индивидуальные черты и особенности философского учения данного материалиста. Однако материализм как общее мировоззрение нельзя отождествлять ни с какой-либо одной из его школ, ни с какими-либо естественнонаучными теориями.
Критерием истинности материализма служит общественно-историческая практика. Именно на практике опровергаются ложные построения идеалистов и агностиков и неоспоримо доказывается истинность материализма. Чтобы успешно вести активную борьбу против идеализма, материализм должен быть философски осознанным; в активной направленности материализма против идеализма выражена его партийность. В.И. Ленин писал, что «...материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определённой общественной группы». В этой связи различают воинствующий материализм и материализм, не ведущий активной борьбы против идеализма. Для воинствующих материалистов В.И. Ленин считал обязательным связь не только с философами-атеистами, но и с естествоиспытателями.
Список литературы
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2006.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2002.
Удовиченко Е.М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): Учебное пособие. – Магнитогорск, 2004.
Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.
Якушев А.В. Философия (конспект лекций). – М., 2004.