Контрольная работа Русская философия 9
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный лесотехнический университет
Кафедра философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФИЛОСОФИИ
На тему: «Русская философия»
Исполнитель: Иванова Ксения Алексеевна
Специальность – 080502т
шифр – 80915т, срок обучения____________
III курс
Екатеринбург
2011
Русская философия.
А). Особенности русской философии.
Б). Русская религиозная философия
В). Основные представители
Россия намного позже, чем другие страны, вступила на путь философской образованности. Лишь к концу XVIII века интерес к философии у представителей русского Просвещения становится постоянным, появляются переводы на русский язык трудов европейских философов Нового времени, предпринимаются попытки самостоятельного философствования. Расцвет русской философии приходится на XIX век, когда впервые появляются утверждения о том, что русская философия представляет собой оригинальный тип философствования, отличающийся от западного и восточного типов.
По общепринятому мнению, русская философия в основном занимается проблемами этики. Это мнение неверно. Во всех областях философии - гносеология, логика, этика, эстетика и история философии - велись исследования в России до большевистской революции. В более позднее время действительно русские философы особенно интересовались вопросами этики. Начнем с гносеологии - науки, имеющей жизненно важное значение для решения всех других философских вопросов, так как она рассматривает их характер и пути их исследования.
В русской философии широко распространен взгляд о познаваемости внешнего мира. Этот взгляд часто выражался в своей крайне форме, а именно в форме учения об интуитивном непосредственном созерцании объектов как таковых в себе. По-видимому, русской философии свойственно острое чувство реальности и чуждо стремление рассматривать содержание внешних перцепций как нечто психическое или субъективное.
Русские философы отличаются такой же высокой способностью к спекулятивному мышлению, как и немецкие. Как позитивизм, так и механический материализм нашли в России широкое распространение. Однако в России, как и в других странах, без сомнения, все еще продолжает существовать тенденция к таким взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и других образованных людей, не сделавших философию своей профессией. Следует отметить, что эти люди всегда составляют большинство. Но лишь немногие из русских философов - профессионалов были позитивистами и материалистами.
В русской философии стремление к цельному познанию и острое чувство реальности тесно сочетается с верой во все многообразие опыта как чувственного, так и более утонченного, дающего возможность глубже проникнуть в строение бытия. Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности, но, прежде всего, они доверяют религиозному мистическому опыту, который устанавливает связь человека с богом и его царством.
Ряд русских мыслителей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мироздания. В этом состоит характерная черта русской философии. То что развитие русской философии нацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русская философия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации. В общественной жизни любое идеологическое движение развивается со своей противоположностью.
В отношении русской философии в философской историографии существует две крайние позиции:
Не существует особой, оригинальной русской философии со своим предметом и специфическими методами. Правильнее говорить не о русской философии, а о философии в России.
Русская философия отличается от остальных типов философии своим предметом, методами и целями. Она не "вписывается" в исторический ряд западноевропейской философии.
Изучение источников по русской философии позволяет склониться в пользу второй позиции, обосновывающей существование русской философской мысли, обладающей принципиально отличными от западной философии чертами. Эти черты можно увидеть уже в предмете русской философии. Несмотря на внешне различные формулировки, большинство определений предмета русской философии примерно таково: "Предметом русской философии является "русская идея", под которой понимают размышления о том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории".
Русская философия, таким образом, занимается рефлексией по поводу сущности всего русского, его связи с универсальным, мировым духом. Русские философы, исследуя русскую идею, вкладывают в неё различное содержимое.
Черты русской философии
Неразрывная связь философии с православной религиозной традицией.
Более позднее, чем на Западе, конституирование философии в самостоятельное знание.
Второстепенность гносеологических проблем перед онтологическими.
Критика "логоцентризма" в теории познания, стремление выработать идеал цельного, непосредственного познания.
Интерес к проблемам философии истории.
Отчётливо выраженное доминирование моральной установки, стремление включить нравственность в число критериев познания и практики.
Критика западной культуры и западной философии за их одностороннюю, рационалистическую ориентацию.
Периодизация истории русской философии
В истории русской философии выделяют следующие этапы:
Становление русской философии (философский пролог) - X-XVIII века.
Философия русского Просвещения - конец XVIII - начало XIX века.
Формирование славянофильства и западничества в русской философии - 30-50-е годы XIX века.
Философия русского политического радикализма - 50-70-е годы XIX века.
Систематический период - конец XIX - начало XX века.
Философия русского зарубежья - 20-40-е годы XX века.
Современная русская философия.
Начальный период в русской философии
Начало философии в России трудно зафиксировать, потому что она не имеет такой чёткой выраженной формы, как западная философия. Принято считать, что элементы философской мысли наличествуют уже в труде митрополита Иллариона "Слово о законе и благодати" (X век), в котором предпринята попытка философской рефлексии по поводу предназначения Руси, роли Православия в её жизни. В формировании русской философии, характерной чертой которой является осмысление сущности Православия, большую роль сыграла Византия и традиции восточного неоплатонизма.
Значительным событием в период становления предмета и проблематики русской философии является полемика между "иосифлянами" и "нестяжателями", развернувшаяся в XV-XVI веке и затронувшая не только догматические и организационные проблемы православной религии и церкви, но и собственно философские вопросы. "Нестяжатели", духовным лидером которых был Нил Сорский, выступали против участия церкви в мирских делах, занятий хозяйственной деятельностью и призывали монахов и иерархов сосредоточиться на духовной работе, выполнять роль духовных пастырей. Суть философии "нестяжательства" - исихазм, то есть уединенное и молчаливое мистическое созерцание божественных откровений. "Иосифляне" - сторонники Иосифа Волоцкого - напротив, выступали за активное участие церкви в политике, упор делали не на тихом созерцании Бога, а на внешнем благочестии. Этот спор закончился победой иосифлян.
Русское Просвещение
Просвещение - этап в культурной истории большинства государств, которые проходят его в разное время. В России период Просвещения совпал с европейским Просвещением, родиной которого считают Францию. Он приходится на конец XVIII - начало XIX века. Сущность Просвещения - в убеждении, что все беды государства и его граждан происходят от невежества и необразованности народа. Средства, употребляемые для искоренения невежества и необразованности, почти везде одинаковы: повышение образовательного уровня, критика религии и церкви, критика монархии и пропаганда идеалов республиканского государственного устройства, активная книгоиздательская деятельность. Просвещение, как правило, всегда связано с политическими и экономическими реформами.
Черты русского Просвещения
Русское Просвещение имеет ряд особенностей по сравнению с западным:
- Оно было инициировано "сверху". Русская императрица Екатерина Великая, воодушевлённая просветительским движением во Франции, поощряла и направляла подобную деятельность в своей стране.
- Оно не носило атеистического характера, не содержало принципиальной критики религии и церкви.
- Оно не было направленно против самодержавия.
- Русское Просвещение не затронуло народные массы, а ограничилось просвещением привилегированных слоёв.
Основные течения в русском Просвещении
В философии русского Просвещения выделяют несколько проблемных направлений:
- Просветительское, представленное такими деятелями, как Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, В.Татищев.
- Русское "вольтерианство", представленное Екатериной Великой, М.Ломоносовым, И.Лопухиным, Д.Голициным.
- Социологическое направление, основными представителями которого считают М.Щербатова, Д.Аничкова, Я.Козельского.
- Русское масонство: Н.Новиков, И.Шварц, И.Елагин, Н.Карамзин.
- Направления, занимающиеся переводом и адаптированием к российским условиям новейших западных философских учений: Лейбница, Фихте, Шеллинга.
Славянофильство
Славянофильство, как духовное явление, выходит за рамки философии, однако именно славянофильская идея составляет основу оригинальной русской философии. Оно возникло как реакция на западничество, утверждавшее, что, только следуя в фарватере западной цивилизации, Россия может решить свои политические, экономические и прочие проблемы. Славянофильство (в буквальном смысле: любовь к славянству) убеждено, что Запад подошел к пределу своего развития, он уже не может дать ничего нового и только славянский этнос и Россия в особенности, опираясь на идеи Православия, могут предложить ориентиры и ценности для дальнейшего развития человечества.
Черты философии славянофилов
- Славянофильство имеет глубинную связь с религией и рассматривает православную религию и церковь в качестве основы всех философских и социологических построений.
- Для него характерна резкая квалифицированная критика западной культуры и западной философии. Острие этой критики направлено против основополагающего мировоззренческого принципа Запада - рациональности.
- Для философии славянофильства характерна такая черта, как идея целостности духа. Не только мир и человек являются целостными, но и познание. Чтобы понять мир, познание должно быть цельным, а не раздробленным на логические фрагменты.
- Общим метафизическим принципом бытия в славянофильской философии является соборность, под которой понимают множество, силой любви объединённое свободное и ограниченное единство.
- Славянофилы противопоставляли внутреннюю свободу и внешнюю необходимость.
- Все представители славянофильской философии были убеждены, что православная вера определяет и политическую, и экономическую, и нравственную жизнь, а также мыслительную деятельность.
Эволюция славянофильства
В развитии славянофильства можно выделить три периода:
- Ранний период, представленный И.В.Киреевским, А.С.Хомяковым, А.И.Кошелевым.
- Зрелый период: братья Аксаковы, Ю.Ф.Самарин.
- Почвенничество: Ф.М.Достоевский, А.Григорьев, Н.Страхов.
Западничество
Западничество - противоположное славянофильству течение русской духовной и политической жизни. Уже из названия понятно, что в центральном мировоззренческом споре, волновавшем русскую мысль, а именно: что есть Россия? Каково её предназначение в истории и каково её будущее? - западники придерживались убеждения, что, только следуя за Западом, Россия может приблизиться к цивилизованному состоянию.
Западники, как и славянофилы, признавали, что история и современность России несхожи с западной историей и современностью, однако причины этой несхожести они толковали иначе, и, что самое главное, их оценка русской самобытности была отрицательной.
Корень расхождения славянофилов и западников - вопрос о возможности рациональной философии, национальной духовности. Западники были убеждены, что есть одна философия, а историко-философский процесс разворачивается таким образом, что на разных его этапах роль лидера принимает определённая национальная философия, выражающая тенденции универсальной философии. Но говорить о специфической русской философии, которая по предмету и методам отлична от западной философии, по мнению западников, неправомерно.
Черты философии западничества:
- Западники были или атеистами, или симпатизировали католической и протестантской религии. Православие, по их убеждению, повинно в массовом невежестве народа и в отсталости России.
- Причину плачевного состояния России западники усматривали в упорном нежелании признать, что существует только одна линия исторического развития, проложенная западной цивилизацией. Россия должна усвоить европейский опыт, европейскую науку и философию.
- Идеалом философии для западников была рационалистическая философия, основы которой заложил Декарт. По мнению западников, последовательная рационализация политической, экономической, социальной жизни приведёт к установлению идеального общественного устройства.
- Большинство западников критиковали монархический строй, были сторонниками социализма или политического либерализма.
- Самой удивительной чертой, характерной почти для всех представителей западничества, является тот факт, что после знакомства с реальной жизнью на Западе (как это было у Герцена), или в результате интенсивной умственной работы (как это было с Чаадаевым), западники разочаровываются в своих взглядах.
Русские революционные демократы
В середине XIX века в России происходят изменения в социальной структуре общества, связанные с появлением нового слоя - разночинства. Разночинцы (буквальное значение - выходцы из разных сословий и чинов) представляли собой значительную социальную группу, состоящую из межсословного смешения людей, занимающихся преимущественно умственным трудом: учителей, врачей, мелких чиновников.
Не будучи связанными экономическими, политическими и социальными интересами с определённым сословием или классом, разночинцы выступили с претензией на патерналистскую роль по отношению к "униженным и угнетённым". Они положили начало русской интеллигенции, отличительной чертой которой на протяжении полутора веков была попытка выступить в качестве идейного вдохновителя и руководителя в борьбе трудящихся за свои права.
По своим политическим симпатиям разночинцы были социалистами, в идейной и политической борьбе придерживались радикальных средств, поэтому их деятельность называли политическим радикализмом. Чётко выраженных философских симпатий у них не было, ибо философия рассматривалась в качестве средства для достижения политических целей.
Это течение в русской философии представлено именами А.И.Герцена, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачёва, М.А.Бакунина.
Основные черты философии революционных демократов
- Философский скептицизм: революционеры-демократы легко переходили от одной философии к другой, в зависимости от того, как её можно приспособить для нужд революционной борьбы.
- Все представители этого течения были материалистами и позитивистами в философии.
- Философский и политический нигилизм: тотальное отрицание не только существующих философских и политических форм, но и вообще возможности существования каких-либо устойчивых, абсолютных политических, нравственных, философских и т.п. ценностей. Нигилизм - основа революционной идеологии.
- Склонность к анархизму: неустойчивость и подвижность разночинства как социального строя вызвала к жизни и соответствующее мировосприятие, стремление абсолютизировать беспорядок, превратить мир в своеобразный хао-космос.
- Идеология революционного демократизма прямо противоположна духу русской философии, она является западнической по своей сути, ибо не признаёт центрального пункта русской идеи: мистического характера Православия.
Религиозно-философский Ренессанс в России в начале ХХ века
Социально-политические трансформации, произошедшие в России в начале XX века и вылившиеся в революционные выступления 1905-1907 годов, затронули и сферу духовной жизни. Наиболее значительным явлением здесь было радикальное реформаторское движение в религиозно-философской области, получившее название "нового религиозного сознания". Сущность этого движения - в критике исторического христианства.
"Новое религиозное сознание" возникло из глубокого недовольства существующими формами культуры, которые, по мнению интеллектуалов, объединившихся в "Религиозно-философское собрание", были враждебны человеку, "омертвляли" жизнь. В качестве преодоление кризиса предлагалось, в частности, создать "новую религию" за счёт синтеза античного язычества и первоначального христианства.
Основные представители этого движения: Д.С.Мережковский, Н.А.Бердяев, З.Н.Гиппиус, В.В.Розанов. Духовным центром религиозно-философского Ренессанса считают Религиозно-философские собрания в Петербурге в 1901-1903 годах.
Основные черты религиозно-философского Ренессанса
- Символизм, то есть стремление выразить внутреннюю полноту жизни с помощью таки, присущих, прежде всего поэзии, свойств, как метафоричность, иносказательность. И религия и современное натуралистическое искусство, по мысли символистов, "убили Бога Живого". Именно символический синтез позволит, по мнению деятелей "нового религиозного сознания", религиозно осмыслить глубину человеческого бытия.
- Антисекуляризм, проявившийся в негативном отношении к историческому, но не к первоначальному христианству.
- Революционно-мистические настроения, выступающие в качестве движущей силы обновления. Мистический характер революционных настроений проявляется в том, что изменению подлежат не внешние формы жизни, а сознание.
- Индивидуализм: стремление отыскать личность Бога, тайну личностного бытия.
- Попытка подняться над борьбой политических партий, выработать некий "третий" путь в политике, искусстве, философии.
- Апология творческого начала в человеке, утверждения о том, что только творчество может возвысить человека, реализовать потенциал его свободы.
Философия "Русского зарубежья"
Во время революции, а также после окончания Гражданской войны в России, большая часть русских философов, по своей или чужой воле, оказалась за границей. В числе изгнанных оказались: Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, Г.П.Фёдоров, Г.Ф.Флоровский. Находясь в эмиграции эти мыслители не прекратили свою философскую деятельность, а напротив, создали оригинальное направление в русской мысли, получившее название "философии русского зарубежья", которое привлекло внимание Запада к русской философии.
Философия "русского зарубежья" не имела тематического и содержательного единства, однако всех философов объединяла одна задача: осознать произошедшие с Россией изменения, оценить их в контексте "русской идеи" и попытаться выработать отношение к Советской России.
В философии "зарубежья" выделяют три основных направления:
- Философия антикоммунизма.
- Христианский социализм.
- Философия "евразийства".
Философия "русского зарубежья" просуществовали 20-30-е годы, а затем, как организованное движение, сошла на нет. Хотя последний её видный представитель, Н.О.Лосский, умер в 1965 году.
Философия антикоммунизма
Антикоммунистическая направленность была характерна почти для всех русских философов, однако у некоторых из них идея коммунизма получила специальное толкование. Казалось бы, проповедуемые коммунизмом идеалы справедливости и благополучия не могут быть предметом критики. Но это не так. Н.Бердяев и С.Л..Франк подвергли сомнению базисный принцип коммунизма и социализма: возможность улучшения человека за счёт "внешних" мероприятий, то есть путём социальных и экономических реформ и революций. Попытки установить всеобщее равенство разрушают такой основополагающий принцип бытия, как иерархия. Пока человек не пройдёт необходимый отрезок самосовершенствования духа, бессмысленно проводить социальные преобразования. Поэтому коммунизм и социалистическое строительство в России, по мнению этих философов, обречены.
Философия христианского социализма
Идеологами "христианского социализма" считаются такие деятели русского зарубежья, как С.Н.Булгаков и Г.П.Федотов. Они утверждали, что социализм, строящийся в России, не имеет ничего общего с настоящим социализмом, который может быть только христианским. Социализм Маркса - это проявление "человекобожия" и кара за грехи исторического христианства. Чтобы как-то нейтрализовать последствия реального социализма, христианская церковь должна активно участвовать в культурном процессе и в социальной жизни.
Философия евразийства
Евразийство как социально-политическое учение, появилось в начале 20-х годов нашего столетия. Его манифестами считают работу С.Н.Трубецкого "Европа и человечество" и сборник статей "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев". Центральная тема этих работ - всемирно-историческое призвание России в связи с гибелью европейской культуры в результате I-й мировой войны. По утверждению евразийцев, необходима переоценка всех ценностей, принципиально новый взгляд на историю и будущее человечества. Само название течения говорит о его содержании: дальнейшую разработку "русской идеи" теоретики евразийства вели исходя из евроазиатского положения России и из того факта, что на её историю и культуру оказали влияние как Восток, так и Запад. После того, как европоцентризм потерпел историческое и культурное фиаско, роль мессии выпадает на Россию именно из-за её евроазиатского статуса. К наиболее видным деятелям евразийства относят С.Н.Трубецкого, Г.В.Флоровского, П.Н.Савицкого, П.П.Сувчинского, Л.П.Карсавина, Г.В.Вернадского. Евразийцы, для пропаганды своих взглядов, издавали альманах "Евразийская хроника" и еженедельную газету "Евразия".
Основные черты философии евразийства
- Евразийцев ни в коем случае нельзя считать продолжателями славянофильства. Они отвергали как чисто западническую, так и чисто славянофильскую перспективу изучения России и прогнозирования её будущего. История и будущее России понятны только из евразийской перспективы, причём с явной симпатией в сторону азиатской составляющей.
- Евразийцы принципиально иначе, чем традиционная историография, оценили прошлое России, в особенности роль монголо-татарских завоеваний Руси. Это благо, что нас завоевали татары, а не поляки или шведы, ибо татары не вмешивались в духовную жизнь, не пытались искоренить Православие - душу России - и более того, внесли элемент государственной организации и порядка;
- Культуру евразийцы понимали как органическое и специфическое единство, симфонию разнообразных элементов. Единого процесса развития культуры не существует. Но идеала культурный процесс достигает в Церкви. Православная же Церковь есть идеал церковного устройства. Поэтому основания культуры и Православия совпадают;
- Учение о государстве занимает особое место в евразийской концепции. Государство должно быть сильным и жестоким, охватывать всю жизнь. Такой тип государства называется "идеократическим", ибо он основан на идеологическом единстве с народом.
Философия в СССР в 20-80-е годы ХХ века
Программным документом, определяющим статус философии в Советской России, можно считать работу В.И.Ленина "О значении воинствующего материализма", в которой определены основные философские проблемы, подлежащие разработке. Философия, по мысли вождя, это, прежде всего, диалектический и исторический материализм, на основе которых можно создать цельную систему философского знания. Основные задачи, стоявшие перед советскими философами:
- Разработка теории материалистической диалектики.
- Разработка философских проблем естествознания на основе философии марксизма.
- Создание марксистско-ленинской истории философии, в которой все философские школы прошлого оценивались бы в перспективе марксизма.
- Разработка диалектико-материалистической концепции общества, истории, морали, права, искусства.
Философия в СССР выполняла идеологическую, охранительную функцию. По своей сути она не являлась русской философией, ибо марксизм, лежащий в её основе - это западная теория, претендующая на универсальность. Сколько-нибудь значительных открытий в философии здесь сделано не было. Можно лишь отметить работы по истории философии таких исследователей, как В.Ф.Асмус, А.В.Гулыга, А.Ф.Лосев.
Отрицательную роль сыграла философия в 40-50-е годы, выступив в роли арбитра в споре научных направлений в генетике и кибернетике.
Русская философия на исходе XX столетия
После краха коммунистической идеи и распада СССР, прекратила своё существование, в качестве государственной, и марксистско-ленинская философия. Актуальным стал вопрос об адекватной её замене. Спор о том, "какая нам нужна философия", развивался в контексте рассуждений о новых идеологических и мировоззренческих ориентирах. Вновь, как в начале XIX века, обострился спор между "новыми" западниками и неославянофилами. Аргументы, используемые в этом споре, существенных изменений не претерпели. Главные вопросы: "Что такое Россия"? "Каково её место в мире"? "Имеет ли она признаки мессианского толка"? "Как должны взаимодействовать современная Россия и современный Запад"?
В середине 90-х годов, как со стороны западных, так и со стороны российских философов прозвучала мысль о необходимость и возможности компаративистского подхода к философии. Русской философии в нём отводится значительная роль.
***
Предпринятый историко-философский обзор основных явлений философской мысли за три последних тысячелетия подтверждает высказанную во введении мысль о единстве сущности философского знания и многообразии форм его проявления. Во все исторические эпохи и в любой культуре философия выступала в качестве одного из способов обретения коллективной и индивидуальной идентичности. При этом форма философствования зависела от своеобразия культуры, её истории, религии, социальной структуры общества, географических и антропологических особенностей факторов.
История философии подчиняется строгим закономерностям и представляет собой непрерывный процесс развития философского знания в направлении приближения к разрешению основного вопроса философии - тождества мышления и бытия, субъекта и объекта. Эта задача во многом напоминает "Сизифову работу", ибо каждое время имеет свои специфические конституирующие принципы, на познание которых и ориентируется философия. История философии развивается параллельно с историей общества и человека. Если уместно говорить о завершении философской истории, то только в контексте рассуждений о завершении человеческой истории.
Изучение истории философии - самый эффективный способ приобщения к философской культуре. Любая философская проблема имеет историческое измерение, связана с конкретными мыслителями, которые её формулировали и решали. Сопоставление способов постановки и разрешения философских вопросов в различных философских системах позволяет выявить специфику национального мышления, его связь с культурным контекстом.
История философии демонстрирует процесс постепенного сближения философских культур. Это сближение осуществляется не через включение одной философии в другую, "более совершенную", а путем объединения возможностей различных типов философии в решении актуальных философских проблем.
Литература
Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Соч. М., 1989.
Бердяев Н. Русская идея // О России и русской философской культуре Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
Кувакин В.А. Религиозная философия в России ( начало ХХ века ), М. «Мысль»,1980.
Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М. «Знание», 1988.
А.Г.Спиркин. Философия. М. «Гардарика», 1998г.
Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М. «Мысль», 1983г.
Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М. «Прогресс», 1990г.
Сто русских философов. Библиографический словарь. Сост. и ред. А.Д. Сухов, М., «Мирта», 1995 г.
Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова, М., Политиздат, 1986.