Контрольная работа

Контрольная работа Методология психологии, уровни методологического знания

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024



Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Столичная финансово-гуманитарная академия»

Филиал в г.Омске


Факультет: Психологии, педагогики и права

Специальность/направление: Психология
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


Дисциплина: Методологические основы психологии
Тема: Методология психологии, уровни методологического знания.
Выполнил:

Студентки 4 курса 1 группы

Насонова О.В

Проверил:

Преподаватель, к. пс. н. Ефремов Е.Г.
.

Омск, 2011
Содержание
1.Что такое методология науки…………………………………………..3

2. Общефилософский уровень методологии……………………………4

3. Особенности ненаучного и научного познания………………………6

4. Структура современного научного знания………………………...10

5. Способы построения и подтверждения научных теорий…………14

6. Список литературы…………………………………………………..23
1.Что такое методология науки?
Методология науки -
это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного по­знания, а также о способах установления степени достаточ­ной обоснованности и верифицированности знаний, полу­чаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений.

Когда рассматриваются методологические основания со­времен-ной научной психологии, часто собственно методо­логические проблемы смешиваются с проблемами теорети­ческими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Эти две группы проблем полезно разво­дить. Укажем основания такого разведения.

Методологические проблемы психологии, как правило, свя­зываются с поиском ответов на два центральных для психо­логии вопроса:

• Что выступает предметом исследования в психологии? Что такое психика?

• Как добиться научной достоверности и объективности знаний, получаемых в процессе исследования психиче­ских явлений?

Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, возникают в связи с построением конкретных психо­логи-ческих теорий, направленных на объяснение опреде­ленной группы психических явлений, и с ответами на вопро­сы:

• Как объяснить особенности состава, структуры, функций, происхождения, формирования и развития различных психических явлений?

• Какие закономерные, причинно-следственные связи лежат в основе формирования, развития психических явле­ний?
Методические проблемы связаны с планированием, орга­низаци-ей и анализом конкретных способов получения но­вых научных результатов, с ответами на вопросы:

• Какие существуют конкретные способы (методы) получе­ния новых научных данных?

• Как могут быть организованы конкретные условия и какие средства могут быть использованы для получения новых научных данных?

Как правило, выделяется три уровня методологического
анализа научных исследований и получаемых результатов -
научных знаний:
общефилософский, общенаучный и конк­ретно-научный.

Общефилософский уровень методологической ориенти­ровки определяется теми философскими позициями, кото­рые занимает ученый по отношению к изучаемым явлениям. Диапазон возможных стихийных или осознаваемых фило­софских позиций достаточно широк, и их последовательный анализ или обоснование требует от исследователя высокой философской культуры.

Общенаучный уровень методологической ориентировки обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследований и получаемые резуль­таты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности.

Конкретно-научный уровень методологии обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в ана­лизе научных знаний в рамках каждой конкретной науки.
2. Общефилософский уровень методологии
Общефилософский уровень методологических представ­лений определяет основы мировоззрения субъекта, познаю­щего мир. Такие представления могут быть совместимы с общенаучными методологическими позициями (см. ниже), но могут быть и прямо противоположны. Так, в качестве основ­ных общефилософских позиций при исследовании психиче­ских явлений наиболее часто указывается следующий ряд рассуждений.
Какие существуют философские позиции,
определяющие место и роль психических явлений
в мире?

На уровне общефилософского анализа психических явлений можно выделить несколько основных философско-методол
оги-ческих позиций, которые можно занимать в интерпрета­
ции значения, роли, сущности, а также причин возникновения
психики в мире.
Такие позиции наиболее отчетливо проявля­ются в ответе на вопрос: что выступает первоосновой (суб­станцией) всех явлений во Вселенной?

Позиция панпсихизма. В основе всего существующего за­ложена единая субстанция, являющаяся первоосновой все­го существующего. Психические характеристики так же, как и материальные характеристики, представляют собой свойства (атрибуты) любого явления. Существует градация степеней одушевленности всех явлений в мире: все явления имеют большую или меньшую степень одушевленности.

Позиция идеализма. Первоосновой всего существующего выступает духовная субстанция - всеобщий разум или пер­сонифици-рованный Бог. Такой разум либо творит материю, либо материальные свойства явлений являются продуктами его восприятия и мышления. Если в качестве первоосновы, причины всего материального в мире признается творческий акт всеобщего разума или Бога, то это позиция объективного идеализма. Если же в качестве первоосновы, причины всего в мире субъект признает самого себя - деятельность своих ор­ганов чувств и своего мышления, то это позиция субъективно­
го идеализма (позиция солипсизма).


Позиция материализма. Первоосновой всего признается одна субстанция - материя, существование которой под­чиняется объективным естественным законам развития. По мере эволюционирования, развития материальные яв­ления приобретают особые свойства - быть живыми и пе­редавать жизнеспособность другим организмам (см. опре­деление жизни в учебниках биологии). У некоторых живых организмов формируются и развиваются особые функцио­нальные способности и органы, которые обеспечивают ориентировку организма во внешней среде, построение на основе такой ориентировки собственной двигательной ак­тивности, а также переживание организмом внутренних со­стояний и отношений к событиям во внешнем мире. Сово­купность таких способностей (функций) живого организма относят к области психических явлений. При этом следует разводить позицию вульгарного материализма, утверждаю­щую, что психика есть особый вид тонкой материи, и пози­цию научного материализма, утверждающую, что психика
есть особая, присущая живым организмам функция,
форми­рующаяся и развивающаяся в процессах взаимодействия с окружающим миром.

Позиция дуализма. Первоосновами всего существующего предполагаются две субстанции: материя (вещество) и пси­хика (мышление, дух). При этом обе субстанции либо при­знаются сосуществующими параллельно, либо сосуществу­ющими в постоянном взаимодействии. Позицию дуализма явно или интуитивно (неосознанно) занимают сторонники психофизического параллелизма и некоторые представите­ли концепций психофизического взаимодействия (см. тек­сты по истории психологии).

Между такими крайними философскими позициями мо­гут наблюдаться смешанные, иногда противоречивые формы, которые не всегда осознаются авторами психологиче­ских текстов и которые не всегда легко бывает обнаружить.
Указанные позиции обычно не формулируются учеными при проведении исследований, но обязательно сказываются на интерпретации и характере объяснения результатов, по­лучаемых в процессах исследования.

К философскому уровню методологии относятся и во­
просы о вере и атеизме, а также о возможности и невозмож­
ности (агностицизм) объективного познания окружающего
мира.
В связи с этим заметим, что в своих конечных фило­софских основаниях любое мировоззрение опирается на веру. Например, ученый-атеист, стоящий на позициях научного материализма, также имеет особую форму веры. Он верит в то, что природа существует независимо ни от чьего со­знательного (психического) вмешательства и развивается по внутренне присущим ей законам. Ученый также верит в то, что такие законы природы он имеет возможность по­знавать, фиксировать и опираться на них при организации жизнедеятельности. В настоящее время, пожалуй, полезно признать, что споры и дискуссии между разными людьми, направленные на выявление конечных (философских) оснований веры, пока не позволяют найти единственно верного решения.

Отметим также, что и среди ученых-естествоиспытате­лей, и среди ученых, исследующих психические явления, имеются глубоко верующие, религиозные люди. Это не обя­зательно служит препятствием к осуществлению серьезной научной деятельности. Тем не менее, в настоящее время при организации своих исследований ученый стихийно или осознанно вынужден опираться на общепризнанные науч­ные методы и придерживаться общенаучной методологии. В противном случае результаты его исследований не будут признаны в качестве научно обоснованных.

Общефилософский взгляд на мир определяет готов­ность человека разделять или отвергать: а) различные вари­анты ненаучных и научно обоснованных представлений, на которые может опираться мировоззрение человека; б) раз­личные варианты общенаучной методологии. Общенауч­ные методологические проблемы традиционно исследуют­ся в рамках таких систем знаний, которые получили наиме­нования «гносеология», «эпистемология», «теория и логика научного познания».
3. Особенности ненаучного и научного познания
Что такое наука?
Наука - сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание об объективно существую­щей действительности, отвечающее критериям относитель­ной истинности, которые совершенствуются и конкретизи­руются по мере развития методов научного познания (см. ниже). История развития науки позволяет сделать вывод о том, что знание не может являться абсолютным. Научные представления о различных явлениях постоянно дополня­ются, уточняются, а иногда - в периоды «научных револю­ций» - радикально преобразовываются.

Наряду с научно обоснованными знаниями, каждый че­ловек является носителем и ненаучных знаний. Не любое знание может быть признано научным или научно обосно­ванным.
На какие формы познания окружающего мира
опирается человек?


Человек (и человечество) в познании окружающего мира опирается на различные формы познавательной деятельно­сти. Условно можно выделить четыре основных источника знаний, на которые в разной степени опирается человек, ориентируясь в окружающем мире и познавая его.
Обыденное, наивное познание: приобретается в повсед­невных формах взаимодействий с предметным миром и другими людьми преимущественно индуктивным путем, часто опирается на единичные, необобщенные факты, получаемые в индивидуальном жизненном опыте; осно­вывается на субъективной статистике совпадений или на ограниченном количестве наблюдаемых событий; зна­ния неполны и не систематизированы, недостаточно рефлексивны и осознаны; знания некритично заимству­ются на основе непосредственных прагматических или эмоционально-ценностных предпочтений.

Религиозно-мистическое познание, часто имеет гипотетико-дедуктивный характер, может строиться на системе взаимосвязанных постулатов и иметь видимость доста­точной обоснованности и систематизированности; опи­рается на веру, апеллирует к вере; основывается на «от­кровении» - непосредственной данности отдельным «из­бранным» личностям; принципиально не подлежит эмпирической верификации.

Эмоционально-ценностное познание: опирается на опыт эмоциональных переживаний субъекта и эмоциональ­но-оценочных отношений к окружающей действитель­ности; результаты субъективны и не могут быть зафикси­рованы однозначно, но могут выражаться в объективных произведениях искусства; предполагает многозначность интерпретаций событий и явлений с позиций эмоциональ­ных обобщений и ценностных отношений.

Научное познание: опирается на тщательно организован­ные и спланированные методы получения знаний, предпо­лагает постоянную верификацию получаемых знаний об­щечеловеческой практикой и экспериментом. Цель науч­ного познания - описание, объяснение и предсказание событий и явлений в окружающем мире на основе откры­ваемых законов. Результаты научного познания могут мак­сималь-но однозначно транслироваться и при их использовании обеспечивают получение одинаковых результатов разными людьми.
Какие особенности характеризуют мировоззрение
«идеального» ученого?


Общенаучный уровень методологии опирается на ряд поло­жений, которые могут быть сформулированы как общенауч­
ные принципы «классического» естественно-научного исследо­
вания.

• Мир реален и объективен. События в мире происходят не­зависимо от нашего знания о них, независимо от нашего присутствия и наблюдения (исключая некоторые явления в микромире: в области биологии, социологии и психоло­гии).

• Пространство, в котором происходят события, по своим фундаментальным свойствам однородно (изотропно): в любой области пространства явления, объекты и процессы подчиняются одним и тем же природным законам.

• Время непрерывно и направлено от прошлого в будущее. События необратимы; следствия не могут быть раньше причин.

• Явления в объективном мире взаимосвязаны, подчиняют­ся причинно-следственным связям и не могут протекать абсолютно изолированно друг от друга.

• Законы (причинно-следственные связи), которым подчи­няются все явления и события в мире, объективны и по­знаваемы.

На указанной системе предположений стихийно или со­знательно базируется мировоззрение современных ученых, которые выступают представителями естествознания.

Из указанных мировоззренческих позиций вытекают и требования к получаемым в ходе научной деятельности зна­ниям. Научный результат должен быть инвариантным отно­сительно пространства, времени, типа объектов и типа субъ­ектов исследования.
В настоящее время ученые часто обсуждают проблему ме­тодоло-гического кризиса в современном естественно-на­учном познании. Это связано с тем, что в науке происходят быстрые и глобальные изменения. Возрастает количество методов исследования, которые приобретают все более опо­средствованный характер. Увеличивается сложность и коли­чество теорий и гипотез, подтверждение которых становится все более опосредствованным и косвенным. Исследования ведутся в междисциплинарных областях и охватывают все более отдаленные от повседневной жизни явления (кванто­вая механика, космология). Формулируются новые крите­рии «научности» в социальных и гуманитарных областях по­знавательной деятельности (Розин, 2000). С каждым годом растет количество знаково-символи-ческих средств, в кото­рых различными способами фиксируются результаты науч­ного познания. Таким образом, современные научные зна­ния становятся все менее однородными с точки зрения тра­диционных критериев «научности».
Как дифференцируются научные знания?
Традиционно научные области классифицируют по ряду оснований, в соответствии с которыми осуществляется и дифференциация научных знаний.

По различиям в объекте и предмете разграничивают:

• естественные науки, изучающие природные (естествен­ные) явления;

• гуманитарные и общественные науки, изучающие челове­ка и общество;

• технические науки, направленные на «конструирование» искусственных объектов человеческой культуры из при­родного вещества на основе известных законов природы;

• точные науки, направленные на «конструирование» зна­ково-символических средств, а также правил их преобра­зования и использования, которые обеспечивают логиче­скую и количественную точность, а также выступают
средствами моделирования в процессах фиксирования результатов разнообразных исследований.

Опираясь на знаково-символические системы, разрабо­танные в точных науках, ученые получают возможность крат­ко, точно и относительно однозначно описывать, объяснять и прогнозировать различные свойства и особенности явлений.
По общему характеру целей научные исследования условно
разделяют на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные научные исследования направлены на глубокое познание реальности без учета практического эф­фекта от последующего применения знаний, на анализ но­вых природных явлений и поиск новых объяснений (тео­рий).

Прикладные научные исследования направлены на исполь­зование имеющихся научных знаний с целью построения технических объектов и решения разнообразных практи­ческих проблем, встающих перед человечеством.
На какие общенаучные методы познания явлений
окружающего мира могут опираться ученые
в своей деятельности?

В зависимости от того, на что направлена познаватель­ная деятельность ученого - на анализ единичных, уникаль­ных явлений или на обобщение явлений на основе установ­ления законов, выделяют два подхода в научном познании яв­лений:

• направленность познания на наблюдение и описание уни­кальных, неповторяющихся событий и явлений, а также на регистрацию их особенностей.

Это идеографический подход, на который опираются, например, историографические на­уки. Такой подход может использоваться и в психологии для описания уникальных явлений или результатов неповторя­ющихся клинических наблюдений (Лурия, 1996);

• направленность познания на обобщение и поиск законо­мерностей, которым подчиняется множество событий и явлений в мире. Это номотетический подход, который наиболее характерен для естественных наук (например, современная физика).

При реализации номотетического подхода в исследова­нии явлений полезно различать ряд общенаучных логи­
ко-гносеологических методов научного познания.


Индуктивный метод естественно-научного познания был разработан и сформулирован Ф. Бэконом. Суть метода - по­следовательное максимально широкое получение опытных данных с их последующим обобщением. Этот метод получе­ния научных знаний позволяет зафиксировать и описать ре­зультаты наблюдений, измерений, экспериментов, но не по­зволяет указать внутренние, скрытые от непосредственного наблюдения причины событий и явлений.

С того момента, когда ученые в определенной области знаний начинают ставить вопросы, направленные на объяс­нение наблюдаемых событий и явлений, требуется другой метод познания - гипотетико-дедуктивное познание.

Гипотетико-дедуктивный метод естественно-научного познания и его эффективность были продемонстрированы научному сообществу Галилео Галилеем и Исааком Ньюто­ном. Метод опирается на ряд процедур: а) выдвижение ги­потез (и построение моделей), позволяющих объяснять и прогнозировать наблюдаемые события и явления; б) пла­нирование и проведение экспериментальных исследова­ний, позволяющих проверять прогнозы, которые вытекают из сформулированных гипотез; в) интерпретация получен­ных данных, на основе которых делается вывод о подтверж­дении или опровержении гипотез. Подтвердившиеся гипо­тезы приобретают статус научных теорий.

В точных науках (математика, геометрия, логика) исполь­зуется аксиоматический метод познания, который основан на умозрительном конструировании (постулировании) симво­лических объектов с последующим приписыванием им опре­деленных свойств и на разработке правил их преобразования (см. ниже).
В современных исследованиях ученые могут в той или иной степени опираться на все методы получения научного знания, использование которых зависит от поставленных задач.

В настоящее время ученых сплачивает в научное сообще­ство не только следование какой-либо теории или идее, но и приверженность единой системе методов получения нового
знания.
При этом требуется:

• четко фиксировать цель, предмет, объект и результаты ис­следования;

• четко фиксировать средства исследования: методологию, теории, гипотезы, методы, методики;

• ориентироваться на потенциальную воспроизводимость полученных другими исследователями результатов при ор­ганизации исследований в аналогичных условиях или при создании определенных экспериментальных ситуаций.
4. Структура современного научного знания
Какие типы знаний имеются внутри каждой
научной области?


Научное познание необходимо опирается: а) на непосред­
ственно-чувственные
данные восприятия событий и явле­ний в мире, получаемые на основе индивидуальных наблю­дений; б) на рациональные формы (способы) фиксирования
чувственных данных к их последующее объяснение.
Рациональ­ные знания фиксируются посредством языка и различных знаково-символических средств и, в силу этого, приобрета­ют обобществленный, обобщенный и конвенциональный (совместно верифицируемый и согласуемый) характер.
В качестве результатов научного познания выступают:

а) факты - результаты эмпирического (опытного) научно­го познания;

б) теории - результаты построения научных объяснений известных фактов.
Научные теории и факты фиксируются: а) в исследова­тельских процедурах; б) в знаково-символических средст­вах.
Что такое научный факт?
Научные факты представляют собой область описатель­
ных научных знаний.
Это фиксированные в знаково-сим­волических средствах (зарегистрированные и описанные) непосредственно наблюдаемые или регистрируемые с по­мощью приборов события и явления. Явления и события могут выступать перед наблюдателем как объекты и про­
цессы.
В свою очередь, и у объектов, и у процессов могут быть выделены состав и структура, свойства, связи, отно­
шения, зависимости
(Ильясов, 1986).

Следует различать научные, достоверно установленные, и ненаучные факты. Научные факты обычно регистрируются с помощью измерительных средств или приборов и подверга­ются тщательной проверке по критериям надежности, валидности, статистической значимости и т. д. (см. курс экспе­риментальной психологии). Ненаучные факты выступают результатом случайных или неорганизованных наблюдений. Современные научные факты часто зависят от методов их получения. Научный факт есть функция (зависит) от свойств объекта и операций с ним.
Что такое научная теория?
В качестве наиболее обобщенной формы научного зна­ния выступает теория - внутренне непротиворечивая систе­ма знаний о части реальности.

Основные функции теории в научном познании: объясне­
ние и предсказание явлений и событий. Производная функция -
теоретическое обобщение фактов и явлений. В этой связи сле­дует различать разные типы научных обобщений. Эмпириче­ское обобщение - объединение предметов и явлений по эм­пирическим, наблюдаемым или измеряемым основаниям. Теоретическое обобщение -
объединение предметов и явлений с позиций единого способа объяснения их структурных, функциональных или генетических особенностей.

В состав научной теории включаются логически взаимо­связанные компоненты:

• исходная эмпирическая основа: факты и эмпирические за­кономерности. Такое эмпирическое основание есть пред­
метная отнесенность теории',


• множество исходных условных допущений в форме гипо­тез, предположений, законов, аксиом, постулатов, а также моделей, которые фиксируют идеализированный объект (предмет) теории. Указанные компоненты входят в со­став современных научных теорий и выступают в качест­ве оснований для объяснения эмпирических фактов и закономерностей. Это объяснительные принципы теории. При этом особо следует отметить, что законы, формули­руемые в теории, описывают не реальность, а идеализи­рованный теоретический объект;

логика теории, которая представляет собой правила вывода следствий и построения объяснений. В логически не строгих теориях (биология, психология) задаются образцы способов объяснения, которые допустимы в рамках теории. В зависи­мости от логической строгости следует различать неформали­
зованные
(качественные) и формализованные теории.

Исходно научные теории строятся на основе выдвижения
гипотез -
научных предположений, которые в последующем либо подтверждаются, либо опровергаются в процессе эмпи­рических исследований. При этом теоретическая гипотеза направлена на объяснение каких-либо предметов или явле­ний. В связи с этим следует различать:
• теоретические предположения, которые входят в структу­ру теории в качестве объяснительных принципов и подле­жат опосредствованному (косвенному) подтверждению или опровержению;

• эмпирические предположения, которые подлежат эмпирической, опытной проверке.
Для объяснения любого события или явления потенци­ально может быть предложено множество различных объяснений на основе разнообразных гипотез. Поэтому сле­дует различать научные и ненаучные гипотезы и объяснения. Гипотеза признается научной, если существует принципи­альная возможность ее подтвердить или опровергнуть в процессе организации научных исследований. В случае несоблюдения этого условия гипотеза (предположение) становится недостаточно обоснованным предметом веры. Такие гипотезы не рассматриваются в качестве научных.

Любая теоретическая научная гипотеза о ненаблюдае­мых причинах явлений подтверждается или опровергается не прямыми исследованиями, а косвенно - через наблю­даемые и регистрируемые факты и явления. Наряду с тем, что теоретическая гипотеза позволяет объяснить определенный диапазон явлений и фактов, она обеспечивает прогнозирова­ние, предсказание множества сходных явлений и фактов в определенных условиях. Если такие предсказания в последу­ющем регистрируются учеными в качестве научных фактов в процессах наблюдений и организации экспериментов, то тео­ретическая гипотеза считается подтвержденной и получает статус научной теории.

По содержанию гипотезы можно разделить на предполо­жения: а) о наличии явления и его свойств; б) о составе и структуре явлений; в) о разнообразных связях между явлени­ями и их свойствами: пространственно-временных, функци­ональных, генетических связях; связях корреляционных или причинно-следственных и т. д.
На какие теории (способы построения объяснений)
может опираться человек, объясняя различные
события и явления?

При попытках объяснить разнообразные явления челове­ком интуитивно выдвигаются предположения, которые мо­гут приобретать формы наивных теорий и концепций. Такие объяснения опираются на каждодневный опыт, не осознаются и могут приобретать большую устойчивость (обы­
денные теории).


В последующем обыденные теории могут затруднять освоение и использование научных теоретиче­ских объяснений.

Наивные теории передаются с культурой обыденной жиз­ни, связаны внутренней логикой и воплощаются в интуитив­ной модели-представлении, которая является продуктом со­гласования наивных предположений, постоянно подтверж­даемых каждодневным опытом. Наиболее явно такое спонтанное формирование теорий наблюдается по отноше­нию к трем областям явлений, которые являются центрами отношений между человеком и миром: физической, психи­ческой и биологической (Троссей, Розенцвейг, 1997).

Собственно научные теории, в зависимости от сложно­сти изучаемого объекта и предсказательных возможностей объяснения, часто условно разделяют на «сильные» и «сла­бые». Первые представлены в развитых науках, преимуще­ственно изучающих неживую природу (физика, химия и др.). Для «сильных» объяснений характерны: терминоло­гическая точность и высокая однозначность интерпрета­ции, математизация объяснительных оснований; высокая эмпирическая подтверждаемость следствий, вытекающих из объяснений; статистическая значимость эмпирических фактов.

«Слабая» версия объяснений характерна для наук, изу­чающих явления живой природы и социальные процессы (биология, психология, социология). Такие объяснения не математизированы, основаны на эмпирических подтвер­ждениях, опирающихся на вероятностную статистику, об­щие законы в таких объяснениях формулируются на естест­венном языке с привлечением специальной терминологии и носят обычно качественный характер.

Особо следует отметить характер объяснений в гумани­тарных науках, изучающих наиболее сложные объекты (био­логия, психология, социология и др.). Здесь особенности объяснений обусловлены сложностью изучаемых объектов,

а также изменениями объектов и субъектов в момент позна­ния и вследствие познания. Это ведет к наличию множества альтернативных объяснений (теорий) часто с их ценност­ным отстаиванием и обоснованием, к стремлению сводить (редуцировать) неясное к ясному. Прогресс в объяснении та­ких явлений часто обеспечивается «коммуникацией» раз­личных теоретических подходов. На этом основании в по­следнее время все чаще появляются попытки ввести в струк­туру гуманитарных наук «принципы дополнительности и неопределенности объяснений» путем проведения внешней аналогии с физическими объяснениями квантово-механических явлений.

Так, например, объяснения разнообразных исторических событий - исторические теории - по способу построения существенно отличаются от естественно-научных теорий. Это связано с рядом обстоятельств: количество находящихся в распоряжении исследователя фактов всегда ограничено; такие факты нельзя воспроизвести или создать по воле ис­следователя; факты собираются в соответствии с заранее имеющейся точкой зрения; факты могут обобщаться и объя­сняться на основе множества альтернативных предположе­ний (интерпретаций), которые нельзя проверить. Такие спо­собы объяснений представляют собой «обобщенные интер­претации», или «квазитеории» (Поппер, 1992).

5. Способы построения и подтверждения
научных теорий

Требования к теории:
Существует ряд требований к научным теориям, которые определяют степень их научности. Среди таких требований можно указать:

• определение и четкое указание диапазона объясняемых те­орией предметов и явлений - предметную отнесенность теории;

• четкую формулировку объяснительных принципов теории

• «объяснительную силу» теории - диапазон объясняемых предметов и явлений, а также диапазон предсказываемых и эмпирически подтверждаемых следствий (прогнозов), логически выводимых из теории.
Какие существуют различия между научными
теориями?

Существует ряд оснований, в соответствии с которыми можно выделять различные способы построения современных
научных теорий.


Различают теории: а) аксиоматические: строятся на сис­теме необходимых и достаточных аксиом, которые недока­зуемы в рамках теории. Так строятся логико-математиче­ские теории (например, вспомните постулаты Эвклида, на которые опирается классическая геометрия); б) гипотети
ко-дедуктивные:
строятся на предположениях, выдвигае­мых с целью объяснения определенного множества эмпи­рических фактов. Так строится большинство современных естественно-научных теорий.

Отдельно следует остановиться на объяснениях (теори­ях), которые используются в математике и математической логике. Такие объяснения по способу построения относят к аксиоматическому типу. Среди основных характеристик ма­тематических объяснений и математических теорий чаще всего указываются следующие особенности.

• В качестве предметной отнесенности в математических те­ориях исходно выступают количественные характеристи­ки различных свойств и отношений при абстрагировании от материальных (вещественных) характеристик объектов и явлений.

• Для получения таких количественных характеристик не­обходимо вводятся конвенциональные эталоны — едини­цы измерения.

• В последующем путем абстрагирования от всевозможных эталонов и способов измерения собственно математиче­ские объекты (предметы) задаются логически и все их свойства потенциально содержатся в определении (выво­димы из него).

Исходя из аксиом, строится все здание нау­ки.

• Специфика математического мышления во многом опре­деляется тем, что оно оперирует не моделями реального мира, а моделями (схемами) количественных отношений и зависимостей, абстрагированных из явлений, объектов в форме предметов и разнообразных моделей (оперирование моделями моделей).

• Математические модели могут предметно относиться (ин­терпретироваться) на любые объекты и явления при усло­вии сохранения заданных количественных отношений и зависимостей между предметами, процессами и их свойст­вами.

• Развитие математических средств познания, способов объяс­нения и их результаты (математические знания) совпадают с развитием «математических объектов» (Берулава, 1993; Рузавин, 1978).

Достаточно часто современные научные теории различа­ют по степени обобщения:

• теории «нижнего уровня» - основу образуют эмпириче­ские обобщения, в которых понятия имеют непосредст­венную, опытно данную предметную отнесенность;

• теории «среднего уровня» - основу образуют понятия, ко­торые:

а) фиксируют гипотетические характеристики или модели определенного диапазона предметов и явлений;

б) требуют эмпирической верификации - подтверждения следствий, вытекающих из гипотез и предположений, в специально организованных эмпирических исследовани­ях;

• теории «верхнего уровня» - основу образуют понятия, ко­торые:

а) фиксируют гипотетические характеристики предметов и явлений;

б) имеют максимальную степень обобщенности, составляют структуру научных категорий;

в) определяют научные представления в образе мира уче­ного.
На какие способы построения научных теорий
опираются ученые?


Условно можно выделить четыре основных типа гипотети
ко-дедуктивного построения теоретических объяснений
(Рузавин, 1978; Ильясов, 1986):

атрибутивные - объяснения одного свойства объекта че­рез другое свойство этого же объекта (анализ путем выде­ления свойств);

составно-структурные -
объяснения предметов и явле­ний путем выделения их состава, элементов и отношений между такими элементами (разложение целого на состав­ляющие - анализ путем выделения элементов, компонен­тов, состава);

функциональные - объяснения какого-либо предмета или явления через его роль, функцию в более сложной системе предметов или объектов (анализ путем выделения связей и взаимных влияний, вызывающих изменения и преобразо­вания предметов и явлений);

генетические - объяснения, основывающиеся на выделе­нии исходной «единицы-клеточки» - единицы анализа, потенциально содержащей все основные исходные свой­ства, которые определяют последующее развитие-услож­нение явления (анализ «путем выделения исходных еди­ниц» с последующим выявлением законов и условий их развития).

Каждый из указанных типов объяснений можно предста­вить в операциональной форме, которая обобщенно отража­ет их способ построения.
Атрибутивные объяснения предполагают:

• выделение эмпирических или гипотетических признаков и свойств объекта, предмета, явления;

• последующее установление эмпирических или гипотети­ческих связей между выделенными признаками и свойст­вами, которые позволяют объяснить и предсказать появление одних свойств через связи с другими свойствами одно­го и того же объекта, предмета, явления.

Такие объяснения достаточно часто представляют собой простые эмпирические зависимости, а также на теоретиче­ском уровне могут образовывать «логический круг в объяс­нениях».

Составно-структурные объяснения предполагают:

• эмпирическое или гипотетическое разделение предмета, определенные особенности которого подлежат объясне­нию, на составляющие части, элементы, компоненты;

• установление свойств и признаков составляющих предмет частей, элементов, компонентов;

• эмпирическое или гипотетическое установление отноше­ний и связей между выделенными частями, элементами, компонентами;

• объяснение определенных свойств предмета путем их вы­ведения в качестве следствий из ранее установленных осо­бенностей состава и структуры предмета.
Функциональные объяснения предполагают:

• установление эмпирических или гипотетических связей предмета или явления, определенные особенности кото­рого подлежат объяснению, с другими предметами, явле­ниями или объектами;

• установление взаимных воздействий и влияний выделен­ных предметов, объектов, явлений друг на друга;

• объяснение определенных особенностей предметов, объектов и явлений через их место, роль и функцию во внешней, объемлющей их системе, в которую они входят как компоненты.

Механические причинно-следственные связи являются частным случаем таких объяснений. В таких объяснениях обычно указывается функциональная причинная связь меж­ду двумя взаимодействующими явлениями.
Генетические объяснения предполагают:

• объяснение процесса возникновения, формирования и раз­вития каких либо объектов, предметов, явлений. Несмотря на то, что процессы развития интуитивно выделяются обыч­но без особого труда, теоретически определить их достаточ­но сложно;

• ответы на вопросы, почему и как происходит развитие - направленное усложняющееся изменение структуры и функций объекта, предмета или явления.

При этом существуют разные способы построения таких объяснений. Один из вариантов построения генетического способа объяснения представлен ниже. Так, например, часто строятся объяснения формирования и развития различных психических свойств и способностей.

• Сначала эмпирически устанавливаются качественно раз­личающиеся этапы, стадии, периоды, уровни какого-либо процесса.

• Вслед за этим гипотетически предполагается единое осно­вание (причина), которая лежит в основе установленных качественных различий этапов, стадий и т. д. Таким осно­ванием может быть достаточно сложное гипотетическое структурно-функциональное образование. Соответствен­но объяснение может строиться путем установления зако­нов, в соответствии с которыми объясняется:

- усложнение или развитие с течением времени внут­ренней структуры данного явления;

- изменение с течением времени или усложнение функ­циональ-ных связей явления: а) с внешними фактора­ми, б) между структурными элементами явления.

Таким образом, объясняется структурно-функциональ­ное усложнение - развитие - явления с течением времени.

Примерами генетических объяснений являются: теория эволюции Ч. Дарвина, теория эволюционного развития пси­хики А. Н. Леонтьева, теория развития интеллекта Ж. Пиа­же, теория формирования и развития высших психических функций человека Л. С. Выготского, теория формирования умственных действий человека П. Я. Гальперина (изложение объяснительных принципов различных теорий представле­но в части 2 пособия). Перечисление современных науч­но-психологических теорий, в основу которых положены ге­нетические основания, может быть продолжено.

Заметим, что генетические объяснения в психологии имеют наибольшую объяснительную силу, т. к. психические явления существуют в формах постоянно воспроизводимых и совершенствующихся процессов.
Что выступает критериями относительной
истинности научных теорий?

Вопрос об истинности знаний, получаемых в научных исследованиях, один из центральных для методологии нау­ки. В истории науки выдвигались различные критерии для отнесения определенных знаний к категории «научных» или «ненаучных». При этом «научность» эмпирически ре­гистрируемых данных не вызывает у ученых особых проти­воречий, если такие данные потенциально воспроизводи­мы в определенных экспериментальных или «приборных» ситуациях. Противоречия между учеными чаще всего воз­никают при объяснении одних и тех же фактов с разных те­оретических позиций. Поэтому установление истинности, обоснованность научных теорий является постоянной и не­избежной методологической проблемой. История развития методологии науки показала, что обсуждение этой пробле­мы может быть плодотворным, когда речь идет об установ­лении относительной, а не абсолютной истинности теорий. Для установления относительной научной достоверности (относительной истинности) теоретических объяснитель­ных принципов в качестве критериев принимались следую­щие процедуры.
Принцип верификации (Огюст Конт): теория считается от­носительно истинной, если ее положения и предсказания подтверждаются, согласуются с фактами.
Последующее развитие научного знания и накопление научных теорий, которые альтернативно объясняли одни и те же факты и явления, показало, что этот принцип недоста­точно надежен. Альтернативный принцип был выдвинут Карлом Поппером.

Принцип фальсификации: научным признается только та­кое теоретическое знание, которое потенциально может быть отвергнуто (признано ложным) в процессе эмпириче­ской проверки. При этом следует считать, что для опровер­жения теории достаточно одного опровергающего факта. Научной не признается теория, содержание которой невоз­можно эмпирически проверить.

• О причинах, лежащих в основе различных явлений, воз­можно выдвижение бесконечного числа объяснительных гипотез.

• Ученый заранее не знает, какие объяснительные гипотезы верны, а какие ошибочны.

• Проблема разрешается путем эмпирического исключения (опровержения) гипотез.

В последующем принцип фальсификации в различных методологических подходах формулировался более мягко. Так, развивая и обобщая идеи К. Поппера, И. Лакатос сфор­мулировал методологию исследовательских программ:

1. Научное исследование реализуется в рамках исследова­тельской программы, которая включает:

• ядро программы - совокупность основных теоретических принципов, принимаемых конвенционально;

• совокупность методологических правил, которые ориен­тируют исследователя в выборе проблем и путей их реше­ния (позитивная эвристика);

• совокупность правил, направленных на предохранение те­оретических принципов от опровержения путем выдвиже­ния вспомогательных гипотез (негативная эвристика)
2. Исследовательская программа находит свое осуществ­ление в серии взаимосвязанных теорий разного уровня обобщенности, возникающих на основе исходных тео­ретических принципов (ядра программы) по конвенци­ональным правилам эвристики.

3. Теории, реализующие исследовательскую программу, могут обеспечивать:

• «прогрессивный сдвиг» в решении проблем, когда каждая новая теория позволяет прогнозировать новые факты, су­ществование которых подтверждается экспериментально;

• «регрессивный сдвиг» в решении проблем, когда строится вспомогательная теория для объяснения фактов, опровер­гающих исходную теорию. При этом вспомогательная тео­рия, как правило, не позволяет предсказывать и прогнози­ровать новые факты.

4. Фальсификация теории возможна только при появлении новой теории, а не на основе эмпирических опроверже­ний.

В науке существуют другие, еще более мягкие позиции. Например, принцип «взаимного прояснения» (Лоренц, 1998): научная теория - это система тщательно проверенных гипо­тез, поддерживающих друг друга по принципу «взаимного прояснения». Гипотезы могут опровергаться только другими гипотезами, которым подчиняется большее число фактов, а не единичными не согласующимися с ней фактами.
Какова обобщенная логика смены научных теорий?
С того момента, когда в область наблюдений и описа­ний (область эмпирических исследований) начинают включаться попытки объяснить явления через недоступ­ные непосредственному наблюдению причинные основа­ния - через внутренние структурно-функциональные или генетические особенности явлений, - можно говорить об элементах теоретического исследования. В основе проце­дуры теоретического объяснения эмпирических фактов и зависимостей лежит введение гипотез (предполагаемых связей, отношений, абстрактных теоретических предме­тов - конструктов), выступающих в роли объяснительных оснований, принципов, объяснительных моделей. После этого эмпирические зависимости начинают пониматься (и представляться) через скрытые от непосредственного на­блюдения «связи» за счет мыслительной конструкции (Щедровицкий, 1995). Таким образом, абстрактные тео­ретичес-кие объекты, которые конструируются для объяс­нения явлений в научном познании, характеризуются ги­потетичностью, условностью допущений.

Введение абстрактных предметов в теорию характеризу­ется единством процессов абстрагирования и интерпрета­ции. Процессы абстрагирования могут иметь много уров­ней. Возможно построение новых абстрактных предметов и моделей, относящихся не к реальным объектам, явлениям, а к уже имеющимся абстрактным предметам. Например, современные теории строения вещества основываются на моделях, фиксирующих структуру кристаллов, молекуляр­ную структуру, структуру атомов, структуру образующих атомы частиц. Процессы интерпретации теоретических предметов могут осуществляться: а) путем прямого соотне­сения с эмпирическими данными; б) путем соотнесения аб­страктных предметов с другими абстрактными предметами, а через них - с эмпирическими данными. Рассуждения от­носительно абстрактных предметов в теории строятся как рассуждения о реальных свойствах явлений, но в заданном интервале абстракции - в диапазоне предметной отнесен­ности теории (см. выше).

По мере развития науки ее теории принимают все более абстрактный характер, что ведет к возрастанию роли знаков и символов, с опорой на которые создаются и фиксируются научные абстракции и теоретические предметы.

Появление нового теоретического предмета, конструк­та, представления в сознании исследователя не может быть: а) формально-логически выведено из старой теории (имеющихся представлений), т. к. оно в них имплицитно не со­держится; б) получено прямым формальным обобщением эмпирического материала. Новое теоретическое представ­ление возникает в поисковой интеллектуальной деятельно­сти в виде гипотезы (предположения) о сущности исследуе­мого предмета познания. Сущность выступает как «меха­низм», которым внутренне необходимо связаны стороны, отношения предметов или явлений. Сущность качественно выражается в мысленных представлениях гипотетического предметного содержания теории и выступает, таким обра­зом, преимущественно своей мировоззренческой сторо­ной. Количественно сущность может выражаться через за­коны, которые фиксируются формальным аппаратом, включающим логические и математические отношения. При этом формальный аппарат прежде всего играет роль инструмента предсказания и вычисления количественных аспектов тех или иных явлений.

В развитии теорий существует момент, когда формаль­ный аппарат или способ объяснения начинают приводить к результатам, не согласующимся с опытом. Осмысление та­ких фактов в сфере предметного содержания теории ведет к «разложению» представления о сущности: новые эмпириче­ски установленные факты оказываются несовместимыми с лежащим в основе теории понятием сущности. Дальнейшее движение познания становится невозможным в дискурсив­ной форме. Такое затруднение познания разрешается путем выдвижения гипотез: мысленного «конструирования» ново­го теоретического предмета. К новому теоретическому поня­тию о сущности предъявляется ряд требований. Оно должно: а) разрешать противоречия старой теории и б) обеспечивать в границах новой теории объяснение совокупности явлений и фактов, которые объяснялись и предсказывались старой теорией.

Таким образом, развитие науки заключается: а) в регист­рации явлений и фактов с последующим установлением эм­пирических и теоретических законов, которым явления и факты подчиняются; б) в установлении диапазона примене­ния таких законов путем распространения их действия на новые условия; в) в установлении диапазона условий, огра­ничивающих имеющиеся законы (Арсеньев, 1967).

Анализируя процессы развития направлений научных исследований в различных предметных областях, Т. Кун (1977) в книге «Структура научных революций» подчерк­нул, что в основе смены организационных форм современ­ного научного исследования и научной методологии лежат не столько процессы переосмысления теоретических пред­ставлений о мире и явлениях, сколько изменения в органи­зации всей системы научного познания:

1. Эволюция научного знания протекает как формирова­ние, конкуренция и смена парадигм.

2. Парадигма (образец, модель, пример) в науке - тип ор­ганизации научного исследования, принятый опреде­ленной группой авторитетных ученых за образец.

Парадигма определяется:

• обобщенными целями исследований, которые формули­руются по отношению к законам, закономерностям, фак­там, которые должны быть установлены, исследованы и объяснены;

• способами достижения таких целей, которые зависят от приоритетных гипотез и объяснений (теорий), методов по­лучения эмпирических данных, изобретения новых средств (аппаратуры) и приемов обработки данных;

• системой определенных требований к методам получения научных знаний и критериев для их обоснования и оценки.

Список литературы

  1. Маланов С.В., МЕТОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ.М.,2005

  1. Белин А.А. Психологическая антропология: История и теория. – М., 2003.

  2. Слободников В.И., Нечаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 2003.

1. Реферат на тему San Andrea Fault Essay Research Paper IntroductionThe
2. Реферат Этика современного менеджмента
3. Реферат на тему Franz Joseph Haydn Essay Research Paper FRANZ
4. Курсовая Наркотизм как социальная проблема
5. Реферат Элективные курсы химического профиля
6. Сочинение на тему Тема народных страданий в поэзии НА Некрасова
7. Реферат на тему Город в творчестве Брюсова Блока Маяковского
8. Курсовая на тему Роль стандартов в управлении организаций
9. Реферат Научные открытия 2
10. Реферат на тему Требования пожарной безопасности