Контрольная работа Контрольная работа по Социологии 15
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
1 – предмет и объект социологии, ф-ции социологии как науки и учебной дисциплины
Объект и предмет социологии
Объект науки:
1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.
2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.
3) Поле исследовательской деятельности.
Предмет науки:
1) Воспроизведение объективной реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее значимых с точки зрения науки и практики закономерных связей и отношений этой реальности.
2) Это результат теоретического абстрагирования, позволяющий выявить определенные закономерности, развития и функционирования изучаемого объекта, интересующее данную науку.
3) Модель изучаемого объекта (как результат абстрагирования), созданная с точки зрения значимой стороны части аспекта для данной науки.
4) Более узкое, по сравнению с объектом, понятия, которое указывает на какую-либо сторону, аспект, элемент объекта, интересующую конкретную науку.
Термин социология переводится как наука об обществе. Общество является объектом социологии.
Предмет социологии
Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии.
1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)
2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология не имеет специально отведенной сферы социальной явлений (в отличие от политологии, экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не является всеохватывающей наукой об обществе. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социетальная).
3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом).
Предмет – определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции).
В узком смысле под предметом социологии понимают:
1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир.
2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни.
3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания.
4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д.
5) С точки зрения глобалистов современный мир описывается с геноэкономических, геополитических, транс-культурных позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).
6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение из знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, закрепленных в коллективном сознании.
Согласно Г.В. Осипову, социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях, развития и функционирования исторически сложившихся социальных систем. О механизмах и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов, социальной ответственности властных структур и личностей за социальные последствия совершаемых действий.
Согласно Эйфендиеву А.Г., социология – это наука об общих принципах функционирования и изменения основных форм социальных взаимодействий, изучаемую на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выявляя устойчивое, повторяющееся в этих взаимодействиях, в различных сферах общественной жизни.
В самом широком смысле, социология – это наука об обществе, и закономерностях, проявляющихся в общественных явлениях, в предметной области социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения.
Социальное – ключевая категория, в научной литературе понимается как:
1) Совокупность отношений данного общества, объединенных в процессе взаимодействия индивидов и групп, совокупность общественных отношений, экономических, политических и других (понятие «социальное» в данном понимании близко к понятию общественное).
2) Социальное – эта одна из сторон общественной жизни, в данной трактовке понятие социальное было введено К.Марксом. При анализе общества, Маркс использовал два термина: А) Общественный – характеризует общество в целом, во взаимодействии его сторон. Б) Социальный, или социальные отношения, данное понятие раскрывает природу отношений людей друг к другу, их отношений к факторам и условиям жизни, обществу в целом, собственному положению и роли в нем. В трудах Маркса и Энгельса понятие социальное нередко отождествляется с понятием «гражданское», под которым понималось взаимодействие идет в рамках конкретных социальных общностей (семья, класс и т.д.)
3) В отечественной, марксисткой социологии ряд ученых отождествляет понятие «общественное» и «социальное», объектом социологии рассматривается гражданское общество, в последствии и этот объект (т.е. социальные связи и отношения), был утрачен.
4) В западной социологии (Западная Европа и США), где особое развитие у прикладной социологии, понятие «социальное» использовалось в узком (эмпирическом) значении. В ряде языков (французский и английский), понятие «социальное» - производное от понятие общество. Таким образом возникли трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. По этой же причине были введены термины: социетальный, который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений.
5) В отечественной науке отсутствие четких разграничений общественное и социальное, связано с языковыми традициями, т.к. в русском языке обычно используются термины «общественное» и «гражданское». Социальное рассматривалось как синоним слову общественного, а гражданское связывалось с юридической наукой. Позднее социология была определена в значении употребляемым Марксом – отношение между людьми.
Свойствами социального являются:
1) Социальное – это общее свойство, которое присущее различным группам индивидов и являющееся результатом интеграции различных свойств общественных отношений.
2) Социальное выражает обусловленное современными общественными отношениями взаимоположение индивидов, таким образом характер и содержание отношений между индивидами, группами зависит от места, роли, которые он занимает и выполняют в обществе.
3) Социальное проявляется в отношениях различных индивидов и групп друг к другу, к своему положение в обществе, явлениям и процессам, происходящим в обществе.
4) Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов и групп, которое проявляется в их общении, взаимодействии.
Социология, изучая социальное, стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения проявляющееся в сферах жизни.
Функции социологии
1. Познавательная, познание законов и закономерностей становления, развития и функционирования социальных явлений и процессов.
2. Управленческая – т.е. использование социологического знания в управлении (целенаправленное воздействие) социальными объектами.
3. Организационно–технологическая – создание и внедрение на практике социальных технологий, социальных проектов. Проект – это комплекс мероприятий, реализуемых в определенный период времени и на определенной территории. (Преобразовывающая).
4. Идеологическая (ценностно – ориентированная) – влияние социологического знания на восприятие событий людьми, их поведения.
Основное содержание социологии, ее теоретическое практическое значение выражается в выполняемых ею функциях: познавательная, прикладная, прогностическая, управленческая, идеологическая и гуманистическая.
Социология, как наука об обществе выполняет, прежде всего, теоретико-познавательную функцию. Теоретико-познавательная функция социологии связана с выяснением сущности и тенденций развития общества в современных условиях. Она обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества с учетом многообразия конкретно-исторических и социально-культурных условий его развития.
Управленческая функция. Управленческая функция социологии связана с принятием и решением актуальных проблем общества. Наряду с традиционными проблемами – эффективного управления обществом, различными сферами общественной жизни, все большее место в жизни российского общества занимают вопросы национальных и межнациональных отношений. Особенно эти вопросы приобрели острых характер в последнее время в связи с усилением сепаратистских тенденций в ряде российских регионов.
Практическая направленность социологии выражается также и в том, что она способна вырабатывать научно-обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества, который сейчас переживает Россия.
Прогностическая функция социологии реализуется в системе общих суждений, в которых описываются возможные состояния социальной системы в ближайшем или отдаленном будущем осуществляется научное предвидение социального развития общества в целом или отдельных его звеньев и подсистем.
Прогностическая функция социологии является отражением потребности общества в создании условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития каждого социального подразделения общества.
Функции социального проектирования и конструирования
Социальное проектирование (от лат. projectus – выступающий вперед) – научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественного нового состояния существующего объекта. Это одна из форм социального управления.
При социальном проектировании решаются именно социальные задачи, а именно: социально-экономической эффективности; экологической оптимальности; социальной интеграции; социально-организационной управляемости; общественной активности.
Содержание социального проектирования фиксируется в двух формах:
как система социальных параметров проектируемого объекта и их количественных показателей;
как совокупность конкретных мероприятий, обеспечивающих реализацию проектируемых показателей и качественных характеристик будущего объекта.
При определении степени реализуемости социальных проектов, эффективным является метод деловой игры. Этот метод хорошо зарекомендовал себя и используется на практике.
Организационно-технологическая функция — это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем. Повышение производительности труда, совершенствование организации управления, целенаправленное воздействие на общественное мнение через средства массовой коммуникации и т. п. Другими словами — это создание социальных технологий.
2 – история развития и становления социологического знания: от Античности до 18 века
Социологическая мысль в эпоху возрождения
Возрождение - эпоха очень противоречивая. В мировосприятии этого времени причудливо переплетается глубокий интерес к античной философии и мифологии, античному искусству (именно интерес к античности, ее возрождение дало название эпохе) с зарождением научных знаний и языческими суевериями, занятиями астрологией и алхимией. В отношении мысли социальной в эту эпоху важно не столько создание какой-либо новой теории общества, сколько коренной переворот в отношении к человеку. В мировоззрении мыслителей этой эпохи человек становится центром мироздания. О его греховности не говорят, говорят о его величии и достоинстве.
Центром Возрождения была Италия, состоящая из политически независимых городов, в одних из которых установились республики, в других - единоличное правление. Итальянские города жили в основном за счет ремесла и торговли, в них развивались так называемые свободные искусства. Люди, жившие в итальянских городах, чувствовали себя более свободными и самостоятельными, чем сельское и городское население Европы. Однако, начавшись в Италии, Возрождение распространилось и в другие страны.
Эпоха Возрождения, на период которой приходится жизнедеятельность социальных мыслителей, предшествовавших в Европе оформлению социологического знания в науку, особое значение придавала проблеме жизненных сил человека, их естественным и социальным основам. Этим была пронизана вся история свободомыслия той поры, история искусства, развивающегося под его влиянием. Однако эта тенденция в развитии общественного сознания серьезно ограничивалась традиционными для средневековой Европы верованиями.
В XIV в. на юге Европы (ранее всего в Италии) начинают проявляться первые симптомы будущей гибели феодализма и зарождения раннего буржуазного общества. Осознание этих процессов передовыми людьми того времени приводило к многочисленным противостояниям господствовавшей тогда религиозной схоластике, в том числе томизму. Это выразилось в XV-XVI вв., прежде всего в возрождении и развитии:
а) материалистических, индивидуалистических и гуманистических идей древнегреческих философов (Ф. Петрарка, Л. Балла и др.);
б) коммунистической идеологии, требований обобществления собственности, коллективности труда, равенства в распределении и коллективизма (Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла);
в) натурфилософии (естествознании) на базе экспериментально-математическихисследований законов природы (Дж. Бруно, Н. Кузанский, Б. Телезио, Н. Коперник, Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Ф. Парацельс, И. Кеплер, Ф. Бэкон и др.).
Все это предопределило появление новых обществоведческих концепций. Охарактеризуем одну из них - учение Пъетро Помпонацци (1462-1525) о нравственности человека, роли религии в обществе, а также организмической сущности общества.
Средневековая мораль и религиозное учение о человеке основывались на догмате о бессмертии души и загробном воздаянии. Отрицание этого догмата грозило отменой человеческой нравственности и крушением общества - именно так рассуждали практически все религиозные мыслители.
П. Помпонацци, блестяще используя манеру схоластических рассуждений и внеся в нее прием спора с самим собой, обосновал в природных границах, оставив в стороне откровения и чудеса, смертность души каждого человека. Он не нашел (хотя старательно искал) никаких доказательств бессмертия души. Из вывода о смертности души, наиболее согласного с разумом и опытом, вовсе не следует отказ от нравственности. Более того, считающие душу смертной лучше защищают добродетель, нежели те, кто полагает ее бессмертной. Ведь надежда на воздаяния и страх возмездия привносит в душу нечто рабское, что противоречит самим основаниям добродетели. Если кто действовал добродетельно, не надеясь на награду, а другой - в надежде на вознаграждение, то поступок второго будет не столь добродетелен, как поступок первого. Добродетель должна быть предпочтена ради нее самой, а это становится возможным на основе отказа от догмата о бессмертии души.
Критикуя этот религиозный догмат, Помпонацци признает его полезность обществу, так как он поддерживает должный порядок. Однако есть люди, не нуждающиеся в таком наставлении. Они благородны, обладают от Бога доброй природой, склонны к добродетели единственно из-за ее благородства и отвращаются от пороков единственно из-за их гнусности. Но таковых очень мало - почти никто не обладает таким предрасположением [к добру]. Поэтому необходимо использовать иные способы, в том числе и, прежде всего, религию.
П. Помпонацци отказался от трактовки общества как божественного установления и предложил свой вариант антропоморфистской концепции. Общество в его описании предстает живым организмом, который, как и всякий организм, когда-то рождается, растет, достигает зрелости и умирает, подчиняясь объективным законам. П. Помпонацци пытается сформулировать эти законы, говоря о:
а) естественности различий людей в физическом, интеллектуальном, нравственном, профессиональном и сословном аспектах;
б) необходимости соразмерности этих различий (неравенство между людьми (однако же, соразмерное) не должно представляться раздором; но как в симфонии соразмерное различие голосов создает сладостное созвучие, так и соразмерное различие между людьми порождает совершенство, красоту, достоинство и наслаждение, не соразмерность же приводит к обратному результату);
в) наличии общей цели человеческого рода, особых людей (государственных мужей, ученых), выражающих эту цель, и причастности каждого человека к ней, но только в качестве части человеческого рода;
г) неизбежности зла, угнетении слабых сильными - и не только сейчас это так, но всегда так было, как явствует из всех историй, и так будет всегда;
д) потребности людей в нравственности, основанной на деятельном разуме и идее смертности души;
е) гармонии между частями целого, отдельными органами и всем организмом.
3 – обл. применения социологии, особенности современного социологического знания. Положительные и отрицательные качества социологии
Основные области применения социологического наблюдения
Метод наблюдения эффективно используется при исследовании поведения индивидов и групп в труде и общественно-политической жизни, в сфере досуга, в девиантных группах, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми. Например, при анализе производственной деятельности объектом наблюдения может стать реакция членов трудового коллектива на изменения условий, характера, содержания труда, на нововведения, касающиеся технологии, оплаты, норм выработки и т.д. Иными словами, наблюдать следует значимые для участников трудового процесса ситуации, в которых наиболее остро, а иногда в конфликтной форме проявляется их отношение к работе, друг к другу. Не менее актуальная область применения рассматриваемого метода – изучение практики проведения политических собраний, митингов, демонстраций. Наблюдая поведение организаторов митингов, ораторов, участников, видя их поступки, ощущая атмосферу подобных акций, социолог может четко уловить суть происходящего, увидеть, каким образом осуществляется выработка коллективного решения. К наблюдению как методу сбора социологической информации обращаются в различных обстоятельствах. Во-первых, при получении предварительного материала для уточнения направлений планируемого исследования. В этом случае целенаправленное наблюдение выполняет
функцию социологического зондажа. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, определению «действующих лиц». Более того, непредубежденное, профессионально выполненное наблюдение открывает перед исследователем неизвестные ему ранее пласты, срезы социальной действительности, дает возможность отойти от традиционного понимания стоящей перед ним социальной проблемы. Во-вторых, метод наблюдения используется для получения иллюстративных данных. Как правило, они существенно оживляют, делают зримым анализ статистики или результатов массового опроса. В-третьих, наблюдение выступает в качестве основного приема получения первичной социологической информации. Преследуя эту цель, необходимо соотнести позитивные и негативные аспекты метода наблюдения. Если исследователь ставит перед собой задачу не только дать научное описание конкретных событий, определенных форм поведения людей в значимых для них ситуациях, но и выйти на более широкие обобщения, результаты наблюдения должны быть подкреплены данными, полученными при использовании других методов сбора социологической информации. Наблюдение планируется и осуществляется в той же последовательности, что и любое иное социологическое исследование: уточняются цели, устанавливаются объект и предмет наблюдения, формулируются основные гипотезы и задачи, конкретизируется вид (способ) наблюдения, подготавливается документация и разрабатывается процедура фиксации наблюдений, проводятся сбор, обработка и анализ информации. Специфику содержания каждого этапа обусловливают характер изучаемой проблемы и особенности, присущие этому методу исследования.