Контрольная работа

Контрольная работа Субъекты международного частного права 5

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 14.1.2025



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социальных наук,

педагогики и права
Контрольная работа

по дисциплине МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

Тема № 4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Выполнил (а) студент (ка) Волчкова Людмила Петровна


Учебная группа 08ВИМ шифр 026
Контрольная работа

сдана___________________________

(дата сдачи)

Контрольную работу Допущена к защите

Проверил ЮРАСЮК Н.В. ___________________________

Контрольная работа

зачтена__________________________

(дата и подпись преподавателя)


Калининград

2011

Содержание: Стр.

1. Понятие субъектов международного частного права 2

2. Положение физических лиц в международном частном праве 4

3. Правовой статус юридических лиц в международном частном праве 6

4. Специфика правового статуса транснациональных компаний 7

5. Правовое положение государства в международном частном праве 9

6. Международные межправительственные организации 10

Список литературы 12

1. Понятие субъектов международного частного права.

Субъекты международного частного праваэто участники гражданских правоотношений, осложненных иностранным эле­ментом.

К субъектам
международного частного права
относятся:


  1. физические лица (граждане; лица без гражданства — апат­риды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданст­во, — бипатриды);

  2. юридические лица (отечественные, иностранные, междуна­родные неправительственные организации);

  3. организации, не являющиеся юридическими лицами;

  4. государства;

  5. нации и народы, борющиеся за свободу и независимость и
    создание собственной государственности в лице своих руководя­щих органов (к их числу относится, например, Организация осво­бождения Палестины);

  6. международные межправительственные организации;

  7. государственно-подобные образования, являющиеся субъекта­
    ми международного публичного права (к ним относятся вольные го­рода и Ватикан — резиденция главы Римско-католической церкви)2.

Субъекты, указанные в п. 1—3, являются участниками правоот­ношений по МЧП независимо от того, кто является другой сторо­ной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лица­ми, так и между физическим или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного пуб­личного права — с другой.

Субъекты, указанные в п. 4 — 7, только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или, с другой стороны, в правоотношении) будет один из субъектов, включенных в п. 1—3. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные органи­зации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они будут находиться в сфе­ре действия международного публичного права.

Таким образом, если в правоотношении с одной сто­
роны участвует субъект международного публичного
права, то с другой — для того, чтобы правоотношение
регулировалось нормами МЧП, может быть только
физическое либо юридическое лицо.


Каждый вид субъекта МЧП имеет свою характеристику, кото­рая дается посредством раскрытия специальных юридических кате­горий. Для физических лиц такими категориями будут дееспособ­ность и правоспособность; для юридических — личный статут и «национальность»; при характеристике субъектов международного публичного права категориями, раскрывающими особенности их участия в гражданско-правовых отношениях международного ха­рактера, являются государственный суверенитет, суверенитет наро­дов и наций.

2. Положение физических лиц в международном частном пра­
ве.
В МЧП определены следующие категории физических лиц:
иностранные граждане, апатриды, бипатриды, беженцы.
Ино­
странные граждане
— это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством; бипатриды — лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами; апатриды — лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством; бежен­цы — лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого.

Основная особенность гражданско-правового положения ино­
странных граждан
заключается в том, что они подчиняются двум правопорядкам — правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства. Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государ­ства, обязаны соблюдать его законы. Однако отдельные вопросы правового статуса таких лиц подчиняются их личному закону. Гра­
жданская правоспособность
физических лиц — это способность индивида иметь права и обязанности. В праве большинства госу­дарств установлена императивная материально-правовая норма, — в сфере гражданской правоспособности иностранцы пользуются на­циональным режимом; однако отдельные вопросы правоспособно­сти имеют коллизионное регулирование — определяются по лично­му закону индивида.

Гражданская дееспособность физического лица
это его спо­собность своими действиями осуществлять гражданские права и обязанности. Законодательство всех стран устанавливает, что пол­ностью дееспособным в публичном и частном праве индивид стано­вится по достижении установленного в законе возраста. В законо­дательстве также закреплена возможность признания физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным. Общепризнанное положение — вопросы гражданской дееспособности инди­видов подчиняются коллизионному регулированию (генеральная коллизионная привязка — личный закон физического лица).

В российском праве гражданская дееспособность индивидов оп­ределяется их личным законом (ст. 1197 ГК РФ). Для установле­ния личного закона (право государства гражданства или домици­лия) используется статья 1195 ГК РФ. Физическое лицо не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности по его личному зако­ну, если такое лицо является дееспособным по праву государства места совершения сделки. Эта норма связана с одним из общих принципов, давно господствующих в МЧП: лицо, дееспособное по своему личному закону, всегда признается дееспособным за грани­цей; лицо, недееспособное по своему личному закону, может быть признано дееспособным за границей.

Ограничение дееспособности физических лиц производится ис­ключительно в судебном порядке. По общему правилу индивид мо­жет быть признан полностью недееспособным или ограниченно дее­способным только у себя на родине в соответствии со своим личным законом. Однако достаточно часто встречаются ситуации, когда по­добное решение выносится судом другого государства (и в соответ­ствии с правом страны суда) по отношению к иностранному граж­данину. На территории Российской Федерации признание физиче­ского лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (п. 3 ст. 1197 ГК РФ).

Серьезной проблемой современного МЧП является институт безвестного отсутствия и объявления безвестно отсутствующих лиц умершими. В международном праве действуют и многосторонние (Конвенция 1950 г. об объявлении умершими лиц, безвестно отсут­ствующих), и двусторонние соглашения, регулирующие этот во­прос. Коллизионные проблемы безвестного отсутствия разрешают­ся на основе личного закона или закона суда. По общему правилу компетентными являются суды государства гражданства того лица, в отношении которого возбуждено дело о безвестном отсутствии.

Институты опеки и попечительства связаны с категорией дее­способности. Коллизионное регулирование опеки и попечительства предусмотрено в статье 1199 ГК РФ. Установление и отмена опеки и попечительства производятся в соответствии с личным законом опекаемого или подопечного. Личный закон опекуна (попечителя) применяется для установления его обязанности принять опеку (по­печительство). Закон компетентного учреждения определяет отношения между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным). Законодательно закреплено применение российского права, если оно наиболее благоприятно для опекаемого (подопечного), имеющего место жительства в России. Статья 1199 ГК РФ содержит «це­почку» коллизионных норм: отдельные аспекты одного и того же правоотношения регулируются посредством различных коллизион­ных привязок.

3. Правовой статус юридических лиц в международном частном
праве.
Во всех государствах действующие на их территории компа­нии делятся на «отечественные» и «иностранные». Если юридиче­ские лица осуществляют хозяйственную деятельность за границей, они находятся под воздействием двух систем правового регулиро­вания — системы национального права государства «гражданства» данного юридического лица (личный закон) и системы националь­ного права государства места деятельности (территориальный за­кон). Коллизионный критерий «личный закон» предопределяет на­циональность (государственную принадлежность) юридических лиц. Понятие «личный закон» юридического лица является одним из самых сложных в МЧП, поскольку эта формула прикрепления содержит серьезные «скрытые» коллизии и принципиально различ­но понимается в праве разных государств. Многовариантное пони­мание коллизионного принципа «личный закон юридического ли­ца» оказывает негативное влияние на развитие международных экономических отношений. Различное определение национальной принадлежности юридических лиц порождает проблемы «двойной национальности», двойного налогообложения, невозможности при­знать компанию банкротом или наложить арест на ее уставной ка­питал. В целях устранения подобных проблем современная судеб­ная практика и законодательство большинства государств идут по пути определения национальной принадлежности юридических лиц при помощи комплексных критериев, совмещения нескольких кол­лизионных начал, установления «цепочки» коллизионных норм. Попытки установления единообразного статуса иностранных юридических лиц предпринимаются и на международном уровне: Гаагская конвенция 1956 г. о признании прав юридического лица за иностранными компаниями, ассоциациями, учреждениями; Кон­венция ЕС 1986 г. о признании негосударственных организаций; определение правоспособности юридических лиц по Конвенции 1993 г. о правовой помощи стран СНГ; определение режима юриди­ческих лиц в международных торговых договорах.

4. Специфика правового статуса транснациональных компаний.

Особые сложности связаны с определением личного закона транснациональных корпораций (ТНК). С одной стороны, они создают­ся по праву какого-то конкретного государства, с другой — их до­черние и внучатые компании действуют в качестве самостоятель­ных юридических лиц в других государствах. Транснациональные корпорации имеют интернациональный характер не только по сфе­ре деятельности, но и по капиталу. Они представляют собой много­ступенчатую вертикаль: головная корпорация, дочерние холдинговые компании, внучатые производственные компании, правнучатые холдинговые компании и т.д. Национальность каждой «дочки», «внучки», «правнучки» определяется в соответствии с законода­тельством того государства, на чьей территории такое подразделе­ние действует. С правовой точки зрения ТНК является конгломера­том юридических лиц различной национальности, управляемых из единого центра при помощи холдинговых компаний. Характерная особенность ТНК — несоответствие экономического содержания юридической форме: производственное единство оформлено юри­дической множественностью.

В современном мире деятельность ТНК имеет глобальный ха­рактер. Установить единый личный закон подобного объединения можно только при использовании теории контроля: по личному за­кону головной компании. В настоящее время в доктрине и практике широко применяется понятие «право ТНК». Это понятие имеет в виду применение к установлению личного закона и деятельности таких компаний не национального права какого-то государства, а международного или «квазимеждународного» права, «общих прин­ципов права», «общих принципов международного права». Такая концепция представляется наиболее функциональной, тем более что именно на международном уровне разработан Кодекс поведе­ния транснациональных корпораций.

5. Правовое положение государства в международном частном праве.

Государство вправе вступать в имущественные и неимущест­венные гражданские правоотношения, обладающие особой спецификой, поскольку государство обладает качеством особого субъекта права. Сделки, совершаемые государством, имеют особый право­вой режим. Особенности правового регулирования частноправовой деятельности государства предопределены его суверенитетом. Вступая в гражданско-правовые отношения, государство не теряетсвои качества как суверена. Суверенитет предполагает наличие у
государства целого комплекса иммунитетов. В XIX столетии в док­трине права была разработана теория абсолютного иммунитета го­сударства:

1) судебный иммунитет — неподсудность одного государства
судам другого;

2) иммунитет от предварительного обеспечения иска;

3) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения;

4) иммунитет собственности государства;

5) доктрина акта государства (связана с иммунитетом собствен­ности государства);

6) коллизионный иммунитет государства.

Во второй половине XX века участие государства в граждан­ских отношениях возросло, что послужило причиной появления в доктрине теорий «служебного» иммунитета, «торгующего» госу­дарства, государства-коммерсанта и доктрины функционального (ограниченного) иммунитета. Суть этих теорий сводится к тому, что если государство от своего имени совершает торговые сделки, оно автоматически в отношении таких сделок и связанного с ними имущества отказывается от иммунитета и ставит себя в положение

частного лица.

Во многих западных странах существует довольно обширное законодательство, регулирующее иммунитеты государства: Закон США об иммунитете иностранных государств 1976 г., Акт Велико­британии о государственном иммунитете 1978 г., законы об имму­нитете иностранного государства Пакистана и Аргентины 1995 г. Все эти законы основаны на доктрине функционального иммуните­та государства. Иностранное государство пользуется иммунитетом только в случаях совершения суверенных действий (открытие ди­пломатических и консульских представительств). Если же государ­ство совершает действия коммерческого характера, оно иммуните­том не пользуется.

Основной международно-правовой акт, регулирующий имму­нитеты государства, — это Европейская (Брюссельская) конвен­ция о государственном иммунитете 1972 г., принятая Советом Евро­пы. В Конвенции прямо закреплена теория функционального иммунитета. Иностранное государство пользуется иммунитетом в отношениях публичного характера, но не вправе ссылаться на им­мунитет в суде другого государства при вступлении в частноправо­вые отношения с иностранными лицами.

Работа по кодификации правовых норм о юрисдикционных им­мунитетах государств и их собственности давно ведется в Комиссии международного права ООН. Комиссия подготовила проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (основанный на доктрине функционального иммунитета), который в 1994 году был одобрен в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. На основе проекта статей Комиссия в 1999 г. подготовила проект конвенции «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности». В начале 2005 года Конвенция ООН о юрисдикци­онных иммунитетах государств и их собственности была открыта для подписания.

Основные начала выступления государства в качестве субъекта МЧП заключаются в том, что отношения имеют исключительно гражданско-правовой характер, а контрагентом государства может выступать только иностранное частное лицо. В современном мире признается общий принцип — государство, участвуя в частнопра­вовых отношениях, выступает в них на равных началах со своими контрагентами. Это положение закреплено в статьях 124 и 1204 ГК РФ. Однако данные нормы российского права имеют диспозитивный характер и предусматривают возможность издания законов, устанавливающих приоритетные права государства в частноправо­вых отношениях. В отечественной доктрине большинство ученых отмечают, что сделки с государством подвержены повышенному риску.

6. Международные межправительственные организации.

Международные межправительственные организации явля­ются традиционными и типичными субъектами международного права. В международных гражданских правоотношениях междуна­родные организации выступают как юридические лица. Это закреп­лено в уставах многих ММПО (ст. 39 Устава МОТ, ст. 16 Устава МАГАТЭ, ст. 9 Устава МВФ). В законодательстве многих госу­дарств (США, Великобритания, Россия) закреплено, что междуна­родные организации могут действовать на их территории в качестве юридических лиц.

Международные организации представляют собой юридиче­ские лица особого рода — международные юридические лица. Ка­чество юридического лица может возникнуть у них только на осно­ве международного публичного права: частноправовой статус орга­низации закреплен в ее уставе, который является международным договором. Международные юридические лица являются носителями прав и обязанностей цивилистического характера, возникающих в международном обороте, обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в качестве истцов или ответчиков по частноправовым спорам в правоприменительных

органах.

Гражданская правоспособность ММПО определяется не нацио­нальным, а международным правом, и имеет серьезную специфику, поскольку речь идет именно о международных юридических лицах. Международные организации как международные юридические ли­ца имеют осложненный, двойственный правовой статус. В 1975 году Комитет по контрактам Секретариата ООН разработал Типовые правила и образцы контрактов для всех ММПО системы ООН. В специальном заключении Юридического отдела Секретариата ООН (2002 г.) подчеркивается, что «контрактная практика ООН по возможности стремится избежать ссылки на любое конкретное право, особенно национальное. Наиболее приемлемой является от­сылка к внутреннему праву данной организации».

Международный характер собственности ММПО требует трансформации общей коллизионной привязки закона местонахож­дения вещи в специальные — место нахождения штаб-квартиры ор­ганизации, место регистрации собственности, место нахождения ве­щи в международном районе. Такая трансформация традиционных коллизионных принципов означает применение к регулированию права собственности ММПО внутренних правил самой организа­ции. Точно так же принято трактовать закон места заключения сделки — закон места заключения контракта в международном районе.
Список литературы:

1. Федосеева Г.Ю. Международное частное право: учебник. - М.: Эксмо, 2007. - 432 с.

2. Ерпылева Н.Ю. Международное частное право. Практикум. – М.: ЭКСМО, 2007. – 768 с.

3. ГК РФ. Часть 3. Раздел 6. (по состоянию на 2010 год).

1. Реферат Компьютерные игры
2. Сочинение Тема любви в прозе Куприна
3. Шпаргалка на тему Педагогика как наука
4. Сочинение на тему Горький м. - Гордость и беззаветная любовь к людям
5. Реферат Геосистема
6. Реферат на тему Richard III How Are McKellen
7. Реферат на тему Analysis Of Two Stories Essay Research Paper
8. Реферат Методы и этапы разработки стратегии внедрения новых товаров на рынок
9. Реферат на тему Проблемы российских изобретателей Почему им так тяжело реализовать свои идеи
10. Реферат Определение качества молока и молочных продуктов, реализуемых магазинами города Стрежевого