Контрольная работа

Контрольная работа на тему Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-11-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024


Контрольная работа по истории искусств:
Введение в историю искусств
Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера
выполнил:
проверил:

План
Глава 1. Общие сведения о Древнем Шумере
1.1 Географическое положение и природные условия
1.2 Население и история
1.3 Письменность
Глава 2. Шумерский пантеон
Глава 3. Космогонические мифы
Заключение
Список литературы

Глава 1. Общие сведения о Древнем Шумере
1.1 Географическое положение и природные условия
От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией. Сейчас это в основном территория Иранской республики. Евфрат и Тигр берут свое начало на Армянском нагорье и впадают в персидский залив. Воды рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли горных минералов и во время половодья оставался на полях, удобряя их. Однако для того, чтобы в долине междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год. Приходилось бороться с засоленностью почв от насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву. Угрозу для плодородия месопотамских земель представляли сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры, дувшие с залива, гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям[1].
1.2 Население и история
С уверенностью можно констатировать наличие шумерского населения на крайнем юге Месопотамии после появления письменности на рубеже IV – III тыс. до н.э., но точное время появления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Постепенно Шумеры заняли значительную территорию Месопотамии, от Персидского залива на юге до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере.
На территории Месопотамии с VII по IV тысячелетие до н.э. шло разложение первобытнообщинного строя и создавались предпосылки возникновения классового общества.
В начале III тыс. до н.э. образовались первые небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. Период, охватывающий XXVIII – XXIV вв. до н. э., носит название Раннединастического. Следующий период (XXIV – XXIII вв.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий. Политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под властью кутиев, гегемония в Месопотамии переходит к Шумеро-Аккадскому царству[2].
1.3 Письменность
Месопотамия – один из важнейших центров мировой культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма (в кон. IV тыс. до н.э.), несколько позднее превратившегося в клинопись. Именно клинопись стала стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все её аспекты и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись стала окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура (существовавшая до I в до н.э.). Однако её наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и вошли в сокровищницу современной мировой культуры[3].

Глава 2. Шумерский пантеон
История формирования и развития мифологических представлений прослеживается на материалах изобразительного искусства приблизительно с сер. VI тыс. до н.э., по письменным источникам – с нач. III тысячелетия[4].
Шумерская художественная литература состоит из мифов, эпических поэм, гимнов, надгробных плачей, «летописей» и поучений. В настоящее время исследователям известны целиком или в большей своей части 20 шумерских мифов, повествующих о сотворении и устройстве вселенной, о рождении богов, об их дурных и добрых деяниях, о сотворении человека, о потопе, ниспосланном в наказание людям, о тайнах смерти и подземного царства[5].
Ко времени образования первых шумерских городов-государств, видимо сформировалось представление об антропоморфном божестве. Божества – покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производительных сил природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещённые с функциями жреца. В каждом городе-государстве сохранились свои божества-герои. До кон. III тыс. до н.э. не было единого систематизированного пантеона[6].
В III тыс. до н.э. в Шумере можно насчитать – по крайней мере, по именам – несколько сот богов. Главнейшими среди этих сотен божеств были бог неба Ан, бог воздуха Энлиль, водяной бог Энки и великая богиня-мать Нинхурсаг.
Бог неба Ан некогда считался у шумеров главным божеством всего пантеона, хотя в дошедших до нас источниках, восходящих примерно к 2500 г. до н.э., эта роль приписывалась уже богу воздуха Энлилю. Городом-государством, где находилось главное святилище Ана, был Урук.
Итак, главенствующим божеством стал бог воздуха Энлиль[7].
Исследователь В. Емельянов утверждает: Ан – старейшина богов, существовавший ещё до отделения Неба и Земли. Он никогда не изображается действующим, но всегда советующим.
Энлиль (чьё имя переводится как «господин Дуновение») – божество со множеством функций, сводящихся к одному ядру. Он повелитель воздуха и ветра, властитель мира, расположенного между небом и землёй; он второй глава Собрания богов, утверждающий царя на престоле; он господин чужих стран; он предводитель всех внешних сил местности; он устроитель гибельного потопа. Энлиль – покровитель естественных законов, и прежде всего законов биологического возраста, старения и смерти. Он устраивает потоп потому, что вечная жизнь шумерских городов была бы противоестественной. Город Энлиля – Ниппур.
Энки («господин Земли») – сила, во многом противоположная Энлилю. Это, прежде всего, повелитель пресных и подземных вод; это создатель и покровитель человечества; это умелец, искусник и маг, обучающий своим хитрым искусством младших богов, с тем, чтобы они передали его премудрость людям. Энки любит преодолевать естественный закон. Энки лечит больного, восстанавливает чистоту осквернённого, покровительствует любой попытке изменить предопределение и исправить естественное положение дел[8].
Четвёртым созидательным божеством, как пишет С. Крамер, была богиня-мать Нинхурсаг, известная также под именем Нинмах («высокая госпожа»). Кроме того, Нинхурсаг имела имя Нинту («госпожа, давшая жизнь»). Она считалась покровительницей всех живых существ, богиней-матерью[9].
Димузи («истинный сын») – божество весенних процессов и покровитель скотоводов (поощряет размножение скота). В канун летнего солнцестояния Димузи уходит в подземный мир, передавая земле свою плодоносную силу.
Инанна («госпожа небо») – богиня планеты Венера, олицетворяет силу любовной и воинской страсти. Инанна воплощает стихийную силу природы и человеческие эмоции, а также во многом является олицетворением женского начала в природе и обществе[10].
Во главе области мира мёртвых стояли супруги Нергал и Эрешкигаль, а решения принимали в нём грозные судьи людей Ануннаки[11].
Второе поколение шумерских богов ярче всего представлено богами Луны (Нанна), Солнца (Уту) и мирного труда (Нинутра)[12].
В. Емельянов определяет специфику шумерского понимания божества6 шумеры видели в своей религии прежде всего начало возвышенное, упорядоыенное и светоносное. Об этом говорит написание слова «бог» - знак, обозначающий одновременно небо, звезду и властителя небесных звёзд Ану. В божестве важна не сила и способность наделять мир различными благами, а удалённость от суеты здешней жизни, ясный свет, испускаемый с небес на землю, и обладание наглядно воспроизводимыми законами, которым должно подчиняться всё мироздание[13].

Глава 3. Космогонические мифы
Понятий «вселенная», «космос» в шумерских текстах не существует. Когда есть необходимость говорить о целостности мира, употребляется составное слово Ан-Ки («Небо – Земля»). Считается, что до возникновения мира Небо и Земля были единым телом, из которого затем появились все сферы мира[14]. Вот что рассказывает об этом шумерский миф «Гора небес и земли»:
«Когда-то небо и земля были слиты, и не было на них ни травы, ни тростника, на деревьев, ни рыб, ни зверей, ни людей. Были они как одна гора в пространстве, заполненном вечными водами дочери океана Намму, праматери всего сущего. Произвела она из себя Ану и Ки, сына и дочь, и поселила их раздельно. Ану – на вершине горы, а Ки – внизу, под её подножием. Когда дети подросли, они стали крутить головами и искать друг друга. И свела и Намму, соединила как мужа и жену. И родила Ки владыку Энлиля...
Потом Ки произвела на свет от Ану ещё семерых сыновей, семь могучих стихий, без которых не было бы света и тепла, влаги, роста и процветания. Затем по воли Анну у Ки родились младшие боги, помощники и слуги Анну – ануннаки»[15].
Шумеры объясняли происхождение вселенной следующим образом:
1.         Вначале был первозданный Океан.
2.         Первозданный Океан породил космическую гору, состоявшую из земли, объединённой с небом.
3.         Созданные как боги в обличье человека, бог Ан (небо) и богиня Ки (земля) породила бога воздуха Энлиля.
4.         Бог воздуха Энлиль отделил небо от земли[16].
«Разорвали Ан и Энлиль гору. Поднял вершину Ану вверх, а Энлиль опустил плоское подножие вниз. Так появилось небо в виде свода и Земля, как плоский диск с неровностями, горами и ущельями, ибо гора был разорвана, а не разрезана ножом»[17].
Брак Энлиля с матерью-землёй положил начало устройству мира – сотворению человека, животных, растений и созданию цивилизации[18].

Список литературы
Источники:
1. Немировский А. И. Мифы Древности: Ближний Восток. М., 2001.
Исследовательская литература:
2. Емельянов В. В. Древний Шумер: очерки культуры. СПб., 2001.
3. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991.
4. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001.
Справочные издания:
5. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. Том 1. М., 1991.
6. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. Том 2. М., 1991.


[1] История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. С. 98 – 99.
[2] История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. С. 100 – 101.
[3] История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. С. 169.
[4] Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. Том 2. М., 1991. С. 647.
[5] Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 85.
[6] Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. Том 2. М., 1991. С. 647 – 648.
[7] Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 102 – 103.
[8] Емельянов В. В. Древний Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 121 – 123.
[9] Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 110.
[10] Емельянов В. В. Древний Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 123.
[11] Емельянов В. В. Древний Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 119.
[12] Емельянов В. В. Древний Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 123 – 124.
[13] Емельянов В. В. Древний Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 121.
[14] Емельянов В. В. Древний Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 103.
[15] Немировский А. И. Мифы Древности: Ближний Восток. М., 2001. С. 11.
[16] Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 97.
[17] Немировский А. И. Мифы Древности: Ближний Восток. М., 2001. С. 12.
[18] Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 97.

1. Реферат Шляхи покращення комплексу мерчандайзингу на торговельному підприємстві Велика Кишеня
2. Курсовая на тему Психологический стресс
3. Реферат Л.С.Выготский об историческом смысле психологического кризиса
4. Реферат Синдром Марфана 2
5. Реферат на тему Beauty And The Beast Feminism And Chauvinism
6. Реферат на тему Lung Cancer Essay Research Paper Smoking is
7. Реферат на тему Восточные сладости
8. Реферат на тему Does God Exist Essay Research Paper Does 2
9. Реферат на тему Civil Liberties Essay Research Paper The term
10. Диплом Гражданско-правовая ответственность за вред причиненный жизни и здоровью граждан