Контрольная работа

Контрольная работа на тему Права и свободы человека в различные периоды развития Беларуси

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-11-22

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024


Содержание
  Введение
I Права и свободы человека в период становления белорусской государственности
II Права и свободы белорусов в Российской Империи
III Права и свободы человека в условиях коммунистического тоталитаризма в БССР
Заключение
Литература


Введение

Современная Беларусь — это достаточно цивилизованное европейское государство, имеющее свою историю, свои традиции, свою богатую и самобытную культуру. Центральное место в системе духовных ценностей белорусского народа занимают права и свободы человека, которые в концентрированном виде отражают реальные экономические, социально-политические, правовые и духовные усилия человеческого существования. Стремление белорусов к свободе, обладанию естественными правами человека, к сохранению своей национальной самобытности и человеческого достоинства лежало в основе развития революционно-демократического движения в Беларуси.
Многочисленные источники позволяют составить целостное представление о состоянии прав и свобод человека в различные периоды развития Беларуси. В истории конституционализации и реализации прав и свобод человека в Беларуси можно выделить четыре основных этапа, ограниченных между собой важными историческими событиями.
Первый — охватывает годы с момента возникновения белорусской государственности и завершается ликвидацией Российской империей государственной независимости Беларуси (Х-конец XVIII вв.). Второй этап в реализации прав и свобод белорусов начинается после полного присоединения белорусских земель к Российской империи и продолжается до Великой октябрьской революции (1795 — 1917).Третий этап в имплементации прав и свобод человека в Беларуси охватывает период с 1917года до середины 90-х годов ХХ столетия. Четвертый этап в развитии прав и свобод человека обозначился в 90-е годы ХХ столетия и продолжается в настоящее время.
Начало новому этапу было положено принятием 27 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР. 25 августа 1991года декларации был придан статус конституционного закона. 19 сентября 1991 года утверждается новое название нашей суверенной страны — Республика Беларусь. 8 декабря в Вискулях (Беловежская пуща) было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

I. Права и свободы человека в период становления белорусской государственности
Белорусская нация и государственность, как известно, начинают складываться в I тыс. н.э. Анализ исторических источников показывает, что основу белорусской нации образовали южные и западные славяне, которые колонизировали землю Беларуси в VI — VIII веках. Те, которые поселились по рекам Двина и Неман, стали называться кривичами; которые разместились вдоль реки Припять — дреговичами; по верхнему Днепру и Сожи — радимичами. До их прихода на этой земле жили балты (лиетувисы, латыши, вятичи, голяды). Позже белорусы ассимилировали и частично вытеснили балтов. Эти племена переняли у белорусов язык и даже православную религию, обычаи и т.д.
Древние племенные союзы (кривичи, дреговичи, радимичи) постепенно переросли в государственные образования — княжества. Наиболее крупным из них было Полоцкое княжество. Первое летописное упоминание о нем относится к 980 году, называется князь Рогволод, который княжил в Полоцке. Полоцкое княжество было первым древним белорусским государством со всеми соответствующими атрибутами: суверенной властью династии князей, вече, администрацией, собственным войском, денежной системой.
Наибольшего могущества Полоцкое княжество достигло во второй половине ХI века при правлении Всеслава Чародея. В это время в Полоцке был построен знаменитый Софийский собор, который символизировал равенство Полоцка с Новгородом и Киевом. Полоцкому княжеству принадлежали земли вдоль Двины до Балтийского моря, где начинался большой торговый путь «из варягов в греки». Такое геополитическое расположение определило экономический и политический расцвет княжества. Полоцкое княжество охватило большую часть современной Беларуси.
Важными государственными образованиями на территории Беларуси в то время были Туровское и Смоленское княжества, затем Минское, Пинское и Витебское.
В середине XIII века Полоцкое княжество утрачивает свою ведущую роль в государственном строительстве. Центр политической жизни на белорусских землях перемещается в Понеманье, где проживали славянские племена кривичи и дреговичи, а также балтские — литва и ятвяги. Здесь возникло новое славяно-балтское государство — Великое Княжество Литовское (ВКЛ).
События, что происходили в начале XIII века, усложнили дальнейшее развитие белорусского государства. В 1201 году немцами в устье Двины была основана Рига, а через год здесь возник орден меченосцев (Ливонский орден). Все это создало непосредственную угрозу для Полоцка, привело к потере выхода к морю, отрицательно повлияло на экономическое развитие княжества.
Внешняя угроза для нормального развития Полоцкого княжества привела к присоединению его в 1307 году к Великому Княжеству Литовскому. Возникла крупнейшая средневековая феодальная монархия Европы — Великое Княжество Литовское. Город Новогрудок стал первой столицей этого федеративного государства. Большую часть ВКЛ составляли славянские земли, балтские земли занимали 1/5 часть всей площади. Славянская часть нового государства была более развитой в социально-экономическом и культурном плане. Балты в то время еще не имели своей письменности.
Доминантой эволюции ВКЛ на протяжении ряда столетий была политическая и духовная культура Полотчины. Официальным государственным и повседневным разговорным языком в федеративном государстве был старобелорусский язык. А как известно, государственным языком в любом государстве является язык господствующей, а точнее титульной, нации.
В1323 году князь Гедымин перенес столицу сначала в Троки, а потом в Вильню, которая оставалась политическим центром ВКЛ до конца его существования. Вильня была основана славянами-кривичами, затем здесь появились балты. Долгое время после исчезновения ВКЛ для белорусов Вильня оставалась центром политической и культурной жизни. В октябре 1939 года Сталин единоличным решением передал Вильню Литве.
В 1385 году, чтобы противостоять внешней агрессии со стороны крыжаков и татаро-монголов, ВКЛ заключило Кревскую унию, союз с Польшей, которая предприняла попытку установить свое господство над Княжеством. Восстановил самостоятельность ВКЛ великий князь Витовт (1392 — 1430). В14222 году к ВКЛ была присоединена Жемойтия — историческая территория современной Литвы. В середине XV столетия изменилось и название государства, оно стало называться Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское. Следовательно, белорусская нация сохранила свою самобытность и культуру и в Великом Княжестве Литовском.
Между тем самостоятельный путь формирования белорусской нации и культуры, отличный от русской, польской и литовской наций, до сих пор оспаривают некоторые российские историки и политологи, в том числе и белорусские ортодоксальные марксисты. Российские исследователи продолжают утверждать, вопреки историческим фактам, что в основе образования белорусской нации лежит белорусский субстрат.
Первые памятники права, в которых нашли свое отражение права и свободы человека, появились в Беларуси в X — XII веках. В их ряду следует прежде всего отметить свод княжеских постановлений этого периода под названием «Русская правда». Полоцкие и Смоленские грамоты XIII — XIV веков закрепляли права отдельных категорий граждан этих земель. Правом владеть и распоряжаться недвижимым имуществом, заниматься хозяйственной деятельностью и вести торговлю наделялись даже холопы, или рабы. В XIV веке привилегии имели только феодалы-католики, поэтому наблюдался переход из православия в католичество.
Привилеями 1432 и 1434 годов юридически (но не фактически) были уравнены в своих правах православные и католики. В это время в культуру привилегированного сословия Беларуси проникают новые религии — протестантизм, кальвинизм и др. Последние были особенно популярны из-за республиканских моментов в этих учениях.
Существенным продвижением на пути к решению вопроса прав человека явилось законодательство ВКЛ. В памятниках права этого периода нашли отражение многие идеи, закрепленные позже во Всеобщей декларации прав человека. Так, уже в Судебнике Казимира IV 1486 года утверждался принцип презумпции невиновности.
Наиболее значительными памятниками права Великого Княжества Литовского являются статуты (1529, 1566, 1588). Прежде всего, следует отметить статут 1588 года, автором которого был великий канцлер ВКЛ Лев Сапега. Третий статут действовал на протяжении 250 лет, до 1840 года. Статут был первым в Европе сводом законов, куда вошли нормы местного государственного права. Статут заложил в ВКЛ основы правового государства, где господствовал закон, а не личная воля властителя. Предусматривалось ограничение власти великого князя через такие институты власти, как Сойм и Рада. В статье 1 раздела I провозглашался принцип единства права для всего населения Княжества. Это было новым явлением в законодательной практике европейских государств.
Большое значение в Статуте придавалось созданию справедливого суда. В Полоцкой Руси прибегали к большому количеству присяжных. В1581 году были учреждены независимые суды в каждом повете. Так, гражданин имел право обжаловать решения и действия должностных лиц[4]. Статут 1588 года закрепил гласность судебного процесса, участие защитников, состязательность сторон. В статье 2 Статута говорилось о том, что государство не имеет права наказывать по заочному обвинению, даже если это касается государственной измены.
В Статуте 1588 года впервые в законодательной практике европейских стран была разграничена законодательная и исполнительная власть. Законы могли создаваться выборным исполнительным органом — Соймом, а великий князь их подписывал.
В ВКЛ по традиции, заложенной еще в Полоцком княжестве, действовал принцип, утверждающий, что представители всех слоев общества — высших и низших, независимо от национальной принадлежности, объявлялись полноправными гражданами.
Великое княжество Литовское было полиэтнической страной — белорусы, балты, украинцы, поляки, евреи, татары.
В Великом Княжестве Литовском реально соблюдалось право на свободу мыслей и вероисповеданий. Поэтому в белорусской истории вплоть до XIX века не встречаются случаи осуждения на смертную казнь за вольнодумство, атеизм, а также проявление религиозного фанатизма. Напротив, здесь находили убежище и защиту диссиденты из соседних стран.
Законодательство ВКЛ отражало права и свободы различных слоев населения. И поскольку Статут 1588 года явился памятником права феодального периода, то он, естественно, отразил все его противоречия. Равенство всех перед законом сосуществовало рядом с сохранением привилегий высшего шляхетного сословия, которое выполняло руководящую и организующую роль в обществе. Несмотря на эти недостатки, Статут оказал значительное влияние на развитие права во всей Европе. На его основе была составлена первая в Европе конституция — Конституция Речи Посполитой 1791года.
В 1569 году в результате подписания Люблинской унии было создано новое конфедеративное государство — Речь Посполитая, куда вошли Великое Княжество Литовское и Королевство Польское. Создание конфедерации было нацелено на укрепление обороноспособности двух стран, на сохранение их независимости, которой угрожала агрессивность со стороны московского государства. Достаточно сказать, что только за период с 1500 по1564годы Московское княжество совершило более тридцати вооруженных нападений на Беларусь. В это же время, по большей части согласованно с нападением войск Московии, на Беларусь совершали свои опустошительные набеги и орды крымских татар. По хронологии они припадают на такие годы:1497, 1500, 1502, 1503, 1505, 1506, 1521, 1523, 1527, 1529, 1538, 1539.
Государственное объединение ВКЛ и Польши создало предпосылки и для церковной унии. Как известно, главной религией ВКЛ было православие, а Польского королевства — католицизм. В 1596 году была заключена Берестейская уния, которая открыла путь для объединения двух конфессий в одну религию, получившую название униатской. В конце XVIII века униатами были уже 75% населения Речи Посполитой. В1839 году российские власти Унию ликвидировали и стали насаждать среди белорусов православие. В настоящее время в Беларуси восстановлена униатская конфессия, и она имеет хорошие перспективы для своего развития.
С помощью крымских мусульман православные московские князья пытались вернуть «свою» православную «вотчину», на которую в действительности не имели никакого законного права. Московское княжество не было правопреемником княжества Полоцкого, поскольку во времена Полоцкой державы Московское княжество вообще не существовало. Однако некоторые российские политики и исследователи и сегодня заявляют о своих правах на православную «вотчину» в Беларуси и готовы спасать ее от римско-католической веры и обуржуазившейся Европы.
Летописи зафиксировали сообщения о бесчисленных нарушениях абсолютно всех прав жителей белорусского края, их полонах, опустошительных грабежах, разорении и сожжении не только деревень и мелких поселений, но и таких городов, как Берестье, Каменец, Бобруйск, Слуцк, Туров, Крево и его замок, Клецк, Новогрудок, Друцк, Витебск, Чечерск, Кричев, Полоцк, Мозырь, Речица и др.
Московия вела войну по существу на уничтожение белорусов, на ликвидацию их элементарного права — права на жизнь и с 1654 по 1667 годы. За эти 16 лет были разрушены и разорены целые города и регионы. Сотни тысяч белорусов—мужчин, женщин и детей—были пленены и вывезены в Московию. Оккупация и насилие привели к возникновению в Беларуси освободительного движения против поработителей, к борьбе за право на независимое существование белорусского народа.
Эта война Московского княжества с «братским славянским народом» стоила Беларуси 1 800 000 человеческих жизней. Погиб каждый второй житель края. После этой бойни, которую благословили российские церковные иерархи, Великое Княжество Литовское как держава уже не смогло подняться. Российская империя начала «осваивать» «вотчины». Это было началом трехвековой оккупации и колонизации Северо-Западного края, подавления прав и свобод белорусов.
XVIII столетие принесет белорусам новые тяжелые испытания. Огнем и мечом будут подавляться нередкие бунты и народные волнения против насилия и грабежа со стороны российских поработителей. Особой жестокостью в этом подавлении отличился русский князь Александр Суворов.
В конце XVIII века для Беларуси наступили еще более сложные и трагические события и времена, свидетельствующие о тотальном подавлении прав и свобод граждан со стороны Российской империи. В1772 году происходит первый разбойный раздел Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией, в результате которого от Беларуси была отторгнута и включена в состав России ее восточная часть. В 1793 году — второй раздел Речи Посполитой и захват Россией центральной части Беларуси. В 1795 году — третий раздел Речи Посполитой и захват Россией западной части Беларуси.
Свои разбойные действия по отношению к Беларуси Российская империя проявит еще неоднократно. Еще будет разгон Учредительного съезда Белорусской Народной Республики (1918), расчленение Беларуси по так называемому Рижскому договору (1921), «добровольное» создание ССРБ (1919) и т.д.

II. Права и свободы белорусов в Российской империи
В конце XVIII века Беларусь была насильственно присоединена к Российской империи и стала ее провинцией — «Северо-Западным краем». Однако в этой огромной и богатой природными ресурсами стране так и не были созданы условия для дальнейшей жизни людей. Народ здесь всегда находился в рабской зависимости от власти, работал много и тяжело, а жил уныло и убого.
Белорусы после «добровольно вхождения их страны в состав Российской империи» потеряли право на самоопределение и самоидентификацию, право на свободное экономическое, политическое духовное и интеллектуальное развитие, а следовательно, право на свою государственность и достойную жизнь.
В Российской империи белорусы были лишены той правовой защищенности, которую они имели со времен Великого Княжества Литовского. Ибо, в этой стране в этой стране традиционно в общественном сознании и на практике человек и его права имели второстепенное значение и были подчинены интересам правящего класса и государства.
На интеллектуальное развитие, ценностные ориентации и духовную жизнь в целом стран Запада, как известно, оказала весьма благотворное жизнеутверждающее влияние Реформация, положившая начало духовному обновлению Европы и открывшая тем самым всему человечеству «дверь» в Новое время. Главное достижение Реформации состояло в том, что она коренным образом изменила существовавшие прежде отношения между обществом и религией, предназначение последней в нем. Доминирующим в обществе было признано светское начало.
Реформация изменила представления человека на его отношения с Богом. Если раньше утверждалась изначальная зависимость человека от божественных сил, то отныне та же формула приобрела прямо противоположный смысл. Стало подчеркиваться, что поскольку человек создан по образу и подобию божьему, то, следовательно, в каждого отдельного индивида заложена «искра божия», которая сопряжена с разумной свободой и творчеством. Свобода была признана естественным правом каждого человека, которая заканчивалась там, где начиналась свобода другого индивида. Государству отводилась роль регулятора отношений между свободными индивидами.
Новая философия существования человека, предложенная Реформацией, изменила способы жизнедеятельности свободных людей. Родился новый западный человек, нацеленный на самоутверждение, созидание и возвышение. Этот человек в ходе буржуазных революций, охвативших в XVII — XVIII веках Нидерланды, Англию, Францию, разорвал узы родовой, патриархальной общины, разрушил оковы феодального способа производства и утвердил новый общественный порядок. Новый человек взял на себя ответственность за свое материальное и духовное благополучие.
Изменилась роль в обществе и коллективных экономических, политических, культурных иных объединений. Их цель состояла не в том, чтобы любыми способами и средствами подчинить своему влиянию и своим правилам отдельного члена, к чему изначально стремились коммунитаристы. Общности стали, прежде всего, охранять, защищать и поощрять право каждого человека на свободу во всех его проявлениях.
В России же, не прошедшей реформацию, еще целые столетия сохранялись коммунитаристские представления о сути и предназначении человека в этом мире. В зависимости от пожеланий власти он всецело зависел то от Бога, то от государства. Забота человека о собственном самоутверждении, материальном и духовном благе не поощрялась, а наоборот, ограничивалась и осуждалась. Индивиду предписывалось ориентироваться в первую очередь на некую социальную тотальность — общину, коллектив, государство, общество. Все это суть противоположный либерализму взгляд на индивида и его роль в обществе. Отсюда и другой, патерналистский способ жизнедеятельности человека, иная психология — рабская, иной менталитет людей и иные социальные результаты.
В самодержавной России права и свободы человека распространялись только на отдельные сословия. Абсолютистская форма правления, сословный строй предопределили социальное неравенство в правах и обязанностях различных категорий населения. Большинство рядовых граждан были лишены даже элементарных прав и свобод. В России целые столетия господствовал принцип — права и свободы только для власть имущих.
Права и обязанности каждого сословия закреплялись в правовых документах. В 1722 году первый российский император Петр I принял Табель о рангах, где были определены ранги и титулы всех сословий — дворян, духовенства, крестьян, купечества, мещан. Самыми широкими правами и свободами в России пользовались дворяне. Они имели право на занятие государственных должностей, право на создание дворянских обществ.
Сословия соответствующим образом титуловались. В Табели о рангах в российском обществе выделялось четырнадцать классов. Лица первых двух классов титуловались «Ваше высокопревосходительство», третьего и четвертого — «Ваше превосходительство», пятого класса — «Ваше высокородие», от девятого до четырнадцатого — «Ваше благородие».
Крестьяне в России были лишены каких бы то ни было прав и свобод, их называли рабами. Столетия сохранялось крепостное право. Крестьяне не имели права жаловаться на своего помещика, за это они ссылались. Крестьяне продавались, избивались и убивались. Такое положение крестьян существовало до отмены в 1861 году крепостного права.
В России широко применялись телесные наказания — битье розгами, плетью, кнутом. Беглым сибирским поселенцам брили головы. Телесным наказаниям не подвергались дворяне, духовные особы и купцы первой и второй гильдий. Только в 1863 году были отменены телесные наказания для женщин, было ограничено применение розг.
Существовало неравенство граждан перед судом, неравенство женщин с мужчинами. Без согласия мужа жена, например, не могла наниматься на работу, женщины не имели избирательного права, не допускались в адвокатуру. Запрещалось создавать организации, общества, товарищества. В России не было свободы слова, печати и т.д.
Во второй половине XVIII в российском обществе усиливается влияние идеологии западноевропейского и формирующегося русского просветительства. Идеи свободы, прав человека, всеобщего равенства и справедливости, выдвинутые буржуазными революциями, стали распространяться передовыми мыслителями в России — писателями, историками, юристами (А. Н. Радищев, С. Е. Десницкий, Н. И. Новиков, Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский и др.). Это заставляет российское государство предпринимать определенные действия в области прав и свобод человека. Российская императрица Екатерина II (1729--1796) изучает французскую «Декларацию прав человека и гражданина». Она стремится демонстрировать свою приверженность идеям великих западноевропейских просветителей.
В 1767 году Екатерина II написала «Наказ» для депутатов, в котором нашли отражение некоторые идеи о правах и свободах человека, равенстве и вольности граждан [2]. Однако «Наказ» не получил широкой поддержки в правящих кругах России, которые не желали отказываться от своих привилегий. Вскоре этот документ был вовсе запрещен. Да и сам русский народ — безграмотный, задавленный крепостным правом и самодержавием, безгранично веривший в «доброго царя», не был готов к восприятию идей свободы и прав человека.
Правовое, экономическое и политическое положение белорусов в составе Российской империи было еще более тяжелым, чем простого русского народа. Сотни белорусских деревень были переданы в собственность российским помещикам и чиновникам, тысячи свободных белорусов оказались в крепостнической зависимости от российских угнетателей. Российские самодержцы проводили политику, направленную на полную ликвидацию национальной самобытности белорусов. Для полного замирения захваченных западных земель, указывала Екатерина II, необходимы три вещи: 1) русский чиновник, 2) русская школа и 3) православная вера.
Революционный переворот в России в 1917 году, осуществленный лидерами большевистской, социал-демократической партии во главе с В. И. Лениным. Не внес радикальных изменений в правовое и политическое положение, как граждан России, так и граждан Беларуси. Провозглашенные большевиками принципы демократии, прав и свобод человека по своей сути расходились с марксистской концепцией. Оценивая этот переворот, современные российские исследователи подчеркивают, что социалистический режим, установленный после Великой Октябрьской революции, исторически явился шагом назад, поскольку он отверг главные демократические ценности — индивидуальную свободу, права человека, частную собственность и т.д.
В реальности всеобщим правилом социализма стало полное подавление индивидуальности человека, его творчества, отрицание его права на свободу его мыслей и действий. Любые отклонения человека от партийных установок и норм классифицировались как «чуждые социалистическому образу жизни». Преследование и запрещение, какого бы то ни было инакомыслия индивида, было характерно для всего периода социалистического развития всех республик, входящих в состав бывшего Советского Союза.
В СССР был взят курс на построение атеистического общества, а следовательно, лишения их права на свободу мысли, совести и религии. В 20-е годы начинают проводиться мероприятия по уничтожению любых форм проявления религии: закрываются и конфисковываются молитвенные дома всех конфессий, подвергаются преследованию священнослужители (ксендзы, пасторы, раввины, муллы) и сами верующие, запрещается деятельность религиозных еврейских школ. В 30-е годы практически все религиозные организации были уничтожены.
Однако религия не умирает, она «уходит» в подполье. Источники того времени свидетельствуют, что, несмотря на жесткое противостояние государства и религии, определенная часть всех республик СССР продолжала придерживаться религиозных верований. Польское, еврейское, латышское, татарское, литовское население активно посещало службы, выполняло религиозные обряды. Во многих республиках действовали так же подпольные религиозные школы, молитвенные дома.
Между тем формально политическое руководство Союза признавало многие права и свободы человека, в особенности социально-экономические. Они были включены в полном объеме во все конституции СССР — 1924, 1936 и 1977 годов. В Конституции СССР 1977 года подчеркивалось, что советское государство в соответствии с коммунистическим идеалом — «свободное развитие каждого есть свободное развитие всех» — ставит своей целью расширение реальных возможностей для развития и применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности. Конституция и советские законы провозглашали и гарантировали гражданам СССР всю полноту социально-экономических, политических и личных прав и свобод. Социалистический строй должен был обеспечить расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития. Однако права и свободы, официально провозглашенные советскими конституциями, явились декорацией. Она скрывала массовые политические репрессии коммунистического тоталитарного политического режима, направленные на пресечение любых попыток со стороны граждан на осуществление своего права на свободу мысли, права на свободу действий, права на достойное существование.

III. Права и свободы человека в условиях коммунистического тоталитаризма в БССР
В БССР, как и в бывшем СССР в целом, становление тоталитарного коммунистического режима связано с управлением после 1922 года (когда в среде крупнейшей оппозиционной большевикам партии эсеров были проведены массовые аресты) политического и идеологического монополизма. Коммунистическая партия превратилась в единственную и господствующую политическую силу, установившую тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни. Идейно-теоретическую основу ее деятельности составила марксистско-ленинская идеология, ставшая одновременно официальной идеологией всего общества.
После захвата политической власти большевиками была установлена тотальная цензура, ограничивающая свободу слова и распространение информации. Борьбой с инакомыслием, к которому относили любое несогласие с официальным курсом партии, занимались спецслужбы, имеющие для этой цели специальный политический розыск. В 30-е годы эта борьба приобрела массовый характер, инакомыслие каралось как контрреволюционная деятельность и каралось смертью. Приговор мог быть вынесен даже с помощью внесудебных органов — «троек», «двоек», трибуналов, коллегий. Ликвидировались не только политические оппозиционеры, но и духовенство. Свобода совести рассматривалась как свобода ведения атеистической пропаганды среди населения.
Уже в первой половине 30-х годов произошло фактическое огосударствление всех общественных организаций. Разрешалась деятельность только тех, которые в своих уставах предусматривали оказание помощи партии и государству в строительстве социализма. Руководители крупных общественных объединений подбирались и назначались партийными органами и входили в партийно-государственный номенклатурный список.
Граждане БССР не имели возможности свободно изменить свое место жительства. В1932 году был введен институт прописки, который действует до сих пор. Абсолютное большинство жителей республики не имели возможности свободного выезда в другие страны.
Тоталитарная коммунистическая система предусматривала «расцвет и сближение» всех наций, формирование на этой основе «новой исторической общности» — советского народа. Белорусское партийное руководство в решении этой задачи опережало все союзные республики. Результаты этого эксперимента удручающие: сформировался «новый советский человек», характеризующийся историческим беспамятством и почти полным безразличием к судьбе своей нации и своего государства.
Самым негативным образом на духовном развитии белорусского народа отразился государственно-партийный контроль над деятельностью национальной творческой интеллигенции. Формы этого контроля были разнообразными — от подкупа до физического уничтожения непокорившихся.
Советская тоталитарная система полностью контролировала экономическое развитие общества. Распределительная система, основанная на государственной собственности, не стимулировала качественный и производительный труд. Повышение благосостояния людей было второстепенной задачей партийного руководства, которое призывало их активно трудиться во имя «советского будущего». Экономика республики в значительной мере была нацелена на развитие военно-промышленного комплекса СССР, что привело к деформации всей системы социально-экономических отношений.
Уже в первые годы существования советской власти важное место в политической деятельности коммунистической партии заняли репрессии. В 1917 — 1921 годы они были направлены главным образом против «классовых врагов», которые определялись исходя из социального положения или партийной принадлежности. 6 июля 1923 года в Советском Союзе по указанию В. И. Ленина на Соловецких островах в Белом море был создан известный своими зверствами концлагерь для политзаключенных. В Беларуси, где по причине польской оккупации советская власть установилась значительно позже, чем в России, главный удар был направлен против деятелей Белорусской Народной Республики, православных и католических священников, сторонников партии белорусских эсеров.
Концентрационные лагеря стали создаваться во всех губернских городах. В Минске такой концентрационный лагерь был образован в августе 1920 года. Однако действительно массовый характер репрессии приобрели в 30-е годы. Чтобы иметь «основания» для привлечения к уголовной ответственности представителей творческой и научной интеллигенции, органами Государственного политического управления Народного комиссариата внутренних дел (ГПУ — НКВД, февраль — декабрь 1922 г.) в 1930 году были сфабрикованы дела контрреволюционных организаций — «Союза освобождения Беларуси», белорусского филиала «Трудовой крестьянской партии», в 1933 — 1934 годы — «Белорусской народной Громады», «Белорусского национального центра» и др. Были осуждены на «перевоспитание» в исправительно-трудовых лагерях и высланы в Сибирь и Казахстан более тысячи человек ученых, писателей, учителей, журналистов, преподавателей высших учебных заведений.
В 1933 — 1934 годы были репрессированы практически все священники как католической, так и православной конфессий, а так же церковные активисты, обвиненные в антисоветской деятельности. В этот период много было осуждено и расстреляно хозяйственников — руководителей и наемных работников разных отраслей народного хозяйства. Если интеллигенцию, священников, крестьян обвиняли в основном по политическим мотивам, то хозяйственники «разоблачались как вредители». По делам вредительства были осуждены тысячи людей.
В 1935 — 1936 годы осуществляется «очистка» рубежей БССР от «потенциальных врагов». В весьма «отдаленные» места СССР были высланы более 20 тыс. человек. Однако наибольший размах репрессии приобрели в 1937 году, когда Беларусь «очищалась » от «контрреволюционных элементов и шпионов». Только при «разоблачении» так называемого «Объединенного антисоветского подполья» к криминальной ответственности были привлечены и осуждены более 2,5 тыс. человек, значительная часть из них расстреляна.
В 1937 — 1938 годы проводится массовая акция по «выявлению» польских, немецких и латышских «шпионов». Были арестованы около 23,5 тыс. человек, из них более 21 тыс. расстреляны. Следует заметить, что репрессии 1938 года затронули все социальные слои общества, в том числе и самих организаторов этих репрессий. Аресту подверглись 99 секретарей райкомов КП(б)Б из 101, более 50 представителей райисполкомов, а так же секретари ЦК КП(б) Б. Все эти процессы продолжались и после присоединения в 1939 году Западной Беларуси. В 1939 — 1941 годах за 624 дня существования советской власти в Западной Беларуси были репрессированы 87729 человек. Последняя репрессивная акция была проведена за два дня до начала войны — 19 — 20 июня 1941 года. Ежедневно репрессиям подвергались более 140 человек. Приостановленные войной, репрессии приобрели в этой части территории Беларуси широкий размах во второй половине 40-х годов в связи с проведением тотальной коллективизации и продолжались до конца 1953 года [5].
В 1930 — 1934 годы уничтожению подверглось зажиточное крестьянство, или так называемые кулаки, а так же жители сельской местности, которые оказывали сопротивление созданию колхозов. «Кулацкими идеологами» была названа значительная часть белорусской научной и творческой интеллигенции. Сотни тысяч крестьян (по данным разных источников, от 4% до 15% всего белорусского крестьянства) были высланы в исправительно-трудовые лагеря, их семьи выселены за пределы БССР.
«Спецпереселенцы», которые были отправлены в «кулацкую ссылку», среди репрессированных белорусов составляли особую категорию. История спецпереселенчества в СССР берет свое начало с 1929 года, когда начался переход к широкой коллективизации в деревне. Чтобы «кулаки» не мешали рождению колхозов, их отправляли в специально отведенные отдаленные районы. До 1934 года всех отправленных в «кулацкую ссылку» официально именовали «спецпереселенцами», в 1934 — 1944 годах — «трудпоселенцами», а после «спецпоселенцами».
В положении о высланных и ссыльных, утвержденном НКВД СССР, указывалось, что высылка означала поселение по выбору в определенных местах на срок от 1до 5 лет. Более суровой мерой наказания была ссылка, которая заключалась в выселении в отдаленные места на срок от 3 до 10 лет. В ноябре 1948 года различие между выселенцами и спецпоселенцами было ликвидировано. Выселенцев перевели на спецпоселение навечно без права возврата к прежним местам жительства.
Изучение архивных документов и материалов органов госбезопасности, МВД, судов и прокуратур РФ позволяет утверждать, что на Урале (ныне Пермская, Екатеринбургская, Тюменская, Челябинская области), куда высылались «раскулаченные элементы», было репрессировано не менее 15 — 20 тысяч уроженцев Беларуси.
«Кулаки» размещались в специальных поселках по 100 — 500 семей и находились фактически на положении рабов, лишенных элементарных прав человека. Административное управление спецпоселками осуществлялось районными и поселковыми комендатурами НКВД. Комендатуры должны были обеспечить соблюдение общественного порядка, предупреждать побеги, следить за соблюдением договоров о трудовом использовании спецпоселенцев. Без разрешения коменданта никто не мог переехать из барака в барак или отлучиться за пределы поселка. Все личные документы у спецпереселенцев изымались, и выдавалась справка единого образца.
Многие спецпоселенцы пытались бежать с Урала, хотя побег карался 20 годами каторжных работ. Однако, по статистике НКВД, 93% из числа бежавших из спецпоселений в 40-е годы задерживались.
Спецпоселенцы были заняты тяжелым физическим трудом. Они использовались на строительстве, в угольной и металлургической промышленности, в леспромхозах. Материально-бытовые условия их жизни были ужасными: холодные, сырые бараки, не хватало одежды и обуви, продуктов питания и медикаментов.
К тяжелым условиям труда и быта добавлялось политическое и морально-психологическое подавление. Спецпереселенцы имели право участвовать в выборах только на районном уровне, они не призывались в армию, их не принимали в члены профсоюзов.
Бывших кулаков сняли с учета в течение 1941 — 1948 годов. К началу 1958 года на спецпоселении оставались лишь члены семей националистического движения в Западной Украине и Беларуси, их освободили только в январе 1960 года.
В результате антинародной деятельности КП(б)Б — руководящей и направляющей силы тоталитарного коммунистического режима — в Беларуси было ликвидировано наиболее деятельное, трудолюбивое и предприимчивое крестьянство, практически уничтожена творческая национальная интеллигенция, разрушены или закрыты церкви, костелы и молитвенные дома. Нашей стране был нанесен огромный материальный, духовный и моральный ущерб, что самым негативным образом сказалось на всех сферах жизнедеятельности общества.

Заключение

Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости объявила о своей приверженности международному праву. В Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990года было заявлено, что высший законодательный орган действует в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепринятыми международными актами.
Декларация о государственном суверенитете ознаменовала начало перехода нашего общества от административно-командной системы власти к демократическому социальному правовому государству. С этого времени начинается активный процесс реформирования всей правовой системы республики с целью приведения ее в соответствие с международными правовыми стандартами.
15 марта 1994 года Верховный Совет Республики Беларусь принял конституцию, закрепившую переход нашего общества в новое качественное состояние в области прав и свобод человека. 24 ноября 1996 года на республиканском референдуме принимается Конституция (с изменениями и дополнениями), в которой права и свободы человека получают более полное и конкретное закрепление.

Литература

1.                Белякович Н.Н. Права и свободы человека: Практ. Пособие /Н. Н. Белякович — Мн.: «Молодежное научное общество», 2001
2.                История политических и правовых учений. М., 1988
3.                Кохановский А., Ходин С. Права человека в истории и традициях Беларуси // 50 лет Всеобщей декларации прав человека: белорусская перспектива. Мн., 1998
4.                Котляр И. И. Права человека. Мн., 1996
5.                100 пытанняў і адказаў з гісторыі Беларусі. Мн., 1993

1. Реферат Аитов, Давид Александрович
2. Шпаргалка Шпаргалка по Налогообложению 2
3. Реферат Эрос Древнего Китая
4. Реферат Місце України в міжнародній торгівлі продуктами ІВ
5. Реферат на тему Government Essay Research Paper The political system
6. Реферат Игорь Буренков
7. Сочинение на тему Всё что гибелью грозит
8. Реферат на тему Субъекты и юридические формы использования земель сельскохозяйстве
9. Реферат Влияние вакуумного ультрафиолета на гемоглобин
10. Реферат Сущность финансов предприятий организаций