Контрольная работа на тему Функции культуры Мораль и нравственность в культуре
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-05-06Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Культурология»
по теме: «Функции культуры. Мораль и нравственность в культуре»
Содержание
1. Функции культуры
2. Мораль и нравственность в культуре
3. Соотношение понятий культура и цивилизация
4. Культура России 19 века. «Золотой век» русской культуры
5. Искусство глазами современной молодежи
1. Функции культуры
Культура — важный фактор регуляции хозяйственной деятельности, социальных отношений и политики, хотя она не растворяется в этих сферах деятельности. Необходимо аналитически подходить к этим сферам, чтобы выявлять их духовный смысл и те социокультурные факторы, без которых ни экономика, ни политика не могут полноценно функционировать.
Переход от одного хозяйственного уклада к другому (например, от отгонного скотоводства к равнинному земледелию) или от одного социально-экономического строя к другому (от феодализма в его разных вариантах к капитализму) осуществляется через взаимодействие совокупности факторов, в которых культура составляет непременную составную часть, способствующую или препятствующую, стимулирующую или же блокирующую действе других компонентов социальной регуляции.
Характерно, что проблематика различных функций культуры разрабатывалась разными учеными, сосредоточившими свое концептуальное внимание на тех или иных сторонах духовной системы. Если обратиться к истории социологии, то М.Вебер, например, выявлял, прежде всего, нормативко-ценностную связь — позитивную или негативную — религиозно-культурных факторов с хозяйственной деятельностью. Иной подход развивал Э.Дюркгейм, рассматривавший прежде всего место культуры в интеграции общества и разделении труда. Социализирующие факторы культуры подверг основательному изучению Э.Кассирер. Классическая работа по игровым функциям культуры принадлежит Й.Хейзинге.
Конечно, можно выделить следующие функции культуры: а) поддержание преемственности (традиции); б) нормативизация; в) оценочная функция; г) целеполагающая; д) познавательная и е) смыслообразование (обозначивающая). Однако следует учитывать, что каждый элемент и компонент культуры может выполнять разные функции, а вместе с тем далеко не все важные функции вошли в это перечисление.
В структуре духовного производства следует выделить такие основные функции: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами; е) как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.
2. Мораль и нравственность в культуре
Морально-нравственные нормы, наряду с юридическими нормами и обычаями, обеспечивают регулятивную функцию культуры. Мораль как форма социальной культуры выполняет ценностно-ориентационные и регулятивные функции. Какие же именно из функций такого рода составляют ее прерогативу?
1. Мотивационная функция. Нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). В результате воспитания и самовоспитания у людей вырабатываются установки, заставляющие их — иногда даже как бы против воли — совершать поступки, которые должно совершать в соответствии с нормами морали, и не идти ни на какие действия, которые не должно делать, поскольку они противоречат этим нормам. Честный человек просто не может, скажем, украсть что-нибудь: у него не поднимется рука на это. Даже под гипнозом люди отказываются совершать действия, которые они считают для себя нравственно недопустимыми. Таким образом, нравственные принципы, в отличие от прочих норм и правил мышления и поведения, укореняются в психике и входят в саму структуру личности как ее собственные, внутренние мотивационные факторы.
С этим связана важная особенность моральной оценки человеческих поступков: эта оценка определяется не только самим фактом совершения какого-то поступка и его объективными последствиями, но и мотивами поступка, т. е. тем, какие субъективные побуждения толкнули человека сделать то, что он сделал, каковы были его намерения при совершении поступка. А моральная оценка мотивов поведения личности переходит в моральную оценку самой личности. В зависимости от того, насколько нравственны или безнравственны мотивы, которые обычно побуждают личность к действиям, сама эта личность считается нравственной или безнравственной. Таким образом, мотивационная функция морали непосредственно формирует нравственный облик личности.
Понимание того, что моральная оценка поступков человека и его личности зависит от мотивов, которые им движут, приходит уже в детстве и становится существенным моментом зрелого морального сознания.
3. Соотношение понятий культура и цивилизация
Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). В своем трактате о цивилизации Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании. Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира» (Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы. России. М., 1999. С.18).
В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни».
В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.
Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры — не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.
Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.
4. Культура России 19 века. «Золотой век» русской культуры
Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России XIX в. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, — от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока — несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказа «Живые мощи». Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества которых уходят в православное иконописание. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова.
Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. 'Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной1812 г . способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры.
5. Искусство глазами современной молодежи
Проблема создания и восприятия прекрасного волновала человечество всегда. Даже об эволюции человеческого разума мы сейчас судим по предпринимаемым древним человеком попыткам украсить свой быт, по тем частицам материальной культуры, которые пощадило время. В отношении человека к искусству всегда доминировала оценочная составляющая «хорошо – плохо», «нравится – не нравится». Особенно остро на обыденном уровне обсуждается вопрос об отношении к искусству современной молодежи.
Молодежь ругали всегда – и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что «молодежь пошла не та», что утрачена прежняя чистота нравов. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме. Причиной же столь низкого уровня морального и интеллектуального развития молодежи критики считают как раз отсутствие интереса к высокому искусству, повышенное внимание к материальным ценностям и отсутствие такового к ценностям духовным.
Действительно ли эстетические предпочтения современной молодежи так ужасны? Каковы основные направления формирования художественной культуры молодых? Многочисленные исследования, проводимые социологами, философами, педагогами, не дают однозначного ответа на вопрос: «Изменились ли эстетические вкусы современной молодежи в худшую сторону по сравнению с предпочтениями старших поколений?».
Как пишет в своей статье Р. Перескоков: «Эти дети «воспитаны» неполной семьей, улицей, «тусовкой», кровожадными американскими фильмами с мордобоем, убийствами и почти животным сексом, которые телевидение бесстыдно гоняет ежедневно. С отрицательным значением этих факторов надо бороться и перевоспитывать детей в нужном, гуманитарном направлении» .
Ему вторит представитель Московского Патриархата при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Илларион, обеспокоенный уровнем вкуса современной российской молодежи: «К сожалению, наш век – век поп-культуры, когда вкусы определяются модой, когда детей и молодежь приучают к самому примитивному, самому дешевому виду искусства – так называемой поп-музыке». «То, что молодежь слушает попсу, – это не просто недостаток нашего общества, это, с моей точки зрения, настоящая национальная трагедия», – отметил представитель Русской Церкви.
При этом епископ Илларион выразил убеждение, что поколение, которое слушает попсу, «не сможет построить полноценное сильное государство, не сможет создать духовно полноценную нацию».
Результаты научных исследований, в общем, дополняют печальную картину. Социологический опрос, проведенный в Ростове-на-Дону, показал, что 73,3% молодых зрителей в возрасте от 16 до 18 лет обосновывают свой выбор фильмов возможностью «отключится» от повседневной реальности и «уйти» в яркий, незнакомый мир кинематографа; 46,6% – стремлением развлечься и снять отрицательные эмоции; 30,0% – желанием увидеть на экране любимых актеров. И только 6,6% опрошенных молодых ростовчан объяснили свои экранные предпочтения склонностью к размышлениям о каких-либо жизненных проблемах. Для сравнения был проведен опрос юных москвичей. Среди зрителей, ориентированных на проблемность и размышления по поводу просмотренного на экране было и того меньше (5,1%).
Несомненно, также, что в системе социокультурных предпочтений молодежи театральное искусство все более перемещается на второй план. Объяснить это можно малой доступностью театрального искусства для широкой аудитории (концентрация театров в крупных городах, высокие цены на билеты как местных, так и гастролирующих театров). Но не только это обусловливает низкий интерес к театральному искусству. Можно с грустью констатировать неразвитость у значительной части молодежи зрительской театральной культуры, низкий уровень общегуманитарной подготовки.
Косвенным подтверждением тому является абсолютизация сюжетной канвы пьесы и недооценка других структурных компонентов театрального спектакля. Многие молодые люди (по материалам упоминавшегося уже опроса) искренне полагают, что у театра нет будущего, что его из культурного пространства постепенно вытеснят видео, телевидение и Интернет». Наряду с упадком интереса к театру отмечается низкая посещаемость музеев изобразительного искусства современной молодежью (как правило, современные молодые люди оказываются в музеях в группе коллективных экскурсантов от конкретных учебных заведений, самостоятельное посещение музейных залов практикуется ими гораздо реже).
Основными мотивами посещения молодыми зрителями кинозалов, театральных спектаклей, выбора ими видеокассет, компьютерных дисков, DVD, CD, интернетных сайтов, как правило, являются внехудожественные мотивы – стремление развлечься, отдохнуть «расслабиться», сменить обстановку и т.д. Художествено-эстетические мотивы для большей части аудитории носят вторичный характер или вовсе не имеют никакого значения.
Однако все эти справедливые обвинения, на мой взгляд, относятся вовсе не к проблеме сугубо молодежной культуры. Это давняя проблема конфликта массовой и элитарной культуры. Разве родители современной молодежи все поголовно почитатели классической музыки? Разве все, кто родился до 1970, яростные поклонники Достоевского и Толстого?
Культура советского времени ставила первейшей своей задачей воспитание и утверждение идеологии, развлекательная же составляющая культуры была незначительной. За неимением альтернативы люди потребляли то, что им поставляло государство. Параллельно официальной, доминирующей культуре, развивалась культура «андерграунда», и далеко не все в ней было высокохудожественно – традиции блатной лирики, «шансона» идут именно оттуда.
Вот уже почти двадцать лет массовая культура в нашей стране – это товар, который надо выгодно продать. Элитарное кино, литература, поэзия не находят себе места на телеэкране и в СМИ. Молодежь потребляет сегодня ту культуру, которую скармливает ей телевидение, под обильную и безвкусную рекламу.
Безусловно, на формирование зрительского опыта молодежи наибольшее влияние оказывают сверстники, близкие друзья. Однако семейная традиция может сыграть в этом не последнюю роль, и в семье, где интересуются искусством, молодой человек обретает некоторую защиту от китча, проникающего повсеместно.
Профессиональная художественная критика, масс-медиа, увы, не играют какой-либо заметной роли в развитии эстетических вкусов юных зрителей, читателей и слушателей. Более того, нынешнее поколение молодых людей нередко вступает в диалог с искусством в условиях определенной дегуманизации и деморализации искусства. Это можно увидеть в частности, в попытках средств массовой информации принизить, умалить фундаментальное значение народного искусства, классики и реализма и, наоборот, чрезмерно пропагандировать авангардистское искусство и моду, зачастую не содержащих позитивного мировоззрения, и искажающих этико-эстетические ценности (добро, красота, истина, гуманизм).
В содержании современного искусства молодежь нередко сталкивается с принижением, деформацией и разрушением образа человека. В произведениях искусства изобилуют эпизоды и сцены насилия и жестокости, которые зачастую противоречат нравственности и оказывают негативное влияние на молодежь – это проблема не только нашей страны но и, практически, всех мировых культур.
Тем не менее, молодежь продолжает творить искусство. Увлечение танцами и восточными единоборствами (а с ними – и восточной философией), новое слово в современной художественной культуре – граффити, боди-арт, ролевые игры как средство художественного самовыражения, литературные опыты – все это показывает, что искусство, эстетизм не чужды современной молодежи, и негодование старшего поколения в значительной степени можно переадресовать им самим. Спросите: «Что смотрят и читают ваши дети? А вы сами? К какому виду элитарного искусства приобщали вы вашего ребенка?».
Конечно, проблема современной молодежной культуры не может быть исчерпана ответами в духе «сам такой». Идеальной моделью развития молодежной культуры было бы целенаправленное, как семейное, так и школьно-вузовское формирование потребности в художественно-творческой деятельности. Такая деятельность, как возможность самовыражения без жестких рамок, без давления и проведения резких границ «классика – хорошо, рок – плохо» поможет молодому человеку раскрыть внутренний потенциал и обрести спасение от обезличивающей массовости в собственном творчестве.
В заключении хотелось бы сказать несколько слов о противостоянии массовой и элитарной культуры. В современном обществе массовая культура может находиться на достаточно высоком художественном уровне, и, развлекая человека, отвлекая его от повседневных проблем, обучать его, приобщать к мировой культуре, науке, философии. Пример такого явления – детективные романы Б. Акунина, которые содержат много интересных фактов из истории России XIX века. Создание качественного продукта массовой культуры, который мог бы успешно конкурировать с бессмысленно-развлекательными зрелищами – задача для тех, кого действительно волнует проблема воспитания художественного вкуса молодежи.
Список использованной литературы
1. Гуревич П. С. Человек и культура М.: «Дрофа», 2006 г.
2. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с.
3. Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Радугина - М. Изд. “Центр” 2007.
4. Культурология /Под ред. А. Н. Марковой М., 2006 г.
5. Негодаев И.А. Информатизация культуры. - ЗАО «Книга», 2003. - 320 с.
6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: «Гардарики», 2007.-344 с.
по курсу «Культурология»
по теме: «Функции культуры. Мораль и нравственность в культуре»
Содержание
1. Функции культуры
2. Мораль и нравственность в культуре
3. Соотношение понятий культура и цивилизация
4. Культура России 19 века. «Золотой век» русской культуры
5. Искусство глазами современной молодежи
1. Функции культуры
Культура — важный фактор регуляции хозяйственной деятельности, социальных отношений и политики, хотя она не растворяется в этих сферах деятельности. Необходимо аналитически подходить к этим сферам, чтобы выявлять их духовный смысл и те социокультурные факторы, без которых ни экономика, ни политика не могут полноценно функционировать.
Переход от одного хозяйственного уклада к другому (например, от отгонного скотоводства к равнинному земледелию) или от одного социально-экономического строя к другому (от феодализма в его разных вариантах к капитализму) осуществляется через взаимодействие совокупности факторов, в которых культура составляет непременную составную часть, способствующую или препятствующую, стимулирующую или же блокирующую действе других компонентов социальной регуляции.
Характерно, что проблематика различных функций культуры разрабатывалась разными учеными, сосредоточившими свое концептуальное внимание на тех или иных сторонах духовной системы. Если обратиться к истории социологии, то М.Вебер, например, выявлял, прежде всего, нормативко-ценностную связь — позитивную или негативную — религиозно-культурных факторов с хозяйственной деятельностью. Иной подход развивал Э.Дюркгейм, рассматривавший прежде всего место культуры в интеграции общества и разделении труда. Социализирующие факторы культуры подверг основательному изучению Э.Кассирер. Классическая работа по игровым функциям культуры принадлежит Й.Хейзинге.
Конечно, можно выделить следующие функции культуры: а) поддержание преемственности (традиции); б) нормативизация; в) оценочная функция; г) целеполагающая; д) познавательная и е) смыслообразование (обозначивающая). Однако следует учитывать, что каждый элемент и компонент культуры может выполнять разные функции, а вместе с тем далеко не все важные функции вошли в это перечисление.
В структуре духовного производства следует выделить такие основные функции: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами; е) как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.
2. Мораль и нравственность в культуре
Морально-нравственные нормы, наряду с юридическими нормами и обычаями, обеспечивают регулятивную функцию культуры. Мораль как форма социальной культуры выполняет ценностно-ориентационные и регулятивные функции. Какие же именно из функций такого рода составляют ее прерогативу?
1. Мотивационная функция. Нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). В результате воспитания и самовоспитания у людей вырабатываются установки, заставляющие их — иногда даже как бы против воли — совершать поступки, которые должно совершать в соответствии с нормами морали, и не идти ни на какие действия, которые не должно делать, поскольку они противоречат этим нормам. Честный человек просто не может, скажем, украсть что-нибудь: у него не поднимется рука на это. Даже под гипнозом люди отказываются совершать действия, которые они считают для себя нравственно недопустимыми. Таким образом, нравственные принципы, в отличие от прочих норм и правил мышления и поведения, укореняются в психике и входят в саму структуру личности как ее собственные, внутренние мотивационные факторы.
С этим связана важная особенность моральной оценки человеческих поступков: эта оценка определяется не только самим фактом совершения какого-то поступка и его объективными последствиями, но и мотивами поступка, т. е. тем, какие субъективные побуждения толкнули человека сделать то, что он сделал, каковы были его намерения при совершении поступка. А моральная оценка мотивов поведения личности переходит в моральную оценку самой личности. В зависимости от того, насколько нравственны или безнравственны мотивы, которые обычно побуждают личность к действиям, сама эта личность считается нравственной или безнравственной. Таким образом, мотивационная функция морали непосредственно формирует нравственный облик личности.
Понимание того, что моральная оценка поступков человека и его личности зависит от мотивов, которые им движут, приходит уже в детстве и становится существенным моментом зрелого морального сознания.
3. Соотношение понятий культура и цивилизация
Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). В своем трактате о цивилизации Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании. Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира» (Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы. России. М., 1999. С.18).
В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни».
В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.
Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры — не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.
Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.
4. Культура России 19 века. «Золотой век» русской культуры
Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России XIX в. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, — от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока — несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказа «Живые мощи». Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества которых уходят в православное иконописание. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова.
Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. 'Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной
5. Искусство глазами современной молодежи
Проблема создания и восприятия прекрасного волновала человечество всегда. Даже об эволюции человеческого разума мы сейчас судим по предпринимаемым древним человеком попыткам украсить свой быт, по тем частицам материальной культуры, которые пощадило время. В отношении человека к искусству всегда доминировала оценочная составляющая «хорошо – плохо», «нравится – не нравится». Особенно остро на обыденном уровне обсуждается вопрос об отношении к искусству современной молодежи.
Молодежь ругали всегда – и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что «молодежь пошла не та», что утрачена прежняя чистота нравов. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме. Причиной же столь низкого уровня морального и интеллектуального развития молодежи критики считают как раз отсутствие интереса к высокому искусству, повышенное внимание к материальным ценностям и отсутствие такового к ценностям духовным.
Действительно ли эстетические предпочтения современной молодежи так ужасны? Каковы основные направления формирования художественной культуры молодых? Многочисленные исследования, проводимые социологами, философами, педагогами, не дают однозначного ответа на вопрос: «Изменились ли эстетические вкусы современной молодежи в худшую сторону по сравнению с предпочтениями старших поколений?».
Как пишет в своей статье Р. Перескоков: «Эти дети «воспитаны» неполной семьей, улицей, «тусовкой», кровожадными американскими фильмами с мордобоем, убийствами и почти животным сексом, которые телевидение бесстыдно гоняет ежедневно. С отрицательным значением этих факторов надо бороться и перевоспитывать детей в нужном, гуманитарном направлении» .
Ему вторит представитель Московского Патриархата при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Илларион, обеспокоенный уровнем вкуса современной российской молодежи: «К сожалению, наш век – век поп-культуры, когда вкусы определяются модой, когда детей и молодежь приучают к самому примитивному, самому дешевому виду искусства – так называемой поп-музыке». «То, что молодежь слушает попсу, – это не просто недостаток нашего общества, это, с моей точки зрения, настоящая национальная трагедия», – отметил представитель Русской Церкви.
При этом епископ Илларион выразил убеждение, что поколение, которое слушает попсу, «не сможет построить полноценное сильное государство, не сможет создать духовно полноценную нацию».
Результаты научных исследований, в общем, дополняют печальную картину. Социологический опрос, проведенный в Ростове-на-Дону, показал, что 73,3% молодых зрителей в возрасте от 16 до 18 лет обосновывают свой выбор фильмов возможностью «отключится» от повседневной реальности и «уйти» в яркий, незнакомый мир кинематографа; 46,6% – стремлением развлечься и снять отрицательные эмоции; 30,0% – желанием увидеть на экране любимых актеров. И только 6,6% опрошенных молодых ростовчан объяснили свои экранные предпочтения склонностью к размышлениям о каких-либо жизненных проблемах. Для сравнения был проведен опрос юных москвичей. Среди зрителей, ориентированных на проблемность и размышления по поводу просмотренного на экране было и того меньше (5,1%).
Несомненно, также, что в системе социокультурных предпочтений молодежи театральное искусство все более перемещается на второй план. Объяснить это можно малой доступностью театрального искусства для широкой аудитории (концентрация театров в крупных городах, высокие цены на билеты как местных, так и гастролирующих театров). Но не только это обусловливает низкий интерес к театральному искусству. Можно с грустью констатировать неразвитость у значительной части молодежи зрительской театральной культуры, низкий уровень общегуманитарной подготовки.
Косвенным подтверждением тому является абсолютизация сюжетной канвы пьесы и недооценка других структурных компонентов театрального спектакля. Многие молодые люди (по материалам упоминавшегося уже опроса) искренне полагают, что у театра нет будущего, что его из культурного пространства постепенно вытеснят видео, телевидение и Интернет». Наряду с упадком интереса к театру отмечается низкая посещаемость музеев изобразительного искусства современной молодежью (как правило, современные молодые люди оказываются в музеях в группе коллективных экскурсантов от конкретных учебных заведений, самостоятельное посещение музейных залов практикуется ими гораздо реже).
Основными мотивами посещения молодыми зрителями кинозалов, театральных спектаклей, выбора ими видеокассет, компьютерных дисков, DVD, CD, интернетных сайтов, как правило, являются внехудожественные мотивы – стремление развлечься, отдохнуть «расслабиться», сменить обстановку и т.д. Художествено-эстетические мотивы для большей части аудитории носят вторичный характер или вовсе не имеют никакого значения.
Однако все эти справедливые обвинения, на мой взгляд, относятся вовсе не к проблеме сугубо молодежной культуры. Это давняя проблема конфликта массовой и элитарной культуры. Разве родители современной молодежи все поголовно почитатели классической музыки? Разве все, кто родился до 1970, яростные поклонники Достоевского и Толстого?
Культура советского времени ставила первейшей своей задачей воспитание и утверждение идеологии, развлекательная же составляющая культуры была незначительной. За неимением альтернативы люди потребляли то, что им поставляло государство. Параллельно официальной, доминирующей культуре, развивалась культура «андерграунда», и далеко не все в ней было высокохудожественно – традиции блатной лирики, «шансона» идут именно оттуда.
Вот уже почти двадцать лет массовая культура в нашей стране – это товар, который надо выгодно продать. Элитарное кино, литература, поэзия не находят себе места на телеэкране и в СМИ. Молодежь потребляет сегодня ту культуру, которую скармливает ей телевидение, под обильную и безвкусную рекламу.
Безусловно, на формирование зрительского опыта молодежи наибольшее влияние оказывают сверстники, близкие друзья. Однако семейная традиция может сыграть в этом не последнюю роль, и в семье, где интересуются искусством, молодой человек обретает некоторую защиту от китча, проникающего повсеместно.
Профессиональная художественная критика, масс-медиа, увы, не играют какой-либо заметной роли в развитии эстетических вкусов юных зрителей, читателей и слушателей. Более того, нынешнее поколение молодых людей нередко вступает в диалог с искусством в условиях определенной дегуманизации и деморализации искусства. Это можно увидеть в частности, в попытках средств массовой информации принизить, умалить фундаментальное значение народного искусства, классики и реализма и, наоборот, чрезмерно пропагандировать авангардистское искусство и моду, зачастую не содержащих позитивного мировоззрения, и искажающих этико-эстетические ценности (добро, красота, истина, гуманизм).
В содержании современного искусства молодежь нередко сталкивается с принижением, деформацией и разрушением образа человека. В произведениях искусства изобилуют эпизоды и сцены насилия и жестокости, которые зачастую противоречат нравственности и оказывают негативное влияние на молодежь – это проблема не только нашей страны но и, практически, всех мировых культур.
Тем не менее, молодежь продолжает творить искусство. Увлечение танцами и восточными единоборствами (а с ними – и восточной философией), новое слово в современной художественной культуре – граффити, боди-арт, ролевые игры как средство художественного самовыражения, литературные опыты – все это показывает, что искусство, эстетизм не чужды современной молодежи, и негодование старшего поколения в значительной степени можно переадресовать им самим. Спросите: «Что смотрят и читают ваши дети? А вы сами? К какому виду элитарного искусства приобщали вы вашего ребенка?».
Конечно, проблема современной молодежной культуры не может быть исчерпана ответами в духе «сам такой». Идеальной моделью развития молодежной культуры было бы целенаправленное, как семейное, так и школьно-вузовское формирование потребности в художественно-творческой деятельности. Такая деятельность, как возможность самовыражения без жестких рамок, без давления и проведения резких границ «классика – хорошо, рок – плохо» поможет молодому человеку раскрыть внутренний потенциал и обрести спасение от обезличивающей массовости в собственном творчестве.
В заключении хотелось бы сказать несколько слов о противостоянии массовой и элитарной культуры. В современном обществе массовая культура может находиться на достаточно высоком художественном уровне, и, развлекая человека, отвлекая его от повседневных проблем, обучать его, приобщать к мировой культуре, науке, философии. Пример такого явления – детективные романы Б. Акунина, которые содержат много интересных фактов из истории России XIX века. Создание качественного продукта массовой культуры, который мог бы успешно конкурировать с бессмысленно-развлекательными зрелищами – задача для тех, кого действительно волнует проблема воспитания художественного вкуса молодежи.
Список использованной литературы
1. Гуревич П. С. Человек и культура М.: «Дрофа», 2006 г.
2. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с.
3. Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Радугина - М. Изд. “Центр” 2007.
4. Культурология /Под ред. А. Н. Марковой М., 2006 г.
5. Негодаев И.А. Информатизация культуры. - ЗАО «Книга», 2003. - 320 с.
6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: «Гардарики», 2007.-344 с.