Контрольная работа на тему Философия классической Греции
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-05-30Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание
Введение
1. Диалектика Сократа
2. Философия Платона
3. Философия Аристотеля
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В античной философии выделяют следующие периоды:
1. Натуралистический – философами рассматривались проблемы природы и космоса (строй, порядок, украшение Вселенной).
2. Гуманистический – деятельность софистов и Сократа – связан с переориентацией проблем философии с космоса на человека.
3. Классический – связан с деятельностью Платона и Аристотеля.
4. Эллинистический – характеризуется появлением ряда философских школ (кинизм – Диоген, эпикуреизм – Эпикур, стоицизм – Сенека).
Цель моей контрольной работы: изучить основные направления философии классической Греции.
Задачи работы:
· Определить особенности диалектики Сократа;
· Выделить основные направления в философии Платона и дать им характеристику;
· Определить основные черты философского учения Аристотеля и его отличительные характеристики.
Данная тема хорошо освещена в литературных источниках, поэтому для моей работы не существовала проблемы нехватки материала. Особенно меня заинтересовала книга Е.Б. Гайдадымова «Практикум по философии»: в 2 частях, ч. 1. Книга содержит большой фактический материал и отрывки писаний философов, начиная с древности и до настоящего времени. В ней хорошо проанализированы различные направления в развитии философской мысли многих стран.
1. Диалектика Сократа
Философия Сократа приходится на тот этап развития античной культуры, когда ее центр тяжести переносится с природы на человека, то есть философская "физика" уступает место философской антропологии. Это произошло в течение 5 в. до н.э., во время которого происходило обращение философской мысли к человеку, его судьбе, его предназначению и к проблеме соотношения человека и общества.
Сократ был выразителем идеи гармонии между полисом и личностью (при этом личность свободна, но не безответственна). Оценивая же философию Сократа, можно сказать, что он фактически ввел в общечеловеческую культуру саму идею философии как бесконечного поиска истины на основе открытого им философского - диалектического метода. Сам термин "диалектика" связан с именем Сократа. Как известно, слово "диалектика" от слово "диалог", с греческого - разговариваю, беседую с собой или беседа, разговор между людьми. То есть диалектика - это движущееся слово, движущаяся мысль (слово как бы живое). Диалектика - движение логоса, то есть движение слова, движение мысли к пониманию идеи. Например, идея добра. Добро, по Сократу, есть красота и истина. "И чтобы творить добро, афиняне, - призывал Сократ, - творите и любите красоту, ибо она - высшее благо", а красота - это есть и добро и истина. То есть, поиск истины на поле философских изысканий связан у Сократа с нравственным и эстетическим идеалом.
Суть же философии Сократа составили 3 его знаменитых принципа, 3 его знаменитых идеи: идея самосознания - "познай самого себя; идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю"; идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания".
1. Идея самосознания - "познай самого себя. Эта надпись была сделана в Дельфийском храме. Сократ же сделал ее основой своих философских поисков. Он провозгласил, что самосознание есть смысл предмета Философии. Познание всего сущего невозможно. Такое знание содержит Абсолют - Бог. Для человека же это недостижимо. Поэтому прежде чем, познавать весь мир, надо открыть тайну самого себя (свои достоинства и недостатки).
2. Идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю". В этом принципе он видел, что путь мудрости - это путь поиска истины. Этот поиск - бесконечен. То есть чем больше раздвигаются границы человеческого знания, тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания.
3. Идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания". Дело в том, что обычно нам больше всего хочется делать то, что нам нравится, а нравится нам то, что с нашей точки зрения прекрасно, красиво. И поскольку нас влечет к прекрасному, (а добродетель есть влечение делать добро), и мы познаем, что добродетель и есть самое прекрасное, то нас не сможет не влечь к ней сильнее, чем ко всему остальному.
Открытый Сократом диалектический метод представляет собой движение мысли к пониманию идеи. Сократ в своем методе опирался: на иронию, маевтику, индукцию.
Первая сторона его метода - ирония (с греч. - притворство, насмешка, игра слов) - насмешка над собственной закостенелостью и самонадеянностью. Главная его ирония выражена в знаменитом принципе Сократа "я знаю, что я ничего не знаю". Философ, лишенный иронии, не философ, а либо болтун, либо догматик (то есть тот, кто не видит никакого движения вперед по отношению к тому, что уже считает достигнутой истиной). Философия же - это свобода, она должна видеть свою суть в движении мысли, в открытости такому движению. А ирония - это есть постоянная насмешка над самонадеянностью человека, что он якобы уже все знает и всего достиг. Ирония ведет к очищению ума для его дальнейшего просвещения.
Вторая сторона метода Сократа - маевтика. Под маевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку "родить" истину. Сократ говорил о том, что надо научиться принимать духовные роды, ведь философия - поиск истины, философия должна способствовать рождению истинной мысли. У Сократа это состояло в том, что он задавал вопросы, решение которых вело к истине. По Сократу, преподавание - это самоучение, нельзя научить, если нет потенции на учение у объекта учения. Рождение истины - это рождение ее нами самими. Повивальное искусство истины происходит в процессе вопрошания. "Эрау" - по-гречески любовь, страсть, когда мы постоянно как бы спрашиваем, вопрошаем, любят ли нас? Философия и есть любовь к истине, самая высокая и самая бескорыстная, когда философ (т.е. любящий мудрость, любящий и ищущий истину) как бы вопрошает мир (и человека как его часть) о его тайнах. Вопрошание, как и всякая любовь, возможна в диалоге. Повивальное искусство Сократа - маевтика - в диалоге, в котором происходит вопрошание, что и побуждает душу собеседника знать.
Третья сторона метода Сократа - индукция - неведение. Она состоит в том, что Сократ не доходит до истины никогда, но движение к ней у него происходит методом наведения. В философии нельзя, как в стрельбе, прямо попасть в цель, а происходит лишь движение к истине, то есть наведение на истину. Цель движения к истине - определение, т.е. определение предмета в уме - словом, логосом. Понять, по Сократу, значит определить цель движения мысли. Истина же, по Сократу, - это то, что уже определено и выражено в понятии. Логос - это и есть как бы мысль, получившая предел. А идея - это то, что предстоит еще определению, то есть идея - это представитель истины в уме. Идея - это энергетическое движение в уме. Идеи как бы светят. Мы их улавливаем (в понятиях). Поэтому в конце сократовских диалогов вопрос остается открытым. А философия, как отмечалось выше, это поиск все новых и новых идей о мире и человеке.
Подводя итог, можно сказать, что в основе диалектического метода и сегодня остался диалог как столкновение противоположностей, противоположных точек зрения. И само изменение (движение) как в мышлении (у Сократа), так и в природе и в обществе - это результат постоянного столкновения диалектических противоположностей, возникновение, становление и разрешение противоречий между ними.
Такова бесценная роль Сократа - развитие им в философии диалектического метода - метода, применимого во всех областях природных и социальных явлений, в том числе и в сфере теории и практики физической культуры и спорта.
2. Философия Платона: учение о едином, уме и душе, понятие материи, космология, теория познания
Философия Платона – это философия Общего, Целого, Единого, подчиняющего себе частное, множественное, единичное. Цель: постичь законы подчинения единичного – общему, частного – целому. Закон Истины – приближение копии к образцу. Закон Соразмерности – соподчинение частей внутри целого. Закон Красоты – полное и совершенное единение многого в одном. Например, прекрасное как идея – это не прекрасная девушка, не прекрасная лошадь, не качество вещей и явлений видимого мира, а прекрасное само по себе (в себе и для себя). Необходимости искать красоту в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
· материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
· окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
· реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
· чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
· любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
· весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
«единого»;
«ума»;
«души».
«Единое»:
· является основой всякого бытия;
· не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);
· есть ничто;
· выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
· первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
«Ум»:
· происходит от «единого»;
· разделен с «единым»;
· противоположен «единому»;
· является сущностью всех вещей;
· есть обобщение всего живого на земле.
«Душа»:
· подвижная субстанция, которая объединяет и связывает» единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;
· также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
· душа человека (вещи) есть часть мировой души;
· душа бессмертна;
· при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
· постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.
Космология Платона. Бог-мастеровой (демиург) соединил идеи с материей, получился Космос, существо одаренное совершенством идей, в частности математических. В качестве образца для сотворения демиург взял мир идей.
В рассуждениях Платона заметна непоследовательность: идеи превыше всего, вместе с тем ими распоряжается бог-демиург. Материя в своем исходном состоянии мыслится независимо от идей, лишь в результате усилий демиурга она как бы оживляется идеями.
Как бы то ни было, почти 2000 лет многие поколения людей в понимании космоса руководствовались, и довольно успешно, космологией Платона.
Проблема государства в философии Платона.
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства. Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:
1. монархия – справедливая власть одного человека;
2. тирания – несправедливая власть одного человека;
3. аристократия – справедливая власть меньшинства;
4. олигархия – несправедливая власть меньшинства;
5. демократия – справедливая власть большинства;
6. тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства.
Все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники. Работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью. Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях. Философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством. Философы и воины не должны иметь частной собственности.
Жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают. Не существует брака, все жены и дети общие.
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
Гносеология (учение о познании) Платона.
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
· поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать, прежде всего «чистые идеи»;
· «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
· высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
Историческое значение философии Платона в том, что
1. впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
2. положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);
3. впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;
4. были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);
5. была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
Самые фундаментальные философские произведения: «Апология Сократа», «Пармелид», «Георгий», «Федон», «Государство», «Законы».
3. Философия Аристотеля: метафизика (учение о причинах и началах, уме-перводвигателе, понятие энтелехии), политика
Философию Аристотель разделил на три вида:
1. теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
2. практическую – о деятельности человека, устройстве государства;
3. поэтическую.
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия:
1. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля и огонь, и эфир (небесная субстанция).
2. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергичная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть
4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличия и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это т. н. космологическое доказательство бытия бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин.
Абсолютное начало всякого движения — божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.
Понятие энтелехии. В неологизме «энтелехия» выражено совпадение формального и телеологического причинного ряда: уже в самом факте деятельности дано осуществление задачи данной деятельности (например, глаз видит уже, когда он смотрит, а строитель не сразу построил дом, когда он приступил к его строительству). Совпадение результата и процесса деятельности имеет место для чистого ума, мыслящего наилучший предмет мысли – себя самого. Этот божественный ум лишен материи и именно поэтому в нем нет ничего возможного – он чистая деятельность созерцания, чистая мысль и, таким образом, полнота бытия.
Политика. В Политике излагает теорию государства, исходя из понимания человека как «по природе существа политического», т.е. склонного к общению на разных уровнях от языкового и семейного до высшей формы общения – государственной, определяющей особенностью которого является подчиненность нормам закона. Аристотель спорит с платоновской идеей упразднения семьи как части упразднения традиционного государства, настаивая на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства в том, что касается общественных институтов. Связь этики и политики подчеркивается в идее о том, что основной задачей государства является воспитание добродетельного человека и гражданина. Аристотель представляет свое учение об оптимальном государственном строе, которое он связывает с правлением лучших, и особенностью которого являются различные обязанности граждан в разное время жизни: в молодости – военная служба, в зрелом возрасте – дела государственного управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физический труд остается уделом рабов, этнических варваров, негреков, – рабство существует «от природы» и в смысле рождения, и в смысле особого устройства души, неразвитой умственно и не готовой руководствоваться в своей жизни разумом.
Аристотель выделяет шесть типов государства:
· монархия;
· тирания;
· аристократия;
· крайняя олигархия;
· охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
· полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).
Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона,
1. критикуя учение о «чистых идеях»;
2. дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
выделил 10 философских категорий (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.
3. дал определение бытия через категории;
4. определил сущность материи;
5. выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
6. внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).
К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».
Заключение
В данной контрольной работе рассмотрены философские учения классической Греции: диалектика Сократа, учения Платона и Аристотеля. В работе дан анализ основных положений этих учений и показана их отличительность от других направлений.
Именно на учениях таких великих философов как Сократ, Платон и Аристотель, и базируется вся мировая философия. Также следует отметить их вклад и в другие области науки: политологию, социологию, историю, культурологию и другие. Благодаря им создалась основа для обширного развития философии как отдельной уникальной науки. Опираясь на их учения, создавались новые, более углубленные и основательные.
Размышлять над вкладом Сократа, Платона и Аристотеля в мировую науку можно бесконечно. Но даже сейчас, изучая философию (будь-то в учебном заведении либо из праздного любопытства), мы постоянно возвращаемся к истокам философского учения. Впрочем, как и в любой другой науке. Все имеет свое начало….
Литература
1. Антология мировой философии. В 4 Т. Т. 1. Ч. 1. – М., 1969.
2. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.
3. Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.
4. Краткий очерк истории философии. – М., 1969.
5. Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989.
6. Чанышев А.Н. курс лекций по древней философии. – М., 1981.
Введение
1. Диалектика Сократа
2. Философия Платона
3. Философия Аристотеля
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В античной философии выделяют следующие периоды:
1. Натуралистический – философами рассматривались проблемы природы и космоса (строй, порядок, украшение Вселенной).
2. Гуманистический – деятельность софистов и Сократа – связан с переориентацией проблем философии с космоса на человека.
3. Классический – связан с деятельностью Платона и Аристотеля.
4. Эллинистический – характеризуется появлением ряда философских школ (кинизм – Диоген, эпикуреизм – Эпикур, стоицизм – Сенека).
Цель моей контрольной работы: изучить основные направления философии классической Греции.
Задачи работы:
· Определить особенности диалектики Сократа;
· Выделить основные направления в философии Платона и дать им характеристику;
· Определить основные черты философского учения Аристотеля и его отличительные характеристики.
Данная тема хорошо освещена в литературных источниках, поэтому для моей работы не существовала проблемы нехватки материала. Особенно меня заинтересовала книга Е.Б. Гайдадымова «Практикум по философии»: в 2 частях, ч. 1. Книга содержит большой фактический материал и отрывки писаний философов, начиная с древности и до настоящего времени. В ней хорошо проанализированы различные направления в развитии философской мысли многих стран.
1. Диалектика Сократа
Философия Сократа приходится на тот этап развития античной культуры, когда ее центр тяжести переносится с природы на человека, то есть философская "физика" уступает место философской антропологии. Это произошло в течение 5 в. до н.э., во время которого происходило обращение философской мысли к человеку, его судьбе, его предназначению и к проблеме соотношения человека и общества.
Сократ был выразителем идеи гармонии между полисом и личностью (при этом личность свободна, но не безответственна). Оценивая же философию Сократа, можно сказать, что он фактически ввел в общечеловеческую культуру саму идею философии как бесконечного поиска истины на основе открытого им философского - диалектического метода. Сам термин "диалектика" связан с именем Сократа. Как известно, слово "диалектика" от слово "диалог", с греческого - разговариваю, беседую с собой или беседа, разговор между людьми. То есть диалектика - это движущееся слово, движущаяся мысль (слово как бы живое). Диалектика - движение логоса, то есть движение слова, движение мысли к пониманию идеи. Например, идея добра. Добро, по Сократу, есть красота и истина. "И чтобы творить добро, афиняне, - призывал Сократ, - творите и любите красоту, ибо она - высшее благо", а красота - это есть и добро и истина. То есть, поиск истины на поле философских изысканий связан у Сократа с нравственным и эстетическим идеалом.
Суть же философии Сократа составили 3 его знаменитых принципа, 3 его знаменитых идеи: идея самосознания - "познай самого себя; идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю"; идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания".
1. Идея самосознания - "познай самого себя. Эта надпись была сделана в Дельфийском храме. Сократ же сделал ее основой своих философских поисков. Он провозгласил, что самосознание есть смысл предмета Философии. Познание всего сущего невозможно. Такое знание содержит Абсолют - Бог. Для человека же это недостижимо. Поэтому прежде чем, познавать весь мир, надо открыть тайну самого себя (свои достоинства и недостатки).
2. Идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю". В этом принципе он видел, что путь мудрости - это путь поиска истины. Этот поиск - бесконечен. То есть чем больше раздвигаются границы человеческого знания, тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания.
3. Идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания". Дело в том, что обычно нам больше всего хочется делать то, что нам нравится, а нравится нам то, что с нашей точки зрения прекрасно, красиво. И поскольку нас влечет к прекрасному, (а добродетель есть влечение делать добро), и мы познаем, что добродетель и есть самое прекрасное, то нас не сможет не влечь к ней сильнее, чем ко всему остальному.
Открытый Сократом диалектический метод представляет собой движение мысли к пониманию идеи. Сократ в своем методе опирался: на иронию, маевтику, индукцию.
Первая сторона его метода - ирония (с греч. - притворство, насмешка, игра слов) - насмешка над собственной закостенелостью и самонадеянностью. Главная его ирония выражена в знаменитом принципе Сократа "я знаю, что я ничего не знаю". Философ, лишенный иронии, не философ, а либо болтун, либо догматик (то есть тот, кто не видит никакого движения вперед по отношению к тому, что уже считает достигнутой истиной). Философия же - это свобода, она должна видеть свою суть в движении мысли, в открытости такому движению. А ирония - это есть постоянная насмешка над самонадеянностью человека, что он якобы уже все знает и всего достиг. Ирония ведет к очищению ума для его дальнейшего просвещения.
Вторая сторона метода Сократа - маевтика. Под маевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку "родить" истину. Сократ говорил о том, что надо научиться принимать духовные роды, ведь философия - поиск истины, философия должна способствовать рождению истинной мысли. У Сократа это состояло в том, что он задавал вопросы, решение которых вело к истине. По Сократу, преподавание - это самоучение, нельзя научить, если нет потенции на учение у объекта учения. Рождение истины - это рождение ее нами самими. Повивальное искусство истины происходит в процессе вопрошания. "Эрау" - по-гречески любовь, страсть, когда мы постоянно как бы спрашиваем, вопрошаем, любят ли нас? Философия и есть любовь к истине, самая высокая и самая бескорыстная, когда философ (т.е. любящий мудрость, любящий и ищущий истину) как бы вопрошает мир (и человека как его часть) о его тайнах. Вопрошание, как и всякая любовь, возможна в диалоге. Повивальное искусство Сократа - маевтика - в диалоге, в котором происходит вопрошание, что и побуждает душу собеседника знать.
Третья сторона метода Сократа - индукция - неведение. Она состоит в том, что Сократ не доходит до истины никогда, но движение к ней у него происходит методом наведения. В философии нельзя, как в стрельбе, прямо попасть в цель, а происходит лишь движение к истине, то есть наведение на истину. Цель движения к истине - определение, т.е. определение предмета в уме - словом, логосом. Понять, по Сократу, значит определить цель движения мысли. Истина же, по Сократу, - это то, что уже определено и выражено в понятии. Логос - это и есть как бы мысль, получившая предел. А идея - это то, что предстоит еще определению, то есть идея - это представитель истины в уме. Идея - это энергетическое движение в уме. Идеи как бы светят. Мы их улавливаем (в понятиях). Поэтому в конце сократовских диалогов вопрос остается открытым. А философия, как отмечалось выше, это поиск все новых и новых идей о мире и человеке.
Подводя итог, можно сказать, что в основе диалектического метода и сегодня остался диалог как столкновение противоположностей, противоположных точек зрения. И само изменение (движение) как в мышлении (у Сократа), так и в природе и в обществе - это результат постоянного столкновения диалектических противоположностей, возникновение, становление и разрешение противоречий между ними.
Такова бесценная роль Сократа - развитие им в философии диалектического метода - метода, применимого во всех областях природных и социальных явлений, в том числе и в сфере теории и практики физической культуры и спорта.
2. Философия Платона: учение о едином, уме и душе, понятие материи, космология, теория познания
Философия Платона – это философия Общего, Целого, Единого, подчиняющего себе частное, множественное, единичное. Цель: постичь законы подчинения единичного – общему, частного – целому. Закон Истины – приближение копии к образцу. Закон Соразмерности – соподчинение частей внутри целого. Закон Красоты – полное и совершенное единение многого в одном. Например, прекрасное как идея – это не прекрасная девушка, не прекрасная лошадь, не качество вещей и явлений видимого мира, а прекрасное само по себе (в себе и для себя). Необходимости искать красоту в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
· материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
· окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
· реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
· чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
· любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
· весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
«единого»;
«ума»;
«души».
«Единое»:
· является основой всякого бытия;
· не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);
· есть ничто;
· выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
· первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
«Ум»:
· происходит от «единого»;
· разделен с «единым»;
· противоположен «единому»;
· является сущностью всех вещей;
· есть обобщение всего живого на земле.
«Душа»:
· подвижная субстанция, которая объединяет и связывает» единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;
· также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
· душа человека (вещи) есть часть мировой души;
· душа бессмертна;
· при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
· постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.
Космология Платона. Бог-мастеровой (демиург) соединил идеи с материей, получился Космос, существо одаренное совершенством идей, в частности математических. В качестве образца для сотворения демиург взял мир идей.
В рассуждениях Платона заметна непоследовательность: идеи превыше всего, вместе с тем ими распоряжается бог-демиург. Материя в своем исходном состоянии мыслится независимо от идей, лишь в результате усилий демиурга она как бы оживляется идеями.
Как бы то ни было, почти 2000 лет многие поколения людей в понимании космоса руководствовались, и довольно успешно, космологией Платона.
Проблема государства в философии Платона.
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства. Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:
1. монархия – справедливая власть одного человека;
2. тирания – несправедливая власть одного человека;
3. аристократия – справедливая власть меньшинства;
4. олигархия – несправедливая власть меньшинства;
5. демократия – справедливая власть большинства;
6. тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства.
Все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники. Работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью. Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях. Философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством. Философы и воины не должны иметь частной собственности.
Жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают. Не существует брака, все жены и дети общие.
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
Гносеология (учение о познании) Платона.
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
· поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать, прежде всего «чистые идеи»;
· «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
· высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
Историческое значение философии Платона в том, что
1. впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
2. положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);
3. впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;
4. были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);
5. была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
Самые фундаментальные философские произведения: «Апология Сократа», «Пармелид», «Георгий», «Федон», «Государство», «Законы».
3. Философия Аристотеля: метафизика (учение о причинах и началах, уме-перводвигателе, понятие энтелехии), политика
Философию Аристотель разделил на три вида:
1. теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
2. практическую – о деятельности человека, устройстве государства;
3. поэтическую.
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия:
1. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля и огонь, и эфир (небесная субстанция).
2. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергичная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть
4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличия и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это т. н. космологическое доказательство бытия бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин.
Абсолютное начало всякого движения — божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.
Понятие энтелехии. В неологизме «энтелехия» выражено совпадение формального и телеологического причинного ряда: уже в самом факте деятельности дано осуществление задачи данной деятельности (например, глаз видит уже, когда он смотрит, а строитель не сразу построил дом, когда он приступил к его строительству). Совпадение результата и процесса деятельности имеет место для чистого ума, мыслящего наилучший предмет мысли – себя самого. Этот божественный ум лишен материи и именно поэтому в нем нет ничего возможного – он чистая деятельность созерцания, чистая мысль и, таким образом, полнота бытия.
Политика. В Политике излагает теорию государства, исходя из понимания человека как «по природе существа политического», т.е. склонного к общению на разных уровнях от языкового и семейного до высшей формы общения – государственной, определяющей особенностью которого является подчиненность нормам закона. Аристотель спорит с платоновской идеей упразднения семьи как части упразднения традиционного государства, настаивая на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства в том, что касается общественных институтов. Связь этики и политики подчеркивается в идее о том, что основной задачей государства является воспитание добродетельного человека и гражданина. Аристотель представляет свое учение об оптимальном государственном строе, которое он связывает с правлением лучших, и особенностью которого являются различные обязанности граждан в разное время жизни: в молодости – военная служба, в зрелом возрасте – дела государственного управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физический труд остается уделом рабов, этнических варваров, негреков, – рабство существует «от природы» и в смысле рождения, и в смысле особого устройства души, неразвитой умственно и не готовой руководствоваться в своей жизни разумом.
Аристотель выделяет шесть типов государства:
· монархия;
· тирания;
· аристократия;
· крайняя олигархия;
· охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
· полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).
Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона,
1. критикуя учение о «чистых идеях»;
2. дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
выделил 10 философских категорий (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.
3. дал определение бытия через категории;
4. определил сущность материи;
5. выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
6. внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).
К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».
Заключение
В данной контрольной работе рассмотрены философские учения классической Греции: диалектика Сократа, учения Платона и Аристотеля. В работе дан анализ основных положений этих учений и показана их отличительность от других направлений.
Именно на учениях таких великих философов как Сократ, Платон и Аристотель, и базируется вся мировая философия. Также следует отметить их вклад и в другие области науки: политологию, социологию, историю, культурологию и другие. Благодаря им создалась основа для обширного развития философии как отдельной уникальной науки. Опираясь на их учения, создавались новые, более углубленные и основательные.
Размышлять над вкладом Сократа, Платона и Аристотеля в мировую науку можно бесконечно. Но даже сейчас, изучая философию (будь-то в учебном заведении либо из праздного любопытства), мы постоянно возвращаемся к истокам философского учения. Впрочем, как и в любой другой науке. Все имеет свое начало….
Литература
1. Антология мировой философии. В 4 Т. Т. 1. Ч. 1. – М., 1969.
2. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.
3. Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.
4. Краткий очерк истории философии. – М., 1969.
5. Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989.
6. Чанышев А.Н. курс лекций по древней философии. – М., 1981.