Курсовая

Курсовая на тему Роль и место лошади историческом развитии человека

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-07-07

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.12.2024


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский Государственный Университет 
им. А. Байтурсынова
Аграрно-биологический институт
Кафедра Зоотехния и племенное дело
Курсовая работа 
Тема: Роль и место лошади  историческом развитии человека.
                                                  Выполнил: студент 4 курса, АБИ,
                                               специальности 4507 Куйшин Д.
                                                     Проверил: профессор, доктор с/х                      
                                                     наук Муслимов Б. М. 
                                     Костанай 2005г

Содержание
Введение
Обзор литературы
Лошадь и человек
Значение лошади в Казахстане
Нет ей равного на земле животного
Заключение
Литература

Введение.
Лошадь – сколько смысла заложено в это слово! Конь с древнейших времен сопровождал человека везде, где бы он ни был. Значение коневодства не возможно преувеличить. Одним из первых животных одомашненных человеком была – лошадь,  Появление лошади в жизни человека сыграло огромную роль в истории его развития. Несомненно, то, что  коневодство было одним из важнейших факторов прогрессивного развития человеческой цивилизации.
Коневодство – важная отрасль животноводства, не утратившая своего значения в специфических условиях продолжающегося технического прогресса. Однако необходимо отметить, что рост механизации сельского хозяйства значительно повлиял на численность лошадей на всем постсоветском пространстве.
По своему значению коневодство всегда занимало особое положение среди других отраслей животноводства. Роль лошади на протяжении тысячелетий изменялась в зависимости от развития производительных сил  и техники человечества, но история цивилизации прямо или косвенно всегда оставалась, связана с совершенствованием коневодства.  Лошадь не только сопутствовала, но и расширяла как созидательные, так и разрушительные возможности деятельности человека. Многие цивилизации появились и развивались только благодаря коневодству: ведь иначе, как можно было преодолевать огромные пространства для достижения каких либо целей. Лошадь отличается разносторонними хозяйственно полезными признаками. К примеру, растениеводство приобрело значительный размах только после привлечения к земледельческим работам лошади, т.е. применение лошади значительно облегчило, ускорило и рационализировало труд земледельца. Только на лошади человек мог преодолеть тысячи километров в поисках лучших краев для жизни. Во всех войнах  до начала 20 столетия,  силой, решающей исход сражений, была конница, против которой не могли устоять ни пехота, ни боевые слоны, ни какие либо другие рода войск.
При первобытно-общинном строе, и используя каменные орудия, человек охотился на лошадей, употреблял их мясо в пищу и постепенно сделал их домашними животными.
Кочевые племена и народы выращивали и разводили лошадей в условиях, близких к тем, при которых они обитали в диком состоянии.  Это не оказывало существенных воздействий на тип и конституцию степных домашних лошадей. Кочевники использовали лошадей всесторонне: под седлом и вьюком, в арбе и в колесницах, а также для забоя на мясо и производство кумыса; служили они и в качестве средства накопления богатства. При оседлом образе жизни в зоне лесостепей и северных лесов, люди первоначально также не создавали для лошадей улучшенных условий содержания и выращивания. Поэтому, как и в степях, домашние лошади здесь сохранили многие черты диких предков.
Пришедшие в первом тысячелетии до нашей эры из Средней Азии  кочевые народы завоевали государства Ближнего Востока исключительно только с помощью конницы. В то время породы прекрасных легких, сухих, быстроаллюрных   верховых лошадей разводили в Хорезме, Бактрии, Парфии, Мидии, и Иране. Именно из этих стран черпали в течении тысячелетий племенной материал верховых лошадей многие народы мира.  В античных рабовладельческих государствах – Древней Греции и Риме – лошади еще не использовались на сельскохозяйственных работах, но уже использовались под седлом и в колесницах во время спортивных соревнований и в военных сражениях.  При феодальном строе, лошади в Европе и Азии играли особенно большую роль в военном деле.  В связи со спросом на лошадей для тяжеловооруженных  рыцарей,  в Западной Европе начался процесс укрупнения и утяжеления лошади. На сельскохозяйственных работах и транспорте лошадей в Европе стали использовать лишь в 11 – 12 столетиях. После изобретения пороха  и столкновения европейских воинов с легкой подвижной конницей восточных народов в Европе возник спрос на легкую быструю, с хорошим галопом верховую лошадь. Уже во время крестовых походов сюда стали завозить восточных лошадей. В результате использования восточных жеребцов в Англии была выведена чистокровная верховая лошадь, а в Европе создано много полукровных пород лошадей.
Таким образом, в настоящее время в мире существует около 250 различных пород лошадей применяемых в самых различных областях и сферах развития человечества.

Лошадь и человек.
Для того чтобы это животное стало таким, каким его сейчас привыкли видеть, понадобилось  очень много времени. В течении миллионов лет  длилась эволюция семейства лошадиных.  Узнать о происхождении лошади ученным удалось благодаря  многочисленным свидетельствам той далекой эпохи  - находкам палеонтологов.  Они-то и поведали о том, как  шла эволюция животного.  Началась она еще в третичном периоде, то есть около 60 миллионов лет назад. Третичный период – самый древний  в кайнозойской эре (эры млекопитающих).  Формирование лошади шло под воздействием изменявшихся условий окружающей среды и естественного отбора.
Многие ученные разных стран  занимались изучением происхождения лошади. Наибольший вклад  в это дело внес выдающийся русский исследователь  В. О. Ковалевский (1842 – 1882)  - основоположник современной эволюционной палеонтологии. Его работы сыграли важную роль  в развитии эволюционной теории и опровергли  идеалистические взгляды на неизменяемость видов.
В 1873 году  В.О. Ковалевский  сформулировал основные закономерности эволюции лошади, доказал  существование  переходных ископаемых  форм  современных однокопытных. В.О. Ковалевский  не только выяснил  направление  и основные этапы эволюции предков копытных животных, но и  показал, что эволюция  шла в соответствии с менявшимися условиями их существования  по пути приспособления к быстрому бегу  и питанию  жесткой растительной пищей.
Происхождение и развитие древнейших предков лошади  шло одновременно  как на евроазиатском, так  и на  американском   континентах.  В то далекое  время  среди  бесчисленного  количества  обитателей тропических лесов   был и далекий предок  современной лошади – пятипалый эогиппус. 
В начале миоцена – последней  эпохи третичного периода – появляется анхитерий.  Это было довольно  крупное  животное  величиной с современное пони.  Конечности у него уже трехпалые, средний палец – значительно крупнее остальных. В середине миоцена на нашей планете началось похолодание.  Условия, в которых предок лошади развивался миллионы лет, резко изменились. Климат стал намного суше, а растительность грубее. Тропические леса, с мягким, влажным воздухом постепенно уступали место бескрайним равнинам с резко-континентальным климатом.
Чтобы выжить, животным нужно было приспосабливаться к новым условиям жизни в степях. В связи с этим у предков лошади менялось строение  скелета, особенно конечностей,  строение  системы  пищеварения, особенно ротового аппарата.  Жизнь в   степях требовала от предка лошади быстрого  перемещения   на большие расстояния.
На твердом грунте было вполне  достаточно опоры на один  средний  палец, поэтому боковые стали  исчезать – редуцироваться.   В это время у пралошади   начали формироваться длинные и стройные ноги. Профессор В. О. Ковалевский  писал об этом так: «Когда трехпалые анхитерии приспосабливаясь к изменяющимся условиям среды, перешли на огромные  по своим размерам сухие луга  древнего миоцена, то нужны были ноги только опоры на сухой твердой, невязкой почве; пошло развитие лошади по преобладанию одного пальца и приспособлению зубов к  более жесткому травоядному корму…».
Переход с мягкой, сочной растительности влажных лесов на более жесткую и сухую степную, повлек изменение ротового аппарата: значительно повысилась прочность зубов, челюсти стали более массивными.
В результате вытянулась лицевая часть черепа, а глазницы и черепная коробка отодвинулись назад. Так природа  «лепила» лошадь.
На рубеже четвертичного периода, в верхнем плиоцене, на всех континентах широко распространились древние однопалые животные, внешне значительно походившие на современную лошадь.   Это были её прямые прародители, названные ученными «лошади Стенона» 
А к  середине четвертичного периода лошадь в основном сформировалась, далее шло уже её совершенствование.
В течение четвертичного периода на нашей планете четыре раза наступало похолодание, сопровождавшееся оледенениями. Наиболее сильными они были  в Восточной Европе и в Северной Америке. Предпоследнее, так называемое «рисское», оледенение оказалось самым жестоким.
После каждого оледенения  наступали теплые периоды. Изменявшиеся условия окружающей среды существования заставляли животных быстро эволюционировать. Исследователи считают, что чередование ледниковых и межледниковых периодов, вызывавших резкое изменение физико-географических условий, не только ускоряло эволюцию самой лошади, но и создало ряд её ответвлений.  на всех континентах широко распространились дрявние однопалые животные, внешне значительно походившие на
На основании своих находок ученные сделали заключение, что в периоды похолодания лошади становились крупнее, а периоды потепления мельчали. В этот период выделилось несколько самостоятельных форм предков современной лошади. Например, на территории нынешней Европы  обитали крупные грубокостные лошади. На горных плато Средней Азии водились табуны тонкокостных широколобых лошадей.
В результате изменявшихся  условий обитания образовалось четыре подрода непарнокопытных.  Первый – это подрод лошадей. Сюда относятся  все современные виды домашних лошадей, а также дикая лошадь Пржевальского, и ныне вымерший от варварского истребления тарпан. Второй подрод – это зебры с имеющимися у них видами. Третий подрод – ослы с современными видами Африканских ослов, обитающих в
Африке, Азии и других континентах.  И, наконец, четвертый подрод,  в него ученые выделяют азиатских полуослов: куланов, онагров, киангов.
И вот что интересно. Разветвление  (дивергенция)  рода  лошади обеспечило   каждому   подроду   дальнейшее   развитие  «в чистоте».  То есть   хотя   скрещивание  особей   различных   подродов   и возможно, но от таких «браков» рождаются животные не способные давать потомство.  Так,  от  спаривания  лошади,  а  точнее  кобылы  с  ослом,  получается  мул  и, наоборот, если ослицу оплодотворяет жеребец то – лошак.  От скрещивания  лошадей с зебрами  рождаются – зеброиды и т.д. При этом помеси развиваются нормально, они  жизнеспособны, но размножаться уже не могут. На этом природа ставит точку и строго охраняет границы между подродами, и  не допускает закрепления  каких либо промежуточных форм.
Ученым удалось понять причину этого свойства гибридов. Оказалось, что животные разных подродов имеют в ядрах клеток разное количество хромосом, и у гибридов не набирается необходимого количества таковых для образования полноценной половой клетки – гаметы.
В процессе эволюции лошадь приобрела такие ценные качества, как силу, быстроту передвижения, выносливость. Эти качества и привлекли к ней древнего человека, который решил её приручить.
К тому времени он уже успел одомашнить собаку, овцу, козу. В конце неолита – нового каменного века, то есть в четвертом – третьем тысячелетии до нашей эры, человек начал одомашнивать лошадь. В первую очередь это происходило там, где уже возникли и развивались очаги животноводства – на обширных плодородных равнинах.
Многие исследователи, изучая археологические находки и памятники древнейших культур, пришли к выводу,  что еще в период неолита на территории Европы  и Азии существовали огромные табуны диких лошадей, и что тогда там существовало несколько довольно крупных древнейших культур с развитым коневодством.  Возникнув во многих местах, оно начало быстро развиваться. Люди использовали лошадь как продуктивное животное и средство быстрого передвижения.
У  народов Средней Азии этот вид животноводства достиг высокого развития. Особенно славились лошади Хорезма, даванские аргамаки, нисейские,  древнеперсидские и другие. Оттуда одомашненные лошади попали в Сирию и Малую Азию.
Как считают исследователи, в Месопотамии начали приручать лошадей в начале второго тысячелетия до нашей эры. Позднее  одомашненные лошади появились в Древнем Египте,  в первом тысячелетии – в Палестине и намного позже – Аравии.
Памятники древней Ассирийской культуры, относящиеся к 668 году до нашей эры, хранят изображения ловли диких лошадей.
На территории нынешней Украины существовала древнейшая, так называемая трипольская, культура. Там, в родовых общинах, где еще господствовал матриархат, лошади были приучены за две с половиной тысячи лет до  нашей эры.
По археологическим находкам ученные установили, что на обширной территории к северу от Кавказа, лошадь была одомашнена в третьем тысячелетии до нашей эры.   Кроме того, на огромной территории от Азовского до Баренцева моря уже за полторы тысячи лет до нашей эры было развито животноводство, в том числе и коневодство.  А центр одомашнивания лошади находился в    донских степях.
Много останков домашних лошадей было найдено на Урале,  в Киргизии, предгорьях Алтая, в могильниках, относящихся ко второму тысячелетию до нашей эры.
На реке Улаган, что на Алтае, в слое вечной мерзлоты обнаружены застывшие трупы лошадей в сбруе с многочисленными  предметами снаряжения.   Они настолько хорошо сохранились, что ученые смогли рассмотреть,  как за ними  ухаживали их хозяева.
Еще в пятом веке до нашей эры древние историки, и в частности Геродот, сообщали высоком уровне развития  коневодства у скифов.  Об этом свидетельствует и многочисленные скифские памятники.   Недаром же отец Александра Македонского – Филипп приказал привести с Дона 20 тысяч кобылиц для улучшения местных лошадей.
У скифов была замечательная конница - их воины на резвых лошадях, словно вихрь, налетали на противника.
Как гласят летописи, в 513 году до нашей эры скифские всадники разгромили войско древнеперсидского царя, вторгшегося на их земли, а спустя 183 года та же участь постигла и фракийского наместника Александра Македонского.
 Забегая  вперед, отметим,  что некоторые исследователи утверждали, что почти все породы домашних лошадей, разводимые у народов, населявших в прошлом территорию нашей страны, ведут начало от монгольских  лошадей. Они мотивировали это тем, что в период монголо-татарского нашествия чуть или не все конское поголовье завоеванных территорий  состояло из монгольских лошадей. Но эта точка зрения не выдерживает критики, потому что многочисленные  археологические находки доказывают:  что ко времени  нашествия орды  на  территорию нашей страны, в частности, на юго-востоке Европы, на севере Средней Азии и на юге Сибири, коневодство уже достигло высокого расцвета. Поэтому не монгольская  лошадь  повлияла  на  местных  лошадей,  а  скорее  на  оборот.
Интересна  история  коневодства  в  Америке.    Несмотря на то, что многие из находок ископаемых предков лошади найдены именно в Северной и Южной  Америке, дикая форма лошадей там не сохранилась. Произошло это потому, что в период сплошного оледенения Северной Америки они, вероятно, все погибли. И только несколько тысяч лет спустя, после открытия Америки Колумбом, европейские колонисты завезли туда домашних лошадей. Впервые это произошло в 1493 году. С этого времени начался массовый ввоз в Америку лошадей различных пород: арабской, английской верховой чистокровной, першеронской, хакнэ и многих других.  Впоследствии, на основе завезенных лошадей, там были созданы свои конские породы, такие как американский рысак, иноходец, верховые  квортерхорс, аппалуза и другие.
И коль речь зашла об Америке, то есть об американских лошадях, то, пожалуй,  стоит вспомнить   о мустангах. Практически все люди читали или слышали о них в детстве.  И, естественно, задавались вопросом, какие они, эти лошади, и откуда взялись?  У ученных существуют различные точки зрения на происхождение мустангов, но большинство из них считает,  что в ранний период колонизации американского континента,  там оказалось немало завезенных лошадей, которые уходили в прерии по многим причинам: В то время шла беспрерывная война с коренными  народами, населявшими территории, попавшие под колонизацию, поэтому многих хозяев лошадей убивали, или они умирали от болезней, была еще масса других причин, почему лошади дичали.  Эти лошади дичали на протяжении столетий, размножались на воле и осваивали земли, до которых даже человек еще не добрался. Так  и появились в прериях табуны диких лошадей, прозванные мустангами.  Вплоть до девятнадцатого  века поголовье мустангов было многочисленным. Но потом постепенно их истребили или одомашнили.
Проникновение лошадей на Австралийский континент чем-то напоминает появление лошадей в Америке. В Австралии также не было диких лошадей, и только в семнадцатом веке колонизаторы завезли туда одомашненных представителей самых разнообразных пород. Затем долгое время там шло их стихийное, беспорядочное скрещивание. Так же как в свое время на американском континенте, в Австралии появились многочисленные табуны одичавших лошадей,  наподобие американских мустангов. Но здесь их прозвали «браби». Впоследствии браби постигла та же участь что и американских мустангов.    
Как полагают ученые, на африканском континенте тоже не было собственных   диких   форм  лошадей.  Были зебры, но  не  лошади.   Туда попали, уже одомашненные лошади . В последствии в Африке были созданы такие породы как донгольская, варварийская и позднее  на основе пород легкого типа – базуто.
Человек, одомашнив еще в середине неолита лошадь, начал целенаправленно развивать у этого  животного те качества, которые считал хозяйственно полезными. В результате длительной работы древних селекционеров еще до наступления новой эры лошади разных местностей, краев, континентов заметно отличались друг от друга.  К тому времени накопилось множество секретов выращивания и обучения  этих животных.
Лошади уже тогда имели четкую специализацию: верховые, тягловые, для боевых колесниц и так далее.
Одним словом, приняв эстафету от природы, человек добросовестно потрудился над дальнейшей эволюцией лошади. (Моисеенко, Служит людям добрый конь, 1988 г.)

Значение лошади в Казахстане.
На территории Современного Казахстана лошадь появилась 6 тысяч лет назад, вместе с первыми кочевыми племенами, зародившимися на этой земле, то есть с первыми культурными цивилизациями, занимавшимися коневодством, в середине неолита -  это была андроновская культура.
У андроновцев были   лошади очень крупных размеров, заметно превосходившие все последующие более поздние породы.  
Все последующие племена, населявшие территорию Казахстана – саки, канглы, кангюи,  гунны, хунны и многие другие  были неразрывно связаны с коневодством, так как само их существование на землях огромных масштабов без  лошадей  было бы просто невозможно. Вся их жизнь полностью зависела от наличия или отсутствия у них  лошадей. Перемещение людей на тысячи километров, захватнические войны попросту неосуществимы  без хорошей конной армии.  Само  название  «кочевые  племена»  подразумевает  мобильность, быстроту, молниеносную откочевку при нападении и т.д.
Лошадь в Казахстане можно назвать – национальным животным, так как она играла огромную роль в судьбе казахского народа. Конь был для казахов в буквальном смысле слова другом и товарищем, потому что они можно сказать, никогда не расставались.
Лошадь была не только единственным средством передвижения и источником полноценного питания человека,  лошадь была и есть символ казахской жизни, не только кочевой жизни, но и жизни вообще, так как для оседлого человека символом жизни является  дом, для казахов домом являлась лошадь, потому что  единственным надежным существом которое может помочь в трудной кочевой жизни была она.  Только во владениях у  казахов были огромные территории,  кочевые пространства по которым им было необходимо  ежесезонно кочевать с летнего пастбища на осеннее и т.д.  
Можно без преувеличения сказать, что только благодаря лошади казахи выжили как нация.  Без этого четвероногого друга они давно бы вымерли или ассимилировались в  народах пытавшихся завоевать казахские племена. Лошадь помогла казахам сохранить свою национальную и культурную идентичность и самобытность.    (Казахская лошадь, А. И. Имангалиев, 1976)

Нет ей равного на Земле животного.
 «Лошадь гораздо щедрее, чем человек, одарена инстинктами и физиологическими чувствами. Слышит лошадь лучше кошки, обоняет тоньше собаки, она чувствительнее к ходу времени к перемене погоды…. Нет ей равного на земле животного»,  – так  отзывался о лошади замечательный русский писатель А. Куприн.    
Природа, создавая лошадь, действительно наделила её изумительными свойствами. Если сравнить, к примеру, ее органы чувств с органами чувств других существ, то вряд ли можно найти  какой-либо другой вид животных, у которого все они были бы столь хорошо развиты, как у лошади.  Зрение у нее очень острое, лошадь отлично видит все, на расстоянии до 500 метров, и то, после одомашнивания, лошадь утратила основную силу зрения. Кроме того, благодаря расположению глаз лошадь имеет очень широкий угол обзора и видит почти в равной степени хорошо днем и ночью. 
А до чего же тонкий у лошади слух! Он развит намного сильнее зрения.  Лошадь улавливает даже малейшие шорохи, которые человек не воспринимает,  даже  если  их  усилить в несколько раз. Она хорошо различает звук шагов своего хозяина и узнает его еще до того, как тот войдет в конюшню. Строение ее ушных раковин таково, что они не только улавливают звуковые волны, но и усиливает их. Подвижные ушные раковины  всегда,  как локаторы,  поворачиваются в сторону источника звука. Когда лошадь попадает в незнакомое место,  то говорят, она «играет» или «прядет» ушами, то есть внимательно прослушивает это место. Лошадь способна различать едва уловимые звуковые нюансы. Например, если хоть немного исказить ее кличку, то она не отзовется.  Подмечено, например,  также, что стоит ее тренеру чуть повысить голос, как у лошади учащается  пульс.   
Кроме слуха, у этого животного сильно развито осязание. Но наиболее чутки у него губы и копыта. Поэтому специалисты-лошадники часто говорят, что лошадь видит дорогу ногами.
Ни одно животное, пожалуй, кроме собаки, не может сравниться с лошадью по тонкости обоняния. Она обладает хорошей памятью, отлично ориентируется в любой местности.
Многим наверняка известны истории, когда лошади самостоятельно возвращались домой, преодолевая различные преграды.   Недаром зимой в сильную пургу и буран, заблудившийся всадник или возница, отпускает поводья и полагается на  острое чутье лошади, на её инстинкт – ночью, в метель она сама может отыскать  дорогу к жилью, осторожно минует провалы, заметенные снегом, обрывы. Издавна подмечено, что лошадь отлично отыскивает брод в реке, а в безводных местах находит самый короткий путь к воде.
Многие, особенно горожане, боятся лошадей, считают, что она их ударит беспричинно, может напасть. Эти опасения не безосновательны, лошадь очень осторожное животное и обладает огромной силой, если незнакомый человек подойдет к ней, не окликнув ее, то это может кончиться для него плачевно. Причем в литературе, часто пишут совсем на оборот, мол, лошадь добродушное животное,  достаточно его не бояться  и она де, не тронет. Между тем, лошадь всего лишь животное, причем очень пугливое животное, предсказать в точности, что она предпримет и как поведет себя, может только очень опытный человек, лошади бывают разные, как человек и все другие существа, поэтому, в ее поведении существует какая то доля непредсказуемости.
Достоверно известно, что лошади различаются между собой по «интеллекту», т.е. то, что одна может понять, другой понять не под силу. Поэтому, не стоит пренебрегать осторожностью в общении с лошадью. В медицине, да в и народной молве, есть масса фактов травм, разной степени тяжести, вплоть до смерти полученных именно от лошади. Конечно, все эти факты произошли из-за реакции самозащиты, а первая реакция – это удар ногой или ногами.  Вы, когда-нибудь, слышали о человеке,  смертельно   раненном овцой или дойной коровой? Наверняка нет, а вот примеров смерти от удара лошади найдется очень много.
Конечно, все это не говорит, о том, что нужно бояться лошадь как огня, шарахаться от нее и записывать её в список опасных животных.  Лошадь по природе животное не очень агрессивное, и не опаснее других крупных  сельскохозяйственных животных, но, она пуглива, и внезапное появление незнакомого предмета или человека вызывает у нее страх, а первая реакция на страх это удар ногой. Просто, нужно быть более осторожным при общении с ней.
Лошадь очень быстро привыкает к человеку находящемуся рядом с ней, и спокойно может подчиняться его воле. Лошадь с большим недоверием относится ко всему незнакомому, и прежде чем приблизиться к неизвестному объекту она внимательно его изучает. Лошадь – умнейшее из всех сельскохозяйственных животных.
Организм  лошади обладает уникальными свойствами, которые и позволяют проявлять её удивительные выносливость, силу и работоспособность. Так, хорошо тренированная лошадь, как говорят специалисты, – с открытым дыханием, способна во время работы увеличивать емкость легких в 3 – 3,5 раза, а легочную вентиляцию в 12- 13 раз. Вот такими резервами снабдила ее природа!
За длительное время общения с этими животными люди изучили многие особенности ее поведения и повадки. Замечено, например, что после длительной и напряженной работы лошади любят  поваляться  в песке или разрыхленном грунте. Валяясь, они массажируют, разминают наиболее сильно уставшие участки тела. После  продолжительного отдыха лошади проводят своеобразную разминку – потягиваются,  подрагивают кожей, делают глубокие вдохи.  
Летом, в наиболее жаркое время дня, лошади находясь на пастбище, разбиваются на пары. Причем животное  в каждой паре становится так,  чтобы своим хвостом отгонять кровососущих насекомых, оводов, слепней от головы  и шеи другого. Кроме того, они чешут друг другу те участки кожи, до которых не могут дотянуться сами.
При нападении волков на табун, лошади сразу же собираются в круг. Жеребята-сосуны и жеребые матки оказываются в центре этого круга, и достать их оттуда волкам практически не возможно. Старый опытный жеребец-косячник и несколько  взрослых жеребцов и кобыл  постоянно охраняют свой табун.
Люди с давних пор заметили, что лошади чувствительны к переменам погоды. Они как своеобразный барометр  могут заранее предупреждать об ее изменениях. Если лошади  храпят, то ждут вьюгу или ненастную погоду.  В старину крестьяне считали, что если лошади фыркают летом, то это к дождю, а зимой к метели. И еще: к дождю лошадь трясет головой и вскидывает ее вверх или бьет копытами о землю. Если зимой она ложиться на пол конюшни, то это к потеплению.
Наблюдая за табунами лошадей люди, заметили: если лошади выходят на возвышенные места то это к хорошей погоде, к потеплению, и наоборот,  если они собираются косяками  и уходят в низину, то это к непогоде. Считалось, что если лошадь в плохую погоду не пасется и бегает по полю, то погода обязательно изменится к лучшему, а если лошадь находится в игривом настроении зимой, то это к вьюге и метели.
 «Разумность» поведения лошадей порой настолько необъяснима, что приводит людей в недоумение. Однажды в приамурской тайге геологи для транспортировки образцов пород с сопок в лагерь, арендовали на селе несколько лошадей,  в числе которых была кобыла с маленьким жеребенком. Сосунок неотступно следовал за матерью по пятам, преодолевая крутые подъемы и густые заросли.
Спустившись однажды, в субботу лагерь один из геологов  никого там не застал, – все ушли в село. Он решил не покидать лагерь   до прихода кого-либо из своих сотрудников и занялся разбором каменных образцов. Вдруг тишину нарушило тревожное  ржание жеребенка. Увидев, что он приближается к палатке, геолог вышел ему на встречу. Жеребенок повернулся и направился  в противоположную сторону, время от времени оглядываясь и подавая голос, как бы приглашая геолога за собой. Тот последовал за жеребенком, который привел его к ключу, геолог увидел, что в холодной воде беспомощно лежит кобыла – мать жеребенка, не в силах  встать из-за того, что зацепилась поводьями за корягу и кусты.  Геолог распутал поводья  и помог лошади встать.  Избавив кобылу от мучений и,  возможно, от смерти он повел ее в лагерь. Жеребенок весело бежал за ними.
Такой вот случай произошел в Подмосковье недалеко от города Иваново.   На лугу у леса  каждый день пасся крупный вороной жеребец  с мощной грудью, крутой шеей и длинным, до бабок хвостом. Кто бы ни проходи мимо, старался идти от него подальше, чувствовалось, что лошадь настроена весьма агрессивно.  И вот однажды по краю поляны воспитательница вела детей из детского сада на прогулку в лес. Малыши, увидев лошадь, пришли в восторг, но воспитательница поспешила увести детей подальше от нее в лес. Когда дети  скрылись в лесу, работавшие неподалеку  люди вдруг  с ужасом  увидели  позади  жеребца маленькую девочку лет четырех. Она подошла к нему, провела рукой по задней ноге. Все бросились к ребенку. Но лошадь спокойно продолжала щипать траву, поглядывая на девочку. Потом, благожелательно фыркнув, подняла ногу и стала легонько отстранять ребенка! Но малышка снова и снова хватала лошадь за ногу, ей, видимо понравилась эта игра. Когда взрослые с криком подбежали к ним и отстранили девочку, лошадь перестала щипать траву, подняла голову, и с укором посмотрела на них, как будто хотела сказать: «Люди! Как же вы не правы, если думаете, что я обижу этого беззащитного ребенка!»  
О не менее интересном случае, героем которого тоже была лошадь, писала заслуженный зоотехник РСФСР В. Муринова.
Янкуль – так звали лошадь – был удивительным жеребцом-косячником,  он сам водил табун на пастбище, на  водопой, причем соблюдал распорядок дня лучше опытного табунщика.   А как он охранял свой косяк! Никому в обиду не давал. Всегда можно было положиться на него. И вот однажды, это было в двадцатые годы прошло столетия, произошел такой случай. В один из хмурых осенних вечеров косяк лошадей вместе  с  гуртом  бычков находился на предгорных пастбищах далеко от села.  Приближался вечер, упал туман, и стало быстро темнеть.  Нужно было уже возвращаться в село, но лошади и бычки так хорошо паслись, что пастухи решили еще немного  повременить. Вдруг Янкуль вскинул голову, насторожился и обежал косяк, потом подскочил к пастухам, взволнованно поводя ушами, как будто бы  хотел  о  чем-то предупредить. Пастухи сразу поняли что-то неладное, и стали  вглядываться в сгущающиеся сумерки.  В те времена на Северном Кавказе и особенно в предгорных пастбищах было не спокойно:  Большие шайки вооруженных бандитов часто угоняли скот. 
Всматриваясь в сумерки, пастухи увидели вдали силуэты всадников. Тогда они залегли в небольшой ров и стали следить за неизвестными людьми.  А те, приблизившись, принялись отбивать гурт бычков. Пастухи начали стрелять. Грабители тут же спешились, залегли, и открыли по пастухам ответный ружейный огонь.   Но силы оказались не равными, и пастухи, отстреливаясь, стали отходить, считая, что все пропало – угонят бандиты и лошадей, и бычков. Но тут Янкуль, воспользовавшись перестрелкой, быстро погнал косяк по направлению к селу.
Отогнав на большое расстояние лошадей, он вдруг оставил косяк, и  помчался назад за бычками. Обежал гурт и, как разъяренный зверь, кусая и толкая глупых,  непослушных бычков  погнал их вслед за косяком. Да так быстро, что через несколько минут лошади и бычки скрылись из виду.  Бандиты, поняв, что добыча ускользнула, и им ее уже не догнать повскакали на лошадей  и скрылись в горах.
Когда пастухи вернулись в село, то бычки уже укладывались на покой, а кобылы кормили своих жеребят. И только один Янкуль стоял возбужденный. Он всё ещё прислушивался  и  всматривался вдаль, туда, где недавно гремели выстрелы.
Роль хорошего жеребца в табуне трудно переоценить. Он как отец большого семейства, следит за порядком в сообществе,    защищает слабых особей от более сильных и агрессивных,  учит  молодняк.
Последние исследования ученых, пошатнули устаревшее мнение о безрассудочной деятельности головного мозга животных. Обезьяны, собаки, дельфины и лошади в их числе, все больше дают о себе знать как о разумных существах. В 1939 году по Европе ездил человек и демонстрировал своих «интеллектуальных» лошадей, они и в правду удивляли людей своими возможностями: Могли писать простейшие слова(!), с помощью человека естественно. Могли вычислять примеры,  распознавать предметы и определять их значение, они могли делать и многое другое, что обычно не свойственно животным.  Об этом человеке мало что известно, вскоре началась война, поэтому всем стало не до него,  достоверно известно одно, что ученые того времени собрали следственную, экспериментальную комиссию, которая не обнаружила(!) никаких элементов жульничества и фокусничества. Она, правда,  не подтвердила и не опровергла разумность этих лошадей, комиссия была закрыта за недостаточностью  внятных объяснений происходящего, до лучших времен и уникальные лошади вместе со своим хозяином, затерявшись в хаосе войны,  канули в лету. О фактах этих событии говорят только небольшие пожелтевшие от времени газетные статьи, по да старый отчет той комиссии, которая так ничего и не смогла объяснить.    Поэтому, кто знает, может быть, лошадь живет с человеком и ждет свой черед, очень сильно удивить человека своей человечностью.  (Е.В. Кожевников, Отечественное коневодство 1988 г.)
Заключение.
Люди с древнейших времен создавали нужные им породы и типы лошадей.  За всю историю коневодства было выведено много конских пород – от   маленького пони до   великана першерона, от утонченного ахалтекинца, до массивного брабансона.  Кстати, термин «порода» применяется только в культурном племенном деле, т.е. только к домашним животным, так как породы – это результат творческой деятельности человека. Дикие животные одного вида делятся на разновидности.
Люди склонны очеловечивать лошадь. И это вполне понятно, ведь за всю историю она была для человека не просто средством передвижения или тягловой силой, а и верным другом.  Хороший конь всегда выделял своего хозяина среди соплеменников, он, как в сказке, удесятерял силу человека, делал его более могущественным. Ни какая цивилизация не сможет вытеснить лошадь из жизни человека. Лошадь была рядом с человеком тысячелетия назад, она будет рядом с человеком еще многие тысячи лет.  И хотя  мы,  дети двадцать первого века видим лошадь больше на фотографиях и рисунках чем в реальности, все же с самого раннего детства поселяется в нас безмерное чувство уважения к лошади, прекрасному существу, которое удивительно воплотило в себе верность, трудолюбие, удаль и красоту.   

Литература.
1.                Служит людям добрый конь,  Н.А. Моисеенко, М, Агропромиздат, 1988 г.
     2.   Казахская лошадь, А.И, Имангалиев,  А,   Кайнар, 1978 г,
     3.Отечественное коневодство, Е. В. Кожевников, М, Агропромиздат, 1988 г.
4.                   Коневодство,  А. С. Красников,  М,  Колос, 1973 г.
5.                  Коневодство,  К. Б. Свечин,  М, Колос,  1984  г.
6.                  Практикум по коневодству,  А. С. Красников, М, Колос, 1977 г.
7.    Ю. Н. Барминцев,  Коневодство,  М, Россельхозиздат,  1979 г.
7.                В. И, Калинин, Коневодство, М, колос, 1966 г.
9.       А. А. Яковлев, Коневодство, Л, Главполиграф, 1974  г.
10.  А. С. Красников,  Продуктивное коневодство,  М, Агропромиздат, 1972  г.

1. Реферат на тему Industrial Revolution Essay Research Paper One of
2. Курсовая на тему Информатика Устройства ввода и вывода Периферийные устройства
3. Курсовая на тему Эффект Холла
4. Курсовая на тему Упаковочные материалы применяемые для продуктов питания и их влияние на здоровье человека
5. Статья на тему Оценка инвестиционных проектов осуществляемых на действующем предприятии
6. Реферат Ответственный бизнес
7. Реферат Понятие и система методов деятельности органов местного самоуправления. Особенности орг
8. Реферат на тему Специфика научной деятельности
9. Реферат на тему Invisible Man Essay Research Paper Life on
10. Курсовая на тему Национальный вопрос в оценках идеологов судето немецкой социал демо