Курсовая на тему Гуманизация как ведущая идея развития современной науки
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-24Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание
Введение
1. Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки
2. Современные гуманистические педагогические технологии
3. Закономерности гуманизации образования
Заключение
Список литературы
Введение
По официальным данным, на 1 января 2005 г. в российских школах обучалось 19,8 миллионов детей, в том числе в городских — 13,8, сельских — 6,0 миллионов. Из них 8,0 миллионов не вписываются в обычный учебный процесс. Кроме того, более миллиона детей младшего и старшего школьного возраста нигде не учатся и относятся к категории беспризорных, потому что в большинстве случаев их родители к обучению отнеслись безучастно, а школа для ребенка не стала домом знаний о себе и жизни, местом, где радостно, спокойно.
За последние 20 лет в 10 раз возросло число умственно отсталых детей. Появился новый термин — «дети-децелераты», т. е. те, у кого налицо задержка в физическом и интеллектуальном развитии. Более 300 тысяч детей — беженцы в возрасте до 16 лет.
Почти половина детей (49 %) практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования, учреждения дополнительного образования. Отсюда — вал антисоциальных поступков. По данным МВД России, 70 % состава преступных групп составляют несовершеннолетние[1].
Стремление детей войти в неформальные объединения может объясняться и негативным отношением к ним учителей. Почти четверть педагогов относится к ученикам безразлично, вдвое больше — резко негативно, 19 % признают те объединения, которые действуют на базе внешкольных учреждений, и лишь 5 % считают для себя необходимым понять, чем живут «неформалы».
Чтобы повлиять на ситуацию школа, как важнейшим социальный институт, должна стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.
Учителя несут ответственность за детей, поэтому они должны контролировать: предмет изучения, стиль общения с учащимися, образовательную среду (обстановку в классе), педагогическую технологию, самих себя.
И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и самое главное — приносят радость.
Гуманизм, гуманизация может стать той базой, на которой построится современное образование. Россия более, чем любая другая страна, была одержима идеей целостной гуманной личности (Н.А. Бердяев, С. Булгаков, К.Д. Кавелин, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, Н.А. Лосский, Н.К. Михайловский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, П.Я. Чаадаев, Э.В. Ильенков, и др.).
Философско-гуманистические нравственные идеи, учения русских мыслителей — это значимый и своеобразный культурный контекст, это та база, на которой выросла российская теория личности.
И современные ученые уделяют этой проблеме много внимания, например Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский, Л.С. Выготский и др.
Цель данной работы – рассмотреть реализацию принципов гуманизации в педагогике
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1. Выявить тенденции гуманизации в современной науке;
2. Рассмотреть современные гуманистические педагогические технологии;
3. Выявить закономерности гуманизации в педагогике
1. Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки
Прогресс человеческой культуры существенным образом связан с гуманистической системой взглядов и правил поведения. Слово «гуманизм» означает человечность, человечный, человеческое начало. Нравственное содержание Данного принципа морали выражается в сочетании требовательности и доверия, любви и уважения к человеку, непримиримости ко всем формам унижения и попрания человеческой личности. С осознанием этих истин, которые входят в содержание гуманизма, связано окончательное оформление нравственности как особого способа видения и освоения мира. Наиболее человечные формы общения между людьми — это нравственное развитие общества[2].
Сегодня быть гуманистом — значит видеть в человеке личность, уважать ее достоинство. Можно простить чью-то ошибку, неопытность, даже неприятные привычки, но непростительны должны быть любые проявления пренебрежения, грубости, неуважения к человеку. Гуманизм — это активная жизненная позиция, т. е. такая, которая объявляет бой равнодушию, требует постоянного выполнения долга, единства слова и дела, высокой культуры и знаний.
Ведущая тенденция развития современной науки — ее обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку. Это и особенность современной социальной практики. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, — важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ее решение требует в первую очередь разработки соответствующей методологии.
Пересмотр имеющихся в распоряжении педагогики и психологии методологических средств уже начался. Он сопровождается их оценкой и переоценкой, т. е. внутренней рефлексией этих наук, которая выводит их методологию за пределы учения об исходных (ключевых) положениях, структуре, функциях и методах исследований.
С этой точки зрения правомерно рассмотрение методологии как учения не только о познании, но и о преобразовании действительности. Методология психолого-педагогического исследования в зависимости от осуществляемых ею функций может быть нормативной и дескриптивной. Нормативная методология связана с решением преимущественно конструктивных задач этих наук, с разработкой рекомендаций и правил организации научной деятельности (постановка проблемы, отбор адекватных средств ее решения и др.). Дескриптивная методология требует ретроспективного описания уже осуществленных процессов педагогического и психологического познания. Она предполагает изучение тенденций развития познания, его методов, категориального и понятийного аппарата исследования, а также объяснения тех или иных психических и педагогических явлений.
Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста ее духовного потенциала.
Человек как самоцель развития, как критерий оценки общественного прогресса выступает поэтому как гуманистический идеал. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек со всеми своими нуждами, интересами, потребностями. Его сущность во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается, что побуждает его к деятельности, какие цели он преследует. От этого зависит не только судьба России, но и будущее самого человека.
Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, мир, красота, образование, любимая работа, привлекали людей во все времена. Все эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку практикой всемирной истории. Не случайно гуманизм получал и получает наиболее выраженную форму в тех обществах и на тех стадиях их развития, когда особенно острым становится отношение к прошлому. В тех странах и в те периоды, когда культурно-историческая традиция ослабевает, гуманистическое начало отступает на задний план, что неизбежно порождает технократические тенденции, бездуховность и многие другие негативные явления. В условиях демократического преобразования российского общества речь, поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых и даже не о переоценке ценностей, а прежде всего о перестройке системы ценностей.
Сущность гуманистического мировоззрения составляет концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует самого человека, его личность. Рассматривать социальное развитие вне человека — это значит лишить его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мировоззрения гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а общечеловеческие ценности (творчество, самобытность, самостоятельность, открытость, терпимость к иным взглядам и образу мыслей и др.) приобретают значение гуманистических ценностей.
Отличительная особенность современной России — ее устремленность в будущее. Отсюда, однако, не следует, что осуществление гуманистических идеалов может быть отложено «на потом», на отдаленную перспективу, которое обычно связывают с экономическими успехами. Однако нет и не может быть такого уровня экономического развития, достижение которого само по себе обеспечивало бы реализацию этих идеалов. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее нравам, достоинству и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития есть по сути своей процесс роста и вызревания этих начал. В пробивном случае не имеет вообще смысла вести речь о прогрессе человечества.
Сегодняшние реалии свидетельствуют о том, что современный институт образования в России не в полной мере способствует гуманизации общественной жизни[3]. Чтобы использовать весь конструктивный потенциал системы образования, необходимо преодолеть сложившийся в ней за предшествующий период механизм торможения. Последний проявляется в сохраняющемся до сих пор доминировании технократического и утилитарного подходов к теории и практике образования. До настоящего времени мы сталкиваемся с тем, что практическое воплощение идеи гуманизации носит деформированный характер. Материально-организационная база образования, даже при ее очевидной слабости и неразвитости, все-таки опережает формирование его субъективного фактора. Человеческие ресурсы остались практически невостребованными. Наиболее яркие индикаторы этого — консервация традиционного образовательного процесса, слабый уровень развития андрагогики (теории и практики образования взрослых), существующий разрыв между уровнем развития теорий личности и возможностями их использования в практике образования.
Идея гуманизации, несмотря на ее многолетнее декларирование, оказалась для современной отечественной науки и практики преждевременной, теоретически и операционально непроработанной. Стало понятно, что одно дело — формировать человека в качестве «персонифицированной функции», а другое — развивать его как созидателя, готовить к свободному и творческому труду. Нужно отметить, что такое положение характерно для образования и в других странах. Существующая в мире система образования не соответствует гуманистической тенденции общественного развития и быстро меняющейся социальной действительности. Показательна в этом отношении мысль американского ученого Ф. Кумбса[4]. Он отмечает, что, казалось бы, быстрое развитие системы образования в последние десятилетия должно способствовать социальному прогрессу и ликвидации социального неравенства. Однако на деле все обстоит значительно сложнее. В ряде стран только на словах объявляется о приверженности принципам гуманизации образования. Даже там, где правящие круги действительно настроены на осуществление демократических реформ в образовании, возникают разногласия относительно путей их проведения.
Следовательно, решающее значение в осуществлении гуманизации образования имеют социальные условия. Увеличение разрыва между возрастающей сложностью социального мира и возможностями его научного познания с целью принятия оптимальных решений требует пересмотра целей, содержания, технологии обучения и воспитания, признания необходимости непрерывного образования. Важной и сложной научной задачей, поэтому является прогнозирование развития образования, решение которой предполагает взаимодействие специалистов разного профиля, активное международное сотрудничество. Главное — качественная сторона прогнозирования, связанная с содержательной характеристикой образовательного процесса, — рассматривается недостаточно глубоко, масштабно и доказательно.
Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к обстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты, нравственности. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. С развитием демократических процессов в России повысился спрос на гармонично развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Подход к человеку только как к представителю homo sapiens полностью исчерпал себя. Первостепенное значение приобрели качества его индивидуальности.
Представляется очевидным факт, что лишь достаточно высокий уровень развития человекознания позволяет строить нормативные прогнозы развития и определять цели желаемого состояния системы образования, осуществлять планомерное управление ею.
Восхождение к личности — ведущая идея гуманизма и гуманизации науки. Личность — одна из наиболее излюбленных, выстраданных и проработанных тем российской и зарубежной гуманистической философской мысли, отражающая сложный социальный, экономический и политический контекст, сложившийся на протяжении нескольких эпох.
Особенно большой вклад в становление гуманизма внесла эпоха Возрождения. Прогрессивное человечество с благодарностью хранит такие имена, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Петрарка. Эти люди своим творчеством смело утверждали, что высшая ценность и лучшее создание природы — человек.
Нет ни одного видного отечественного философа (социолога, теолога), который не попытался бы выразить свое отношение к пониманию этой проблемы, который бы не заметил или не отразил ее в своем учении, зачастую усложненном теологическим тезаурусом или велеречивостью стиля, свойственного российским мыслителям. Россия более, чем любая другая страна, была одержима идеей целостной гуманной личности (Н. А. Бердяев, С. Булгаков, К. Д. Кавелин, Л. П. Карсавин, А. Ф. Лосев, Н. А. Лосский, Н. К. Михайловский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, П. Я. Чаадаев, Э. В. Ильенков, и др.).
Философско-гуманистические нравственные идеи, учения русских мыслителей — это значимый и своеобразный культурный контекст, это та база, на которой выросла российская теория личности.
Личность целостная, гармоничная, всесторонне развитая — была идеалом наших соотечественников. Она представлялась им той силой, которая способна вывести страну из тупикового состояния, в котором та пребывала слишком долго. Правда, знания о личности были в основном плодом умозрительных рассуждений, оторванных от реальной жизни, но они подготавливали почву для более конкретных исследований.
Личность была не слабостью русской философии, не сиротой без роду и племени. Ее гипотетические философские и социологические конструкции были очень российскими, органичными — для народного духа, менталитета. Они содержат глубинный гуманистический генофонд, хоть и не оцененный в должной мере до настоящего времени, но тем не менее обнаруживающий явную тенденцию прорасти в современных гуманистических теориях личности не только России, но и мира в целом.
Среди многих философских проблем размышления о человеке и его природе в русском Просвещении занимают едва ли не главенствующее место. По сравнению с предшествующей русской мыслью А. Н. Радищев, И. П. Пнин, А. П. Куницын, А. Ф. Бестужев задавали себе множество вопросов, касающихся существа, назначения человека, его гуманистических идеалов. Человек для них — часть природы, причем ее лучшая часть, ее высшее творение. По мнению просветителей, величие человека, его отличие от других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества.
Введение
1. Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки
2. Современные гуманистические педагогические технологии
3. Закономерности гуманизации образования
Заключение
Список литературы
Введение
По официальным данным, на 1 января 2005 г. в российских школах обучалось 19,8 миллионов детей, в том числе в городских — 13,8, сельских — 6,0 миллионов. Из них 8,0 миллионов не вписываются в обычный учебный процесс. Кроме того, более миллиона детей младшего и старшего школьного возраста нигде не учатся и относятся к категории беспризорных, потому что в большинстве случаев их родители к обучению отнеслись безучастно, а школа для ребенка не стала домом знаний о себе и жизни, местом, где радостно, спокойно.
За последние 20 лет в 10 раз возросло число умственно отсталых детей. Появился новый термин — «дети-децелераты», т. е. те, у кого налицо задержка в физическом и интеллектуальном развитии. Более 300 тысяч детей — беженцы в возрасте до 16 лет.
Почти половина детей (49 %) практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования, учреждения дополнительного образования. Отсюда — вал антисоциальных поступков. По данным МВД России, 70 % состава преступных групп составляют несовершеннолетние[1].
Стремление детей войти в неформальные объединения может объясняться и негативным отношением к ним учителей. Почти четверть педагогов относится к ученикам безразлично, вдвое больше — резко негативно, 19 % признают те объединения, которые действуют на базе внешкольных учреждений, и лишь 5 % считают для себя необходимым понять, чем живут «неформалы».
Чтобы повлиять на ситуацию школа, как важнейшим социальный институт, должна стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.
Учителя несут ответственность за детей, поэтому они должны контролировать: предмет изучения, стиль общения с учащимися, образовательную среду (обстановку в классе), педагогическую технологию, самих себя.
И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и самое главное — приносят радость.
Гуманизм, гуманизация может стать той базой, на которой построится современное образование. Россия более, чем любая другая страна, была одержима идеей целостной гуманной личности (Н.А. Бердяев, С. Булгаков, К.Д. Кавелин, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, Н.А. Лосский, Н.К. Михайловский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, П.Я. Чаадаев, Э.В. Ильенков, и др.).
Философско-гуманистические нравственные идеи, учения русских мыслителей — это значимый и своеобразный культурный контекст, это та база, на которой выросла российская теория личности.
И современные ученые уделяют этой проблеме много внимания, например Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский, Л.С. Выготский и др.
Цель данной работы – рассмотреть реализацию принципов гуманизации в педагогике
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1. Выявить тенденции гуманизации в современной науке;
2. Рассмотреть современные гуманистические педагогические технологии;
3. Выявить закономерности гуманизации в педагогике
1. Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки
Прогресс человеческой культуры существенным образом связан с гуманистической системой взглядов и правил поведения. Слово «гуманизм» означает человечность, человечный, человеческое начало. Нравственное содержание Данного принципа морали выражается в сочетании требовательности и доверия, любви и уважения к человеку, непримиримости ко всем формам унижения и попрания человеческой личности. С осознанием этих истин, которые входят в содержание гуманизма, связано окончательное оформление нравственности как особого способа видения и освоения мира. Наиболее человечные формы общения между людьми — это нравственное развитие общества[2].
Сегодня быть гуманистом — значит видеть в человеке личность, уважать ее достоинство. Можно простить чью-то ошибку, неопытность, даже неприятные привычки, но непростительны должны быть любые проявления пренебрежения, грубости, неуважения к человеку. Гуманизм — это активная жизненная позиция, т. е. такая, которая объявляет бой равнодушию, требует постоянного выполнения долга, единства слова и дела, высокой культуры и знаний.
Ведущая тенденция развития современной науки — ее обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку. Это и особенность современной социальной практики. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, — важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ее решение требует в первую очередь разработки соответствующей методологии.
Пересмотр имеющихся в распоряжении педагогики и психологии методологических средств уже начался. Он сопровождается их оценкой и переоценкой, т. е. внутренней рефлексией этих наук, которая выводит их методологию за пределы учения об исходных (ключевых) положениях, структуре, функциях и методах исследований.
С этой точки зрения правомерно рассмотрение методологии как учения не только о познании, но и о преобразовании действительности. Методология психолого-педагогического исследования в зависимости от осуществляемых ею функций может быть нормативной и дескриптивной. Нормативная методология связана с решением преимущественно конструктивных задач этих наук, с разработкой рекомендаций и правил организации научной деятельности (постановка проблемы, отбор адекватных средств ее решения и др.). Дескриптивная методология требует ретроспективного описания уже осуществленных процессов педагогического и психологического познания. Она предполагает изучение тенденций развития познания, его методов, категориального и понятийного аппарата исследования, а также объяснения тех или иных психических и педагогических явлений.
Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста ее духовного потенциала.
Человек как самоцель развития, как критерий оценки общественного прогресса выступает поэтому как гуманистический идеал. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек со всеми своими нуждами, интересами, потребностями. Его сущность во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается, что побуждает его к деятельности, какие цели он преследует. От этого зависит не только судьба России, но и будущее самого человека.
Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, мир, красота, образование, любимая работа, привлекали людей во все времена. Все эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку практикой всемирной истории. Не случайно гуманизм получал и получает наиболее выраженную форму в тех обществах и на тех стадиях их развития, когда особенно острым становится отношение к прошлому. В тех странах и в те периоды, когда культурно-историческая традиция ослабевает, гуманистическое начало отступает на задний план, что неизбежно порождает технократические тенденции, бездуховность и многие другие негативные явления. В условиях демократического преобразования российского общества речь, поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых и даже не о переоценке ценностей, а прежде всего о перестройке системы ценностей.
Сущность гуманистического мировоззрения составляет концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует самого человека, его личность. Рассматривать социальное развитие вне человека — это значит лишить его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мировоззрения гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а общечеловеческие ценности (творчество, самобытность, самостоятельность, открытость, терпимость к иным взглядам и образу мыслей и др.) приобретают значение гуманистических ценностей.
Отличительная особенность современной России — ее устремленность в будущее. Отсюда, однако, не следует, что осуществление гуманистических идеалов может быть отложено «на потом», на отдаленную перспективу, которое обычно связывают с экономическими успехами. Однако нет и не может быть такого уровня экономического развития, достижение которого само по себе обеспечивало бы реализацию этих идеалов. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее нравам, достоинству и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития есть по сути своей процесс роста и вызревания этих начал. В пробивном случае не имеет вообще смысла вести речь о прогрессе человечества.
Сегодняшние реалии свидетельствуют о том, что современный институт образования в России не в полной мере способствует гуманизации общественной жизни[3]. Чтобы использовать весь конструктивный потенциал системы образования, необходимо преодолеть сложившийся в ней за предшествующий период механизм торможения. Последний проявляется в сохраняющемся до сих пор доминировании технократического и утилитарного подходов к теории и практике образования. До настоящего времени мы сталкиваемся с тем, что практическое воплощение идеи гуманизации носит деформированный характер. Материально-организационная база образования, даже при ее очевидной слабости и неразвитости, все-таки опережает формирование его субъективного фактора. Человеческие ресурсы остались практически невостребованными. Наиболее яркие индикаторы этого — консервация традиционного образовательного процесса, слабый уровень развития андрагогики (теории и практики образования взрослых), существующий разрыв между уровнем развития теорий личности и возможностями их использования в практике образования.
Идея гуманизации, несмотря на ее многолетнее декларирование, оказалась для современной отечественной науки и практики преждевременной, теоретически и операционально непроработанной. Стало понятно, что одно дело — формировать человека в качестве «персонифицированной функции», а другое — развивать его как созидателя, готовить к свободному и творческому труду. Нужно отметить, что такое положение характерно для образования и в других странах. Существующая в мире система образования не соответствует гуманистической тенденции общественного развития и быстро меняющейся социальной действительности. Показательна в этом отношении мысль американского ученого Ф. Кумбса[4]. Он отмечает, что, казалось бы, быстрое развитие системы образования в последние десятилетия должно способствовать социальному прогрессу и ликвидации социального неравенства. Однако на деле все обстоит значительно сложнее. В ряде стран только на словах объявляется о приверженности принципам гуманизации образования. Даже там, где правящие круги действительно настроены на осуществление демократических реформ в образовании, возникают разногласия относительно путей их проведения.
Следовательно, решающее значение в осуществлении гуманизации образования имеют социальные условия. Увеличение разрыва между возрастающей сложностью социального мира и возможностями его научного познания с целью принятия оптимальных решений требует пересмотра целей, содержания, технологии обучения и воспитания, признания необходимости непрерывного образования. Важной и сложной научной задачей, поэтому является прогнозирование развития образования, решение которой предполагает взаимодействие специалистов разного профиля, активное международное сотрудничество. Главное — качественная сторона прогнозирования, связанная с содержательной характеристикой образовательного процесса, — рассматривается недостаточно глубоко, масштабно и доказательно.
Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к обстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты, нравственности. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. С развитием демократических процессов в России повысился спрос на гармонично развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Подход к человеку только как к представителю homo sapiens полностью исчерпал себя. Первостепенное значение приобрели качества его индивидуальности.
Представляется очевидным факт, что лишь достаточно высокий уровень развития человекознания позволяет строить нормативные прогнозы развития и определять цели желаемого состояния системы образования, осуществлять планомерное управление ею.
Восхождение к личности — ведущая идея гуманизма и гуманизации науки. Личность — одна из наиболее излюбленных, выстраданных и проработанных тем российской и зарубежной гуманистической философской мысли, отражающая сложный социальный, экономический и политический контекст, сложившийся на протяжении нескольких эпох.
Особенно большой вклад в становление гуманизма внесла эпоха Возрождения. Прогрессивное человечество с благодарностью хранит такие имена, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Петрарка. Эти люди своим творчеством смело утверждали, что высшая ценность и лучшее создание природы — человек.
Нет ни одного видного отечественного философа (социолога, теолога), который не попытался бы выразить свое отношение к пониманию этой проблемы, который бы не заметил или не отразил ее в своем учении, зачастую усложненном теологическим тезаурусом или велеречивостью стиля, свойственного российским мыслителям. Россия более, чем любая другая страна, была одержима идеей целостной гуманной личности (Н. А. Бердяев, С. Булгаков, К. Д. Кавелин, Л. П. Карсавин, А. Ф. Лосев, Н. А. Лосский, Н. К. Михайловский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, П. Я. Чаадаев, Э. В. Ильенков, и др.).
Философско-гуманистические нравственные идеи, учения русских мыслителей — это значимый и своеобразный культурный контекст, это та база, на которой выросла российская теория личности.
Личность целостная, гармоничная, всесторонне развитая — была идеалом наших соотечественников. Она представлялась им той силой, которая способна вывести страну из тупикового состояния, в котором та пребывала слишком долго. Правда, знания о личности были в основном плодом умозрительных рассуждений, оторванных от реальной жизни, но они подготавливали почву для более конкретных исследований.
Личность была не слабостью русской философии, не сиротой без роду и племени. Ее гипотетические философские и социологические конструкции были очень российскими, органичными — для народного духа, менталитета. Они содержат глубинный гуманистический генофонд, хоть и не оцененный в должной мере до настоящего времени, но тем не менее обнаруживающий явную тенденцию прорасти в современных гуманистических теориях личности не только России, но и мира в целом.
Среди многих философских проблем размышления о человеке и его природе в русском Просвещении занимают едва ли не главенствующее место. По сравнению с предшествующей русской мыслью А. Н. Радищев, И. П. Пнин, А. П. Куницын, А. Ф. Бестужев задавали себе множество вопросов, касающихся существа, назначения человека, его гуманистических идеалов. Человек для них — часть природы, причем ее лучшая часть, ее высшее творение. По мнению просветителей, величие человека, его отличие от других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества.
Рассматривая человека как существо социальное, просветители обращали внимание на то, что в нем существуют как бы два начала — чувственное и разумное. Русские просветители во всем стремились к идеалу, которому было присуще единство чувства и разума. Такое органичное соединение чувственного и разумного начал, по их мнению, предохраняет личность от отклонений в духовном развитии и от нравственного разложения.
Идеи гуманизма, рожденные эпохой Просвещения, получили дальнейшее развитие в трудах выдающихся русских философов, социологов, теологов конца XIX в. Они создали теории, по своему значению далеко выходившие за пределы России и ставшие предпосылками развития философско-гуманистических учений следующего столетия. Определив свое отношение к человеку, к жизни, они создали самобытное понимание личностно-гуманистической проблематики.
2. Современные педагогические технологии
Образование — сложная система, являющаяся подсистемой индивидуальной культуры личности. В философии образования само понятие «образование» рассматривается как некое достояние личности, выявляющееся в ее поведении. Оно заключено в психике субъекта, принадлежит его индивидуальной культуре, формируется в процессе приобретения личного опыта познания мира.
Сфера образования находится в постоянной динамике, реагируя на изменения в обществе, сама влияет на состояние среды, предопределяя ее потребности. В связи с этим одной из задач развития образования является изменение структуры содержания образования. Актуализируются новые технологии обучения. Одновременно возникает проблема соответствия различных подходов, уровней обучения социальным запросам и возможностям обучающихся.
Ш.А. Амонашвили и В.И. Загвязинский поднимают вопрос о необходимости определения паритетов, приоритетов и расстановки акцентов в соотношениях сопряженных, взаимосвязанных, сопоставляемых категорий, подходов, стратегий развития образования[5]. Среди критериев выбора возможных вариантов стратегии преобразования они выделяют социальную направленность. Приоритет отдается социальным требованиям к человеку как гражданину, труженику, члену социального объединений и сообществ, его способности к общественно полезному труду, готовности к социальной самоотдаче, стремлению быть ответственным человеком.
Заслуживает внимания, на наш взгляд, и личностно-ориентированная направленность, означающая безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет ее своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека. Авторы критериев выбора вариантов стратегии преобразования предлагают термин «социально-личностная» или же «личностно-социальная» ориентация современного обучения вместо «личностно-ориентированное обучение».
Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с перспективами реализации идеи «развивающейся личности в развивающемся мире». Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентации, психологической защиты и психологического здоровья. Решение этих проблем во многом зависит от уровня образования, которое было и остается основным средством развития гуманистической сущности человека.
Как правило, под гуманизацией понимается установление гуманных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Но кроме этого важны и возможности освоения духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений на всех этапах системы непрерывного образования. Проблема гуманизации образования в первую очередь связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций.
Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслируют ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов. Гуманистическая направленность образования меняет привычное представление о его цели — формировании «систематизированных знаний, умений и навыков». Реформа средней школы в СССР в 1958 г. придала ей образ «трудовой политехнической», превратив труд и трудовое обучение в самоцель и исключив из главных целей образования образ человека[6]. Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате дальнейшей политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры.
Деструкции ценностей и этических установок, приведшей к дегуманизации и возникновению «экзистенциального вакуума», следует противопоставить инновационные преобразования мировой практики образования, переориентацию на общечеловеческие нормы и ценности, отказ от усредненности социальной жизни.
Для этого необходимо психологически преодолеть себя, отказаться от принципов и предрассудков прошлого опыта, пересмотреть весь концептуальный багаж. Истинный гуманизм имеет свои этические корни во внутреннем мире человека. Именно он может выступить в качестве основы нового образования как института социализации и развития гуманистической сущности человека.
Гуманизм и гуманность — латинские слова. Humanus — человеческий, свойственный человеку; человечный, человеколюбивый; высокообразованный. Humanitas — человеческая природа, человеческое достоинство, человеколюбие, гуманность, доброта, обходительность; образованность, духовная культура; утонченный вкус, тонкость обращения, изящество манер, изысканность речи, учтивость, воспитанность. Сравнительный анализ семантического значения этих слов приводит к выводу, что оба они связаны с выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира.
Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств, содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
В гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность, учитываются психофизические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала.
Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования как части социальной системы необходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции.
Процесс культурного, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер в том случае, если обучаемый выступает субъектом обучения. Такая закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход требует отношения к ученику как уникальному явлению независимо от его индивидуальнкх особенностей. Ученик воспринимает себя личностью и видит ее в каждом из окружающих людей.
Личностный подход — это и персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков)[7]. В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности образовательного процесса. Эта закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода, состоит в создании условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладевания базовой гуманитарной культурой.
Обеспечить эти процессы, способствовать социально-психологическому развитию личности призвано социально-ориентированное обучение, являющееся составной частью гуманизации образования.
Социально ориентированному обучению присущи две основные функции: упорядочение всего спектра влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью ее развития. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию.
Таким образом, предполагается, что процесс социально-ориентированного обучения с помощью синтеза психологии и гуманитарной культуры влияет на состояние и внутренней, и внешней мотивации, изменяет самосознание, способствует возникновению чувства компетентности, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения. Более того, знание социальных норм способствует развитию социальной компетентности, как главной составляющей социально-ориентированного обучения.
При разработке набора психологических характеристик социально-компетентного человека необходимо обратиться к своему Я как к ценности, с осознанием своих жизненных реалий.
Способность креативно принимать решение относительно себя самого и стремиться к осознанию собственных чувств и желаний. Стремление максимально понимать желания, ожидания и требования других людей, сохраняя при этом свое Я.
При социально-ориентированном обучении основной акцент делается не на построении образа Я или развитии навыков общения, а, скорее, на раскрытии личностно-развивающего потенциала человека, на его саморегуляции и осознании им реального бытия, изменении своих личностных качеств и свойств.
Социализация личности не представляется полноценной без осознания ею потребности в постоянном труде, необходимости обрести профессию. Любой нормальный человек, будь то ребенок или взрослый, не может рисовать свое будущее без экологической ниши в сфере труда. Спросите ребенка, кем он хочет быть в будущем, и вы услышите ответ: «Садовником», «Милиционером», «Учителем». Эту восторженность ребенка в отношении к трудовой деятельности педагоги, независимо от типа образовательных учреждений, должны не только сохранить, но и развить и приумножить.
Профессионализм и компетентность — это те качества, от которых зависят жизненные и трудовые успехи человека. Сегодня не только инженеры или техники, но и рядовые рабочие должны быть профессионалами, способными возродить экономику страны, и главное в их подготовке — не только объем получаемой информации, но и развитие творческих способностей оперативно находить, усваивать и пользоваться ею. Лишь в этом случае можно говорить о реальной социальной адаптации человека, о воспитании свободной, творческой, адаптивной личности.
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования[8].
С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи.
Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.
3. Закономерности гуманизации образования
Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований, можно сформулировать закономерности гуманизации образования.
Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С. Л. Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н. Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение)[9].
Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную -ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.
Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С. Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», т. е. на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры[10]. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманитаризации содержания образования.
Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.
Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.
Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельного и личного подходов. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей.
Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.
Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей.
Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.
На сегодняшний день, когда в социально-экономической жизни страны происходят небывалые перемены, когда все мы думаем о путях преобразования общественного воспитания, возникает необходимость решения стоящих перед нами новых задач. Одна из них та же что стоит перед обществом в целом: переход от командно-бюрократической к демократической организации жизни. Обновленный социум должен явить свое лицо, прежде всего детям. Применительно к образованию это означает гуманизацию (предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству; человеколюбие в обучении и воспитание), ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности. Что необходимо иметь в виду под ориентацией на ребенка? В чем состоят его возможности и психологические особенности, и какие из них мы должны учитывать в первую очередь? Или, может быть, всякое систематическое педагогическое воздействие ребенка стоит вовсе отменить, положиться на естественный ход его развития? Помните, источником психического развития является социальная среда, воплощающая особенности человеческого рода, который должен усвоить ребенок.
Психическое развитие происходит в процессе овладения человеческой культурой - орудиями труда, языком, произведениями науки и искусства и т.д., иначе происходить оно не может. Но ребенок овладевает культурой не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми. Воспитание и обучение - важнейшие формы такого общения, в которых оно происходит систематически и планомерно.
Таким образом, вопрос о необходимости систематического педагогического воздействия на ребенка решается вполне однозначно: оно необходимо, так как служит одним из основных путей передачи ребенку общественного опыта, человеческой культуры. Вне такой передачи психическое развитие вообще невозможно. Другое дело как, какими путями, в каких формах это воздействие осуществляется, чтобы ориентироваться на ребенка, учитывать его интересы и возможности и быть вместе с тем наиболее эффективным.
Итак, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.
Реальный процесс психического развития ребенка включает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения и воспитания. Главное же - развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме. И если учет возрастных особенностей психологического развития является основой разработки общей стратегии требует выявления и учета индивидуальных особенностей.
Заключение
Таким образом, в настоящее время ведущая тенденция развития науки заключается в обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку, т.е. происходит гуманизация науки. Это и особенность современной социальной практики. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, — важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ее решение требует в первую очередь разработки соответствующей методологии.
Но сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к обстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты, нравственности. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. В настоящее время повысился спрос на гармонично развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Первостепенное значение приобрели качества индивидуальности каждой личности.
Но материально-организационная база образования в настоящее время слишком слаба и неразвита, чтобы удовлетворять данную потребность общества. В современной школе человеческие ресурсы остались практически невостребованными. Наиболее яркие индикаторы этого — консервация традиционного образовательного процесса, слабый уровень развития андрагогики (теории и практики образования взрослых), существующий разрыв между уровнем развития теорий личности и возможностями их использования в практике образования.
Удовлетворить потребность общества в гуманизации образовательного процесса могут личностно-ориентированная (в настоящее время ее принято назвывать личностно-социальная), социально-ориетнированная методики образования.
Процесс социально-ориентированного обучения происходит с помощью синтеза психологии и гуманитарной культуры и влияет на состояние и внутренней, и внешней мотивации, изменяет самосознание, способствует возникновению чувства компетентности, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения. Более того, знание социальных норм способствует развитию социальной компетентности, как главной составляющей социально-ориентированного обучения.
Заслуживает внимания, на наш взгляд, и личностно-ориентированная направленность, означающая безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет ее своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека.
Итак, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее вначение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.
Таким образом, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, образование должно осуществляться в основном через организацию и руководство всеми видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.
Литература
1. Атемаскина Ю.В. Подготовка старшеклассников к реализации социально-педагогической функции: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Ю.В. Атемаскина. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. -119 с.
2. Атемаскина Ю.В. Подготовка старшеклассников к реализации социально-педагогической функции: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Ю.В. Атемаскина. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. -119 с.
3. Буланкина Н.Е. Гуманизация полиязыкового образовательного пространства: автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук / Н. Е. Буланкина. - Барнаул; Новосибирск: Архивариус - Н, 2005. - 134 с.
4. Голованов, Виктор Петрович. Методика и технология работы педагога дополнительного образования / В.П. Голованов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 239 с.
5. Гриднева Л.В. Подготовка будущих учителей-словесников к гуманизации отношений в системе "учитель-ученик": Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Л.В.Гриднева. - Барнаул, 2002. - 120 с.
6. Гуманизация образования в контексте системного подхода: материалы всерос. науч.-практ. конф. (16-17 апр. 2004 г.) / науч. ред. В.П. Никишаева. - Бийск: НИЦ БПГУ, 2004. - 298 с.
7. Гуманизация образования в контексте системного подхода: материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф. (Бийск, 2-3 февр. 2006 г.)/ отв. ред. Л. А. Мокрецова. - Бийск: БПГУ, 2006. - 260 с.
8. Данилова Т.Б. Формирование нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Т.Б.Данилова. - Барнаул, 2002. - 122 с.
9. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Пособие для учителя / B.C. Кукушин. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. -437 с.
10. Мониторинг и оценка воспитательной деятельности в вузах / В. С. Кагерманьян, А. В. Пономарев, Н.А. Маркова. - М.: ФИРО, 2006. - 192 с.
11. Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика: Конспект лекций/ Н.О. Пичугина, Г.А. Айдашева, С.В. Ассаулова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 381 с.
12. Предметно-педагогическое творчество: Науч.-теорет. и учеб.-метод. альм./ Отв. ред. С.В. Хомутцов. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002 - Вып. 6. - 2004. -113 с.
13. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: (Из опыта работы МДОУ № 90)/ Л.А. Сапрыкина, Н.М. Ворсина, Л.И. Губанкова и др.; Под рук. и науч. ред. А.А. Майера. - Барнаул: Азбука, 2003. -111 с.
14. Человек и мир человека: Сб. тр. Всерос. науч. конф. / Отв. ред. О.В. Боровкова. - Рубцовск: РИО РИИ, 2004 -Вып. 1. - 2004. - 422 с
Идеи гуманизма, рожденные эпохой Просвещения, получили дальнейшее развитие в трудах выдающихся русских философов, социологов, теологов конца XIX в. Они создали теории, по своему значению далеко выходившие за пределы России и ставшие предпосылками развития философско-гуманистических учений следующего столетия. Определив свое отношение к человеку, к жизни, они создали самобытное понимание личностно-гуманистической проблематики.
2. Современные педагогические технологии
Образование — сложная система, являющаяся подсистемой индивидуальной культуры личности. В философии образования само понятие «образование» рассматривается как некое достояние личности, выявляющееся в ее поведении. Оно заключено в психике субъекта, принадлежит его индивидуальной культуре, формируется в процессе приобретения личного опыта познания мира.
Сфера образования находится в постоянной динамике, реагируя на изменения в обществе, сама влияет на состояние среды, предопределяя ее потребности. В связи с этим одной из задач развития образования является изменение структуры содержания образования. Актуализируются новые технологии обучения. Одновременно возникает проблема соответствия различных подходов, уровней обучения социальным запросам и возможностям обучающихся.
Ш.А. Амонашвили и В.И. Загвязинский поднимают вопрос о необходимости определения паритетов, приоритетов и расстановки акцентов в соотношениях сопряженных, взаимосвязанных, сопоставляемых категорий, подходов, стратегий развития образования[5]. Среди критериев выбора возможных вариантов стратегии преобразования они выделяют социальную направленность. Приоритет отдается социальным требованиям к человеку как гражданину, труженику, члену социального объединений и сообществ, его способности к общественно полезному труду, готовности к социальной самоотдаче, стремлению быть ответственным человеком.
Заслуживает внимания, на наш взгляд, и личностно-ориентированная направленность, означающая безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет ее своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека. Авторы критериев выбора вариантов стратегии преобразования предлагают термин «социально-личностная» или же «личностно-социальная» ориентация современного обучения вместо «личностно-ориентированное обучение».
Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с перспективами реализации идеи «развивающейся личности в развивающемся мире». Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентации, психологической защиты и психологического здоровья. Решение этих проблем во многом зависит от уровня образования, которое было и остается основным средством развития гуманистической сущности человека.
Как правило, под гуманизацией понимается установление гуманных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Но кроме этого важны и возможности освоения духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений на всех этапах системы непрерывного образования. Проблема гуманизации образования в первую очередь связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций.
Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслируют ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов. Гуманистическая направленность образования меняет привычное представление о его цели — формировании «систематизированных знаний, умений и навыков». Реформа средней школы в СССР в 1958 г. придала ей образ «трудовой политехнической», превратив труд и трудовое обучение в самоцель и исключив из главных целей образования образ человека[6]. Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате дальнейшей политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры.
Деструкции ценностей и этических установок, приведшей к дегуманизации и возникновению «экзистенциального вакуума», следует противопоставить инновационные преобразования мировой практики образования, переориентацию на общечеловеческие нормы и ценности, отказ от усредненности социальной жизни.
Для этого необходимо психологически преодолеть себя, отказаться от принципов и предрассудков прошлого опыта, пересмотреть весь концептуальный багаж. Истинный гуманизм имеет свои этические корни во внутреннем мире человека. Именно он может выступить в качестве основы нового образования как института социализации и развития гуманистической сущности человека.
Гуманизм и гуманность — латинские слова. Humanus — человеческий, свойственный человеку; человечный, человеколюбивый; высокообразованный. Humanitas — человеческая природа, человеческое достоинство, человеколюбие, гуманность, доброта, обходительность; образованность, духовная культура; утонченный вкус, тонкость обращения, изящество манер, изысканность речи, учтивость, воспитанность. Сравнительный анализ семантического значения этих слов приводит к выводу, что оба они связаны с выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира.
Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств, содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
В гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность, учитываются психофизические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала.
Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования как части социальной системы необходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции.
Процесс культурного, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер в том случае, если обучаемый выступает субъектом обучения. Такая закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход требует отношения к ученику как уникальному явлению независимо от его индивидуальнкх особенностей. Ученик воспринимает себя личностью и видит ее в каждом из окружающих людей.
Личностный подход — это и персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков)[7]. В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности образовательного процесса. Эта закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода, состоит в создании условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладевания базовой гуманитарной культурой.
Обеспечить эти процессы, способствовать социально-психологическому развитию личности призвано социально-ориентированное обучение, являющееся составной частью гуманизации образования.
Социально ориентированному обучению присущи две основные функции: упорядочение всего спектра влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью ее развития. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию.
Таким образом, предполагается, что процесс социально-ориентированного обучения с помощью синтеза психологии и гуманитарной культуры влияет на состояние и внутренней, и внешней мотивации, изменяет самосознание, способствует возникновению чувства компетентности, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения. Более того, знание социальных норм способствует развитию социальной компетентности, как главной составляющей социально-ориентированного обучения.
При разработке набора психологических характеристик социально-компетентного человека необходимо обратиться к своему Я как к ценности, с осознанием своих жизненных реалий.
Способность креативно принимать решение относительно себя самого и стремиться к осознанию собственных чувств и желаний. Стремление максимально понимать желания, ожидания и требования других людей, сохраняя при этом свое Я.
При социально-ориентированном обучении основной акцент делается не на построении образа Я или развитии навыков общения, а, скорее, на раскрытии личностно-развивающего потенциала человека, на его саморегуляции и осознании им реального бытия, изменении своих личностных качеств и свойств.
Социализация личности не представляется полноценной без осознания ею потребности в постоянном труде, необходимости обрести профессию. Любой нормальный человек, будь то ребенок или взрослый, не может рисовать свое будущее без экологической ниши в сфере труда. Спросите ребенка, кем он хочет быть в будущем, и вы услышите ответ: «Садовником», «Милиционером», «Учителем». Эту восторженность ребенка в отношении к трудовой деятельности педагоги, независимо от типа образовательных учреждений, должны не только сохранить, но и развить и приумножить.
Профессионализм и компетентность — это те качества, от которых зависят жизненные и трудовые успехи человека. Сегодня не только инженеры или техники, но и рядовые рабочие должны быть профессионалами, способными возродить экономику страны, и главное в их подготовке — не только объем получаемой информации, но и развитие творческих способностей оперативно находить, усваивать и пользоваться ею. Лишь в этом случае можно говорить о реальной социальной адаптации человека, о воспитании свободной, творческой, адаптивной личности.
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования[8].
С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи.
Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.
3. Закономерности гуманизации образования
Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований, можно сформулировать закономерности гуманизации образования.
Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С. Л. Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н. Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение)[9].
Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную -ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.
Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С. Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», т. е. на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры[10]. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманитаризации содержания образования.
Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.
Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.
Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельного и личного подходов. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей.
Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.
Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей.
Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.
На сегодняшний день, когда в социально-экономической жизни страны происходят небывалые перемены, когда все мы думаем о путях преобразования общественного воспитания, возникает необходимость решения стоящих перед нами новых задач. Одна из них та же что стоит перед обществом в целом: переход от командно-бюрократической к демократической организации жизни. Обновленный социум должен явить свое лицо, прежде всего детям. Применительно к образованию это означает гуманизацию (предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству; человеколюбие в обучении и воспитание), ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности. Что необходимо иметь в виду под ориентацией на ребенка? В чем состоят его возможности и психологические особенности, и какие из них мы должны учитывать в первую очередь? Или, может быть, всякое систематическое педагогическое воздействие ребенка стоит вовсе отменить, положиться на естественный ход его развития? Помните, источником психического развития является социальная среда, воплощающая особенности человеческого рода, который должен усвоить ребенок.
Психическое развитие происходит в процессе овладения человеческой культурой - орудиями труда, языком, произведениями науки и искусства и т.д., иначе происходить оно не может. Но ребенок овладевает культурой не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми. Воспитание и обучение - важнейшие формы такого общения, в которых оно происходит систематически и планомерно.
Таким образом, вопрос о необходимости систематического педагогического воздействия на ребенка решается вполне однозначно: оно необходимо, так как служит одним из основных путей передачи ребенку общественного опыта, человеческой культуры. Вне такой передачи психическое развитие вообще невозможно. Другое дело как, какими путями, в каких формах это воздействие осуществляется, чтобы ориентироваться на ребенка, учитывать его интересы и возможности и быть вместе с тем наиболее эффективным.
Итак, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.
Реальный процесс психического развития ребенка включает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения и воспитания. Главное же - развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме. И если учет возрастных особенностей психологического развития является основой разработки общей стратегии требует выявления и учета индивидуальных особенностей.
Заключение
Таким образом, в настоящее время ведущая тенденция развития науки заключается в обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку, т.е. происходит гуманизация науки. Это и особенность современной социальной практики. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, — важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ее решение требует в первую очередь разработки соответствующей методологии.
Но сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к обстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты, нравственности. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. В настоящее время повысился спрос на гармонично развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Первостепенное значение приобрели качества индивидуальности каждой личности.
Но материально-организационная база образования в настоящее время слишком слаба и неразвита, чтобы удовлетворять данную потребность общества. В современной школе человеческие ресурсы остались практически невостребованными. Наиболее яркие индикаторы этого — консервация традиционного образовательного процесса, слабый уровень развития андрагогики (теории и практики образования взрослых), существующий разрыв между уровнем развития теорий личности и возможностями их использования в практике образования.
Удовлетворить потребность общества в гуманизации образовательного процесса могут личностно-ориентированная (в настоящее время ее принято назвывать личностно-социальная), социально-ориетнированная методики образования.
Процесс социально-ориентированного обучения происходит с помощью синтеза психологии и гуманитарной культуры и влияет на состояние и внутренней, и внешней мотивации, изменяет самосознание, способствует возникновению чувства компетентности, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения. Более того, знание социальных норм способствует развитию социальной компетентности, как главной составляющей социально-ориентированного обучения.
Заслуживает внимания, на наш взгляд, и личностно-ориентированная направленность, означающая безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет ее своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека.
Итак, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее вначение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.
Таким образом, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, образование должно осуществляться в основном через организацию и руководство всеми видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.
Литература
1. Атемаскина Ю.В. Подготовка старшеклассников к реализации социально-педагогической функции: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Ю.В. Атемаскина. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. -119 с.
2. Атемаскина Ю.В. Подготовка старшеклассников к реализации социально-педагогической функции: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Ю.В. Атемаскина. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. -119 с.
3. Буланкина Н.Е. Гуманизация полиязыкового образовательного пространства: автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук / Н. Е. Буланкина. - Барнаул; Новосибирск: Архивариус - Н, 2005. - 134 с.
4. Голованов, Виктор Петрович. Методика и технология работы педагога дополнительного образования / В.П. Голованов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 239 с.
5. Гриднева Л.В. Подготовка будущих учителей-словесников к гуманизации отношений в системе "учитель-ученик": Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Л.В.Гриднева. - Барнаул, 2002. - 120 с.
6. Гуманизация образования в контексте системного подхода: материалы всерос. науч.-практ. конф. (16-17 апр. 2004 г.) / науч. ред. В.П. Никишаева. - Бийск: НИЦ БПГУ, 2004. - 298 с.
7. Гуманизация образования в контексте системного подхода: материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф. (Бийск, 2-3 февр. 2006 г.)/ отв. ред. Л. А. Мокрецова. - Бийск: БПГУ, 2006. - 260 с.
8. Данилова Т.Б. Формирование нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Т.Б.Данилова. - Барнаул, 2002. - 122 с.
9. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Пособие для учителя / B.C. Кукушин. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. -437 с.
10. Мониторинг и оценка воспитательной деятельности в вузах / В. С. Кагерманьян, А. В. Пономарев, Н.А. Маркова. - М.: ФИРО, 2006. - 192 с.
11. Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика: Конспект лекций/ Н.О. Пичугина, Г.А. Айдашева, С.В. Ассаулова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 381 с.
12. Предметно-педагогическое творчество: Науч.-теорет. и учеб.-метод. альм./ Отв. ред. С.В. Хомутцов. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002 - Вып. 6. - 2004. -113 с.
13. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: (Из опыта работы МДОУ № 90)/ Л.А. Сапрыкина, Н.М. Ворсина, Л.И. Губанкова и др.; Под рук. и науч. ред. А.А. Майера. - Барнаул: Азбука, 2003. -111 с.
14. Человек и мир человека: Сб. тр. Всерос. науч. конф. / Отв. ред. О.В. Боровкова. - Рубцовск: РИО РИИ, 2004 -Вып. 1. - 2004. - 422 с
15. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культур.- ист. педагогика / Е.А. Ямбург. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 351 с
[1] Мониторинг и оценка воспитательной деятельности в вузах / В. С. Кагерманьян, А. В. Пономарев, Н.А. Маркова. - М.: ФИРО. – с. 3 - 4
[2] Гуманизация образования в контексте системного подхода: материалы всерос. науч.-практ. конф. (16-17 апр. 2004 г.) / науч. ред. В. П. Никишаева. - Бийск: НИЦ БПГУ, 2004. – 11 - 12 с.
[3] Атемаскина Ю.В. Подготовка старшеклассников к реализации социально-педагогической функции: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Ю.В. Атемаскина. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – С. 7
[4] Атемаскина Ю.В. Подготовка старшеклассников к реализации социально-педагогической функции: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Ю.В. Атемаскина. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – С. 9
[5] Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Пособие для учителя / B.C. Кукушин. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С.106-108
[6] Данилова Т.Б. Формирование нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Т.Б.Данилова. - Барнаул, 2002. – 4 с.
[7] Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Пособие для учителя / B.C. Кукушин. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 74-75 с
[8] Гуманизация образования в контексте системного подхода: материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф. (Бийск, 2-3 февр. 2006 г.)/ отв. ред. Л. А. Мокрецова. - Бийск: БПГУ, 2006. - 22 с.
[9] Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Пособие для учителя / B.C. Кукушин. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 15-16 с
[10] Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Пособие для учителя / B.C. Кукушин. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 16