Курсовая на тему Разработка моделей кружковых занятий обеспечивающих развитие самостоятельности учащихся
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-24Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание
"1-3" \n \p " "Введение
1. Сущность процесса обучения
1.1 Характеристика процесса обучения
1.2 Сущность понятий «знания», «умения», «навыки»
2. Принципы обучения оригами
2.1 Методика обучения
2.2 Моделирование кружковых занятий, обеспечивающих воспитание и развитие самостоятельности учащихся
3. Сущность процесса организации кружка
3.1 Организация и руководство кружка по оригами
3.2 Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях
Заключение
Список литературы
Введение
Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети играют в игрушки, “разыгрывают” представления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни разных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассивно участвуют в семейных инцидентах. [1]Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполняет свою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским действием, и это понимание со временем растет. Его “притворные”, ненастоящие роли таким образом помогают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семейства. Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение.
Объект - система обучения на занятиях кружка.
Предмет – педагогические условия, обеспечивающие развитие самостоятельности учащихся.
Проблема, объект, предмет определяют цель исследования.
Цель: разработать теоретические основы и процессуальные аспекты организации кружка оригами.
Цель конкретизируется в задачах:
Разработать теоретические основы педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельности учащихся;
Разработать технологию предъявления учащимся самостоятельности, как воспитательной цели; технологию прогнозирования положительного отношения к самостоятельности, как составляющей нравственной категории свободы и принять ее для самовоспитания;
Разработать модели (идеальные и реальные) кружковых занятий, обеспечивающих развитие самостоятельности учащихся.
Анализ научной литературы и изучение педагогической реальности позволили в основу исследования положить рабочую гипотезу: развитие самостоятельности учащихся станет возможным, если:
· на каждом занятии будут поставлены воспитательные цели;
· произойдет осмысление и принятие для саморазвития нравственной категории самостоятельности как составляющей свободы;
· ученики будут самостоятельно моделировать познание и поведение при изучении теории сравнений на основе нравственной категории самостоятельности.
Для решения проблемы курсовая работа построена следующим образом: в первой главе освещены основные теоретические вопросы организации процесса обучения. Вторая глава посвящена рассмотрению вопроса о возможности предъявления самостоятельности учащимся как воспитательной цели и разработке моделей кружковых занятий, обеспечивающих развитие самостоятельности учащихся. Третья глава подводит итоги, факторы, которые необходимо учесть при создании кружка по оригами.
1. Сущность процесса обучения
1.1 Характеристика процесса обучения
Основной элемент успешного обучения – эффективное общение. На всех стадиях цикла обучения общение играет существенную роль. Например, для выявления потребностей слушателей в обучении преподаватель может провести с ними беседу или использовать для этой цели анкетирование. При разработке учебного курса преподавателю необходимо понимать и учитывать особенности общения, тогда он сможет подготовить курс, который будет логичным, занятия – интересными, а материал – легко усваиваемым. Преподаватель должен знать, как привлечь и удержать внимание аудитории, как вызвать интерес слушателей, как изложить материал и выделить главное – а это все различные стороны общения. Для оценки результатов обучения бывает полезным провести тестирование слушателей курсов, какое-то время понаблюдать на их работу на службе, побеседовать с руководителями высшего и среднего звена фирмы. [2]Однако особо хотелось бы выделить тот факт, что при попытке внедрять готовые модели менеджмента в различных частях света без учета местных деловых и культурных традиций преподаватели часто терпят неудачу. Именно невнимание к особенностям местной культуры, которые влияют на характер менеджмента и соответственно на обучение менеджменту, являются одной из причин того, почему внедрение готовых моделей менеджмента не всегда эффективно. Понимание правил общения позволит устранить препятствия, мешающие этому общению, даст преподавателю возможность четко определить потребности слушателей в обучении и скорректировать учебный курс с учетом местных обычаев и политической системы.
При оценке потребностей в обучении важно определить “начальный уровень” учащегося. Для этого преподаватель должен выяснить не только степень профессиональной подготовки менеджера, но также и отношение учащегося к занятиям, и его “эмоциональный настрой”. Например, у менеджера, которого на курсы “послал” начальник , отношение к занятиям скорее всего будет иным, чем у того, кто пришел по собственному желанию. И преподавателю, наверное, стоит потратить в начале курсов какое-то время на то, чтобы заинтересовать слушателей его курса, пришедших “по принуждению”, подробно объяснив им, к примеру, возможную пользу от занятий. Знание начального уровня своих слушателей поможет преподавателю скорректировать учебный план и методику преподавания, основываясь на том, что слушателям уже известно и знакомо.
Главной целью проведения оценки потребностей слушателей курсов в обучении является выработка задач и целей обучения. Условно цели и задачи обучения можно разделить на три группы: определить объем знаний и навыков, которые должны приобрести слушатели к концу обучения (конечная цель); добиться изменения стиля работы и отношения к ней менеджеров, окончивших курсы; очертить круг вопросов которые нужно для этого изучать (образовательная задача).[3]
Обучение можно определить, как взаимодействие двух систем – системы преподавания и системы учения. Соответственно учитель представляет систему преподавания, а ученик – систему учения. Развитие любой системы фиксируется, как свидетельствует наука, в том случае, когда система переходит в новое качественное состояние. Такая ситуация наблюдается и в обучении: являясь субъектом преподавания, учитель должен перевести эту систему в новое качественное состояние, т.е. в учение, где субъектом системы становится ученик. Это значит, что учитель должен передать ученику цели и адекватные средства их достижения при взаимодействии систем преподавания и учения. Таким образом, мы раскрыли состав обучения. Перейдем к рассмотрению его структуры. Наука дидактика свидетельствует о том, что структурой обучения (целью) являются образовательная, воспитательная и развивающая цели, которые мы описали при рассмотрении системы образования. В настоящее время среди целей образования, воспитания и развития на первый план выходит воспитательная цель. Она ставится исходя из понятия становления у учащихся нравственных качеств. Воспитательными целями являются законы морали, выработанные опытом жизни человечества и переданные потомкам для того, чтобы строить гуманные отношения между людьми, которые делают человека сильнее, а общество надежным, свободным.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со “старейшинами” - В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: “Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!..”
Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой…
Только не вздумайте посмеяться над этими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они вам не показались. Это было бы самой большой вашей педагогической ошибкой, какую только можно совершить в данном случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.
Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой. Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень важной и актуальнейшей в наших условиях проблеме: о различии между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Эта в высшей степени важная проблема теснейшим образом связана с проблемами эстетического воспитания. Подлинный специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему “по инструкции” положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему положено - “отсюда и досюда”. К большему и к лучшему он никогда не стремится и не хочет обременять себя подобными стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой работе - ведь он делает все, что ему положено, и, может быть, даже хорошо делает. Но такое, в общем-то, формальное отношение к своему труду, в какой бы области это ни было, не только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом, потому что по отношению к жизни стоять на месте нельзя: можно только или двигаться вперед, или отставать.
Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом-ремесленнком.
Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью, ибо приходится иногда слышать более чем странное мнение, будто существуют профессии “творческие” и профессии “нетворческие”. Величайшее заблуждение! И заблуждение это на практике приводит часто к тому, что человек, занимающийся якобы нетворческой работой, считает себя вправе не творчески относится к своему труду.
Я не знаю такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. И когда говорят, что учащихся - выпускников общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию, я думаю, забывают о главном: о том, что с первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир. А вот если будет работать по ремесленному, не творчески, то и в самой “творческой” профессии ничего путного не создаст.
Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками. Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Вот почему не правд учителя, несклонные вводить в изучение преподаваемых ими предметов элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются.
1.2 Сущность понятий «знания», «умения», «навыки»
Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.
Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности. Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества. На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности.
“Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант - это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей.”
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась “озарению”, вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.
Знания – это информация о природе, обществе и законах человеческого мышления, накопленного человечеством. Поступательное развитие общества невозможно обеспечить без усвоения опыта предшествующих поколений .
В дидактике дано определение усвоению – это процесс превращения СО в достояние личности. А этот процесс превращения может быть репродуктивным и творческим. Рассмотрим понятие “достояние личности”. Из психологии обучения и науки дидактики известно, что информация может храниться в сознании человека в так называемых сохраняемых моделях,которые получили название уровней усвоения. Психологи выделили 3 сохраняемых модели мыслительной деятельности и для удобства оперирования обозначили их: 1 уу, 2 уу, 3 уу.
1 уу – простое воспроизведение знаний.
2 уу – воспроизведение знаний по образцу, шаблону в сходной ситуации.
3 уу – творческое воспроизведение знаний в нестандартной ситуации.
Модель 1 и 2 уровней усвоения требует репродуктивного способа их достижения, а 3 уу – творческого. Уровни усвоения принимаются за рабочие цели интеллектуального развития личности. Их достижение осуществляется адекватными технологиями. Рассмотрим четвертый компонент состава СО, названный опытом отношений. “Дидактика средней школы”утверждает, что всякая информация не может быть воспринята без положительного или отрицательного отношения к ней. А отношение к себе, обществу, человеческому мышлению выражается в соответствии с нравственными категориями добра и зла. Взаимосвязь элементов СО выражается целями. В педагогике цели делятся на образовательные (ОЦ), воспитательные (ВЦ) и развивающие (РЦ). Если образовательные цели, обеспечивая интеллектуальное развитие личности, входят во второй и третий компонент состава СО, то воспитательная цель является системообразующей характеристикой четвертого элемента состава СО, т.е. опыта отношений. Опираясь на утверждению о том, что обучение, воспитание и развитие тесно взаимосвязаны, можно проследить взаимосвязь целей обучения, воспитания и развития.
Реализуя ОЦ, педагог прогнозирует развитие памяти (1 уу ), мышления на уровне применения образца в сходной ситуации (2 уу), творческое мышление (3 уу). ВЦ позволяют развивать духовно–нравственную сферу, установку, мотивы, убеждения, идеалы.
Навыки – это знания, полученные в процессе обучения, с целью применения их на практике.[4]
Умения человека – это комплекс всех способностей человека.
Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека?
Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека.
Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.
Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.
Важной производной этих социально-психологических факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива, Исследования показали, что большинство старшеклассников - членов бригад готовы отвечать за результаты труда своего звена.
Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности. Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших - обучением и воспитанием.
Деятельность воспитателя является третьим условием развития психики в процессе труда. Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективно. И в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.[5]
В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки результаты ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.
Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.
Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.
Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические. В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств.
Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.[6]
2. Принципы обучения оригами
2.1 Методика обучения
Оригами - японская техника складывания бумаги в различные декоративные фигурки.В предшествующей главе отмечалось, что любой школьный предмет, в частности любая тема, может служить средством развития самостоятельности учащихся как одного из ведущих качеств личности. Согласно определению, средством называется то, что использует субъект в процессе движения к цели.
Оригами нацеливает учителя на воспитание у школьников их общей духовной культуры. При такой постановке цели воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. “Есть искусство и есть творчество”,- говорил В. Немирович-Данченко. Это противопоставление не случайно. Оно закономерно возникает тогда, когда речь идет не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве. Так, творческий урок становится антитезой другого урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает проблема “внешнего” и “внутреннего” в искусстве ведения урока. Одно дело, если урок - лишь привнесение неких новых добавлений к впечатлениям школьников. Другое дело, если это - особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема “внешнего” и “внутреннего” на уроках есть, по сути, реальное взаимоотношение оригами как искусства и Искусства проведения урока оригами.
Современный опыт ведения урока убедительно показывает, что учитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.
Если учитель, продумывая урок, не берет в качестве “материала” самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то как ему обрести грань между внешним - холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным?
Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим “я”. Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства. Недаром К. Станиславский, резко отделявший правду искусства от фальши, писал: “Нет ничего мучительнее обязанности, во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее”. Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций произведения как своих собственных.
Я считаю, что для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально.
Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя умение найти верный тон урока. Термин “задать тон” беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке,- одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время.
Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве ведения урока может успешно решаться через формирование у учителя актерского мастерства.
Если идею произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. В учениках важно возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.
За цель кружковых занятий по теме “Складывание игрушки оригами” возьмем развитие самостоятельности учащихся и организуем процесс обучения учащихся элементам теории сравнений так, чтобы на каждом занятии была поставлена целевая установка на развитие самостоятельности, которая была бы принята, осознана учащимися и давала толчок к действию, побуждала к активности субъекта. Как правило, появившись, цель вызывает неудовлетворение реальностью без задуманного и желаемого продукта, в данном случае продукт нужен в его непосредственном достижении. Задача учителя – вызвать желание изменить себя, пробудить в учениках стремление к достижению поставленной цели.
Все кружковые занятия по теме “Складывание игрушки оригами” предлагается построить таким образом, чтобы предоставить учащимся возможность планировать собственную деятельность, выявлять ошибки, допускаемые в ходе собственных познавательных действий, вносить необходимую коррекцию в процесс осуществления своей деятельности. [7]
Каждое занятие кружка предлагается построить по общей схеме:
I Организационный момент
-- постановка и принятие учащимися целей урока;
-- выбор средств по достижению цели, т.е. выбор темы занятия (учащимся предоставляется свобода выбора );
-- выбор формы организации работы на уроке (совместная работа учителя и учащихся, автономная деятельность учащихся).
II Непосредственный ход урока
III Рефлексивный анализ учащимися своей деятельности на данном уроке, анализ реализованности или нереализованности поставленной цели.
Заметим также, что для того, чтобы данные занятия не рождали в учащихся уныние, ослабление внутренних сил пробуждали в них устремленность к деятельности, к дружбе и творчеству, учителю очень важно на таких занятиях придерживаться ряда правил гуманистического взаимодействия: специально подчеркивать перед всеми уважение к каждому из ребят, внимательно выслушивать размышления воспитанника, мнение ребенка не оспаривать, а вызывать его на осмысление сказанного, налаживать доверительные отношения детей между собой.
Активное участие самого школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности - важнейшая цель обучения и воспитания.
Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходимо еще потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании была как можно большей.
Оптимальным периодом для самовоспитания является старший школьный возраст, когда у детей своего рода “расположенность к самовоспитанию”. В этом возрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов: “Кем быть?”, “Куда пойти?” и другие, происходит переоценка ценностей. Ребенок готов изменять себя, готов к самовоспитанию.
Одним из видов самовоспитания является профессиональное самовоспитание. Это стремление юношей и девушек к усовершенствованию своей пригодности к той или иной профессии.
Как показали исследования психологов, представление у школьников о будущей профессии очень смутное: слабы представления о трудностях, социальной значимости. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватное оценка своего соответствия требованиям профессии. В этом учащиеся испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка способностей и своей профессиональной пригодности.
Чтобы ученики правильно оценивали свои способности необходимо проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания. Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации труда школьников. Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое.
Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать деятельность и многое другое.
Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.
В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.
Покажем несколько моделей кружковых занятий, обеспечивающих развитие самостоятельности учащихся на кружке оригами.
Тема урока: Складывание оригами на свободную тему.
ОЦ: Через организацию урока обеспечить усвоение способов складывания игрушки оригами.
ВЦ: Воспитывать самостоятельность.
РЦ: Развивать память, мышление, ловкость.
Содержание урока.
I. Постановка целей и сообщение темы урока.
1.1. Сегодня на уроке вы познакомитесь с очень интересной методикой складывания игрушки оригами. Теоретический материал данной темы вам преподнесет Иванов П., который выбрал эту тему для самостоятельного изучения, разобрался с ее содержанием и сегодня попытается доходчиво донести его до вас. Ваша задача – внимательно слушать отвевающего, уважать его труд, быть активными в работе на уроке. Не забывайте также, что мы с вами договорились все занятия кружка посвятить воспитанию в себе самостоятельности, поэтому будьте целеустремленны и ответственны за свою деятельность на сегодняшнем уроке.
Далее учитель передает ведение урока ученику, приготовившему доклад по данной теме.
Примечание: Каждый ученик (по желанию) заранее выбирает тему для самостоятельного изучения. Учитель помогает учащемуся в изучении выбранной темы тем, что предоставляет ему источник, в котором ученик сможет найти нужную информацию по данной теме, знакомит ученика с приемами работы над текстом учебника (или любого другого источника информации).
При такой организации урока учащимся предоставляется возможность встать на путь исследований, пусть простых, но, тем не менее, их ум направлен на поиск, раздумья, открытия. Тем самым, на таких уроках заложится фундамент творческих способностей учащихся, через самостоятельную работу учеников над новой темой произойдет развитие у учащихся таких личностных качеств, как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, ответственность в выполнении поручений (ведь от того, как ученик самостоятельно поработает над темой, зависит понимание или непонимание данной темы классом).
II. Ход урока.
Ученик делает доклад по данной теме, отвечает на вопросы одноклассников.
Итак, вы прослушали новый материал, записали необходимые теоретические факты. Теперь наша с вами задача усвоить данный материал на практике.
Применим полученные знания на практике самостоятельно (по желанию) выбрав игрушку и сложив ее.
III. Анализ результатов.
3.1.Итак, наше занятие подошло к концу, давайте подведем его итоги. Как вы думаете, поставленная нами в начале урока цель реализована или нет и почему вы так считаете?
3.2. Спасибо за урок!
Модель № 2. (Основные моменты организации урока)
Тема урока: Складывание оригами-журавля.
ОЦ: Обеспечить обобщение знаний по теме “Складывание игрушки оригами”.
ВЦ: Воспитывать самостоятельность учащихся
РЦ: Посредством материала темы развивать мышление учащихся.
Содержание урока.
I. Постановка целей и сообщение темы урока.
1.1. Как было решено на прошлом занятии, сегодня мы с вами будем складывать игрушку оригами определенной тематики. Давайте сформулируем цели данного занятия и составим его план.
Ответ учеников:
Цель занятия: Научиться применять теорию складывания игрушки оригами, при этом быть активными, целеустремленными, воспитывать в себе самостоятельность.
План занятия:
1) Актуализировать необходимую теорию.
2) Сложить журавля.
3) Подвести итог занятия, проанализировать достижение или недостижение поставленных целей.
1.2. Давайте выясним, какие знания нам необходимо актуализировать для того, чтобы переходить к непосредственному складыванию игрушки?
Ответ учеников:
1) Принцип сложения игрушки оригами
II. Ход урока.
Учащиеся самостоятельно проводят анализ методики складывания журавля, предлагают способы ее сложения, выбирают из предложенных наиболее рациональный, делают выводы, складывают игрушку.
Роль учителя на данном этапе урока состоит в руководстве ходом урока, направлении мыслей учащихся в нужном направлении.
III. Анализ результатов.
Учащиеся самостоятельно анализируют результаты урока, делают выводы по развитию своей самостоятельности, планируют свою деятельность на следующем занятии (выбирают тему и форму проведения урока).
Предложенные модели урока воспитывают в учащихся самостоятельность, которая в дальнейшем поможет им как в последующем изучении искусства оригами, так и в жизни.
Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику освоения того или иного музыкального произведения. Но когда учитель приходит к детям, все его действия должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь на глазах у ребят. Здесь импровизационность как принцип работы с учащимися последовательно реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки. А детская музыкальная импровизация, с чего начинается она? Какие навыки для нее необходимы?.. Наверное, вы скажите: слух, память, чувство ритма, развитое ладовое чувство, ощущение формы и пр. Да эти качества нужны, но импровизация начинается не с ритмо-формул, которые надо развить; не с мелодических оборотов, которые надо присочинить к уже заданным; и даже не с предложенной интонации, которую надо продолжить… Ценность импровизации как методического приема в работе с детьми - не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления. Только при таком начале импровизирования как творческого процесса можно уже предсказать появление не теоретически запрограммированной, завершенной на основе правил, сделанной по образцу формы, а пусть робкое и наивное, но самостоятельное “взращивание” мысли, которая может выразиться подчас в непредвиденной форме.
Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании. Высшим проявлением педагогического мастерства является импровизационный способ ведения урока - урока, свободного от штампа.
Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - “разговор”; сопоставление оригами. Наилучший прием, когда дети, “проживая” методику создания игрушки, созидают, творят свои варианты оригами, часто приближающихся к авторскому замыслу. Порой у детей возникают достаточно оригинальные художественные решения.
3. Сущность процесса организации кружка
В процессе обучения предусматривается решение следующих задач:
воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
всесторонняя подготовка студентов;
профессионально - прикладная подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации оригами, подготовка к работе в качестве общественных учителей, инструкторов по оригами;
совершенствования мастерства учащихся;
воспитание у учащихся убеждённости в необходимости регулярно заниматься оригами для совершенствования и развития своих умений.
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья и подготовленности учащихся, их квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.
Невозможно исчерпывающе осветить все грани проблемы общения на уроках музыки. Главное задуматься над проблемами художественного процесса общения совместной творческой деятельности учителя и учеников. Совместная творческая деятельность учителя и ученика - вот стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе творческого общения. Здесь начинается творчество детей в определении характера-образа игрушки: “Хищный хитрый зверек”; “Осторожный - это кот”; “У кошечки мягкие лапки, она осторожно крадется”.
Одним из методологических положений программы является определение единой целостной творческой деятельности как раскрытия жизненного содержания оригами, осуществляемой в разнообразных формах общения с искусством.
Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, технической подготовленности учащихся.
Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами искусству оригами.
Программный материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий и праздников.
Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.
Для проведения практических занятий по искусству оригами создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования и специальное. Каждое отделение имеет особенности комплектования специфические задачи. Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения. Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения умений и навыков учащихся, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы. Первым критерием распределения учащихся по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования. Вторым критерием является уровень технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния подготовленности по складыванию игрушки оригами. Распределение по учебным группам этого отделения проводится с учётом пола и уровня подготовленности. Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен составлять 12-15 человек. В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа постепенности в повышении требований к овладению искусством оригами. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, а также из различных средств, направленных на овладение искусством оригами. [8]
Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики складывания игрушки оригами, на формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно заниматься складыванием игрушки с целью совершенствования своих навыков и умений. Учебные группы отделения совершенствования. В них зачисляются учащиеся, выполнившие контрольные оригами, необходимые для зачисления в соответствующую группу отделения совершенствования. На специальное учебное отделение зачисляются оставшиеся учащиеся, которые по каким-либо причинам не смогли попасть в первую группу. Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера и функциональных возможностей учащихся. Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя.
Учебный процесс по оригами в специальном учебном отделении преимущественно направлен на:
· закаливание организма,
· повышение уровня физической работоспособности;
· приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.
Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются обязательными и проводятся на всём периоде обучения в объёме 4 часов в неделю. Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в психическом развитии. Так как искусство оригами требует от учащегося терпения, то на теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам получения психических установок. Общая и подготовка проводятся с учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой оригами, воспитанию терпения и самостоятельности учащихся. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации.
Искусство оригами требует от учащихся терпения и большого труда.
Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего, труд учащихся отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детский труд организовывается, прежде всего, с воспитательными целями. Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно, школьники должны включаться в общественное производство. Подготовить ребенка к труду- это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда. Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество. Как показывают наблюдения выпускники учебных заведений практически и психологически не готовы к участию в производственному труду. Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов деятельности. Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности, ни трудовой деятельности взрослых то мы условно выделяем ее как учебно-трудовую. В старших классах этот вид деятельности должен являться ведущей. С этой целью в старших классах программой предусмотрено профессиональное трудовое обучение. Ребенок, после окончания школы, уже может иметь специальность, что дает ему предпосылки для быстрой адаптации на производстве. Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и творческой основе. И тогда творчество проявляется в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов. Размышляя о характере игрушки. Все дети находятся под воздействием звучащей музыки: они вместе творят, воссоздают ее образ, раскрывая свое отношение. При этом замечательно, если коллективное размышление будут “собирать” сами дети. Т.е. не учитель объединит то, что они сказали, а кто-то из учеников. Преобладание коллективных форм работы на уроке музыки создает объективные предпосылки для глубокого всестороннего личностного общения детей, взаимовлияния их друг на друга. Вот почему необходимо чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребенка.[9]
Заключение
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. [10]
Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее. В этом я вижу будущее трудового обучения. Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Кроме того, бесстрашие рисковать, пробуя в классе новые приемы.
По сути, культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности.
Творческое начало, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее - формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из “внешнего предмета” творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского “Я”.
Важно, чтобы в творческом процессе ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
Творческое начало может проявляться уже с первого класса: в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения оригами, в остроте наблюдательности, проявляющей себя в рассказах об оригами, услышанной вне школы.
Список литературы
1. Вахрушев М, Боброва В.Г. Общая характеристика развития личности подростка. – Ростов на Дону, 2001. – 147 с.
2. Воронько Т.А., Кармакова Т.С. Общая методика преподавания уроков. – Хабаровск, 2003.-586с.
3. Дворянкина Е.К. Развитие субъектной позиции будущих учителей в педагогическом вузе как гуманистическая основа их профессионального обучения. Дисс. канд. пед.наук.-Хабаровск, 2003. – 165 с.
4. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М., 2001. – 154 с.
5. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. – Хабаровск, 2001. – 315 с.
6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
7. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М. : Педагогика, 2000. – 240 с.
8. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. – М. , 2003. – 184 с.
9. Под ред. Л. Дугановой. От творчества методиста к творчеству учителя, Москва: НИИ проблем качества подготовки специалистов, 1993.-168с.
10. Рапацевич Е.С. Словарь–справочник по научно–техническому творчеству. – Мн. , 1995. – 375 с.
Покажем несколько моделей кружковых занятий, обеспечивающих развитие самостоятельности учащихся на кружке оригами.
2.2 Моделирование кружковых занятий, обеспечивающих воспитание и развитие самостоятельности учащихся
Модель № 1.Тема урока: Складывание оригами на свободную тему.
ОЦ: Через организацию урока обеспечить усвоение способов складывания игрушки оригами.
ВЦ: Воспитывать самостоятельность.
РЦ: Развивать память, мышление, ловкость.
Содержание урока.
I. Постановка целей и сообщение темы урока.
1.1. Сегодня на уроке вы познакомитесь с очень интересной методикой складывания игрушки оригами. Теоретический материал данной темы вам преподнесет Иванов П., который выбрал эту тему для самостоятельного изучения, разобрался с ее содержанием и сегодня попытается доходчиво донести его до вас. Ваша задача – внимательно слушать отвевающего, уважать его труд, быть активными в работе на уроке. Не забывайте также, что мы с вами договорились все занятия кружка посвятить воспитанию в себе самостоятельности, поэтому будьте целеустремленны и ответственны за свою деятельность на сегодняшнем уроке.
Далее учитель передает ведение урока ученику, приготовившему доклад по данной теме.
Примечание: Каждый ученик (по желанию) заранее выбирает тему для самостоятельного изучения. Учитель помогает учащемуся в изучении выбранной темы тем, что предоставляет ему источник, в котором ученик сможет найти нужную информацию по данной теме, знакомит ученика с приемами работы над текстом учебника (или любого другого источника информации).
При такой организации урока учащимся предоставляется возможность встать на путь исследований, пусть простых, но, тем не менее, их ум направлен на поиск, раздумья, открытия. Тем самым, на таких уроках заложится фундамент творческих способностей учащихся, через самостоятельную работу учеников над новой темой произойдет развитие у учащихся таких личностных качеств, как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, ответственность в выполнении поручений (ведь от того, как ученик самостоятельно поработает над темой, зависит понимание или непонимание данной темы классом).
II. Ход урока.
Ученик делает доклад по данной теме, отвечает на вопросы одноклассников.
Итак, вы прослушали новый материал, записали необходимые теоретические факты. Теперь наша с вами задача усвоить данный материал на практике.
Применим полученные знания на практике самостоятельно (по желанию) выбрав игрушку и сложив ее.
III. Анализ результатов.
3.1.Итак, наше занятие подошло к концу, давайте подведем его итоги. Как вы думаете, поставленная нами в начале урока цель реализована или нет и почему вы так считаете?
3.2. Спасибо за урок!
Модель № 2. (Основные моменты организации урока)
Тема урока: Складывание оригами-журавля.
ОЦ: Обеспечить обобщение знаний по теме “Складывание игрушки оригами”.
ВЦ: Воспитывать самостоятельность учащихся
РЦ: Посредством материала темы развивать мышление учащихся.
Содержание урока.
I. Постановка целей и сообщение темы урока.
1.1. Как было решено на прошлом занятии, сегодня мы с вами будем складывать игрушку оригами определенной тематики. Давайте сформулируем цели данного занятия и составим его план.
Ответ учеников:
Цель занятия: Научиться применять теорию складывания игрушки оригами, при этом быть активными, целеустремленными, воспитывать в себе самостоятельность.
План занятия:
1) Актуализировать необходимую теорию.
2) Сложить журавля.
3) Подвести итог занятия, проанализировать достижение или недостижение поставленных целей.
1.2. Давайте выясним, какие знания нам необходимо актуализировать для того, чтобы переходить к непосредственному складыванию игрушки?
Ответ учеников:
1) Принцип сложения игрушки оригами
II. Ход урока.
Учащиеся самостоятельно проводят анализ методики складывания журавля, предлагают способы ее сложения, выбирают из предложенных наиболее рациональный, делают выводы, складывают игрушку.
Роль учителя на данном этапе урока состоит в руководстве ходом урока, направлении мыслей учащихся в нужном направлении.
III. Анализ результатов.
Учащиеся самостоятельно анализируют результаты урока, делают выводы по развитию своей самостоятельности, планируют свою деятельность на следующем занятии (выбирают тему и форму проведения урока).
Предложенные модели урока воспитывают в учащихся самостоятельность, которая в дальнейшем поможет им как в последующем изучении искусства оригами, так и в жизни.
Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику освоения того или иного музыкального произведения. Но когда учитель приходит к детям, все его действия должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь на глазах у ребят. Здесь импровизационность как принцип работы с учащимися последовательно реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки. А детская музыкальная импровизация, с чего начинается она? Какие навыки для нее необходимы?.. Наверное, вы скажите: слух, память, чувство ритма, развитое ладовое чувство, ощущение формы и пр. Да эти качества нужны, но импровизация начинается не с ритмо-формул, которые надо развить; не с мелодических оборотов, которые надо присочинить к уже заданным; и даже не с предложенной интонации, которую надо продолжить… Ценность импровизации как методического приема в работе с детьми - не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления. Только при таком начале импровизирования как творческого процесса можно уже предсказать появление не теоретически запрограммированной, завершенной на основе правил, сделанной по образцу формы, а пусть робкое и наивное, но самостоятельное “взращивание” мысли, которая может выразиться подчас в непредвиденной форме.
Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании. Высшим проявлением педагогического мастерства является импровизационный способ ведения урока - урока, свободного от штампа.
Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - “разговор”; сопоставление оригами. Наилучший прием, когда дети, “проживая” методику создания игрушки, созидают, творят свои варианты оригами, часто приближающихся к авторскому замыслу. Порой у детей возникают достаточно оригинальные художественные решения.
3. Сущность процесса организации кружка
3.1 Организация и руководство кружка по оригами
Целью изучения искусства оригами является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.В процессе обучения предусматривается решение следующих задач:
воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
всесторонняя подготовка студентов;
профессионально - прикладная подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации оригами, подготовка к работе в качестве общественных учителей, инструкторов по оригами;
совершенствования мастерства учащихся;
воспитание у учащихся убеждённости в необходимости регулярно заниматься оригами для совершенствования и развития своих умений.
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья и подготовленности учащихся, их квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.
Невозможно исчерпывающе осветить все грани проблемы общения на уроках музыки. Главное задуматься над проблемами художественного процесса общения совместной творческой деятельности учителя и учеников. Совместная творческая деятельность учителя и ученика - вот стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе творческого общения. Здесь начинается творчество детей в определении характера-образа игрушки: “Хищный хитрый зверек”; “Осторожный - это кот”; “У кошечки мягкие лапки, она осторожно крадется”.
Одним из методологических положений программы является определение единой целостной творческой деятельности как раскрытия жизненного содержания оригами, осуществляемой в разнообразных формах общения с искусством.
3.2 Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях
Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, технической подготовленности учащихся.
Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами искусству оригами.
Программный материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий и праздников.
Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.
Для проведения практических занятий по искусству оригами создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования и специальное. Каждое отделение имеет особенности комплектования специфические задачи. Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения. Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения умений и навыков учащихся, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы. Первым критерием распределения учащихся по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования. Вторым критерием является уровень технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния подготовленности по складыванию игрушки оригами. Распределение по учебным группам этого отделения проводится с учётом пола и уровня подготовленности. Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен составлять 12-15 человек. В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа постепенности в повышении требований к овладению искусством оригами. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, а также из различных средств, направленных на овладение искусством оригами. [8]
Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики складывания игрушки оригами, на формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно заниматься складыванием игрушки с целью совершенствования своих навыков и умений. Учебные группы отделения совершенствования. В них зачисляются учащиеся, выполнившие контрольные оригами, необходимые для зачисления в соответствующую группу отделения совершенствования. На специальное учебное отделение зачисляются оставшиеся учащиеся, которые по каким-либо причинам не смогли попасть в первую группу. Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера и функциональных возможностей учащихся. Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя.
Учебный процесс по оригами в специальном учебном отделении преимущественно направлен на:
· закаливание организма,
· повышение уровня физической работоспособности;
· приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.
Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются обязательными и проводятся на всём периоде обучения в объёме 4 часов в неделю. Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в психическом развитии. Так как искусство оригами требует от учащегося терпения, то на теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам получения психических установок. Общая и подготовка проводятся с учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой оригами, воспитанию терпения и самостоятельности учащихся. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации.
Искусство оригами требует от учащихся терпения и большого труда.
Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего, труд учащихся отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детский труд организовывается, прежде всего, с воспитательными целями. Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно, школьники должны включаться в общественное производство. Подготовить ребенка к труду- это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда. Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество. Как показывают наблюдения выпускники учебных заведений практически и психологически не готовы к участию в производственному труду. Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов деятельности. Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности, ни трудовой деятельности взрослых то мы условно выделяем ее как учебно-трудовую. В старших классах этот вид деятельности должен являться ведущей. С этой целью в старших классах программой предусмотрено профессиональное трудовое обучение. Ребенок, после окончания школы, уже может иметь специальность, что дает ему предпосылки для быстрой адаптации на производстве. Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и творческой основе. И тогда творчество проявляется в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов. Размышляя о характере игрушки. Все дети находятся под воздействием звучащей музыки: они вместе творят, воссоздают ее образ, раскрывая свое отношение. При этом замечательно, если коллективное размышление будут “собирать” сами дети. Т.е. не учитель объединит то, что они сказали, а кто-то из учеников. Преобладание коллективных форм работы на уроке музыки создает объективные предпосылки для глубокого всестороннего личностного общения детей, взаимовлияния их друг на друга. Вот почему необходимо чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребенка.[9]
Заключение
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. [10]
Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее. В этом я вижу будущее трудового обучения. Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Кроме того, бесстрашие рисковать, пробуя в классе новые приемы.
По сути, культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности.
Творческое начало, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее - формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из “внешнего предмета” творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского “Я”.
Важно, чтобы в творческом процессе ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
Творческое начало может проявляться уже с первого класса: в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения оригами, в остроте наблюдательности, проявляющей себя в рассказах об оригами, услышанной вне школы.
Список литературы
1. Вахрушев М, Боброва В.Г. Общая характеристика развития личности подростка. – Ростов на Дону, 2001. – 147 с.
2. Воронько Т.А., Кармакова Т.С. Общая методика преподавания уроков. – Хабаровск, 2003.-586с.
3. Дворянкина Е.К. Развитие субъектной позиции будущих учителей в педагогическом вузе как гуманистическая основа их профессионального обучения. Дисс. канд. пед.наук.-Хабаровск, 2003. – 165 с.
4. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М., 2001. – 154 с.
5. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. – Хабаровск, 2001. – 315 с.
6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
7. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М. : Педагогика, 2000. – 240 с.
8. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. – М. , 2003. – 184 с.
9. Под ред. Л. Дугановой. От творчества методиста к творчеству учителя, Москва: НИИ проблем качества подготовки специалистов, 1993.-168с.
10. Рапацевич Е.С. Словарь–справочник по научно–техническому творчеству. – Мн. , 1995. – 375 с.
[1] Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. – М. , 2003. –77с.
[2] Дворянкина Е.К. Развитие субъектной позиции будущих учителей в педагогическом вузе как гуманистическая основа их профессионального обучения. Дисс…канд. пед.наук.-Хабаровск, 2003. –117с.
[3] Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./ Под ред. П.И. Педкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 1998. –223с.
[4] Рапацевич Е.С. Словарь – справочник по научно – техническому творчеству. – Мн. , 1995. –222с.
[5] Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. – Хабаровск, 2001. –211с.
[6] Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М. : Педагогика, 2000. –115с.
[7] Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М., 2001. –48с.
[8] Воронько Т.А., Кармакова Т.С. Общая методика преподавания уроков. – Хабаровск, 2003.-59с.
[9] Вахрушев М, Боброва В.Г. Общая характеристика развития личности подростка. – Ростов на Дону, 2001. –71с.
[10] Под ред. Л. Дугановой. От творчества методиста к творчеству учителя, Москва: НИИ проблем качества подготовки специалистов, 1993.-74с.